Виды законов предложенных ф аквинским

Виды законов предложенных ф аквинским

Книжная суббота: Фома Аквинский — «Сумма теологии»

Том 1: В данном издании представлены первые 64 вопроса «Суммы Теологии», знаменитого произведения великого средневекового богослова и философа святого Фомы Аквинского.

Перевод впервые осуществлен с языка оригинала.

Том 2: Во втором томе издания представлены заключительные вопросы (65-119) первой части «Суммы теологии» великого средневекового теолога и философа святого Фомы Аквинского. В данных вопросах обсуждаются проблемы сотворения мира (вопросы 65-74), антропологии (вопросы 75-102) и божественного управления сотворенным миром (103-119). Перевод впервые осуществлен с языка оригинала.

Том 3: В третьем томе издания представлены первые 67 Вопросов Первой Части Второй Части «Суммы теологии» великого средневекового теолога и философа святого Фомы Аквинского. В данных Вопросах обсуждаются темы цели жизни человека и действий, приводящих его к этой цели (Вопросы 1-21), человеческих страстей (Вопросы 22-48) и добродетелей (Вопросы 49-67).

На русский язык переводится впервые.

Том 4: «Сумма теологии» великого средневекового мыслителя Фомы Аквинского является одним из наиболее влиятельных произведений в западноевропейской христианской традиции, не утратившим своего значения и по сей день.

В настоящий том вошли вопросы 68-114 Первой части Второй части «Суммы», посвященные следующим пяти основным темам:

1) дары, блаженства и плоды Святого Духа;

2) грех (рассматривается отношение между грехами и добродетелями, деление грехов на смертные и простительные, тяжесть наказания за различные грехи и т. д.);

3) закон в общем (рассматриваются основные типы законов: естественный, божественный, человеческий);

4) Ветхий закон, то есть закон Ветхого Завета (рассматриваются основные характеристики и заповеди Ветхого закона, включая нравственные, культовые и судебные заповеди);

5) Новый закон, то есть закон Евангелия (рассматриваются его основные заповеди, отношение к Ветхому закону, его оправдывающее действие, необходимость благодати для спасения человека и т. д.).

Том 5: «Сумма теологии» великого средневекового мыслителя Фомы Аквинского (ок. 1225-1274) является одним из наиболее влиятельных произведений в западноевропейской христианской традиции, не утратившим своего значения и по сей день.

В настоящем томе представлены первые 46 Вопросов из Второй части Второй части «Суммы», в которых рассматривается этическая и теологическая проблематика, а именно, отношение трех известных христианских теологических добродетелей (веры, надежды, любви) и нравственной жизни человека.

www.bogoslov.ru

Святой Фома Аквинский и его 5 доказательств существования Бога

Святой Фома Аквинский и его 5 доказательств существования Бога

28 января Католическая церковь отмечает день памяти святого Фомы Аквинского (иначе Фомы Аквината, Томаса Аквината). Он признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, соединившим христианское вероучение с идеями Аристотеля.

Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Он попытался рационально доказать существование Бога и отклонить возражения против истин веры.

Учение Фомы Аквинского было признано «единственно истинной философией католицизма». Оно оказало значительное влияние на духовную жизнь современного западного общества.

Фома Аквинский — покровитель римско-католических школ, колледжей, университет ов, академий, апологетов, философов, богословов и продавцов книг.

Католики молятся святому Фоме о сохранении целомудрия, достижении успеха в учёбе, а также с просьбой сохранить во время шторма и молнии.

Советник Людовика IX

Святой Фома Аквинский родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, по окончании которой поступил в Неапольский университет. В 19 лет Фома вступил в орден доминиканцев. Затем его послали в Рим, чтобы отправить дальше учиться в Кёльн и Париж.

В 1252 святой Фома впервые стал преподавать в доминиканском монастыре Сент-Жак. Вернувшись в Париж в 1269 году, философ стал советником самого короля Людовика IX.

Фома Аквинский должен был принять участие во Всеобщем лионском Соборе, созванном для объединения греческой и римской церквей, но заболел по пути в Лион. Он умер в Цистерсианском аббатстве, недалеко от Рима. Мощи святого находятся в доминиканском монастыре в Тулузе.

