Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Социальные это меры поощрения или наказания

§ 4. Поощрения и наказания как санкции нормы права

4) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей);

6) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию.

Между категориями «поощрение» и «наказание» существуют следующие принципиальные различия:

1) если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание — тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений;

2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с элементами взаимовредности;

3) если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера осуждения, вызывающие у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции;

4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо благ;

5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — стимулы, поднимающие такое поведение выше нормы;

6) при соотношении поощрений и наказаний ведущая роль отводится поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

Проблема «поощрительных санкций» в литературе оценивается неоднозначно. Есть и сторонники, есть и противники использования данного термина.

На наш взгляд, указанное понятие в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование. Выскажем некоторые аргументы в защиту такой точки зрения.

Во-первых, этимологическое значение слова «санкция» моделирует не только негативные, но и позитивные последствия. Так, одним из его смыслов является «одобрение», «санкционирование», «разрешение». Санкция — «мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм. «

Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1058.

Позитивное санкционирование есть своего рода разрешение на какие-либо действия со стороны лица, облеченного специальной властью (подписание приказа о выплате премий, указа о награждении и т.п.).

Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм. Это их общая черта. Как отмечается в справочной литературе, «наиболее распространено деление социальных санкций на «негативные», пресекающие нежелательное поведение, и «позитивные», стимулирующие желательное. Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена) формальные социальные санкции осуществляются специально уполномоченными для этой цели лицами» .

Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 567.

Поскольку правовые нормы выступают лишь разновидностью норм социальных, на них в полной мере распространяется данная закономерность. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях права (В.Н. Кудрявцев).

В-третьих, логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция — это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный стимул, который может выражаться в поощрении. Санкции, как и последствия, призваны не только оценивать уже совершенное поведение, но и превентивным образом влиять на субъектов. С этой функцией вполне справляются и поощрительные санкции. Награждение добродетельных поступков итальянский юрист и публицист XVII в. Ч. Беккариа рассматривал в качестве одного из важных средств предупреждения преступлений.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры, совместно с мерами принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции — в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом, за выполнение определенных показателей, за конкретные услуги. Это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия — и отрицательные, и положительные. Если прогностическая информация «негативного» характера — указание на неблагоприятные последствия определенного поведения для основного адресата — содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не диспозиции), но уже противоположного характера (положительного), должна содержаться прогностическая информация о последствиях достижения позитивного результата (возможность получить премию, награду или иное благо) (Г.М. Петров).

В-четвертых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. В уголовно-правовой санкции — соответственно неблагоприятные последствия, меры наказания, за исключением, разумеется, уголовно-правовых поощрительных санкций.

Более того, точно так же, как и в уголовном законодательстве, в поощрительных нормах могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. Это, например, хорошо показано в ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного 23 декабря 1992 г., где сказано, что «за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в Книгу почета; на Доску почета; награждение Почетной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации».

Анализ данной статьи показывает, что меры поощрения «растут» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины.

В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 «Поощрения за особые трудовые заслуги» и ст. 135 «Взыскания за нарушение трудовой дисциплины»); в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 «Поощрения за труд» и ст. 92 «Дисциплинарные взыскания»); в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 13 «Поощрения государственного служащего» и ст. 14 «Ответственность государственного служащего»), в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 41.6 «Поощрение работников» и ст. 41.7 «Дисциплинарная ответственность»), в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 37 «Меры поощрения и порядок их применения» и ст. 38 «Меры взыскания»), в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 «Поощрения за успехи в служебной деятельности» и ст. 38 «Взыскания за нарушение служебной дисциплины») и т.д.

В некоторых же нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о поощрениях и наказаниях говорится в ст. 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации они установлены в ст. 26. Такое рядоположение позволяет говорить о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций.

