Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Закон цб 2014

Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня и за период 2013 — 2018 годов

Ключевая ставка Банка России и все её изменения

Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня составляет — 7,25%. Очередной Совет директоров Банка России, состоявшийся 15 июня 2018 года, принял решение сохранить ключевую ставку на прежнем уровне. Данная ключевая ставка будет действовать по 27 июля 2018 года.

Банк России пересмотрел вверх прогноз инфляции с учетом предлагаемого повышения налога на добавленную стоимость в 2019 году. Данная мера окажет влияние на динамику потребительских цен в следующем году, а также может иметь эффект уже в текущем году. Банк России прогнозирует годовую инфляцию в 3,5–4% в конце 2018 года и ее краткосрочное повышение до 4–4,5% в 2019 году. Темпы роста потребительских цен вернутся к 4% в начале 2020 года.

Баланс рисков до конца 2019 года сместился в сторону проинфляционных рисков. Банк России будет принимать решение по ключевой ставке, оценивая инфляционные риски, динамику инфляции и развитие экономики относительно прогноза.

Ключевая ставка ЦБ РФ на 2018 год (с 23 марта 2018г. по 27 июля 2018г.)

На очередном заседании Совета директоров Банка России, состоявшемся 15 июня 2018 года принято решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых. Данная ключевая ставка будет действовать с 26.03.2018 года по 27 июля 2018 г., т.е. до даты очередного заседания Совета директоров Банка России. Это третья на сегодня ключевая ставка ЦБ РФ за 2018 год.

Предыдущая ключевая ставка Банка России составляла 7,50% и срок её действия продлился чуть более одного месяца (с 12.02.2018 года по 25.03.2018 г.).

Принимая решение о сохранении ключевой ставки на уровне 7,25% годовых, Совет директоров Банка России исходил из следующего:

Динамика инфляции. Годовая инфляция в целом соответствует ожиданиям Банка России. В апреле—мае годовой темп прироста потребительских цен сохранился на уровне марта, составив 2,4%.

Динамика инфляции по основным товарным группам потребительской корзины была неоднородной. С одной стороны, в условиях роста мировых цен на нефть и произошедшего в начале года повышения акцизов заметно увеличились цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Это внесло основной вклад в рост годовой инфляции по непродовольственным товарам — до 3,4% в мае (с 2,7% в апреле). Принятое решение о снижении с 1 июня 2018 года акцизов на нефтепродукты будет способствовать замедлению роста цен на эту группу товаров к концу текущего года. С другой стороны, произошло значительное снижение цен на плодоовощную продукцию, что отразилось в замедлении годовой продовольственной инфляции до 0,4% в мае (с 1,1% в апреле). Это связано с сохранением высокого объема предложения продовольственной продукции.

Инфляционные ожидания населения и предприятий несколько возросли, что прежде всего связано с повышением цен на бензин. Произошедшее в апреле ослабление рубля оказывает умеренное влияние на динамику инфляции и инфляционных ожиданий. В ближайшие месяцы продолжится подстройка цен к сформировавшемуся уровню валютного курса и цен на нефтепродукты.

По оценке Банка России, планируемые налоговые изменения увеличат инфляцию примерно на 1 процентный пункт. Частично этот эффект может реализоваться уже в текущем году.

Банк России прогнозирует годовую инфляцию 3,5–4% в конце 2018 года и ее краткосрочное повышение до 4–4,5% в 2019 году. Темпы роста потребительских цен вернутся к 4% в начале 2020 года.
Денежно-кредитные условияблизки к нейтральным. По оценкам Банка России, они уже практически не оказывают сдерживающего влияния на динамику кредита, спроса и инфляции. Денежно-кредитные условия формируются в том числе под влиянием ранее принятых решений о снижении ключевой ставки. При этом консервативный подход банков к отбору заемщиков способствует плавному росту кредита, не создающему рисков для ценовой и финансовой стабильности. Депозиты остаются привлекательными для населения при текущем уровне процентных ставок.

