Виды налогов зарубежных стран

Виды налогов зарубежных стран

Глава 10 НАЛОГИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

10.1. РОЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница заключается лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония в этом отношении на среднем уровне. В США «государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма»1.

В Германии за свободу рыночных отношений выступал видный экономист и государственный деятель професор Л. Эрхард. Он неоднократно повторял, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство в хозяйство. Л. Эрхард считал, что предприниматель, так же как и рабочий, как любой другой гражданин в государстве, должен быть свободен в области своей личной деятельности, Но в то же время он подчеркивал: «Конечно, это вовсе не означает, что сняты все тормоза и открыта дорога анархии. Вместо непосредственного, даваемого государством приказа, или взамен отказа от всякого государственного вмешательства — и эта вторая установка так же важна, как и первая, — современная государственная политика по отношению к хозяйству основывается на стремлении такого использования инструментов хозяйственной политики, находящихся в руках государства, которое высвобождает новые силы, открывает новые возможности и закрывает бесплодные пути. Это означает — выбором и комбинацией средств направлять хозяйство вперед к новому прогрессу»2.

Основным инструментом государственного регулирования являются налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, преследует такие главные цели:

достижение постоянного устойчивого экономического роста;

обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь всех этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, ибо надо выплачивать ‘заработную плату большему количеству людей, и снизится конкуренция на рынке труда. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства.

В регулирование экономики активно вовлекаются местные органы управления. Во второй половине 80-х годов в США был проведен опрос мэров 326 крупнейших городов. Среди наиважнейших проблем около 90% из них выделили экономическое развитие и обеспечение безопасности граждан. При этом каждый четвертый мэр поставил проблему увеличения занятости на первое место по значению и важности, а 70% назвали в качестве одной из трех первоочередных задач.

Исходя из этого опроса приоритеты примерно таковы:

рост доходной базы городов (под этим подразумевается укрепление налоговой базы);

сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;

достижение сбалансированного качественного роста экономики;

развитие индустриальной и коммерческой базы;

уничтожение трущоб и развалин;

помощь беднейшим районам.

В США государственное регулирование экономики, причем вплоть до национализации предприятий, было активно начато президентом Ф. Рузвельтом после небывалого по масштабам экономического кризиса 1929—1932 гг., когда банкротства предприятий приияли массовый характер, а уровень безработицы достиг 25%. В 50—60-е годы федеральное правительство стремилось (и преуспело в этом) включить в процесс регулирования хозяйства местные органы управления.

Примерно в это же время, в середине XX в.. теорию государственного регулирования экономики разрабатывает видный английский экономист Д. Кейнс.

Как отмечалось выше, одним из основных инструментов является финансовое воздействие, прежде всего через налоговую систему.

При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству, — налогообложения, кредитования, инвестирования, государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности.

Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства обращения частных предприятий, повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:

прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд;

государственные инвестиции в экономику;

реализация значительной части товаров и услуг через систему государственных закупок, поскольку государство выступает на рынке в качестве крупнейшего потребителя продукции;

налоговое регулирование, включая местные налоги и налоговые льготы.

Местные органы управления дополняют это косвенной помощью. Сюда относятся скидки с продажной цены или арендной платы при покупке или найме земельных участков и зданий, обеспечение займов, участие в гарантийных фондах, создание промышленных зон. Территории и здания в промышленных зонах зачастую предоставляются предприятиям на благоприятных финансовых условиях. Нередко там за муниципальный счет осуществляется строительство специальных производственных помещений, позволяющих развить новые виды хозяйственной деятельности. И конечно, к стимулирующим мерам относится постоянное или временное освобождение от местных налогов.

Государственными и муниципальными властями осуществляется значительная часть капитальных вложений в экономическую инфраструктуру. Эти вложения не рассчитаны на получение прибыли, но косвенным путем обеспечивают повышение прибыли частному капиталу. Прежде всего это расходы на строительство и содержание транспортных коммуникаций, линий связи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений, на подготовку земельных участков к промышленной застройке и т.д.

Налоговая политика развитых стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.

В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например вложения на территориях, находящихся на окраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта надбавка может доходить до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.

Начиная со второй половины 80-х годов во многих странах применяются методы стимулирования создания новых высокотехнологичных производств. Старые промышленные районы зачастую имеют устаревшую индустриальную структуру хозяйства. В прошлые го-

ды они относились к числу высокоразвитых, но под воздействием научно-технической революции бывшие ранее передовыми отрасли пришли в упадок и не могут более определять экономический рост регионов.

Например, в Великобритании — это такие страны, как Уэльс, Шотландия, Северный район Англии, Северная Ирландия, Корнуолл, Мерсейсайд. В Бельгии — это районы каменноугольной и металлургической промышленности. В США — некоторые штаты Новой Англии на северо-востоке страны, где была развита текстильная промышленность. Во второй половине XX в. в этих районах встала задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификацией рабочей силы. Это можно было сделать лишь при активном участии государств, применивших широкие налоговые льготы и другие методы финансового воздействия.