В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения «стимулирующего веса» его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории «санкция», ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.

udik.com.ua

Понятие социальных норм

    • Предмет и объект социологии

    • Предмет, структура и функции социологии

    • Социология и социологические теории

    • Социальная парадигма

    • Основы социологии

    • Научная социология

    • Структура и уровни социологического знания

    • Социология как наука
    • Уровни социологии

Понятие социального контроля и социальных норм

Наша повседневная жизнь протекает под пристальным контролем окружающих нас людей. Даже тогда, когда они явно не демонстрируют его, он все равно присутствует в словах, во взглядах, в оценках, в поступках, в реакциях. В семье нас контролируют родители, в школе — учителя, на работе — начальство. Одни заняты формальным контролем по долгу службы; другие делают это добровольно (в таком случае контроль называется неформальным). Однако и формальный, и неформальный контроль представляет собой социальный контроль.

Лица, выполняющие функции формального и неформального контроля, называются агентами социального контроля. Они контролируют правильность усвоения образцов поведения.

Социальный контроль бывает индивидуальный; коллективный (семья, группа друзей, организация, институт) — в этом случае говорят об общественном контроле.

Следовательно, контроль — это средство социальной регуляции поведения людей.

При этом если речь идет об организации, то понятие «власть» более широкое, а контроль — это ее функция; если речь идет об обществе, то понятие «социальный контроль» становится шире, так как в него входят: средства массовой коммуникации, парламент, правительство, рядовые граждане, а власть превращается в средство его осуществления.

    • тем, кто издает какие-либо законы (например, юридические законы или правила поведения);
    • тем, кто следит за их исполнением и применяет эффективную систему санкций (наказание и вознаграждение).

Таким образом, социальный контроль — это особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка, включающий в себя три основных элемента:

    • нормы — предписания того, как надо правильно вести себя в обществе;
    • санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы;
    • власть.

Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции. Можно сказать, что социальный контроль — фундамент общественной стабильности. Его ослабление или отсутствие ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.

Понятие социальной нормы

Нормы — первое оружие власти, а контроль за их исполнением — второе. Контроль складывается из системы наказаний (санкций) и реальных действий (например, увольнение или арест).

Нормы — это некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Нормы различаются масштабами:

1. групповые привычки — существуют в малых группах — компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах и т.д. Например, Э. Мэйо выявил нормы в отношении новичков, принятых в производственную бригаду:

    • не держись со «своими» официально;
    • не говори начальству того, что может навредить другим членам бригады;
    • не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;
    • не изготавливай изделий больше, чем твои товарищи;

2. общие правила — существуют в больших группах или обществе в целом — обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.

Социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго они исполняются:

  • за нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;
  • за нарушение других — жесткие санкции — тюремное заключение и даже смертная казнь.

Читайте так же: Мировые суда марий эл

Если взять за критерий меру наказания и расположить все нормы в нарастающем порядке, то получим следующую последовательность:

привычки-обычаи-традиции-нравы-законы-табу.

Конечно, определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Строже всего караются нарушения табу, юридических законов, например: убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны.

Мягче всего наказывается нарушение привычек. Например, индивидуальных (забыл почистить зубы, убрать за собой постель); групповые, в частности семейные (не помыл за собой посуду).

Жестко чтимые и соблюдаемые групповые привычки получили название неформальных групповых норм. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Групповые нормы выполняют в обществе весьма важные функции:

  • регулируют общий ход процесса социализации;
  • интегрируют индивидов в группы, а группы — в социум;
  • контролируют отклоняющееся поведение;
  • служат образцами, эталонами поведения.

Нормы — это также обязанности одного человека по отношению к другому или другим лицам.

Нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного и предсказуемого поведения.

Таким образом, нормы формируют систему социального взаимодействия, включающую мотивы, цели, направленность действий, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы могут проявляться:

  • как стандарты поведения (обязанности, правила), например, защита чести и достоинства членов семьи — обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения;
  • как ожидания поведения (реакция других людей).

Нормы — стражники ценностей и порядка.

Социальные нормы и социальные санкции

Санкциями называют не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, чтобы люди выполняли нормы. Таким образом, нормы защищены с двух сторон — ценностей и санкций.

Социальные санкции — это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм (согласие с ними, с общепринятыми порядками), и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность (поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила).

Выделяют следующие типы социальных санкций:

    • формально-позитивные санкции — публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д.; правительственные награды, государственные премии и стипендии, жалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (избрание президентом правления);
    • неформально-позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций, — дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы и т.д.; признание лидерских или экспертных качеств;
    • формально-негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви, смертная казнь;
    • неформально-негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, — порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, поддерживать отношения, распускание слухов, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья.

