Виды налогов на потребление

Виды налогов на потребление

Характеристика основных видов налогов.

В том или ином виде имущественные налоги используются во всех странах с рыночной экономикой, хотя они издавна критикуются многими учеными, очень непопулярны среди населения, болезненно воспринимаются собственниками.
Отчисления на социальное страхование относятся к группе специальных поступлений в государственную финансовую систему для целевого финансирования различных видов обязательного государственного социального страхования, в том числе пенсионного.
В большинстве стран с рыночной экономикой наблюдается рост доли отчислений на социальное страхование в общей сумме налоговых доходов государства. Как правило, эти отчисления взимаются и с работодателей, и с заработной платы наемных работников. Пропорции между взносами работодателей и наемных работников различны; в основном выше доля платежей наемных работников, хотя наблюдается тенденция роста удельного веса отчислений на социальное страхование с работодателей. Например, в Швеции и Финляндии всю сумму платят работодатели, в США, Нидерландах, Греции и Швейцарии поровну платят наемные работники и работодатели. В Украине основную долю вносят работодатели.
Для работодателей отчисления на социальное страхование носят характер косвенных налогов, т.к. рассчитываются в зависимости от фонда заработной платы или от числа наемных работников и включаются в издержки производства. Для наемных работников эти отчисления рассчитываются от их личного дохода в виде заработной платы, поэтому, как и подоходный налог, относятся к прямым налогам.
К местным налогам относятся налоги и сборы, установление и взимание которых является прерогативой местных органов власти.
Местные налоги придают гибкость налоговой системе, т.к. дают возможность органам местного самоуправления оперативно мобилизовать средства на финансирование общественных нужд конкретного региона. Однако большое количество местных налогов может слишком усложнить налоговую систему, вызвать дополнительные расходы по учету и контролю за их начислением, не обеспечивая существенного пополнения бюджета. Поэтому в ряде стран все налоги (в т.ч. местные) устанавливаются на государственном уровне, а местные органы самоуправления не могут вводить дополнительные налоги без внесения изменений в общегосударственное законодательство. Такой порядок в настоящее время действует и в Украине.
В теории и практике налогово-бюджетной политики часто используются две разные категории – «предельная склонность к потреблению» и «предельная склонность к сбережениям». Первая характеризует долю дополнительного дохода, которую граждане расходуют на потребление, вторая — долю сбережений в доходах. Так, если предельная склонность к потреблению составляет 0.75, то из десяти млрд. гривен на потребление пойдут 7.5 млрд. гривен, и на такую же сумму возрастет совокупный спрос, а 2.5 млрд. гривен будут отложены как сбережения. Увеличение спроса должно стимулировать рост ВВП и занятости.
Оптимальные величины налогообложения обосновал американский экономист Лаффер. По его расчетам оптимальная величина изъятия не должна превышать 35%. В конце 70 – начале 80-х годов ХХ века А. Лаффер популяризовал идеи о том, то высокая ставка налогообложения обескураживает работника и поощряет лень. Свои выводы он подтверждал графиком в соответствии с которым налоговые поступления являются одновременно продуктом и налоговой ставки, и налоговой базы (суммы прибыли). По мере того как налоговая ставка возрастает, база сокращается. По горизонтальной оси на кривой Лаффера откладывается уровень налоговых ставок, по вертикальной оси – налоговые поступления в бюджет. По мере увеличения налоговых ставок растут и поступления (зона / на рис.1.1). Когда же ставки оказываются настолько высокими, что не вызывают желания работать и стимулируют уклонение от уплаты налогов, их дальнейшие увеличение приводит к уменьшению налоговых поступлений (зона //). График показывает, что уровень налоговых изъятий имеет оптимальную величину – предел (М), превышение которого ведет к уменьшению поступлений в бюджет. Если предприниматели заинтересованы в чистом, за вычетом налогов, доходе, то введение налога препятствует производству облагаемого товара.

