Столыпинская реформа переселения

Столыпинская реформа переселения

Переселение крестьян в Сибирь

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, «выселение из которых признавалось особо желательным». Описание Стабилизатор напряжения для дома здесь.

Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство «открыло» переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

Массовое переселение крестьян на восточные окраины страны было одним из важнейших направлений реформы. Тем самым уменьшалась «земельная теснота» в европейской части России, «выпускался пар» недовольства.

По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек.

За 11 лет реформы на свободные земли Сибири и Средней Азии переселилось свыше 3 млн. человек. В 1908 году число переселенцев было наибольшим за все годы реформы и составило 665 тыс. человек.

Однако масштабы данного мероприятия обусловили и трудности в его осуществлении. Волна переселенцев стремительно пошла на убыль. Не всем оказалось под силу освоение новых земель. Назад, в Европейскую Россию, двинулся обратный поток переселенцев. Возвращались полностью разоренные бедняки, не сумевшие прижиться на новом месте. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. Всего, таким образом, вернулось около 550 тыс. человек.

Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также, население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.

Культурное строительство в СССР (1921—1941 гг.)
Крайней противоречивостью отличался процесс культурного развития, когда пришлось преодолевать форсированными методами относительную отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны. Впечатляют количественные показатели в области просвеще .

Реформы 60-х годов XVIII века
Царская Россия стремилась к полному подчинению всей Речи Посполитой своему политическому влиянию и поэтому высказывалась перво­начально против ее раздела, предпочитая иметь на своих западных границах слабую и зависимую Речь Посполитую, а не агрессивную Пруссию. Однако международная обстановка 60-х годов толкала Россию на союз с Пруссией .

Меценатство в России
Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената — знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Благотворительность — добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные, и с готовностью отдавали немалые ден .

www.allistoria.ru

Столыпинская реформа переселения

Политик, реформатор, государственник, оставивший весомый след в истории. В личностном плане П.А. Столыпин являл собой новый тип государственного служащего, креативного, публичного политика, человека волевого, с широким кругозором, с умением подбирать необходимые кадры, выстраивать отношения с разными ветвями власти. При этом он демонстрировал такие личные и профессиональные качества – был смел и самоотвержен, дисциплинирован и инициативен, удивительно трудоспособен.

8 июля 1906 г. Столыпин П.А. был выбран на пост премьер-министра. Среди трудов Столыпина особое место занимает продвижение крестьянской России на восточные окраины империи. Наряду с системой мероприятий по стабилизации обстановки в стране, им была продолжена аграрная реформа, направленная на создание массового слоя собственников земли, выхода крестьян из общины. В ходе этой реформы должен был быть решен комплекс задач: безземельные и малоземельные крестьяне европейской территории Российской империи получали землю и культурно ее осваивали. Создавая поселения на местах, они способствовали бы освоению территорий Сибири и Дальнего Востока.

Обеспечить столь мощное продвижение по территории Российской империи на Дальний Восток могла только хорошо отлаженная инфраструктура – дальнейшее развитие и совершенствование Великого сибирского железнодорожного пути и прилегающих к нему территорий. На это и были направлены мероприятия, предпринятые Столыпиным. Он отмечал, что «оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности». Указом от 10 марта 1906 г. всем желающим без ограничений было предоставлено право на переселение. Правительство Столыпина выделило средства на прокладку дорог, благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание, общественные нужды. Для обеспечения перевозки переселенцев был использован опыт перевозки сотен тысяч солдат в Маньчжурию во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Они ехали в теплушках, оборудованных нарами в два этажа в передней и задней частях вагона и железной печкой посередине. На начальном этапе переселения в Сибирь и на Дальний Восток эти теплушки из товарных вагонов часто использовали. Одновременно шла разработка новых специальных сибирских вагонов.

С 1908 г. началось строительство вагонов новой конструкции с водяным отоплением, туалетами, титанами для кипятка. Были даже специальные вагоны – аудитории, оборудованные всем необходимым для лекций, в том числе наглядными пособиями и аппаратурой. На лекции приходили и местные крестьяне, пока вагон стоял на станциях.