Так, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия использовали государственные инвестиции в подлежащих развитию районах, субсидии и займы целевого назначения, размещение там предприятий национализированных отраслей, строительство производственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду или продаются предпринимателям на благоприятных финансовых условиях с временным освобождением от налога на собственность.

В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли и на границе с ними. Поддерживается налоговыми льготами Рурская область, где расположена сталелитейная промышленность. Стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельской местности. Старинные кварталы города Любека, например, были сохранены благодаря тому, что фирмы, занимающиеся их реставрацией, получили крупные налоговые льготы.

Для оживления экономической деятельности используются такие формы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования — займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.

В некоторых странах, например в Германии, во Франции, на территориях ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое

вновь созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные органы управления несут немалую долю расходов по подготовке рабочей силы для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно организующие подготовку и переподготовку своих рабочих, служащих и специалистов, пользуются налоговыми льготами.

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает прежде всего для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственная активность ведут к обострению проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. Задача ограничения возникла раньше всего в Великобритании и во Франции. Здесь сказалась моноцентрическая структура, где доминирует один город (или район) во главе иерархии городов и агломераций. В Японии сказывается перенаселение района Токайдо, где расположены три крупнейших муниципалитета: Токио, Нагоя, Осака.

В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления лежит дополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательской деятельности. Дополнительное налогообложение в таких случаях практикуется в Нидерландах, Японии. Введение стабилизационных налогов применяется в Германии. Упор на лицензирование делается в Великобритании, Франции, Италии. При этом лицензирование также следует рассматривать в виде дополнительного местного налога — лицензионного сбора. В Японии проблема решается главным образом манипулированием ставками земельного налога.

Повышение налогов в той или иной форме -оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком «горячую» конъюнктуру. Другой метод — отмена налоговых льгот.

Иногда введение новых налогов преследует чисто регулирующие цели. Классическим примером может служить введенный в начале века в Германии и сохранившийся там до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели’вино. Налоговые поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание.

Но техническая задача была решена, и регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь несколько миллионов марок.

А вот более современный пример по той же Германии — решение с помощью роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения акциза на табак стало некурящих значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения.

Через налоги в западных странах решаются и проблемы ‘-жологии. В свое время промышленность Германии оказывала сопротивление решению об оснащении автомобилей катализаторами. Был резко снижен налог на автомобили, оснащенные ими. Понижен акцизный сбор на те виды бензина, которые используются автомашинами с катализаторами. Наряду с этим увеличен акциз на сорта бензина, содержащие свинец и другие добавки и применяющиеся в старых двигателях. Так «компенсировались)) дополнительные расходы на катализаторы.

Читайте так же:  Закон о сотовых телефонов

И сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов: объема цилиндра^ т.е. мощности двигателя, и наличия (или отсутствия) катализатора. Так, при объеме цилиндра двигателя 100 дм3 владелец автомобиля с катализатором уплачивает 13 марок 20 пфеннигов, а без катализатора — 30 марок. Владельцы менее мощных машин, оснащенных катализаторами, от налога освобождаются.

Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя, применяются еще с 70-х годов в США, а теперь практически повсеместно.

Государство осуществляет финансовое воздействие на развитие экономики и через ценообразование. Например, в странах ЕС закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются отнюдь не только рыночными методами, а зачастую директивно руководящими органами ЕС, расположенными в Брюсселе. Причем поддерживается достаточно высокий уровень цен, значительно превышающий фактическую себестоимость производства продукции. Этим достигаются две цели: поддержка фермеров; эффективность использования продовольственных продуктов. Благодаря искусственно поддерживаемым высоким ценам они расходуются экономно, спрос не превышает реальной потребности, что позволяет образовать даже некоторые излишки, во всяком случае не допустить дефицита.

Во многих странах местные органы управления регулируют цены на продукцию отраслей общественного пользования. Необходимость регулирования цен даже при свободе рынка обусловливается потребностями общественного производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам. Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли предприятий отраслей общественного пользования до 5—7% на основной капитал. В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы на подобную продукцию, куда, в частности, входят вода, электроэнергия и пр., если норма прибыли компании превышает установленный уровень. Аналогичное положение в Германии, Японии. Местные органы управления регулируют цены на коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным регионам.

Следует упомянуть еще об одном обстоятельстве. Экономика развитых стран основывается на свободе предпринимательской деятельности. Конкурентно-рыночный механизм регулирует распределение ресурсов и обеспечивает установление равновесных цен на уровне, отражающем затраты на производство товаров. Однако при возникновении монополий рыночный механизм не срабатывает, что может приводить к неэффективному распределению и использованию ресурсов и росту цен. Например, Германия до окончания второй мировой войны была страной крупных картелей, обладающих огромной экономической и политической мощью. Монополии ощутимо чувствовались и в хозяйственной жизни США.

