Удо что такое в образовании

Удо что такое в образовании

Совместная работа школы полного дня с УДО и культуры по воспитанию младших школьников (из опыта работы)

Федеральным законом «Об образовании», Указом Президента РФ, постановлением Правительства перед школами была поставлена задача выстраивания социального партнёрства государства и местного сообщества в деле поддержки и развития общего среднего образования.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 98» – школа полного дня. Первая половина – уроки. Вторая половина дня – это «школа после уроков» или согласно новым ФГОС – внеурочная деятельность. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования уделено особое внимание внеурочной деятельности школьников, определено пространство и время в образовательном процессе.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребенок делает свой выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Для реализации этой цели и необходима помощь социальных партнеров. Мы считаем, что социальное партнёрство позволяет интегрировать имеющиеся в районе и городе культурно-образовательные, социально-экономические, общественные ресурсы, и является благоприятной средой для развития личности ребёнка.

В нашем образовательном учреждении действует Центр дополнительного образования, одной из функций которого является координация сотрудничества с учреждениями дополнительного образования и культуры для организации внеурочной деятельности обучающихся. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС в 2010-2011 учебном году осуществлялась кадрами школы: учитель физкультуры проводила занятия по детскому фитнесу, учитель технологии-занятия по декоративному творчеству, учителя начальных классов (классные руководители) проводили занятия по народоведению, информатики, этики, обж, риторике и театру. А организация внеурочной деятельности для первоклассников (в группах внеурочного присмотра) и для обучающихсяся 2-4 классов организовывалась через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и культуры.

Сотрудничество с УДО и культуры осуществляется на добровольной основе через договора о совместной деятельности, расписанием занятий и планом совместной работы.

Так, в 2010-2011 учебном году были заключены договора о совместной деятельности с:

  • МОУ ДОД «ДШИ – 45».
  • МУК «Детская ЦБС».
  • МОУ ДОД «Городской центр детского технического творчества» (учебно-методический центр безопасности дорожного движения детей и юношества).
  • МОУ ДОД «Городская станция юных натуралистов».
  • МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района».
  • МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа№4».
  • Также на базе школы работали спортивные секции: «Ушу», «Карате», «Карате до» и вокальный ансамбль «Дети Солнца».

    Большое место в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования занимает МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района», занятия в студиях центра помогают погрузить ребёнка в различные виды творческой деятельности. Большим уважением, у наших педагогов, родителей и ребят пользуется программа «Наш дом». На данных занятиях, в помощь учителям, ребята узнают много дополнительного материала по таким предметам, как «окружающий мир», «трудовое обучение», «изо», «литература».

    В работе с педагогами школы ДЮЦ оказывает большую помощь в организации семинаров для классных руководителей «Организация досуга обучающихся», «Роль ДЮЦ в формировании здорового образа жизни младшего школьника»; организация и проведение мастер-класса для воспитателей групп внеурочного присмотра и руководителей занятий по интересам; помощь в организации и проведении конкурса профессионального мастерства «Самый классный»; организация и проведения Дня здоровья для учителей и их семей.

    На протяжении уже пяти лет традиционными стали совместно проводимые праздники, как «Посвящении в серебряные рыбки», «Посвящение в ученики», «Весенняя капель».

    Ребята нашей школы, которые также являются воспитанниками ДЮЦ принимают активное участие в городских выставках по декоративно – прикладному творчеству «Мир твоих увлечений» и «Частица детство моего» в рамках городского фестиваля «Успех». В номинациях макраме, изонить и тканевая аппликация занимают призовые места. Юные пловцы защищают честь ДЮЦ на городских и областных соревнованиях «Юный пловец Кузбасса». Достижениями обучающихся гордится не только ДЮЦ, но и вся школа. Так как все достижения обучающихся нашего образовательного учреждения вывешиваются на Галерее звёзд.

    Тесное сотрудничество с МОУ ДОД «Городской центр детского технического творчества» (учебно-методический центр безопасности дорожного движения детей и юношества) началось с открытия площадки. Педагоги центра проводят уроки безопасности, привлекают обучающихся школы для участия в городских конкурсах и мероприятиях.

    Спортивный зал школы каждый день принимает ребят на занятия по художественной гимнастике, которые проводятся на базе школы тренером ДЮСШ №4. Ребята активные участники школьных спортивных состязаний и мероприятий и всегда готовы продемонстрировать показательные выступления.

