Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Закон божий вопросы к священнику

Вопросы священникам

Ксения 05.06.2018 14:29
Добрый день!По состоянию здоровья супруга мы не можем забеременеть естественным путем, да и методом ЭКО шансы были очень малы.После долгих попыток и двух неудачных подсадок, я поехала в мужской монастырь.Пожила там недолго помолилась, конечно батюшка меня не благословил на ЭКО и один из священников на беседе сказал мне такие слова-«что если ослушаюсь и сделаю подсадку, то рожу больного ребенка и буду мучится всю свою жизнь».Вернувшись домой мы с супругом решили не убивать последнего эмбриона , а все же дать возможность с Божьей помощью его выносить, родить и воспитать.Сейчас я в положении и слова священника забыть не могу, подскажите как быть в такой ситуации?как защитить наше чадо и с Божьей помощью родить и воспитать.Это наш смысл в жизни и наше счастье и единственна возможность стать матерью и отцом!Супруг не готов взять малыша из детского дома, для него эта тема закрыта.Мы живем 8 лет вместе в браке, но не венчаны.Благодарю Ксения!

Ольга 30.05.2018 12:24
Здравствуйте! Батюшка, подскажите, пожалуйста,какую молитву нужно прочитать при переезде на новую квартиру? И если звать батюшку на освящение квартиры, то как это лучше сделать?

Ольга 22.05.2018 17:28
Здравствуйте, батюшка! Мне 45 лет, не замужем и никогда не была, детей нет. Уже довольно давно молюсь о семье. Не так давно была на исповеди. Называя один грех, меня вдруг священник спрашивает: «Замужем?». А потом — «ну кто ж такую возьмёт, исправляйся и будем замуж выходить». Сколько мне лет и о своём желании выйти замуж я не говорила ничего. Сначала я обрадовалась, а сейчас вот думаю, может просто от отчаяния уже готова верить каждому слову? Может это все мои фантазии? Как относиться к подобным случаям? Спасибо!

Мария 20.05.2018 11:01
Здравствуйте ,скажите Батюшка, в моей жизни произошла странная ситуация. Есть единственная и очень близкая подруга. Вместе поддерживаем друг друга и в горестях и радостях несколько лет. И я и она пенсионеры. Сразу скажу, что она неверующий человек. И эту тему мы не затрагиваем. Она очень от этого далека. Я молюсь, хожу в церковь. В последнее время в связи с тяжелыми семейными обстоятельствами (заболела сноха раком крови и я помогаю с внуками), я стала каждый день усиленно молиться разными акафистами за детей, и за всю свою семью. И тут без всяких причин , объяснений подруга перестает со мной общаться. По телефону очень холодно разговаривает. О том , что я молюсь, она конечно не знает. Дачи у нас вместе. Ездим на дачу вместе. Но в этот раз даже ушла в другой вагон. Села на другой рейс автобуса и всячески избегает. Со мной перестала разговаривать .Я в недоумении . Мы с ней не ругались . Делить нам с ней нечего. Моя душа чиста перед ней. Я ее ничем никогда не обидела. Не пойму что случилось. Общих друзей у нас нет, чтоб кто то ,что то сказал. Подойти к ней и поговорить что случилось , я не смогу, так как слишком явно мне дали понять , что со мной она общаться не хочет. Может ли так быть , что , если я стала читать молитвы , Бог отводит от меня то что мне не нужно, в том числе и подруг.

Ольга 10.05.2018 14:01
Здравствуйте, батюшка! С мужем мы уже 8 лет вместе. 4 года в браке. Когда мы с ним только начали встречать в разговоре, я даже не помню о чем шла речь, он однажды сказал, что проживет до 30 лет. Я ответила, что он говорит ерунду, и вообще такие вещи лучше не произносить, а он еще раз так сказал, что мол, а что в 30 это нормально. Летом ему исполняется 30 лет. Я понимаю, что он тогда от глупости это сказал. Но последнее время эти его слова, сказанные 8 лет назад не дают мне покоя. У нас маленькая дочь и вообще большие планы на будущее. Но каждый раз, когда он задерживается на работе или я не могу до него дозвониться я холодею от ужаса. Ему я про это, конечно, не говорю. Батюшка, как мне выгнать эти мысли из головы? Помогите, подскажите, пожалуйста! Я первый раз озвучила эти свои страхи. Может я себя накручиваю?

валерий 18.04.2018 12:04
Доброе время! Обясните пожалуйста слово блюзнирство. Является ли грехом? когда человек мало верующий упрекает верой: например, вот ти ходиш в церьков и молишся и такое говариш.

Сергей 04.04.2018 17:51
Нужно ли поститься на Светлой Седмице, чтобы причаститься?

Елена 02.04.2018 06:02
Здравствуйте, что такое смиренномудрие?

Ирина 12.03.2018 01:24
Здравствуйте,батюшка! У нас с мужем трое детей и мои попытки обсудить возможность принятия в семью ребенка из детдома наталкиваются на неприятие с его стороны. Я не «хороню» надежду и в молитвах прошу Господа помочь мне найти нужные слова для разговора, чтобы не внести разлад в семью. Правильно ли так полагаться на свою веру, что нам это по силам и пытаться убедить в этом мужа?

