Срок давности по уклонению от налогов

Срок давности по уклонению от налогов

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

В соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ за уклонение от уплаты налогов и сборов в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность

В соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ за уклонение от уплаты налогов и сборов в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность.

В УК РФ существуют следующие статьи, касающихся уклонения от уплаты налогов (сборов):

— Ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;

— Ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;

— Ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;

— Ст. 199.1 «Неисполнение обязанности налогового агента»;

— Ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность:

— более 3 000 000 руб.

— более 36 000 000 руб.

— обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов;

— лишение свободы на срок до двух лет.

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере, либо группой лиц по предварительному сговору может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— для преступления совершенного в особо крупном размере – 6 лет.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

Непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Крупный (при выполнении одного из условий):

— более 600 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 10% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения) либо

— более 1 800 000 руб.

— более 3 000 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 20% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения);

— более 9 000 000 руб.

При этом, в том случае, если деятельность организации ведется менее трех финансовых лет, то для расчета отношения суммы уклонения начисленным суммам налога берется меньший период.

— штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет

— лишение свободы на срок до одного года

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;

— лишение свободы на срок до трех лет.

ВАЖНО! Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

— более 2 000 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 10% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения) либо

За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний

— штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— арест на срок до шести месяцев

— лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере или по предварительному сговору группы лиц, может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— для преступления совершенного в крупном размере – 2 года;

ВАЖНО! Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 УК РФ,освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Крупный (при выполнении одного из условий):

— более 6 000 000 руб.

Особо крупный (при выполнении одного из условий);

— более 10 000 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 20% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения);

— более 30 000 000 руб.

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет;

— для преступления совершенного в особо крупном размере – 10 лет.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)

Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность:

— более 1 500 000 руб.

За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний:

oldsmb.economy.gov.ru

Приведение уставов ООО в соответствие с Законом от 30.12.2008 года № 312-ФЗ

Передача дел от одного главного бухгалтера другому

Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер» / Зоя РЫЖЕВСКАЯ Журнал «Московский бухгалтер» N .

Какие сроки давности привлечения к ответственности за неуплату налогов? Имеет ли значение, когда совершено правонарушение — два, три или пять лет назад

Какие сроки давности привлечения к ответственности за неуплату налогов? Имеет ли значение, когда совершено правонарушение — два, три или пять лет назад? Предусмотрены ли вообще сроки давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения?

Читайте так же:  Ст 160 ч2 ук

Может ли лицо, не уплатившее налог с доходов, допустим, 10 лет назад, понести за это какую-либо ответственность в случае обнаружения факта правонарушения сегодня?

Дать компетентный ответ на эти актуальные вопросы мы попросили члена Адвокатской палаты Приморского края, адвоката Евгения КАРГАПОЛОВА, специализирующегося в области налогообложения.

Прежде всего, следует отметить, что неуплата (уклонение от уплаты налогов) может рассматриваться не только как налоговое правонарушение, но и как преступление, влекущее за собой уголовную ответственность.

При квалификации противоправного деяния учитывается как степень вины физического лица, так и сумма неуплаченных налогов. За умышленное уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере лица несут ответственность по ст. 198 Уголовного кодекса РФ «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» и 199 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации».

Т. е. лица, виновные в совершении противоправного деяния — неуплате законно установленных налогов, могут быть привлечены к ответственности как в соответствии с Налоговым кодексом РФ, так и в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Налоговый кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ предусматривают разные сроки давности привлечения к ответственности.

Согласно статье 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

В отношении налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога», применяется исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. При применении указанного срока давности суды исходят из того, что в контексте статьи 113 Налогового кодекса РФ моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном Кодексом порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

По смыслу пункта 3 статьи 108 Налогового кодекса РФ, если уполномоченным государственным органом в установленном порядке поставлен вопрос о привлечении налогоплательщика — физического лица к уголовной ответственности, налоговый орган вправе будет принимать меры к привлечению данного лица к ответственности, предусмотренной Кодексом, только в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела. С учетом этого обстоятельства для указанных ситуаций в пункте 2 статьи 115 Налогового кодекса РФ установлены специальные правила исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков — физических лиц.