    Детская библиотека, являясь центром культуры, информации, досуга и поддержки образования, призвана содействовать просвещению и формированию информированных граждан, способных поддержать процветание России в будущем.

    Следовательно, совместная работа школы и детской библиотеки не только оправдана, но и закономерна.

    На время школьных каникул библиотекой разрабатываются и проводятся отдельные циклы досуговых мероприятий, в том числе и летняя программа отдыха детей. В то же время, коллектив детской библиотеки – филиала №1 работает по своим программам. Это программа курса «Информационная культура личности» для младших школьников, которая называется «Волшебная школа книжных премудростей». Игровая программа «Почитай – ка», познавательно – краеведческая программа «О тех и для тех, кто любит край родной». Одним из направлений в работе детской библиотеки является информационно – библиотечное сопровождение профессиональной деятельности педагогического коллектива школы.

    Более 130 обучающихся нашего образовательного учреждения ежегодно получают музыкальное образование в МОУ ДОД «ДШИ – 45». Нашим ребятам очень повезло, что филиал этого учреждения расположен в здании школы. Центр дополнительного образования совместно с администрацией МОУ ДОД «ДШИ – 45» продумал план совместных мероприятий по музыкальному образованию. Музыкальные лектории «В мире музыки», которые организуются силами преподавателей и обучающихся музыкальной школы являются очень познавательными для наших детей и в тоже время вызывают, интерес и желание научиться играть на одном из музыкальных инструментов. На каждом школьном празднике ребята показывают своё мастерство в вокале, игре на музыкальном инструменте.

    Дополнительное образование является востребованным, как для самих детей общеобразовательных учреждений, так и для их родителей.

    В школе стало традицией проводить совместные мероприятия учреждений дополнительного образования культуры для родителей:

    1. День Знаний.
    2. Родительское собрание «Мир увлечений вашего ребёнка».
    3. «Папа, мама, я – читающая семья».
    4. «Весенняя капель».
    5. «Папа, мама, я – творческая семья».
    6. Основными формами работы школьного Центра дополнительного образования с учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования являются:

    7. организация занятий по интересам;
    8. организация экскурсионных программ для обучающихся и их родителей;
    9. организация концертных программ;
    10. организация и проведение совместных традиционных праздников.
    11. Благодаря тесному сотрудничеству охват обучающихся дополнительным образованием в нашем образовательном учреждении составляет 100%. Этому способствует и работа школы в режиме полного дня, составление единого расписания учебных занятий и занятий по интересам.

      Информация о посещении кружков в учреждениях ДО и культуры.

      Дополнительное образование сегодня

      В современной образовательной ситуации изменения в сфере дополнительного образования возникают двояким способом. Одни из них сопровождают начавшуюся модернизацию образования, организуемую сверху. Другие возникают как следствия самоорганизующихся культуросообразных процессов, идущих снизу и чаще всего вне формальной реорганизации – собственным неспешным ходом. Практика прошлого была связана с изменениями сверху. Сегодня в существующих учреждениях дополнительного образования детей (УДО) и в соответствующих блоках дополнительного образования в школах все чаще приветствуется инициатива снизу. Получается, что и тот и другой способ присутствуют. Эти разнонаправленные изменения постепенно создадут, будем надеяться, условия для становления обновленной, открытой системы дополнительного образования детей, отвечающего современным запросам общества.

      Одно из таких условий – становление и последовательное развитие в УДО демократического детско-взрослого сообщества и разнообразных форм сотрудничества, т.е. целенаправленной совместной деятельности детей, педагогов, администрации и родителей на основе единых подходов и позиций. Здесь речь идет не о модернизации с целью «усовершенствовать» старые управленческие установки, не о введении дополнительных механизмов регулирования сверху или умножения приказов и инструкций, а, прежде всего, о расширении практики совместных действий, об обеспечении публичности управления и активного участия общественности (педагогов, родителей, детей) в планировании, организации и экспертизе деятельности УДО.

      Например, ранее вычеркнутые из практики пионерские отряды возрождаются сегодня как новая практика создания детско-взрослых общностей с явной социальной направленностью. Или появились варианты объединения педагогов в профессиональные сообщества с целью создания новых видов досуговой и развивающей деятельности для детей.

