Субсидии в сельское хозяйство россии

Субсидии в сельское хозяйство россии

Как сельхозпроизводителю получить помощь от государства

На сегодняшний день сельское хозяйство как никогда нуждается в государственной поддержке. Развитие сельских территорий угасает, престиж сельскохозяйственного труда сходит на нет, получить прибыль от работы на земле все сложнее. Государство осознает все эти проблемы и стремится создать условия для исправления ситуации. На развитие сельского хозяйства выделяются гранты, субсидии для разных целей. Эта инструкция поможет вам лучше сориентироваться в существующих инструментах поддержки.

Основные приоритеты государственной программы

На сегодняшний день разработана «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В ней устанавливаются основные приоритеты поддержки. В первую очередь, к приоритетам программы относятся:

в экономической сфере – повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

в институциональной сфере – развитие кооперации, связей и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров.

Согласно программе, для поддержки сельхозпроизводителей реализуются разнонаправленные мероприятия: предоставляются субсидии, раздаются гранты на различные цели, устраивается конкурс, проводится консультирование. Ниже представлены общие положения таких мероприятий.

ШАГ 1: СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯМ

В первую очередь, для участия в конкурсе на субсидии или грант необходимо быть уверенным, что Вы подходите под все критерии субъекта поддержки. Здесь важно обратить внимание, можете ли Вы причислить себя к начинающим фермерам и соответствует ли ваше хозяйство параметрам микропредприятия. Итак, начинающим фермером является любой гражданин Российской Федерации трудоспособного возраста, имеющий среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, либо окончивший специальные курсы, или имеющий опыт работы в сельском хозяйстве не менее 3-х лет, являющийся главой КФХ и зарегистрированный индивидуальным предпринимателем.

Начинающее крестьянское (фермерское) хозяйство должно соответствовать параметрам малого предприятия в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. http://rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html. Основные параметры следующие: а) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно для малых предприятий и пятнадцати человек для микропредприятий; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, ежегодно установленные Правительством РФ.

Есть и дополнительные условия участия в программе: участником Программы может быть крестьянское (фермерское) хозяйство начинающего фермера, зарегистрированное не ранее, чем за три года до дня подачи заявки участия и реализовавшее товарную продукцию не менее чем на 30 тыс. руб. за год. Это может быть и личное подсобное хозяйство ведущие товарное производство не менее трех лет, в случае перерегистрации в КФХ.

Глава КФХ, претендующий на участие в Программе (то есть желающий получить субсидию, грант или другого рода поддержку), должен быть гражданином России, проживающим в сельской местности данного региона не менее года до подачи заявки на участие в Программе. КФХ может участвовать в каждом из мероприятий Программы только один раз.

А судьи кто? В каждом субъекте РФ создаются комиссии по поддержке начинающих фермеров. В состав комиссии, кроме представителей органов управления АПК, входят представители региональной АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России). Комиссия проводит ежегодные конкурсы на участие в каждом из мероприятий Программы.

ШАГ 2: СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Итак, финансовые инструменты поддержки (субсидии, гранты) можно получить в рамках участия в подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования». Эта подпрограммаохватывает малые формы хозяйствования (МФХ), к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные микропредприятия.

Поддержка начинающих фермеров

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разработало комплекс мер, направленных на поддержку начинающих фермеров:

— гранты на создание К(Ф)Х ( Крестьянского (фермерского) хозяйства);

— субсидирование инвестиционных кредитов;

— гранты на бытовое обустройство начинающих фермеров;

— субсидирование части первого взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;

— проведение всероссийского конкурса «Лучший фермер».

Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х

Рассмотрим каждую из этих видов поддержки поддержки подробнее:

  • Предоставление грантов на создание К(Ф)Х.
  • Цель мероприятия – создание, расширение и модернизация производственной базы фермерских хозяйств.

    Гранты могут быть использованы на приобретение земли, подключение к инженерным сетям, разработку проектов — сметной документации, а также и для строительства сельскохозяйственных объектов.

