Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Взыскание и возврат таможенных сборов

Взыскание и возврат таможенных сборов

1. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

3. При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

4. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации в валюту Российской Федерации на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.

5. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет, указанный в заявлении о возврате.

6. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.

7. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 356 настоящего Кодекса.

8. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

9. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

    • при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов
    • если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц
    • в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков

10. При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления.

11. При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, и суммы не индексируются.

1. Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае:

  • если представленная таможенному органу таможенная декларация считается неподанной в соответствии с настоящим Кодексом
  • отзыва таможенной декларации
  • предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины
  • восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций
  • если настоящим Кодексом предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров
  • изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 212 настоящего Кодекса
  • установленных законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в отношении временных специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин

2. Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения пункта 7 статьи 355 настоящего Кодекса не применяются.

1. Возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. По истечении указанного срока невостребованные суммы денежного залога перечисляются в федеральный бюджет и возврату не подлежат.

2. Денежный залог возвращается таможенным органом, на счет или в кассу которого суммы денежного залога были уплачены, либо таможенным органом, в котором завершаются таможенная процедура или таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом.

3. Денежный залог возвращается при представлении таможенной расписки (пункт 5 статьи 345) в валюте платежа. В случае уплаты сумм денежного залога в иностранной валюте таможенный орган при отсутствии у него денежных средств в этой валюте вправе возвратить такой залог в иной иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, либо, по желанию плательщика, в валюте Российской Федерации. Для целей пересчета иностранных валют применяется курс Центрального банка Российской Федерации на день возврата сумм денежного залога.

4. Если суммы денежного залога были внесены в кассу таможенного органа наличными деньгами, по желанию плательщика возврат денежного залога может быть осуществлен в безналичном порядке на счет, указанный плательщиком.

5. Возврат денежного залога не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса.

6. При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

www.tks.ru

Статья 129. Взыскание и возврат таможенных сборов.

Транскрипт

1 Возврат (зачет) денежных средств производится в соответствии с главой 13 Таможенно го кодекса Таможенного союза, главами 13, 14, 17 Федерального закона от года 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон), вступившего в силу 29 декабря 2010 года, приказом ФТС России от года 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» вступившего в силу 5 апреля 2011 года далее приказ ФТС России от года Статья 129. Взыскание и возврат таможенных сборов. «1. Взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. 2. Если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину таможенных сборов за таможенные операции, сумма таможенных сборов за таможенные операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся. 3. В случаях, установленных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 148 настоящего Федерального закона, возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится.» 1 / 6

2 Статья 122. Возврат авансовых платежей. «Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства». Статья 147. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. «заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания». «7. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.» «12. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: 1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в 2 / 6

Читайте так же: Приказ штраф гибдд из зарплаты

3 размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи; 2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; 3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.» Статья 148. Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов «Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи,» в частности в случаях: «1) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 2) отзыва таможенной декларации; 3) восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных 3 / 6

4 преференций» и др. «производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.» Статья 149. Возврат (зачет) денежного залога. «Возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства. Возврат (зачет) денежного залога также осуществляется, если обязательства, обеспеченные денежным залогом, не возникли, при этом указанный срок подачи заявления о возврате (зачете) денежного залога исчисляется со дня оформления таможенным органом таможенной расписки». «6. Денежный залог возвращается в валюте Российской Федерации в безналичном порядке на счет лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате денежного залога.» «7. Возврат (зачет) денежного залога не производится при наличии у лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 158 настоящего Федерального закона.» 4 / 6

5 Для осуществления возврата (зачета) денежных средств принимается к рассмотрению заявление плательщика, оформленное по форме, утвержденной приказом ФТС России от года Перечень и требования к прилагаемым к заявлению документам, а также порядок возврата (зачета) определены статьями 122, Федерального закона. Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с главой 17 Федерального закона при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений. 5 / 6

6 Отдел таможенных платежей: — Тел.: ( 495 ) , Ведомственный тел.: (57) 22-48, (57) / 6

docplayer.ru

Возврат таможенных платежей

Одной из существующих и наиболее распространенных серьезных проблем для участника ВЭД является проблема возврата излишне уплаченных или взысканных таможенной службой денежных сумм.

И здесь никак не обойтись без помощи квалифицированного специалиста, поскольку процедура возврата таможенных платежей требует строгого и пунктуального соблюдения сроков подачи документов, их наличие и их правильного оформления.

