Субъект без арбитражного суда

Субъект без арбитражного суда

Содержание:

Право кассационного обжалования в арбитражном процессе (объект, субъекты, порядок и сроки реализации). Форма и содержание кассационной жалобы. Оставление жалобы без движения, ее возвращение (основания и последствия)

Производство в кассационной инстанции — совокупность процессуальных отношений, возникающих и развивающихся между арбитражным судом кассационной инстанции и лицами, участвующими в деле с целью проверки законности вступивших в законную силу актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

Согласно ст. 273 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда РФ, и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции полностью или в части.

Объекты кассационного пересмотра должны соответствовать двум основным критериям.

  • В кассационном порядке могут быть обжалованы решения арбитражных судов первой инстанции и постановления арбитражных судов апелляционной инстанции. Исключение составляют судебные акты, принятые Высшим Арбитражным Судом РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), которые не могут быть предметом кассационного пересмотра.
  • Также в суд кассационной инстанции могут быть обжалованы определения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций (регламентируется ст. 290 АПК РФ). При этом в суд кассационной инстанции подлежат обжалованию определения, принятые в первой и апелляционной инстанциях, указанные в ст. 188 АПК РФ, т.е. определения, вынесенные в виде отдельного судебного акта, и в случаях, когда обжалование такого вида определений предусмотрено Кодексом РФ, а также когда такое определение препятствует дальнейшему движению дела (то есть объективно создает условия для принятия неправильного решения по существу спора).

    Согласно ч. 1 ст. 291 АПК РФ к объектам кассационного пересмотра отнесены не только судебные акты нижестоящих инстанций, но и определения о возвращении кассационных жалоб, вынесенные судьей кассационной инстанции единолично. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 291 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе также пересматривать другие определения, принятые в кассационной инстанции, в том числе коллегиальным составом, если обжалование таких определений предусмотрено АПК РФ.

    • Необходимое свойство судебных актов, подлежащих кассационному обжалованию, — вступление их в законную силу на момент принятия определения о возбуждении кассационного пересмотра.
    • Особенностью норм действующего АПК РФ, регулирующего производство в кассационной инстанции, является отнесение к основаниям кассационного пересмотра направление надзорной инстанцией дела для кассационного пересмотра в соответствии с ч. 6 ст. 299 АПК РФ, т.е. по усмотрению суда надзорной инстанции. Однако и в этом случае для возбуждения кассационного производства необходимо соответствующее обращение лица, участвующего в деле, в суд надзорной инстанции.

      Состав субъектов права кассационного обжалования, охарактеризованный в ст. 273 АПК РФ кратко как «лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом», следует определять с учетом ст. ст. 40 и 42 АПК РФ. Соответственно, правом кассационного обжалования наделены:

      1. стороны;
      2. заявители и заинтересованные лица — по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
      3. третьи лица;
      4. прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд с иском в защиту интересов других лиц в случаях, предусмотренных АПК РФ.

      К субъектам права кассационного обжалования отнесены согласно ст. 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт. К таким субъектам могут быть отнесены не только юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и физические лица.

      Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

      Арбитражный суд, принявший решение, обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в соответствующий арбитражный суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд (ст. 275 АПК РФ).

      Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено АПК РФ.

      По ходатайству лица, обратившегося с кассационной жалобой, пропущенный срок подачи кассационной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом кассационной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта и арбитражный суд кассационной инстанции признает причины пропуска срока уважительными.

      Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы рассматривается арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 117 АПК РФ.

      На восстановление пропущенного срока подачи кассационной жалобы арбитражный суд указывает в определении о принятии кассационной жалобы к производству.

      До истечения срока, установленного АПК РФ для подачи кассационной жалобы, дело не может быть истребовано из арбитражного суда.

      Кассационная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме. Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его уполномоченным на подписание жалобы представителем.

      В кассационной жалобе должны быть указаны:

      1. наименование арбитражного суда, в который подается кассационная жалоба;
      2. наименования лица, подающего жалобу, с указанием его процессуального положения, а также других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
      3. наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, постановление, номер дела и дата принятия решения, постановления, предмет спора;
      4. требования лица, подающего жалобу, о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, постановление, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;
      5. перечень прилагаемых к жалобе документов.
      6. В кассационной жалобе могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, заявлены имеющиеся ходатайства.

        Лицо, подающее кассационную жалобу, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их другим участвующим в деле лицам или их представителям лично под расписку.