По соглашению с Переселенческим управлением Министерством путей сообщения были заказаны и запущены в эксплуатацию специально оборудованные санитарные вагоны. Медперсонал этих вагонов проводил медицинские осмотры, дезинфекцию подвижного состава. Лечение переселенцев производилось за счет Переселенческого управления. По линиям железных дорог Европейской России и Западной Сибири было построено 19 жилых бараков вместимостью в 2800 человек. Детям до десяти лет и больным пища отпускалась бесплатно.

На Дальний Восток с 1901 по 1906 гг. переселилось 53 336 новоселов, основавших 62 поселения. В 1907 г. уже наблюдалось неслыханное в истории Дальнего Востока оживление переселенческого движения. Сюда прибыло79 429 крестьян-новоселов, в том числе 61 722 переселенца – в Приморскую область. Ими было основано 53 новых селения. Всего с 1907 по 1913 гг. на Дальний Восток прибыло216 724 новосела, ими было основано 338 новых селений. В целом за 1901-1916 гг. в Приамурское генерал-губернаторство прибыло около 323,7 тысяч крестьян-новоселов. Таким образом, столыпинская аграрная реформа способствовала усилению переселенческого движения на Дальний Восток, формированию и водворению крестьян-новоселов региона.

За годы столыпинской реформы на Дальнем Востоке было заселено и введено в сельскохозяйственный оборот более 3,5 млн десятин ранее пустовавших земель. Успехи аграрной колонизации Амура и Приморья находили свое выражение не только в их заселении, но и в расширении посевных площадей, росте поголовья скота, в специализации отдельных районов на производстве тех или иных товарных продуктов, в насыщении деревни сельскохозяйственными машинами и орудиями, в повышении агрикультуры местного крестьянского хозяйства. Столыпинская реформа оказала существенное воздействие на развитие производительных сил и на повышение уровня материального благосостояния дальневосточной деревни. В переселенческой среде П.А. Столыпина любили и почитали за то, что благодаря его уму были освоены такие необъятные просторы. Крестьяне знали, что на премьера было совершено много покушений, очень возмущались этим и сочувствовали ему.

О Столыпине, скончавшемся в Киеве 5 сентября 1911 года после смертельного ранения, нанесенного ему четырьмя днями ранее Д. Богровым, говорилось на четырех из шестнадцати страниц 38-го номера еженедельного журнала «Родина» от 18 сентября. Учитывая профиль журнала – иллюстрированного издания для семейного чтения, большая часть материалов рассказывала о человеческих качествах Петра Аркадьевича, отсылая интересующегося читателя к бесплатному приложению к журналу – одноименной, еженедельной политической и общественной газете «Родина», где давалась характеристика Столыпина как государственного деятеля и сообщалось о телеграммах соболезнования в связи со смертью премьера. Телеграммы поступили в санкт-петербургское телеграфное агентство «из многочисленных городов и местечек империи», в них сообщалось «о глубокой скорби всех слоев населения», о «панихидах по усопшем председателе совета министров», об экстренных заседаниях земств, городских дум, биржевых обществ, «посвященных памяти покойного». Отдельными заметками газета информировала читателей о погребении Столыпина в Киево-Печерской лавре «между двумя историческими могилами Кочубея и Искры».

В журнале «Родина» было опубликовано стихотворение А.И. Кудина «Памяти П.А. Столыпина»

Молилась на него страдалица Россия
И смело шла за ним дорогою святой.
Но подвиг до конца свершить не допустила
Его судьба: он мертв, он в муках опочил,
Нерусская рука жизнь вдруг остановила,
В нем выстрел роковой всю силу подточил…
Свершился наяву кошмарный ужас дикий,
Поднялся на него ничтожнейший червяк,
И пал наш богатырь, России сын великий,
Осиротел народ, пред ним в грядущем мрак.

Использованная литература:

1.(Столыпин П.А.: статьи) // Родина. – 2012. — № 4. Из содерж.: Крепче стянуть рельсами державное могущество России. — С.74-77; Осипов Ю. «Меня поражал самый вид этих свободных хлебопашцев» : Столыпинская аграрная реформа на Дальнем Востоке. — С.82-83; Наумов С. Государственное трезвомыслие: Столыпин в исторической памяти и исторической науке. — С.109-111; Мурашов Д. «И пал наш богатырь, России сын великий…»: Журнал «Родина» о гибели Петра Столыпина. — С.120-121.

relocation.pgpb.ru

Аграрная реформа Столыпина 1907-1916 гг. — кратко о событиях

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате, политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.