Согласно п. 2 ст. 115 Налогового кодекса РФ в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Пункт 4 статьи 108 Налогового кодекса РФ предусматривает, что привлечение должностных лиц организаций — налогоплательщиков к уголовной или административной ответственности осуществляется наряду с привлечением самой организации к налоговой ответственности.

Следовательно, то обстоятельство, что в отношении должностного лица организации — налогоплательщика решался вопрос о привлечении к уголовной ответственности, не является основанием для применения специальных правил исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с организаций.

Сроки давности привлечения к ответственности предусмотрены и Уголовным кодексом РФ. Отмечу, что в целом сроки давности привлечения к ответственности за неуплату (уклонение от уплаты) налогов по Уголовному кодексу РФ больше, чем сроки давности привлечения к ответственности по Налоговому кодексу РФ. Согласно ст. 78 Уголовного кодекса РФ «Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков» лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: а) два года после совершения преступления небольшой тяжести; б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести; в) десять лет после совершения тяжкого преступления.

Т. е., в случае если деяние лица квалифицируется по ч. 1 ст. 198 Уголовного кодекса РФ «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» (преступление средней тяжести) срок давности привлечения к уголовной ответственности — шесть лет со дня совершения преступления. В случае же, если деяние лица квалифицируется по ч. 2 ст. 199 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации» (тяжкое преступление) срок давности привлечения к уголовной ответственности — десять лет со дня совершения преступления.

Считаю, что в рассматриваемом случае днем совершения преступления будет считаться дата истечения соответствующего срока уплаты налогов, установленного налоговым законодательством. Согласно п. 2 ст. 78 Уголовного кодекса РФ сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. Согласно п. 3 ст. 78 Уголовного кодекса РФ течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.

Отмечу, что мнения юристов по вопросу применения сроков давности к налоговым преступлениям расходятся. Некоторые юристы полагают, что налоговые преступления относятся к «длящимся», поэтому к ним не могут быть применены сроки давности.

В заключение могу дать лишь один совет налогоплательщикам — платите налоги в установленные сроки.

Другие юридические новости:

В Омской области появились аферисты, предлагающие автомобилистам полисы обязательного страхования ответственности. В Общество защиты прав потребителей уже поступило несколько обращений от сельских жителей, которым неизвестные молодые люди предложили приобрести полисы «автограждан.

За более чем два года действия Трудового кодекса РФ накопилась огромная практика его применения. Однако некоторые вопросы по-прежнему остаются настолько спорными, что нередко только суд может выяснить, кто прав. Пленум Верховного суда обобщил эту практику и .

Оказывается, не перевелись еще на белом свете храбрые люди, способные указывать самой Мадонне, что ей нужно делать. Это адвокаты. Хотя если за твоей спиной стоит такая организация как Warner Bros., то почему бы и не указать. В последнее время поползли слухи, что боссы Warner Bros. потреб.

Колумбийский кардинал Альфонсо Лопез Трухильo (Alfonso Lopez Trujillo) предложил писать на упаковках презервативов, что они не гарантируют защиты от ВИЧ, сообщает AFP. Ранее Трухильо, который является президентом Ватиканского совета по делам семьи, выступал в программе BBC.

Социологи из научного института в Виржинии подтвердили, что Хью Гранта в фильме «О мальчике» не придумал ровным счетом ничего. Главный герой картины, домосед и холостяк, усыновив 12-летнего мальчика, обнаружил, что стал неотразимым в глазах слабого пола. Теперь ученые подтвердили, что.

legalru.ru

30 января 2015 Привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов теперь проще

Антон Гусев, Руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса
Александр Ерасов, Советник группы разрешения налоговых споров / Уголовно-правовая защита по налоговым преступлениям, адвокат

Журнал «Российский налоговый курьер», №4

Правоохранительным органам стало легче проверить налоги компании Как сотрудникам вести себя со следователями при обыске и на допросе. Почему налоговые вопросы лучше не обсуждать на общих совещаниях.

Читайте так же:  Адвокат жилищный спор

Налогоплательщикам, которые уклоняются от уплаты налогов или не исполняют обязанности налогового агента в крупном и особо крупном размере, грозит уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

За уклонение от уплаты налогов и сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений в крупном или особо крупном размере предусмотрена ответственность:

— за уклонение от уплаты налога физлицом — штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет (ст. 198 УК РФ);
— за уклонение от уплаты налога организацией — штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199 УК РФ).