В США понятие «монополия» применяется к фирме или к группе фирм, обладающих таким влиянием на конкретном рынке, которое позволяет подавлять конкуренцию, регулировать объем и условия поставок и фиксировать цены, нанося ущерб потребителю. При этом абсолютный размер хозяйственной единицы не предопределяет ее монопольные позиции в отрасли или на рынке. Фирма независимо от ее величины является монополией, если ей принадлежит подавляющая часть продаж на конкретном товарном рынке или на географическом рынке.

Ограничение негативных последствий деятельности монополий ведется по нескольким направлениям: прогрессивное налогообложение доходов фирм, налоги на сверхприбыль. Практически во всех странах действует антитрестовское законодательство. Например, законы Германии устанавливают правила конкуренции и создают благоприятные условия для развития свободной конкуренции. Так. законодательно запрещены договоры о ценах между предпринимателями. Правомочность слияния различных предприятий определяется федеральным ведомством по картелям на основании заключения независимой комиссии из ученых и экономистов, ибо в основе рыночных отношений должна лежать свободная конкуренция.

Жесткое антитрестовское законодательство действует в США, Японии. Но при этом законы о конкуренции, как правило, не распространяются на инфраструктурные отрасли: на транспорт, банковское дело, коммунальные службы (снабжение водой и энергией). Зачастую не затрагивают они и добывающую промышленность — добычу угля, производство стали, в определенной мере сельское хозяйство (Германия). В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. Считается, что здесь конкуренция не может обеспечить успешного выполнения возложенных на данные отрасли функций. В этих отраслях велик удельный вес государственных предприятий, поскольку главное для них не прибыль, а удовлетворение потребностей общества.

www.bibliotekar.ru

Общая характеристика налоговых систем зарубежных стран

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, определения приоритетов социального и экономического развития.

Изучением налоговых систем стран СНГ и зарубежных стран занимался Александров И.М. [3], Якушик И.Д и Литвиненко Я.В. [6], а изучением налоговой системы Украины — Демиденко Л.М. и Субботович Ю.Л. [4], а также Завгородний Н.П. [5]. В настоящее время завершена работа над Налоговы Кодексом Украины, который должен на длительное время стать основополагающим документом, регулирующим налоговые отношения. В то же время разные специалисты отмечают недостатки Налогового Кодекса. В связи с этим является актуальным изучение налоговых систем на предмет возможности доработки Налогового Кодекса.

Целью данной статьи является изучение международных систем налогообложения, а также возможностей применения их элементов в налоговой политике Украины.

Налоговые системы стран с рыночной экономикой являются отражением конкретной экономической среды, а также целого ряда национальных особенностей, которые сложились на протяжении всего исторического развития. Современный период развития экономики характеризуется увеличением части национального дохода, которая привлекается через налоги. Данная тенденция хорошо прослеживается при определении доли налоговых поступлений в государственном бюджете стран (таблица 1).

Таблица 1. — Доля налоговых поступлений в государственном бюджете.

Доля налогов в государственном бюджете

Республика Чехия [6]

Налоговая система Великобритании включает центральные (8 видов) и местные (1 вид) налоги. Особенностями этой системы является порядок взимания личного подоходного налога, подоходного налога с компаний, налога на добавленную стоимость, а также существование налога на доходы от нефти и гербового сбора. Личный подоходный налог уплачивают все граждане, получающие доход. Он взимается не с совокупного дохода, а по частям (шедулам), которых установлено шесть. Из подлежащей уплате суммы подоходного налога вычитаются налоговые льготы (личные скидки). Подоходный налог с компаний применяется ко всем прибылям компаний резидентов. Ставка этого налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год. Облагаемый доход компании исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных расходов. В Великобритании действует три ставки НДС: 0; 8 и 17,5%, размер которых зависит от вида товаров или услуг.[3]

Налоговая система Германии насчитывает около 50 налогов, которые отличаются друг от друга налогоплательщиками, налоговой базой и налоговыми ставками. Согласно Конституции Германии в стране действуют два уровня государственной власти: федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). В соответствии с этим налоги подразделяются на общие, федеральные, земельные и общин. Особенностью налоговой системы Германии является сложное и многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, что, по мнению правительства, является фактором выравнивания экономического развития регионов. Доходы в Германии облагаются по прогрессивным ставкам. Ставка взносов в пенсионное страхование составляет 18,6%, из них поровну платят рабочие и пердприниматели.

