Стрелецкий приказ функции

Стрелецкий приказ функции

Что такое Стрелецкий приказ?

Стрелецкий приказ – одно из ведущих учреждений на территории Владимиро-Суздальского княжества, из которого в дальнейшем выросла вся Российская империя. После захвата северо-восточных земель Золотой Ордой местное управление осуществлялось через сеть особых контролирующих органов – изб, из которых в дальнейшем выросли полноценные административные «конторы» – приказы. Мало кто знает, что современная для своего времени структура внутреннего управления была создана в царствование Ивана Грозного.

Внутренние реформы и Стрелецкий приказ

Год основания нового учреждения – 1571-й. Необходимость формирования ведомства по управлению полусамостоятельными стрелецкими и казацкими формированиями назревала давно. Расширение территории Московского царства требовало гибкой системы контроля над внутренними вооруженными формированиями. Старые Стрелецкие избы не могли в полной мере обеспечить контроль над стрелецкими войсками, к тому же часть их находилась в подчинении у местных бояр. Новые реформы полностью реорганизовали внутренние войска Московии, напрямую подчинив их царской власти через оформленную структуру новых административных аппаратов – приказов.

Деятельность Стрелецкого приказа

Первоначальной целью создания данного органа было обеспечение продовольствием и денежными выплатами представителей стрелецкого войска. Функции Стрелецкого приказа сводились к несению караульной службы, патрулированию улиц, конвойному сопровождению ценных грузов. Кроме этого, стрельцы выполняли обязанности современных пожарных команд и даже… мусорщиков.

Дело в том, что в XVI веке Москва ничем не отличалась от других средневековых городов. Грязь была постоянным спутником москвичей. Уборку улиц проводили перед торжественными событиями, такими как въезд иностранных послов или выезд царской семьи в многочисленные монастыри, расположенные в Подмосковье. Такое положение дел никого не устраивало, поэтому указами было закреплено суровое наказание для тех, кто выбрасывал на улицу мертвечину или же не убирал площадку перед своими воротами. Несмотря на достаточно суровые меры, улицы убирались неаккуратно и неохотно, мостовые чинились не вовремя. Ответственность за чистоту столичных улиц была возложена на местную полицию. Однако полиция была весьма малочисленной и не имела реальной поддержки. В кануны торжественных мероприятий полицейские отряды усиливались силами стрельцов и казаков, которых посылал Стрелецкий приказ. В их обязанности входило следить за работой подметальщиков, мусорщиков и карать тех, кто не исполнял указы царя о чистоте улиц. Поначалу стрельцы нанимались лишь весной сроком на один год, но вскоре такой вид службы мог продлеваться автоматически, и стрельцы в качестве караульщиков или полицейских могли служить городским властям десятилетиями.

Полномочия Стрелецких приказов

Все материальные блага поступали в распоряжение Стрелецкого приказа из других ведомств, контролировавших сбор податей с тяглого населения и черносошенного крестьянства. Распределение денег и натурального возмещения проводилось под контролем головы приказа, который лично отвечал перед царем за благосостояние служивых людей. Стрелецкий приказ управлял землями, которые выделялись «на прокормление» офицерскому составу стрелецких формирований, а также теми территориями, на которых располагались стрелецкие части.

Именно Стрелецкий приказ ведал комплектованием формируемых подразделений из разряда добровольцев в период реальной опасности. Такое положение дел сохранялось вплоть до 1613 года, когда часть полномочий по управлению казацкими отрядами была передана новосозданному Казацкому приказу. Вскоре Стрелецкий приказ стал полноценным полицейским органом – с функциями сыска и дознания. Такое расширение потребовало увеличения чиновничьего аппарата, и к концу XVII века численность подьячих, служивших в Стрелецком приказе, увеличилась почти вдвое.

Руководители приказов

Во главе новых ведомств становятся судьи-бояре, при которых находились несколько помощников. Во время административных реформ старыми Стрелецкими избами руководили дьяки Григорий Григорьевич Колычев (1571-1572), Василий Яковлевич Щелкалов (1573) и Лука (Рудак) Толмачев (1578-1580). Самым первым их известных нам лиц стал глава Стрелецкого приказа И. Годунов, который возглавлял ведомство до 1593 года.

В XVII веке Стрелецкий приказ значительно расширил свои полномочия и стал одним из самых влиятельных ведомств в Московии. К концу 1629 года в его подчинение была передана Оружейная слобода – один из первых оружейных центров будущей России.