Предпосылки и причины

Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью. Если до этого времени высказывание недовольства сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавые. В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.

Очевидно, что любая Победа государства над революцией основывается не на физической силе, а на силе духовной. Сильное духом государство само должно встать во главе реформ.

Петр Аркадьевич Столыпин

Одно из знаковых событий, которые побудили правительство России начать скорейшее реформы, случилось 12 августа 1906 года. В этот день в Петербурге на Аптекарском острове произошел теракт. В этом месте столицы жил Столыпин, который к этому времени занимал пост председателя правительства. В результате прогремевшего взрыва погибло 27 человек и 32 человека были ранены. Среди раненых были дочь и сын Столыпина. Сам Председатель правительства чудом не пострадал. В результате в стране был принят закон о военно-полевых судах, где все дела, касающиеся терактов, рассматривались в ускоренном порядке, в течение 48 часов.

Читайте так же:  Оплата за фактически отработанное время приказ

Случившийся взрыв лишний раз указал Столыпину, что народ желает коренных перемен внутри страны. Эти перемены нужно было давать людям в кратчайшие сроки. Именно поэтому было ускорена аграрная реформа Столыпина, проект который стал продвигаться гигантскими шагами.

Суть реформы

24 августа 1906 года было опубликовано программа реформ правительством Российской Империи в аграрном секторе. Данная реформа представляла собой два больших блока:

  • Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
  • Второй блок объявлял о созывы Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.
  • Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии. Поэтому Наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом все то, что в дальнейшем реализована Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.

    Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело. Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:

    • Основная движущая сила эволюции это крестьянин. Так было всегда и во всех странах, так было и в те времена в российской империи. Поэтому для того, чтобы снять революционный накал было необходимо обратиться к основной массе недовольных, предложив им качественные изменения в стране.
    • Крестьяне активно выказывали свою позицию о том, что помещичьи земли необходимо перераспределить. Зачастую помещики оставляли себе лучшие земли, выделяя крестьянам не плодородные участки.
    • Первый этап реформы

      Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

      9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.

      Карта аграрной реформы столыпина.

      Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.

      Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.

      С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.

      Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:

    • Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.
    • Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.
    • Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.
    • В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств. В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор. Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев.

      На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину. Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.

      Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедниками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.

      Политика переселения как важный этап реформы

      Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде. Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными. Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал. Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.

      Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство. Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного. Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания. В результате, человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:

    • Фермерское хозяйство крестьянина на 5 лет освобождались от любых налогов.
    • Крестьянин получал в свою собственность землю. Земля предоставлялась из расчета: 15 га на фермерское хозяйство, а также по 45 га на каждого из членов семьи.
    • Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных началах. Величина этой суды зависела от региона переселения, и в некоторых регионах достигала до 400 рублей. Это огромные деньги для Российской Империи. В любом регионе 200 рублей выдавались безвозмездно, а остальные деньги в виде ссуды.
    • Все мужчины, образовавшегося фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности.
    • Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек. Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалась не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания. В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей.

      Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель. Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство. У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах. И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.

      Главные результаты реформы

      Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:

      Дайте стране 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете Россию.

      Столыпин Пётр Аркадьевич

      Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.

      Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:

    • На 10% были увеличены посевные площади по всей стране.
    • В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%.
    • Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 — 40%.
    • Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза.
    • В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений.
    • Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.

    Это далеко не полный показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.

    Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.

    В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России. Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом. Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.