Систему налогообложения Франции можно разделить на три крупных блока: косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление; налоги на прибыль или доход и налоги на собственность. Отличительными особенностями налоговой системы Франции являются:

— низкий уровень прямого налогообложения;

— высокий уровень косвенного обложения;

— высокая доля взносов в фонды социального назначения (от 4,5 до 13,5%);

— высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в общем объеме обязательных отчислений;

— наращивание доли налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти.[3]

В системе налогообложения США используются основные виды налогов по всем уровням власти: федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; налоги штатов, вводимые законами штатов и поступающие в их бюджеты; местные налоги, которые вводятся органами местного самоуправления и поступающие в местные бюджеты. Сумма налога на прибыль корпораций и подоходного налога, уплаченная в штате, подлежит вычету из суммы этих же налогов, уплачиваемых по федеральному налогу. [4]

В Чешской Республике, как и в большинстве стран с высокоразвитой экономикой, центр тяжести налогового бремени смещается в сторону косвенных налогов (НДС, налог на товары широкого потребления (акциз), таможенная пошлина), однако налоги на доходы по прежнему важны в формировании бюджета Республики Чехия. Важную роль в налоговой системе этой станы играют налоги наемных работников. Из начисленной заработной платы предприятие отчисляет на социальное страхование — 8%, на медицинскую страховку — 4,5%, подоходный налог – от 15%, а также обязано перечислить на медицинское страхования 9% от начисленной заработной платы и на пенсионное страхование – 26 %.

В Болгарии ставки налогов достаточно низкие для успешного функционирования предприятий и жизни населения. Размер налога на добавленную стоимость составляет 20%, однако для некоторых видов деятельности он уменьшен, а для некоторых – отменен. Прогрессивная шкала для налога на доходы физических лиц была отменена, однако его ставка, как и для налога на прибыль предприятий, составляет 10%.При приобретении недвижимого имущества или новом строительстве (при наличии разрешения за пользование), любой субъект обязан подать годовую налоговую декларацию в сроки определенные законом. Ставка годового налога на имущество определяется налоговым органом по сложным формулам (с учетом месторасположения, стоимости, амортизации-износа и т.д.) с письменным уведомлением налогоплательщика. Налог на недвижимое имущество один из самых низких в Европе. В Болгарии налог на прирост капитала уплачивается физическим лицом при продаже недвижимого имущества, самолетов или автомобилей за счет разницы между ценой продажи и наибольшим значением из двух следующих – рыночной ценой актива, подлежащего продаже, или стоимостью покупки, привязанной к индексу. Физическое лицо, продающее один движимый актив, платит налог на разницу между ценой продажи и стоимостью актива, подлежащего продаже, корректируя стоимость по отношению к уровню инфляции. Сумма налога на прирост капитала, взимаемого с болгарских компаний, прибавляется к их регулярному доходу.[6]

В Казахстане действует система общегосударственных налогов, регулирующих государственный бюджет, а также местные налоги, являющиеся источниками местных бюджетов. Налог на добавленную стоимость является важнейшим в налоговой системе Казахстана. Ставка НДС устанавливается в размере 20% от облагаемого оборота, а на продовольственные товары – 10%. По нулевой системе облагаются экспортируемые товары и международные перевозки. Налогооблагаемый доход юридического лица облагается налогом по ставке 30%. Исключения составляют лица, для которых земля является средством производства. Они уплачивают налог по ставке 10 % от дохода. Также существует две категории налогообложения пользователей недр.

Налоговая система Белоруссии включает 17 налогов и платежей, некоторые из них состоят из нескольких самостоятельных платежей. Наиболее важным из налогов является налог на добавленную стоимость, который формирует бюджет на 25% и основная ставка которого составляет 20% (также применяются ставки 0%, 10%, 18% и 24%). Годовая ставка налога на недвижимость для юридических лиц составляет 1%, а для физических лиц – 0,1%. Налог на прибыль составляет 24% от валовой прибыли, а в специальных случаях 10 и 12%. В налоговой системе Республики Беларусь также присутствует оффшорный сбор, ставка которого составляет 15%. Объектом его обложения являются операции, которые осуществляются с участием нерезидентов страны и зарегистрированы в оффшорной зоне.

Читайте так же:  Приложение для жалоб в гибдд неправильная парковка

Налоговая система Российской Федерации трехуровневая – она включает федеральные, региональные и местные налоги. Самый собираемый и важный для России налог – НДС. Он обеспечивает около 50% доходов федерального бюджета. В настоящее время его ставка составляет 18%. С работодателя взимается единый социальный налог в размере 26% ( 20% поступает в федеральный бюджет, 2,9% в Фонд социального страхования, 1,1% — федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2% — местные фонды обязательного медицинского страхования). Налог на прибыль такой же, как и в Белоруссии 24%. Налоговая ставка подоходного налога с физических лиц установлена в размере 13%. [3]