С учетом влияния предложенных налогово-бюджетных мер на инфляцию и инфляционные ожидания требуется замедление перехода к нейтральной денежно-кредитной политике. Сохранение небольшой степени жесткости денежно-кредитных условий позволяет ограничить масштаб вторичных эффектов от налоговых мер и стабилизировать годовую инфляцию вблизи 4%.
Экономическая активность. Годовой темп прироста ВВП в I квартале составил 1,3%, что несколько ниже мартовского прогноза. Это связано с более медленным, чем ожидалось, увеличением инвестиций в основной капитал, в том числе с сокращением объема работ в строительстве, а также с пересмотром Росстатом данных за 2017 год. В апреле произошло улучшение показателей инвестиционной и производственной активности, что подтверждает временный характер замедления экономической активности в марте 2018 года. В связи с этим Банк России сохранил прогноз темпа прироста ВВП в 2018 году в 1,5–2%, что соответствует оценке потенциальных темпов роста российской экономики. В 2019–2020 годах темпы экономического роста сохранятся вблизи этих уровней. В дальнейшем возможно уточнение прогноза Банка России с учетом детальной оценки влияния на экономическую динамику комбинации налогово-бюджетных мер, объявленных 14 июня 2018 года. В 2019 году есть риск некоторого замедления деловой активности. Однако в случае успешной реализации запланированных мер в среднесрочной перспективе ожидается более быстрый рост экономики по сравнению с текущим прогнозом Банка России.
Инфляционные риски. Баланс рисков до конца 2019 года сместился в сторону проинфляционных рисков. Основные риски связаны с эффектом принятых налогово-бюджетных решений, а также с внешними факторами.

Что касается налоговых мер, Банк России будет уделять особое внимание оценке вторичных эффектов (в том числе реакции инфляционных ожиданий), масштаб которых сейчас сложно оценить в полной мере.

В части внешних условий ускоренный рост доходностей на развитых рынках и геополитические факторы могут приводить к всплескам волатильности на финансовых рынках и оказывать влияние на курсовые и инфляционные ожидания.

Оценка Банком России рисков, связанных с волатильностью продовольственных и нефтяных цен, динамикой заработных плат, возможными изменениями в потребительском поведении, существенно не изменилась. Эти риски остаются умеренными.

Банк России будет принимать решение по ключевой ставке, оценивая инфляционные риски, динамику инфляции и развитие экономики относительно прогноза.
Датой следующего заседания Совета директоров Банка России, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, установлено 27 июля 2018 года. Предполагаемое время публикации пресс-релиза о принятом решении — 13:30 по московскому времени.

Динамика ключевой ставки Центрального Банка РФ за 2013 — 2018 годы

Ключевая ставка была заявлена как основной инструмент денежно-кредитной политики с 13 сентября 2013 г. Начиная с этой даты и до конца 2013 года она составляла 5,50% годовых, инфляция по итогу 2013 года составила 6,45%.

В 2014 году ключевая ставка менялась 6 раз, и все в сторону роста. 2014 год Россия завершила с ключевой ставкой ЦБ в размере 17,00%. Резкое повышение ключевой ставки до 17,00% годовых произошло 16 декабря 2014 года. Совет директоров Банка России отметил, что данное решение было обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски. Инфляция по итогу 2014 года составила 11,36%.

Читайте так же: Роль отношения собственности в экономике

2015 год , начавшийся со ставки 17% годовых, продолжился постепенным её снижением. В течении 2015 года произошло 5 изменений ключевой ставки, а самих ставок в течении года было 6. Год завершился с ключевой ставкой в 11,00%. Инфляция по итогу 2015 года составила 12,90%.

В течении января — июня 2016 года Банк России периодически принимал решение сохранить действовавшую с 2015 года ключевую ставку на уровне 11,0 % годовых, с 14 июня — снизил её до 10,50%, а с 19.09.2016 г снизил до — 10,00%. На конец 2016 года ключевая ставка сохранена на уровне 10,00%. Инфляция на конец 2016 года составила — 5,4%.

С начала 2017 года ключевая ставка Банком России сохранялась на уровне 10,00%, а со второго квартала началось её методичное понижение. За 2017 год ключевая ставка менялась 6 раз и снизилась с 10,00% до 7,75 % к концу года. Инфляция в России за 2017 год составила 2,5%.

В начале 2018 года ключевая ставка Банка России составляет 7,75% годовых, с 12.02.2018 года снижена до 7,50%., с 26 марта 2018 года снижена до 7,25% годовых и будет пока действовать до 27 июля 2018 года. Это второе изменение ключевой ставки за текущий период 2018 года.