Идеи и взгляды Фомы Аквинского

Святой Фома Аквинский известен своими философскими трудами, которые вошли в основу католического учения.

Одними из основных его произведений являются два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Он строил все свои сочинения в виде вопросов и ответов, которые всегда представляют мнения возражающих, и старался показать то, что верно в каждом подходе.

Фоме Аквинскому удалось соединить идеи Блаженного Августина и философию Аристотеля.

Не прибегая к учению Церкви, философ на основании доводов разума и логики вывел доказательства бытия Бога.

Пояс Фомы Аквинского

Существует легенда, что однажды во время трапезы в монастыре Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора уехать из монастыря.

Семья Фомы противилась его решению быть доминиканцем. Его братья даже пошли на подлость, чтобы лишить Фому целомудрия. Святой стал молиться, и ему было видение. Ангел препоясал его поясом как символом вечного целомудрия, которое Бог ему даровал. Пояс и по сей день хранится в женском монастыре Шьери в Пьемонте.

Согласно легенде, Господь спросил святого Фому в конце его жизни, какую награду он хотел бы получить за свои труды. Фома ответил: «Только Тебя, Господи!».

5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

Как говорил Фома Аквинский

Любить кого-либо — то же самое, что желать этому человеку добра.

Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего.

Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, — приобретай сегодня.

Наш долг — ненавидеть в грешнике его грех, но любить самого грешника за то, что он — человек, способный на благо.

Человеку не следует считать свои богатства своей собственностью, но он должен относиться к ним, как к общему имуществу, чтобы без колебаний распределять их между теми, кто нуждается в помощи.

Счастливому человеку нужны друзья и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он и сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но, собственно для того, чтобы творить добрые дела для этих друзей.

www.aif.ru

Политическое учение Фомы Аквинского и его теория закона

Своего наивысшего могущества Римская церковь достигла в XIII в. Папа объявил себя наместником Христа, а до этого считался наместником апостола Петра. В это время происходит окончательное становление религиозной средневековой догматики. Этим церковь обязана «славнейшему», «ангелоподобному» Фоме Аквинскому (1225 или 1226— 1274), который, помимо богословия и философии, трактовал проблемы права, морали, государства, экономики.

Фома Аквинский (Аквинат) родился под Неаполем, близ города Аквино, принадлежал к аристократическому роду, был внучатым племянником Фридриха Барбароссы. Его жизненный путь не отмечен внешним драматизмом, поэтому обстоятельства его жизни обычно излагаются очень кратко.

Жил и учился в Неаполе, Париже,

Кёльне. В Неаполе вступил в доминиканский орден. Учителем его был Альберт Великий, также доминиканец. Был образцовым университетским профессором, преподавателем, священником, членом ордена. За 49 лет своей жизни создал поразительно много. Фома — первый схоластический учитель церкви, «князь философии». Он связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) и философию Аристотеля, став признанным официальным философом католической церкви. Политические взгляды Фомы Аквинского изложены в работе «О правлении государей», в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. В отличие от Августина он был более последователен и в вопросе об основании земной власти. В утверждении, что нет власти не от Бога, позиция Аквината противоположна позиции Августина. Св. Августин считал, что государство возникло в результате грехопадения человека и политическая власть существует для того, чтобы стать заслоном на пути зла и преступлений, применяя наказание, ограничивая зло и наказывая преступников. Аквинат же возводит в естественный закон стремление человека жить в обществе под началами управления. Политическая власть выступает авторитетным учреждением, устанавливающим и предписывающим правила, способствующие общему благу.

Все виды власти на земле — от Бога, утверждал он. При этом следует различать сущность, форму и использование власти. Установленная Богом власть несет людям добро. Главная задача государственной власти — содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать подданным мир и безопасность. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в какой светская власть нарушает законы Бога, подданные вправе оказывать ей сопротивление.