Алексей 11.03.2018 09:49
Здравствуйте! Такой вопрос: если в субботу сходил на исповедь, то можно ли через неделю идти на соборование без исповеди, или нужно снова исповедоваться? Спасибо.

hram-predtecha.ru

Закон божий вопросы к священнику

ПОМОГИТЕ ХРАМУ!

Азы православия

Мастерская

О спасении

Когда происходит спасение человека?

Спасение совершается, когда воля Божия встречается с согласием в человеке на волю Божию. А когда мы свою волю ставим поперек воли Божией, получается крест, и начинаются страдания. А что значит жить по воле Божией? Надо помнить, что без воли Божией ни один волос с головы человека не упадет, потому все принимайте, как от руки Божией. Допустим, кто-то оскорбил нас, обидел, а мы не возмутились, но сказали себе: «Господь это мне попустил для терпения, ибо Он Сам сказал: «Терпением спасайте души ваши. Претерпевший до конца спасется» (Лк.21,19). А если мы не перетерпим, а ближнему дадим сдачу, отчитаем как следует, то потом будем мучиться и страдать; станем злыми, неуправляемыми. И многие неправедной жизнью доводят себя до истерического состояния, попадают в больницы, а то и кончают жизнь самоубийством. Надо помнить, что все мы вызваны в этот мир для подготовки в вечность, для вечной, блаженной жизни. И для того, чтобы душа очистилась, надо много потрудиться, искоренить все пороки и страсти: обиду, раздражение, ненависть, ревность. — нет числа этим порокам! Как вести с ними борьбу? Сначала выявите в себе самую сильную страсть, которая чаще всего мучает, и объявите ей войну. А когда одну страсть победите, от остальных избавиться будет легче. Вот пришла к нам подруга, вся в возмущении, плачет, причитает. А мы стараемся успокоить ее, расспрашиваем: «В чем причина? Что случилось? » Находим для нее добрые ласковые слова. А когда она поделится с нами, то умиротворяется. Точно также мы должны успокаивать свою душу, когда она немирная, неспокойная. Пришла она в такое состояние, скажи ей: «Ты что разошлась? Обидели тебя? А тебе Господь прощает все твои грехи? Прощает! Почему же тебе не простить ближнего? Ведь Сам Господь говорит: «Какой мерой мерите, такой и вам мерить будут» (Мф.7,2). И вот, когда мы себя осудим, когда вспомним всю свою прошлую греховную жизнь (мысленно пройдемся по всем своим порокам и страстям), то будем думать: «Господь нас терпит, а почему бы и мне не потерпеть ближнего? «

Объясните, пожалуйста, слова апостола Павла из первого Послания к коринфянам (1 Кор.3,13-15): «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как-бы из огня».

Человек земными делами строит себе дом спасения, чтобы в нем вечно жить в потустороннем мире. Некоторые строят себе этот дом из золота, серебра, камня, дерева, соломы. — кто как строит. Но когда Господь посылает испытание огнем, то дом, построенный из непрочного материала — неправедных дел, сгорает. Человек может из этого дома выскочить как бы из огня, спастись в последний момент. Господь может помиловать эту душу. Вот, потому и сказано — «спасается как бы из огня». Бывает и такое. Мы всю жизнь делаем добрые дела, строим свой небесный дом и вдруг — нападения со всех сторон. Такие искушения начинаются! Обворовали квартиру, сгорел дом, погиб сын, дочь развелась с мужем. Кажется, что рушится вся предыдущая жизнь. В это время надо хранить душевный мир, чтобы не отчаяться, не впасть в уныние, а быть с Господом. Тогда наши накопления — душевный мир, спокойствие, благодать — сохраняются, и мы с вами спасаемся.

Говорят: «Помоги себе сам, и ты спасешься». Если будешь спасать себя, как же ближние спасутся?

Два человека попали в реку — свалились с лодки. Как они могут спастись? Только тогда, когда сами умеют плавать. Или тогда, когда хотя бы один из двоих держится на плаву. Он уже заранее «спас» себя — научился плавать, теперь может оказать помощь и ближнему. Говорят: «Человек из мира ушел в монастырь спасать себя». И это действительно так: ушел для того, чтобы спасая себя, спасти других. Монастыри на Руси всегда были местом, куда притекал огромный поток народа; там шла молитва за Россию. Их молитвой Россия жила. Так что уйти в монастырь — это добровольно вознести себя на крест, на страдания.

Господь сказал, что не надо думать о завтрашнем дне, а надо жить как птицы (Мф. б,25-34). Но как в наше время не заботиться о завтрашнем дне?

Как понять Евангельские слова? Заботиться о пропитании и жизни надо, но нельзя, чтобы эти мысли были у нас на первом месте, чтобы мы только и думали о том, как сделать побольше запасов? Как я буду жить? Не нужно этим забивать голову, а, может, сегодня твою душу Господь заберет? И будут все твои заботы излишни. Наши заботы не должны заслонять самого главного — молитв, размышлений о Боге, о спасении души.

Как провести день пo-Божии?