Особенности процедуры возврата таможенных платежей

Процедура возврата излишне уплаченных или взысканных сумм регулируется ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Участник ВЭД может обратиться с заявлением о возврате таможенных платежей в таможенный орган не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Помимо заявления, плательщик должен предоставить в таможенный орган:

  • платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие начисление таможенных платежей, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания;
  • документы, указанные в ч.4-7 ст.122 настоящего ФЗ, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
  • документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
  • иные документы, которые могут подтвердить обоснованность возврата.

Обращаем ваше внимание, что таможенный орган вправе вернуть заявление без рассмотрения, если в нем нет требуемых сведений, либо участник ВЭД не предоставил необходимые документы. Заявление должно быть отправлено обратно не позднее пяти рабочих дней с момента его поступления в таможенный орган.

Порядок возврата таможенных платежей

Согласно п.6 ст.147 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможня обязана рассмотреть заявление о возврате таможенных платежей и принять решение в течение одного месяца со дня его поступления в таможенный орган. В случае нарушения срока, на сумму излишне уплаченных платежей начисляются проценты за каждый день нарушения.

Если таможенный орган обнаружил факт излишней уплаты, он обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения сообщить плательщику о переплате. Возврат таможенных платежей осуществляется на счет участника ВЭД, указанный в заявлении. Необходимо отметить, что возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных платежей.

В каких случаях возврат таможенных платежей невозможен

Согласно п.12 ст.147 указанного Федерального закона, возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей не производится:

  • при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В этом случае плательщик может попросить произвести зачет уплаченных средств в счет погашения задолженности
  • если сумма менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами
  • в случае обращения в таможенный орган с заявлением по истечении установленных сроков

Причины излишней уплаты таможенных платежей

Чаще всего основные причины, в результате которых участник ВЭД переплачивает, следующие:

  1. Таможенный орган принял неправомерное решение о корректировке таможенной стоимости.
  2. Заявлен неверный код с повышенной ставкой таможенной пошлины, то есть неправильно определена товарная номенклатура ВЭД Таможенного союза.
  3. Не произведены вычеты из фактурной стоимости товара.
  4. Отказ таможенных органов в льготе, либо ее не использование декларантом.

Также в ст.148 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» указаны другие случаи возврата таможенных платежей . К ним относятся:

  • отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных платежей, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
  • отзыв таможенной декларации;
  • восстановление режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;
  • если Таможенным кодексом ТС или настоящим законом предусматривается возврат уплаченных сумм при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства или реимпорта товаров;
  • изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленной таможенной процедуры, если суммы таможенных платежей, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранную таможенную процедуру, меньше сумм платежей, уплаченных при первоначальной таможенной процедуре;
  • полный или частичный возврат предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой и компенсационной пошлины.

Подача заявления, а также подготовка и подача необходимых документов требует знания всех особенностей таможенного законодательства, поэтому любое упущение грозит участнику ВЭД возвратом заявления, а, следовательно, потерей времени и дополнительными финансовыми затратами, а зачастую и потерей излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей.

Высококвалифицированные специалисты нашей компании окажут вам грамотную юридическую поддержку и помогут успешно решить проблему возврата таможенных платежей.

www.gloria-consult.com

Возврат (зачет) денежных средств

Порядок обращения за возвратом денежных средств и перечень требуемых документов определены Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».

Читайте так же: Прицеп техосмотр и страховка

Порядок обращения за возвратом денежных средств и перечень требуемых документов определены Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».

— К заявлению о возврате авансовых платежей прилагаются следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;

2) документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 Федерального закона, в зависимости от статуса лица;

3) иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата.

— К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

К заявлению о возврате (зачете) денежного залога прилагаются следующие документы:

1) документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 Федерального закона, в зависимости от статуса лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), и с учетом статуса возвращаемых (зачитываемых) денежных средств;

2) иные документы, которые, по мнению лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), могут являться подтверждением обоснованности возврата (зачета) денежного залога.