За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента, совершенное в крупном или особо крупном размере, предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199.1 УК РФ)

С 22 октября 2014 года следователи вновь получили право возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях без «подачи» налоговых органов. Раньше поводом для возбуждения таких уголовных дел были только материалы, которые следователи получали от налоговиков (ч. 1.1 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Теперь эти положения утратили силу (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.10.14 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ»).

По сути, законодатель вернул систему, существовавшую до декабря 2011 года, когда большинство дел по налоговым преступлениям следователи возбуждали на основании рапорта сотрудников соответствующего оперативного подразделения милиции. В 2011 году такой порядок отменили с целью защиты бизнеса от необоснованного давления правоохранительных органов.

Поводов для возбуждения уголовного дела в сфере налогов стало больше

Поводом для возбуждения уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, теперь может стать не только неисполненное налогоплательщиком решение налогового органа по результатам проведенной проверки. Также сотрудники правоохранительных органов могут возбудить уголовное дело:

  • по сообщению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о выявленных в действиях компании признаках налогового преступления;
  • заявлению бывших сотрудников или третьих лиц;
  • информации в СМИ;
  • иным предусмотренным законом поводам.
  • В ходе обсуждения таких изменений неоднократно предлагалось предусмотреть обязанность устанавливать наличие факта неуплаты налогов и размер соответствующей недоимки исключительно по итогам проведения налоговых проверок, результаты которых налогоплательщик мог обжаловать в порядке арбитражного судопроизводства.

    Необходимость введения такой процедуры объясняется прежде всего сложностью налогового законодательства, работа с которым требует специальных глубоких знаний непосредственно этой отрасли права. Неслучайно большинство арбитражных судов при рассмотрении налоговых споров поддерживают компании. Но подобные предложения не нашли отражения в законе.

    Новый порядок лишь обязал следствие в отдельных случаях запрашивать у налоговиков сведения о нарушении налогового законодательства и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки.

    Более того, в соответствии с принятыми поправками итоговое процессуальное решение — возбуждать уголовное дело или нет — принимает сам следователь независимо от ответа налоговых органов. Законодатель ограничил такое право следователя лишь наличием повода и достаточных (по мнению самого следователя) обстоятельств, указывающих на признаки преступления.

    Итоговый размер налоговой задолженности также определяет следователь. В практике автора была ситуация, когда следователь, используя обстоятельства, установленные налоговым инспектором, рассчитал налоговую недоимку компании достаточно креативно — с кратным ее увеличением. Что, разумеется, неправомерно с точки зрения налогового законодательства.

    Возбудить уголовное дело следователи могут по тем нарушениям НК РФ, по которым инспекторы уже не могут взыскать налог

    Максимальная глубина проверок, которые могут провести правоохранительные органы, существенно превышает период, который проверяют налоговики. В то время как инспекторы вправе проверить период, не превышающий трех лет, уголовное дело можно возбудить в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

    Уголовный кодекс освобождает лицо от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления прошло (ст. 15 и ч. 1 ст. 78УК РФ):

  • два года после совершения преступления небольшой тяжести (неуплата налога с физлица в крупном и особо крупном размере и уклонение от уплаты налога с организации в крупном размере);
  • шесть лет после совершения преступления средней тяжести (сокрытие имущества или денежных средств);
  • десять лет после совершения тяжкого преступления (уклонения от уплаты налогов с организации в особо крупном размере).
  • Получается, следователи вправе возбудить уголовное дело в отношении должностного лица организации за уклонение от уплаты налогов и в отношении тех периодов, за которые налоговые органы уже утратили возможность осуществить контроль — такое право ограничено сроками давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

    Возбуждение уголовного дела по вопросам уклонения от уплаты налогов является эффективным способом пополнения бюджета

    Фактически теперь существуют две параллельные и совершенно разные системы контроля за соблюдением налогового законодательства. При этом если проверки налоговых органов строго регламентированы и предусматривают ряд специальных механизмов обеспечения прав налогоплательщиков, то способы защиты прав бизнеса в ходе проверок правоохранительных органов, мягко говоря, не столь развиты — многое зависит от усмотрения следствия.