    istoriarusi.ru

    Переселение в Сибирь и на Кавказ

    Переселение – система государственных мероприятий по созданию условий для добровольного перемещения населения из постоянного места жительства на территории, подлежащие заселению и освоению. В годы столыпинских реформ, переселение стало приоритетом государственной политики, имея одновременно аргарное и геополитическое значение. С 6 мая 1905 переселение перешло под контроль ГУЗиЗ, ведущей государственной организацией, осуществляющей столыпинскую аграрную реформу. За годы реформ была сформирована нормативная база, регулирующая переселение. В сент. 1906 г. был издан указ о передаче под переселение свободных кабинетских земель Алтайского округа, в 1908 г. – Нерчинского горного округа. 10.03.06 и 29.11.06 были приняты положения Совета министров, предусматривавшие процедуру отправки ходаков для приискания, осмотра и зачисления свободных казенных земель в некоторых районах Сибири и Урала. Данное право предоставлялось всем желающим, независимо от их местожительства или имущественного статуса. Позднее было принято решение сохранить данный порядок и в 1908 г., распространив его на весь Урал (« О порядке переселения за Урал в 1908 году» (3 ПСЗ. Т. 28. № 30152. Собрание узаконений. 1908. 5 апреля. Отд. I. Ст. 333). Позднее были приняты законы «О порядке выдачи ссуд на общеполезные надобности переселенцев» (3 ПСЗ. Т. 29. № 31728. Собрание узаконений. 1909. 5 мая. Отд. I. Ст. 548), «Об изменении срока сохранения переселенческих участков за ходоками и переселенцами, самовольно покинувшими места водворения» (3 ПСЗ. Т. 30. № 33539. Собрание узаконений. 1910. 28 мая. Отд. I. Ст. 868), «Об отпуске из государственного казначейства средств на усиление капитала для выдачи ссуд на сельскохозяйственные улучшения, а также на административные расходы по выдаче означенных ссуд» (3 ПСЗ. Т. 30. № 33808. Собрание узаконений. 1910. 7 июля. Отд. I. Ст. 1256), «О выдаче из сумм Государственных сберегательных касс ссуд в основные капиталы учреждений мелкого кредита и о разрешении обращать на нужды сего кредита некоторые крестьянские общественные капиталы» (3 ПСЗ. Т. 30. № 33865.Собрание узаконений. 1910. 9 июля. Отд. I. Ст. 1297), «Об изменении правил о выдаче ссуд на хозяйственное устройство переселенцев» (3 ПСЗ. Т. 32. № 37714. Собрание узаконений. 1912. 21 июля. Отд. I. Ст. 1439). Отдельный блок законопроектов касался организации переселения и землеустройства на Кавказе и в Азиатской России: «Об отпуске из государственного казначейства средств на орошение центральной части Муганской степи» (3 ПСЗ. Т. 31. № 35380.Собрание узаконений. 1911. 17 июня. Отд. I. Ст. 1097), «Об отводе казенных орошенных участков в Муганской степи» (3 ПСЗ. Т. 32. № 37579. Собрание узаконений. 1912. 16 июля. Отд. I. Ст. 1311), «Об отпуске из государственного казначейства средств на окончание работ по орошению северо-восточной части Голодной степи» (3 ПСЗ. Т. 31. № 35416. Собрание узаконений. 1911. 21 июня. Отд. I. Ст. 1176). 4 марта 1911 г. Николаем II было утверждно Положение «О порядке ходаческого движения за Урал». Также при организации переселения применялись указ от 9.11.06 г. о праве крестьян закреплять находящиеся в их пользовании земли в частную собственность, Наказ землеустроительным комиссиям, Правила «О согласовании посреднической деятельности Крестьянского поземельного банка с общими землеустроительными мероприятиями правительства» (3 ПСЗ. Т. 28. № 30521. Собрание узаконений. 1908. 18 июля. Отд. I. Ст. 768), Закон «О предоставлении под переселение земель Алтайского округа Кабинета Его Императорского Величества» (3 ПСЗ. Т. 31. № 35141.Собрание узаконений. 1911. 20 мая. Отд. I. Ст. 845). Часть законопроектов осталась нереализованной. Прежде всего, это «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях Сибирских губерний и областей», внесенное осенью 1910 г., а также проект «О продаже переселенческих участков в некоторых местностях Азиатской России». С 1906 по 1914 гг. в Сибирь мигрировало 3772,2 тыс. чел., из которых 3040,1 тыс. — переселенцев и 731,8 тыс. – ходоков. Это было в два раза больше, чем за предыдушие 20 лет (Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001. С. 251). На Кавказ за аналогичный период мигрировало около 55 тыс. чел. Число обратных переселенцев за указанный период составило 17,4% и ходоков 67,8%. Переселением были охвачены все губернии Европейской России, а также Малороссии и Белоруссии. Однако, некоторые регионы давали наибольший процент ходоков и переселенцев (см. таблицу) — (Азиатская Россия. Т.1. С. 69).