Таблица динамики (изменений) ключевой ставки ЦБ РФ за 2013 — 2018 годы

В таблице приводится динамика (изменения) ключевой ставки ЦБ РФ с момента её введения (с 13 сентября 2013 года):

bankirsha.com

ЦБ и Росфинмониторинг ужесточат закон об отмывании

Как выяснили «Известия», Банк России и Росфинмониторинг разрабатывают поправки в закон о борьбе с отмыванием денег (115-ФЗ), которые обяжут банки отказаться от обслуживания высокорискованных клиентов. Сейчас у банков нет обязанности отказывать подозрительным клиентам в совершении операции, открытии счета или вклада — есть право (исключение составляют террористы и террористические организации, по ним есть обязанность).

О том, что право банков планируется сменить законопроектом на их обязанность, говорится в пояснениях ЦБ по итогам встречи с топ-менеджерами банков в пансионате «Бор» в феврале 2015 года (материалы регулятора есть у «Известий»). Близкий к ЦБ источник говорит, что для физических и юридических лиц будет определен перечень конкретных характеристик, которые будут однозначно, по мнению регулятора, свидетельствовать о том, что клиент так или иначе задействован в схемах отмывания денег. Для юрлиц обсуждаются параметры, которые, как ожидается, будут применяться по совокупности (точные сочетания этих признаков еще не ясны), среди них — отсутствие главного бухгалтера, минимальный уставный капитал (10 тыс. рублей), совершение транзитных операций, зачисление на счет компании средств от различных контрагентов, обналичивание средств, выведение денег за рубеж.

Что касается граждан, то для них обсуждаются такие критерии: чрезмерно активное обналичивание средств, выведение денег за рубеж, поступления на счет физлица средств от юрлиц и физлиц по непонятным основаниям, внесение денег на счет и снятие их на следующий день — и так по кругу, при совершении валютообменных операций — оперирование большими суммами сомнительного происхождения.

Источник подчеркивает, что у ЦБ есть Положение 262-П о клиентских операциях повышенного уровня риска, также ведомство регулярно выпускает письма под грифом «Т», в котором описывает схемы незаконного отмывания денег и меры по борьбе с этими нарушениями. С 2003 года ЦБ издал по меньшей мере 22 таких письма, в прошлом году, например, особое внимание регулятора уделялось транзитным схемам вывода денег за рубеж и фиктивному импорту (/news/581969). С учетом этой несколько разрозненной нормативной базы ЦБ банки применяют рискоориентированный подход — присваивают клиентам как минимум три категории риска: низкий, средний, высокий. Некоторые банки ввели дополнительные классификации внутри этих групп, в целом правила внутреннего контроля противодействия легализации преступных доходов разрабатывает каждый банк индивидуально — в зависимости от своей специфики, стратегии, клиентского сегмента. При высоких значениях риска клиенты получают отказ, при промежуточных — от клиента могут потребовать дополнительные документы, подтверждающие законность операций.

По словам источника, ЦБ в отдельном едином нормативном акте сведет набор критериев, при выявлении которых банки однозначно должны будут отказать клиенту в обслуживании. Банки, которые не будут исполнять требования ЦБ, могут лишиться лицензий — за нарушение 115-ФЗ. «Но цель ЦБ — не массовый отзыв лицензий у банков, а пресечение возможности недобросовестным клиентам использовать банки как прачечные», — говорит источник.

В последнее время вовлеченность банков в сомнительные операции — основная причина отзывов лицензий. Всего за 2015 год ЦБ отозвал лицензии у 7 банков, за 2014-й — у 79 банков, за 2013-й — у 29, за 2012-й — у 19. В прошлом году ужесточен критерий «высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций» — снижены порог сомнительных сделок с 5 млрд до 3 млрд рублей, а также доля сомнительных наличных операций с 5 до 4% дебетового оборота по счетам клиентов (письмо 92-Т от 21 мая 2014 года).

В пресс-службе Центробанка «Известиям» сообщили, что позиция регулятора по поводу высокорискованных клиентов изложена в статье зампреда Банка России Дмитрия Скобелкина «Актуальные вопросы деятельности Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ), опубликованной в 2015 году в ведомственном журнале «Деньги и кредит».