В вопросе о формах государственного устройства Фома использовал предложенное Аристотелем деление их на «чистые» и «смешанные». Из «чистых» (по Аристотелю) форм государственной власти Фома отдавал предпочтение монархии, но считал, что она не есть исключительное условие благополучия народа. Ведь, как известно, римский народ потерял свое могущество при императорской власти, а не при республиканском режиме.

В учении Фомы Аквинского проводилась идея Аристотеля о смешанной власти: «Король, изменивший своему долгу, не может требовать повиновения. Это не восстание, направленное на свержение короля; поскольку он сам восстал, народ вправе низложить его. Однако лучше ограничить его власть, чтобы не допустить злоупотреблений.

С этой целью весь народ должен участвовать в управлении. Государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с аристократией по признаку учености, и такую демократию, которая обеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных выборов. Ни одно правительство не вправе взимать налоги сверх меры, установленной народом. Всякая политическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. Мы не можем быть в безопасности, пока зависим от воли другого человека» [1] .

Разработка теории закона. Заслугой Аквината является разработка теории закона. Человек как гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и Божественным. Вечный закон — это Божественный разум, правящий Вселенной. Вечный закон заключен в Боге и потому существует сам по себе. Все остальные законы производны и подчинены вечному закону.

Аквинат начинает свои рассуждения о законах с вечного закона. Он говорит, что Бог, как Творец всего сущего, имеет замысел всего, что должно быть сотворено. Божественная мудрость указывает каждой вещи ее цель, знает все о средствах достижения этих целей; она же подчиняет частные цели отдельных вещей единой цели всего сотворенного Богом, позволяя тем самым вещам соучаствовать в божественном совершенстве. «Поэтому вечный закон не что иное, как план божественной мудрости, поскольку он направляет все акты и движения» [2] всего сотворенного Богом. Имея вечный замысел о человеке, ставя перед ним цель стремления к совершенству, Бог дает человеку соответствующую природу и предполагаемые этой природой способы надлежащей актуализации этих потенций. Поэтому вечный закон — это план божественной мудрости, направляющий все вещи, как одушевленные, включая человека, так и неодушевленные, к достижению ими своих целей. Неодушевленные тела действуют определенным образом, не противореча своей природе, и не могут действовать иначе [3] .

Все творения, стоящие ниже человека, бессознательно подчиняются вечному закону. Человек, будучи разумным и свободным, способен к действиям, несовместимым с вечным законом. Поэтому человеку, не способному читать мысли Бога, все-таки надлежит каким-то образом знать, в чем состоит вечный закон. Благодаря свету своего собственного разума человек может приобрести знание естественного закона. Человек может различать фундаментальные склонности и потребности своей природы, а его разум, размышляя по этому поводу, может сформулировать для себя естественный нравственный закон: совокупность универсально значимых предписаний правильного разума относительно того, какого блага ему следует искать и какого зла избегать.

Естественный закон есть отражение Божественного разума в человеческом разуме. В силу причастности ума человека к Божественному разуму ум человека управляет всеми его нравственными силами, являясь источником закона естественного (он повелевает делать добро и избегать зла). А поскольку естественный закон — это преломление вечного закона применительно к людям и их свободным действиям и через него все люди причастны вечному закону, то человек имеет представление о вечном законе, высшей норме всякого поведения. «Естественный закон, — писал Фома Аквинский, — не что иное, как присутствие вечного закона в разумной твари» [4] . По закону естественного права протекала блаженная жизнь людей до грехопадения.

Естественный моральный закон, причастный вечному закону, связан с ним как с чем-то высшим; человек не вправе изменить естественный нравственный закон, укорененный в его природе. Но человек не получает естественный моральный закон просто как данный свыше, а, признавая его рациональность и обязательность, сам предписывает его себе. По словам Аквината, есть фундаментальное предписание, из которого вытекают все остальные. «Первое предписание этого закона состоит в том, что следует делать и искать добро и избегать зла; и на этом основываются все прочие предписания» [5] . Три первичных предписания естественного закона, относящиеся к человеку, суть следующие: 1) поддержание жизни и стремление избежать смерти;

2) стремление к размножению своего вида и воспитанию потомства;

3) стремление к Богу и жизни в обществе.