    Порядок выделения грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам. Начинающий фермер может получить грант на создание, расширение и модернизацию производственной базы только один раз. Каждый получатель гранта должен предоставить отчет об использовании полученных средств. Форма и срок предоставления отчета ежегодно устанавливается приказом Минсельхоза России.

    В субъектах Российской Федерации создаются региональные конкурсные комиссии по поддержке начинающих фермеров. Региональная конкурсная комиссия ежегодно до 15 января публикует условия проведения конкурса на получение грантов. КФХ, желающие участвовать в конкурсе на получение гранта, подают в комиссию заявки по установленной форме, которую можно узнать в местной АККОР. Комиссия рассматривает заявки начинающих фермеров и определяет победителей. Число КФХ, получающих гранты, определяется с учетом лимитов финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

    2. Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам

    Цель мероприятия – обеспечение доступа начинающих фермеров к инвестиционным кредитным ресурсам.

    Инвестиционные кредиты могут быть использованы на приобретение животных, сельскохозяйственной техники и оборудования, оборотных средств, то есть на развитие сельскохозяйственного предприятия.

    Сумма кредитов для начинающих фермеров составляет до 5 млн. руб. Срок кредитования — 15 лет, льготный период (от срока начала возврата кредита) – 5 лет.

    Порядок предоставления кредитов, субсидий, залогов (поручительств).КФХ, желающие получить субсидии на открытие процентных ставок по кредитам, подают в комиссию по поддержке начинающих фермеров заявку. Комиссия рассматривает заявки начинающих фермеров и отбирает победителей. Число победителей определяется с учетом лимитов финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также гарантий (поручительств) региональных гарантийных фондов.

    Победители конкурса на получение кредита обращаются, при необходимости, в региональный залоговый или специальный фонд за поручительством или гарантией, в банк за кредитом, а при его получении, в органы управления АПК субъекта РФ за субсидиями по выплате процентных ставок по кредиту.

    3. Предоставление грантов на бытовое обустройство начинающих фермеров

    Цель мероприятия – оказание начинающим фермерам единовременной помощи на строительство жилья и бытовое обустройство.

    Средства гранта могут быть направлены на строительство жилья, приобретение мебели и других предметов обустройства жилища фермера.

    Однако данное мероприятие не предусматривает покупку жилья на вторичном рынке. Предполагается, что начинающий фермер осуществляет строительство или приобретает новостройку.

    Порядок предоставления грантов. Сроки проведения и условия конкурса разнятся в каждом регионе, поэтому для участия необходимо внимательно отслеживать информацию на сайтах профильных региональных ведомств, оказывающих поддержку малому и среднему бизнесу, а также региональных министерств сельского хозяйства. Как правило, объявления о конкурсе выходит в форме постановлений профильных региональных министерств сельского хозяйства.

    4. Предоставление субсидий в части первого взноса при лизинге сельскохозяйственной техники, оборудования и скота.

    Цель мероприятия – обеспечение доступности лизинга для начинающих фермеров. При получении в лизинг сельскохозяйственной техники, оборудования и скота начинающими фермерами, из федерального бюджета будет предоставляться компенсация части первоначального взноса. Но при этом размер взноса должен быть не более 1/15 от стоимости предмета лизинга.

    Порядок предоставления субсидий по лизингу. Начинающий фермер, желающий получить льготы по лизингу, должен подать в региональную комиссию по поддержке начинающих фермеров заявку по установленной форме. Комиссия рассматривает заявки начинающих фермеров и определяет победителей. По итогам конкурса комиссия оформляет документы на субсидии и выделяет положенные средства, а победитель предоставляет их в лизинговую компанию.

    5. Проведение всероссийского конкурса «Лучший начинающий фермер».

    Цель мероприятия – освещение положительного опыта создания новых фермерских хозяйств и достигнутых ими успехов. Для достижения этой цели предполагается ежегодно проводить конкурс начинающих фермеров в каждом из федеральных округов. Конкурс планируется проводить ежегодно. Об организации конкурса и правилах участия сообщается так же на сайтах профильных ведомств. В 2012 году конкурс будет проходить впервые.