100
0
7.4 Система налоговых льгот.
В целях смягчения налогового бремени для отдельных плательщиков налогов или стимулирования определенных видов деятельности применяются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогообложения налогоплательщиков или доходов от отдельных видов деятельности. В практике налогообложения используются следующие формы льгот:
Налоговый кредит. Это вычет из суммы рассчитанного налога. Например, в Украине при расчете налога на прибыль предприятий из суммы рассчитанного налога вычитается сумма налога, уплаченного предприятием при выплате дивидендов.
Необлагаемый налогом минимум доходов. Чаще всего применяется при налогообложении личных доходов, когда из суммы валовых доходов граждан вычитается законодательно установленная сумма, которая не облагается налогом. Таким образом, защищаются интересы граждан с низкими доходами.
Исключение из объектов налогообложения. Чаще всего это часть дохода, прибыли или других объектов налогообложения, направленных на цели, в реализации которых заинтересованно государство. Например, законодательство некоторых стран разрешает исключать из облагаемого налогом дохода расходы предприятий на природоохранные мероприятия.
Освобождение отдельных плательщиков от уплаты налога. Поскольку освобождение от налогообложения равноценно выплатам из бюджета, то государство, таким образом, повышает реальные доходы отдельных субъектов. Например, согласно законодательству Украины, от всех видов налогов освобождаются инвалиды Великой Отечественной войны.
Снижение налоговых ставок. Например, в Украине по сниженной ставке облагается налогом прибыль, полученная от продажи инновационного продукта собственного производства.
Ускоренная амортизация основных средств. Поскольку амортизационные отчисления вычитаются из валового дохода при определении прибыли до налогообложения, то ускоренные темпы амортизационных списаний позволяют уменьшить налоги предприятий. Особенно это важно в условиях высоких темпов инфляции.
Налоговые льготы позволяют создавать налоговую систему, которая бы в большей степени выполняла регулирующую функцию. Но сейчас большинство ученых придерживаются той точки зрения, что налоговое бремя лучше уменьшать за счет общего снижения налоговых ставок, а не специальных льгот, т.к. последние создают неравные условия для конкуренции. Особенно нежелательными считаются личные льготы.

pravo.studio

Налог на потребление

Плательщиками налога на потребление являются все предприятия, организации, частные хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и импорт потребительских товаров на территорию КНР.

К числу товаров, подлежащих обложению налогом на потребление, относятся табак и табачные изделия, алкогольная продукция, косметические товары, товары для ухода за кожей и волосами, некоторые виды ювелирных изделий, бензин, дизельное топливо, автомобили и другие транспортные средства и некоторые иные виды товаров.

По сути, налог на потребление представляет собой акциз. Под обложение этим налогом подпадает традиционный круг подакцизных товаров, а ставки по некоторым позициям устанавливаются как специфические (0,1 юаня за 1 л дизельного топлива, например), а по некоторым как адвалорные (30% от стоимости ювелирных изделий).

Предпринимательский налог

Плательщиками этого налога являются все предприятия, организации, частные хозяйства и индивидуальные предприниматели, оказывающие (предоставляющие) услуги, проводящие операции с внеоборотными активами или реализующие объекты недвижимости на территории КНР.

Ставки налога установлены как адвалорные и варьируются в зависимости от вида услуг или вида облагаемых активов. В табл. 4.6 приведены ставки по некоторым категориям объектов обложения.

Таблица 4.6. Ставки предпринимательского налога

Виды услуг или объектов

Ставка налога, %

Транспорт и связь

Финансовые и страховые услуги

Телекоммуникационные и почтовые услуги

Услуги в области культуры и спорта

Развлечения (в зависимости от вида)

Читайте так же:  Постановление о назначении технико криминалистической экспертизы образец

Операции с внеоборотными активами

Продажа объектов недвижимости

Сумма налога рассчитывается как произведение налоговой базы (оборота) на установленную ставку налога.

Не признаются плательщиками данного налога организации, оказывающие ритуальные услуги; образовательные услуги; некоторые виды ветеринарных услуг и некоторые другие виды услуг; госпиталя, клиники и некоторые иные организации, предоставляющие медицинские услуги.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как произведение объема реализации на ставку налога.

Ресурсный налог (налог на пользование природными ресурсами)

Плательщиками ресурсного налога являются все организации и индивидуальные предприниматели, занятые добычей полезных ископаемых и производством соли в пределах территории КНР. В табл. 4.7 приведены данные о некоторых видах полезных ископаемых, подлежащих налогообложению, и налоговых ставках, исходя из которых производится расчет ресурсного налога.

