Спор о правде в пьесе на дне

Спор о правде в пьесе на дне

Сочинение на тему «Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне»

У каждого своя правда
Творение М. Горького «На дне» затрагивает многие социальные и философские проблемы, но наиболее остро в пьесе стал вопрос о месте правды в жизни человека.
Спор о человеке завязывается в самом начале произведения, задолго до появления в нем странника Луки. Герои рассуждают на тему свободы и жизни человека, но их разговоры практически не связаны между собой. Они обитают в своем маленьком, ограниченном мирке, не обращая внимания друг на друга. Так, Клещ мечтает о свободе, надеется, что вырвется «со дна» после смерти его жены Анны, а Квашня уже провозгласила себя свободной женщиной.
Как Лука повлиял на обитателей ночлежки?
Все переменилось с приходом Луки, для которого все были равны, в равной степени заслуживали и сострадания, и уважения. Именно это странник старался посеять в души обитателей ночлежки. Например, он с сочувствием выслушивает Настины мечты о светлой любви, Анне искренне желает обрести покой перед смертью, актеру советует обратиться в лечебницу, Ваське Пеплу — верить в спокойную жизнь в Сибири с его возлюбленной.
Однако сам М. Горький назвал Луку жуликом, ведь тот утешает людей, а сам ни во что не верит. Возможно, автор прав, и странник действительно лицемерил. Так или иначе, но после прихода Луки обитатели ночлежки разделились на два лагеря: на тех, кто борется за правду и уважение к человеку, и тех, кто согласен со странником.
Так, Бубнов называет Луку «шарлатаном», а Сатин говорит, что человека нужно не жалеть, унижая его жалостью, а уважать. Они уверены, что «правда — бог свободного человека, а ложь — религия рабов».
Я же считаю, что люди, оказавшиеся на дне общества, достойны только жалости и сочувствия, но никак не уважения. Пусть Лука и лгал, но это была ложь во благо, которая дарила людям надежду. Я согласна с мнением странника, что «человек все сможет, лишь бы захотел». Нужно давать людям поверить в свои силы, ведь смысл жизни не в поиске правды, а в том, чтобы продолжать жить, на каком бы дне общества ты не оказался.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение » На дне — Горький » Сочинение на тему «Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне»

sochinenienatemu.com

Спор о правде в пьесе Максима Горького «На дне» Лука и Сатин.На чьей стороне горький? (Школьные сочинения)

В пьесе Максима Горького «На дне» встает главный философский вопрос о лжи и правде. Решается он при помощи сопоставления двух героев- Луки и Сотникова.

Первый герой предпочитал ложь. Из-за своего милосердия и сочувствия к людям, он пытался им помочь, говоря неправду, в которую верили. Но это всего лишь был миг, за котором следовала реальная правда. Лука утешает Настю: «Твоя правда, а не ихняя. коли ты веришь была у тебя настоящая любовь. значит — была она!». Девушка, послушав Луку, считает что так и есть- ее любовь настоящая. Из-за этого Барон и Бубнов потешалисьнад ней и говорили, что она врёт. Он пытается помочь Анне, говоря, что в загробном мире она отдохнёт,хотя сам не верит в Бога «Во что веришь- то и есть».

Если человек верит во что то, то это становится для него самой настоящей правдой. Таким образом у Луки не возникает проблем внушить эту «правду» другим. Актеру он даёт надежду, говоря, что его можно вылечить: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…».

Горький называет Луку жуликом, потому что ему важно не действительно оказать помощь человеку, а создать иллюзию, мечту. В итоге Актер и Анна теряют последний надежды на жизнь и судьбы других персонажей тоже ничем хорошим не заканчиваются.

Читайте так же:  Закон об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры

Возможно, единственный герой, на которого действительно повлиял Лука- это Сатин. Он, будучи противополжным персонажем Луки,хоть и не принимает его позицию о лжи, но всё равно хвалит «Он – умница.

Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Лука сделал из Сатина человека, от чего сам Сатин восторгается.

В этой пьесе автор принимает позицию Сатина. Данный персонаж высказывается : «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо». Он считает, что лучше всего говорить людям правду «Правда — Бог свободного человека».

Делая вывод, хочу сказать, что Лука, обманывая всех, никому не сделал лучше. Он сделал хуже, потому что люди поверили во что-то светлое, благодаря ему, но спустя время их затигла реальная жизнь. В этом споре побеждает реалистичная правда Сатина.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе

Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей. Л. Леонов I. Мечта М.

Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди «с солнцем в крови» герои ранних произведений писателя.

II. Человека Горький ищет везде, даже «на дне» жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды. III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь? IV.

Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина — основной драматургический конфликт пьесы. V. Жизненная философия Луки: «Не всегда правдой душу вылечишь». Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди «странники» и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь «устроиться» в ней, «приспособиться».

Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о «праведной земле»). VI.

Позиция Сатина в споре о правде. Сатин — обличитель лжи как «религии рабов и Хозяев», прибежища нищих духом. Правда Сатина — «бог свободного человека», правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла.

VII. Человек Луки — отдельная, конкретная личность («я всякого уважаю»), Человек-Сатина — это общность людей, человечество («Это не ты, не я, не они. нет! Это — ты, они, старик» Наполеон, Магомет. в одном»).

VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки — это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются. I.. Гуманизм Горького в пьесе «На дне», философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром).

Современные постановки и трактовки пьесы.

Если данное школьное сочинение на тему: СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ», вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.

schooltask.ru

Сочинения на Getsoch.ru

Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса М. Горького «На дне» вот уже более века вызывает вокруг себя споры. Пьеса «На дне» — это очень глубокое произведение, вскрывающее многочисленные социальные и философские проблемы человеческого общества, центральные из которых – проблема правды и человека.

В пьесе рассказывается не столько о человеческих судьбах, об отдельных личностях, сколько об идеях человеческого существования, смысла жизни, поиска правды.

С самого начала, еще даже до появления странника Луки, завязываются споры о человеке. Герои рассуждают о свободе и о том, какова жизнь человека. Квашня с первых страниц провозглашает себя свободной женщиной, а Клещ надеется на обретение свободы, на то, что он вырвется «со дна», как только его жена, Анна, умрет. Однако, все эти герои живут в своем собственном мирке, не обращая внимания ни на кого другого. Именно поэтому первые разговоры почти не связаны одной идеей.

Читайте так же:  Как подтвердить факт проживания по адресу

Но все меняется, как только в мирную размеренную жизнь ночлежки вторгается странник Лука. С его появлением развивается идейная часть пьесы. Лука сразу провозглашает: «я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха». Для него – все равны, все заслуживают и сочувствия, и, главное, истинного, человеческого уважения. И именно Лука старается привнести изменения в сердца обитателей ночлежки.

Он с сочувствием относится к мечтам Насти об искренней и чистой любви, которую та обрела лишь в своих фантазиях, в своих мечтах. Он искренне пытается помочь Анне, жене Клеща, обрести покой перед своей смертью. Анна, которая за всю свою жизнь едва видела что-либо хорошее, верит обещаниям Луки о светлой загробной жизни. Актеру Лука говорит, что существует лечебница, где бесплатно могут вылечить от алкоголизма. Наконец, Ваське Пеплу он обещает спокойную вольную жизнь в Сибири со своей возлюбленной Наташей.

Но сразу становится ясно: Лука лицемерит. Он, как его называл сам М.Горький, «жулик». «Он, собственно ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова утешения», — так писал автор об им же созданном герое. Именно это и обусловливает причину разделения обитателей ночлежки на два лагеря: на тех, кто борются за правду, за уважение к человеку, и тех, кто благоволит философии Луки.

Первые обличают Луку. Бубнов называет его «шарлатаном». Сатин говорит, что «надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… уважать надо!» Уважение человеческого достоинства – вот их лозунг. Для них – лучше знать правду, ведь «правда – бог свободного человека!», а «ложь – религия рабов и хозяев».

Но, в то же время, глядя на судьбу этих людей, оказавшихся на самом дне общества, не имеющих никакой надежды, становится их искренне жаль. Поэтому, на мой взгляд, Лука не был «жуликом». Пусть он лгал, но это была ложь во блага. Он хотел, чтобы люди получили надежду. Он верил, что «человек все может, лишь бы захотел». И, я считаю, он был абсолютно прав. Смысл человеческой жизни не в поиске правде, а наоборот, правда заключается в том, что человек должен продолжать жить.

getsoch.ru

Спор о правде в пьесе «На дне» М. Горького

Жанр пьесы Максима Горького «На дне» можно определить как философскую драму. В этом произведении писателю удалось поднять множество проблемных вопросов о человеке и смысле его существования. Однако спор о правде в пьесе «На дне» стал ключевым.

История создания

Пьеса была написана в 1902 году. Это время характеризуется серьезным экономическим кризисом, в результате которого из-за закрытия фабрик рабочие оказались не у дел, а крестьяне были вынуждены нищенствовать и побираться. Все эти люди, а вместе с ними и государство, оказались на самом дне жизни. Чтобы отразить всю степень упадка, Максим Горький сделал своих героев представителями всех слоев населения. Это Барон, ставший авантюристом, бывший Актер, проститутка, слесарь, вор, сапожник, торговка, содержатели ночлежки, полицейский.