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят — с правой стороны Ангел, а с левой бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и благослови этот день, и помоги провести его в молитве, в добрых делах, и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых». И тут же начинаем читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, встанем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы ничто не отвлекало нас и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия. И тут же прикинем, какое доброе дело можем сделать сегодня своему ближнему. Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова святителя Иоанна Златоуста: «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.» Осени себя крестным знамением, а выйдя из дома, незаметно перекрести дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и «Богородице Дево, радуйся. » Если же мы занимаемся домашним хозяйством, прежде, чем готовить пищу, окропим все продукты святой водой, а плиту зажжем свечкой, которую зажжем от лампады. Тогда и еда нам будет не во вред, а на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил, особенно если мы будем готовить, непрестанно читая Иисусову молитву.

Читайте так же: Правила поведения зрителей на стадионах

Много хочется успеть сделать, но не хватает времени. Как правильно выбрать главное для души, для ее спасения. Что читать?

Все земные заботы надо отбросить. Утром встали, прочитали утренние молитвы, главу из Евангелия, две из Апостола, раз 500 молитв Иисусовых. Это мы получаем заряд на весь день. На первое место надо всегда ставить спасение души, и тогда все наши земные заботы правит Сам Господь. Все успеем — невидимо поможет Господь. А когда у нас на первом плане заботы мирские, житейские, тогда нет ни спасения души, ни удачи в делах житейских. Все рушится — нет Божиего благословения на наших делах, на наших трудах. Нет Божиего благословения и в праздники работать. Смотрите: у нас в стране этих земных угодий — миллионы гектаров, а хлеб и продукты закупаем в других странах. Почему? Да потому, что с матами сеем, с матами собираем. Да еще и водители почти все работают в пьяном виде. Тракторист вытащит бутылку, глотка 2-3 сделает и дальше едет, постоянно глотает и глотает. В трезвом виде они редко когда бывают. И так вся Россия живет.

В течение дня, что бы мы ни делали, надо постоянно читать Иисусову молитву. Когда спать ложимся, надо прочитать вечерние молитвы. Если же будет потребность еще что-то читать, то можно по кафизме из Псалтыря читать, каноны и акафисты. Никогда ни с кем не спорьте, не возмущайтесь, не ругайтесь. Надо быть везде и всегда спокойными и ровными. Читать правило можно и в транспорте, и во время обеденного перерыва. В обществе находясь, не обязательно креститься. Читайте, а Господь, видя тайное, воздаст явно Своей благодатью.

Что делать, если никак не можешь исправиться?

Надо осудить себя, сказать: «Господи, хочу, но не могу. Помоги мне, Господи». Не забывайте просить Бога, ибо сказано: «Просите — и дастся вам, ищите — и найдете, стучите — и откроют вам». Сколько раз мы в жизни просили у Господа что-то, сколько раз вздыхали, сколько раз слезу пускали! Господь ничего не забыл; мы забыли, о чем просили, а Он все помнит. Господу для нас ничего не жаль, Он мог бы засыпать нас богатством, но цель нашей жизни не в получении богатства, а в раскрытии души для добра, наша цель — стать добрыми, чистыми, святыми. И Господь ждет от нас этой чистоты, и когда мы обретем ее, Он наполнит нашу душу благодатью, дарует нам радость, мир и покой. Это и есть главное богатство для человека, и с этим богатством ему открыта дорога в Царство Небесное.

Как правильно благодарить Господа — своими словами или есть какая-нибудь специальная молитва?

Господа надо благодарить всей своей жизнью. Есть в молитвослове благодарственная молитва, но очень ценно молиться своими словами. В одном монастыре жил преподобный Вениамин. Господь попустил ему болезнь — водянку. Он стал огромных размеров, мизинец можно было обхватить только двумя руками. Для него сделали огромное кресло. Когда братия приходили к нему, он всячески показывал свою радость, говорил: «Дорогие братия, порадуйтесь со мной. Господь меня помиловал, Господь меня простил». Господь дал ему такую болезнь, а он не роптал, не отчаивался, радовался о прощении грехов и о спасении души и благодарил Господа. Сколько бы мы лет ни прожили, главное — остаться верными Богу во всем. Пять лет я нес в Троице-Сергиевой Лавре, нелегкое послушание — днем и ночью исповедовал. Сил никаких не оставалось, не мог и 10 минут простоять — ноги не держали. А потом Господь даровал полиартрит — 6 месяцев лежал, острая боль в суставах. Как только прошло воспаление, стал по комнате с палочкой ходить. Потом стал выходить на улицу: 100 метров, 200, 500. С каждым разом все больше, больше. А потом, по вечерам, когда народу мало, стал ходить по 5 километров; палочку оставил. Весной Господь дал — и хромать перестал. До сего дня Господь хранит. Он знает, кoму что нужно. Потому — благодарите Господа за все.

Как спасаться тем людям, которые живут там, где нет церкви?

Если у этих людей есть возможность выехать туда, где есть действующая церковь, то надо использовать ее. Но если нет такой возможности и физических сил у старушки доехать до церкви, надо к больным, умирающим, страждущим вызвать священника. Собраться всем желающим исповедаться и причаститься, написать письмо правящему архиерею в епархию и просить прислать священника со Святыми Дарами.