Налоговая система Украины в настоящее время претерпевает сильные изменения. Налог на добавленную стоимость формирует 46% налоговых поступлений в государственный бюджет. [2] Он установлен в размере 17%, также предусмотрено применение нулевой ставки для некоторых видов товаров. Ставка налога на прибыль предприятий теперь составляет 23%, но планируется ее постепенное снижение 16%. Налог на прибыль предприятий составляет 19% всех налоговых поступлений. [2] Налог с доходов физических лиц дифференцирован, он может уплачиваться по ставке 15 или 17% в зависимости от дохода плательщика. Взносы на социальное страхование составляют от 36,76 до 49,70%. Налоговым Кодексом также предусмотрено взимание акцизного налога, ставка которого колеблется от 0,74% до 42%. [1]

Таким образом, в целом налоговая система Украины достаточно приближена к моделям налоговых систем развитых стран. Наибольшее значение в них занимают косвенные налоги, данная тенденция также характерна для Украины. Однако ставки по налоговым платежам очень высокие, и практически не имеют дифференциации, что не является характерным для стран с развитой экономикой, в налоговых системах которых преобладает взимание налогов на доходы и прибыль по прогрессивным ставкам. Также характерным для налоговой системы Украины является отсутствие льгот, которые бы снижали налоговое бремя тех, кто с ним не справляется. Все это приводит к развитию в Украине теневой экономики, что отрицательно влияет на количество и качество налоговых поступлений. Наиболее оптимальным решением данной проблемы является упрощение налоговой системы, которое заключается в снижении налоговых ставок, их дифференциации и предоставлении налоговых льгот по категориям плательщиков.

1. Налоговый кодекс Украины: Закон Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ [Электронный ресурс] / официальный сайт Информационно-аналитического центра “ЛИГА”.— ООО “ЛИГА ЗАКОН”. — К.: 2011. — Режим доступа к Кодексу: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/JF5H901V.html.

2. Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23 декабря 2010 года № 2857-VI.

3. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник. / И.М. Александров. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 318 с.

4. Демиденко Л.М. Налоговая система: учебное пособие. / Л.М. Демиденкко, Ю.Л. Субботович.- К.: Центр учебной литературы, 2007. – 184 с.

5. Завгородний Н.П. Налоги и налоговый контроль в Украине. / Н.П. Завгородний. – К.: Издательство А.С.К., 2003. – 639 с.

6. Якушик И.Д. Налоговые системы зарубежных стран: справочник. / И.Д. Якушик, Я.В. Литвиненко. – К.: «МП Леся», 2004. – 480 с.

be5.biz

Виды налогов зарубежных стран

В отношении таких налогов зарубежных стран единственное, что может сделать государство для своих физических и юридических лиц, — это обеспечить для них либо национальный режим, либо режим наибольшего [c.396]

Бюджет государственный — ежегодно разрабатываемая и регулируемая органами государственной власти смета (роспись) доходов и расходов государства, утверждаемая в законодательном порядке. Государственный бюджет является важнейшим источником информации об экономическом положении в стране и роли государства в управлении социальным и экономическим развитием. Структура доходов и расходов бюджета зависит от социально-экономического и политического строя. Через государственный бюджет проходят средства, которые идут на содержание аппарата управления, на военные расходы, займы зарубежным странам, субсидии отечественным предпринимателям, расходы на выполнение государственных социальных, экологических и научно-технических программ, программ развития здравоохранения, образования, культуры и т.д. Доходная часть государственного бюджета страны складывается главным образом из налогов, пошлин и займов. Государственный бюджет складывается из бюджета центрального (федерального) правительства и бюджетов республик (местных властей). Если расходная часть превышает доходную, то имеет место бюджетный дефицит. Основные пути сокращения бюджетного дефицита сокращение расходной части, расширение налоговой базы и ужесточение налоговой дисциплины (политики). [c.30]

Егорова Е.,Петров Ю. Сравнительный анализ эффективности ставки налогов в России и зарубежных странах // «Налоговый вестник», 1995. №11. [c.198]

Данные таблицы свидетельствуют об относительно высокой доле наличных денег (около 1/3 всей денежной массы), что значительно выше по сравнению с зарубежными странами (например, в США агрегат /V/о равен 10%). Такой удельный вес наличных денег еще более усугубляет проблему неплатежеспособности в РФ. Переход денег из безналичного оборота в наличный обусловлен жесткой монетаристской политикой и ведет к расширению уклонения от уплаты налогов. Кроме того, сокращение безналичного оборота свидетельствует о снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные процессы. В последние годы удельный вес безналичных денег имеет слабую тенденцию к увеличению. [c.45]

Не случайно поэтому при формировании налоговой системы 1991 г. ориентировались именно на эти две формы распределительного механизма. Так, часть платежей, которые раньше осуществлялись из прибыли или дохода, преобразовывались в налоговые платежи. Например, отчисления от расчетной прибыли в бюджет трансформировались в налог на прибыль (ставка налога для СССР была установлена в 45%, для РСФСР — 38%) плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства — в налог на имущество и т. д. Однако такой подход к формированию налоговой системы просуществовал недолго, всего один год (1991). С 1992 г. налогообложение стало во все большей степени ориентироваться на опыт развитых зарубежных стран в части установления состава налогов, величины их ставок, направлений льготирования, а также учета затрат. Однако игнорирование отечественных условий и опыта привело к негативным финансовым, экономическим и социальным последствиям. [c.105]