    В результате возбуждение уголовного дела (или риск такого возбуждения) становится гораздо более простым и эффективным способом пополнения бюджета по сравнению с проведением налоговых проверок, результаты которых можно оспорить в арбитражных судах (где, как показывает практика, налогоплательщики выигрывают более половины споров).

    Вынесение обвинительного приговора по уголовному делу грозит не только уголовным наказанием для руководства компаний, но и взысканием сумм задолженности в качестве возмещения государству убытков от преступления. Причем взыскать эти суммы можно как с компании, так и с физического лица, привлеченного к уголовной ответственности.

    Еще одной важной особенностью контроля за соблюдением налогового законодательства правоохранительными органами является нехватка судей, которые специализируются на рассмотрении экономических преступлений.

    Освобождение от уголовной ответственности важно не перепутать с обстоятельствами, смягчающими ответственность

    Привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов можно избежать, если полностью уплатить недоимку, пени и штрафы, при условии, что такое преступление совершено впервые (ч. 1 ст. 76.1 УК РФ, п. 2 примечания к ст. 198 и п. 2 примечания к ст. 199 УК РФ).

    Для этого важно погасить задолженность до назначения судебного заседания (ч. 1 ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Иначе факт уплаты налога, пеней и штрафов будет являться лишь смягчающим ответственность обстоятельством.

    Если же налоговая задолженность была вовремя погашена, то в случае предъявления в будущем аналогичных претензий должностное лицо компании также будет считаться впервые совершившим преступление.

    Налоговое преступление могут совершить не только руководитель и главный бухгалтер

    На практике есть мнение, что под угрозу уголовного преследования попадают лишь руководитель и главный бухгалтер организации. Это не так. Уголовная ответственность может грозить любому сотруднику организации на основании статьи 33 Уголовного кодекса РФ — соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.

    На практике, помимо руководителей и главных бухгалтеров, в число обвиняемых в совершении налоговых преступлений чаще всего попадают собственники бизнеса, финансовые директора и иные лица, которые участвуют в принятии решений, связанных с размером уплачиваемых налогов.

    Антон Гусев, старший юрист компании Goltsblat BLP, практика разрешения споров / уголовно-правовая защита бизнеса

    Чтобы узнать, к примеру, о наличии офшоров или о переводе денежных средств в иностранный банк, сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут опросить должностных лиц компании и ее бывших сотрудников (некоторые из которых могут иметь претензии к работодателю), организовать прослушивание телефонных переговоров и контроль СМС, электронных сообщений, провести обследования офисов и жилых помещений, изъяв интересующие документы, а также электронные носители информации. Либо использовать иные оперативно-разыскные мероприятия, предусмотренные законом.

    Нередко компании предпринимают меры безопасности непоследовательно. Например, руководство компании хранит документы, подтверждающие владение офшорными компаниями, в банковской ячейке. Но договор на аренду банковской ячейки оставляет в офисе компании.

    В ходе обыска сотрудники правоохранительных органов могут обнаружить подобный договор, после чего без труда получить доступ к ячейке и изъять интересующие документы

    Профилактика снизит риск уголовного преследования

    На практике для уменьшения рисков, связанных с возбуждением уголовного дела о налоговых преступлениях, важно не только следить за исполнением налоговых обязательств, но и осуществлять определенные мероприятия профилактического характера.

    Во-первых, важно выявлять проблемные места в деятельности компании, которые могут вызвать интерес правоохранительных органов. К примеру, внимание может привлечь наличие у организации нескольких счетов в иностранных банках, расположенных в низконалоговых юрисдикциях (подробнее см. комментарий эксперта).

    Во-вторых, необходимо сегментировать доступ сотрудников к информации. То есть если руководитель сомневается в правильности уплаты налогов, ему лучше не обсуждать этот вопрос на общефирменном совещании. Такую тему целесообразнее затронуть в личной беседе с главбухом и финансовым директором. Дело в том, что при последующем сборе информации оперативники могут допросить всех сотрудников компании. И кто-то из сотрудников на таком допросе может сообщить, что в определенный период времени не все работники компании разделяли позицию руководства по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов.