Как избежать двух крайностей, характерных для наших прихожан: ревности не по разуму и неообновленчества, «прогрессивности» ?

Святые отцы говорят, что самый правильный путь спасения — золотая середина. Господь наш Иисус Христос пришел не нарушить Ветхий Завет, а исполнить его. Потому и мы должны исполнять законы, установленные Им. I И все ревнители веры будут стоять на правильном пути только тогда, когда будут исполнять правила Святой Церкви, святых апостолов.

У каждого есть совесть — это внутренний Божественный голос в нашей душе. Но многие этот голос совести не слышат. Почему? Потому, что совесть может быть парализована, усыплена, сожжена. Апостольские правила — это та ограда, та норма жизни, которая предохраняет нас от погибели, не позволяет преступить Заповеди Божий. Если мы не будем придерживаться их, а будем придерживаться обновленчества, то стены в храмах, как говорят святые отцы, останутся пустыми, от них отойдет благодать. После революции обновленцы хотели взять власть в свои руки, захватили некоторые храмы, но народ сразу почувствовал, что нет в этих храмах благодати, и перестал туда ходить. Сегодня обновленцы опять поднимают голову. Если мы хотим спастись, должны хранить веру Православную, правила святых отцов и Вселенских соборов.

Возможны ли послабления требований к людям, обремененным трудными проблемами сегодняшней жизни?

Человек так уже расслабился, не исполняя заповеди, что из греховной грязи не может вылезти вся Россия. Если бы с самого начала воспитывали ребенка в евангельском духе, он бы не знал, что такое пить, курить, матом ругаться. Конечно, у человека бывают и падения. Вот шел человек по ровной дороге, а потом уклонился с нее и сорвался в обрыв. И вместо того, чтобы попытаться выкарабкаться, спастись, он все дальше и дальше катится вниз, разбиваясь о камни. Так что же лучше: идти по ровной дороге с Церковью, или все ниже опускаться туда, где тебя ждет неминуемая гибель?

Конечно, путь Христов тернист, но он прям и спасителен, потому что наш Путеводитель — Сам Господь. Он берет нас за руку и спасает. А многие надеются только на себя, отказываются от Божией помощи и летят в пропасть. Этим гибельным путем идет огромная масса людей, потому что народ своевольный и сластолюбивый.

И все проблемы у нас в жизни появляются только из-за того, что мы на ложном пути стоим. Господь сказал: «Прежде всего ищите Царства Божия, а земное приложится вам», а когда на первом месте не спасение души, а земные блага, тогда все рушится, тогда и появляются проблемы,

Где грань между самоуверенностью в собственной спасенности, гнушением миром, плотью и подлинным подвижничеством?

«Дружба с миром — вражда против Бога, не любите того, что в мире», — говорит Священное Писание. Что имеется в виду? Не дружите с тем, что несет с собой мир. Мир много обещает, но ничего не дает, только уныние, отчаяние, печаль. Надо гнушаться не самим миром, но страстями, которыми мир живет.

В Послании к коринфянам апостол Павел пишет: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» (1 Кор 5. 9-10). Можно жить в миру, всех любить, всех вмещать в свое сердце, как говорит преподобный Серафим Саровский: «Спасай себя и тысячи вокруг тебя спасутся».

Возможно ли спасение собственными силами, без священника?

Было это в начале века. Тогда во многих школах преподавался Закон Божий. В класс на урок пришел священник и спросил учеников:

— Что самое главное для спасения человека? Ученики отвечали:

— Вера, крещение, причащение, исповедь, добрые дела.

На все их слова священник отвечал:

— Правильно, но этого недостаточно для спасения. Самое главное в спасении — присутствие пастыря, священника.

Без священника спасение человека невозможно. Когда Христос после Своего Воскресения явился ученикам в горницу при закрытых дверях и сказал: «Мир вам», дунул на них и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин.20, 22-23). В этот момент Господь Своей Церкви — двенадцати апостолам — дал власть прощать и вязать грехи, то есть совершать все таинства. Но это еще не имело полноты до дня Пятидесятницы, когда Дух Святой в иерусалимской горнице сошел на апостолов. Апостолы исполнились всей полнотой Божией благодати и стали рукополагать во епископы, священники, дьяконы. До сегодняшнего дня эта иерархия хранима Христовой Православной Церковью.

У любого патриарха, епископа, священника можно узнать его «родословную»: кого из апостолов они стали преемниками. Потому что преемственная иерархия никогда не прерывалась в нашей Церкви и дошла до сегодняшнего дня. От самого дня Пятидесятницы до наших дней идет благодатная струя священства.

С чего начинать новоначальному? Он только-только становится на путь спасения и еще не знает высоких подвигов.

Новоначальному надо изучать Евангелие, прочитать книгу аввы Дорофея и стараться претворить написанное в жизнь, вырабатывать послушание, приучать себя к церкви, молитве, общаясь с верующими людьми, набираться опыта, внимательно слушать проповеди, понемногу творить добро.