В 1672 году численность стрельцов и казаков возросла настолько, что для их полноценного снабжения пришлось создать два дополнительных ведомства – приказ сбора стрелецкого хлеба и приказ приема стрелецкого хлеба. Жители Поморья подать оплачивали деньгами. Собранный хлеб привозили в Москву в особые житные дворы, располагавшиеся неподалеку от Калужских и Мясницких ворот Земляного вала. Приемом и выдачей хлебного довольствия ведали подьячие и дьяки, набиравшиеся из выборных стрельцов столичных полков.

Попытки преобразований

В 1676 году была попытка расширить Стрелецкий приказ передачей ему в подчинение московских выборных солдатских полков, но уже к 1680 году данное решение было отменено. Тогда же из ведения Стрелецкого приказа были выведены городовые стрельцы, и отныне приказ администрировал лишь стрелецкий столичный гарнизон.

Упразднение Стрелецкого приказа

Ликвидация стрелецкого войска пришлась на первые годы царствования Петра Первого. Постоянные изнурительные походы, взяточничество и притеснения со стороны высшего стрелецкого руководства привели к мятежу. В 1698 году неудавшаяся попытка восстания повлекла за собой многочисленные расправы над стрельцами. В казнях и пытках царь Петр принимал непосредственное участие. Всего были казнены около двух тысяч стрельцов, клеймены и высланы – около трех тысяч.

Обескровленный Стрелецкий приказ превратился в фикцию — у него уже не было ни армии, ни денег. Постепенно одно из самых влиятельных ведомств Москвы преобразуется в рядовое хозяйственное и административное учреждение. В процессе реформ был упразднен Земский приказ, и, как следствие, его функции были переданы Стрелецкому, имевшему в то время все еще значительный чиновничий аппарат и рабочую систему управления.

Стрелецкий приказ упразднен 23 июня 1701 года. Специальным царским указом он был переименован в Приказ земских дел. Немного позднее он потерял всякое отношение к армии и внутренним войскам – все эти функции были переданы новосозданному ведомству – Приказу военных дел.

fb.ru

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Стрелецкий приказ — Го … Википедия

СТРЕЛЕЦКИЙ ПРИКАЗ — СТРЕЛЕЦКИЙ ПРИКАЗ, центральное государственное учреждение в 16 17 вв., впервые упоминается в 1571 (до этого, с 50 х гг. 16 в. Стрелецкая изба). Ведал московскими и городовыми стрельцами, их землями и дворами, выдачей жалованья, судом над ними и т … Русская история

Стрелецкий приказ — см. Приказ … Энциклопедия права

Стрелецкий приказ — одно из центральных государственных учреждений России 16 17 вв. Ведал московскими и городовыми стрельцами, их землями и дворами, выдачей им жалованья, судом над ними и т. д. В 1672 83 проводил также сбор стрелецких денег основного прямого налога … Политология. Словарь.

Стрелецкий приказ

из Стрелецкой избы —

Приказные судьи. См. список.

Стрелецкий приказ — приказ, образованный при Иване IV Грозном в ходе административных реформ 1555—1556 гг. как центральный орган управления стрелецким войском и городовыми казаками.

Содержание

Первоначально приказ именовался Стрелецкой избой.

К началу 1580-е годов за большинством центральных государственных и дворцовых учреждений закрепляется название «приказ». Во главе основных ведомств становятся бояре-судьи, при которых в помощниках состояли один — два дьяка, руководивших повседневной работой штата подьячих. Одним из первых судей Стрелецкого приказа стал боярин Иван Васильевич Годунов, возглавлявший его с 1586 года по 1593 год. Из числа дьяков, служивших в стрелецком ведомстве при И. В. Годунове, известен дьяк Иван Карпов (1589 год — 1604 год). В первые годы XVII века вместе с И. Карповым в дьяках Стрелецкого приказа состоял также Игнатий Тимофеевич Сафонов (1602 год — 1604 год).

Первоначально деятельность стрелецкого ведомства носила сугубо военно-административный характер. Деньги, продовольствие и прочие материальные средства, необходимые для обеспечения службы стрелецкого войска и городовых казаков поступали в распоряжение приказа из других ведомств, в управлении которых находилось тяглое население городов и черносошное крестьянство.

К компетенции приказа относились вопросы, касающиеся организации службы стрельцов и городовых казаков, в том числе комплектование формируемых подразделений и частей, обеспечение их вооружением и прочим необходимым имуществом, выдача служилым людям денежного и хлебного жалованья, распределение отдельных частей на различные службы. В ведении приказа находились земли, выделяемые под стрелецкие и казачьи поселения в городах, а также поместные земли, предоставляемые за службу офицерскому составу стрелецких частей.

