Закон 230 о контроле за расходами

Закон 230 о контроле за расходами

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ
«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

С изменениями и дополнениями от:

22 декабря 2014 г., 3 ноября 2015 г., 4 июня 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года

Одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

3 декабря 2012 года

Установлена процедура контроля за расходами госслужащих, а также их супругов и несовершеннолетних детей.

В частности, необходимо следить за тратами чиновников федерального и регионального уровня, муниципальных служащих, членов Совета директоров ЦБ РФ, а также госкорпораций, сотрудников ПФР и ФФОМС.

Они должны отчитываться о каждой сделке по приобретению недвижимости (в т. ч. земельных участков), транспорта, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), а также об источниках, за счет которых они были куплены. При этом сведения предоставляются, если расходы на указанные цели превысят общий доход лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за 3 года, предшествующих сделке. Эта обязанность возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г.

Установлено, как осуществляются контрольные мероприятия. Определены лица, полномочные возбуждать проверку, и органы (подразделения), проводящие ее. Проверяемый должен быть письменно уведомлен об осуществляемых в отношении него контрольных мероприятиях.

В ходе проверки лицо может быть отстранено от должности на срок до 60 дней. В исключительных случаях — до 90 дней. При этом сохраняется заработная плата по занимаемой должности.

Если в результате проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов общему доходу, ее материалы направляются в прокуратуру. Если обнаружены признаки преступления или иного правонарушения — в компетентные органы.

Сведения об источниках, за счет которых приобретено вышеуказанное имущество, размещаются на официальных сайтах по месту службы. Они предоставляются для опубликования СМИ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Обязанность, предусмотренная частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 декабря 2012 г., в «Российской газете» от 5 декабря 2012 г. N 280, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 50 (часть IV) ст. 6953

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

base.garant.ru

Закон 230 о контроле за расходами

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Правовую и организационную основу осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам составляют Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ), Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Лица, расходы которых подлежат контролю

Частью 1 ст. 2 Федерального закона № 230-ФЗ установлен круг лиц, расходы которых подлежат контролю, в том числе замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации; муниципальные должности на постоянной основе; должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, включенные в перечни, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Расходы, подлежащие контролю

В силу ст. 3 Федерального закона № 230-ФЗ указанные выше лица обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению:

— земельного участка, а также другого объекта недвижимости;

— ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций).

Обязанность представлять сведения возникает только в случае, если сумма сделки превышает общий доход контролируемого лица и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 230-ФЗ сведения, представляемые лицами, расходы которых подлежат контролю, относятся к информации ограниченного доступа.

Не допускается использование указанных сведений для установления либо определения платежеспособности лица, их представившего, а также платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений, религиозных и иных организаций либо в пользу физических лиц.

Процедуры контроля за расходами

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 230-ФЗ контроль за расходами включает в себя:

1) истребование от контролируемого лица сведений:

— о его расходах, а также расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой контролируемой сделке;

— об источниках получения средств, за счет которых совершена такая сделка;

2) проверку достоверности и полноты представленных сведений;

3) определение соответствия расходов данного лица, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой контролируемой сделке их общему доходу.

Перечень органов, подразделений и должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам содержится в ст. ст. 5 и 6 Федерального закона № 230-ФЗ.

Невыполнение контролируемым лицом обязанностей, предусмотренных ст.ст. 3 и 9 Федерального закона № 230-ФЗ, является правонарушением и может повлечь освобождение лица от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение с государственной или муниципальной службы (ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона № 230-ФЗ).

Порядок назначения и проведения проверок

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 230-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является достаточная информация о том, что контролируемым лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена контролируемая сделка на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки.

Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.

Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами контролируемых лиц, а также их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 230-ФЗ).

Согласно с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 230-ФЗ государственные органы, подразделения и лица, поименованные в ст. 6 Федерального закона № 230-ФЗ, не позднее чем через два рабочих дня со дня получения решения об осуществлении контроля за расходами контролируемого лица, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны уведомить его в письменной форме о принятом решении и о необходимости представить сведения, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 230-ФЗ. В уведомлении должна содержаться информация о порядке представления и проверки достоверности и полноты этих сведений.