    Организация переселения осуществлялась Переселенческим управлением, которое 06.05.1905 было передано из МВД в ГУЗиЗ. Территория Азиатской России была разделена на 12 переселенческих р-нов с землеустроительными и землеотводными партиями, агрономическими, медицинскими, школьными, дорожными, гидротехническими отделами. Переселенческие земли ежегодно распределяли между губерниями и уездами Европейской России по особой предварительной разверстке в виде долей, на которые направлялись ходоки. В строгом соответствии с количеством этих долей выдавались в местах выхода переселенцев ходаческие свидетельства. Технологически, процесс переселения состоял из нескольких этапов. На первом, создавались организованные ходаческие группы, состоящие, как правило, из домохозяев. Ходок мог отправляться не только от имени одной семьи, но и по поручению сельского общества или товарищества. Таким организованным ходокам выдавались на руки переселенческие свидетельства, удостоверяющие их статус и дающие транспортные льготы. Количество ходоков, равно как и количество запросов, от сельских обществ соответствовало числу земельных долей, определяемых Переселенческим управлением в соответствии с проведенным мониторингом свободных и пригодных для заселения территорий. На втором этапе, в случае договоренностей между ходоком и местной администрацией, на место поселения выезжала семья переселенца или целое крестьянское поселение. При этом и проезд ходока, и перемещение его семьи (в один или оба конца) полностью (впоследствии частично) оплачивались за счет казны. Лица, проживающие за Уралом могли получать ходаческие свидетельства только при переселении на Дальний Восток. В начала столыпинского переселения было заметно несколько тенденций: «быстрая механизация с/х производства, стремление к повсеместному использованию агроулучшений и рост различных форм коллективных объединений – кооперативов, кредитных союзов и обществ (самопомощь)». (Азиатская Россия. Том первый. Люди и порядки за Уралом / Издание Переселенческого управления Главного управления землеустройства и земледелия. СПб С. 198). Средний срок обустройства переселенца составлял 5-6 лет. Столыпин делал ставку на максимальную информированность ходоков и переселенцев. Так «Известия ГУЗиЗ» вели постоянный мониторинг всех аспектов переселения: подготовки участков; количества и географии переселяющихся с учетом обратных переселенцев; проблем и достижений при обустройстве крестьян на новом месте. Миллионными тиражами издавалась общедоступная литература в виде брошюр и листовок, рассказывающая о ходе переселения. Данная литература распространялась не только в сельской местности, но во всех пунктах, где мог останавливаться ходок или переселенец, включая фельдшерские пункты. Сведения о свободных участках – наиболее важная информация для переселенца – была общедоступной: «… на всех важнейших узловых станциях по пути следования переселенцев были сооружены особые витрины-вывески с подвижными цифрами для указания оставшегося в районе свободного земельного фонда» (Переселение и землеустройство за Уралом в 1914 г. Пг., 1915. С. 10). Переселение осуществлялось всеми видами транспорта, однако особую роль в этом процессе сыграли железнодорожные перевозки. Был сконструирован специальный переселенческий вагон, характеристики конструкция которого неоднократно улучшались. Если вначале в обычных товарных вагонах просто выделялось место для инвентаря и скота, то с 1908 г. в вагонах предусматривалось водяное отопление, санузлы, места для приготовления пищи. Кроме них, существовали особые санитарные поезда, находившиеся в ведении специальной переселенческой медицинской службы и финансировавшейся из бюджета Переселенческого управления. Инфраструктура переселенческих маршрутов включала в себя жилые бараки вдоль линий ж/д, столовые, стационарные фельдшерские пункты. Некоторые из них обслуживали не только переселенцев, но и местных жителей. 