Читайте так же:  Индексация пенсий февраль 2014

В 1613 году из ведения Стрелецкого приказа были изъяты функции по управлению городовыми казаками, переданные во вновь учрежденный Казачий приказ. В первой трети XVII века компетенция приказа была расширена за счет передачи ему розыскных и судебных дела по различным уголовным преступлениям, «опричь разбою и татьбы (воровства) с поличным», которые по-прежнему рассматривались в Разбойном приказе. В декабре 1629 года в ведение приказа перешла тульская Оружейная слобода — основной центр производства отечественных самопалов.

В 1672 году приказу были переданы функции по сбору с населения стрелецких денег и стрелецких хлебных запасов. Для выполнения этой задачи приказу были подчинены два других ведомства — Приказ сбора стрелецкого хлеба (известен с 1662 года) и вновь учрежденный Приказ приема стрелецкого хлеба. Доставляемые в Москву хлебные запасы поступали на специальные житные дворы, располагавшиеся у Мясницких и Калужских ворот Земляного города. Ведали приемом и выдачей хлеба дьяки и подьячие, назначаемые из Стрелецкого приказа, а также «целовальники» из числа выборных рядовых стрельцов московских полков.

Расширение полномочий приказа повлекло за собой увеличение его штатной численности. Если в 1646 году на службе в Стрелецком приказе состояло 36 подьячих, то к 1675 году их число увеличилось до 52 человек. Число дьяков во второй половине XVII века колебалось от двух до пяти человек.

В 1676 году в ведение приказа были переданы московские выборные солдатские полки, но уже в1680 году управление этими полками было возвращено в прежние ведомства. Тогда же из ведения Стрелецкого приказа были изъяты городовые стрельцы, управление которыми было передано другим приказам. С этого времени Стрелецкий приказ ведал только стрелецким гарнизоном Москвы, а также населением городов, ранее находившимся в подчинении Костромской чети, объединенной со Стрелецким приказом в том же году.

В Москве Стрелецкий приказ выполнял полицейские функции. Сюда препровождали задержанных стрельцами взятых с поличным преступников. Приказу поручалось ведение расследований по некоторым государственным делам. К примеру в ночь на 14 ноября 1671 года глава Стрелецкого приказа думный дьяк Иларион Иванов производил арест боярыни Морозовой, видной сторонницы протопопа Аввакума (одного из лидеров старообрядчества).

В период восстания московских стрельцов, вспыхнувшего в мае 1682 года, по требованию мятежников приказ был переименован в Приказ надворной пехоты. Старое название было возвращено учреждению вскоре после подавления мятежа в декабре того же года.

С началом ликвидации стрелецкого войска в 1699 году некогда влиятельное военно-полицейское ведомство постепенно преобразуется в административно-хозяйственное учреждение. После упразднения в ноябре 1699 года Земского приказа, ведавшего ранее городским благоустройством в Москве и ряде других городов, все его дела были переданы Стрелецкому приказу. Указом от 23 июня 1701 года Стрелецкий приказ был переименован в Приказ земских дел. Позднее все дела, касавшиеся стрелецкой службы, были переданы во вновь учрежденный Приказ военных дел [1] .

Приказные судьи XVII века

  • май 1605 — 17 мая 1606 — (?) Басманов Пётр Фёдорович, боярин
  • январь 1611 г. — Салтыков Иван Михайлович, боярин
  • 1613 — до октября 1623 — князь Лобанов-Ростовский Афанасий Васильевич, стольник (с 1613/14 — чашник; с 1614/15 — боярин)
  • 15 октября 1623 — до 4 апреля 1642 — князь Черкасский Иван Борисович, боярин
  • 12 апреля 1642 — март 1645 — Шереметев Фёдор Иванович, боярин
  • 26 марта 1645 — 30 мая 1648 — Морозов Борис Иванович, боярин
  • 4 июля — 14 сентября 1648 — князь Черкасский Яков Куденетович, боярин
  • 14 сентября 1648 — до 31 октября 1665 — Милославский Илья Данилович, боярин
  • октябрь 1665 — до 2 октября 1669 — Дуров Александр Степанович, думный дьяк
  • 2 октября 1669 — январь 1676 — Иванов, Ларион Иванович, думный дьяк
  • 4 февраля 1676 — 16 мая 1682 — князь Долгорукий Юрий Алексеевич, боярин
  • 17 мая — 17 сентября 1682 — князь Хованский Иван Андреевич, боярин
  • сентябрь — декабрь 1682 — Змеев Венедикт Андреевич, думный дворянин
  • 10 декабря 1682 — 8 сентября 1689 — Шакловитый Федор Леонтьевич, думный дворянин (с 21 марта 1689 — окольничий)
  • 8 сентября 1689—1700 — князь Троекуров Иван Борисович, боярин[2] .
  • Размещение

    Здание приказов, построенное еще при царе Борисе Годунове, располагалось на Ивановской площади Кремля и представляло собой двухъярусные каменные палаты П-образной формы. Стрелецкий приказ располагался в южном крыле здания, тянувшегося по взгорью над берегом Москвы-реки, на первом этаже, в угловой палате (42 кв. саж.). К ней примыкала «черная палата» Стрелецкого приказа (30 кв. саж.), в которой проводились розыски по различным делам и содержались подследственные.