Контроль может осуществляться уполномоченными органами, подразделениями или должностными лицами учреждения самостоятельно либо путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, о представлении имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, представившего такие сведения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 230-ФЗ проверяемое лицо имеет право:

1) давать пояснения в письменной форме:

а) в связи с истребованием сведений, предусмотренных п. 4 ст. 4 Федерального закона № 230-ФЗ;

б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных ст. 3 и п. 4 ст. 4 Федерального закона № 230-ФЗ, и по ее результатам;

в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена контролируемая сделка;

2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

Читайте так же:  Центр инерции Закон движения центра инерции

3) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

На период осуществления контроля за расходами лица, супруги (супруга) проверяемого лица и его несовершеннолетних детей лицо может быть в установленном порядке отстранено от замещаемой (занимаемой) должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения об осуществлении такого контроля. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами. На период отстранения от замещаемой (занимаемой) должности денежное содержание (заработная плата) по замещаемой (занимаемой) должности сохраняется.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 230-ФЗ доклад о результатах контроля за расходами представляется органом, подразделением или должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, лицу, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами. Указанное лицо может предложить соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотреть результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, на ее заседании. Кроме того, лицо, принявшее решение об осуществлении контроля за расходами (ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 230-ФЗ):

1) информирует в установленном порядке о результатах осуществления контроля за расходами руководителя федерального государственного органа, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), руководителей других государственных органов;

2) вносит в случае необходимости предложения о применении к такому лицу мер юридической ответственности и (или) направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Перечисленные руководители (которых информируют о результатах контроля) принимают решение о применении к контролируемому лицу мер юридической ответственности. При этом они вправе учесть рекомендации соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 230-ФЗ о результатах, полученных в ходе осуществления контроля за расходами, должно быть проинформировано и проверяемое лицо. Информирование должно осуществляться в соответствии с законодательством о государственной тайне.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 230-ФЗ информация о результатах контроля с письменного согласия лица, принявшего решение об осуществлении контроля, направляется уполномоченными органами, подразделениями и должностными лицами в органы и организации (их должностным лицам), политическим партиям и общественным объединениям, в Общественную палату РФ и СМИ, которые предоставили информацию, явившуюся основанием для осуществления контроля за расходами. О том, что такая информация направлена в указанные органы и организации, уведомляется и проверяемое лицо.

www.prockomi.ru

03.12.2012 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 230-ФЗ от 03.12.2012 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который вступил в силу с 1 января 2013 года и распространяет свое действие на соответствующие правоотношения, возникшие в 2012 году.

Закон устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную и иную должность, а также расходов его супруги и несовершеннолетних детей их общему доходу, порядка такого контроля, а также механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законных основаниях.

В частности, в соответствии с Федеральным законом, обязанность по представлению сведений о расходах возложена на категории граждан, замещающих следующие должности:

— государственные должности Российской Федерации;

— государственные должности субъектов Российской Федерации;

— муниципальные должности на постоянной основе;

— должности федеральной государственной службы;

— должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

— должности муниципальной службы;

— должности в Банке России;

— отдельные должности в государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, а также в иных организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

При этом, перечень должностей государственной или муниципальной службы, а также отдельных должностей в организациях, на которые распространяется соответствующая обязанность, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами.

Указанные категории граждан обязаны представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), а также сведения об источниках получения расходуемых средств в случае, если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за последние три года, предшествующие совершению сделки.

Порядок, предоставления указанных сведений будет дополнительно определен федеральными, региональным, муниципальными нормативными правовыми актами, а также локальными нормативным актами государственной корпорации, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов.

Согласно ст.16 Федерального закона невыполнение соответствующим лицом обязанности по предоставлению сведений о расходах рассматривается как правонарушение, за которое предусмотрено исключительно освобождение от должности или увольнение со службы или работы.