Мне восемьдесят семь лет, В храм ходить не могу. Причащаться приходится очень редко. Как мне, одинокой, проводить оставшиеся дни, чтобы спастись?

Как жить, как спасаться людям, которые одиноки и живут в трудных условиях? Есть люди, которые в жизни ни разу не исповедовались, не причащались. Господь же сказал: «Если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6, 53). Конечно, престарелому человеку близка минута рождения в вечность. И к этому надо готовиться.

Живя здесь, на земле, мы должны соединиться с Господом. При первой возможности надо исповедоваться и причаститься. Вспомнить все свои грехи и записать на бумагу, ведь память наша слабая, можем о чем-то забыть. Потом покаяться перед Богом в присутствии священника в своих грехах. Хорошо бы было пособороваться. В соборовании прощаются те грехи, которые человек по слабости памяти забыл и не может вспомнить. И после этого в таинстве причащения принять в себя Христа: в Святых Тайнах к человеку приходит Сам Христос. Выше достойно принятого причастия на земле для человека ничего нет.

У вас нет возможности часто вызывать священника? Тогда надо постоянно пребывать в молитве. Когда мы молимся, в это время в своих мыслях, в своем сердце соединяемся с Богом. Как только прекращаем молиться, открываем доступ для демонов. И мы, не замечая, соединяемся с адом. Поэтому святые отцы советуют всем постоянно пребывать в молитве.

Читайте так же: Как написать заявление в департамент

Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес.5, 17-18). Особенно нельзя роптать в болезнях, кого-то обвинять. Престарелые люди часто бывают раздражительны. Помните, надо себя сдерживать, не давать волю своему языку, за все Бога благодарить.

Понимаю, что трудно. Но, слава Богу, жизнь прошла, уже за восемьдесят, и вы знаете, что надо жить по церковным законам. За это Бога благодарите и радуйтесь.

Порой Господь долго не забирает человека, дожившего до глубокой старости. Почему? Потому что душа еще не созрела, еще не готова. И поэтому в попущенных болезнях надо высохнуть, выстрадать и не роптать, не отчаиваться. И тогда кончина будет поистине доброй, христианской, непостыдной. Тогда мы сможем дать добрый ответ в день Страшного Суда.

Православный человек не одинок. И Господь, и Матерь Божия, и Ангел-Хранитель всегда с ним. Поговорите с Господом, и Он душу вашу утешит. И Матерь Божия особо молится за того человека, кто в страданиях славит Ее имя. Христиане — это члены Вселенской Церкви. Они постоянно ходили в храм, имели среди других прихожан добрых знакомых. И что случись, их будут помнить. Единомышленники не оставляют прикованного к одру больного и после смерти просят у Господа этой душе упокоения и прощения возможных грехов.

Если мы одни и нам одиноко, скучно, хорошо открыть Евангелие. Когда мы его читаем, с нами Господь говорит. А молимся — мы с Господом разговариваем. Душа утешается, получает огромную пользу.

Когда человек приобрел много строительного материала и построил себе новый дом, он о старом доме уже не жалеет, все оставляет и переходит в новое жилище. Так и в нашей жизни: оставляем этот мир и переходим в новый духовный мир, к которому мы призваны.

www.homutovo.ru

ВОПРОСЫ К СВЯЩЕННИКУ

Протоиерей Максим Козлов

Правильно ли я поступаю, если умываюсь и умываю сына святой водой, когда мне кажется, что меня или его сглазили или наколдовали? Можно ли вообще сглазить верующего человека?
– В Требнике XVII века митрополита Киевского Петра Могилы на вопрос, подвержен ли человек действию колдовских, бесовских сил через сглаз или порчу, дан ответ: «Нет, если он безгрешен».
Человек же, живущий вне Церкви и отказывающийся от ее защиты, но при этом апеллирующий к области потустороннего мира, прорывается туда с грузом нераскаянных грехов и часто очень низких страстей, которые делают его абсолютно открытым приходящему извне и снизу. Но он не понимает, как сильно он открыт, потому что две тысячи лет христианства ограждали его от непосредственного общения с миром невидимым.
Еще и еще раз советую искать духовной пользы, продвижения по пути ко спасению в церковных таинствах. Также следует сказать, что канонически утвержденной практики умывания или обливания святой водой как регулярной церковно-гигиенической процедуры в Православной Церкви нет. Как правило, принято святую воду в небольших количествах или в разведении с обычной водой употреблять натощак перед принятием другой пищи, с просфорой или артосом. Думается, что придерживаясь этой многовековой благочестивой традиции, можно получить достаточную пользу для душевного мира и телесного здравия.

– Можно ли, не причастившись, брать домой просфоры?
– Если вы подавали в храме записочку, то, конечно, можно и нужно взять после службы просфоры, ведь за Литургией священник вынул из них частички за каждого упомянутого в записке человека. В знак же своей молитвы за них мы берем просфору. Употребляйте ее натощак с молитвой.