Первое предписание касается человека как представителя мира живой природы в целом: «Человеку присуще предрасположение к благу, которое есть благо для его природы, поскольку она не отличается от природы всех остальных субстанций. Ибо каждая субстанция стремится к поддержанию своего существования в качестве субстанции соответствующего рода. Вследствие этого предрасположения действия, способствующие поддержанию жизни и позволяющие избежать смерти, отвечают естественному закону» [6] .

Второе предписание объединяет человека со всем животным, или чувствующим, миром: «Во-вторых, человеку присуще предрасположение, свойственное его природе, поскольку она не отличается от природы других животных» [7] . Рефлексия разума по поводу этой предрасположенности находит свое выражение в предписании, что следует умножать вид и воспитывать детей. Аквинат специально оговаривает, что данное стремление присуще всему человеческому роду, а отнюдь не каждому в обязательном порядке. «Естественное предписание о питании с необходимостью должно исполняться всяким индивидом: ибо иначе он не может поддерживать свою жизнь. Но предписание относительно произведения потомства относится к человеческому сообществу, которому надлежит не только размножаться телесно, но и возрастать духовно. Таким образом, достаточным условием для этого будет, если одни будут заботиться только о произведении потомства, тогда как другие посвятят себя созерцанию предметов божественных ради духовного возрастания и спасения всего рода человеческого. Это подобно тому, как в армии одни охраняют лагерь, другие несут знамена, третьи вступают в бой. Все это должно быть сделано, но все не может сделать один человек» [8] .

Третье предписание касается человека как существа разумного: «В-третьих, человеку присуще предрасположение к своему благу, свойственное ему как существу разумному. Так, человек имеет по природе стремление познавать истину о Боге и жить в обществе» [9] .

Из естественного закона вытекает закон человеческий, созданный по воле людей. Целью человеческого закона должно быть общее благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель: оно имеет в виду интересы, которые касаются одинаково всех граждан. Законы человеческие имеют целью принудить людей делать то, что они должны делать. А достигается эта цель тремя способами: повелевая, допуская и запрещая. Помимо направленности к общему благу, закон должен быть издан компетентной властью и обнародован. Функция человеческого законотворчества состоит в том, чтобы естественный закон как можно точнее сформулировать и поддерживать санкциями, которыми располагает государственная власть. Ни в коем случае государство не имеет права принимать законодательство, идущее вразрез с естественным законом. Справедливые законы совпадают с требованиями совести. Закон несправедлив, если он возлагает на граждан бремя не ради общего блага, а для удовлетворения алчности или честолюбия законодателя. Правители, издающие несправедливые законы, — тираны, и могут быть на законном основании свергнуты.

Что касается четвертого вида закона — божественного, то это законы Ветхого и Нового Завета, те, что ведут человека к достижению блаженства в потусторонней жизни. Божественное откровение необходимо по причине недостаточности одного естественного разума. Это законы, открытые Богом, они раскрывают человеку тайну его сверхприродного назначения, а также тех средств, например таинств, которые ведут к нему. Поэтому в добавление к естественному моральному закону мы имеем положительный, т.е. божественный, закон, сформулированный в явном виде и сообщенный людям через откровение.

  • [1] Цит. по: Актон Д. История свободы в эпоху христианства // О свободе. Антологиязападноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995. С. 397.
  • [2] Цит. по: Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Долгопрудный, 1999. С. 222.
  • [3] Для неразумных существ слова «цель» и «закон» употребляются по аналогии.
  • [4] Цит. по: Коплстон Ф. Ч. Указ. соч. С. 223—224.
  • [5] Там же. С. 224.
  • [6] Коплстон Ф. Ч. Указ. соч. С. 225.
  • [7] Там же.
  • [8] Там же. С. 226.
  • [9] Там же. С. 225.

studref.com

ФОМА АКВИНСКИЙ

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «ФОМА АКВИНСКИЙ» в других словарях:

ФОМА АКВИНСКИЙ — (Aquinas, St. Thomas) (ок. 1225–74) Теолог католик и политический философ, один из крупнейших представителей научной мысли средневековья, основатель томизма. В основе его политической теории лежал аристотелизм. Она изложена в комментарии к… … Политология. Словарь.