И именно среди этого упадка и нищеты задаются ключевые извечные вопросы жизни. А в основу конфликта лег спор о правде в пьесе «На дне». Эта философская проблема давно стала неразрешимой для русской литературы, за нее брались Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов и многие другие. Однако Горького нисколько не испугало это положение дел, и он создал произведение, лишенное дидактизма и морализаторства. Зритель сам вправе сделать свой выбор, выслушав различные точки зрения, которые высказывают герои.

Спор о правде

В пьесе «На дне», как уже было сказано выше, Горький не просто изображал ужасную действительность, основным для писателя стали ответы на важнейшие философские вопросы. И в итоге ему удается создать новаторское произведение, которое не знало себе равных в истории литературы. На первый взгляд повествование кажется разрозненным, бессюжетным и фрагментарным, однако постепенно все кусочки мозаики складываются, и перед зрителем разворачивается столкновение героев, каждый из которых является носителем своей правды.

Читайте так же:  Приказ 278н

Многогранна, неоднозначна и неисчерпаема такая тема, как спор о правде в пьесе «На дне». Таблица, которую можно было бы составить для большего ее понимания, включила бы в себя трех персонажей: Бубнова, Луку и Сатина. Именно эти персонажи ведут жаркие дискуссии о необходимости правды. Понимая невозможность ответа на этот вопрос, Горький вкладывает в уста этих героев разные мнения, которые равноценны и равнопривлекательны для зрителя. Невозможно определить позицию самого автора, поэтому эти три образа критики трактуют по-разному, и до сих пор нет единого мнения относительно того, чья же точка зрения на правду верна.

Вступая в спор о правде в пьесе «На дне», Бубнов придерживается мнения о том, что ключом ко всему являются факты. Он не верит в высшие силы и высокое предназначение человека. Человек рождается и живет лишь для того, чтобы умереть: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…» Этот персонаж безнадежно отчаялся в жизни и не видит ничего радостного в будущем. Правда для него заключается в том, что человек не может сопротивляться обстоятельствам и жестокости мира.

Для Бубнова ложь неприемлема и непонятна, он считает, что говорить нужно только правду: «И почему люди врать любят?»; «По-моему, вали всю правду, как она есть!» Он открыто, без стеснений высказывает свое мнение, не оглядываясь на других. Философия Бубнова правдива и безжалостна к человеку, он не видит смысла в помощи ближнему и заботе о нем.

Для Луки главное не правда, а утешение. Стремясь привнести в безнадегу повседневной жизни обитателей ночлежки хоть какой-то смысл, он дает им ложную надежду. Его помощь заключается во лжи. Лука хорошо понимает людей и знает, что нужно каждому, исходя из этого и дает обещания. Так, он рассказывает умирающей Анне о том, что после смерти ее ждет покой, Актеру внушает надежду на излечение от алкоголизма, Пеплу сулит лучшую жизнь в Сибири.

Лука предстает одной из ключевых фигур в такой проблеме, как спор о правде в пьесе «На дне». Реплики его полны сочувствия, успокоения, но в них нет и слова правды. Этот образ один из самых неоднозначных в драме. Долгое время литературоведы оценивали его только с отрицательной стороны, но сегодня многие усматривают в действиях Луки и положительные моменты. Его ложь утешает слабых, неспособных сопротивляться жестокости окружающей действительности. Философия этого персонажа в доброте: «Человек может добру научить. Пока верил человек — жил, а потерял веру — и удавился». Показательной в этом отношении считается история о том, как старец спас двух воров, когда отнесся к ним по-доброму. Правда Луки — в жалости к человеку и желании дать ему надежду, пусть и иллюзорную, на возможность лучшего, которая помогала бы жить.

Сатина считают главным противником Луки. Именно эти два персонажа ведут главный спор о правде в пьесе «На дне». Цитаты Сатина резко контрастируют с высказываниями Луки: «Ложь – религия рабов», «Правда – бог свободного человека!»

Для Сатина ложь неприемлема, так как в человеке он видит силу, стойкость и способность все изменить. Жалость и сострадание бессмысленны, люди в них не нуждаются. Именно этот персонаж произносит знаменитый монолог о человеке-боге: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Это — великолепно! Это звучит — гордо!»

В отличие от Бубнова, также признающего только правду и отрицающего ложь, Сатин уважает людей, верит в них.

Таким образом, спор о правде в пьесе «На дне» является сюжетообразующим. Горький не дает четкого разрешения этого конфликта, определить, кто прав, должен каждый зритель для себя. Однако нельзя не отметить, что финальный монолог Сатина слышится одновременно гимном человеку и призывом к действиям, направленным на изменение ужасающей действительности.

fb.ru


Обсуждение закрыто.