Таблица 4.7. Ставки ресурсного налога

Виды полезных ископаемых

Ставки налога

2-15 юаней за 1000 м 3

Руды черных металлов

0,5-20 юаней за т или за м 3

Руды цветных металлов

Иные неметаллические руды

0,4-30 юаней за т

Соль, каменная соль, жидкая соль

Сумма ресурсного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение объема добытого полезного ископаемого и установленной налоговой ставки.

К числу наиболее существенных исключений и льгот, предусматриваемых законодательством при уплате этого налога, можно отнести следующие:

— сырая нефть, используемая для отопления и поддержания скважин в рабочем состоянии, может быть вычтена при расчете суммы налога;

— налогоплательщикам, несущим серьезные убытки в результате природных катастроф, могут быть предоставлены значительные скидки (в зависимости от масштабов понесенных ими потерь);

— ресурсный налог, уплачиваемый при добыче руд черных и цветных металлов независимыми добывающими предприятиями (шахтами) также может быть снижен.

Регулирующий налог на инвестиции в основные активы относится к группе целевых или специальных налогов. Плательщиками этого налога являются предприятия, организации, индивидуальные предприниматели и иные физические лица, которые осуществляют инвестиции в основные активы на территории КНР.

Налоговая база определяется как общая сумма инвестиций, осуществленных в основные активы. Для технического перевооружения и реконструкции налог вводится на часть инвестиций в завершенные проекты (завершенные этапы проекта). Ставки установлены дифференцированно в зависимости от отраслевой принадлежности инвестиционного проекта.

Так, например, по инвестициям в государственные неотложные проекты ставка составляет 0%. По инвестициям (в основные активы) в проекты, поддержанные государством, но при наличии ограничений по транспортной инфраструктуре и энергетике, ставка составит уже 5%. По инвестициям в строительство административных зданий, отелей и гостиниц ставка повышается до 30%. При строительстве жилых зданий, в том числе для использования в коммерческих целях, ставка составит 5%, по иным видам инвестиций — 15%. Целью введения этого налога является регулирование направлений осуществления частных инвестиций.

studme.org

Налоги на потребление

Налоги на товары и с оборота, которые торговцы уплачивали на рынках и при въезде в страну, были очень популярны в докапиталистических формациях. Со временем их доля снизилась за счёт расширения прямых налогов.

Общие налоги на потребление могут быть одностадийными и многостадийными.

Одностадийным налогом облагается отдельный товар только один раз на определённой стадии обработки. При этом база налогообложения формируется на основе валового оборота без учёта материально-технических затрат.

Многостадийные налоги (например, налог на добавленную стоимость) отличаются тем, что материально-технические затраты не облагаются, а налог уплачивается только со стоимости, добавленной данным плательщиком при дальнейшей обработке товара.

Добавленная стоимость — это вклад производителя в стоимость товаров или услуг на данной стадии. С экономической точки зрения добавленная стоимость — это сумма затрат на использование факторов производства, а именно — заработной платы, прибыли, арендной платы, процентов по кредитам. Во всех странах при использовании налога на добавленную стоимость применяется метод косвенного расчёта, при котором добавленная стоимость определяется как разница между объёмом производства и затратами на производство (материалы, полуфабрикаты, используемые услуги и т.д.) плательщика.

Размер налога, подлежащего перечислению в бюджет определяется косвенно — путём вычитания из совокупного налога на объём реализации за определённый период налога на затраты за этот же период. Налог на затраты вычитается покупателем на основании подтверждения, получаемого от поставщика. Поставщики в счете на проданный товар подтверждают сумму налога, который они уже уплатили.

Налог на добавленную стоимость впервые был введён во Франции в 1967 году и распространился по большинству стран мира. Комиссия Европейского Союза объявила налог на добавленную стоимость одним из необходимых условий членства в Европейском Союзе. Из развитых стран налог на добавленную стоимость не введён только США, Австралии и Швейцарии.