Контактная информация

299011, г. Севастополь, пл. Нахимова, 5А

Фактический адрес размещения

Номера телефонов дежурной службы

Номер телефона должностного лица по связям с общественностью:

Отдел по противодействию коррупции Севастопольской таможни

Телефон доверия Севастопольской таможни

Телефон доверия ФТС России:

Управление по противодействию коррупции ФТС России:

Сведения о подразделениях, ответственных за исполнение функции информирования и консультирования по вопросам таможенного дела (номера телефонов, почтовый и фактический адрес, адрес электронной почты, режим работы)

По вопросам документооборота обращаться:

отделение документационного обеспечения Севастопольской таможни

1) регистрация входящей корреспонденции +7 (8692) 45-52-68

2) регистрация исходящей корреспонденции ++7 (8692) 45-52-68

3) выдача архивных копий +7 (8692) 45-52-68

Электронный адрес для направления обращений:

Режим работы Севастопольской таможни:

понедельник-четверг: с 9.00 до 18.00. Перерыв с 13.00 до 13.45.

Пятница: с 9.00 до 16.45. Перерыв с 13.00 до 13.45.

Время приема граждан начальником таможни:

sevastopol.customs.ru

Возврат таможенных платежей: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Косов Александр Анатольевич

Автором анализируются положения российского таможенного законодательства, регулирующие процедуру возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин , налогов. Рассматриваются вопросы, возникающие при их применении, с учетом судебной практики и разъяснений высших органов судебной власти. Даны практические рекомендации по возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин .The author analyzes the provisions of effective customs legislation regulating the procedure for the refund of excessively paid or excessively collected customs duties and taxes, as well as issues that arise in their implementation, taken into account judicial (court) practice and clarifications of the Supreme judicial authorities. The article provides practical recommendations on the refund of excessively paid or excessively collected customs duties and taxes under the current laws.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Косов Александр Анатольевич,

Текст научной работы на тему «Возврат таможенных платежей: проблемы и решения»

Возврат таможенных платежей: проблемы и решения*

А.А. Косов партнер, руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования компании «Пепеляев Групп», кандидат юридических наук (г. Москва)

Александр Анатольевич Косов, [email protected]

Тема возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей в условиях усложнения экономической ситуации в стране и мире, в том числе в результате обоюдного введения санкций, приобретает еще большую актуальность. Обусловлено это тем, что, во-первых, в условиях сокращения товарооборота для обеспечения поступлений в федеральный бюджет таможенные органы усиливают контроль, проводят все больше таможенных проверок, качество которых из-за большого объема начинает страдать, и в результате принимают решения о довзыскании таможенных платежей, которые не всегда являются правомерными. В случае успешного обжалования таких решений у декларанта появляется право на возврат излишне взысканных платежей.

На практике нередко возникают ситуации, когда таможенный пост в процессе проверки таможенных деклараций, подаваемых в отношении текущих поставок, принимает решение о корректировке таможенной стоимости (далее также — КТС) либо о классификации товаров по иному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, чем заявлен декларантом, либо об отказе в применении льготы по НДС и т. д. Такие решения могут быть приняты по нескольким таможенным декларациям. Декларант вправе их обжаловать в течение трех меся-

цев со дня принятия соответствующего решения. Обжалование нескольких решений может быть объединено в одно дело, но не всегда. Зачастую у декларанта не хватает ни административных, ни финансовых ресурсов для ведения нескольких судебных процессов одновременно. В таких ситуациях в целях процессуальной экономии может быть обжаловано одно решение. В случае удовлетворения такой жалобы, если 3-месячный срок на обжалование других решений истек, декларант может обратиться в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей по всем оставшимся решениям и в случае отказа в рассмотрении заявления обжаловать его в арбитражный суд. В результате вместо нескольких судебных дел организации придется пройти только два судебных процесса, что позволит существенно сократить судебные расходы не только для себе, но для государства.

В практике компании «Пепеляев Групп» было много случаев выявления переплаты таможенных платежей клиентами. Ошибки бывают как разовые (двойная оплата, неправильный курс и т. п.), так и имеющие системный характер, в результате чего суммы переплат могут быть существенными. Такие ошибки могут быть обусловлены неправильной классификацией товаров, неправильным толкованием постановления правительства о применении освобожде-

Первоначально материал статьи был опубликован в 2014 году в номере 12 журнала «Таможенное регулирование. Таможенный контроль».

ния от уплаты или 10-процентной ставки НДС и другие. В нашей практике был случай, когда импортер неправильно исчислял сумму таможенной пошлины, установленной в привязке к емкости товара, применяя общий, а не полезный объем. В результате общая сумма переплаты, которая с нашей помощью была возвращена клиенту, составила более 10 миллионов долларов. В целях выявления таких дополнительных резервов организацией может быть проведена так называемая таможенная диагностика, или аудит, как своими силами, так и силами внешних юристов, специализирующихся в решении таких вопросов.

