Списание неустойки по 44-фз

Списание неустойки по 44-фз

Новые правила списания неустоек для заказчиков по 44-ФЗ

Одна из антикризисных мер правительства на 2016 год – списание неустоек. То есть, начисленные по контрактам неустойки списываются и поставщики (подрядчики, исполнители) фактически освобождаются от обязанности их уплаты. Подробности — в статье.

В 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Списание неустоек по 44-ФЗ в 2016 году

Порядок списания заказчиками в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам утвержден приказом Минфина России от 12.04.2016 № 44н «О Порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (вступил в силу 6 июня 2016 года).

В рамках июня и последующих месяцев заказчик на законных основаниях может списать суммы или предоставить поставщику отсрочку уплаты штрафов, пеней, неустоек.

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 установлены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 г. отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Срок действия нового Постановления ограничен 01.01.2017. Документ действовал в 2015 г. (Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты. » уточняется, на какую задолженность распространяется списание начисленных сумм.

Случаи, когда можно списать задолженность:

  • если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5% цены контракта;
  • если общая сумма неуплаченной задолженности превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20 % цены контракта, и до окончания 2016 года поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатил 50% задолженности.
  • Подробнее изменения и условия, при которых можно списать суммы, комментирует эксперт Станислав Грузин, ведущий вебинара «Изменения в Контрактной системе. Обзор за II квартал 2016 года»:

    Интересные разъяснения специалистов Минэкономразвития РФ

    Списание задолженностей по неустойкам и предоставление отсрочек по их уплате являются не правом, а обязанностью заказчиков при условии, что имеются все необходимые документы (акты приема-сдачи результатов работ, акты сверки и др.) (Письма Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-350, от 25.11.2015 № Д28и-3373, от 03.07.2015 № Д28и-1941, от 22.06.2015 № Д28и-1815). Хотя Письма выпущены применительно к Постановлению Правительства РФ N 196, но остаются актуальными и в отношении 2016 года.

    Отсрочка уплаты и списание задолженностей по неустойкам допустимы только в случае исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом. Соответственно, если контракт расторгнут по соглашению сторон, принятие названных мер невозможно (Письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 № Д28и-2194).

    К незавершенным обязательствам по контракту рассматриваемые меры не применяются (Письмо Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3764). Из этого письма следует, что отсрочка не предоставляется, списание не производится в случае, если неустойка начислена по контракту, срок исполнения которого приходится на 2017 г. Таким образом, не имеют значения дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей, например, к проведению работ. Важно, чтобы срок их завершения приходился на 2015 и 2016 гг.

    Списанию подлежит неуплаченная задолженность. В случае если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным неустойкам была произведена оплата, решение о ее списании не принимается, денежные средства организации не возвращаются (Письмо Минфина России от 27.10.2015 № 02-02-04/61548).

    В случае если условиями контракта предусмотрены этапы его исполнения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать отсрочки уплаты и списания задолженности только после исполнения всех этапов, установленных контрактом (Письмо Минэкономразвития России от 20.08.2015 N Д28и-2553). Решение о предоставлении отсрочки уплаты и списании задолженности:

  • принимается вне зависимости от наличия соответствующего положения в контракте (Письмо Минэкономразвития России от 04.06.2015 № Д28и-3869);
  • не требует внесения изменений в контракт (Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2015 № Д28и-1842).
  • Если поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнил обязанности по государственному (муниципальному) контракту в 2015 и 2016 гг., он вправе рассчитывать на списание неустойки либо предоставление отсрочки по ее уплате. При этом не имеют значения установленный контрактом срок завершения работ, дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей по нему. Важно, чтобы были надлежащим образом оформлены документы, подтверждающие завершение исполнения обязательств, и подписан акт сверки задолженности по неустойке.
  • Списание задолженности является обязанностью заказчиков, неисполнение которой можно оспорить в судебном порядке.
  • В случае если размер неустойки превышает 20% цены контракта, списание задолженности и предоставление отсрочки по ее уплате не применяются. Однако, обратившись в суд, можно попытаться доказать, что сумма неустойки явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и просить арбитров снизить ее на основании ст. 333 ГК РФ.
  • Читайте так же:  Найти жалобу на сайте фас

    school.kontur.ru

    О списании сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам за 2015-2016 годы.