    6. Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х

    Цель мероприятия – стимулирование развития животноводства на базе фермерских хозяйств. Крестьянским (фермерским) хозяйствам, строящим или реконструирующим молочные и иные животноводческие фермы, компенсируются затраты – шестьдесят процентов затрат. Остальные сорок процентов затрат фермер должен покрыть сам. При этом до тридцати процентов затрат фермер может покрывать за счет кредитов, но десять процентов должен заплатить из собственных средств.

    Порядок предоставления субсидий. Фермер подает заявку по установленной форме на субсидирование затрат в комиссию при региональном органе АПК. Комиссия рассматривает поданные заявки и определяет победителей. Фермеры, выигравшие право на получение субсидий, систематически должны предоставлять отчет о произведенных затратах и необходимых суммах субсидий.

    В программе также прописано, что региональная власть, в свою очередь, обязуется выполнить подключение инженерных сетей и обеспечить рынок сбыта производимой фермером сельскохозяйственной продукции.

    ШАГ 3: РАСШИРЕНИЕ БИЗНЕСА

    Если Вы уже действующий сельхозпроизводитель и Вашему бизнесу более трех лет, Вы также можете претендовать на государственную поддержку. Субсидирование процентной ставки по кредитам и поручительства

    Субсидии на возмещение части затрат по кредитам

    Субсидии на возмещение части затрат по кредитам предоставляются в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам (заготовительным, снабженческим, сбытовым (торговым), перерабатывающим и обслуживающим), созданным в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Поддержка предоставляется на различные сроки и цели. Максимальный размер кредита – 40 миллионов рублей на срок до восьми лет. Однако все зависит от целей кредита и юридической формы предприятия. Подробнее об условиях предоставления субсидий можно почитать на сайте Министерства Сельского Хозяйства Российской Федерации: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/15487.266.htm

    Предоставление поручительств залогового фонда

    В случае недостаточности залогового обеспечения при оформлении кредита в коммерческих банках можно обратиться в специальные гарантийные фонды, которые сегодня функционируют почти во всех субъектах Российской Федерации при Департаментах по поддержке малого и среднего бизнеса. Для получения поручительства заемщик (сельхозпроизводитель) самостоятельно обращается в тот банк, с которым у данного гарантийного фонда подписано соглашение о сотрудничестве. А далее предоставить все необходимые документы в соответствии с процедурой, установленной внутренними нормативными документами банка. Банк рассматривает заявку, анализирует представленные документы, финансовое состояние и принимает решение о возможности кредитования. Если предоставляемого заемщиком обеспечения недостаточно для получения кредита, то банк информирует его о возможности привлечения поручительства гарантийного фонда для обеспечения исполнения обязательств заемщика по кредитному договору. В случае согласия заемщика банк направляет в гарантийный фонд субъекта подписанную заемщиком и согласованную заявку на получение поручительства.

    Полную информацию об условиях работы гарантийного фонда, а также список банков, с которыми подписано соглашение о сотрудничестве можно получить, обратившись в местные органы управления АПК или департаменты поддержки предпринимательства.

    Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных.

    Если Вы участник сельско-хозяйственного кооператива, то сможете воспользоваться дополнительной поддержкой. Такая поддержка предусмотрена с целью увеличения объемов производства и реализации продукции членов сельскохозяйственных кооперативов, обеспечения доступа к рынкам сбыта и кредита, повышение уровня занятости и доходов сельского населения.

    Кроме субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов может включать:

    — предоставление субсидий СКПК (сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам) на пополнение фондов финансовой взаимопомощи. На 1 рубль из средств федерального бюджета приходится 1 рубль пополнения фонда финансовой взаимопомощи членами кооператива. Субсидии предоставляются членам указанных кооперативов в размере 50 % от обязательных паевых взносов, внесённых ими в фонд, но не свыше 100 тыс. руб. на каждого в год. В случае ликвидации СКПК в течение трёх лет с даты получения членами кооператива бюджетных субсидий, полученные средства должны быть возвращены в бюджет.