Введение НДС способствует росту налоговых поступлений за счёт расширения базы налогообложения, налогообложения потребителей и усложнения уклонения от уплаты налога. Переход к НДС ставит перед правительством множество политических и технических проблем, требует значительных затрат: необходимо провести регистрацию плательщиков, обучить их рассчитывать налог, разработать методику учёта затрат производства, необходимо обеспечить тщательную обработку документации как со стороны плательщика, так и со стороны государства. При этом резко растёт число плательщиков, а расчёты, которые необходимо производить, достаточно сложны.

Большинство стран используют две и больше ставок НДС. Как правило, услуги, связанные с возможностью уклонения от налогов, облагаются по более низкой ставке. Во Франции две ставки НДС — 5,5% и 18,6%; в Германии — 7% и 15%; в Великобритании одна ставка — 17,5%; в Польше — 5% и 22%.

Выборочные налоги на потребление (акцизы) являются одними из древнейших налогов. Ими облагаются несколько видов товаров по высоким ставкам. Основные акцизы — это налоги на табачные изделия, алкогольные напитки, бензин. Высокие ставки и низкая эластичность потребления делают эти налоги важным источником доходов бюджета (в странах ОЭСР — 23% всех доходов бюджета).

Преимущества акцизов связаны с тем, что они способствуют сокращению потребления вредных для здоровья товаров и обеспечивают поступление денег в бюджет. Недостатки акцизов связаны с тем, что они приводят к неэффективному перераспределению средств и к росту налогового давления на плательщиков с низкими доходами.

Акцизы приводят к росту цен на облагаемые товары, что сокращает спрос на них и увеличивает спрос на необлагаемые товары и соответственно увеличивает доходы производителей таких товаров. Налоговое давление на малообеспеченных плательщиков растёт, так как потребление сигарет и алкоголя не зависит от доходов. В некоторых странах беднейшие слои населения потребляют таких товаров больше, чем обеспеченные и, соответственно, платят больший налог.

economics.studio

Виды налогов

Исходя из источника уплаты выделяются три основных вида налогов: подоходный, налог на добавленную стоимость и акцизный.

Подоходный налог — это налог, который выплачивается из доходов, получаемых предприятиями и работающим населением. Каждый, получающий доход, обязан заплатить его часть в размере налоговой ставки в пользу государства.
Подоходный налог с предприятий взимается при начислении не только дохода, но и прибыли, (помните: прибыль — это доход за вычетом затрат). Поэтому данный налог действует на предприятиях как налог на доходы и как налог на прибыль.

Подоходный налог с работников взимается при начислении зарплаты, премии, гонорара и других вознаграждений за труд. Если рппитник имеет несколько источников дохода, то он обязан заполним- тик называемую налоговую декларацию о доходах, согласно которой налог уплачивается в налоговой инспекции.

Читайте так же:  Приказы мвд по огневой подготовке

Акцизный налог — налог на потребление определенных товаров. Ом представляет собой специальные надбавки к ценам, включается » них и оплачивается покупателями при совершении покупок.

Этот налог, как правило, распространяется на предметы роскоши (например, ювелирные изделия), операции с ценными бумагами (например, погашение облигаций), товары, потребление которых нпносит вред здоровью (например, спиртные напитки, табачные и.(делия).
Нередко с помощью этого налога государство ограничивает потребление некоторых товаров. Так, акцизный налог повышает цену сигарет примерно на 70%, что делает их менее доступными и снижает потребление.

Акцизный налог появился в Древнем Риме. С XV)) — XVIII вв. акциз превратился важнейший источник государственных доходов.
До середины XX в. этот налог распространялся в основном на товары массового потребления (например, соль, сахар, спички, табак, водку). Затем сфера применения была перенесена на товары, потребление которых считается роскошью (например, автомобили, холодильники, парфюмерная продукции, ювелирные изделия). Акцизами стали также облагать услуги массового спроса: пользование телефоном, страхование, транспортные перевозки. В конце XX в. этот налог распространился и на энергоносители: бензин, керосин, газ.

Во всех развитых странах акцизные налоги имеют важное значение. Они обеспечивают примерно 1/4 часть всех налоговых поступлений государству.
Акцизный налог (акциз) — обязательный платеж государству, который взимается за потребление определенных товаров и оплачивается покупателями в виде надбавок к ценам этих товаров.