    Новые Приказные палаты, построенные в конце 1670-х гг., также представляли собой двухэтажное каменное здание, которое протянулось по Кремлевскому взгорью от Архангельского собора в сторону Спасских ворот. При распределении палат между ведомствами в 1680 г. Стрелецкому приказу были отведены четыре крайних помещения восточного крыла здания [3] .

    Литература

    • Богоявленский С. К. Московский приказной аппарат и делопроизводство XVI—XVII веков. М. Языки славянской культуры. 2006. — 603 стр.; ISBN 5-9551-0165-9
    • Веселовский С. Б. Дьяки и ​подьячие XV—XVII веков. М. Наука. 1975. — 608 ​стр.
    • Павлов А. П. Приказы и приказная бюрократия (1584—1605 гг.) // Исторические записки Института истории Академии наук СССР. Т. 116. М. 1988.
    • Романов М. Ю. Стрельцы московские. М. 2004. — 351 стр.
    • Примечания

      1. В основу данной статьи легли данные из книги Романова М. Ю. Стрельцы московские. М. 2004. С. 15-16; 103—125
      2. Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII века // Богоявленский С. К. Московский приказной аппарат и делопроизводство XVI—XVII веков. М. Языки славянской культуры. 2006. С. 161—166
      3. Забелин И. Е. История города Москвы. Ч. 1. М. Столица. 1990. С. 241, 243

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Смотреть что такое «Стрелецкий приказ» в других словарях:

      СТРЕЛЕЦКИЙ ПРИКАЗ — одно из центральных государственных учреждений России XVI XVII вв. Ведал московскими и городовыми стрельцами, их землями и дворами, выдачей им жалованья, судом над ними и т.д. Ликвидирован в 1701 г … Юридический словарь

      СТРЕЛЕЦКИЙ ПРИКАЗ — одно из центральных государственных учреждений России 16 17 вв. Ведал московскими и городовыми стрельцами, их землями и дворами, выдачей им жалованья, судом над ними и т. д. В 1672 83 проводил также сбор стрелецких денег основного прямого налога … Большой Энциклопедический словарь

      Стрелецкий приказ — одно из центральных государственных учреждений России XVI XVII вв. Ведал московскими и городовыми стрельцами, их землями и дворами, выдачей им жалованья, судом над ними и т. д. В 1672 83 проводил также сбор стрелецких денег основного прямого… … Энциклопедический словарь

      Стрелецкий приказ — одно из центральных правительственных учреждений в России 16 17 вв. Впервые упоминается в источниках в 1571 (до этого, с 50 х гг. 16 в. Стрелецкая изба). С. п. ведал московскими и городовыми стрельцами, их землями и дворами, выдачей им… … Большая советская энциклопедия

      стрелецкий приказ — одно из центральных государственных учреждений России XVI XVII вв. Ведал московскими и городовыми стрельцами, их землями и дворами, выдачей им жалованья, судом над ними и т.д. Ликвидирован в 1701 г. * * * см. Приказ … Большой юридический словарь

      СТРЕЛЕЦКИЙ ПРИКАЗ — впервые упоминается в 1571 г. Занимался управлением категорией служилых людей, получавших за свою службу денежное или натуральное жалованье – Стрельцами, воинами, вооруженными огнестрельным оружием и жившими в особых городских слободах. В 1701 г … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

      Стрелецкий приказ — см. Приказы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      dic.academic.ru

      СТРЕЛЕ́ЦКИЙ ПРИКА́З

    • В книжной версии

      Том 31. Москва, 2016, стр. 307

      Скопировать библиографическую ссылку:

