Спор афины с посейдоном миф

Спор афины с посейдоном миф

Спор афины с посейдоном миф

Молодые Боги, учитывая суровые ошибки предков, учились жить сообща, не составляя поспешных заговоров, направленных на убийство соперников. Они лишь иногда вступали в споры насчет собственности, будь то земля или супруга. Обычно, благодаря вмешательству Зевса, эти мелкие ссоры удавалось решить дипломатическим путём, но иногда юмор и готовность понять причины поступков соперников уступали место столь низменным чувствам, как гордыня и алчность.

Однажды такой конфликт разгорелся между Посейдоном и Афиной, ясноглазой дочерью Зевса. Это было в очень давние времена. Тогда, когда получеловек-полузмей по имени Кекропс только основал город Аттику и стал её первым царём. Когда до ушей Посейдона дошло, что Афина неофициально упоминает Аттику среди своих личных владений, морской Бог приказал Кекропсу как можно скорее собрать подданных и сообщил им, что если Зевс решил засорять Вселенную привилегированными отпрысками, на то его право. Но до тех пор, пока подобная привилегия не сталкивается с его, Посейдона, правами. Он, повелитель океанов и хозяин рек, покажет жителям Аттики, кто из Богов действительно достоин поклонения. Посейдон бросил вызов Афине — тот кто одарит Аттику лучше, тот и станет законным покровителем города.

Рассказчики разделяются во мнении, что же именно Посейдон показал удивлённой толпе. Некоторые говорят, что он ударил в акрополь своим трезубцем и из цельной скалы забил фонтан солёной воды. Другие же уверяют, что на самом деле оттуда появилась лошадь — в те времена неведомое создание в мире смертных. С чего бы ни начал Посейдон, с дара или с демонстрации ужасающей силы, этого оказалось достаточно. Афина дождалась своей очереди, воткнула свой посох в землю и из него выросло оливковое дерево. Элегантность подобного акта созидания погрузила толпу в почтительное молчание.

Посейдон разъярился. Ворвавшись на Олимп, он потребовал от бессмертных высказать своё мнение. Все стали свидетелями поединка между ним и Афиной, так кому, по их мнению, должны поклоняться аттиканцы: ей или ему. Вопрос привёл Богов в замешательство. Опасным было не угодить Посейдону, но, с другой стороны, перспектива столкновения с дочерью Зевса казалась столь же непривлекательной.

После долгих пожиманий плечами и увиливаний Боги переложили всю ответственность на Кекропса, вызывали его и поинтересовались, что он думает. Кекропс сообщил, что вынес этот вопрос на голосование среди жителей города, все мужчины проголосовали за Бога Морей, а все женщины выбрали Покровительницу искусств и Богиню мудрой войны. Случилось так, что женщин в Аттике было ровно на единицу больше, чем мужчин, поэтому престарелый король отдал победу Афине. После этих слов Посейдон вспылил и залил Аттику потоком дождей. Город, однако, был восстановлен благодаря заботе свой новой покровительницы и возродился под именем Афины — столица мира смертных. Рассказывают, что непредсказуемый Бог Морей мог бы совсем затопить Аттику, если бы в знак примирения Афина не решила лишить женщин города права голоса, а мужчинам запретить носить имена своих матерей.

Почему же аттиканцы присудили победу Афине? На самом деле всё очень просто, что бы ни подарил Посейдон городу: источник солёной воды или коня, этот дар показался жителям города бесполезным. Солёную воду нельзя пить, да и недостатка в воде горожане не испытывали, а лошадь — животное, использовать которое аттиканцы не умели, лишь со временем приспособили они лошадь для езды и домашнего хозяйства. А вот маслины, растущие на дереве, подаренном Афиной, сразу же понравились жителям города. Они имели специфический, но приятный вкус, и содержали масло, которое и по сей день добывается из плодов этого растения и имеет огромное значение для греков.

Сказывают, будто на самом деле Афина и Посейдон в итоге разрешили разногласия, став заговорщиками в куда более зловещем споре, кульминацией которого стал бунт против самого Зевса, возглавляемый его женой Герой.

Продолжение истории читайте в мифе Ревность Геры к Богине Лето

knch.ru

Все о Греции

Греция колыбель не только цивилизации, но и мифологии. Всё здесь наполнено мифами и легендами, и город Афины – не исключение. В данной статье мы бы хотели рассказать вам о нескольких мифах, окутывающих столицу.