Кроме этого, закон установил механизм осуществления контроля за расходами лиц, замещающих указанные должности, их супругов и несовершеннолетних детей.

К числу оснований, являющихся безусловным поводом для организации проверки указанных сведений, закон относит достаточную информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

Эта информация может быть представлена определенными субъектами, к которым относятся правоохранительные и иные государственные органы, а также органы местного самоуправления, работники (сотрудники) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, иных органов; постоянно действующие руководящие органы политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественная палата Российской Федерации либо общероссийские средства массовой информации.

Информация о результатах проверки доводится до лица, принявшего решение об осуществлении контроля за расходами, и может быть рассмотрена на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

При выявлении в ходе осуществления контроля за расходами обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов указанного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам, материалы, полученные в результате контроля, представляются в правоохранительные органы согласно их компетенции и в обязательном порядке в органы прокуратуры Российской Федерации. При получении таких материалов Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход государства земельных участков, иных объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

vladprok.ru

ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих гос должности»

Законодательство Российской Федерации определяет обязанность должностных лиц на государственной и муниципальной службе, а также работников некоторых других категорий, предоставлять в распоряжение общественности информацию о доходах. Уклонение от данной обязанности или указание неверной информации наказывается законом в виде увольнения. Однако прежде госслужащие не несли никакой ответственности, если указанный доход не соответствовал их расходам. Поэтому было решено принять закон №230, регламентирующий контроль за доходами госслужащих.

Описание закона о контроле за расходами госслужащих

Закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» был принят Госдумой на рассмотрение 23 ноября 2012 года. Одобрение законопроекта Совфедом произошло через 5 дней, после указанного события. Публикация закона датируется 3-им декабрем того же года, чьи положения вступили в силу уже в начале следующего года.

Закон регламентирует осуществление контроля за доходами и расходами госслужащих, их жен/мужей и не достигших совершеннолетия детей. ФЗ-230 включает в себя 18 статей, которые следует рассмотреть более подробно:

  • ст. 1 рассматривает правовые основы проведения контроля расходов госслужащих и его родных;
  • ст. 2 определяет список лиц, в отношении к которым применяется действующий закон ФЗ-230;
  • ст. 3 перечисляет требования к вышеперечисленным субъектам о предоставлении сведений;
  • ст. 4 рассказывает о причинах осуществления проверки, кем предоставляется информация и что включает в себя контроль за расходами госслужащих;
  • ст. 5 определяет перечень субъектов, которые принимают решение об осуществлении контроля за расходами;
  • ст. 6 определяет второй перечень субъектов, принимающих решение осуществить проверку расходов;
  • ст. 7 рассказывает о сроках, в которые госорганы должны уведомить госслужащего о предстоящей проверке, об информации в уведомлении и кто выполняет проверку достоверности представленных должностным лицом сведений;
  • ст. 8 определяет порядок получения сведений о расходах;
  • ст. 9 определяет процедуру предоставления сведений госслужащими;
  • ст. 10 рассказывает об обязанностях органов, осуществляющих контроль;
  • ст. 11 определяет права и полномочия вышеуказанных органов;
  • ст. 12 рассказывает, кем проводится контроль за расходами должностных лиц;
  • ст. 13 рассказывает о действиях лица, проводящего проверку;
  • ст. 14 гласит, что госслужащие должны быть уведомлены о государственной тайне об итогах проверки;
  • ст. 15 определяет места, куда уполномоченные органы отсылают полученные сведения;
  • ст. 16 определяет ответственность, которую будут нести госслужащие за нарушение действующего закона;
  • ст. 17 рассказывает о судебном решении проблемы;
  • ст. 18 рассказывает о вступлении в силу настоящего закона о контроле госслужащих в области финансовых издержек.
  • Действующая редакция датируется 3 ноября 2015 года. Корректировки и дополнения вступили в правовую силу на следующий день в том же году.

    Последние изменения

    Закон о доходах и расходах госслужащих действует в последней опубликованной редакции от 3-го ноября 2015 года. Поправки были внесены в статью 2 часть 1 пункт 1 подпункт «г».