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное обслуживание прибыли государственной корпорации и др. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций. [c.40]

Расширение сферы внешнеэкономического и внешнеторгового сотрудничества России с зарубежными странами, использование в этой сфере новых рычагов и стимулов рыночного характера ставит перед участниками международных отношений ряд проблем. В 1995-1997 гг. эти проблемы касались поиска способов адаптации России к новым условиям международных отношений, путей создания выгодных обеим сторонам форм ее сотрудничества с зарубежными странами, а также выработки рыночных форм контроля за коммерческой деятельностью зарубежных фирм на российской территории, за продвижением товаро-потоков, денежных средств через границу РФ. Одной из проблем международного экономического сотрудничества является выработка механизма налогового регулирования стоимостных результатов деятельности инофирм и предприятий с иностранными инвестициями в России, согласующегося с нормами международного права. Составной частью такого механизма является взимание налога на прибыль и доходы иностранных юридических лиц, а также предприятий с иностранными инвестициями. [c.245]

Налогообложение добавленной стоимости — одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Часто НДС называют европейским налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах — членах Европейского Союза НДС является важнейшим источником доходной базы бюджета ЕЭС. В 1979 г. ими были согласованы размеры налоговой базы по НДС, создан совместный фонд средств, пополняемый за счет ежегодных отчислений в пределах 1% от НДС. Ставки налога в этих государствах колеблются от 5 до 33,3%. Введенный в 1954 г. во Франции НДС на основе преобразования налога с оборота НДС стал применяться в других странах как налог на производство. Несмотря на то, что НДС активно используется при осуществлении фискальной политики, ему присущи и определенные стимулирующие функции. Так, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налог банки, финансовые учреждения, учебные заведения, врачи и адвокаты, лица, сдающие в наем жилье. За ним укрепилась характеристика наиболее нейтрального налога. Правительства многих зарубежных стран стараются покрывать бюджетный дефицит прежде всего за счет увеличения поступлений от НДС, поскольку практиковавшееся в прошлом в подобных случаях усиление прогрессивного характера обложения доходов негативно влияло на процесс накопления и деловую активность в целом. [c.268]

Участвует в работе межведомственных и международных форумов, конференций и семинаров, представляет по поручению руководства интересы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам при осуществлении международных контактов с аналогичными органами зарубежных стран. [c.65]

Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран. Так, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США—свыше 90%, в ФРГ—около 80%, в Японии—75%3. [c.21]

Уголовно-правовая доктрина, принятая в РФ, рассматривает в качестве субъекта преступления только физическое лицо. Это относится к уклонению от уплаты налогов как физическими лицами, так и организациями. В зарубежных странах, особенно находящихся под влиянием англосаксонской системы, к ответственности может привлекаться сразу вся корпорация. С одной стороны, это упрощает поиски виновного в совершении преступления, но с другой — является формой групповой ответственности, которая не совместима с принципами индивидуальности и соразмерности наказания. [c.474]

В юридической литературе зарубежных стран можно встретить различные определения понятия налога в зависимости от того, какие характеристики налога берутся за основу. [c.437]

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги в форме фиксированного увеличения их цены. Законодательство зарубежных стран предусматривает два основных вида косвенных налогов акцизы и таможенные пошлины. [c.466]

В ряде зарубежных стран также создаются дорожные фонды аналогичного назначения. Состав их источников несколько отличается от того, что имеется у нас в стране. Так, в США источниками дорожных фондов являются налог на продажу, взимаемый с владельцев легковых и грузовых автомашин, специальный сбор за проезд через новые мосты и дороги, где установлены контрольно-пропускные пункты, и др. [c.187]

Обыкновенными акциями многих фирм торгуют не только на основных фондовых биржах страны выпуска данных акций, но и на многих фондовых биржах зарубежных стран. Исходя из этого инвесторам нет необходимости производить операцию обмена валюты при покупке или продаже данных акций. Также возможно, что иностранные инвесторы могут избежать определенных налогов и ограничений, связанных с покупкой иностранных акций в стране их выпуска. Как уже отмечалось в гл. 3, существуют две возможности торговли такими международно-зарегистрированными иностранными акциями в США — это использование обыкновенных акций и американских депозитарных расписок (ADR). [c.939]

Читайте так же:  Пенсия у военных пенсионеров в 2014 году

Роль налогов в государственном бюджете ведущих зарубежных стран [c.117]

