Соответствие экологическим нормам и правилам

Соответствие экологическим нормам и правилам

6. Экологические стандарты

Понятие «экологические стандарты» имеет в экологическом праве широкое значение. Прежде всего оно включает собственно стандарты как формы нормативных документов, в которых определяются отдельные экологические требования. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде (воде, атмосферном воздухе, почве) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее также иногда рассматриваются в качестве разновидности экологических стандартов. Аналогами таких нормативов в ряде зарубежных государств (США, Японии и др.) являются именно стандарты – стандарты качества воздуха (air quality standards), стандарты качества воды (water quality standards), стандарты шума (noise standards) и др.

В Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» о стандартах говорится в ст. 32 в связи с экологическими требованиями к продукции. В стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на состояние окружающей среды, устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процесс производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

Экологическая стандартизация – одно из активно развиваемых направлений нормативного правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования в России. В системе Госстандарта РФ принято около 50 стандартов. В качестве примеров экологических стандартов можно назвать следующие: ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ; ГОСТ 17.1.3.12-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие правила охраны вод от загрязнения при бурении и добыче нефти и газа на суше; ГОСТ 17.4.2.03-86. Охрана природы. Почвы. Паспорт почвы; ГОСТ 20286-76. Радиоактивное загрязнение и дезактивация. Термины и определения; и др.

Если нормативы предельно допустимых выбросов из стационарных источников загрязнения окружающей среды устанавливаются в форме « нормативов », то нормативы содержания определенных загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей устанавливаются в форме государственного стандарта. Они предусмотрены ГОСТом 17.2.203-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности. Ряд ГОСТов определяет допустимые уровни шумовых воздействий: ГОСТ 17229-78. Самолеты пассажирские и транспортные. Методы определения уровней шума, создаваемого на местности; ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики; и др.

На современном этапе основные требования к стандартизации определяются Законом РФ от 10 июня 1993 г . «О стандартизации». Закон подразделяет стандарты на государственные стандарты РФ; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации; стандарты отраслей и стандарты предприятий. Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции в целях обеспечения требований безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья в имущества применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также в целях совершенствования организации и управления производством.

Закон определяет критерии разработки стандартов. В соответствии со ст. 6 требования, устанавливаемые в стандартах, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг и режима труда и не должны нарушать положений, установленных законодательными актами РФ.

В отношении отражения экологических требований в разрабатываемых государственных стандартах Закон «О стандартизации» исходит из правила: если продукция, работы или услуги, на которые разрабатываются государственные стандарты, связаны или касаются охраны окружающей среды, то такие стандарты должны содержать требования по их безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья (ст. 7).

Требования, установленные государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и здоровья, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.

Соответствие продукции и услуг указанным экологическим требованиям государственных стандартов может определяться путем проведения экологической сертификации, а также маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам.

www.bibliotekar.ru

Экологические нормы: что это такое и для чего они нужны?

Окружающая среда и жилище не должны быть зонами, где здоровью может быть причинен вред. Потенциальное воздействие неблагоприятных местных факторов таких как радиация шумовое и химическое загрязнение, биологическая опасность должно быть учтено. Ведь почва, вода, стройматериалы, воздух не должны содержать токсических веществ вредных для здоровья.

Эти факторы учитывают санитарные нормы, определяющие допустимое состояние окружающей среды в зоне застройки, использование сертифицированных строительных материалов. Правила проектирования жилых помещений входят в систему нормативных документов в строительстве (СНиП), которая является федеральным нормативным документом.


Что необходимо учесть?

В СНиП указываются требования к земельному участку с учетом геологической ситуации, допустимый уровень загрязнения атмосферы, почвы и водных ресурсов, совместимый с проживанием на данной территории.

При проектировании любого жилого комплекса должны устанавливаться определенные зоны отчуждения от промышленных объектов, крупных автомобильных и железнодорожных магистралей и других объектов, наносящих вред здоровью людей.

Согласно правилам, строить жилой дом можно на удалении 100 метров от железной дороги, причём в этой зоне должны быть сделаны насаждения деревьев в шахматном порядке, а если установлен шумовой экран, то расстояние может составлять и 50 метров.