  • СТРЕЛЕ́ЦКИЙ ПРИКА́З, 1) центр. гос. уч­ре­ж­де­ние в Рос­сии во 2-й пол. 16 – нач. 18 вв., ве­дав­шее гл. обр. ор­га­ни­заци­ей служ­бы стре­лец­ко­го вой­ска . Впер­вые в ис­точ­ни­ках упо­мя­нут в 1571 как Стре­лец­кая из­ба, од­на­ко, воз­мож­но, воз­ник в хо­де ре­форм 1550-х гг . Воз­глав­лял­ся, как пра­ви­ло, боя­ри­ном (кн. И. Б. Чер­кас­ским , Ф. И. Ше­ре­ме­те­вым , Б. И. Мо­ро­зо­вым , И. Д. Ми­ лослав­ским, кн. Ю. А. Дол­го­ру­ким , кн. И. Б. Трое­ку­ро­вым и др.). Вы­да­вал де­неж­ное и т. н. хлеб­ное жа­ло­ва­нье ко­манд­но­му со­ста­ву стре­лец­ких пол­ков, стрель­цам моск. гар­ни­зо­на и до 1680 го­ро­до­вым стрель­цам, обес­пе­чи­вал их воору­же­ни­ем, сук­ном для по­ши­ва фор­мен­ной оде­ж­ды и пр. На­де­лял стре­лец­ких ко­ман­ди­ров по­ме­сть­я­ми, а стрель­цов – не­боль­ши­ми зе­мель­ны­ми уча­ст­ка­ми для ве­де­ния под­соб­но­го хо­зяй­ст­ва или (пре­им. вме­сто жа­ло­ва­нья) паш­ней, се­но­ко­са­ми, вы­го­на­ми. Обес­пе­чи­вал под­дер­жа­ние об­ществ. по­ряд­ка в Мо­ск­ве во вре­мя тор­жеств. це­ре­мо­ний. Рас­смат­ри­вал гражд. и час­тич­но уго­лов­ные де­ла, ес­ли ис­тец и от­вет­чик яв­ля­лись стрель­ца­ми (прак­ти­ка за­кре­п­ле­на в Со­бор­ном уло­же­нии 1649 ). Ле­том – зи­мой 1682, в хо­де и по­сле Стре­лец­ко­го вос­ста­ния 1682 , на­зы­вал­ся При­ка­зом над­вор­ной пе­хо­ты. Ука­зом ца­ря Пет­ра I от 3(13).11.1699 С. п. из уп­разд­нён­но­го Зем­ско­го при­ка­за пе­ре­дан ряд функ­ций, в т. ч. сбор на­ло­га на мо­ще­ние улиц и ре­ги­ст­ра­ция до­ку­мен­тов на пра­во соб­ст­вен­но­сти на дво­ро­вые мес­та; ука­зом от 23.6(4.7).1701 С. п. пе­ре­име­но­ван в При­каз зем­ских дел. Ар­хив С. п. прак­ти­че­ски це­ли­ком сго­рел во вре­мя по­жа­ра в Мо­ск­ве в 1737 (отд. до­ку­мен­ты ны­не в РГАДА, един­ст­вен­ная со­хра­нив­шая­ся за­пис­ная кни­га за 1689/90 – во Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ском ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зее-за­по­вед­ни­ке). 2) На­име­но­ва­ние пол­ка стре­лец­ко­го вой­ска в Рус. гос-ве (не позд­нее по­след­ней четв. 16 в. – сер. 1682).

    bigenc.ru

    Разбойный приказ в России 16 века

    Приказы — органы центрального управления в России ХVI — начала XVIII века. Название происходит от слова «приказ»- особое поручение. Сначала они возникли для управления великокняжеским хозяйством и дворцовых нужд, но постепенно стали выполнять и ряд общегосударственных функций. В XVII веке приказы становятся более специализированными органами.

    Процесс формирования Русского центрального государства зародилась новая система управления — приказная. В своем развитии она прошла ряд этапов: от дворцовых ведомств приказного типа («путь», «изба») до самостоятельных учреждений. Появление приказов знаменовало собой перенос большей части дел из ведения Боярской думы и дворцовых органов в учреждения с гораздо более четко определенными полномочиями. В 30-40 гг. XVI в. система приказов утвердилась и к середине XVII в. достигла оптимального развития. В этот период все создаваемые приказы были многофункциональны: помимо осуществления собственных целей и задач они выполняли, в той или иной мере, и полицейские функции. В ходе реформы системы государственного управления были учреждены государственные органы, предназначенные преимущественно для выполнения охранительных функций: группа судебно-полицейских приказов — Разбойный, Земский, Стрелецкий, Холопий и Судный.

    Особо выделяется среди них Разбойный приказ, образовавшийся из Думской комиссии по разбойным делам и Разбойной избы. Для него карательная функция являлась основной. Создание Разбойного приказа и подчиненных ему органов на местах отвечало потребностям социально-политического развития страны, решало две задачи: усиление борьбы с преступностью, которая к XVI в. начала представлять весьма серьезную угрозу, и ограничение власти кормленщиков. Этому способствовало, прежде всего, совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Принятый в 1497 г. Судебник давал новую трактовку понятия «преступление», которое заключалось уже не в нанесении «обиды», а в действиях, направленных против существующего феодального строя и его интересов. Под понятием «лихое дело» подразумевалось особо опасное преступление и рецидив. В соответствии с Судебником увеличивалось число деяний, признаваемых уголовно наказуемыми. Расширялся и круг наказаний. Для усиления борьбы с преступностью были приняты не только законодательные, но и организационные меры.