    — возмещение не менее 50 % документально подтверждённых затрат СПоК (сельскохозяйственного потребительского кооператива) на цели формирования материальной базы кооператива (строительство, приобретение техники и технологического оборудования и т.д.), но не более 5 млн. на один СПоК. В случае ликвидации СПоК в течение трёх лет с даты получения СПоК бюджетных субсидий полученные средства также должны быть возвращены в бюджет;

    — возмещение части затрат на уплату членских взносов в ревизионные союзы в размере 50 % от фактически уплаченных взносов, но не более 50 тыс. руб. на один кооператив в год.

    Помощь в оформлении земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

    Как известно, при создании или расширении сельскохозяйственного бизнеса в первую очередь необходима земля. Оформление земельных участков – отдельная статья расхода для предпринимателей. В настоящее время средняя стоимость оформления участка составляет 1000 рублей за 1 га. Для этого в программе поддержки сельхозпроизводителей предусматривается компенсация расходов на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Из федерального бюджета предоставляется компенсация порядка 500 руб. на 1 га, что составляет порядка 50 % от общей стоимости, остальные средства, необходимые для проведения кадастровых работ предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.

    Фермеру возмещаются затраты по проведению наиболее трудоёмких кадастровых работ. Субсидии смогут получить только те фермеры, у которых имеются на руках следующие документы: свидетельство о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка; свидетельство о пожизненном наследуемом владении землей; договор купли продажи или аренды с правом выкупа земельных долей. На региональном уровне порядок предоставления средств на возмещение части затрат фермеров при оформлении в собственность используемых ими земельных участков, определяется соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подробнее о этом можно почитать в Памятке фермера http://msh.mosreg.ru/userdata/189841.doc

    ШАГ 4: КОНСУЛЬТАЦИИ

    «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» действует в каждом субъекте Российской Федерации. Региональные власти профильных ведомств (Министерств сельского хозяйства и государственных органов развития малого и среднего предпринимательства) в силе расширить их, адаптируя под территориальную специфику. Поэтому более подробную оперативную информацию о порядке получения субсидий, а также других формах поддержки сельхозпроизводителей, можно получить в органах управления АПК конкретного региона.

    Кроме того, при участии Минсельхоза России в субъектах Российской Федерации создана и функционирует система сельскохозяйственного консультирования http://mcx-consult.ru/ За любой интересующей информацией Вы можете обратиться по телефонам: 8 (499) 977-84-51,977-84-47или по почте[email protected]

    Консультанты окажут помощь владельцам личных подсобных и фермерских хозяйств в оформлении кредитов, подготовке бизнес-планов, приобретении техники, молодняка скота, организации потребительских кооперативов, а также в решении других вопросов.

    www.opora-credit.ru

    Субсидии в сельское хозяйство россии

    В 2018 году на поддержку агропромышленного комплекса планируется направить 242 млрд руб., сказал министр сельского хозяйства Александр Ткачев в ходе рабочего визита в Ставропольский край, сообщает ТАСС. По словам главы агроведомства, Минфин и Минэкономразвития поддержали выделение такой суммы в ходе совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. При этом министр отметил, что этих средств недостаточно. Если говорить о потребностях в субсидиях на льготное кредитование аграриев, то на это направление необходимо еще 50 млрд руб., однако таких средств в бюджете нет. «Тем не менее, для нас очень важно, что уровень [поддержки АПК] не снижается, более того, он даже растет», — подчеркнул министр.

    В свою очередь Дмитрий Медведев в ходе совещания по вопросам расходов федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019—2020 подчеркнул, что аграрный сектор сейчас на подъеме. «Мы уже не только повысили уровень продовольственной безопасности, но и начали наращивать поставки сельхозпродукции на экспорт», — сказал глава кабмина. Премьер заверил, что в 2018-м объем расходов на АПК должен остаться на уровне текущего года.

    При этом сложившаяся сейчас ситуация с субсидированием не устраивает участников аграрного рынка. Например, гендиректор компании « Тамбовские фермы » Игорь Поляков рассказал « Агроинвестору », что уровень господдержки его устраивает, но то, каким образом организовано ее распределение — нет. «Если говорить о субсидированных льготных кредитах по ставке до 5% — мы не смоги получить такой кредит, несмотря на то, что заранее подавали заявку, у нас большой опыт в этих вопросах», — делится он. Поляков думает, что более слабые компании вообще не имеют шансов на подобную поддержку.