Предприятия должны отделяться от жилой застройки санитарно-защитными зонами, ширина которых устанавливается с учётом санитарной классификации предприятия и начинается от 50 метров. Завод, сильно загрязняющий атмосферу, должен находиться не ближе одного километра от жилых домов.ВВ

Но наибольший вред экологической обстановке города наносят выхлопные газы автомобилей. Именно эти выбросы составляют более 90 % от общих антропогенных выбросов в атмосферу. Именно поэтому соседство жилища с оживленной автострадой ВВ не приветствуется из-за высоких концентраций формальдегида и фенола в воздухе.

Какие бывают уровни загрязнения?

Начиная с 1999 года, на всей территории России действует ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». На основании этого нормативно-правового акта установлено четыре уровня загрязнения:

  • низкий,
  • повышенный,
  • высокий,
  • очень высокий.

Оценка качества окружающей среды производится раздельно по ряду направлений, включающих качество воздуха, воды, почвы и продуктов питания. Также анализу подвергаются и другие направления, не представляющие особой значимости для жизни населения, но важные в исключительных случаях.

Как быть с водой?

Крайне важна вода, которая используется для приготовления пищи и питья. Всем нам известно, что пить воду из-под крана вредно, а в районе с плохой экологической обстановкой и подавно. Лучше всего покупать природную воду или использовать качественный фильтр.

В районе с плохой экологией заниматься спортом можно только в зелёных зонах, но никак не вдоль автомагистралей и заводов: во время физических нагрузок воздействие вредных веществ на лёгкие усиливается.

Читайте так же:  Суды первой инстанции гпк

Некоторые требования к жилому помещению регламентируемые СНиП

СНиП устанавливают и конкретные требования к жилому помещению. Так, например, высота жилых помещений от пола до потолка — не менее 2,5 м. ВВ Высота внутриквартирных коридоров должна быть не менее 2,1 м.

Солнечное освещение должно быть обеспечено: в одно-, двух- и трехкомнатных квартирах — не менее чем в одной комнате, в четырех-, пяти-, шестикомнатных — не менее чем в двух комнатах. В общежитиях должно освещаться солнцем не менее 60 % жилых комнат.

Строго регламентируются и требования к вентиляции исходя из климатического пояса местности.

Нормы допустимых уровней шума для жилых зданий следует принимать также согласно требованиям СНиП. В соответствии с ними уровень шума около зданий в дневное время не должен превышать 55 дБ, а ночью (с 23 до 7 ч утра) — 45 дБ, в квартирах — соответственно 40 и 30 дБ.

Необходимость устройства мусоропроводов в жилых зданиях определяется органами местного самоуправления в зависимости от принятой системы мусороудаления.

Все требования СНиП разработаны после многолетнего изучения влияния факторов жилища на самочувствие человека. Всего их насчитывается несколько тысяч. В статье указаны только некоторые аспекты, потому перед покупкой квартиры или дома вопросы экологии предстоящего места проживания целесообразно обсудить со специалистом.

www.amic.ru

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

экологические нормы и стандарты

СТАНДАРТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ — нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс обязательных для исполнения норм, правил, требований в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.[ . ]

Стандарты подразделяются на экологические и производственно-хозяйственные. Экологические стандарты регламентируют предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на природную среду, превышение которых угрожает здоровью человека, пагубно для растительности и животных. Такие нормы устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и предельно допустимых уровней (ПДУ) вредного физического воздействия (шум, электромагнитные излучения и т.п.). Производственно-хозяйственные стандарты качества природной среды регламентируют экологически безопасный режим работы производственного, коммунальнобытового и любого другого объекта, устанавливают предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ в природную среду.[ . ]

Экологическое лимитирование и лицензирование техногенных нагрузок превратились в основные составляющие системы ЭО, изначально направленной на превентивное регулирование воздействий крупных проектов. Для регулирования воздействия небольших проектов в большинстве случаев достаточным является использование типовых норм и стандартов, основанных на предыдущем опыте. К ним также может применяться упрощенная процедура ЭО.[ . ]

Экологическую и санитарно-гигиеническую оценку продовольственной сельскохозяйственной продукции проводят с учетом правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН 2.3.2.560—96), разработанных для Российской Федерации. На территории России они введены в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России № 27 от 24 октября 1996 г. В них описаны установленные законом или ограниченные правилами и стандартами нормируемые параметры, четко сформулированы термины и понятия.[ . ]

ГОСТ выполняет служебную функцию по отношению к законодательству. Он не регулирует экологические отношения, а устанавливает определенные качества, критерии, которым должен соответствовать тот или иной объект.[ . ]

Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют предельно-допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду, гарантирующие экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающие рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Среди стандартов качества окружающей природной среды наиболее широко распространенным является норматив предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных компонентов. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений [27]. Одновременно ПДК указывает класс опасности и временной интервал, к которому он отнесен. В основу учения о ПДК положена так называемая концепция приемлемого риска. Сущность этой концепции заключается в том, что ПДК должны основываться на оценке риска влияния нормированного загрязнителя на здоровье человека, т.е. на количественной оценке приемлемых последствий влияния данного загрязнителя. Такой подход, является по своей сущности антропоцентрическим, т.к. позволяет оценить как потенциальный вред общественной деятельности, так и пользу, которой сопровождается экономическое развитие общества в целом и отдельного человека, в частности.[ . ]

Вся сфера экологического нормирования и стандартизации, особенно связанная с техногенным загрязнением среды, так или иначе опирается на гигиенические нормы и использует установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) или предельно допустимые дозы (ПДД) вредных агентов. ПДК — это та наибольшая концентрация вещества в среде и источниках биологического потребления (воздухе, воде, почве, пище), которая при более или менее длительном действии на организм — контакте, вдыхании, приеме внутрь — не оказывает влияния на здоровье и не вызывает отставленных эффектов (не сказывается на потомстве и т.п.). Поскольку возможный эффект зависит от длительности действия, особенностей обстановки, чувствительности реципиентов и других обстоятельств, различают ПДК среднесуточные (ПДКсс), максимальные разовые (ПДКмр), ПДК рабочих зон (ПДКрз), ПДК для растений, животных и человека. В настоящее время установлены ПДК нескольких тысяч индивидуальных веществ в разных средах и для разных реципиентов. ПДК не являются международным стандартом и могут несколько различаться в разных странах, что зависит от методов определения и спецификации.[ . ]

Настоящий стандарт устанавливает основные требования к построению, изменению, оформлению и содержанию экологического паспорта промышленного предприятия с целью определения влияния предприятия на окружающую среду и контроля соблюдения им природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности.[ . ]

Отраслевые стандарты (нормы), например, в строительстве нефтегазовых объектов распространяются на инженерные изыскания, проектирование и строительство наземных и подземных магистральных и промысловых трубопроводов, дорог и других объектов обустройства газовых и нефтяных месторождений. Основным документом являются Ведомственные строительные нормы (ВСН-89) «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды». В отрасли разработаны также методические рекомендации по экологической паспортизации объектов, строительных организаций и предприятий; типовые природоохранные разделы (эталоны природоохранных разделов) проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР) — аналогов стандартов предприятий.[ . ]

Современная экологическая ситуация в стране требуем ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать интегральную оценку экологического состояния всего города, или любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения.[ . ]

Международные стандарты серии ИСО 14000, другие международные документы и опыт других стран являются одной из основ разработки и внедрения российских стандартов, норм и правил в области экологического менеджмента и аудита /19, 22, 33, 42, 53/.[ . ]

В общем виде на экологический аудит могут быть распространены нормы Федерального закона от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Однако этот закон направлен прежде всего на правовую регламентацию общего аудита, т.е. предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, и упоминаний об экологическом аудите в его тексте нет. Поэтому основной нормативной базой для определения процедур экологического аудита являются российские национальные стандарты ГОСТ Р ИСО серии 14000, представляющие собой аутентичные тексты соответствующих международных стандартов.[ . ]

Читайте так же:  Как получить расчет пенсии в пенсионном фонде

Государственный экологический контроль в исключительной экономической зоне представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение международных норм и стандартов или законов, стандартов и правил РФ по защите морской среды, живых и неживых ресурсов.[ . ]

Правовой основой экологической экспертизы служит Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), а также постановления, указы и другие природоохранные акты. Нормативной базой являются стандарты, нормы, правила и т. д., обобщенные в специальных.справочниках для экспертов.[ . ]