      Теперь о социальных запросах общества. Каков сегодня социальный заказ, то есть те условия и требования, которые предъявляет общество в лице детей и родителей, педагогической общественности, управленческих структур и другого окружения УДО, прежде всего, к содержательной стороне деятельности? Здесь несколько позиций.

      Необходимость изменения УДО, переход его в новое качественное состояние определяется рядом современных обстоятельств, зафиксированных в «Стратегии развития дополнительного образования» (1994 г.) и др. документах:

    12. Взгляд на человека как специалиста уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития.
    13. Усиливается тенденция перехода от техногенной к антропогенной цивилизации.
    14. Культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей.

    Следовательно, возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества, концентрация внимания системы дополнительного образования на индивидуальности каждого ребенка, каждого педагога и каждого родителя.

    Если еще несколько лет назад родители устремлялись со своими чадами в коллективы явно знаниево-ориентированные (английский язык, информатика и проч.), то сегодняшние родители хотят, чтобы их дети «росли здоровыми», «развивались творчески», «находили занятия для души», «учились общаться с другими», т.е. идет ориентация на коллективы с физкультурно-оздоровительной и развивающе-творческой направленностью. Таким образом, социальный запрос общества в лице родителей делает поправку на человеческие ценности в дополнительном образовании.

    «Рентабельность» системы работы УДО, «конкурентоспособность» его на рынке образовательных услуг, безусловно, зависит от состояния его материально-технической базы. Создание современных минимально необходимых и достаточных условий для функционирования творческих объединений – насущная задача.

    Определяя главные приоритеты в своей деятельности, УДО должно ориентироваться на современные тенденции развития воспитательных внешкольных учреждений – таких, как:

    • оснащенность образовательного процесса программами, помогающим детям овладеть функциональной грамотностью;
    • предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения;
    • многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы;
    • личностно-деятельностный характер образовательного процесса;
    • профориентация, возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования;
    • социокультурная направленность всех мероприятий.
    • Среди интересных находок для повышения «конкурентноспособности» Центров детского творчества можно назвать следующие: создание комплексных образовательных программ (где могут быть объединены различные виды творческой деятельности, либо несколько педагогов могут осуществлять одну программу); организация и проведения «Дней свободного выбора» (когда ребенок может пойти на занятия в другой творческий коллектив либо к другому педагогу); заключение договоров со школами о взаимозачете оценок в школьную ведомость по виду деятельности в УДО (например, ребенок, занимающийся в ИЗО-студии, может не посещать занятия рисования в школе, а оценку по ИЗО ему выставляет педагог доп. образования); объединение детей из разных творческих объединений и их родителей в коллективных видах досуговой деятельности («Веселые старты», интерактивные театрализованные представления, концерт для ветеранов и проч.); введение новых видов деятельности (проектная деятельность, создание программ для дошкольников).

      Любое учреждение дополнительного образования, осуществляя гражданскую и государственную политику в области образования, в общем направлении развития (в так называемом «едином образовательном пространстве») должен иметь реальную собственную составляющую, связанную с задачами демократизации жизни УДО и, в частности, обеспечения политики партнерства родителей и УДО, сотрудничества и сотворчества детей, педагогов и родителей. (В Законе РФ «Об образовании» закреплено прямое право родителей участвовать во всех делах образовательного учреждения).

      Например, в ряде учреждений дополнительного образования уже созданы и работают Попечительские советы – новая и прогрессивная форма участия родителей в образовательном процессе. Многие учреждения сегодня активно привлекают родительское финансирование, но мало кто думает о том, как еще можно реально привлечь родительскую инициативу. Вариантов здесь масса – и совместные дела, и родительские собрания, и создание родительских советов, и даже организация Родительской школы (а почему бы и родителям не поучиться, пока дети занимаются?)…

      Какое дополнительное образование мы строим? Какая образовательная система сегодня и завтра будет востребована? Любое планирование, построение перспектив развития начинается с анализа деятельности, с поиска того, что хорошо, что плохо. Поводя экспертизу образовательной среды в УДО, мы выявили ряд общих моментов.