Миф о происхождении названия города

Начнем, пожалуй, с самого известного – миф о происхождении названия города. Однажды некий финикиец Кекропс пришел в Грецию, где основал прекрасный город. И все верховные боги захотели стать его покровителями, но после общего совета большинство из них отказались от своего намерения. И только Нептун и Афина продолжали спорить. Решили, город будет назван именем того, кто преподнесет ему лучший подарок. Тогда Нептун ударил трезубцем о землю, и оттуда забил источник воды. Однако вода эта оказалась морской и непригодной для питья. Афина же подарила городу оливковое дерево, и выиграла спор. Чтобы увековечить свою победу над соперником, Афина дала городу свое имя, и городские жители с тех пор стали считать ее своей небесной покровительницей.
Следующий миф непосредственно связан с предыдущим. После того, как Афина подарила городу оливковое дерево, из него выросло ещё 12 ростков, которые были названы Мории (Μορίες). По легенде, сын Посейдона Галиррофий задумал отомстить за поражение отца и срубить все деревья. Однако не успел он поднять над ними свой топор, как упал замертво. С тех пор древние греки верят, что оливковое дерево в доме – надежный оберег и символ защиты от бед и несчастий.

Миф о создании Эрехтейона

Следующий миф повествует об истории создания Эрехтейонахрама Афины и Посейдона на горе Акрополь. По преданию, в этом храме находилась деревянная статуя Афины, упавшая с неба, а во дворе храма росла священная олива, подаренная городу Афиной, и бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон. Само же название Эрехтейон происходит от имени царя Афин Эрихтония. Как повествует древний миф, Эрихтоний был сыном богини земли Геи и бога-кузнеца Гефеста. Младенцем Эрихтоний был взят богиней Афиной на воспитание, а позже отдан дочерям первого царя Аттики Кекропа — Аглавре, Герсе и Пандроссе. Афина отдала ребенка в закрытом ларце и строго-настрого запретила его открывать. Но Герса и Аглавра из любопытства все-таки заглянули в ларец, и при виде божественного младенца потеряли рассудок. Охваченные страхом и безумием, девушки бросились вниз со скалы Акрополя. Ну, а Эрихтоний, возмужав, стал царем Афин.

Миф о происхождении горы Ликабет

Ну и последний миф – о происхождении горы Ликабет, более известной под названием Ликавитос. Миф гласит, что однажды богиня Афина несла в руке гору, которую хотела поставить на Акрополе. Однако ворон принес ей плохое известие, и богиня от досады бросила гору, которая стоит там и поныне. А вороны с тех пор стали черными от излившегося на них гнева богини.

vseogrecii.ru

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
На всю Лидию [1] славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
— Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
— Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный [2]. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.

Читайте так же:  Все нотариусы хабаровский край

[1] Государство в Малой Азии, разгромленное персами в VI в. до н.э.
[2] Сцена спора Афины с Посейдоном была изображена на фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени.

mify.org

Миф о Посейдоне и Афине

(видео для школьного сообщения)

В древнегреческой мифологии имеется удивительная история о том, как поспорил Посейдон с Афиной. По легенде, Кекроп воздвиг город и решил, что его покровителем достоин стать либо Посейдон, либо Афина.

Только никак он не мог определиться с тем, кто же станет единственным покровителем города. С одной стороны, Афина – богиня мудрости и способна дать жителям миролюбие. С другой стороны, Посейдон – покровитель морей, мог бы стать достойным помощником для местных жителей в вопросах их пропитания и защитником населения за счет моря.

Тогда богами было решено — покровителем будет тот, кто преподнесет для местных жителей достойный подарок. Первым свой подарок преподнес Посейдон, ударив трезубцем в землю. Забил источник воды, только она не была пригодна для питья. На второй раз ударил покровитель морей и появились кони – верные спутники для воинов города.

Свой подарок преподнесла и Афина – удивительное оливковое дерево, усыпанное плодами, которое сумело пробиться сквозь толщу камней, доказав, что и на каменистой почве можно выращивать растения.

Все подарки оказались хороши, тогда было решено спросить самих местных жителей, кого они видят покровителем своего города. Было проведено голосование среди всех жителей. Мужчины отдали голоса Посейдону, что справедливо, а вся женская половина города – Афине. Только в городе этом было на одну женщину больше.

Победа была за Афиной, она стала главной покровительницей созданного города. Так был разрешен спор между Афиной и Посейдоном.
Рассердился Посейдон и решил затопить город, тогда испугались местные жители и воздвигли в честь покровителя морских пучин храм.

Пока развивалась эта история, местное население научилось возделывать землю, плавать по морю, заниматься промышленным делом и умению воевать.