        К кассационной жалобе прилагаются:

        1. копия обжалуемого судебного акта;
        2. документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера;
        3. документы, подтверждающие направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий кассационной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;
        4. доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание кассационной жалобы.
        5. Арбитражный суд кассационной инстанции, установив при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству, что она подана с нарушением требований, установленных статьей 277 АПК РФ, выносит определение об оставлении кассационной жалобы без движения.

          В определении арбитражный суд указывает основания оставления кассационной жалобы без движения и срок, в течение которого лицо, подавшее кассационную жалобу, должно устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения.

          Копия определения об оставлении кассационной жалобы без движения направляется лицу, подавшему кассационную жалобу, не позднее следующего дня после дня его вынесения.

          В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, будут устранены в срок, указанный в определении суда, кассационная жалоба считается поданной в день ее первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда кассационной инстанции.

          В случае, если указанные обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает кассационную жалобу и прилагаемые к ней документы лицу, подавшему жалобу, в порядке, установленном статьей 281 АПК РФ.

          Арбитражный суд кассационной инстанции возвращает кассационную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству установит, что:

          • кассационная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке кассационного производства, или подана на судебный акт, который в соответствии с АПК РФ не обжалуется в порядке кассационного производства;
          • кассационная жалоба подана по истечении срока подачи кассационной жалобы, установленного АПК РФ, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;
          • до вынесения определения о принятии кассационной жалобы к производству арбитражного суда кассационной инстанции от лица, подавшего кассационную жалобу, поступило ходатайство о ее возвращении;
          • не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, в срок, установленный в определении суда.

          Арбитражный суд кассационной инстанции также возвращает кассационную жалобу, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.

          О возвращении кассационной жалобы арбитражный суд выносит определение.

          Копия определения о возвращении кассационной жалобы направляется лицу, подавшему ее, вместе с кассационной жалобой и прилагаемыми к ней документами не позднее следующего дня после дня его вынесения или после истечения срока, установленного судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления кассационной жалобы без движения.

          Определение о возвращении кассационной жалобы может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, установленном статьей 291 АПК РФ.

          В случае отмены определения кассационная жалоба считается поданной в день первоначального обращения в арбитражный суд.

          Возвращение кассационной жалобы не препятствует повторному обращению с кассационной жалобой в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для ее возвращения.

          Арбитражный суд. Судебная практика: Видео


          legalquest.ru

          Субъект без арбитражного суда

          txt fb2 ePub html

          на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

          Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по судебным и правоохранительным органам. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по судебным и правоохранительным органам — и никакой экзамен вам не страшен!

          Не нашли что искали?

          Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

          Структура арбитражного суда субъекта РФ

          Похожие вопросы

          • . органы — СтруктураарбитражногосудасубъектаРФ
            АрбитражныйсудсубъектаРоссийскойФедерации состоит из арбитражныхсудей, которые назначаются на свою должность Президентом РФ без
            Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой. СтруктураарбитражногосудасубъектаРФ.
          • . Федеральные арбитражныесуды округов, их состав и структура.
            Они осуществляют деятельность по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражныхсудовсубъектовРоссийской
            Судьи федерального арбитражногосуда округа назначаются Президентом РФ, без ограничения срока их полномочий.
          • . правоохранительные органы — АрбитражныесудысубъектовРФ
            АрбитражныйсудсубъектаРоссийскойФедерации состоит из арбитражныхсудей, которые назначаются на свою должность Президентом РФ без ограничения срока полномочий.
          • Шпаргалки по судебным и правоохранительным органам
            СтруктураарбитражногосудасубъектаРФ. АрбитражныйсудсубъектаРоссийскойФедерации состоит из арбитраж¬ных судей, которые назначаются на . подробнее ».
            Порядок образования, структура и состав конституционного судаРФ.
          • Правоведение — Общая характеристика судебной системы
            Следующий вопрос ». Структурасудебной системы.
            Высший арбитражныйсудРФ, федеральные арбитражныесуды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражныесудысубъектовРФ, составляющие систему федеральных арбитражных.
          • Судебные и правоохранительные органы — Структурасудебной.
            Кроме того, Законом “О судебной системе РФ” предусмотрены судысубъектовРоссийскойФедерации — конституционные (уставные) суды и мировые судьи. И Конституционный СудРФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражныесуды представляют собой три абсолютно.
          • Судебные и правоохранительные органы — Общая характеристика.
            Следующий вопрос ». Структурасудебной системы. Судебная система — это совокупность всех судов, действующих на тер
            Высший арбитражныйсудРФ, федеральные арбитражныесуды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражныесудысубъектовРФ.
          • Правоведение — Структурасудебной системы
            Кроме того, Законом “О судебной системе РФ” предусмотрены судысубъектовРоссийскойФедерации — конституционные (уставные) суды и мировые судьи. И Конституционный СудРФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражныесуды представляют собой три абсолютно.
          • . органы — Высший арбитражныйсудРФ, его состав и структура
            . спорах между РоссийскойФедерацией и субъектамиРоссийскойФедерации, между субъектамиРоссийскойФедерации.
            Судебные коллегии рассматривают дела, отнесенные законом к компетенции Высшего АрбитражногоСудаРФ, в первой инстанции.
          • . органы — Задача и организация арбитражныхсудовРФ
            Арбитражныесуды образуют централизованную систему, возглавляемую Высшим АрбитражнымСудомРФ. Арбитражныесуды, обладающие одинаковой структурой и имеющие равную
            именуются арбитражнымисудамисубъектовРоссийскойФедерации).
          • найдено похожих страниц:10