Управление природо- и недропользованием как самостоятельный вид научной деятельности реализуется с конца 60-х начала 70-х гг. в связи с осознанием угрозы экологического риска. На необходимость поиска практических путей, способных обеспечить бесконфликтное сосуществование природы и общества, обращали внимание многие исследователи, включая В.И. Вернадского, который подчеркивал, что бесконтрольная деятельность людей таит в себе опасность глобальной катастрофы. С этого периода начинается активный поиск стратегического направления природоохранной деятельности, создание и совершенствование методов, а также средств защиты окружающей природной среды. Современные системы экологического управления ориентированы на обеспечение выполнения государственных (международных) норм и требований, ограничивающих негативное воздействие природопользования и его результатов на окружающую природную среду и способствующих ее восстановлению и воспроизводству. Они реализуются через комплекс административных, правовых, организационных, экономических и иных методов и мер, определяющих механизмы управления системой «общество- природа». Механизмы управления природоохранной деятельностью развивались в различных странах в зависимости от исторических, политических, этнокультурных и других факторов 8 настоящее время выделяется обычно две (три) группы механизмов природоохранного управления: административно-правовое регулирование и система экономических стимулов (рычагов). Кроме того, в последние годы в индустриально развитых странах активно внедряется симбиоз экономических и административно-правовых методов природопользования, основанный на рыночных отношениях (Рис.1). Административно-правовые механизмы уп равления природопользованием предполагают введение жестких нормативных стандартов, лимитов и ограничений, а также прямого контроля и лицензирования хозяйственной деятельности, Они определяют пределы природопользования в рамках природоохранных законодательных актов и постановлений, которые природопользователь должен соблюдать 56 ].[ . ]

Под государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) понимают предварительную проверку представленных материалов специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом. Ее задача — оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам. Объектами государственной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, выпуск новых видов продукции, сырья, веществ, а также проекты стандартов и нормативов и др.[ . ]

Важным требованием к экологической экспертизе является ее независимость, подчинение только законам, нормам, стандартам и объективным экологическим требованиям. Заключение экологической экспертизы является юридическим документом, эксперты несут ответственность за представленные выводы. Повторная экспертиза проводится лишь в том случае, когда строго и объективно доказана серьезная ошибка экспертов. Эти требования пока еще не реализованы в российской практике управления природопользованием.[ . ]

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по разработке, принятию и обеспечению соблюдения экологических нормативов и стандартов, образует институт экологического права.[ . ]

Характеризуя источники экологического права США, И. О. Краснова описывает конституционное законодательство и содержащиеся в нем нормы как «косвенный источник» экологического права и прослеживает историю развития американского экологического законодательства и роль таких законов, как о лицензировании добычи угля 1975 г., о рекультивации земель и контроле за открытыми разработками 1977 г., о размещении твердых отходов 1965 г., о контроле за загрязнением вод 1948 г. и др., отмечая при этом спад законотворческой работы в 80—90-х годах прошлого века, когда принимались в основном лишь поправки к действующему законодательству. Она называет примерное количество природоресурсовых законов (статутов) — только на федеральном уровне свыше 300; действуют и акты штатов; развито подзаконное нормотворчество. В систему подзаконных актов входят, как и в других странах, правила, стандарты, руководства, нормативы, рекомендации, принимаемые министерствами и ведомствами. Их объем чрезвычайно велик: ежегодно только Агентство по охране окружающей среды во исполнение 10 федеральных законов принимает и издает более 300 подзаконных актов, а меньше чем за пять лет только к поправкам к Закону о чистом воздухе 1990 г. оно приняло более 60 актов. Наконец, велика роль обычая и судебного прецедента.[ . ]

Значительно ужесточить экологические нормы автомобильных выхлопов решили в 1999 г. московские власти. Новым столичным стандартом предусмотрено, что содержание окиси углеродов в выхлопах автомобилей должно быть в 2 раза меньше. При этом станут определять еще и наличие в отработавших газах трех весьма ядовитых окислов азота. Измерять будут не только уровень вредных веществ, но и их процентное содержание в выхлопе. Для этого уже разработаны принципиально новые анализаторы автомобильных выхлопов.[ . ]

П. п. н. для добычи подземных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра осуществляется в два этапа. На первом этапе в установленный в лицензии срок ее владелец ведет подготовку проекта использования недр и его согласование с соответствующими органами с целью определения соответствия разрабатываемого проекта стандартам (нормам, правилам) по безопасному ведению работ и безопасности экологической. На втором этапе осуществляется реализация согласованного проекта в соответствии с условиями лицензии. Проведение работ, связанных с пользованием недрами, до согласования проекта запрещается.[ . ]

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель также устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством. Таким органом является Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. Согласно ст. 25 Федерального закона «О мелиорации земель», проекты мелиорации должны учитывать строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Проводится мелиорация гражданами и организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.[ . ]