Фома Аквинский — Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка близ Акуино, Южная Италия, – 7.3.1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики (См. Схоластика), основатель … Большая советская энциклопедия

Фома Аквинский — Фома Аквинский () философ и теолог. Доминиканец. Сформулировал основной принцип схоластики (): “Философия служанка богословия”. В основу своей философской системы положил христианизированное учение Аристотеля, использовал его идеи для… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Фома Аквинский — Фома Аквинский. ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas) (1225 или 1226 1274), философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Доминиканец. Сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Фома Аквинский — (Thomas Aquinas) (1225/1226 1274), христианский богослов и философ, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т. д.). Монах доминиканец. Преподавал в… … Энциклопедический словарь

Фома Аквинский — Фома Аквпиат (лат. Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка, близ Акуино, Южная Италия, 7.Ш.1274, монастырь Фоссапуова, Южная Италия) виднейший представитель схоластической философии, систематизатор средневекового католического… … Энциклопедия культурологии

ФОМА АКВИНСКИЙ — (Thomas Aquinas) (1225 или 1226—1274), итальянский латинский писатель, философ, глава схоластич. богословия. Монах доминиканец (с 1244), доктор Парижского ун та с 1257. Преподавал в Париже, Кёльне, Риме, Неаполе и др. Богослов, соч. «Сумма… … Литературный энциклопедический словарь

ФОМА АКВИНСКИЙ — (Thoma Aquinas) (1225 или 1226 1274) философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (Учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т. д.). Доминиканец. Сформулировал 5 доказательств бытия… … Большой Энциклопедический словарь

Фома Аквинский — (1225 или 1226 74 гг.) философ и теолог. Доминиканец. Сформулировал основной принцип схоластики (тип религиозной философии): Философия служанка богословия. В основу своей философской системы положил христианизированное учение Аристотеля,… … Исторический словарь

ФОМА АКВИНСКИЙ — (Thomas Aquinas) (1225/1226 1274) средневековый теолог и философ, один из крупнейших представителей схоластики 13 в. Родился в Италии, близ Аквино, в семье графа Ландольфо Аквинского. С пяти лет воспитывался в бенедектинском монастыре, затем… … История Философии: Энциклопедия

dic.academic.ru

4.1 .Учение Фомы Аквинского о праве и государстве

Получил имя Томазо, или, по-гречески, Фома. Сначала учился в школе при аббатстве, затем в университете Неапо ля, основанного Фридрихом И. В Неаполе сблизился с доми никанцами — нищенствующими монахами и стал одним из
них, отказавшись от графского титула. Целью доминиканс кого ордена была борьба с ересями «при помощи костров и силлогизмов». Университетское образование Фома Аквинс- кий завершает в Кельне и Париже. С 1248 по 1252 г. — ученик Альберта Великого в Кельне. В 1252 г. главному магистру доминиканского ордена потребовался молодой ассистент для академической карьеры в Париже. Им стал Фома Аквинский. С 1252 по 1254 г. Фома — бакалавр «библикус», с 1254 по 1256 г. — бакалавр «сентенциари- ус», с 1256 по 1259 г. он преподает в Парижском универси тете, являясь магистром теологии и возглавляя кафедру в этом университете. Затем, по традиции ордена, начинаются странствия Фомы. Он преподает в университетах Кельна, Болоньи, Рима, Неаполя.
Основные работы: «Сумма теологии», «О правлении государей».
Логическое основание политико-правового учения. На
Фому Аквинского большое влияние оказал Аристотель. Фома Аквинский в своем учении предложил синтез като-лической веры и философии Аристотеля.
Содержание политико -правового учения.
Правовое учение.
Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал сле-дующие характеристики закона:
закон есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе;
закон относится к тому, что составляет основу челове ческих поступков, поскольку для них он является прави лом и мерилом;
любой закон направлен к общему благу;
закон вызывает движение к цели.
Классификация законов. Следует различать четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию:
1. Вечный закон (lex aeterna) — естественный боже ственный закон, рациональный проект Бога, который зна ком только самому Богу и блаженным святым: «замысел управления вещами, существующий у Бога как государя Вселенной, имеет значение закона». Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божествен ного слова и адресован твари внимающей.