– После утреннего правила я обычно выпиваю святой воды и съедаю просфорку. Можно ли это делать в дни женского очищения?
– По благоговению к церковной святыне женщины воздерживаются от принятия просфоры и святой воды в дни месячных очищений. Впрочем, сделанное это по несознательности не является грехом, требующим пространного повествования на исповеди. Но если уж как-то вы смутились этим, то для того, чтобы сердце было спокойно, подходя к кресту и Евангелию, кратко об этом все же лучше упомянуть.

– Можно ли некрещеным людям употреблять святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?
– С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку оттого, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно. Если это некоторое приближение человека к церковной ограде, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере – к поклонению Богу вдухе и истине (Ин. 4, 23). А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей, решайте применительно к каждой конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких церковные святыни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983.
Закон Божий. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2008.
Священник Сергий Филимонов. В помощь болящему. Общество Святителя Василия Великого. СПб., 2005.
Женское здоровье.
Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Слова на двунадесятые и великие праздники. Издательство Московской Патриархии, 1997.

www.shamordino-m.ru

Вопросы священнику

В данном разделе Вы сможете найти ответ на интересующий Вас вопрос, или задать свой — направив письмо по адресу [email protected]

Вопрос: После Божественной литургии служатся молебны. Скажите: какие бывают молебны? — Сергей Александрович

Православная Церковь установила для пользы молящихся очень много молебнов, почти на каждый случай жизни. Существуют особые молебны о выздоровлении болящих, о собирающихся в путешествие, для примирения враждующих, о начале всякого дела, Благодарственный, об умножении любви и по многим другим случаям. Молебны можно заказывать Господу, Божией Матери и разным святым по Вашему желанию.

Вопрос: Я стала ходить в храм недавно и поэтому только начинаю разбирать в терминах. Скажите пожалуйста: Как правильно обращаться к священникам? — Галина

В неформальной обстановке монахов, диаконов и священников по древнему обычаю называют «отцами». Таким образом, правильная форма обращения к ним: «Отец Анатолий», «Отец Николай» и т.п.

К священнику (но не диакону) можно также обращаться «Батюшка», без прибавления имени.

К епископу, архиепископу и митрополиту надо обращаться словом «Владыко», без употребления имени.

К Святейшему Патриарху обращаются: «Ваше Святейшество,…».

Вопрос: Я недавно вернулась из Греции, и меня там удивило, что в Храм женщинам разрешено входить без головного убора и в брюках, главное, чтобы были прикрыты колени и плечи. Не могли бы Вы рассказать, почему такое принципиальное отличие двух Церквей? — Наталья

В Русской Православной Церкви сохраняется традиция покрывать головы женщинам в храме. Обосновывается эта традиция словами Священного Писания. Апостол Павел говорит: «Мужу глава Христос, а жене глава — муж, потому муж не должен покрывать голову – он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа, и потому, она должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Всякая жена, молящаяся с открытою головою постыжает свою голову» и потому, заходя в храм женщина должна покрыть свою голову 1 Кор., 11, 5-17).

В Греции же эта традиция была утрачена. Это связано с тем, что страна много веков находилась под властью турок. Для любого грека женщины в платке ассоциируются с турчанками. Хотя впрочем, это вошло в обычай только в прошедший век — еще святой Нектарий Эгинский, живший в конце 19-го века в проповедях рекомендовал женщинам покрывать голову. В любом случае, не стоит никого осуждать и смущаться.

Вопрос: Является ли грехом ношение брюк женщинам? — Вероника

В Священном Писании и в Правилах святых отцов есть запрет на ношение женщинами мужской одежды. Многие с этим спорят, говоря, что брюки — это сейчас не мужская одежда. Но мы понимаем, что эта традиция возникла в 20 веке, когда в Европе набирало силу движение феминисток, которые стремились во всем быть похожими на мужчин и в первую очередь внешним видом. Православная женщина должна быть целомудренной. А, носящая брюки женщина, является источником соблазна для мужчин. Кроме того, брюки вредны для женщин и с медицинской точки зрения. Старец Паисий Афонский не разрешал носить женщинам брюк ни при каких обстоятельствах. Но каждая женщина сама решает за себя. Не будем судить.

Вопрос: Скажите пожалуйста из какого дерева был сделан Крест, на котором был распят Спаситель? — Николай

Согласно церковному Преданию, крест Спасителя состоял из трех пород деревьев: кипариса, певги (сосны) и кедра.

Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исайя говорит: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60. 13).

В православном Богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижении). Крест Христов называется кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7). Кедр и кипарис упоминаются в числе райских деревьев в книге прока Иезекииля (31; 8). Готовясь к строительству Дома Господня. Соломон просил Хирама, царя Тирского: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана» (2 Пар. 2. 8).