    Разбойный приказ стал центральным ведомством, возглавившим деятельность местных органов — губных изб, через которые вел борьбу с особо опасными преступниками. Прежде эти функции на местном уровне выполняли наместники и волостели — представители княжеской администрации, посылаемые в уезды и волости, на которые делилась территория государства, и получавшие за свою работу в качестве вознаграждения «кормление». Результативность деятельности кормленщиков была очень низкой. Рост преступности для них был даже выгоден, так как в случае поимки «лихих людей» они имели от суда дополнительные доходы. Кроме того, поскольку у них не было заинтересованности в обеспечении государственных интересов, они во всем искали личную выгоду. Всякого рода злоупотребления, взяточничество было обычным делом. В качестве меры, направленной на ослабление власти кормленщиков, Разбойная изба начинает посылать на места сыщиков для оказания помощи в расследовании наиболее важных дел. Однако власти была вынуждены вскоре признать неэффективность их деятельности. В губной Белозерской грамоте встречается первое упоминание о «боярах, которым разбойные дела приказаны». Эта грамота знаменательна тем, что является первым нормативно-правовым актом, предусматривавшим создание местных органов управления — губных изб на Белоозере. Цель, которую преследовало правительство, проводя реформу, заключалась в постепенном ограничении прав кормленщиков и предоставлении власти выборным органам. По губным грамотам преследование, ловля и казнь «лихих людей» в каждом округе («губе») возлагались на выборные органы. Белозерская и последующие губные грамоты подробно регламентируют порядок их формирования и деятельности, отражают изменения, произошедшие в уголовной политике государства.

    В 1555-56 гг. была принята Уставная книга Разбойного приказа. С этого времени можно вести речь о системе органов борьбы с преступностью, поскольку была создана единая правовая основа, а Разбойный приказ выполнял функции центрального органа отраслевого управления. Он был «правительственным местом» или второй инстанцией по отношению к губным избам, ведал назначением на должности руководящего состава губных органов, занимался регулированием спорных вопросов, давал указания подчиненным органам, принимал отчеты об их работе. Но поскольку губные учреждения первоначально получили свое развитие в северных и северо-западных областях страны и только к 50-м годам XVI столетия начали создаваться почти повсеместно, то и сам Разбойный приказ до этого времени находился еще в стадии формирования, возглавляя деятельность губных органов на тех территориях, где они были созданы. Процесс преобразования боярской комиссии по разбойным делам в приказ совершался на протяжении первой половины — середины XVI в. и заключался в том, что в этот период наиболее четко определялась его сфера деятельности и компетенция. Шло формирование штата. С середины 50-х годов можно говорить об утверждении приказа и превращение его в ведомство, руководившее работой губных учреждений в масштабе всей страны. Из разных источников можно составить представление о компетенции приказа. В одном из них говорится, что Разбойный приказ имел в своем ведении «дела по искоренению разбоев, уголовный суд, тюрьмы и учреждение выборных губных властей». В записке для польского королевича Владислава, в Смутное время претендовавшего на московский престол, составленной около 1610 года, ведомство Разбойного приказа определено так: «Там бояре и дьяки сыскивают всех злодеев».

    По мере расширения дел, подведомственным губным органам, расширялась и компетенция Разбойного приказа. По общеуголовным делам ему принадлежал высший суд над ведомыми лихими людьми и над шайками разбойников. В некоторых случаях приказ сам проводил расследование по особо важным делам. Сфера деятельности приказа распространялась на территорию московского уезда за исключением Москвы. В других городах действовали подведомственные Разбойному приказу губные органы. Губные старосты должны были отписывать о «животах» преступника, о лживых речах по обыску «семьями и заговорами» и про то, что узнали помимо обыскных речей о преступлении. При проведении выборов губных старост их присылали в Москву в Разбойный приказ, а уж здесь «приводити ко кресту по записи, какова запись о том в Разбойном приказе». Затем старосты направлялись для исполнения своих обязанностей, получая для руководства инструкции — «наказные памяти». На места им в помощь надирались целовальники, дьячки, тюремные сторожа, которые давали присягу на местах. Записи об их назначении посылались также в Разбойный приказ. Вопросы, связанные с разногласиями при выборах состава губных изб, Разбойный приказ решал либо утверждением выбранных, либо приказывал произвести новые выборы, либо по своему усмотрению назначал «губного старосту, по списку лучшего человека, без выборов».