    В Государственной Думе Российской Федерации во вторник 3 апреля 2018 года рассмотрен проект федерального закона № 344300-7 «О внесении изменения в статью Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Авторы проекта в пояснительной записке напоминают, что Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», было предусмотрено что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации .

    часть 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ

    «6.1. В 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».

    Такие случаи и порядок были предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», утратившим силу с 1 января 2017 года .

    Согласно данному постановлению, списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространялось на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществлялось в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

    Поскольку часть 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, предусматривавшая предоставление заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), утратила силу, предлагается законодательно закрепить за заказчиками возможность списания задолженности по государственным и муниципальным контрактам, возникшей в 2015 и (или) 2016 годах.

    часть 42.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ

    «42.1. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.»

    На данный момент проект рассмотрен и принят во втором чтении депутатами Государственной Думы Российской Федерации.

    Автор: Скульбин Георгий

    ©Информационный портал закупок

    Текст проекта федерального закона 344300-7 «О внесении изменения в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    во втором чтении

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О внесении изменения в статью 112

    Федерального закона «О контрактной системе в сфере

    закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

    государственных и муниципальных нужд»

    Внести в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; 2015, № 1, ст. 51; № 29, ст. 4342, 4375; 2016, № 15, ст. 2058; № 27, ст. 4254; 2017, № 24, ст. 3477; 2018, № 1, ст. 59, 88) изменение, дополнив ее частью 42 1 следующего содержания:

    «42 1 . Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.».

    zakupki-portal.ru

    Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее по тексту — Закон о контрактной системе) по своему существу призван защищать интересы государственных и муниципальных заказчиков на всех этапах проведения закупки. В свою очередь, поставщики и исполнители лишены стойкого механизма защиты, и за любой проступок награждаются как гражданско-правовой ответственностью, так и риском попасть в нежелательный реестр недобросовестных поставщиков.

    Однако, 2015 и 2016 года принесли поставщикам и исполнителям некое облегчение и позволили, хоть и ненадолго, но вздохнуть спокойно. В целях снижения финансовой нагрузки, для поставщиков (исполнителей) Правительством РФ были разработаны антикризисные меры, которые позволяли в случае нарушений условий контракта избавиться от причитающихся штрафов и неустоек, путем их благополучного списания в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ.

  • когда общая сумма неустоек не превышает 5 процентов цены контракта, осуществляется списание;
    • когда общая сумма неустоек превышает 5 процентов цены контракта, но не более 20 процентов цены контракта, заказчик обязывался либо предоставить отсрочку уплаты до завершения текущего финансового года, либо осуществить списание 50% от задолженности при условии, что оставшаяся половина будет уплачена до конца текущего финансового года;
    • когда общая сумма неустоек превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты до окончания текущего финансового года.
      1. регламент списания неустойки и предоставления отсрочки по ее погашению распространялся только в отношении исполнителей и поставщиков, которые закончили в полном объеме в 2015 или 2016 году исполнение своих обязательств по контрактам;
      2. в целях применения перечисленных оснований для списания и/или острячки, срок исполнения, установленный сторонами в контрактах, не принимался во внимание, поскольку в данном случае оценивается только срок реального (фактического) исполнения обязательств;
      3. данные правила распространялись на учтенную задолженность поставщика вне зависимости от даты ее образования;
      4. если поставщик произведет полную оплату по начисленным неустойкам в досудебном порядке после получения от заказчика требования об уплате неустойки, то в этом случае списание неустойки не допускается, следовательно, списанию подлежит только неуплаченная задолженность.
      5. При этом для применения заказчиком указанных положений не требовалось заявления контрагента по контракту — поставщика. Такие действия должны были быть выполнены заказчиком самостоятельного, в силу прямого указания актов, действовавших в тот период времени.