    Председатель совета директоров агрохолдинга «Русское поле» (Нижегородская область) Вячеслав Романов сетует на абсолютно непрозрачную схему субсидирования. «Кто-то что-то решает в Москве. Региональные министерства даже не в курсе, почему выбирают тот или иной банк, почему сумма такая. Какое-то абстрактное решение вопроса. Такое впечатление, что все делается для кого-то, но не для нас», — сказал Романов, добавив, что такая господдержка абсолютно не устраивает компанию.

    Не доволен уровнем господдержки и заместителя главы аппарата управления по развитию компании « Коралл » Александр Жуковский. Получать субсидии становится все труднее, отмечает он. «Я не могу судить по всей отрасли, но, что касается нашей компании — мы реально ощущаем большие сложности с выплатами, связанные с противоречием законодательства в части субсидирования импортного оборудования, оформлением документов, что приводит к длительной задержке», — делится он. При этом Минсельхоз еще не рассмотрел поданные компанией заявки на субсидирование проектов, начатых в прошлом году.

    « Коралл » с 2012 год реализует свиноводческий проект в Тверской области, включающий переработку мяса и выпуск комбикормов. В прошлом году компания приступила к завершающему этапу строительства. «В 2017-м хотим выпустить 50 тыс. т свинины в живом весе, что на 15% больше, чем годом ранее, к 2020-му планирует удвоить производство», — уточнил Жуковский.

    Господдержка — приятный бонус

    « Тамбовские фермы » обычно получают субсидии на растениеводство. По словам Полякова, так как в этом году не удалось получить субсидированные кредиты, пришлось брать коммерческий. Именно из-за подобных ситуаций компания не закладывает господдержку в бизнес- и финансовый план. «Это не дело. Если прямо скажут, что растениеводы не будет получать субсидии, вот программа на три года, постепенно будем снижать выплаты до нуля — это, по крайней мере, будет честно, — рассуждает он. — А пообещать, что поддержка будет, когда по факту ее нет — неправильно. Нужна четкая информация: будем получать или не будем совсем».

    «Русское поле», как правило, получает субсидируемые кредиты на закупку зерна и кормов. Холдинг расценивает господдержку как приятный бонус, причина все та же — ненадежность. «Выплаты нельзя закладывать в план, потому что все обманывают: пообещают что-то, а потом ничего не будет», — говорит Романов. Правда, он уточняет, что в этом году ситуация с субсидированием у компании складывается лучше, чем в 2016-м. «Увеличилось финансирование сельского хозяйства за счет областного бюджета, поэтому субсидированных кредитов было выделено больше. В прошлом году их вообще не было, только из-за этого у нас прямые потери превысили 100 млн руб.», — оценивает Романов. Правда, и в этом году субсидированные кредиты не удалось получить в полном объеме. «Мы работаем с региональным Минсельхозом, пока дали более 50% от потребности», — уточняет он. По мнению Романова, на региональном уровне относительно прозрачное распределение субсидий, тогда как с федеральными деньгами много непонятного. «Даже региональные агроведомства ничего объяснить не могут, говорят, что сами ничего не знают», — делится Романов.

    «Кораллу» выделяется поддержка на строительство свиноводческого комплекса, мясоперерабатывающего производства и комбикормового завода. Однако компания заканчивает этап реализации проекта на 14 млрд руб., из которых к субсидированию принята только часть на 4 млрд руб., уточняет Жуковский. При этом холдинг закладывает господдержку в бизнес-план и считает ее обязательной его частью, поскольку, по словам топ-менеджера, сельское хозяйство является особо рискованной сферой бизнеса, и помощь государства для проектов отрасли очень важна. Поскольку компания еще не получила в полном объеме субсидии за 2016 год, оценивать уровень выплат в этом невозможно, добавляет он.

    Главное — кого и как поддержат

    По мнению Полякова, так как обещанные на следующий год 242 млрд руб. — это, по сути, уровень 2017-го, это хорошо, поскольку нет снижения, но с другой стороны, он видит огромную проблему в распределении средств по статьям. «Посмотрим, что будет, если опять ничего не получим, значит тогда нам просто должны сказать, что государство не готово субсидировать растениеводство, расслабьтесь и ни на что не рассчитывайте», — категоричен руководитель.