В системе социального контроля социальная санкция играет ключевую роль. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение одних людей контролируют другие люди, опираясь на нормы, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Социальная норма, как и выполнение санкций, делает поведение человека предсказуемым.

Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает регулировать реальное поведение, быть элементом социального контроля.

www.grandars.ru

Поощрение и наказание в праве

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра гражданского права и процесса

по дисциплине: Теория государства и права.

на тему: «Поощрение и наказание в праве»

студент 1 курса, Ю-12

заочной формы обучения

доктор. юрид. наук, профессор

Министерство образования и науки Российской Федерации 1

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» 1

Юридический факультет 1

Кафедра гражданского права и процесса 1

Актуальность темы. Среди сильнодействующих правовых инструментов можно выделить два – наказание и поощрение, которые издавна употребляются властью.

Тема поощрения и наказаний в праве есть и остается одной из актуальных и сложных в уголовно-правовой доктрине.

Между тем именно поощрение, а не наказание считается в ряде случаев более эффективным средством, так как в ситуации положительной мотивации в качестве побудительной силы желаемого поведения выступают не только внешние предписания, но и собственный интерес субъекта, его заинтересованность.Наряду с традиционными ограничивающими и воспретительными средствами все более широко используются правовые поощрения.

Правовое поощрение выступает как позитивный фактор, воздействующий на сознание индивида, вызывая заинтересованность в получении определенных благ, апеллируя к свободе субъекта и ожиданию результата, зависящего, прежде всего, от его свободного решения. Одновременно правовое поощрение выполняет определенную ограничивающую роль, косвенно удерживая позитивными средствами от противоправного антиобщественного поведения.

Выполняя роль стимула, они позитивно влияют на мотивацию поведения и обеспечивают свободным индивидам необходимый простор для активной и полезной деятельности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что исследования таких понятий как поощрения и наказания в системе права является актуальной темой для исследования.

Цель работы – исследовать понятия поощрения и наказания в праве.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— отразить понятие и признаки поощрений в праве;

— выделить функции поощрений в праве;

— изучить понятие наказания в праве;

— отразить виды наказаний в праве;

— изучить общие признаки и отличия между понятиями поощрения и наказания в праве.

Объектом исследования является поощрение и наказание в праве.

Предмет исследования — социальные, правовые и социокультурные условия формирования поощрения и наказания в праве.

Информационной базой написания данной работы явились Федеральные законы, методические рекомендации, публикации различных авторов, касающихся темы поощрения и наказания в праве на страницах учебных пособий, книг, журналов, электронные информационные источники.

1Понятие, признаки и функции правовых поощрений.

1.1 Понятие и функции поощрения в праве

В рамках теории государства и права под правовым поощрением понимается форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате которого субъект награждается, и для него наступают благоприятные юридические последствия.

Поощрение в праве — это такой вид правовых стимулов, который содержится в санкции правовой нормы 1 .

Поощрительный метод, получивший закрепление в поощрительной норме, характеризуется следующими основными элементами:

1) своеобразные, выраженные в поощрительной норме основные приемы воздействия нормотворческого органа на ее адресата (индивидуального или коллективного);

2) приемы, определяющие особенности возникновения поощрительных правоотношений;

3) приемы формирования субъективных прав и юридических обязанностей участников регулируемого отношения;

4) средства обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей.

Правовые поощрения являются одним из видов правовых стимулов. Однако они выделены в отдельную группу благодаря наличию следующих отличительных признаков:

1. Правовое поощрение неразрывно связано с заслуженным поведением. При этом заслуженное поведение есть добросовестный правомерный поступок, который связан со «сверхисполнением» субъектом правовых отношений своих юридических обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступает основанием для применения правового поощрения.