При обложении подоходным налогом применяется необлагаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика не подлежит обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большинстве зарубежных стран был введен в XX в. (в США — в 1913 г., имперский подоходный налог в Германии — в 1920 г.), и вначале широкие слои населения не платили этот налог, поскольку был установлен высокий необлагаемый минимум. В годы Второй мировой войны, когда были резко понижен необлагаемый минимум и уменьшены налоговые льготы по семейному положению, подоходный налог превратился в массовый. В настоящее время подоходный налог обрушивается на трудящихся. В США в 1980-х гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн. человек, т. е. почти все самодеятельное население, тогда как в 1940 г. — 8 млн. человек. Такие же процессы превращения подоходного налога в массовый налог произошли и в других экономически развитых странах. [c.121]

Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин). НДС действует во всех странах ЕС, а также в Норвегии, Израиле и многих других. Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС. [c.123]

Соотношение прямых и косвенных налогов в государственных бюджетах ведущих зарубежных стран характеризуется следующими данными в США, Великобритании, Японии преобладают прямые налоги, во Франции и ФРГ — косвенные. [c.126]

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Они находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства. Послевоенные годы характеризуются постоянным пересмотром их в соответствии с новыми экономическими концепциями. Это касается как зарубежных стран, так и Российской Федерации. [c.158]

Структура и принципы построения налоговой системы отражают в целом общераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежных стран. В настоящее время на территории России собирается свыше сотни установленных налогов и сборов. Такая множественность хотя и позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции, но приводит к увеличению расходов по их взиманию и создает условия для уклонения от уплаты налогов. [c.165]

Поскольку экономика африканских государств находится в сильной зависимости от внешних факторов, и прежде всего от торговли с зарубежными странами, ее оздоровление может быть напрямую связано с принятием и осуществлением таких мер, как снижение импортных таможенных тарифов, отмена налогов на экспорт сельскохозяйственной продукции, сокращение налога на корпорации. Высокий уровень корпоративного налога (40% и выше) фактически душит африканских предпринимателей, закрывая им доступ на внешние рынки, и создает питательную среду для коррупции и уклонения от налогов. [c.140]

В ситуации, когда юрисдикция, принимающая доходы, применяет систему кредитования (компенсации) зарубежных налогов, размер кредитования исчисляется на «индивидуальной» основе, т.е. по отношению к каждой стране местонахождения дочерних фирм. Это означает, что превышение уровня налога в стране источника над ставкой, существующей в стране-получателе, не может быть перенесено на дочернюю фирму в другой стране, где эта ставка ниже. В результате увеличиваются налоговые потери. Однако если доходы дочерних фирм предварительно централизуются в посреднической холдинговой компании, происходит усреднение ставок налогов, позволяющее преодолеть этот негативный эффект. Более подробно эта ситуация рассмотрена ниже на примере Нидерландов. [c.329]

Финансовые отчеты формируются в ТЭО-ИНВЕСТ автоматически в результате выполнения расчетов, заложенных в системе. Наличие в системе генератора налогов, автоматически позволяющего относить задаваемые налоги на себестоимость продукции или на финансовый результат, позволяет настраивать систему на особенности налогообложения в СНГ и зарубежных странах. [c.29]

Использование нестандартной базы налогов позволяет настраивать программный комплекс на особенности налогового законодательства стран СНГ и других зарубежных стран. Чтобы ввести новые налоги, которых нет в списке в разделе «Налоговые ставки (в %)», необходимо (см. рис. 2.2) задать количество дополнительных налогов. При этом выбирается база налога (выручка, выручка-нетто, имущество, ФОТ и нестандартная ставка) и способ их учета при расчете налогооблагаемой базы налога на прибыль в таблице «Отчет о финансовых результатах и их использовании» (налоги, включаемые в себестоимость или относимые на финансовый результат). [c.41]

При наличии в налоговой системе России практически всех видов налогов, используемых зарубежными странами, она не в состоянии обеспечить достаточный уровень доходов государства, о чем свидетельствует значительный бюджетный дефицит. Система налогообложения предприятий не только не создает у них заинтересованности в повышении эффективности производства и качества продукции, но практически способствует спаду производства, усилению инфляции и снижению уровня жизни населения, и к тому же не обеспечивает эффективного пополнения государственной казны. [c.262]

Все перечисленные налоги и взносы еще не реализовали в достаточной степени свои потенциальные возможности как основные инструменты формирования рыночной экономики. При наличии в налоговой системе страны практически всех видов налогов, используемых зарубежными странами, налоговая система не в состоянии обеспечить достаточный уровень доходов государства, о чем свидетельствует значительный бюджетный дефицит. Кроме того, система налогообложения предприятий не создает у последних заинтересованности в повышении эффективности производства, качества продукции, решении производственных задач на более высокой технической основе. Наконец, существующий уровень налогообложения крайне отрицательно влияет на развитие экономики страны, способствует спаду производства, усилению инфляции и снижению уровня жизни населения. [c.163]