        Таким образом, в период действия контракта, списание задолженностей по неустойкам и предоставление отсрочек по их уплате являлось не правом, а обязанностью заказчика. Кроме того, в силу п. 4 Постановления № 190, применяется уведомительный характер списания неустойки. Такой вывод следует из писем Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-350, от 25.11.2015 № Д28и-3373, от 03.07.2015 № Д28и-1941, от 22.06.2015 № Д28и-1815.

        Данная позиция поддерживается, в том числе, судебной практикой: постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 г. № 09АП-64307/2016-ГК по делу № А40-163612/2016; постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 № Ф04-28134/2015 по делу № А46-3302/2015; постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2016 № Ф06-6317/2016 по делу № А06-4184/2015.

        Но обязаны ли поставщики (исполнители) незамедлительно переводить свои деньги в счет погашения неустоек?

        Предъявляя данные требования по истечению срока действия Постановлений Правительства РФ, предусматривавших отсрочку выплаты и/или списание неустойки, заказчики действуют в нарушение ст. 10 Гражданского кодекса РФ — злоупотребляют своими правами, так как налагают по своей неосмотрительности (несвоевременного предъявления требований) дополнительные имущественные обременения, которые при своевременности рассмотрения вопроса не должны были предъявляться поставщику в рамках установленного законом срока.

        В результате таких действий поставщик оказывается фактически лишенным в настоящее время возможности реализации права на рассрочку (и/или списание) неустойки за просрочку исполнения обязательств, в связи с истечением срока действия рассматриваемых Постановлений Правительства РФ с «01» января 2017 года. Данная ситуация ставит заказчика в преимущественное положение перед поставщиком, лишая права на защиту и реализацию своих прав.

        Дополнительно обратимся к положениям Гражданского кодекса, в пункте 2 статьи 4 «Действие гражданского законодательства во времени», которого сказано, цитирую: «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса». Обращаясь к пункту 2 специальной статьи 422 Гражданского кодекса «Договор и закон», раскрываем, цитирую: «если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров». Исходя из буквального толкования названной нормы права, следует, что новая редакция нормативных правовых актов не силе разрушить императивные нормы, распространяющиеся и действующие до его введения.

        Вывод Expert’a:

        Таким образом, прекращение действия указанных выше нормативных актов само по себе не может отменить основания для их применения, а значит, не может отменить уже возникшую обязанность заказчика. Следовательно, в 2017 году обязанность заказчика по списанию и/или отсрочки уплаты сумм неустоек по исполненным контрактам в 2016 году — не прекратилась.

        www.tender-expert.ru

        Каким образом правильно списать неустойку, которая составляет 5 % от цены контракта?

        Вопрос-ответ по теме

        Контракт исполнен в декабре 2016, акт приемки подписан сторонами 26.12.2016 с указанием суммы неустойки (пени) и дней просрока исполнения контракта, также в акте указана данная сумма неустойки, подлежащая удержанию из обеспечения исполнения контракта; приложено письмо с просьбой о списании неустойки. Сумма неустойки составляет менее 5% от цены контракта. Контрактом предусмотрена возможность о списании такой неустойки. Ввиду того, что Постановление № 190 действует до 01.01.2017 и документы поступили поздно, т.е. заказчик не успевал провести заседание комиссии по принятию решения о списании неустойки, такая неустойка была удержана (акт поставщиком был подписан). Вправе ли сейчас заказчик вернуть данную удержанную сумму поставщику?

        Постановление № 190 действует до 31 декабря 2016 года, неустойка вами была удержана из обеспечения исполнения контракта, а решение о списании неустойки вами не было принято, соответственно, полагаем, что у вас нет правовых оснований для списания неустойки теперь, сейчас заказчик может вернуть данную удержанную сумму поставщику только в судебном порядке.