Естественный закон (lex naturalis) — участие вечного закона в разумной твари. Естественный закон — это отра жение божьего закона человеческим разумом, «печать бо жественного света на нас». Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna. Это «свет естествен ного разума, с помощью которого мы различаем, что хоро шо, а что плохо». Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе. Этот закон предписывает все то, что соответ ствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др.
Как обнародуется естественный закон? Он «обнародо ван уже тем, что Бог вложил его в умы людей так, чтобы те познали его естественным путем».
Человеческий позитивный закон (lex humana) — это феодальное право того времени. Этот закон представляет собой «частные распоряжения, выработанные человечес ким разумом»: исходит из факта несовершенства людей, поэтому является самым несовершенным в иерархии зако нов; служит человеку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможно сти творить зло; призван четко определить естественный закон (как должны заключаться браки, определить санк ции, если совершается правонарушение);
Фома Аквинский полагал, что «человеческие законы не могут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные доказательствами».
Человеческий позитивный закон должен соответство вать естественному закону: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе — это не закон, а «порча зако на», и такому закону можно не подчиняться. Принудитель ное осуществление такого закона есть признак тирании. Однако Фома делает оговорку: такой закон может считать ся обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.
Позитивный божественный закон (lex divina) — со-держится в Библии. Он адресован «твари читающей», и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному, что является актуальным для верующего христианина.

Таблица 4.1
Правовые взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского Аристотель Фома Аквинский • Два вида законов:
естественные
позитивные • Четыре вида законов:
божественный естественный закон
человеческий естественный закон
божественный позитивный закон
человеческий позитивный закон Законы дополняют друг друга Иерархия законов Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рас смотрению трех важнейших проблем.
1.

textbook.news

Еще по теме:

  • Какие документы нужны для начисления пенсий Какие нужны документы для оформления пенсии по старости? Законодательство РФ предусматривает три различных вида пенсий по старости (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. п. 3, 6 ст. 5, пп. 5, 8 п. 1 ст. 4 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ): 1) страховая пенсия по […]
  • Дошкольные учреждения закон об образовании Главная Детский сад Закон об образовании дошкольное образование новый Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии с п. 4 С. 10 Г. 2 Закона «Об образовании» в РФ устанавливаются […]
  • Постановление суда о заключении под стражу Постановление суда о заключении под стражу П О С Т А Н О В Л Е Н И Е об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу г. Петропавловск-Камчатский 4 сентября 2010 года Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Л.Г.Крамаренко, с […]
  • Законы на управление тс Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра 1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в […]
  • Налоги введенные в 2018 Налоги: изменения 2018 Актуально на: 12 января 2018 г. Изменений по налогам в 2018 году немало. Так что давайте обо все по порядку. Изменения по налогу на прибыль – 2018 Главное новшество, касающееся налога на прибыль, – это введение инвестиционного налогового вычета […]
  • Штраф гибдд 129 ч2 Штраф гибдд 129 ч2 Управление транспортным средством с неисправным рулевым управлением и тормозной системой, не прошедшим тех. осмотр, а также неисправными световыми приборами или переделаны с нарушениями ШТРАФ 340-425 грн. КУоАП ст. 121 ч.1 Управление транспортным […]
  • Фз рф о гражданстве российской федерации Фз рф о гражданстве российской федерации ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 мая 2002 года N 62-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 19 апреля 2002 года 15 мая 2002 года (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N […]
  • Налог взыскивает работодатель Из ИФНС пришли документы на удержание с работника долга по «личным» налогам: как быть? На бухгалтерских форумах нередко встречаются подобные вопросы. И настораживают комментарии отдельных пользователей к этим вопросам: «это самодеятельность налоговой», «у них нет […]

Комментарии запрещены.