Кроме названных взимаются следующие налоги:

на социальные страхование (отчисления в пенсионные фонды И другие фонды социальной защиты населения);
налоги на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, плата за древесину, называемая также попённой платой, рентные платежи);
налоги в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на ввоз и вывоз продукции).

Во многих странах действуют налоги целевого назначения. Обычно они изымаются только с предприятий и используются для решения конкретных хозяйственных задач. Примером такого налога в России в свое время служил так называемый чернобыльский налог, сбор от которого направлялся на уменьшение последствий катастрофы на ЧАЭС.

Важный признак разделения налогов — способ взимания. По этому признаку налоги делятся на два вида: прямые и косвенные.
Прямые налоги — это налоги, которые взимаются непосредственно с доходов и стоимости собственности налогоплательщиков. Величина этих налогов зависит от размеров доходов (например, заработной платы, прибыли) и собственности (например, ценных бумаг, производственного оборудования, наследства). Примером служат подоходный налог и налог на недвижимость.

Прямые налоги — обязательные платежи государству, которые взимаются с доходов и собственности (включая капитал) в зависимости от их величин.
Косвенные налоги устанавливаются в виде заранее определенных надбавок к ценам товаров (включая услуги) и уплачиваются покупателями. Эти налоги не зависят от количества товаров (величины собственности) и от полученной выручки за их продажу (величины доходов). Например, если величина надбавки установлена в 100 рублей к каждой единице товара, то он будет стоить дороже на эту величину независимо от того, сколько и как его покупают. Примеры косвенных налогов — акцизы и НДС.

Косвенные налоги — обязательные платежи государству, которые взимаются с покупателей в виде заранее установленных надбавок к ценам товаров.
Существует еще одно деление налогов. В его основе — изменение налоговой ставки. По этому признаку налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные налоги образуются, когда налоговая ставка ■ и пются неизменной, независимо от увеличения или уменьшения ринмера дохода или собственности. Например, при налоговой ставке 20% директор завода, получивший 500 тыс. рублей, заплатит нплог 100 тыс., и рабочий, получивший 50 тыс. рублей, — 10 тыс.

При прогрессивных налогах налоговая ставка возрастает по мере сличения размера дохода или собственности и снижается по мере X уменьшения.
М большинстве случаев налоги являются прогрессивными. На-ример, если на доходы 100 тыс. руб. и менее распространяется илоговая ставка 20%, а на доходы, превышающие 100 тыс. руб, — 30%, то налог рабочего из ранее приведенного примера так останется 10 тыс., а директора — возрастет на 40 тыс.рублей.

Прогрессивные налоги — обязательные платежи государству, i орые взимаются по налоговой ставке, возрастающей с уве-■иием доходов и собственности.

Регрессивные налоги вводятся с целью увеличения доходов го-»уднрства. Это наиболее быстрый путь их увеличения. Но эти налоги имеют недостаток: не стимулируют роста доходов предприятий и рппптпиков, из-за чего не обеспечивают притока налоговых поступлений в государственную казну. Регрессивные налоги устраняют итот недостаток. Но они не популярны из-за того, что делают богатых еще богаче, а бедных — еще беднее.
Каждый из налогов играет особую роль в формировании доходов государства. Наиболее эффективная структура налогов действует в (ныпптых странах (например, Германии, Великобритании, Франции) В этих странах наиболее высока доля подоходного налога с ншпн’ния. В общем объеме доходов государства этот налог состав-.п нет 33-35%. Второе место занимают налоги на потребление (НДС, акцизы), которые в сумме дают примерно 30%. Третье место принадлежит налогам на социальное страхование: их суммарный удельный вес в формировании государственных доходов равен примерно 25%. Подоходный налог с предприятий занимает одно из последних мест. Его доля в доходах государства, как правило, ниже 10%. (рис. 18).

www.empitry.com

Налоги и цены

Налогообложение в РФ

Вырабатывая политику в области налогообложения, следует учитывать тот факт, что чрезмерное увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном итоге перекладывается на потребителей, при этом доходы бюджета не только не растут, но и начинают стремительно снижаться. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства.