4 марта 1911 г. переселение было объявлено свободным, нерегламентированным в любые районы по выбору самих переселяющихся после обязательного осмотра участка ходоками, которые закрепляли землю на новом месте за крестьянами. В случае ухода с места водворения, участок ходока или переселенца сохранялся за ним в течении двух лет. Однако этот срок был уменьшен. Был разработан комплекс мер для финансовой поддержки переселенцев. Ещё 5 июня 1894 г. вступили в силу «Временные правила о пособиях от правительства нуждающимся семействам переселяющихся», разработанные КСЖД. Они пересматривались и дополнялись в 1896, 1899, 1903, 1909 гг. В окончательном виде они составили закон от 19 апреля 1909 г. «О порядке выдачи ссуд на общеполезные надобности переселенцев». С июня 1912 г. было законодательно установлено, что кредиты и ссуды переселенцам будут выдаваться в зависимости от особенностей осваиваемого района. По созданной шкале ссуд, максимальная трудность района – Приамурье – давала возможность получить 400 руб., 200 из которых в виде безвозвратной помощи. Также в расчет бралось то, насколько государство заинтересовано в скорейшем освоении региона. Преимущество отдавалось тем нуждающимся, которые производили существенные улучшения участков, либо возводили строения. Всего за 1906 – 1915 гг. ссуды получили 851,9 тыс. чел. Переселение в Сибирь. В Сибири и на Дальнем Востоке было создано 8 переселенческих районов (по количеству губ.), возглавлял их заведующий переселением, подчинявшийся губернатору. Они делились на подрайоны. В каждом уезде, в зависимости от интенсивности темпов переселения, выделялось 1–4 подрайона. Кроме того, вдоль Транссибирской магистрали создавалось 2 р-на (Западный и Восточный) по передвижению переселенцев. В каждом из них создавались землеотводные, гидротехнические и дорожные партии, лесные и с.-х. склады, агрономические и ветеринарные отделы, школы и больницы. В 1914 г. в Сибири было организовано 18 землеустроительных партий. В 1911 – 1914 гг. функционировало 36 складов с.-х. машин с 87 отделениями, 17 лесных складов, 38 продовольственных лавок. В этой системе работали 800 гидротехников, 14 агрономов и техников, 73 врача и 329 фельдшеров, 21 ветеринар и 37 ветеринарных фельдшеров. Так, к 1913 г. в Сибири было построено 633 больницы, 163 амбулатории, 2 пастеровские станции, 12 лечебных заведений минеральных вод (Азиатская Россия. Т. 1. С. 284). Для нужд переселения было проложено 12 989 верст грунтовых дорог и 915 верст водоотводных каналов, соорудили 13771 колодец и 161 водохранилище. В рамках земельной политики основное внимание реформаторов отводилось землеустройству. К 1915 г. окончательное отграничение крестьянских наделов провели на 37441 тыс. дес., или на 66,6 % всех земель, подлежавших землеустройству. Полностью данный процесс был завершен в Алтайском окр. В его ходе от многоземельных крестьянских общин отрезали 4930,5 тыс. дес, а малоземельным общинам добавили 2004 тыс. дес. В результате крестьянское землепользование в округе уменьшилось на 5 %. Изначально П.А. Столыпин ставил задачу формирования общинных союзов на переселенческих местах, поскольку они могли существенно облегчить процесс обустройства крестьян на новом месте. На регион не распространялось действие указа от 9 ноября 1906 г., закона от 14 июня 1910 г. и положения о землеустройстве от 29 мая 1911 г. Вопрос о соответствующем реформировании аграрных отношений в регионе в 1907–1909 гг. рассматривался отдельно. Совершив инспекционную поездку по Сибири и Поволжью в 1910 г. Столыпин скорректировал позицию правительства относительно технологии организации переселенческого дела. Он сам обозначал проблемы переселения: нехватка квалифицированного персонала землеустроителей, перебои с доставкой и размещением переселенцев, большой процент «самовольных», «неприписных» переселенцев, на которые казна не предусматривала выделение ресурсов и не обеспечивала их обустройство. Проблемы самовольных переселенцев решались по-разному, в зависимости от региона. Если на Северном Кавказе они могли вести хозяйство за счет большого количества свободных земель, то в Сибири скудость плодородной и возделанной почвы ставила под сомнение возможность землеустройства неприписных. Часть таких переселенцев впоследствии стремилось вернуться домой, увеличивая процент обратного переселения, воспринимаемого в правительственных кругах, как один из показателей неудачи переселения. Если в 1907 г. самовольные переселенцы с семьями составляли всего около 20 % общего числа семейных, то в 1908 г. они уже составляли 45–50 %. Роль неорганизованного ходачества была так велика, что некоторые регионы осваивались практически исключительно «неприписными». Например, из 776 поселков в четырех округах Енисейской губернии правительственное переселение дало только 102 поселка, а 624 были образованы путем вольной народной колонизации (Азиатская Россия. Т. 1. С. 183). Процесс неорганизованного ходачества порождал мнение, что самовольные переселенцы должны безусловно поощряться правительством путем предоставления им участков на тех же условиях, что и приписным. Столыпин видел в этом не только нарушение основ нравственности, но и правопорядка. Он предлагал ряд иных мер для упорядочивания и легализации обустройства на новых местах: «…дать возможность продажи земель нынешними их владельцами, понизить нормы наделов и, по возможности, смягчить… неравенство условий заселения отдельных районов» (П.