Закон досуговой деятельности

Закон досуговой деятельности

Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей также развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы культурно-досуговой деятельности детей:

1. Принцип всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности всех детей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потребностей подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности, который реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность — сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой.

3. Принцип индивидуального подхода, который учитывает индивидуальные запросы, интересы, склонности, способности, возможности, психофизиологические особенности и социальную среду обитания детей при обеспечении их досуга.

4. Принцип систематичности и целенаправленности в организации детского досуга — целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей. Семья, дошкольное учреждение, школа, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.

5. Принцип преемственности в организации досуга — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при переходе детей из одной возрастной группы в другую, из одного воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности в организации досуга — создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.

Реализация принципов организации детской культурно-досуговой деятельности на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.

Методика организации культурно-досуговой деятельности детей зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов.

Специфической чертой детей является преобладание у них поисковой, творческо-экспериментальной активности. Дети более склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Именно игра занимает ведущее место в их досуге детей. Используют самые разнообразные по характеру виды игр: учебно-прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные. Наблюдения за практикой подготовки и проведения, детских культурно-досуговых мероприятий, свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у детей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

Дети любят праздники и карнавалы и охотно принимают в них участие. Объясняется это тем, что здесь присутствуют сказочные элементы, театрализованные шествия и представления, яркие игровые зрелища. Любой праздник несет в себе элемент отдыха. Однако есть праздники, в которых рекреационно-развлекательный элемент является преобладающим. К таким праздникам относятся: праздники новогодней елки, проводов зимы, праздники лета, цветов и т.д. Активное участие детей в организации и проведении праздников способствует воспитанию навыков и привычек культуры поведения, чувства коллективизма и товарищества.

Еще по теме:

Содержание и организация исследования лексической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, .

Восприятие пространства детьми раннего возраста
Изучению особенностей развития восприятия пространства у детей раннего возраста посвящены многие исследования. Они показывают, что восприят .

Методы изучения коллективных явлений
Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовы .

Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

www.directeducation.ru

Социально-досуговая деятельность

Характерные черты социально-досуговой деятельности:

  • осуществляется в свободное (досуговое) время;
  • отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;
  • обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
  • характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;
  • отличается глубокой личностной направленностью;
  • носит гуманистический, культурологический и развивающий характер.

Социально-досуговая деятельность тесно связана с понятием «свободное время».

«Свободное время»

К.Маркс определял свободное время как время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждения, но не производства жизненно необходимых товаров.
Свободное от работы время не идентично свободному времени, ведь, кроме процесса труда, существует необходимость восстановления работоспособности. Сюда относятся физическая и психологическая регенерация рабочей силы: питание, самогигиена, сон, спорт, забота о здоровье, а также нейтрализация все возрастающих психологических нагрузок. В психологической регенерации играют значительную роль как спокойное времяпрепровождение (например, телевизор), так и общение с другими людьми. Семья, воспитание детей, любовь составляют не только важную часть необходимых для обеспечения психологического здоровья межличностных отношений, но являются биологическим способом сохранения и гарантий восстановления работосопосбности. Социализация, образование также относятся к составным компонентам репродукции. Но и время, употребленное на общественно-политическую деятельность, необходимо для обеспечения индивидуальной работоспособности, хотя эта необходимость и выступает как косвенная.
Законодательство рассматривает свободное от работы время прежде всего с точки зрения необходимой регенерации (например, право на отпуск). Сегодня трудно даже представить, что работающее население использует свое свободное время исключительно для репродукции и регенерации рабочих сил. Остается еще свободное время для раскрытия своих творческих возможностей и удовольствий. Но есть ли для этого возможности в обществе, вот что является важным вопросом.
Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга.
Таким образом, свободное время – это то время, которое работающие и неработающие люди не посвящают деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием своих сущностных сил, но активному, ориентированному на получение удовольствий и счастье времяпрепровождению.
Современная социально-культурная деятельность определяется следующими требованиями:
— досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), открывать возможность коммуникации, развлечения, общения;
— досуг должен способствовать реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, участия в общественной жизни;
— досуг должен содействовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также воспитанию открытости.
Недостаток свободного времени, неумение его организовать особенно отчетливо ощущается у социально-незащищенных слоев населения. Кроме того, с развитием рыночных отношений в России происходит все большая коммерциализация предложений в культурно-досуговой сфере. Именно поэтому социальная работа в этой области становится все более востребованной, становясь составляющей частью реализации государственной политики свободного времени.