    В-третьих, важно быть аккуратными с заключениями профессиональных консультантов и аудиторов. Такое заключение не должно находиться в открытом доступе для всех сотрудников компании. Профессиональные консультанты иногда указывают на те или иные риски, с которыми связана финансовая политика компании. Несмотря на то что компания вправе не соглашаться с заключением консультантов и не следовать их советам, на практике сотрудники правоохранительных органов могут попытаться использовать подобные заключения в качестве одного из доказательств наличия умысла совершить действия, направленные на уклонение от уплаты налогов.

    Результат расследования во многом зависит от формулировки показаний

    Антон Гусев, старший юрист компании Goltsblat BLP, практика разрешения споров / уголовно-правовая защита бизнеса, рассказал случай из практики, когда показания главбуха, полагавшего, что его слова полностью оправдывают действия компании, фактически могли привести к уголовной ответственности самого главбуха и генерального директора.

    Сотрудники правоохранительных органов выявили крупную недоимку по уплате налогов. Главный бухгалтер компании при беседе с юристами и адвокатами пояснила, что задолженность возникла из-за того, что спорную норму Налогового кодекса можно трактовать неоднозначно. Главбух указала, что тот вариант учета, который посчитали правильным проверяющие, мог привести к банкротству организации. Это одна из причин, почему компания выбрала альтернативный способ учета. Сотрудница была искренне уверена, что это единственно правильная позиция, которую необходимо изложить правоохранительным органам.

    Но подобная позиция, по сути, подтверждала, что должностным лицам компании было известно о возможных нарушениях налогового законодательства. А также указывала на возможный мотив — предотвратить банкротство и сохранить за собой рабочие места, «сэкономив» на налогах

    Наконец, важно проинструктировать сотрудников компании о том, как им себя вести в случае визита сотрудников правоохранительных органов. Вот некоторые общие правила, которыми целесообразно руководствоваться при общении с сотрудниками правоохранительных органов:

  • вызвать квалифицированного адвоката. Он обладает не только необходимым опытом, но и самостоятельным процессуальным статусом;
  • согласовывать действия с юристом и адвокатом;
  • не препятствовать действиям сотрудников правоохранительных органов — не следует пытаться не пускать сотрудников правоохранительных органов на территорию компании, прятать от них сейф и т. д. Но помогать им вовсе не обязательно — законодательство подобной обязанности не содержит;
  • не допускать провокаций;
  • не вступать в дискуссии, неформальные беседы;
  • не уничтожать документы, переписку, сообщения в телефоне. Такие действия могут напрямую навредить компании. Например, если оперативники изъяли сервер с документами, после чего аналогичные документы были уничтожены с рабочих компьютеров сотрудников компании. Тогда адвокаты лишатся информации, которая уже есть у правоохранительных органов. Более того, правоохранительные органы смогут утверждать о наличии фактов уничтожения доказательств;
  • не предоставлять ложную информацию;
  • отслеживать все действия сотрудников равоохранительных органов;
  • не поддаваться психологическому давлению со стороны сотрудников правоохранительных органов;
  • не спешить с представлением дополнительных доказательств;
  • проследить, чтобы информация в документах соответствовала информации из других источников.
Читайте так же:  Подоходный налог крестьянина

Качественная и комплексная защита интересов крайне важна начиная с самых ранних этапов общения с правоохранительными органами

На практике защитить интересы бизнеса и его должностных лиц в ходе проводимых правоохранительными органами проверок можно в большинстве случаев. Но для этого крайне важны профессиональная выработка и реализация стратегии защиты начиная с самых ранних этапов.

Например, при расследовании уголовных дел важное значение играет наличие так называемой субъективной стороны преступления (то есть отношение лица к совершенному им деянию). В связи с чем не стоит недооценивать значение конкретных формулировок свидетельских показаний (подробнее см. комментарий эксперта).

Как правило, компания обращается к юристам после завершения налоговой проверки, чтобы оспорить в вышестоящем налоговом органе или в суде налоговые доначисления. Такой подход применительно к общению с правоохранительными органами может не сработать, поскольку любая ошибка в общении со следователем может обернуться серьезными проблемами для компании и для ее должностных лиц. Поэтому целесообразно привлекать профессиональную помощь на этапе назначения проверки правоохранительных органов.

www.gblplaw.ru


Обсуждение закрыто.