      Планомерно развивая УДО, ориентированный на ребенка, нужно уметь преодолевать некоторые негативные тенденции. По всем позициям налицо кризис существующих типов деятельности и отношений субъектов образовательного пространства УДО:

    • между сложившимся формальным (документальном, псевдодеятельностным) подходом к организации деятельности УДО и необходимостью создания деятельностного и содержательного подхода;
    • между устаревшим содержанием деятельности и структурой организации УДО и поставленными администрацией задачами обновления УДО, переопределения смыслов, ценностей и целей образовательной деятельности;
    • между корпоративным подходом в управлении деятельностью УДО и его недостаточностью для задач развития УДО;
    • между недостаточным уровнем педагогического мастерства и психолого-педагогической компетентности ряда педагогов и необходимостью опираться в развитии УДО на грамотные и готовые к изменениям и сотрудничеству педагогические кадры;
    • между формальной методической работой, практическим отсутствием работы методистов, отделов и актуальной потребностью педагогов получать грамотную методическую помощь и поддержку в своей работе, иметь возможность получать информацию по своему направлению и участвовать в коллективном обсуждении с коллегами педагогических и иных проблем УДО;
    • между педагогическими установками на «некомпетентность» родителей, нежеланием и неготовностью включить их в образовательных процесс и стремлением и готовностью родителей активно участвовать в нем;
    • между традиционными установками педагогов в отношении детей на послушание и подчинение педагогу и стремлением современных детей к большей самостоятельности и к расширению прав на определение приоритетов и содержания работы творческого объединения, в том числе на индивидуальную образовательную траекторию;
    • между уставшими материально-технической базой и средствами образования и введением новых образовательных программ, курсов, постановкой современных образовательных задач, требующих реконструкции и технической модернизации.
    • Вышеперечисленные позиции могут лечь в основание проведения внутренней экспертизы деятельности УДО. Такая экспертиза с привлечением внешних авторитетных экспертов может помочь администрации увидеть перспективы развития учреждения, а педагогическому коллективу – узнать и развить свой творческий потенциал.

      Реальная (не декларируемая) демократизация управления УДО должна вести, прежде всего, к развитию практики:

    • совместного (с педагогами, родителями и детьми) определения проблем их жизни в УДО и их ранжирования;
    • совместного обсуждения проблем и возможных способов их решения;
    • выявления всех предпочтений и существующих мнений в ходе обсуждения проблем, а не позиций;
    • принятия окончательных публичных решений на основе достижений консенсуса и учета мнения всех участников дискуссий;
    • признание права меньшинства влиять на принятие решений;
    • обеспечение выбора поля совместной деятельности (в том числе и для тех, кто оказался в меньшинстве);
    • открытого оперативного управления;
    • публичного анализа итогов сотрудничества (в том числе в рамках общественной экспертизы деятельности педагогической системы УДО в целом).

    Педагог, понимающий свою задачу односторонне («научить рисовать натюрморты», «выучить па-де-де»), не станет заботиться об эмоциональном развитии ребенка, расширении его способности к коммуникации, к саморазвитию. Деятельность педагога может быть формальной, узко дисциплинарной, монотонной, навязанной, репродуктивной («Я передаю знания, учу детей танцевать уже 15 лет – делать такие-то па…»), а должна решать развивающие творческие задачи, нести позитивный, социально окрашенный заряд, быть привлекательной для детей.

    Выход здесь такой: в простраивании осознанной деятельности педагога сверху – через поощрения, педагогические советы, методические объединения, учебы, тренинги; снизу – через собственный анализ и рефлексию педагогом своей деятельности (что опять-таки надо организационно выстраивать). Необходимо соотнесение реальной деятельности педагога с его образовательной программой, выявление «белых пятен» и заполнение их реальным содержанием.

    Если УДО не может создать для ребенка условий для творчества (сначала, конечно, субъективного) – значит, в нем надо многое менять. УДО призвано подвести каждого воспитанника к его собственному открытию: показать ему, что это такое – «самому сделать открытие» и как это здорово – изобрести, придумать что-то полезное, новое, творческое (пусть сначала это будет новое движение в танце или сочиненная самим ребенком песенка). Чтобы появилась возможность у ребенка создать что-то свое, несомненно, надо использовать знакомство с творчеством великих, с образцов творчества в разных направлениях искусства, науки, техники. Ограничение прикосновением исключительно к «творчеству» одного педагога явно недостаточно, если мы говорим о профессионализме в деятельности, и вообще о воспитании. Необходимо включение в образовательные программы, в положения о деятельности детских объединений УДО этих вопросов. А главное, надо выстраивать практику организации и проведения подобных дел.