Организация досуговой деятельности по месту жительства

В настоящее время возрастает роль территориального подхода в развитии сферы досуга и социокультурной среды, развитие роли местного самоуправления в решении проблем организации свободного времени. Многим органам самоуправления на местах с огромным трудом все-таки удалось сохранить материальную базу культурных и спортивных учреждений, действует сеть учреждений внеклассной работы, художественные и музыкальные школы, школы искусств, территориальные клубы образования и досуга детей и взрослых. Следует отметить особую роль в организации досуга и формировании здорового образа жизни территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Они проводят индивидуальную работу с подростками и молодежью по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, организуют работу дневного пребывания детей и матерей, создают общества и клубы взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории, организуют семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы.
С течением времени главным местом проведения культурно-досуговой деятельности и социального воспитания детей и подростков, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства. Они максимально приближены к месту проживания, доступны и открыты для свободного посещения, в них создается атмосфера тепла и уюта, где можно занять свой досуг, встретиться с друзьями. Для многих детей и уюта, где можно занять свой досуг, встретиться с друзьями. Для многих детей из неблагополучных семей такие клубы становятся вторым домом,местом, где несовершеннолетние в процессе проведения общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности.
Клубы по месту жительства организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков. В ее процессе несовершеннолетние получают возможность проявлять и реализовывать полезные инициативы, приобретают навыки организации своего досуга и свободного времени своих друзей, получают опыт социального партнерства со старшим поколением, добровольного участия в делах по улучшению окружающей жизни. Большинство инициатив по работе с детьми и молодежью развиваются именно в клубах и центрах по месту жительства. Многие общественные объединения, некоммерческие организации и негосударственные учреждения по проведению социально-культурной работы стали создаваться при этих клубах.
В настоящее время в системе организации социально-досуговой деятельности образовалась целая сеть учреждений для детей и подростков, таких, как:
? центр экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»);
? центр психолого-педагогической помощи семье и детям;
? территориальный центр социальной помощи семье и детям;
? центр социальной реабилитации для несовершеннолетних;
? социальный приют для детей и подростков;
? центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Читайте так же:  Как заполнять заявления о выдаче замене паспорта форма 1п