Вопрос: Объясните, пожалуйста, об отношении в Православии к католическим святым. Почему они творили чудеса? Это от лукавого? — Анна

В Православной Церкви и католичестве есть общие святые, которые были причислены к лику до разделения Церквей, в 1054 году. После отпадения, Католическая Церковь составила для себя ряд ложных учений, отказаться от которых уже ныне не в силах. Это значило бы перечеркнуть их всю почти 1000-летнюю историю, отказаться от всего накопленного «духовного опыта». Однако, говорить категорично: «чудеса в католичестве от лукавого», значит ставить Себя на место Судии, на место Бога. Этого делать нельзя, Господь Сам всех рассудит. Католическая Церковь отпала от Вселенской Церкви. Мы православные христиане и не должны быть горды тем, что имеем истинную веру, а должны благодарить Господа и в своих домашних молитвах просить за всех христиан мира: «Господи, по милости своей, спаси и прими всех христиан, которые веруют в Пресвятую Троицу, в Отца и Сына и Святаго Духа». Многие католические святые и святыни православными не почитаются, так как между западным и восточным христианством есть существенные различия в понимании самой святости. Однако это вовсе не означает необходимости неуважительного отношения к религиозным чувствам католиков. С участием и состраданием молиться о них, как об отпавших от христианской веры идолопоклонниках — жертвах папизма, стараясь, если угодно будет Господу, объяснить им их заблуждения «в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал.6,1), не вступая в бесплодные словопрения и памятуя наставление апостола: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» (Кол. 4, 5).

Читайте так же: Колесо суд

Вопрос: Как относится церковь к кремации? — Константин

Церковь относится к кремации отрицательно. Сжигание трупов умерших — это языческая традиция, сохранившаяся во многих нехристианских религиях. Человек с православным мировоззрением понимает, что необходимо тело усопшего христианина предать земле, как положено — причем это необходимо не столько покойному, сколько живым.. Конечно, способ захоронения останков никак не влияет на загробную участь души усопшего т.к. они тем самым показывают, как относятся к усопшему, который при жизни (как его душа, так и тело) участвовал в Таинствах и некогда будет (вместе с телом) воскрешен для вечной жизни по образу Самого Господа нашего Иисуса Христа, который был погребен и воскрес именно в телесном человеческом образе, что и было неоднократно явлено святым апостолам, которые имели возможность это Божественное тело осязать. Разумеется, если почему-либо тело человека было уничтожено (огнем ли, другими ли какими-то стихиями) — это не помешает Господу восставить его в день Страшного Суда. Поэтому, если никакой возможности похоронить человека иначе, чем кремировав его, нет, это сделать можно, но, если все-таки есть возможность похоронить его «по-человечески» — нужно это сделать, даже если это влечет дополнительные денежные траты и заботы.

Вопрос: Правда ли что у каждого человека есть Ангел Хранитель, который ему помогает? — Елена

По учению Православной Церкви ангелы-хранители имеют попечение о людях. Каждому христианину при крещении дается Ангел-Хранитель. Блаженный Августин пишет: «Ангелы с великой заботливостью и с неусыпным усердием пребывают с нами всякий час и на всяком месте, помогают нам, промышляют о нуждах наших, служат посредниками между нами и Богом, вознося к Нему наши стенания и воздыхания. Сопутствуют они нам во всех путях наших, с нами входят и исходят, внимательно наблюдая, благоговейно ли и честно мы ведем себя среди рода лукавого, и с каким усердием желаем и ищем Царствия Божия». Христианину надо помнить своего доброго Ангела, который на протяжении всей его жизни заботится о нем, радуется его духовным успехам, скорбит об его падениях, и молитвенно обращаться к нему за помощью. Если Бога попросить, то Он поможет? Вот как говорит старец Паисий Святогорец: «Для того чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. Наш Бог не глух, чтобы не услышать нас, и не слеп, чтобы нас не увидеть. «Хощеши ли здрав быти?» — спросил расслабленного Христос. Если человек не хочет, то Бог это чтит. И если кто-то не хочет в рай, то Бог не берет его туда силком, кроме тех случаев, когда человек, находившийся в [духовном] неведении, был несправедливо обижен, тогда он имеет право на божественную помощь. В других же случаях Бог не хочет вмешиваться. Человек просит помощи? Бог и святые ему ее подают. Едва успеешь глазом моргнуть, как они уже помогли. А иногда и моргнуть-то не успеваешь, настолько быстро Бог оказывается возле тебя. «Просите и дастся», — говорит Священное Писание Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу» Паисий Святогорец «СЛОВА» Т.I-IV, М. 2002-2004гг.

Вопрос: Сейчас часто слышится даже в общественных местах нецензурная брань? Является ли сквернословие грехом? — Андрей

Грехи языка — одни из самых труднопреодолимых, и потому так часто появляется соблазн посчитать их незначительными, как-то оправдать, «не заметить». К сквернословию, особенно в последнее время, так привыкли, что многие его действительно не замечают и удивляются, что слова эти всё ещё являются нецензурными. Слово. Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово. Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чем. Но слово — то, что уподобляет человека его Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Творческим словом Господь создал из небытия наш прекрасный мир. Это значит «красота». Но и человеческое слово обладает творческой силой и воздействует на окружающую нас действительность. Слова, которые мы произносим и слышим, формируют наше сознание, нашу личность. А наши сознательные действия оказывают влияние на ту среду, в которой мы живём. Наше слово может содействовать Божьему замыслу о мире и о человеке, а может и противоречить ему.
Церковь всегда призывала своих чад быть внимательными к словам и особенно предостерегала от греха сквернословия. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе. (Еф. 4, 29), — учит апостол (Павел).