Процедура возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей позволяет плательщику в досудебном порядке обратиться в таможню, в регионе деятельности которой производилось декларирование товаров либо было произведено взыскание, которая обязана вернуть излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи. Устанавливая эту процедуру, законодатель ограничил ее сроком в 3 года со дня излишней уплаты или взыскания. Однако это ограничение не лишает плательщика в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соответствующие разъяснения применительно к налоговым правоотношениям даны в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 173-О и от 21 декабря 2011 года № 1665-О-О. Применимость указанных разъяснений к таможенным правоотношениям подтверждается широкой судебной практикой (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2013 года по делу № А40-85281/12).

Заявление о возврате должно быть заполнено по форме, установленной приказом Федеральной таможенной службы от 22 декабря 2010 года № 2520. Для подготовки отдельного заявления по каждой таможенной декларации могут потребоваться существенные временные, административные и финансовые затраты. Однако, как разъяснено в письме Федеральной таможенной службы от 25 марта 2013 года № 01-11/12183, действующее таможенное законодательство не устанавливает запрет на включение сведений о возврате таможенных платежей по нескольким таможенным декларациям в одно заявление. Таким образом, одно заявление может быть подано по нескольким декларациям. В то же время, если количество деклараций является достаточно большим, включение их в одно заявление может затруднить подготовку такого заявления. В случае совершения хотя бы одной математической ошибки при подготовке расчетов у таможенного органа будет достаточное основание отказать в возврате всей суммы излишне уплаченных таможенных платежей по остальным декларациям. В такой ситуации может быть принято компромиссное решение с разбитием общего числа деклараций на несколько заявлений. Вместе с тем, чтобы избежать нескольких судебных процессов, мы рекомендуем направлять такие заявления одним сопроводительным письмом, которое, в свою очередь, может содержать обоснование возникновения факта излишней уплаты или взыскания таможенных платежей и, соответственно, быть использовано в качестве документа, подтверждающего такой факт. Таким образом, в случае получения отказа таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей это позволит обжаловать в суд только один такой отказ.

Читайте так же: Проверка авто по vin штрафы

Какие документы подтверждают «факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов»? Существующее законодательство не содержит перечень таких документов. Ситуация,

когда декларант прикладывает к заявлению решение суда, вступившее в законную силу, не вызывает сомнений. Но если такого решения пока нет или оно касается одной декларации, а заявление подается по другим декларациям в отношении таких же товаров, то в большинстве случаев, отказывая в рассмотрении заявления по существу, таможенные органы, ссылаясь на письмо Федеральной таможенной службы от 29 апреля 2011 года № 01-11/19942, указывают, что в качестве такого документа должна быть представлена корректировка декларации на товары (далее — КДТ). Однако в случае пропуска декларантом 3-месячного срока на обжалование решений о КТС или о классификации, таможенный орган откажет во внесении изменений в декларацию на товары, и при обжаловании отказа суд соглашается с таможенным органом, поскольку такой отказ является обоснованным.

Неужели в такой ситуации декларант лишается права на защиту? Существующее законодательство пока позволяет ее получить.

Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 июля 2014 года по делу № А06-3941/2013 сказано: «Закон о таможенном регулировании не раскрывает, какие именно документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, должны быть приложены к заявлению. Документы, свидетельствующие о корректировке деклараций на товары, не указаны в качестве необходимых, а тем более единственно возможных документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей». Поскольку закон не устанавливает необходимость представления КДТ в качестве единственного документа, который может являться подтверждением факта излишней уплаты или взыскания, декларант может представить таможне другие документы, в том числе просто свое письменное мотивированное обоснование. Соответственно, плательщику необязательно предварительно

обращаться в таможенный пост с заявлением о корректировке декларации на товары.

При этом Плен ум Вы сш его Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 8 ноября 2013 года № 79 пояснил, что тот факт, что декларант не обжаловал решение таможенного органа, на основании которого с него были взысканы таможенные платежи, не является достаточным основанием для отказа в рассмотрении требований о возврате излишне взысканных платежей. Такая позиция высказывалась Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее также — ВАС РФ) и ранее при рассмотрении конкретных дел.

На этапе обсуждения проекта постановления № 79 представители Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России) просили судей ВАС РФ включить в постановление положение о том, что в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты, должна быть представлена корректировка декларации на товары. Председатель ВАС РФ не согласился с этим предложением, аргументировав это тем, что требование таможенного органа о представлении документа, который выдается также таможенным органом, явилось бы формальным препятствием, исключающим доступ к судебной защите. В результате в постановлении Пленума ВАС РФ № 79 не содержится такое разъяснение.