В то же время при сохранении общих принципов намечены немалые перемены. В частности, многие налоги, хотя и сохраняют свое название, серьезно преобразуются. Так, при взимании НДС намечается вывести из-под налогообложения дополнительные средства и поступления, которые не имеют прямого отношения к добавленной стоимости. Суммы НДС на строительные и строительно-монтажные работы сейчас не подлежат компенсации, а увеличивают балансовую стоимость строительства и амортизируются в течение срока эксплуатации здания или сооружения. Такой порядок противоречит концепции налога. Вычеты НДС следовало бы производить сразу по принятии здания на баланс, как это сделано в отношении основных средств и нематериальных активов, приобретаемых предприятием. Предполагается решить ряд проблем по взиманию НДС при внешнеторговых операциях со странами ближнего и дальнего зарубежья. Не сразу, а постепенно стереть различия между зарубежными странами, бывшими таковыми и в прошлом, и странами СНГ. Например, продажа товаров Украине, Грузии, Казахстану и т. д. должна именоваться экспортом и облагаться налогами, как любые другие экспортные товары. Это предполагает упорядочение таможенных границ и организации таможенной службы на соответствующих принципах. Последний вариант проекта Налогового кодекса предполагает переход к данному порядку, начиная с 2000 г. [c.317]

В отечественной литературе накоплен объемный материал, освещающий историю налогообложения России и зарубежных стран. Поэтому автор данного издания не ставил перед собой цель описать эволюцию налогообложения, а лишь ограничился краткой справкой об этапах развития отечественной и зарубежной налоговых систем, поскольку этого требовала логика изложения материала. Введением в историю налогообложения могут служить работы И.В. Горского, С.Г. Пепеляева, В.М. Пушкаревой, Д.Г. Черника, которые необходимо изучать для получения исчерпывающих сведений о генезисе налогов [58 61 68 70]. Разумеется, крайне важно обращаться и к первоисточникам, находить в них научные рекомендации для переосмысления современных налоговых проблем. [c.7]

См., например Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран вопросы теории и практики.— М. Манускрипт, 1993,— С. 77 Налоги и налоговое право Учебн. пособие/Под ред. А.В. Брызгалина.— М. Аналитика-Пресс, 1997,— С. 66. [c.69]

Анализ второй части проекта Налогового кодекса РФ не дает оснований для утверждения, что система подоходного налогообложения подвергнется существенному реформированию. К сожалению, подоходный налог ожидает лишь небольшой косметический ремонт, включая изменение (и не очень существенное) шкалы налоговых ставок, а также некоторое упорядочение налоговых льгот. В то же время данный налог в основе своей остается позарплатным , а не подоходным, учитывающим лишь доход конкретного физического лица безотносительно к совокупному доходу семьи и фактических расходов на ее содержание. Исключение из дохода налогоплательщика одно-двухкратного МРОТ на содержание детей и иждивенцев нисколько не решает данную проблему ввиду недопустимо малого размера минимальной зарплаты. При реформировании подоходного налога следовало бы учесть позитивный опыт ряда зарубежных стран, более успешно решающих данную проблему. [c.239]

Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структура зависит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена государственные налоги, местные налоги. В федеративных государствах налоговая система состоит из трех звеньев государственные (федеральные) налоги налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, земель-ландов в ФРГ) местные налоги. [c.120]

Государственный бюджет строится по балансовому методу, его расходы должны быть равны доходам. Однако, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих зарубежных странах наблюдается хронический дефицит их государственных бюджетов, т. е. постоянное превышение расходов бюджета над его доходами стало закономерностью1. Для покрытия бюджетного дефицита используются государственные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент государственных доходов, как и налоги. Выпуск займов повлек за собой колоссальный рост государственного долга. Государственная задолженность, как уже отмечалось, в США достигла более 5,5 трлн. долл., Великобритании — более 300 млрд. ф. ст., ФРГ — 796 млрд. марок, во Франции — 3898 млрд. франков. [c.126]

Для стимулирования совместных исследований в зарубежных странах введена скидка с налога на прибыль для фирм, имеющих контракты с университетами на проведение НИОКР. В частности, в США она достигает 20 % расходов фирмы. [c.93]

Лит. Бретель Э. Я., Кредит и кредитная система капитализма, Госфиниздат. 1948, гл. IX и XI Ф р е и Л. И., Современные банковые системы Англии, США. Франции и ФРГ, Внешторгиздат, 1958 В а л л е р Л., Сберегательные кассы в зарубежных странах, Госфиниздат, 1960. Хрущев Н. С.. Об отмене налогов с рабочих и служащих и других мероприятиях, направленных на повышение благосостояния советского народа, Госполитиздат, 1960, стр. 21—22 Зверев А. Г., Государственные займы и вклады в сберегательные кассы, Госфин издат, 1957 В а л л е р Л., Сберегательное дело в СССР. Госфнниздат, 1957. [c.236]

economy-ru.info

Обсуждение закрыто.