Напишите пожалуйста в комментариях помогла ли вам эта информация. Если нет, то чего вам не хватило.

www.mifinarodov.com

Рене МЕНАР

Глава 27
Афина Паллада

Миф о рождении Афины Паллады. — Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). — Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. — Тип и отличительные признаки Афины Паллады. — Статуя Афины Паллады работы Фидия. — Богиня Афина и бог Эрот. — Миф о флейте сатира Марсия. — Афина-работница: миф о лидийке Арахне. — Великие Панафинеи.

Афина Паллада древнегреческого скульптора Фидия, копия. NB Под щитом Афины Паллады — змея, один из символов богини Афины. <Фото: (Creative Commons license): william.neuheisel>

АФИНА ПАЛЛАДА

Миф о рождении Афины Паллады. — Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). — Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. — Тип и отличительные признаки Афины Паллады. — Статуя Афины Паллады работы Фидия. — Богиня Афина и бог Эрот. — Миф о флейте сатира Марсия. — Афина-работница: миф о лидийке Арахне. — Великие Панафинеи.

Миф о рождении Афины Паллады

Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада (в римской мифологии — богиня Минерва) была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка — «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.

Зевс (Юпитер), напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил.

Спустя несколько времени Зевс (Юпитер) почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. Зевс попросил бога Гефеста (Вулкана) раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада — «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.

Богиня родов Илифия помогает Зевсу (сидит) родить Афину Палладу из его головы.
Справа от Зевса: Илифия, Геракл, Арес. Слева от Зевса: Гефест (бежит), Гера, Посейдон, Аполлон. NB Над головой богини Геры летит кукушка — ее символ; бог Посейдон держит трезубец; бог Аполлон играет на лире.

Читайте так же:  Обыск у адвокатов

Несколько памятников античного искусства (между прочими — Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Афины Паллады.

Афина Паллада есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса (Юпитера). Афина Паллада — сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как богиня Афина родилась не от матери, а прямо из головы Зевса (Юпитера), то Афине Палладе чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти. Афина Паллада — вечная девственница, любимица Зевса (Юпитера), его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.

Здраво и ясно смотрит Афина Паллада на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Афина Паллада всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и Пенелопы, руководительницей Телемаха.

В богине Афине как бы олицетворяется человеческая культура. Богиня Афина изобрела много полезных предметов, как-то: плуг и грабли. Афина научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Мифы древней Греции полагают, что Афина Паллада первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное.

Афина Паллада научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала Аргонавтам все время, пока продолжался их знаменитый поход.

Афина Паллада — богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель. Этим Афина Паллада отличается от бога войны Ареса (Марса), которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение войны.

Богиня Афина является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней. Афина Паллада обладает зорким глазом. Поэты античности называли богиню Афину «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой».

Афиной Палладой был учрежден Ареопаг. Богиню Афину почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.

Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей)

Когда богиня Гея (Земля), родив от бога Гефеста сына Эрихтония (иначе — Эрехтея), бросила его на произвол судьбы, Афина Паллада подобрала Эрихтония и воспитала. По греческому мифу, Эрихтоний походил одною половиною своего туловища, а именно — его нижней частью, на змею.

Богиня Гея передает новорожденного Эрихтония (Эрехтея) Афине Палладе. Слева изображен бог Гефест, отец Эрихтония. Бог Гефест держит кузнечные щипцы. В воздухе порхают две богини Ники. Справа — взрослый Эрихтоний.

Богиня Афина, занятая постоянно войнами, положила ребенка в корзину и поручила Эрихтония на время дочерям Кекропса, запретив им открывать корзину. Но две из дочерей Кекропса, вопреки советам старшей, Пандросы, мучимые любопытством, открыли корзину с Эрихтонием и увидали там спящего ребенка, обвитого змеей, которая тотчас же ужалила любопытных девушек.

Эрихтоний был поручен богиней Афиной Пандросе, дочери Кекропса, и вырос под ее наблюдением. Желая выказать Пандросе, а также и богине Афине свою благодарность, Эрихтоний выстроил в городе Афинах храм, одна половина которого была посвящена Афине Палладе, а другая Пандросе.

Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном

Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города — богиню Афину (Минерву) или бога Посейдона (Нептуна). Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами — Афиной и Посейдоном.

Древнегреческий скульптор Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона (храма Афины) этот спор. Куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.

Бог Посейдон и богиня Афина спорят о покровительстве над Аттикой.

Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Бог Посейдон (Нептун) ударил землю своим трезубцем, и появился источник морской воды. Затем Посейдон сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он, Посейдон, будет избран, станет племенем мореплавателей и воинов. Но богиня Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара копья Афины по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что народ богини Афины будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности.

Царь Афин Кекропс обратился тогда к народу, прося его самого решить, которого из богов народ Афин желает избрать своим покровителем. Народ прибегнул к всеобщему голосованию, причем все мужчины подавали голос за бога Посейдона, а женщины — за богиню Афину. Одной женщиной оказалось больше, богиня Афина одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Посейдона (Нептуна), пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли храм и Посейдону. Вот каким образом афиняне в одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.

Тип и отличительные признаки Афины Паллады

Афина Паллада была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Античный культ богини Афины существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.

Сохранилось много античных монет с изображением головы Афины Паллады (у римлян — богини Минервы). На одной из древнереческих монет изображена также сова — птица богини Афины, ее символ (сова Минервы).

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия — Афина Парфенонская. Черты лица статуи Афины Паллады работы Фидия стали прототипом всех статуй богини Афины у древних греков и богини Минервы у древних римлян. Знаменитый ваятель Фидий изобразил Афину Палладу со строгими, правильными чертами. У Афины Фидия высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы, просто откинутые по сторонам лица, и вьются слегка по плечам.

Афина Паллада (Минерва) часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что богиня примирилась с богом Посейдоном (Нептуном), которому была посвящена лошадь.

Богиня Афина всегда носит эгиду. На эгиде Афины Паллады помещена голова Медузы Горгоны. Афина всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный.

На одной из античных камей на Афине Палладе, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей.

Иногда на монетах шлем богини Афины украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Афина Паллада всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие богини Афины (Минервы) — копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Зевса (Юпитера). Афина Паллада также часто держит на руке статую Ники — богини победы.

Художники античности изображали охотнее всего Афину Палладу. На самых древних памятниках античного искусства богиня Афина изображается с поднятым щитом и копьем.

Эгида Афины Паллады, которую богиня всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую богиня прикрепила голову Медузы Горгоны. Иногда эгида заменяет богине Афине щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Афина должна носит эгиду как отличительный признак. На статуях древнегреческой архаики Афина Паллада употребляет эгиду вместо щита. В эпоху золотого века древнегреческого искусства Афина Паллада носит эгиду на груди.

Голова Медузы Горгоны — также один из отличительных признаков богини Афины и изображается или на эгиде, или на шлеме. Голова Медузы Горгоны должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами Афины Паллады, когда богиня появлялась перед ними. На одной древнеримской фреске, открытой в Геркулануме, богиня Минерва одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; Минерва закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Читайте так же:  Посмотреть штрафы за парковку

Статуя Афины Паллады работы Фидия

Знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота.

Богиня Афина скульптора Фидия стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Афина держала в одной руке копье, а в другой — статую богини победы Ники.

На шлеме у нее был сфинкс — эмблема божественного разума. По бокам сфинкса были изображены два грифона. Над забралом статуи Афины работы Фидия — восемь коней, несущихся во весь опор, — символ быстроты мысли.

Голова и руки статуи Фидия были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город Афины в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем.

На наружной стороне щита, поставленного у ног богини Афины, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне — борьба богов с великанами. Миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале статуи Фидия.

Богиня Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию древнегреческого автора Павсания, дошедшему до нас.

Прекрасная бронзовая статуя богини Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых античных статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

Богиня Афина и бог Эрот

Целомудренная богиня Афина никогда не изображалась античными художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют Афину в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса», то это по незнанию древних традиций.

Богини Афины никогда не касались стрелы бога Эрота, который ее всегда избегал и оставлял в покое.

Богиня любви Афродита (Венера), недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала Эрота за это упреками.

Эрот оправдывается, говоря: «Я боюсь Афину, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к Афине, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у Афины на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и дрожа бегу от нее» (Лукиан).

Флейта Марсия

Богиня Афина нашла однажды оленью кость, сделала флейту и стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие.

Заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, богиня Афина, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть.

Флейту Афины нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого бога Аполлона на состязание с ним. Марсий не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

Афина-работница: миф о лидийке Арахне

Когда богиня Афина является покровительницей ремесел и всяких женских работ, она носит название Афины-работницы, или Эрганы (по-древнегречески).