Вопрос: Можно ли читать молитвы сидя или лежа? — Антонина Васильевна

Утренние и вечерние молитвы, Евангелие правильнее читать стоя, так как благоговейное расположение тела немало значит для молитвенного сосредоточения. Во время молитвы человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой, благоговейное расположение. Но в особенных жизненных обстоятельствах: при болезни, в транспорте, при беременности и кормлении ребенка, конечно, можно читать молитвы сидя. Если болезнь такова, что от жара и ломоты в костях и сидеть трудно, то лучше молиться лежа, чем вовсе не молиться.

«Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил святитель Филарет Московский (Дроздов).

Что такое Соборование и как к нему подготовиться? — Ольга

Елеосвящение (или Соборование) — это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем (маслом), освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием и потому что для его совершения собирается несколько священников — собор. Собороваться может любой крещеный православный христианин. Особого приготовления или специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение — это обязанность любого православного христианина. Соборование не отменяет и не заменяет таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать. Святой апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14, 15). На Соборовании прощаются не все грехи, а лишь забытые и неосознанные.

Работая в миру, часто приходиться слышать «елейные» речи подчиненных в адрес начальствующих. Что такое лесть и человекоугодие и как от них избавиться? — Евгений

Лесть это неискренние похвалы, чаще всего не соответствующие действительности. Лесть – одна из многих форм лжи. Человекоугодие печется сверх своих обязанностей угодить человеку, услужить ему, унизиться перед ним, исполнить любое его желание, даже противное Закону Божию.

Человекоугодие — грех против первой заповеди закона Божия, состоящий в том, что угождают людям в такой степени, что для того не радят об угождении Богу. «Если бы я и поныне угождал людям, говорит апостол, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10).

Лесть и человекоугодие обычно вызваны корыстным интересом- желанием получить земные блага без трудов и заслуг или страхом потерять то, что человек уже имеет. Они имеют место в отношениях подчиненного с начальником, слабого с сильным, просителя с благотворителем. Человекоугодие имеет своих «помощников»: унижение, лесть, лицемерие. Если же лесть и угождение не принесли желаемого результата, они сменяются досадой и раздражением на человека, перед которым понапрасну унижались.

Лесть и человекоугодие нравятся людям гордым и тщеславным, которые принимает это как должное.

По внешнему выражению лесть и человекоугодие порой бывают очень похожи на законное почитание старших и любовь к ближнему. Как же различить их? Отличие последних состоит в искренности, безкорыстии и намерении исполнить этим Закон Божий. Однако даже в самых искренних похвалах и безкорыстной услужливости есть допустимые границы, о которых нужно помнить, чтобы не соблазнять ближних.

Не просто заметить за собой лесть и человекоугодие, увидеть их по отношению к себе и признать их своими грехами, но еще труднее от них избавиться, если они уже успели войти в привычку. Началом исправления бывает Исповедь в этих грехах и стяжание страха Божия.

Скоро наступает Петров пост. Сколько он продолжается и почему так называется? — Людмила Петровна

Петров пост устанавливается перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Начинается пост в понедельник, через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 11 июля, перед днем празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, если праздник святых апостолов Петра и Павла не попадает на в среду или пятницу. Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.

Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель. Петров пост считается нестрогим – постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо». В посте человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

В этом году Петров пост начинается 1 июля и заканчивается 12 июля. Так как день апостолов Петра и Павла попадает на пятницу, в этот день разрешается вкушение рыбы, а уже со следующего дня начинается мясоед.

Вот как пишет о посте Евгений Поселянин:
«Русский народ, который в предшествующие века строжайшим образом соблюдал посты, был крупнейшим по росту и по силе народом, здоровью и виду которого завидовали иностранцы, как это было в Париже, когда мы заняли его после наполеоновских войн и парижане изумлялись росту и здоровью русских солдат. Давая отдых организму, мы способствуем большей продолжительности жизни. И замечено, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо продолжительнее, чем человек, постоянно слишком обильно питающийся».

Как в вашем храме можно покреститься и что для этого надо? — Ирина

В нашем храме таинство Крещения младенцев совершается по субботним дням в 11.00, взрослых – по воскресным дням в 11.00.

Предварительно необходимо пройти два собеседования (огласительные беседы), которые проводятся в настоящее время по субботам в 12.00, и воскресным дням в 10.00.

Если крещение совершается над взрослым человеком, необходимо его личное присутствие на огласительной беседе (восприемник по желанию), если над младенцем – необходимо присутствие одного из восприемников, и одного из родителей.

В тех случаях, если готовящийся к принятию таинства Крещения (восприемник младенца) прошел оглашение в другом храме, необходимо предъявить справку с печатью храма.

В тяжелые годы лихолетья часто людей крестили тайно. Что делать, если не известно: крещен ли человек или нет, а спросить уже не у кого, все умерли? — Антонина Петровна

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора необходимо крестить людей, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

«К Богородице притецем, сущии в бедах, и ко святей иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: скоро наше услыши моление, Дево, яко Скоропослушница нарекшаяся. Тебе бо раби Твои в нуждах готовую Помощницу имамы.»

skor-hram.ru