    Статья вторая рассказывает о субъектах, к которым относится настоящий закон. Расходы следующих лиц находятся под контролем:

    • занимающие государственные должности РФ;
    • лица являются членами Совета директоров ЦБ Российской Федерации;
    • гос должности субъекта РФ;
    • муниципальные должности;
    • лица находятся на должности федеральной госслужбы;
    • лица выполняют полномочия государственной гражданской службы субъектов РФ;
    • должности муниципальной службы;
    • должности в ЦБ России;
    • в госкорпорациях;
    • в ПФ РФ, ФСС и в Федеральном фонде ОМС;
    • пребывание на должности в других различных организациях, которые были сформированы на основании федеративных законов;
    • определенные должности, возникшие на основании трудовых соглашений.

    А также контроль ведется за расходами супруги или супруга госслужащего и их не достигших совершеннолетия детей.

    Скачать текст ФЗ-230 о контроле

    Для понимания действующих положений закона следует ознакомиться с его актуальным содержанием. Скачать текст закона №230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» можно скачать по ссылке.

    Контроль за издержками (покупка недвижимости, земельных участков и т. д.) и доходами госслужащих должен вестись в обязательном порядке. Если затраты составляют больший процент доходов, значит госслужащий ведет свою службу нечестным путем и его следует привлечь к ответственности.

    210fz.ru

    Разъяснения Минтруда России от 17 июля 2013 г.

    I.О представлении сведений о расходах

    В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ) лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 230-ФЗ
    (далее – служащие (работники)), обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) (далее – сделка), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее – сведения о расходах).

    1. Лица, обязанные представлять сведения о расходах.

    Представление сведений о расходах является обязанностью служащих (работников), для которых установлена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах), а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

    2. Сведения о расходах представляются в случае, если:

    сделка совершена в отчетный период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. либо в последующие отчетные периоды (с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. и т.д.). При совершении сделок в 2011 году или ранее, сведения о расходах не представляются;

    сумма одной (каждой) сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее – общий доход).

    3. Порядок представления сведений о расходах.

    Сведения о расходах представляются:

    посредством заполнения соответствующей справки (далее – справка о расходах), форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 310);

    одновременно со сведениями о доходах;

    к справке о расходах прилагается копия договора или иного документа о приобретении права собственности.

    В случаях, когда супруга (супруг) лица отказывается сообщить (сообщает недостоверные) сведения о стоимости приобретенного ею (им) имущества следует принимать во внимание следующее.

    В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена возможность служащего (работника), обнаружившего, что в представленной им в кадровую службу федерального государственного органа справке о расходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, представить уточненные сведения о расходах, а также не содержится право обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

    В этой связи, представленные сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в том числе на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки (подпункт «а1» пункта 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065).

    С учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащего (работника), наличия заявления служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, может приниматься решение о необходимости осуществления контроля за расходами.

    4. Срок представления сведений о расходах:

    при совершении сделки в 2012 г. — до 1 июля 2013 г.;

    при совершении сделки в 2013 г. – до 1 апреля (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации, федеральные министры, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации) или до 30 апреля 2014 г. (федеральные государственные служащие, служащие Банка России, работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

    5. Период, за который учитываются доходы лица и его супруги (супруга) для определения их общего дохода.

    При расчете общего дохода служащего (работника), представляющего сведения о расходах за 2012 год, и его супруги (супруга) суммируются доходы, полученные ими за отчетные периоды (с 1 января по 31 декабря 2009, 2010, 2011 гг.) вне зависимости от того, замещал ли (занимал ли) служащий (работник) должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами, весь обозначенный период или нет, а также вне зависимости от места осуществления трудовой деятельности (на территории Российской Федерации, за рубежом). При этом доход за 2012 год может также являться источником получения средств, за счет которых приобретено имущество, что указывается в справке о расходах (ссылка 4 к справке о расходах).

    6. Порядок заполнения справки о расходах.