Работа по месту жительства, не теряя своей актуальности, в начале 90-х годов практически вышла из системы государственного контроля, что привело к реорганизации и ликвидации ведомственного подчинения клубов. Значительная часть клубов была перепрофилирована, произошел отток наиболее квалифицированных кадров из системы работы по месту жительства.
Наряду с этим, коренные изменения претерпела прежняя идеология воспитания, произошел отход от заорганизованных форм деятельности, модифицировались ценностные ориентации подростков ощутилось стремление подростков к независимым и свободным видам досуга.
Тем самым выявился основной спектр проблем:
?межведомственная разобщенность, дисперсность работы.
? Устаревшая нормативно-правовая база, не соответствующая новым реалиям.
? Отсутствие концептуальных подходов, идеологии социокультурной работы.
? Информационный голод.
? Дефицит кадров, отсутствие системы подготовки и переподготовки специалистов.
? Недостаточное материально-техническое обеспечение.
Тем не менее, организация работы по месту жительства граждан является приоритетным направлением президентской программы «Молодежь России».
В городе Волжском в 2000 году, Комплексом социальной поддержки детей и молодежи «СВЕТ» при Государственном департаменте по молодежной политике РФ, было проведено социологическое исследование, Опрашивались молодые люди в возрасте от 14 лет. Так, отвечал на вопрос «Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?» лишь 20,8% не испытывают проблемы в организации досуга. У 28,2% не хватает денег, а 21,2% некуда пойти. Значительную часть свободного времени занимает просмотр телепередач (18%), встречи с друзьями (9,8%), занятия спортом (9,2%), а 58,8% опрашиваемых проводят свободное время бесцельно, как могут и как придется. На вопрос «Какие чувства или состояния Вы испытываете чаще всего в выходной день» более половины респондентов ответили, что желают острых ощущений, пожить опасно, рискнуть деньгами и т.п. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что 75% молодежи нуждаются не только и не столько в материальной помощи, сколько в других видах услуг: консультировании, содействии в трудоустройстве и переквалификации, предоставлении временного приюта, организации досуга и другое.
Подростково-молодежные клубы и социальные службы молодежи ориентированы на создание условий для самообеспечения, саморазвития молодых людей, оказание им поддержки в реализации собственных возможностей. Для выполнения этой цели необходимо создание новых механизмов, социальных технологий, новых адекватных современным условиям, модулей социокультурной работы с молодежью.
24 июня 1999 года был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно ст. 17 органы по делам молодежи в пределах своей компетенции должны осуществлять организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений; оказывать содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: участвовать в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них, должны предоставлять бесплатно социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним; принимать участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга, занятости, осуществлять информационно-просветительские и иные меры.
25 января 2001 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о государственном комитете РФ по физической культуре, спорту и туризму», в котором указывается, что государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: … разрабатывать предложения по усилению роли физической культуры, спорта и спортивного туризма в укреплении здоровья населения, организации досуга детей, подростков и молодежи и профилактике негативных социальных явлений среди них.
Таким образом, очевидно, что необходимо формирование принципиально нового механизма системы подростково-молодежных клубов и социальных служб, обеспечивающего грамотное посредничество между конкретным человеком, семьей и имеющимися организациями и учреждениями.
В первую очередь необходимо предоставление индивидуального консультирования.
Во-вторых, групповая социальная работа – направление на поддержку молодого человека через передачу группового опыта, создание условий для самообеспечения, саморазвития, оказание ему действенной помощи в реализации собственных возможностей.
В-третьих, социокультурная работа по месту жительства должна проходить через изменение общественных условий, с привлечением волонтеров, разнообразных досуговых возможностей.
Таким образом, на перспективу следует определить в качестве приоритетов развитие новых форм досуговой деятельности, разработку программы подготовки и переподготовки кадров данной специализации, утверждение на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовых документов, определяющих статус подростково-молодежных клубов, укрепление материально-технической базы досуговых учреждений.

soc-work.ru

Организация и развитие досуговой деятельности детей и молодёжи в России

Досуг при условии его правильной организации – неоценимый фактор в функционировании, восприятии и присвоении молодежью ценностей духовной культуры. Он же – мощный криминогенный фактор в условиях, когда социально-культурное пространство пусто и человеку, особенно молодому, некуда пойти и нечем заняться. Поэтому проблема досуга – это не только и не столько проблема свободного времени, его использования или провождения, но также проблема освоения, воспроизводства и развития, даже просто заполнения культурного пространства, формирования позитивной активности молодежной части населения, не говоря уже о возможностях ее творческой реализации.

Читайте так же:  Какой штраф за знак движение грузовым запрещено

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно – досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Организация разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно – досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно – досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Совершенствование деятельности по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Выработанная в конце 80-х – начале 90-х годов позиция, согласно которой отвергается формирование новых поколений по единому идеологическому образцу, а государством поддерживается многообразие в молодежной среде и обеспечивается возможность широкого выбора молодым гражданином своего жизненного пути, соответствует мировым тенденциям развития государственных институтов и правовых основ их деятельности.