Согласно, например, теории предложения, оптимальная ставка налога не должна превышать 33-36%. Изъятие доходов сверх этого сокращает сбережения населения, снижает заинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и, следовательно, сокращает налоговые поступления.

Налоговая система должна предполагать необходимый уровень стимулирования развития хозяйствующих субъектов через получаемую прибыль. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% растут налоговые поступления от нуля до определенного максимального уровня (Дтах), а затем вновь снижаются до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, потому что более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100% налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Эмпирическим путем было доказано, что средний уровень изъятия доходов не должен превышать 33-36%.

Важным фактором, определяющим зависимость налоговой системы от уровня экономического и социально-политического развития, является соотношение прямых и косвенных налогов. В развивающихся странах доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей. Это связано со слабым развитием промышленности, особой ролью внешней торговли. Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.

Налоги влияют на цены, увеличивая их. Косвенные налоги непосредственно увеличивают цену реализации товара и при повышении ставки по ним автоматически возрастает и цена реализуемого продукта. Прямые налоги увеличивают цены опосредованно в процессе переложения налогов.

Читайте так же:  Органы опеки и попечительства московский район спб

Переложение налогов — перенесение налогоплательщиком всего или части налогового бремени на другое лицо. Наряду с «избеганием» (уклонением) налога оно есть способ снижения налогового бремени. Переложение налогов — причина несовпадения плательщика налога с его носителем. В процессе переложения уплаченный налог возмещается плательщику путем изменения из-за налога его экономических отношений с другими хозяйствующими субъектами. В более широком смысле термин «переложение налогов» означает последствие данного экономического события, сказавшееся в другом секторе экономики, на другом лице, на другом уровне, на другом рынке, в экономике другого региона, другой страны. Такое понимание термина включает в теорию переложения и вопрос о «производительности» налогов, об их влиянии на экономику вообще.

Теория переложения налогов в отечественной науке отражена в трудах В. Н. Твердохлебова и А. А. Исаева. По мнению В. Твердохлебова, современная теория переложения налогов создана итальянскими учеными (М. Панталеони и др.) в конце XIX. Произведенная им систематизация теорий переложения налогов выделяет абсолютную теорию переложения (физиократы, А. Смит и Д. Рикардо), теорию диффузии (Л. Штейн, А. Пьер, Притвиц, Н. Канар), эклектическую теорию (Ж. Б. Сэй, С. Сисмонди, К. Pay, А. Вагнер, А. Шеффле, Л. Брентано) и количественную или математическую теорию переложения налогов (Е. Бем-Баверк, Л. Вальрас, У. Джевонс, А. Курно, Э. Селигмен, К. Менгер, К. Виксель).

Различия перечисленных теорий переложения налогов, обусловленные сменявшими друг друга течениями экономической мысли, социально-политическими воззрениями авторов, тенденциями разных исторических периодов, существуют одновременно с наличием общепризнанных положений, составляющих основу теории переложения налогов, такими, как способ, виды, условия переложения и т. п.

Переложение налогов происходит только в процессе обмена. Лишь путем изменений в условиях обмена один хозяйствующий субъект может перенести на другого, юридически независимого от него субъекта, падающий на него налог.

Перенесение налога проявляется в изменении под влиянием налога цены продукта и факторов его производства (зарплаты, процента за кредит, ренты). Единственный способ переложения налога — это изменение в связи с введением или увеличением налога спроса или предложения какого-либо блага. В. Твердохлебов считал, что переложение налогов можно рассматривать: как процесс изменений в условиях спроса и предложения, в ценах, переносящий бремя нового налога с непосредственного плательщика на других лиц и как состояние распределения налогового бремени, т. е. как результат установившегося равновесия спроса и предложения, причем это состояние можно сравнивать: с предшествовавшим введению налога состоянием равновесия экономических сил, определяя конечное влияние налога, или с гипотетическим случаем отсутствия налога, отвечая на вопрос, что было бы, если бы не было налога. Последний вопрос имеет большое практическое значение, так как большей частью именно он и возникает при обсуждении налоговых реформ.

Изменения под влиянием переложения налога цены, спроса и предложения графически изображено на рис. 1.