    При заполнении строки «Источниками получения средств, за счет которых приобретено имущество, являются» подлежат отражению все источники получения средств с указанием сумм, полученных от каждого источника. При этом, в данном случае законодательством не предусмотрено представление документов, подтверждающих источники получения средств.

    В случае, если для приобретения вышеуказанного имущества были использованы доходы (часть дохода) несовершеннолетних детей, данный факт указывается в справке о расходах в качестве источника получения средств, за счет которых приобретено имущество (ссылка 4 к справке о расходах).

    II. О контроле за соответствием расходов доходам

    1. Контроль за расходами осуществляется при наличии оснований и принятии соответствующего решения (статья 4 Федерального закона № 230-ФЗ).

    В случае если сведения о расходах за отчетный период были представлены в срок и в установленном порядке (ранее), представлять их повторно в тот период, когда осуществляется контроль за расходами, не требуется (они имеются в личном деле).

    2. В рамках контроля за расходами у лица могут быть истребованы:

    сведения о доходах за три последних года, предшествующих приобретению имущества, в том случае если служащий (работник) ранее не замещал (занимал) должность, включенную в перечень, утвержденный нормативными правовыми актами, и не представлял таких сведений;

    сведения, подтверждающие источники получения средств, за счет которых совершена сделка.

    3. Результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, подлежат рассмотрению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случае принятия такого решения лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами.

    4. Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона № 230-ФЗ в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

    При направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации следует учитывать, что материалы должны соответствовать требованиям, установленным статьей 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляемым к письменным доказательствам.

    При этом, материалы (справки о доходах, расходах, иные дополнительные материалы, полученные в ходе проверки) рекомендуется направлять с сопроводительным письмом за подписью лица, принявшего решение об осуществлении контроля за расходами, в котором указываются основание направления материалов (часть 3 статьи 16 Федерального закона № 230-ФЗ), перечень прилагаемых документов.

    III. О размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

    Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах в соответствии с Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613, в том числе за предшествующие годы, не подлежат удалению и должны находиться в открытом доступе (размещены на официальных сайтах) в течение всего периода замещения служащим (работником) в данном государственном органе (организации) должности, включенной в соответствующий перечень, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    IV. О применении статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

    1. У бывшего государственного (муниципального) служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность обращаться за согласием комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (часть 1 статьи 12) не возникает в следующих случаях:

    поступления его на службу (работу) в государственный (муниципальный) орган по служебному контракту (трудовому договору), договору о выполнении работ, оказании услуг;

    заключения гражданско-правового договора о выполнении работ, оказании услуг стоимостью менее 100 тыс. руб. в месяц.

    2. У представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

    V. О реализации федеральными государственными органами пункта 22 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

    1. Определение организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществляется федеральным государственным органом самостоятельно, исходя из предмета и цели деятельности организации, которыми могут являться содействие в реализации функций, возложенных на федеральный государственный орган в установленной сфере, обеспечение исполнения задач, стоящих перед федеральным государственным органом. Также следует учитывать, предусматривается ли в уставных (учредительных) документах организаций осуществление ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; хранение и распределение материально-технических ресурсов.

    2. Формирование перечня должностей в организациях, предусмотренного подпунктом «а» пункта 22 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 309), при назначении на которые граждане и при замещении которых работники будут обязаны представлять сведения о доходах, следует осуществлять с учетом раздела III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, и других функций организации, при реализации которых могут возникать коррупционные риски. При этом необходимо учитывать серьезность коррупционного правонарушения, которое может совершить служащий (работник), замещающий соответствующую должность, не создавая необоснованного расширения данного перечня должностей.

    3. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работниками организаций и их проверка.

    В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и лица, замещающие указанные должности (далее – работники подведомственных организаций), сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах) обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю).

    В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации № 309 работники подведомственных организаций представляют сведения о доходах в подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

    Руководитель федерального государственного органа для работников подведомственных организаций (за исключением руководителя такой организации) работодателем не является, в связи с чем он не обладает полномочиями применять к данным лицам дисциплинарные взыскания, установленные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе увольнение в связи с утратой доверия к работнику со стороны работодателя (в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей).