А. Столыпин. Грани таланта политика. М., 2006. С. 547). К тому же не все обратные переселенцы возвращались на родину. Столыпин приводил цифры, согласно которым только по 1909 г. из 16500 переселенцев, 7828 человек отправились домой, а 8754 – в иные места Сибири (П.А. Столыпин. Грани таланта политика. М., 2006. С. 551). Анализируя проблему обратного переселения, Столыпин отмечал главный недостаток теоретической организации переселенческого процесса – универсализм при распределении земельных участков и ссуд при заблаговременном распределении земельных долей. Однако качество земли и условия хозяйствования сводили на нет принцип равного наделения переселенца и землей, и денежными средствами. Столыпин предлагал впоследствии отказаться от т.н. организованного ходачества, уменьшить объем регламентационных предписаний, перераспределение правительственных льгот по тем регионам, освоение которых считалось наиболее предпочтительным. В связи с этим Главное управление землеустройства и земледелия вносила в систему ходачества коррективы. Так, в 1909 г. была открыта для свободного переселения Амурская область, а в 1910 г. был оставлен без предварительного распределения весь фонд Дальневосточных областей, Забайкальская, Енисейская и Иркутская губернии. Успешность проведенных мер убедила правительство в необходимости восстановить свободу ходачества во всех без исключения районах Сибири. Также уже в процессе землеустройства было выявлено, что единоличное обустройство на переселенческих участках может быть не менее эффективным, и частные собственники могут составить конкуренцию коллективным формам землевладения. Поэтому, по указанию П.А. Столыпина, главноуправляющий ГУЗиЗ А.В. Кривошеин в 1909 г. разработал «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев сибирских губерний и областей», предусматривающее передачу надельных земель в частную собственность. Данная позиция укрепилась после поездки Столыпина и Кривошеина по Поволжью и Сибири осенью 1910 г. её итогам предлагался целый ряд дополнительных мер, в т. ч. развитие в Сибири частной собственности на землю; разрешение продажи земель переселенцам; распространение на зауральскую территорию деятельности Крестьянского банка; отвод наделов как переселенцам, так и старожилам не в пользование, а в собственность; развитие в регионе хуторских и отрубных хозяйств; обеспечение сбыта сибирского хлеба путем строительства ж. д. и отмены челябинского тарифного перелома. 10 марта 1911 г. Совет министров принял положение «Об отводе переселенцам отрубных и хуторских участков в частную собственность», в котором предлагалось до его утверждения Государственной думой отводить участки под хутора в единоличное наследственное пользование. Правительство передало в Думу законопроект о введении частной. земельной собственности, но до начала Первой мировой войны его не успели утвердить. В связи с этим хутора и отруба в Сибири, в отличие от европейской части России, передавались не в собственность, а в постоянное наследственное пользование. В конце 1912 г. царь утвердил положение Совета министров о сдаче земельных участков в аренду переселенцам с правом последующего выкупа их на льготных условиях в частную собственность. В 1913 г. для арендаторов было подготовлено 3869 участков и сдан в аренду 371 участок. Преобразование общинного землепользования в Сибири началось после распространения на регион действия закона от 29 мая 1911 г. о землеустройстве, расширявшего права землеустроительных комиссий по внутринадельному размежеванию крестьянских селений. Спад переселенческого движения позволил расширить подготовку индивидуальных участков. ГУЗиЗ 25 марта 1911 г. предписало заведующим переселенческими р-нами в обязательном порядке нарезать не менее трети наличного земельного фонда в виде хуторов и отрубов. Если в 1907 г. подготовили всего 120 единоличных участков для переселенцев, а в 1910 г. – 597, то в 1911 г. – 5962 хуторских и 580 отрубных участков. Их заселение началось в 1911 г. К 1916 г. по 4 сибирским губерниям из 10,1 тыс. участков единоличного пользования заселили 5,5 тыс. Из всей массы новоселов в Азиатской России на хутора и отруба водворилось только 5 %. Параллельно проводилось размежевание старожильческих