    Следующий, не менее значимый аспект развития – общение. Общение – важный вид деятельности детей в УДО, что во многом дает ему преимущество перед школой. Дети, лишенные полноценного общения, плохо чувствуют себя в жизни. Воспитанники

    УДО чаще всего обречены на одностороннее общение – педагог вещает, дети внимают. Организацию межличностного общения между детьми не все педагоги считают необходимым и полезным специально организовывать. На наш взгляд, это в корне неверно. Педагогу УДО должно быть важно помочь ребенку овладеть многообразными языками общения, что требует предварительного научения в разных формах общения.

    Здесь есть два пути: 1) путь пассивного отражения происходящего и реакции на происходящее и 2) путь активного самоопределения, попыток вмешиваться в события, влиять, изменять, выстраивать новые отношения. Это путь, основанный на заинтересованном познании, понимании происходящего, способности активно взаимодействовать с другими.

    Что для решения этого вопроса можно делать: организовывать общение взрослых (педагогов, родителей) и детей, используя игры, социально значимую (прежде всего направленную на людей, нуждающихся во внимании – ветеранов, инвалидов, детей с особенностями развития) и творческую деятельность (КТД, представления, фестивали, спартакиады и проч.), помогая каждому найти себя в общности, стать лидером в каком-либо направлении, вести диалог, быть готовым к разумным компромиссам, жить по нормам толерантности (терпимости), без чего невозможно достижение счастья и успеха для себя и для другого.

    Для педагога, стремящегося к изменениям в дополнительном образовании сегодня, становится главным создание условий для внутреннего развития каждого ребенка средствами своего вида творческой деятельности и разных видов социального творчества.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Профориентационная работа с учащимися УДО в системе субъектно-развивающего образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

    Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мансурова Е. Х.

    Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации в учреждениях дополнительного образования детей. На основе обобщения теоретического и практического опыта с позиции субъектно-развивающего образования определены методы и направления профориентационной работы в УДО, способствующие достижению стабильных результатов в подготовке конкурентоспособных специалистов.

    Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Мансурова Е.Х.,

    Текст научной работы на тему «Профориентационная работа с учащимися УДО в системе субъектно-развивающего образования»

    ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ УДО В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Работа представлена кафедрой педагогики Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы.

    Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А. С. Гаязов

    Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации в учреждениях дополнительного образования детей. На основе обобщения теоретического и практического опыта с позиции субъек-тио-развнвающего образования определены методы и направления профорнентацнонной работы в УДО, способствующие достижению стабильных результатов в подготовке конкурентоспособных специалистов.

    Ключевые слова: профессиональная ориентация, комплексная профднагностнка, профориентационная практика.

    This article is dedicated to the problems of professional orientation in complimentary education schools for children. On the basis of generalization of theoretical and practical experience with personal approach to each student, we developed professional orientation methods that lead to production of competitive specialists.

    Key words: professional orientation, complete professional diagnostics, professional education practice.

    Основными задачами учреждения до-| полнительного образования (УДО) являют-

    ся: адаптация детей к жизни в обществе, обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Одно из особых мест в системе дополнительного образования детей занимают детские школы искусств. Учреждение дополнительного образования во главу угла ставит развитие личности ребенка, его познавательных, физических, художественных и | в итоге — творческих способностей, а не

    просто достижение определенного уровня тех или иных знаний, умений и навыков. В качестве интегративного критерия качества развивающей образовательной среды рассматривается способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. По мнению И. В. Калиш, «создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп обучающихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению позволяет более точно определить перспективы развития каждого учащегося, даст возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования»’. Школа искусств призвана осуществлять задачи допрофессиональной подготовки для ; дальнейшего получения профессионально; го образования в области искусства.

    ! сегодня — многомерный и многоступенча-

    | тый процесс, который можно рассматри-

    1 вать под разными углами зрения. Во-пер-

    вых, как серию задач, которые общество

    ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. (Социологический подход исходит из запросов общества.) Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда — с другой. (Социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности.) В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. (Дифференциально-психологический подход, исходящий из свойств личности.)