В российском законодательстве и в государственной системе эта линия нашла закрепление, однако остаются нерешенными многие вопросы стратегического характера.

Обновляется основная правовая база государственной молодежной политики, каковую составляет законодательство о молодежи. В строго юридическом смысле выделить “законодательство о молодежи” можно лишь условно: это не отрасль права и не отрасль законодательства, а скорее комплексная проблема, которая связана с особенностями правового статуса молодых граждан и их объединений. С этой точки зрения неэффективен путь наращивания особого “молодежного законодательства” там, где вопрос должен решаться в общем порядке. Огромный шаг вперед в таком понимании права сделан Гражданским кодексом Российской Федерации (Часть 1). Представляется, что именно таким должен быть путь к совершенствованию юридического закрепления особенностей правового статуса молодых граждан и их объединений. Тогда более предметным становится и законодательство о государственной молодежной политике как инструменте государственной деятельности, основывающейся на основных отраслях права и отраслях законодательства.

Недооценка органами государственной власти остроты проблем молодежи и сохраняющееся представление о затратном характере вложений в молодежь остаются серьезными препятствиями для практической реализации положений и принципов государственной молодежной политики. Выделенные в рамках президентской программы “Молодежь России” незначительные средства не соответствуют уровню решаемых задач. Идеи молодежной политики органами государственной власти рассматриваются как узковедомственные, между тем как они связаны с миссией государственной власти во всем ее объеме.

В условиях стабильного эволюционного развития данный подход работает неэффективно. Возникает потребность в индивидуализации социального интереса, обращение к идеям свободы личности. В соответствии с этим мы формулируем вывод о том, что сильная государственная политика в отношении молодежи должна исходить из идеи партнерства органов государственной власти и личности на основе гармонизации государственных и личных интересов, создания условий для развития всех групп.

Партнерство государства и личности, как известно, является целью социального государства. Действующая Конституция РФ, как известно, определила в качестве одного из атрибутов российской государственности социальную защиту, социальную поддержку, социальную помощь своим гражданам. Но социальное государство – дорогое государство. Особенно оно является дорогим в условиях длительного социально-экономического кризиса. Для нас важно рассмотреть его социальные последствия.

Государству и обществу нужна сильная социальная политика. Это не раз декларировалось, из этого исходят многие законодательные акты и распорядительно-исполнительные решения. Но на деле реализуется слабая социальная политика.

Это проявляется в том, что недостаточно согласуются между собой ее отдельные направления (семейная, детская, молодежная политика, развитие образования и здравоохранения, социальное обеспечение и др.), предпринимаемые меры не полностью подкреплены кадровым, интеллектуальным, информационным, материально-техническими и финансовыми ресурсами. Возникает мозаичность, фрагментарность действий.

Почти десятилетняя практика осуществления государственной молодежной политики в Российской Федерации не выявила приоритетов государства в этой области его деятельности. Государственная молодежная политика по-прежнему остается на периферии деятельности государства и характеризуется противоречивыми тенденциями. Частая смена тактических установок и многочисленные организационные перестройки скрывали под собой неопределенность органов государственной власти и их должностных лиц в том, нужно ли вообще выделять молодежные проблемы в особый класс социальных проблем и что даст их разрешение или хотя бы смягчение для развития страны. В стратегическом плане победила либеральная линия невмешательства в социальную жизнь, хотя в законодательстве, особенно на уровне субъектов Российской Федерации, были сильны социал-демократические тенденции целевой поддержки молодежи. Однако в рамках проводимых мероприятий по-прежнему молодежь воспринимается как социально ущербная группа, а ее поддержка в незначительной степени является стимулированием инициативной, инновационной деятельности молодых россиян, их общественных объединений.