    Члены губного управления (старосты, целовальники, подьячие) были подсудны Разбойному приказу. В местах, где не было губных старост, предписывалось «губные дела ведать воеводам и приказным людям». С организационной точки зрения Разбойный приказ был центральным органом отраслевого управления. Во главе приказа, как правило, стоял боярин или окольничий, который назывался приказным судьей. Иногда допускалось наличие двух судей (или более), один из которых возглавлял приказ, а другие фактически занимались решением текущих вопросов. Состав и численность присутствия зависели от времени и обстоятельств. Решения по особо важным делам принимал судья, возглавлявший приказ. Впоследствии такие вопросы все чаще разрешались коллегиально. Спорные дела отправлялись на рассмотрение в вышестоящие инстанции — Боярскую думу и царю, приговоры которых являлись основой для дополнения и переработки Уставной книги Разбойного приказа. Борьбе с тяжкими преступлениями придавалось большое значение. Для повышения статуса Разбойного приказа ему не только предоставляли весьма широкие юридически закрепленные полномочия, но и назначали руководителями авторитетных людей. Известно, что в 1539 году во главе бояр, «которым разбойные дела приказаны», стоял боярин И. Д. Пеньков, в 1540 г. — московский наместник боярин И. В. Шуйский, в 1541 г. — боярин И. Г. Морозов. В 1623 году главой приказа стал народный герой Дмитрий Пожарский, который руководил им до 1636 г. Назначение на руководящие должности именно бояр объяснялось двумя причинами. Первая основывается на том, что до создания губных органов разбором дел, связанных с разбоями, занимались думцы. Вторая говорит о важности для господствующего класса дел, переданных в ведение губных органов. Товарищами (помощниками) бояр были преимущественно думные или простые дьяки. Сначала это были 1-2 человека, а к моменту наивысшего развития приказной системы их число увеличилось до 10. Штат дьяков возглавлял работу по делопроизводству, участвовал вместе с судьями в обсуждении дел и в вынесении по ним решений.

    Если требовался «доклад» царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при самом докладе и делал «пометы», составлявшие впоследствии основу царского указа. Дьяки назначались из числа служилых людей — из рядового состава дворянства, иногда из лиц духовного звания и крупного купечества («гостей»). Позже правительство исключило из этого круга представителей духовного звания и «гостей». По своей образованности и профессионализму дьяки занимали ведущее положение. В начале деятельности центрального ведомства по борьбе с разбоями его дьячий аппарат не был четко определен. Дьяки совмещали свою деятельность в этом ведомстве с работой в других учреждениях. Это объясняется, прежде всего тем, что до губных реформ судом по разбойным делам ведали дворецкие. В отдельных случаях дворецкие и казначеи руководили работой губных органов в некоторых районах. Некоторые подписи и скрепы на губных грамотах принадлежат дьякам из областных дворцов и Большого дворца. Примером тому служит Белозерская губная грамота 1539 г. подписью Данилы Выродкова, являющегося в этот момент дьяком Тверского областного дворца. В подчинении дьяков в Разбойном приказе находились несколько десятков подьячих. Подьячие на три уровня по своему положению. Начинающие служили несколько лет «неверстанно», т.е. без жалования, на одни приношения просителей и выполняли технические работы по переписке документов. Затем их «верстали» — наделяли окладом, и подьячие переходили на средний уровень. Теперь им поручалось составление текста документов, наведение справок в архивах, уточнение данных и тому подобное. Со временем они могли дослужиться до звания старшего подьячего, а за особые заслуги — стать и должностными дьяками. Помимо перечисленных должностных лиц были и низшие исполнители разного рода поручений и обязанностей.

    Разбойный приказ имел пыточную. За кремлевской стеной у Константиновской башни находился «застенок», где проводились допросы с пристрастием и пытки. Имелись тюремные дворы для задержанных преступников и подозреваемых в преступлениях, которых охраняли тюремные сторожа. В «черной палате» на 16 квадратных метрах содержались до 40-50 подсудимых и осужденных. Особо опасных преступников держали за решеткой. В Китай-городе, близ Варварских ворот, находился тюремный двор, представлявший собой большую тюрьму с несколькими отделениями — избами, вмещавшими до 1000 заключенных. На этот тюремный двор поступали преступники из разных приказов. Разбойный приказ, как и другие приказы, выступал и в роли полиции, и в качестве суда, и как исполнитель своих же «приговоров». По документам можно составить представление о формах и методах борьбы с преступностью. В начале XVI в. зародилась новая форма процесса — розыскная, которая постепенно вытеснила состязательную (обвинительную) форму. Ее суть заключалась в действиях, которые судья совершал по собственному почину для выяснения обстоятельств дела. Историк В. Линовский отмечает, что хотя Разбойному приказу и губным старостам не были подведомственны все преступления, но если принять во внимание, что разбой, татьба с поличным и злодеяния лихих людей сами по себе представляют соединение многих преступлений и более других аспространены, то можно утвердительно сказать, что большая часть из них подвергалась разбирательству порядком скорее розыскным, чем состязательным.