    Романов считает, что главное — не выделяемые суммы, а то, что процесс распределения денег непрозрачен. «Есть крупные игроки, типа « Мираторга », которые могут лоббировать что угодно, поэтому должно быть понятно, что, кому и зачем выделяют», — подчеркивает он. Жуковский соглашается, что, прежде всего, должны быть ясны и понятны приоритеты господдержки, также важно, чтобы правила выделения субсидий не менялись в течение согласованного периода времени. «Избирательная практика распределения субсидий ставит компании в неравные условия конкуренции, что, как я считаю, негативно сказывается на развитии отрасли», — отмечает он. Такого же мнения придерживается гендиректор « Русагро » Максим Басов. «Важно, чтобы все были в одинаковых условиях. Мы всегда будем это отстаивать. Нельзя, чтобы были регионы-любимчики или компании-любимчики», — сказал он в интервью RNS. По его словам, в этом году холдинг получает в разы меньше субсидий, чем в прошлом: «За весь первый квартал мы получили около 18 млн руб. субсидий. Это очень мало».

    В 2017 году на финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства было предусмотрено 215,8 млрд руб., еще 13,7 млрд руб. правительство выделило из резервного фонда на субсидирование производителей сельхозтехники. При корректировке федерального бюджета отрасль получила дополнительно 35 млрд руб., из них 25 млрд руб. — на докапитализацию Россельхозбанка. На реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства добавили чуть более 9 млрд руб., в том числе 4 млрд руб. на льготное кредитование, 2,25 млрд руб. на компенсацию прямых понесенных затрат, 3 млрд руб. на «единую» субсидию. С учетом дополнительного финансирования стоимость агрогоспрограммы в этом году увеличится до 224,9 млрд руб. Изначально ее финансирование в 2017 году предполагалось на уровне 300,2 млрд руб.

    www.agroinvestor.ru

    Какие существуют государственные программы субсидирования сельского хозяйства

    С введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы.

    Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

    В чем их суть и как воспользоваться государственной помощью фермеру?

    Цели данных программ

    Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

    Сюда можно отнести:

  • меры денежно-кредитной политики, когда проводится льготное кредитование и приоритетное инвестирование аграрных проектов. Существуют и специфические направления: страхование на льготных условиях сельскохозяйственных культур в зонах рискованного земледелия, элитного поголовья скота;
  • бюджетные дотации, которые представлены целевым ассигнованием из бюджета убыточной реализации продукции в условиях низкого урожая. Другой вариант – возмещение недополученного дохода производителем при сдерживании роста цен на социально значимые продукты;
  • бюджетная политика, выражающаяся в дополнительном финансировании с\х отраслей. Такая поддержка характеризуется распределительным характером по принципу приоритета отрасли. Проводится субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие АПК, возмещаются лизинговые платежи на производственное оборудование.
  • планирование – составление программ поддержки, разработка актуальных мер поддержки, прогнозы по развитию различных направлений. Такие меры нужны для грамотного распределения финансирования.
  • Законодательная база

    Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства.

    Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

    Приоритетные направления деятельности

    Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям:

    • на мелиорацию сельхозугодий, рациональное использование площадей;
    • поддержку животноводства, мясо-молочного скотоводства;
    • организацию перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции;
    • поддержку растениеводства;
    • содействие в создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств;
    • внедрение инноваций, модернизация производственных циклов.
    • Большой ошибкой будет считать, что глобальные планы преследуют единственную цель по увеличению доли отечественных продуктов на рынке.

      Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

    • расширить сырьевой рынок;
    • увеличить зарплаты в отрасли;
    • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
    • освоить заброшенные земли.
    • К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

      По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

      Виды, условия и порядок участия в программах

      Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

      Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

      Расскажем об общих видах действующих субсидий:

      • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение с\х угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. Грант предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
      • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
      • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
      • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
      • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.
      • Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

        Условия предоставления:

        1. Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников с\х сферы с высшим образованием.
        2. Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
        3. Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
        4. На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
        5. Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
        6. Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.
        7. При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

          Подготовка документов

          В общих случаях это:

        8. заявление и анкета претендента;
        9. копии паспорта и документа о профессиональном образовании;
        10. свидетельство регистрации предпринимательства ФНС;
        11. учредительные документы КФХ, сельхозпредприятия иной формы;
        12. контракты с партнерами, торговыми сетями и т. д.;
        13. письма-рекомендации представителей муниципальной власти.
        14. В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

          Программа «Начинающий фермер»

          Начинать всегда сложно, поэтому в 2018 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

          Размер и условия участия

          Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

          В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

          Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

          Как оформить

          Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона, собрать документы и защитить свой бизнес-проект.

          Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

          Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

          «Семейная животноводческая ферма»

          Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

          Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

          Форма субсидии – грантовое финансирование.

          Размер перечисления и условия предоставления

          Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

          Требования к претендентам:

          • численность работников – не менее трех человек;
          • перед подачей заявки ферма должна отработать год;
          • семья не получала ранее грантовую поддержку для малого/среднего бизнеса, создание и развитие крестьянских хозяйств.
          • Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

            Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

            Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

            Старая помощь по-новому принципу

            Распределяться деньги будут по иной схеме.

            Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2018 году в субъект переводится полная сумма на развитие с\х. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

            Схема получила название «единой региональной субсидии».

            Предоставление кредитов

            С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

            В этой связи меняется адресат процентного субсидирования: теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

            Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

            Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз. Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

            Требования к заемщикам вполне лояльны:

          • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
          • стабильность в развитии хозяйства;
          • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

          Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

          Существующие проблемы

          Настораживает фактически полная передача распределения субсидирования в регионы. Ничего хорошего аграрному предпринимательству и производству в целом это не принесет.

          Но главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства.

          О государственной поддержке аграриям Карачаево-Черкесской республики рассказано в следующем видеосюжете:

          posobie-help.ru

          Еще по теме:

          • Суды общей юрисдикции задачи и подведомственность Суды общей юрисдикции задачи и подведомственность § 1. Суды общей юрисдикции, их задачи и организация Понятие “суды общей юрисдикции” введено Законом о судебной системе в целях их отграни­чения от конституционных и арбитражных су­дов. Суды общей юрисдикции […]
          • Ст 21 федерального закона о прокуратуре российской федерации Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.92 N 2202-I (ред. от 21.11.2011) "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В данном виде документ опубликован не был (в ред. от […]
          • Преступления в сфере экономической деятельности понятие виды Лекция 8. Преступления в сфере экономической деятельности 8.1. Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами главы 22 УК. Содержащиеся в ней запреты […]
          • Приказ об организации гочс Приказ об организации гочс I. Назначить заместителей руководителя гражданской обороны (наименование объекта) в следующем составе: - первый заместитель руководителя гражданской обороны - главный инженер Веденеев В.И. с правом отдавать распоряжения, касающиеся […]
          • Пословицы о правила здорового питание Пословицы о здоровом питании. Мудрость, прошедшая сквозь время О пользе правильного питания знали испокон веков. И хотя в его основу каждое поколение вкладывало свой смысл, некоторые прописные истины оставались неизменными. Недаром ещё множество столетий назад Сократ […]
          • Правило пуговиц на пиджаке Как правильно застегивать пиджак? Пиджак выступает как элемент делового костюма и как самостоятельная вещь, которую можно носить с брюками другого цвета и из другой ткани. Существует несколько разновидностей мужского пиджака, отличающихся формой воротника и числом […]
          • Правила выполнения сечения Правила выполнения сечения Тема урока Понятие о сечении. Правила выполнения сечений. Образовательные: Ознакомить учащихся с сечением как изображе нием, применяемым в практике при выполнении технических чертежей. Развивающие: Развитие логического мышления, […]
          • Сущность и содержание социальной экспертизы Электронная библиотека Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мо­тивированного заключения. В экспертизе точно фиксируется характер окончательного вывода: судебно-пси-хиатрическая экспертиза […]

    Комментарии запрещены.