«С 30 июня 2013 года (когда банки получили это право) по середину ноября 2014 года банки направили в Росфинмониторинг около 38 тыс. сообщений об отказе в заключении договора банковского счета и около 27 тыс. сообщений — об отказе в выполнении распоряжений клиентов, — пишет Скобелкин. — Значительное количество договоров банковского вклада было расторгнуто. Учитывая большой превентивный потенциал данных мер, их развитие будет продолжаться. Предполагается законодательно закрепить обязанность банков прекратить деловые отношения с недобросовестными клиентами с высокой степенью риска отмывания доходов, полученных преступным путем».

Как отмечает Скобелкин, характеристики таких клиентов будут закреплены в нормативном акте регулятора, документ будет согласован с Росфинмониторингом.

«Мы рассчитываем на то, что это позволит оперативно корректировать виды так называемых сомнительных операций и порядок оценки степени риска клиента в целях ПОД/ФТ, а также создать равные конкурентные условия для всех банков по выполнению установленных 115-ФЗ обязанностей. Это соответствует обязательствам РФ в рамках выполнения «рекомендаций ФАТФ [FATF, Financial Action Task Force on Money Laundering — Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег]. Нами исследуются признаки разного рода схем проведения сомнительных операций, которые могут использоваться клиентами для вывода денежных средств за пределы территории страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также других противозаконных целей. Общим свойством высокорискованных сомнительных операций по-прежнему являются участие в них компаний с признаками фиктивной деятельности, а также наличие сложных многоступенчатых цепочек транзитных платежей по счетам фирм-однодневок».

В пресс-службе Росфинмониторинга подтвердили участие в разработке поправок в 115-ФЗ, но отказались обсуждать детали до окончательного согласования законопроекта.

По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка Дины Багатовой, критерии сомнительных клиентов, установленные в документах ЦБ, активно применяются банками при оценке рисков.

— Единая четкая система оценки конкретных характеристик клиента-отмывальщика облегчит жизнь сотрудникам подразделений финмониторинга банков — правда, если установленные характеристики будут действительно конкретными и с их применением можно будет сделать однозначный вывод об участии клиента в отмывании, — говорит Багатова. — Но введение для банков обязанности отказа по специальным критериям на законодательном уровне — это излишне жесткая мера.

По словам Елены Люшиной, начальника департамента контроля рисков Локо-банка, в число фирм-отказников могут попасть вновь созданные компании малого и среднего бизнеса: нет главбуха, минимальный уставный капитал; повышенное внимание такой клиент может привлечь, если, например, будет проводить через банк сделку с недвижимым имуществом — такие операции считаются высокорискованными. Также, по словам Люшиной, могут пострадать от новации клиенты холдинговых компаний, для которых характерно разделение бизнеса, или люди, которым на счета перечисляют средства в качестве помощи — если, скажем, у них проблемы со здоровьем.

Читайте так же: Свидетельство о разводе утеряно

Сергей Мешалкин, директор департамента компаенса (соблюдения законодательства, в данном случае — банковского) Росбанка, считает целесообразным наряду с введением обязанности отказа сохранить и право банка на отказ по основаниям, самостоятельно разработанным банком и закрепленным в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Управляющий директор аналитического агентства «Инвесткафе» Иван Кабулаев приветствует новацию.

— Банки фактически признавали некоторые сомнительные операции, но занимали позицию в стиле «нас используют втемную, а мы не можем отказать клиенту в обслуживании», — поясняет Кабулаев. — Теперь банки будут обязаны отказывать в обслуживании, это логично и своевременно. На самом деле российские кредитные организации пока находятся в достаточно раннем становлении антиотмывочных процедур в отношении операций внутри страны — до сих пор скорее экзотикой является подтверждение бенефициара компании-клиента, мало кто спрашивает (хотя бы для формы) о происхождении крупных сумм наличных средств у клиентов-физлиц, редки запросы подтверждающих документов по сделкам. На фоне массового отзыва лицензий по основаниям ПОД/ФТ усиление работы по борьбе с сомнительными операциями — задача банков, которую они, понятное дело, будут пытаться тихо (или громко) саботировать, ведь на это направление необходимо будет тратиться.