    Для проведения следствия по делу применялся «лихованный обыск», включавший в себя, в зависимости от обстоятельств, распрос и повальный обыск — поголовный, массовый допрос. В качестве средства получения признания и выявления соучастников применялась пытка. Очная ставка проводилась для проверки показаний в присутствии оговорившего и оговоренного. Большую роль в процессе играло поличное, т.е. обнаружение у заподозреваемого вещественных доказательств. После проверки и оценки всех доказательств выносился приговор. Что касается наказаний, то для «лихих» людей это была смертная казнь — простая и квалифицированная. Широко применялись телесные и членовредительные наказания, лишение свободы. Проводилось клеймение преступников, совершивших наиболее тяжкие преступления.

    События начала XVII в. требовали создания твердой власти на местах. Этим было обусловлено введение института воевод. Воеводы назначались Разрядным приказом, утверждались царем и Боярской думой и находились в подчинении того приказа, в ведении которого находился соответствующий город с уездом. Институт губных старост продолжал существовать. В их ведении находились не только разбойные дела, но и множество других преступлений, не связанных с разбоями и татьбой: душегубство, поджоги, совращение из православия, изнасилование, непочтение к родителям и т.д. На них иногда возлагался гражданский суд, сбор доходов, преследование кормчества, а при отсутствии воевод — исполнение их обязанностей. Таким образом, власть воевод и губных старост становилась однородной. На практике это выглядело так. Часть территории государства находилась под властью воевод, часть — под властью губных старост. В некоторых случаях на одной и той же территории присутствовали и губной староста и воевода. В Уложении 1649 г. говорится о независимости губных органов от воевод. На деле функции воеводы были шире, и они старались подчинить себе губных старост. Однако и тем и другим были свойственны злоупотребления, взяточничество, превышения должностных полномочий. Исходя из этого правительство не могло прийти к окончательному решению, кому из них отдать предпочтение. Этим объясняется непоследовательность принимающихся мер. Так, в 1661 г. воеводское управление было отменено, и вся власть перешла к губным старостам. В 1667 г. правительство решило восстановить институт сыщиков, которые становились начальниками губных старост в административном отношении. Часть функций губных органов была передана другим учреждениям. В 1679 г. губное правление отменили и восстановили воеводское. А в 1684 г. и губные органы были вновь восстановлены.

    Указом 26 октября 1681 г. разбойные, убийственные и татиные дела из Земского приказа, ведавшего этими и другими делами на территории Москвы и Московского уезда, были переданы с 6 ноября 1683 г. переименовали в Сыскной. Через 8 лет, 2 ноября 1701 г., Сыскной приказ был упразднен, а дела отданы в те приказы, «в которых которые чинов расправою ведомы. » Оценивая деятельность Разбойного приказа и подведомственных ему органов губного управления как систему органов борьбы с преступностью, можно отметить как отрицательные, так и положительные ее стороны. Из-за отсутствия четкой организации и контроля со всеми вытекающими из этого последствиями и единообразия в территориальном делении и организации управления, ведомственной пестроты, неопределенности функций, и по многим другим обстоятельствам аппарат воевод и губных старост не справлялся в должностной мере со своими обязанностями, не мог решительно бороться с преступными проявлениями. В качестве положительного момента можно отметить то, что в процессе развития Разбойного приказа, просуществовавшего ни много, ни мало, а около двух столетий, сложилась единая правовая основа, способствовавшая созданию системы органов борьбы с преступностью. Губные органы имели все предпосылки для долговременного существования и с течением времени обнаружили явную тенденцию стать общесословными учреждениями. Итак, безусловно, одно — Разбойный приказ можно считать предшественником МВД.

    Ко времени Избранной Рады относится усиление значения приказов как функциональных органов управления. Именно в середине XVI в. возникают важнейшие приказы. К ним относится Стрелецкий приказ. В 1550 г. отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско. Стрельцы за свою службу получали денежное жалование и находились в ведении Стрелецкого приказа.

    biofile.ru

    Читайте так же:  Налог при сдаче комнаты

    Обсуждение закрыто.