Обозначенные стратегические вопросы государственной молодежной политики, к сожалению, не были актуальными для органов государственной власти в последнее время, хотя они неоднократно выдвигались в государственных докладах о положении молодежи в Российской Федерации (1993, 1995, 1996, 1998, 2000 гг.) и в ряде публикаций исследователей молодежных проблем. Интерес власти был сосредоточен на вопросах тактики, которые без стратегических решений вели к частым реорганизациям аппарата. Огромный вред медленно нараставшему потенциалу государственной молодежной политики в 1993-2000 гг. нанесли неоднократные ликвидации федерального органа по делам молодежи. Последующие действия по его восстановлению были растянуты во времени, содержали много неясностей, что приводило к частичной потере с таким трудом установленных координационных связей как на уровне федеральных министерств и ведомств, так и во взаимоотношениях с регионами. Попытки сэкономить на аппарате управления привели к крупному ущербу в социальном развитии страны.

В целом на сегодняшний день государственная молодежная политика как сфера государственной деятельности находится в стадии становления. Реализация ее основывается на координации деятельности всех органов, осуществляющих социальную политику государства, нормативно-правовом, управленческом, финансовом ее обеспечении. Практически ее реализация встретила (и встречает) большие трудности.

Читайте так же:  Справка для субсидии москва

Понятно, что на нынешнем этапе общество не в состоянии адекватно отреагировать на потребности и проблемы молодежи, а, следовательно, сформировать целостную молодежную политику. В то же время и сегодня возможно принять меры по созданию условий для реализации государственной молодежной политики на законотворческом, программном, кадровом, материально-техническом и финансово-экономическом уровнях.

Противоречивая ситуация не может сохраняться бесконечно, и необходимо определиться с отношением государства к молодежи. Меры государства в отношении молодежи неоправданно сегодня ориентированы на ее маргинальную часть. Этим решается конъюнктурная, тактическая задача, поскольку от маргинальной части можно ожидать бунта, в ней сильны криминальные тенденции. Но этим уводится с переднего плана отношение государства и общества к молодежи как стратегическому ресурсу нации. Остается безответным вопрос, готово ли государство сделать ставку на молодежь в определении перспектив социального развития России.

В правовом отношении законодательная активность субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики имеет противоречивые характеристики. С одной стороны, здесь может быть усмотрено нарушение нормы, содержащейся и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Из смысла этой нормы следует, что до принятия соответствующего федерального закона законы субъектов Российской Федерации не принимаются.

С другой стороны, спорным является отнесение вопросов государственной молодежной политики к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В статье 72 Конституции Российской Федерации в перечне предметов совместного ведения нет позиции “государственная молодежная политика”. Ее отнесение к данному классу производится на косвенных основаниях (например, исходя из того. Что к совместному ведению относятся общие вопросы воспитания, образования и т. д.). В этом смысле можно утверждать, что субъекты Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики обладают всей полнотой государственной власти и вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (статья 73 и часть 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В ряде стран молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью социальное развитие молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства.

Конкретное вложение инвестиций в молодежь представляет собой стратегию государственной молодежной политики, которая пока не получила признания в России на федеральном уровне. Между тем, следовало бы посчитать упущенную выгоду от невложения соответствующих средств в социальное развитие молодежи.

Так, в федеральном бюджете средства, предусмотренные на молодежную политику, в 357 раз меньше, чем те, что направляются на обеспечение деятельности органов внутренних дел. Значительную часть правоохранительной деятельности эти органы вынуждены вести именно с молодежью: В 1998 г. из выявленных 1,4 млн. лиц, совершивших преступления, 788,3 тыс. человек – молодые россияне, или 53,2%. За преступления в 1998 г. были осуждены 607,9 тыс. человек в возрасте до 30 лет – это наивысший показатель за 90-е годы, почти вдвое превосходящий численность осужденной молодежи в 1990 г.

Идея инвестиций в молодежь как наиболее перспективного подхода выдвигается уже не первый год, она учитывалась при разработке законопроекта “Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации”, однако остается только идеей и в правовом отношении пока не имеет необходимой базы для реализации.