По словам банкиров, некоторые банки тратят на направление ПОД/ФТ миллионы рублей в год, иные — не более 500 тыс. рублей. Противолегализационное направление не приносит банку дохода, его основная задача — защита собственного бизнеса в целом.

— Новые меры не приведут к проблемам у крупных банков, они и так держат значительное количество персонала для обеспечения деятельности подразделений ПОД/ФТ, — уверен президент Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков Михаил Васильев. — А вот для мелких игроков нововведения будут проблемой — в силу небольшой клиентской базы и необходимости отказывать подозрительным физлицам и юрлицам.

iz.ru

Докажи, что заработал

Со второго полугодия 2016 года ЦБ будет требовать от банков сведения о происхождении средств граждан

Со второго полугодия 2016 года Центробанк начнет требовать от банков сведения об «источниках происхождения денег». Приурочено это к завершению сроков действия амнистии капиталов. «Газета.Ru» разбиралась, коснутся ли ужесточения простых граждан.

В некоторых СМИ, социальных сетях и на банковских форумах развернулась бурная дискуссия о сложностях со снятием наличных и переводом денежных средств в связи с тем, что в этом году, после окончания амнистии капитала, объявленной президентом Владимиром Путиным, эти операции подпадут под дополнительный контроль финансовых властей.

Старт дискуссии дал российский ЦБ. Сейчас банки не обязаны получать от своих клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств и иного имущества. Однако вскоре банкиров обяжут запрашивать у клиентов такие документы, не исключил на этой неделе замглавы департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский.

«До того периода, пока процедура амнистии капитала не завершена, вряд ли финансовый мониторинг, финансовая разведка либо Банк России будут настаивать на реализации права банков при определенных обстоятельствах получать от своих клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств и иного имущества», — цитирует ТАСС Ясинского. Он напомнил, что такое право появилось у банков в конце прошлого года.

По его словам, у финансовой разведки и ЦБ до момента истечения сроков действия амнистии капиталов нет планов разработки доведения до кредитных организаций каких-то специальных методических рекомендаций по тому, как реализовывать право по получению информации об источниках происхождения денежных средств.

Вместе с этим он отметил, что рано или поздно настанет такой момент, когда это право реализовывать будет необходимо. «Мы планируем подойти к этой работе во втором полугодии 2016 года», — отметил Ясинский.

Впрочем, на рядовых россиянах отмена моратория никак не скажется.

Как отделить помощь бабушке от спонсирования терроризма

Контроль банков за операциями с денежными средствами определяется федеральным законом №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Этот ФЗ является главной инструкцией для всех кредитных организаций для противодействия отмыванию преступных доходов. 115-ФЗ является обязательным к исполнению для всех банков, а нарушение его положений влечет за собой самые строгие санкции со стороны Центробанка, вплоть до моментального отзыва лицензии. Закон обязывает кредитные организации докладывать в Росфинмониторинг обо всех операциях, которые подходят под определенные критерии ст. 6 федерального закона.

Число брачных контрактов в России достигло 50 тысяч в год

Вторым документом, которым руководствуется банк в вопросе, «стучать» ли на вас в Росфинмониторинг, является его внутренняя инструкция, которая пишется на основе положения Банка России №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». На практике большинство банков просто переписывают все включенные в 375-П критерии в свою внутреннюю инструкцию. Также положение Центробанка регулирует работу внутренней IT-системы контроля банка, которая должна оповещать отдел внутреннего контроля о сомнительных операциях, проходящих через банк. Уведомления обо всех зарегистрированных сомнительных операциях отправляются в Росфинмониторинг, который на основании полученной информации имеет право заблокировать финансовую операцию или запросить у клиента документы, подтверждающие источник происхождения этих денег.

«В соответствии с ФЗ-115 банки обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов принимать меры по определению финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества (подпункт 1.1 п. 1 ст. 7). То есть банки обязаны проверить балансы, налоговые декларации и иную информацию о клиенте из доступных источников. Выполняя пункт закона, где речь идет о «праве принимать меры», банки включают в анкеты клиентов пункт об «источниках». Ответит на этот пункт клиент или не ответит и что ответит — это уже другой вопрос, но свое право применения мер банк исполнил», — поясняет консультант департамента аудиторских и консультационных услуг финансовым институтам ФБК «Грант Торнтон» Галина Нуднова.