Тканье разных тканей было одним из главных промыслов афинян, но азиатские ткани всегда ценились выше по тонкости и изяществу работы. Это соперничество между двумя странами породило поэтический миф о соперничестве между Арахной и богиней Афиной.

Арахна-паук. Иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1860-е гг.

Арахна была незнатного происхождения. Отец Арахны был простой красильщик родом из Лидии (область в Малой Азии), но Арахна славилась своим искусством ткать красивые и тонкие ткани. Арахна умела ровно и быстро прясть, а также украшать свои ткани всевозможными вышивками.

Всеобщие похвалы так вскружили Арахне голову и она начала так гордиться своим искусством, что вздумала состязаться с богиней Афиной, хвастаясь, что она может ее победить. Богиня Афина, приняв вид старухи, пришла к гордой ткачихе и стала доказывать Арахне, как опасно для простой смертной оспаривать первенство у богини. Арахна ей дерзко ответила, что, явись перед нею сама богиня Афина, она сумеет и ей доказать свое превосходство.

Богиня Афина приняла этот вызов, и они принялись за работу. Афина-Эргана выткала на своем станке историю своей распри с богом Посейдоном, а дерзкая Арахна изобразила на своих тканях разные любовные похождения и превращения богов. При этом работа Арахны была исполнена с таким совершенством, что богиня Афина не могла отыскать в ней ни малейшего недостатка.

Рассердившись и забыв, что она должна быть справедлива, Афина-Эргана в пылу гнева ударила ткачиху Арахну челноком по голове. Арахна не могла перенести подобного оскорбления и повесилась.

Богиня Афина превратила Арахну в паука, который вечно ткет свои тончайшие паутины.

Этот миф древней Греции указывает на превосходство восточных тканей: Арахна, лидийка по происхождению, все же одержала победу над афинской Эрганой. Если лидийка Арахна и была наказана, то не как работница, а только за свое высокомерное желание тягаться с богиней.

Великие Панафинеи

Праздник, известный под названием Великие Панафинеи, был учрежден в Афинах в честь Афины Паллады, защитницы и покровительницы этого города.

Великие Панафинеи были, несомненно, самым большим и древним народным праздником. Великие Панафинеи праздновались каждые четыре года, и в них принимали участие все афиняне.

Праздник Великие Панафинеи продолжался с 24-го по 29-е число древнеаттического месяца Гекатомбеона (половина июля и августа).

Первый день Великих Панафиней был посвящен музыкальным состязаниям, которые происходили в Одеоне, построенном по повелению Перикла. В Одеон собирались всевозможные певцы, музыканты с их разнообразными инструментами и поэты.

Другие дни Великих Панафиней были посвящены гимнастическим и конским состязаниям, причем победителя награждали венком из оливковых ветвей и красиво расписанными сосудами, наполненными драгоценным оливковым маслом.

Самая торжественная часть праздника Великие Панафинеи происходила в день рождения богини Афины — 28-го числа месяца Гекатомбеона. В этот день устраивалось шествие, в котором принимали участие не только все взрослые, но и дети.

Во главе процессии шли юные афинянки, они несли новое платье для статуи богини Афины — шафранного цвета пеплос. В продолжение девяти месяцев все знатные афинянки работали над ним, украшая его всевозможными вышитыми и вытканными узорами. За ними шли другие афинские девушки (канефоры), неся на головах священные сосуды. Вслед за канефорами появлялись жены и дочери афинских вольноотпущенников и чужестранки — они не имели права нести священные сосуды и могли только держать вазы и сосуды с вином, а также складные стулья для знатных жен.

Почтенные старцы, роскошно одетые за счет города, следовали за ними с оливковыми ветками в руках; затем — устроители и распорядители праздника; мужчины с ветками и сосудами с оливковым маслом; быки, предназначенные в жертву богине Афине; дети, ведущие украшенного барана; музыканты и певцы.

Шествие заключали великолепные колесницы, запряженные четверками; ими управляли знатные юноши и всадники на прекрасных конях, в память того, что Афина Паллада первая научила запрягать и управлять лошадьми.

Отдельные группы этого шествия были изваяны на фронтоне и фресках Парфенона Фидием, и часть этих барельефов сохранилась до наших дней.

Афине Палладе были посвящены:

  • оливковое дерево,
  • петух, раннее пение которого будит людей труда,
  • змея, символ ума и обдуманности,
  • сова, от проницательных глаз которой ничего не остается скрытым во мраке ночи.
  • Эпитет «совоокая» придавали древнегреческие поэты и самой богине Афине.

    zaumnik.ru


Обсуждение закрыто.