    Кроме того, кадровая служба федерального государственного органа не располагает какими либо сведениями о работнике подведомственной организации (семейное положение, наличие детей, в том числе несовершеннолетних, место проживания, имущественное положение и т.д.), что не позволяет оценить достоверность и полноту всех сведений, представленных работниками подведомственных организаций.

    В этой связи, рациональным является подход, при котором сведения о доходах представляются лицами, для которых работодателем является руководитель федерального государственного органа (его представитель), — в федеральный государственный орган, лицами, для которых работодателем является руководитель подведомственной организации, – в подведомственную организацию. Подведомственная организация осуществляет прием и анализ данных сведений, после чего передает их в федеральный государственный орган. При этом полномочия по направлению всех запросов (касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов, в органы прокуратуры Российской Федерации, федеральные государственные органы, в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения) реализует федеральный государственный орган, в том числе по представлению руководителя подведомственной организации.

    Аналогичный подход следует использовать при осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, включенные в соответствующие перечни должностей, в подведомственных организациях.

    VI. Иные вопросы

    1. Критерии уважительности причин непредставления сведений о доходах супруга (супруги) или несовершеннолетнего ребенка.

    Законодательством Российской Федерации перечень уважительных и объективных причин не установлен. В этой связи, при принятии решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении государственного служащего (работника), в том числе пояснений государственного служащего (работника) в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения (например, супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске и т.д.).

    2. Представление сведений о доходах в случае отстранения от должности.

    Статьей 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что гражданин, претендующий на замещение должности государственной гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также государственный гражданский служащий, замещающий должность государственной гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

    Статьей 32 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается отстранение от замещаемой должности (по различным видам оснований). Вместе с тем, это не влечет освобождение от обязанности служащего по представлению сведений о доходах.

    3. Применение взысканий за коррупционные правонарушения.

    Статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, отличный от общего порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка (за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей), установленного частью 1 статьи 58 Федерального закона № 79-ФЗ.

    За несоблюдение служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются взыскания (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии). Данные взыскания налагаются на служащего в соответствии с порядком, установленным в статье 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия), — и на основании рекомендации указанной комиссии.

    В соответствии с пунктом 28 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 (далее – Положение о проверке), должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад, который может содержать выводы о применении к служащему мер юридической ответственности или об отсутствии оснований для применения к служащему мер юридической ответственности.

    Как следует из пункта 31 Положения о проверке указанное должностное лицо, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, вправе принять одно из следующих решений:

    1) применить к служащему меры юридической ответственности. В случае принятия должностным лицом данного решения в соответствии с частью 1 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ представителем нанимателя издается приказ о применении к служащему взыскания, предусмотренного статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ;

    2) представить материалы проверки в комиссию. В случае принятия должностным лицом данного решения в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (далее – Положение о комиссии), руководителю государственного органа необходимо направить в комиссию представление, а также материалы проверки, свидетельствующие:

    о представлении служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке;

    о несоблюдении служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

    Пунктом 22 Положения о комиссии предусмотрено, что по итогам рассмотрения вышеуказанного вопроса комиссия принимает одно из следующих решений:

    а) установить, что сведения, представленные служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке, являются достоверными и полными;

    б) установить, что сведения, представленные служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к служащему конкретную меру ответственности.

    Во всех вышеуказанных случаях решение о применении к служащему мер юридической ответственности оформляется приказом руководителя государственного органа.

    Кроме того, статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ не предусмотрено право представителя нанимателя снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Вместе с тем, частью 7 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлено право служащего обжаловать наложенное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

    Учитывая изложенное, а также Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. (вопрос 14), служащий не может быть привлечен к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, КоАП не предусматривает ответственность служащих за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

    rosmintrud.ru

    Читайте так же:  Налог на дарение внукам
Обсуждение закрыто.