            cribs.me

            Арбитражный суд Тамбовской области

            Изменения в АСИ «Электронное правосудие»

            В связи с внесенными в АИС «Электронное правосудие» изменениями, для доступа к функции просмотра оригиналов судебных актов и материалов дел необходима авторизация через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Уникальный код ограниченного доступа к материалам дела в электронном виде представляет собой комбинацию цифр, напечатанную внизу на первой странице определения суда.

            Участие в совещании с арбитражными судами, входящими в Центральный судебный округ

            11 мая судьи Арбитражного суда Тамбовской области приняли участие в совещании с арбитражными судами, входящими в Центральный судебный округ, проведенном в режиме видеоконференц-связи.

            Арбитражным судом Тамбовской области проведен конкурс на включение государственного гражданского служащего (гражданина Российской Федерации) в кадровый резерв для замещения должности руководителя секретариата председателя суда

            Подольская О.А. «Правовой статус арбитражного суда субъекта Российской Федерации: понятие и структура»

            Обзор деятельности арбитражного суда в СМИ

            Правовой статус арбитражного суда субъекта российской федерации:
            понятие и структура

            В юридической науке понятие «статус» определяется как правовое положение гражданина или юридического лица по отношению к государству, его органам, физическим и юридическим лицам; для коллективных субъектов — закрепленное уставами и положениями в объеме, необходимом для выполнения стоящих перед ними задач. [4, С. 454, 458].

            Правовой статус арбитражного суда субъекта Российской Федерации — это его нормативно закрепленное правовое положение в механизме Российского государства.

            В правовом статусе коллективного субъекта, к которому относится и арбитражный суд субъекта Российской Федерации, выделяют следующие четыре блока: целевой (цели, задачи, функции, закрепленные юридически; принципы организации и деятельности); структурно-организационный (нормативное регулирование порядка образования, легализации, организации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установление и изменение их организационных структур, право на организационное самоуправление, право на официальный символ); компетенционный (совокупность властных полномочий относительно определенных предметов ведения); обеспечительный (гарантии деятельности, ответственность за ненадлежащее осуществление своих полномочий) [2, С.12-13].

            Остановимся более подробно на каждом из них.

            Целевой блок (цели, задачи, функции, принципы деятельности).

            Цель деятельности органа государства — это тот результат, для достижения которого создается тот ли иной орган. Действующим законодательством конкретно не сформулированы цели деятельности арбитражных судов в целом и арбитражных судов субъектов как части этой системы.

            Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации определены в статье 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах», к ним законодатель относит: защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Помимо задач перечисленных в указанной статье, Арбитражный процессуальный кодекс РФ к задачам судопроизводства в арбитражных судах относит: обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; формирование уважительного отношения к закону и суду; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

            Анализируя содержание изложенных выше норм, нельзя не согласиться с мнением Г.А. Жилина о том, что защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере (ч.1 ст.2 АПК РФ, ч. 2 ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» является основной конечной целью судопроизводства в арбитражных судах. Укрепление законности, формирование уважительного отношения к суду, содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота также является конечными целями судопроизводства, но в отличие от основной цели, они являются дополнительными [3, С.6-7].

            Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым беспристрастным судом является нормативно закрепленным средством для достижения названных конечных целей деятельности арбитражных судов, то есть задачами судопроизводства.

            Представляется целесообразным внести соответствующие изменения, в действующие законодательные акты, определив в них цели деятельности арбитражных судов и задачи, посредством решения которых достигается поставленная конечная цель.