С учетом проверок, проведенных Банком России, и количеством отзывов лицензий банки, у которых большой оборот наличных денежных средств, пытаются как-то себя обезопасить разработкой процедур по установлению источников происхождения этих средств.

Но так как никаких предложений (законодательных, рекомендательных) по обоснованию источников со стороны Банка России нет, то банки самостоятельно разрабатывают процедуры определения источников.

Пока же банк обязан уведомлять о следующих операциях физических лиц.

— Операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб. То есть, если вы переводите 615 тыс. руб. своему знакомому на его банковский счет со своей карточки, банк обязан уведомить контролирующие органы. Так же будет и с покупкой квартиры или машины через безналичный расчет. В этом случае основанием для перевода средств будет договор купли-продажи, но, если у банка возникнет вопрос о том, откуда у вас такие деньги, что ж, приготовьтесь объяснить источники вашего дохода. В этом случае обычно требуются справки о доходе от вашего работодателя, дарственные от родственников или иные документы, например тот же договор купли-продажи, если, перед тем как купить новую машину, вы продали старую.

Впрочем, не стоит рассчитывать, что, если вы переведете 1 млн руб. четырьмя платежами по 250 тыс., к вам не возникнет вопросов. Основываясь на внутренней инструкции банка, которая, как мы помним, написана на основе «антиотмывочного» положения 375-П, служба внутреннего контроля кредитной организации имеет право подать на вас сведения в Росфинмониторинг или заблокировать операцию, если она покажется сомнительной. К примеру, перевод 20 тыс. руб. каждый день в течение месяца другу также может вызвать вопросы у банка, и, скорее всего, вам также придется объяснять, зачем вашему знакомому ежедневные переводы денег.

Читайте так же: Оплата патент на работа

— Операции по банковским счетам (вкладам), открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением на нем денежных средств в наличной форме, а также перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, также попадают в поле зрения службы контроля, особенно когда вы приносите в банк несколько миллионов рублей в сумке. Если вы готовитесь разместить крупный депозит, лучше заранее подготовить документы, объясняющие происхождение средств, — их могут спросить уже при открытии вклада. Список документов, объясняющих происхождение средств, одинаков: справки о доходе от вашего работодателя, дарственные от родственников или иные документы, например тот же договор продажи недвижимости или машины.

— Помимо этих двух самых распространенных операций среди населения банки обязаны уведомлять также о приобретении ценных бумаг за наличный расчет, получении физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, обмене банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; помещении драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, получении или предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Если вызвали поговорить

Нехарактерный отток депозитов физлиц в январе мог спровоцировать сам ЦБ

Как вы уже поняли, ваш банк обязан докладывать обо всех сомнительных с его точки зрения операциях по вашему счету. При этом кредитная организация имеет полное право блокировать любую транзакцию до того момента, пока вы не объясните сотрудникам банка, откуда у вас такие деньги и зачем вы их переводите. Если вас вызвали в банк, приготовьте все документы, объясняющие происхождение средств. Если документов нет, готовьтесь объяснить, как вы эти деньги получили (к примеру, родители подарили на свадьбу и т.д.). Впрочем знайте, что сотрудники службы безопасности могут не поверить вашему рассказу, особенно если он плохо аргументирован. При этом не стоит винить кредитную организацию в несправедливом отношении к вам как к клиенту.

Банк обязан любыми способами бороться с подозрительными финансовыми операциями, объем которых, по данным Росфинмониторинга, в 2015 году составил 11,7 трлн руб.

Впрочем, в ближайшее время нас, возможно, ждет смягчение законодательства. По данным газеты «Коммерсантъ», Центробанк подготовил проект поправок к двум законам («антиотмывочному» 115-ФЗ и закону о государственной регистрации юридических лиц и ИП), рассмотрев соответствующие предложения банкиров. Поправки в целом упрощают работу банкиров с Росфинмониторингом, проект разослан участникам рынка.