        Какие особенности исполнения контрактов действуют в 2016 году

        С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесены Законом № 390-ФЗ.

      6. реструктуризация задолженностей коммерческих банков по исполнению банковских гарантий.
      7. См. также по этой теме Что изменилось в работе заказчиков федерального уровня с 20 апреля 2016 года.

        Отсрочка и списание неустоек

      8. предоставляет отсрочку их уплаты и (или)
      9. списывает начисленные суммы.
      10. В чем состоят эти условия:

        1. Отсрочить либо списать начисленные неустойки заказчик вправе только в том случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнил в полном объеме в 2015 или 2016 году все свои обязательства, за исключением гарантийных обязательств.
        2. Право списать или отсрочить начисленные неустойки не распространяется на контракты, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в специальном порядке.
        3. предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года;
        4. списывает 50 процентов неуплаченных сумм неустоек при условии, если поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатит остальные 50 процентов до окончания текущего финансового года;
        5. в) превышает 20 процентов цены контракта, то заказчик предоставляет отсрочку их уплаты до окончания текущего финансового года.

          Такое правило установлено в пункте 3 постановления № 190.

          Списание неустоек в первых двух указанных выше случаях (пункты «а» и «б») распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения. Заказчик списывает с учета задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) по его денежным обязательствам в порядке, установленном соответствующим финансовым органом: Минфином России, финансовым органом субъекта РФ или муниципального образования (п. 5 постановления № 190). Минфином России такой порядок утвержден в Приказе № 44н.

          Отсрочка и списание неустоек по контракту

          Поставщик допустил просрочку в исполнении обязательств в 2016 году, но обязательства в итоге исполнил. 30 декабря 2016 года он перечислил 50% от пеней. К заказчику информация о том, что деньги поступили на его счет от просрочившего поставщика, поступила только в январе 2017 года. Если порядок списния неустойки в 2017 году уже не действовал, что делать заказчику в такой ситуации? Обращаться ли в суд за оставшимися 50% неустойки?

          Постановлении Правительства РФ от 14 марта 2016 г. № 190, устанавливающее условия, при которых возможно списание либо отсрочка неустоек (штрафов, пеней), действовало до 31 декабря 2016 года, решение о списании неустойки вами не было принято в это время, соответственно, у вас нет сейчас правовых оснований для списания неустойки. Поэтому, только в судебном порядке теперь возможно взыскивать неустойку с подрядчика.

          Какие особенности исполнения контрактов действуют в 2016 году

          Изменения коснулись следующих вопросов:

        6. отсрочка и списание неустоек;
        7. изменение условий контракта в ходе исполнения;
        8. обеспечение исполнения контракта;
        9. Отсрочка и списание неустоек

          В 2016 году заказчик в отношении неустоек (штрафов, пеней):

          Такое правило установлено частью 6.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Оно действует до 1 января 2017 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 390-ФЗ).

          Условия, при которых возможно списание либо отсрочка неустоек (штрафов, пеней), установлены в постановлении Правительства РФ от 14 марта 2016 г. № 190.

          1. Отсрочить либо списать начисленные неустойки заказчик вправе только в том случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнил в полном объеме в 2015 или 2016 году все свои обязательства, за исключением гарантийных обязательств.

          2. Право списать или отсрочить начисленные неустойки не распространяется на контракты, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в специальном порядке.

          Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) их списание осуществляется в зависимости от размера общей суммы неуплаченных неустоек, если она:

          а) не превышает 5 процентов цены контракта, то заказчик вправе их списать;

          б) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, то заказчик:

          О предоставлении отсрочки либо списании неустойки заказчик уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) в письменной форме (п. 4 постановления № 190).

          Как обосновать решение о списании начисленной неустойки согласно приказу Минфина России от 12 апреля 2016 г. № 44н?

          Обоснуйте списание неустойки комплектом из документов:

    Обсуждение закрыто.