    Одним из важных компонентов профориентационной работы в УДО является комплексная профессиональная диагностика интересов и способностей учащегося. Содержание работы по комплексной диагностике учащегося заключается во всестороннем изучении его личности, т. е. изучении его интересов, способностей, склонностей, профессиональных намерений, индивидуальных свойств нервной системы. В ходе эксперимента мы ставили следующие задачи: определить уровень сформиро-ванности мотивации выбора профессии у учащихся (высокий, средний, низкий); выявить склонности учащихся к определенной группе профессий и соответствие группе профессий «человек — художественный образ».

    В ходе исследования факторов «Привле-кательности-непривлекательнос-ти» профессий применяем методику (модификация

    Н. В. Кузьминой, А. А. Реан). Одна из за-

    дач предварительной профдиагностики в УДО — определение пригодности школьника к той или иной профессии в соответствии с психофизиологическими свойствами личности. Был проведен анализ документов и результатов деятельности учащихся — их личных дел, отчетной документации о выступлениях на зачетах, концертах, экзаменах. Было проведено анкетирование всех видов: дихотомическое, закрытое и открытое. В ходе эксперимента мы использовали метод обобщения независимых характеристик. В результате получилась целостная системная сумма знаний об ученике. Согласно Е. А. Климову, носитель профессии типа «человек — художественный образ», к которому принадлежат профессии музыкального профиля, определяется следующим образом: «Труд людей этой группы профессий связан прежде всего с преобразованием, созданием, исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичных

    экземплярах (дирижер, музыкант, вокалист, ч 2

    актер. )» . Специально для учащихся старших классов УДО мы составили документ, в котором описаны особенности специальности или профессии, называемый профес-сиограмма:

    I. Уровень развития психологических функций: хорошее внимание (хорошая пе-реключаемость и распределение внимания, длительная концентрация внимания); умение легко вступать в контакт с людьми (свободно держаться на сцене); воспринимать большой объем информации; наглядно-образное мышление.

    И. Физиологические требования к профессии музыканта: хорошая зрительная, слуховая, «мышечная» память; хороший слух (гармонический, мелодический, абсолютный); хорошее чувство ритма; музыкальность; развитое музыкальное воображение (для создания музыкального образа).

    III. Необходимые личностные качества: аккуратность, усидчивость, самостоятельность, артистизм, общительность, выносливость, настойчивость, терпеливость, хоро-

    шая трудоспособность, хорошая координация движений, эмоциональность, умение быстро переходить из одного эмоционального состояния в другое, творческая инициативность.

    IV. Особенности интеллектуальной деятельности: грамотно выражать свои мысли и чувства; многоплановое музыкальное мышление (слышать и «по горизонтали», и по «вертикали»); ставить и решать музыкальные задачи.

    В своем исследовании мы выделили следующие этапы организации активизирующего профориентационного воздействия. Педагог должен выдвинуть гипотезу — определить проблему и наметить пути ее решения. На первом этапе важно «исследовать» учащегося. На втором этапе — выдвижение профконсультационной гипотезы о проблемах учащегося и возможного пути решения этой проблемы. На третьем этапе -совместное решение выделенной проблемы, использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т. е. оставался субъектом самоопределения. Работа предполагает решение следующих основных задач: информационно-справочной; диагностической; связанной с моральноэмоциональной поддержкой самоопределяющегося человека (приемы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии, Э. Берн, М. Мелиб-руда, Р. Мэй). При реализации комплексной диагностики интересов и способностей

    мы использовали метод развивающей пси-„ 3

    хологической диагностики , предполагающий использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность, во-первых, получения учащимися информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия выбираемой профессии (диагностические методические процедуры), во-вторых, развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры).

    Чтобы обеспечить качество профессиональной ориентации, нами были разработаны адаптированные программы по основным музыкальным специальностям УДО. Отбирая учебный материал из программ, учебников, методических разработок, мы по конкретным пунктам проводили его анализ, чтобы выяснить, какие рациональные элементы содержит этот материал с позиции выработки конкретных личностных качеств профессионала, что плохо и чего недостаточно для того, чтобы получить высокий результат в формировании тех или иных компетенций.

    Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет сделать следующие выводы: вследствие организации профориентационного воздействия, а также помощи подросткам в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами и в постановке реальных целей процесс выбора профессии подростком проходит наиболее успешно. Включение в учебновоспитательный процесс УДО поэтапной профориентационной работы способствует более эффективной подготовке учащихся старших классов УДО к выбору профессиональной деятельности. Эффективность работы по профориентационному консультированию обусловлена формированием и развитием профессиональных знаний, умений и навыков, а также знанием содержания профессионального труда. В процессе экспериментальной работы рабочая гипотеза подтвердилась.

    1. Состояние проблемы в философской, социологической, психолого-педагогической теории и практике указывает на необходимость повышения эффективности про-

    фессиональной ориентации старшеклассников и более точного определения ее содержания, форм, методов в УДО в качестве приоритетного направления модернизации российского образования.

    2. Определены возможности УДО для организации эффективности подготовки профориентации старшеклассников УДО, на основе создания поэтапной профориентационной работы, включающей в себя: комплексную диагностику интересов и способностей старшеклассников в системе дополнительного образования; формирование знаний о содержании профессионального труда, формирование и развитие профессиональных знаний, умений, навыков; профконсультационную практику в УДО.

    Работающие в системе субъектно-развивающего образования педагоги имеют возможность трансформировать знания, умения, навыки из цели обучения в средство развития способностей учащихся — телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т. е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития. Показателями развития личности учащегося являются: сформиро-ванность показательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художественной деятельности; развитие волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в различных видах искусства как в самой детской школе искусств, так и после ее окончания.

    1 Калиш И. В. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А. К. Бруд-

    нова. М.: Владос, 2000. С П .

    Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. С. 512. Чистяков С. Н. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. М., 2005. № 1. С. 37.

    cyberleninka.ru

    Еще по теме:

    • Медицинская страховка для белорусов Каков порядок получения полиса ОМС для Белоруса? Порядок получения полиса ОМС для работающего временно пребывающего Белоруса Я гражданин Белоруссии Александр. Законно нахожусь на территории России, в Санкт-Петербурге. Зарегистрировался по месту временного ПРЕБЫВАНИЯ. […]
    • Как написать возражение на заявление о взыскании судебных расходов Образец Возражений относительно заявления о возмещении судебных расходов В Советский районный суд города Новосибирска630128, г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, д. 16 А Истец: Закрытое акционерное общество «Наименование общества»630007, г. Новосибирск, Красный проспект, […]
    • Как оформить заявление в пенсионный фонд Как составить заявление в пенсионный фонд? Здравствуйте! Как составить заявление в Пенсионный фонд о взыскании по исполнительному производству с пенсии должника? Можно образец или сайт где посмотреть! Спасибо. Ответы юристов (5) Здравствуйте Татьяна, Вам необходимо […]
    • Общество защиты прав потребителей челябинска Защита прав потребителей г.Челябинск Информация Описание: Оказание консультаций по вопросам защиты прав потребителей, составление претензий, исковых заявлений, а также проведение независимой экспертизы товаров непродовольственного характера. Телефон для консультаций: […]
    • Нужен адвокат в казани СИЗО-2 г. Казань Сегодня в СИЗО-2 города Казань лимит наполнения составляет 673 места. Действуют административный, 3 мужских и 1 женский режимные корпуса. Кроме того, СИЗО №2 выполняет транзитные функции. Завершившийся в учреждении ремонт коснулся не только камер […]
    • Сайт мирового суда тюмень Адрес: 625013, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Энергетиков, 98, тел. (3452) 27-40-77 Понедельник-Четверг - с 8.30 до 17.30 Пятница - с 8.30 до 16.15 Суббота, Воскресенье – выходной обед с 13.00 до 13.45 Прием граждан (общественная приемная) Отдел делопроизводства […]
    • Вакансии в монастыре с проживанием Обсуждения МОНАСТЫРЮ, ХРАМУ ТРЕБУЮТСЯ 155 сообщений Пишем строго по форме:1. Название храма, монастыря2. Город3. Профиль работы4. Уровень оплаты (либо безвозмездная помощь, трудничество, проживание и питание)5. Контакты Все объявления, не соответствующие указанной […]
    • Закона падающего тела Закона падающего тела 1.5. Свободное падение тел Свободным падением тел называют падение тел на Землю в отсутствие сопротивления воздуха (в пустоте). В конце XVI века знаменитый итальянский ученый Г. Галилей опытным путем с доступной для того времени точностью […]

    Комментарии запрещены.