Согласно поправкам банки должны быть освобождены от подробного уведомления службы о сделках с недвижимостью, драгоценными металлами и страховыми выплатами. Уведомления предлагается ограничить данными об операциях по списанию и зачислению средств. Также рассматривается выведение из-под контроля сделок банка на межбанковском рынке.

m.gazeta.ru

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – основной документ, регулирующий деятельность ЦБ РФ.

Глава 1 закона определяет статус Центрального банка. В ней говорится, что Центробанк — самостоятельное юридическое лицо, его уставный капитал является федеральной собственностью, при этом он не отвечает по долгам государства. Цель создания Банка России — защита и сохранение устойчивости рубля, развитие, укрепление, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной и банковской систем, развитие и обеспечение стабильности финансового рынка РФ.

В этой же главе описаны функции Банка России по эмиссии денег, организации денежного обращения. ЦБ контролирует банковскую систему и сам выполняет функции банка по отношению к бюджету РФ и бюджетным организациям. Кроме того, регулятор управляет валютными резервами страны, осуществляет валютный контроль, а также участвует в международных организациях и проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации.

За свою деятельность Банк России отчитывается перед Федеральным собранием Государственной думы, которая принимает решение о проведении проверки деятельности Банка России Счетной палатой РФ.

В главе 2 определен уставный капитал Центрального банка в размере 3 млрд рублей.

Глава 3 — об органах управления Банка России — Национальном финансовом совете, председателе банка, совете директоров — и их функциях.

Глава 4 — о взаимоотношениях Центрального банка и государства. В ней, в частности, говорится о том, что банк участвует в рамках своей компетенции в разработке государственной политики. При этом вводятся юридические ограничения на финансирование банком федерального правительства.

Глава 5 обязывает Банк России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Государственной думой и перечислять 75% полученной прибыли в федеральный бюджет.

Глава 6 посвящена наличному денежному обращению на территории России и определяет роль ЦБ как эмиссионного банка, имеющего исключительное право на выпуск наличных денег. На основании этой части закона Банк России организует, контролирует и регулирует правила кассовых операций.

Глава 7 рассказывает о роли Банка России в кредитно-денежной политике. ЦБ устанавливает процентные ставки по своим операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых банками, а также проводит операции на открытом рынке и рефинансирует кредитные организации. Кроме того, регулятору предоставлено право проводить валютные интервенции, устанавливать ориентиры роста денежной массы, вводить прямые количественные ограничения и эмитировать облигации от своего имени. При этом он ежегодно представляет в Государственную думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики — сначала в виде проекта, а потом в форме окончательного документа.

Согласно главе 8, ЦБ имеет право сам осуществлять банковские операции как кредитное учреждение, в том числе предоставлять кредиты, покупать и продавать ценные бумаги, облигации, драгоценные металлы, валюту, проводить расчетно-кассовое обслуживание, выдавать поручительства и банковские гарантии. При этом ЦБ выступает банком только по отношению к организациям, имеющим банковскую лицензию, или к государственным органам.

Глава 9 регулирует международную и внешнеэкономическую деятельность Банка России. Он уполномочен представлять интересы России во взаимоотношениях с центральными банками других стран. Здесь же определена его роль как организации, отвечающей за валютный контроль.

Глава 10 наделяет Банк России правом осуществления банковского регулирования и надзора с целью поддержания стабильности финансовой системы страны, в том числе правом регистрации кредитных организаций, установления нормативов и последующего контроля за их соблюдением. Здесь же предусмотрены санкции за нарушения банковского законодательства, процедура отзыва лицензии.

В главе 11 говорится о взаимоотношениях Центробанка с финансовыми учреждениями, их ассоциациями и союзами. В ней также закреплена норма, согласно которой Банк России не отвечает по долгам других банков, а другие кредитные организации – по задолженности Банка России.

Глава 12 возлагает на ЦБ обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Глава 13 определяет систему управления и структуру Центрального банка, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

В главе 14 говорится о статусе служащих Банка России, которым запрещено совместительство, работа в других кредитных учреждениях, а также совершение иных действий, которые могли бы привести к конфликту интересов.

Глава 15 обязывает Центробанк ежегодно проходить аудиторскую проверку.

Глава 16 — заключительная. В ней указано о необходимости приведения других законов в соответствие с данным. Кроме того, в этом разделе отменяется ряд законов и нормативных актов как утративших силу.

www.banki.ru