Госстандарт России утвердил новый стандарт Р 51313-99, который введен в действие с 1 июля 2000 г. Согласно этому документу, к неэтилированным бензинам существенно ужесточаются нормы содержания серы и бензола (табл. 4.18). Таким образом, принятый документ означает, что производимые в России бензины будут соответствовать жестким нормам, установленным в Европейском сообществе. Установленные новым стандартом требования должны быть включены во все виды нормативных документов на бензины. Несмотря на появление новых эколого-эффективных сортов топлива для автотранспорта, все еще актуальны вопросы повышения экологического качества автомобильных бензинов. С целью улучшения экологической обстановки, унификации требований и обеспечения экспорта качество автомобильного бензина России должно соответствовать следующим требованиям (табл. 4.19) (по материалам “О стратегии развития нефтеперерабатывающей промышленности России до 2020 г.”).[ . ]

Первый этап представляет собственно экологическое нормирование, второй этап относится к компетенции стандартизации. Итогом стандартизации является установление правил и норм в виде стандарта или других нормативных документов, характеризующихся соответствующим правовым статусом. Стандартизация в области охраны природы — это еще и механизм реализации принципов экологического нормирования.[ . ]

В связи с нарастанием числа непредвиденных экологических последствий антропогенного давления на природу возникает потребность в «упреждающих» нормах и в системе контроля, девиз которой — «ожидать неожидаемое», что особенно важно в ситуациях с повышенным экологическим риском. Стандарты, нормы и средства контроля качества окружающей среды в США, странах ЕЭС и Японии разрабатываются специализированными ведомствами при юридическом контроле, имеют силу закона, но довольно динамичны. Они оперативно учитывают все технические достижения и всегда «наступательны» по отношению к источникам экологических нарушений, но не отрываются от реальных возможностей и темпов экологизации производства и изделий. Такая тактика дает значительный экономический эффект.[ . ]

Читайте так же:  Домен через реестр

В настоящее время Международная организация: стандартов разработала нормы и процедуру проведения: экологического аудита (сер. В апреле 1995 г. вступила в силу добровольная программа «Схема экологического управления и аудита Европейского Союза» (ЕМАБ), принятая с целью совершенствования аспектов деятельности участвующих в ней промышленных компаний за счет использования: систем управления окружающей средой, регулярного проведения экологического аудита и обнародования заявлений о воздействии на окружающую среду. Компании — участники ЕМАБ, наряду с внедрением оптимальной политики управления: окружающей средой, смогут использовать в своих рекламах специальную эмблему, наличие которой повысит доверие к экологической деятельности компании и увеличит ее шансы в конкурентной борьбе на международном рынке, где вопросам экологии уделяется все большее внимание.[ . ]

Стандартизация в комплексе мер по обеспечению экологической безопасности биосферы — это разработка и внедрение в практику научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде. Стандарты качества окружающей среды устанавливают государственные органы (Госстандарт России, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и другие министерства, комитеты, ведомства).[ . ]

С 1 июля 1990 г. введен в действие ГОСТ 17.0.0.04—90 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения» с целью контролировать соблюдение природоохранных норм.[ . ]

Продукция (услуги), полученные с применением методов Г.-и. д., должна соответствовать требованиям бе- зопасности экологической, санитарных норм, фармакопейных статей, обязательным требованиям гос. стандартов РФ. Осуществление Г.-и. д. регулируется Законом о государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности.[ . ]

В развитых странах накоплен значительный опыт развития и применения инструментов природоохранной политики, налажен процесс разработки и использования соответствующих норм и стандартов, а также экономических и административных мер. Сфера их использования постоянно расширяется и совершенствуется. В некоторых государствах получают распространение такие инструменты природоохранной политики, как анализ затрат — выгод, оценка экологического риска при принятии хозяйственных решений и др. [188].[ . ]

Документы, обосновывающие экоаудит как вид деятельности и регламентирующие его проведение, пока существуют в виде проектов. Обычно экоаудит проводят исходя из потребностей предприятия с учетом международных стандартов серии 14000 (ИСО 14010, ИСО 14012, ИСО 14013), инструкций Мирового банка, схемы экологического управления и аудита Европейского Союза, а также практики проведения аудита в других странах. Аудит осуществляется при помощи количественных и качественных показателей, характеризующих деятельность объекта, основанных на государственных и международных нормах, правилах и ограничениях, определяемых актами, стандартами, постановлениями и предписаниями.[ . ]