Рис. 1. Изменение цены, спроса и предложения под влиянием предложения налога

В результате переложения налога кривая предложения сдвигается вверх на сумму переложенного налога, что уменьшает равновесное количество с Qo до Qi и сокращает объем потребления и спрос.

Повышение цены как форма перенесения тяжести налога на потребителей по-разному отражается на спросе и предложении различных продуктов. Переложение труднее осуществить при эластичном спросе на облагаемый продукт, чем при устойчивой потребности, когда покупатель менее склонен сокращать потребление под влиянием повышения цены, поэтому наиболее переложимы налоги на предметы первой необходимости или роскоши, спрос на которые мало зависит от цены. Переложить налог труднее при неэластичном предложении. Классическим примером блага с нулевой эластичностью предложения является неулучшенная земля. Возможность переложения налога при различной степени эластичности спроса и предложения на товар показана на рис. 2 и 3.

Рис. 2 иллюстрирует возможность 100%-ого переложения налогового бремени на потребителей, когда (в случае А) при совершенно эластичной кривой предложения цена увеличивается на полную сумму налога, и то же (в случае Б) происходит при совершенно неэластичном спросе.

На рис. 3 показано, как, с одной стороны, совершенно неэластичная кривая предложения, а с другой — совершенно эластичный спрос не позволяют поднять цену и тем самым переложить налог на потребителей. Полное бремя налога в данном случае несут производители.

В теории переложения налогов различают два вида переложения: прямое — от производителя к потребителю (переложение «вперед») и обратное — от потребителя к производителю (переложение «назад»). Чем более эластичен спрос и менее эластично предложение, тем больше налога ложится на производителей, чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем больше налог ложится на потребителей.

Рис. 2. Эластичность спроса и предложения: налог на потребителей

Переложение налога возможно при условиях, когда налогом облагаются все лица, находящиеся в однородных обстоятельствах, поскольку на открытом рынке индивидуальные затраты при образовании цены играют незначительную роль, и постольку, поскольку ложится одинаковым бременем на каждую единицу объекта обложения, и когда непосредственный плательщик налога (субъект) влияет на предложение и спрос.

Чем больше непосредственный плательщик налога может повлиять на изменения предложения или спроса, и чем сильнее эти изменения могут отразиться на ценах, тем легче перелагается налог, и обратно.

Степень переложимости налогов зависит, во-первых, от объекта и основания отдельных налогов и, во-вторых, от природы рынка: конкурентный он или монополистический. Так, личные подоходные налоги по переложимости значительно уступают налогам на доходы предприятий и косвенным налогам; прогрессивный подоходный налог труднее перелагается, чем пропорциональный; налог на непериодические поступления менее переложим, чем обложение периодического дохода; общий налог перелагается труднее, чем специальный, падающий на однородную группу субъектов; если налог мал, он часто не может нарушить установившихся меновых отношений и не перекладывается; налог тем легче переложим, чем ближе по времени к моменту реализации продукта; переложение тем легче, чем соизмеримее основание налога с основанием установления цен и чем теснее зависимость цены от издержек производства.

Рис. 3. Эластичность спроса и предложения: налог на производителей

При конкурентном рынке налоги переложимы в большей мере, чем при монополии, когда при повышении из-за налога цены монопольных благ спрос на них сокращается, так как цена блага, установленная на основе предельных затрат, становится ближе к оценке большинства потребителей и следовательно, сокращается возможность повышения цены без значительного сокращения спроса.

Различие переложимости налогов в конкурентной и монопольной экономике заключается и в разном влиянии на ее степень формы взимания косвенных налогов, устанавливаются ли они в процентах к стоимости продукции или в фиксированных суммах на единицу продукции. Форма взимания оказывает большее влияние в случае монопольного производства, чем в условиях конкуренции. Легче переложить налог, рассчитываемый в процентах к стоимости продукции.

Возможность переложения налогов различна в зависимости от долгосрочного или краткосрочного периода, наличия общего или частичного равновесия в экономике, открытой или закрытой экономики.

Влияние налогов на уровень цен может проявляться и через установление льгот и снижение ставок налогов.

www.grandars.ru


Обсуждение закрыто.