Однако ФТС России не согласилась с позицией высшего судебного органа, и по ее инициативе в статье 255 проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указано, что возврат осуществляется только после внесения изменений в декларацию на товары: «Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей, денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, иных денежных средств (денег).

Пункт 2. Возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом после внесения

в установленном порядке изменений и-до-полнений в декларацию на товары либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо в таможенном документе, указанном в пункте 4 статьи 238 настоящего Кодекса и при соблюдении иных условий для возврата излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, установленных законодательством государства-члена, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов» (см. решение Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2014 года № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза»).

Так что организациям нужно поторопиться с обращением за возвратом до вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. После вступления в силу приведенной нормы для отстаивания своих интересов декларанту нужно будет успеть обжаловать каждое решение таможенного органа в течение трех месяцев с даты его получения и в целях оптимизации судебных расходов ходатайствовать в суд об объединении аналогичных дел. Вместе с тем суды во многих случаях по разным причинам (в том числе и для обеспечения статистики количества рассмотренных дел) отказывают в удовлетворении таких ходатайств.

На протяжении длительного времени арбитражные суды исходили из того, что в случае если форма корректировки таможенной стоимости товаров была заполнена декларантом самостоятельно, оснований для признания ее незаконной не имеется. Вместе с тем такая корректировка может быть обусловлена не согласием декларанта с решением таможенного органа, а, например, задачей прекратить начисление пени, исключить возможные задержки в выпуске текущих поставок и т. д. В связи с этим Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постанов-

лении от 5 марта 2013 года № 13328/12 указал: «Факт самостоятельной корректировки организацией таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно». С принятием указанного постановления Президиума ВАС РФ судебная практика по таким спорам начала меняться в пользу декларантов и таможенных представителей. Вместе с тем в случае самостоятельной корректировки декларации мы рекомендуем в сопроводительном письме четко обозначить свою позицию в отношении производимой корректировки путем указания, что компания не согласна с решением таможенного органа и будет его обжаловать в соответствии с законодательством.

Еще одним проблемным вопросом, который возникал в основном в судебной практике северо-западного региона, являлся аргумент таможенных органов о том, что по НДС, уплаченному таможенным органам при ввозе товаров, возврат не может быть осуществлен, если плательщик предъявил соответствующую сумму НДС к вычету. Этот аргумент некоторое время воспринимался судами по спорам, связанным с незаконной корректировкой таможенной стоимости, когда были излишне взысканы как таможенная пошлина, так и НДС. Однако когда дело дошло до споров о применении 10-процентного или нулевого НДС в отношении медицинских товаров, лекарственных средств, линз и т. д., по которым у налоговых органов в отличие от таможенных органов претензий не возникает, абсурдность этого аргумента стала очевидной. В результате этот вопрос нашел отражение в пункте 6 постановления Пленума Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 79: «Таможенный орган не вправе отказать в рассмотрении по существу заявления о возврате соответствующих сумм со ссылкой на то, что возврат излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость или возмещение названного налога производится налоговыми органами на основании положений статьи 78 или главы 21 НК РФ, а также на то, что уплаченный (взысканный) при ввозе НДС в полном объеме был предъявлен к вычету согласно статье 171 НК РФ. В целях предоставления налоговому органу возможности скорректировать сумму предоставленного ранее налогового вычета таможенный орган уведомляет его об уменьшении суммы налога на добавленную стоимость, подлежавшей уплате в рамках таможенных процедур». Вместе с тем в случае возврата таможенным органом излишне уплаченного или взысканного НДС декларант в силу требований налогового законодательства обязан скорректировать сумму НДС, уплаченного налоговым органам.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 173-О.

3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011

4. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2013 года по делу № А40-85281/12.

5. Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога : приказ Федеральной таможенной службы от 22 декабря 2010 года № 2520.

6. О применении положений пункта 2 части 12 статьи 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» : письмо Федеральной таможенной службы от 25 марта 2013 года № 01-11/12183.

7. О возврате таможенных платежей : письмо Федеральной таможенной службы от 29 апреля 2011 года № 01-11/19942.

8. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 июля 2014 года по делу № А06-3941/2013.

9. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 79.

10. О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза : решение Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2014 года № 233.

11. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года № 13328/12.

cyberleninka.ru