Противоправность как юридическое выражение общественной опасности экологических преступлений представляет собой сложный правовой феномен и проявляется в виде общей и специальной (уголовной) противоправности. Поскольку подавляющее большинство составов экологических преступлений сформулировано с использованием бланкетных диспозиций, в частности оборотом «нарушение правил» охраны окружающей среды, безопасности и т. п., общая противоправность устанавливается при обращении к нормам (требованиям, предписаниям), содержащимся в актах экологического, природоресурсового, административного и иного законодательства (федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актах, стандартах и иных нормативных документах, регламентирующих охрану окружающей среды, ее использование, параметры воздействия, санитарные и строительные правила и т. п.). Уголовная противоправность определяется наличием в УК РФ статей, предусматривающих ответственность за совершение преступного деяния. Она не является стабильной по ряду причин: появляются и фиксируются новые виды экологически значимого поведения, наносящего значительный ущерб окружающей среде, возрастает и часто бывает неконтролируемым и неустранимым вред, наносимый объектам природы, создаются и внедряются новые средства потребления или воздействия на окружающую среду, в принципе возникают новые сферы человеческой деятельности (атомная энергетика, генно-инженерная деятельность, биологическое оружие, незаконная торговля окружающей средой и пр.), что приводит к необходимости криминализации ряда действий (бездействий). В то же время общество и специалисты в области уголовного права не всегда правильно оценивают происходящие изменения, а законодатель по субъективным либо объективным причинам не отражает их в текстах уголовного закона.[ . ]

Основные положения: согласование действий в обл. природопользования и при решении экологических проблем; координация фундаментальных и прикладных экологических исследований; гармонизация природоохранных законодательных актов, экологических норм и стандартов и др.[ . ]

Реформирование экономики приведет к новым капиталовложениям. Замена старых предприятий и оборудования на новые, использующие современные технологии, влечет за собой «бесплатные выгоды» для окружающей среды. В ответ на необходимость соблюдения более строгих экологических стандартов на Западе проектировщики предприятий и производители основного оборудования разработали новые технологии и технику, которые производят значительно меньше выбросов, чем в прошлом. Даже в тех случаях, когда нет необходимости ужесточать нормы выбросов, таким отраслям промышленности, как НГП, экономически выгодно осуществлять инвестиции в основное оборудование, которое позволит существенно снизить средние уровни выбросов на единицу продукции.[ . ]

В процессе послепроектной экспертизы, главным образом, проводится проверка соответствия параметров и характеристик планируемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности (функционирования действующих объектов) требованиям природоохранного законодательства, стандартам по обеспечению необходимого качества окружающей среды нормам экологической безопасности и риска. Кроме того, проверяется степень реализации положений и выводов заключения проектной экологической экспертизы.[ . ]

Экоаудит, проводимый в полном объеме, включает в себя широкий круг мероприятий, в том числе отбор проб, их анализ и исследование воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду и местное население и др. Для предприятий, где экологические проблемы связаны с их нынешней деятельностью, наиболее разумной формой экологического анализа является аудит соблюдения стандартов качества окружающей среды, позволяющий установить степень значимости проблем и наметить шаги, которые позволят привести работу предприятия в соответствие с национальными или международными стандартами. При проведении аудита внимание должно быть сосредоточено на экологических проблемах, связанных с нынешним качеством окружающей среды: воды и воздуха, удалением твердых и опасных отходов, а также с существующим уровнем гигиены труда и техники безопасности. Результатом должны стать рекомендации по приведению работы предприятия или администрации определенной территории в соответствие со стандартами, нормами и требованиями обеспечения экологической безопасности.[ . ]

Специальную маркировку имеют пищевые добавки. Пищевая добавка — это часть технологии изготовления продуктов питания. В составе пищи такие добавки могут улучшать вкусовые качества, увеличивать сроки хранения и т.п. Однако их концентрация в определенных органах человеческого организма может рассматриваться как экологически вредное воздействие. Разрешение на применение пищевых добавок в продовольственных импортных товарах выдается международной организацией — Объединенным комитетом экспертов по пищевым добавкам и контаминантам ФАО/ВОЗ, норму их ввода в товары устанавливает Комиссия по разработке стандартов на продовольственные товары этого комитета — «Кодекс алиментариус». Заметим, что российским центром Госсанэпиднадзора запрещена реализация на территории России пищевых добавок с маркировкой Е121 (краситель), Е123 (краситель), Е240 (консервант). Таким образом, потребитель должен воспринимать потребление нетрадиционных для данной среды обитания продуктов питания как определенное воздействие на свою экосистему.[ . ]

ru-ecology.info

Обсуждение закрыто.