Наиболее проблемной областью правового регулирования в сфере государственной молодежной политики остается (в том числе и после принятия рамочного федерального закона) выработка механизмов представительства законных интересов молодежи перед государством и обществом, расширения участия молодежи в государственном управлении.

Государственная молодежная политика в широком смысле – это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи, это та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и прежде всего замыкается на молодежи.

Одна из ведущих, ключевых ролей в реализации ГМП должна быть определена системе образования, изначально исполняющей не только функцию профессиональной и общеобразовательной подготовки будущих граждан, но и осуществляющей воспитание молодежи, содействие ее социализации. Кроме того, в институциональном отношении Министерство образования РФ обладает широчайшей сетью образовательных учреждений различного уровня и профиля, которая фактически может стать основой системы работы с молодежью (при условии усиления приоритетов воспитания в деятельности образовательных учреждений, решения проблем внутри – и межведомственной координации в этой сфере, дополнительного финансирования воспитательных мероприятий и работы по включению молодежи в социально значимую и социально полезную деятельность).

В этом плане получает известное оправдание передача вопросов государственной молодежной политики в ведение Министерства образования РФ. Но требуется осознание того, что это не частный вопрос образовательной политики и не частный вопрос финансирования образовательных учреждений. Нерешенность общих вопросов молодежной политики противостоит успехам в деле образования, делает эти успехи нередко ничтожными.

Об этом, в частности, свидетельствует “утечка мозгов” из России, которая продолжается уже почти десятилетие. За рубеж уехали сотни тысяч талантливых людей, в том числе молодых – надежда России. Согласно прогнозам, страна потеряет до полутора миллионов ученых и специалистов. Из России уехали около 80% математиков, получившие наиболее качественную профессиональную подготовку, и 50% физиков-теоретиков высшей квалификации. Начавшаяся “вторая волна” утечки умов из России имеет по сравнению с “первой” (рубеж 90-х годов) качественно иное содержание: Россию навсегда покидают целые кафедры, лаборатории, сложившиеся коллективы. Доля выпускников вузов, приходящих на научную работу, составляет 8%, на преподавательскую – не более 10%. В целом за последние годы интеллектуальному потенциалу нации нанесен огромный урон. Данная проблема должна рассматриваться в рамках не столько государственной образовательной политики, сколько государственной молодежной политики, поскольку “утечку мозгов” порождает нерешенность широкого круга социальных проблем молодежи и совершенствованием образования без решения этих проблем такая утечка не только не будет остановлена, но, напротив, еще более возрастет.

Государственная молодежная политика вбирает в себя такие жизненно важные отрасли, как экономика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, отдых. Государственная молодежная политика направлена на социализацию молодежи, на ее социальное становление. Без этой политики, без социальной подготовки молодежи невозможны ни правовое государство, ни гражданское общество.

Разработка современной концепции ГМП призвана учитывать государственную политику в сфере экономики, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения и отдыха и находить свои механизмы содействия их реализации. Только координация и совместное осуществление различных направлений социальной политики сделает их сильными в своей особенности и общности. Главное в ГМП – повышение субъектности молодого человека и молодежи как социальной группы в реализации собственных, государственных и общественных интересов.

В соответствии с этим и следует конструировать задачи ГМП. Они должны отражать, во-первых, путь жизненного становления молодого человека, этапы проживания им собственной жизни; во-вторых, включение его в систему общественных отношений; в-третьих, его жизнедеятельность как гражданина.

Практическая работа субъектов ГМП с учетом появления позитивных, общественно важных тенденций в среде молодежи должна быть сориентирована на поддержку и содействие реализации ее гражданских инициатив, участия в социально значимой и социально полезной деятельности в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты, организации мероприятий по адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям, коррекционным воздействиям в случаях проявлений отклоняющегося поведения.

geolike.ru

Обсуждение закрыто.