            Арбитражные суды субъектов РФ строят свою деятельность на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел, содержание которых раскрывается в положениях гл.7 Конституции РФ, ст. ст. 5-11 АПК РФ.

            Следующий блок правового статуса арбитражного суда субъекта РФ — структурно- организационный.

            Правовой основой деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации является Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Регламент арбитражных судов Российской Федерации.

            Арбитражный суд субъекта РФ является частью системы арбитражных судов РФ к которым ст.3 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» относит арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. «Употребляемое в законе родовое наименование этих судов как судов субъектов РФ не совсем корректно. Поскольку они являются федеральными судами. Оно указывает лишь на то, что юрисдикция арбитражного суда данного уровня ограничена территорией субъекта РФ».[3, С. 4].

            На территории нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, также как на территории одного субъекта судебную власть могут осуществлять несколько арбитражных судов (ст. 34 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

            Руководство судом и организацию его деятельности осуществляет председатель арбитражного суда субъекта РФ, избранный на должность в соответствии с порядком, установленном Законом РФ «О статусе судей РФ». Полномочия председателя суда определяются ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», Регламентом арбитражных судов РФ, утвержденным Пленумом ВАС РФ от 05.06.1996.

            Структура арбитражных судов субъектов РФ может быть различной. Обязательным элементом структуры суда в соответствии с законом является Президиум арбитражного суда субъекта, судебные составы. По решению Пленума ВАС РФ в арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В отдельных случаях в составе арбитражного суда субъекта РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

            Компетенционный блок. Компетенция — это совокупность властных полномочий и обязанностей государственных органов по реализации своих функций в пределах предметов его ведения [1, С.13].

            Статьей 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к полномочиям арбитражного суда субъекта РФ относится рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов; обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции; изучение и обобщение судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализ судебной статистики.

            Анализ главы 4 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что компетенция арбитражных судов включает в себя два вопроса: подведомственность и подсудность.

            Подведомственность можно определить как предметную компетенцию арбитражного суда по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов [3, С.65].

            Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

            Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

            В подведомственности дел арбитражному суду следует выделить два элемента: экономический характер спора и субъектный состав участников спорного правоотношения.

            С учетом этих признаков АПК РФ к подведомственности дел арбитражному суду относит:

            1) экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

            2) экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

            — об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

            — об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

            — об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

            — о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

            — другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

            3) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            4) об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

            5) дела о приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Кроме того, ст. 33 АПК РФ установлена специальная подведомственность дел арбитражным судам, дела указанные в данной статье подлежат рассмотрению в арбитражном суде независимо от состава участников данных правоотношений. К ним относятся дела о несостоятельности банкротстве, по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций, по спорам об отказе от государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и другие.

            Второй аспект компетенции арбитражных судов — это подсудность, под которой понимается институт, регулирующий относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретных судов данной судебной системы для рассмотрения в первой инстанции. В юридической науке выделяют два вида подсудности: родовую (подсудность конкретных дел судам определенного звена судебной системы) и территориальную (распределение дел между судами одного уровня) [3, С.96-97].

            В соответствии со ст. 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (родовая подсудность).

            Территориальная подсудность определяется ст.ст.35-38 АПК РФ. По общему правилу спор, подведомственный арбитражному суду подлежит рассмотрению в арбитражном суде субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Закон предусматривает подсудность по выбору истца, договорную подсудность, исключительную подсудность.

            Последний блок правого статуса арбитражного суда — это обеспечительный.

            Гарантии эффективного и независимого осуществления правосудия включают в себя ряд аспектов: особый порядок финансирования судов (ст. 33 ФКЗ «Об арбитражных судах», ФЗ «О финансировании судов РФ»), особый статус судей, определенный ФЗ «О статусе судей в РФ», возможность обжалования принятых судебных актов в вышестоящие инстанции в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении правосудия и другие.

            Список использованных источников

            1. Белоусов С.А. Компетеционные нормы российского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

            2. Ельцов Н.С. Правовой статус территориальных органов юстиции в современной России: Учебное пособие / Под ред. С.А. Комарова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, КГПИ, 2003. 214 с.

            3. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.А. Жилина — М.: ООО «ТК Велби», 2003. 840 с.

            4. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева. М., 1987. С.454, 458.

            О. А. Подольская,
            г. Тамбов

            Актуальные вопросы теории государства и права: Сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры теории государства и права/ Отв. ред. Л.В. Кочетков; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. -Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. — 128 с.

            tambov.arbitr.ru

            Читайте так же:  Калькулятор налогов с зарплаты 2014
Обсуждение закрыто.