общин. В Томской губ. ходатайство об этом поступило от 290 тыс. старожильческих дворов, или 25 % от их общего количества. В целом по Сибири под хутора и отруба выделили 9228 тыс. дес. (около 13 % земель, подлежавших землеустройству). Посевные площади в Сибири с 1905 по 1912 гг. выросли на 33 %, поголовье скота – на 23 %. Накануне Первой мировой войны освоенные переселенцами земли давали стране ежегодно около 100 млн. пуд. зерна. Вывоз масла и хлеба из региона увеличился в несколько раз. Важным показателем успеха переселения было образование большого числа населенных пунктов в главных центрах переселения. За период с 1907 по 1917 гг. в Иркутском округе появилось 57 новых поселений; в Тарском округе – 505; в Омском – 1063; в Барабинском-182; в Славгородском -505; в Каменском – 96; в Новосибирском – 734; в Барнаульском – 241; в Рубцовском округ – 257; в Бийском – 334; в Томском – 1248; в Ойротской области – 157. Кавказ и Закавказье. Переселение на Кавказ и в Закавказье отличалось рядом специфических особенностей. Этот регион считался не только освоенным, но и заселенным автохтонным населением. Однако геополитическая напряженность, региональный сепаратизм и агротехнологические перспективы делали Кавказ привлекательным для целей переселения. Столыпинские реформы подняли объемы переселения на новый уровень: «С 1899 г., когда Закавказье было законодательно открыто для переселения по 1905 г. здесь было заселено 2900 семей в количестве 9239 душ м.п., а с 1905 по 1908 г. – 1953 семьи в числе 5859 душ м.п.» (Багиров Ф.Э. Переселенческая политика царизма в Азербайджане, 1830-1914 гг. М., 2009. С.30). Всего же с 1908 по 1912 гг. было водворено 8326 семей переселенцев, что составляло св.55 000 душ обоего пола (Багиров Ф.Э. Переселенческая политика царизма. С. 165). В частности, за этот период в Бакинскую губ. переселилось 3150 семей (11515 душ м.п.), а в Елисаветпольскую – 953 семьи (2987 душ м.п.). К 01.01.13 г. в целом по Кавказскому региону насчитывалось 342 переселенческих участка общей площадью 394188 дес., что составляло 59059 долей. Из них свободными оставалось приблизительно 7500 долей (Багиров Ф.Э. Переселенческая политика царизма. С. 153-154). За период столыпинских реформ было выделено на домообзаводство 670 570 руб.: на ссуды – 566 426 руб., на пособия – 104 144 руб. Число обратных переселенцев было невелико: к 1912 г. оставило места водворения около 6% переселенцев. Несмотря на то, что расселение осуществлялось по всему региону, правительство выделяло ряд приоритетных территорий, прежде всего Муганскую степь. Мугань имела приоритетное значение для России вследствие своего географического (правобережная часть Кура-Араксинской низменности) и геополитического расположения (район, граничащий с Персией). Будучи очагом древнейшей земледельческой культуры, в с/х отношении степь оставалась неосвоенной, особенно центральная часть Мугани, составлявшая 176 000 дес. Основной задачей правительства в регионе было формирование современной ирригационной системы, что и было закреплено в ряде нормативных актов («Об отпуске из государственного казначейства средств на орошение центральной части Муганской степи», «Об отводе казенных орошенных участков в Муганской степи»). При разработке и принятии указанных законопроектов, Дума и правительство (прежде всего ГУЗиЗ) взяли под особый контроль использование выделяемых денежных средств – в целом около полумиллиона рублей. Тем самым, ставилась задача взять за образец тот способ заселения, который предусматривался правилами о переселении на казенные земли, с некоторым сокращением общих переселенческих льгот. Таким образом, в практику ссудно-кредитных отношений между государством и переселенцами вводился критерий исчисления средней доходности орошенной (окультуренной) земли при погашении средств, выделенных казной. В течении первого года водворения, переселенцы освобождались от казенных платежей и земских денежных сборов, а в следующие два года платили половину указанных сборов. Максимальный размер выделяемой земли составлял девять дес. на дров. Также, законодатель устанавливал требования к использованию земель, стремясь предотвращать их экстенсивное использование. Так, запрещалось посев риса и передача земель непереселенцам в аренду, не рекомендовалось выделение участков в коллективное владение. Темпы развития орошения на Мугани шли нарастающим образом (Багиров Ф.Э. Переселенческая политика царизма. С. 299):

    www.stolypin.ru

    Читайте так же:  За что штраф 3000 руб

Обсуждение закрыто.