Заслуженное поведение также отличается следующими характерными чертами:

а) оно сопряжено с социально-активным позитивным поведением, с осуществлением правовых обязанностей лица (проявление внешней стороны заслуженного поведения;

б) оно является формой добросовестного отношения лица к своему долгу (проявление внутренней стороны заслуженного поведения);

в) оно связано со «сверхисполнением» лицом своих юридических обязанностей, т. е. является более позитивным, нежели простое выполнение обязанностей;

г) оно направлено на достижение общепризнанного полезного результата;

д) оно является основанием для применения правовых мер поощрительного характера, так же как и правонарушения являются основанием наказания лица 2 .

2. Правовое поощрение может быть сопряжено только с добровольным поступком лица, не допускается элемент принуждения либо корысти. Однако само правовое поощрение в косвенной форме оказывает на лицо непринужденное влияние, под которым данное лицо стремится достигнуть общепризнанного юридически полезного результата.

3. Правовые меры поощрительного характера с юридической стороны одобряют позитивные действия лица, выступают одной из форм вознаграждения со стороны общества (государства) добровольного заслуженного поведения лица. При этом правовые меры поощрительного характера являются качественной характеристикой и зависят от степени заслуженного поведения.

4. Правовые поощрения являются взаимовыгодными для общества и самого поощряемого лица, они сочетают в себе различные интересы и направлены на удовлетворение встречных. Иными словами, правовые поощрения являются формой одобрения корпоративного интереса.

5. Как было указано выше, правовое поощрение — это один из видов юридических стимулов, поэтому ему присущи как общие функции правовых стимулов, так и некоторые специфические 3 .

Правовые поощрения выполняют следующие отличительные функции:

1. Контролирующая функция (функция социального контроля). Осуществляя данную функцию, правовые поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, сдерживают их от неправомерного, противозаконного, антиобщественного либо общественно опасного поведения.

2. Мотивационная функция. Правовое поощрение является методом убеждения, побуждения лица к заслуженному поведению, к «сверхвыполнению» своих юридических обязанностей, к совершению общественно ценных действий, превосходящих обычные требования. Мотивация в данном случае основывается в обещании лицу взамен заслуженного поведения предоставления каких-либо благоприятных последствий.

3. Коммуникативная функция. Правовые меры поощрительного характера в определенной степени являются носителями юридической информации, они содержат в себе конкретные сведения, исходящие от властвующего субъекта — государственного органа, должностного лица и направленные к объекту (участникам правовых отношений). Таким образом, существует постоянная связь между указанными субъектом и объектом.

4. Оценивающая функция. Посредством осуществления данной функции правовые поощрения (а именно — государственный орган, должностное лицо) дают официально признанную, положительную публичную оценку чьего-либо заслуженного поведения, одобряют его, выражают степень полезности деятельности для общества.

5. Гарантирующая функция. Правовые поощрения создают благоприятные условия для укрепления правовой дисциплины и правового порядка, обеспечивают реализацию юридических обязанностей лица.

6. Распределительная функция. Данная функция состоит в том, что право, закрепляя поощрительные меры взамен активного добровольного заслуженного поведения, устанавливает тем самым благоприятные условия для пользования определенными благами. Таким образом, участники правовых отношений становятся перед выбором между возможностью получения мер поощрения либо их неполучением.

7. Воспитательная функция. Правовые поощрения устанавливают образец правомерного заслуженного поведения, неизбежным последствием которого становится наступление правовых мер поощрительного характера. Таким образом, у субъекта правовых отношений вырабатывается положительное отношение к правомерным действиям и поступкам 4 .

Виды правовых поощрений устанавливаются законами, указами президентов, актами органов исполнительной власти, администрации государственных и негосударственных организаций.

Российская Федерация активно осуществляет поощрительную правовую политику. В системе правовых поощрений в сфере экономики наибольшую социальную значимость имеет награждение государственными наградами Российской Федерации, поскольку правовое поощрение данного вида осуществляется от лица всего многонационального народа РФ и объектом правового поощрения данного вида являются объекты народного суверенитета.

Дело в том, что государственные награды РФ – символ народовластия, атрибут любого суверенного государства. Осуществление нормативного регулирования в сфере государственных наград является суверенным правом многонационального народа России.

1.2 Понятие и признаки поощрительных санкций

Категория «поощрительные санкции» вызывает немало дискуссий. Есть и сторонники, и противники использования в теории правоведения данного термина.

Однако наиболее целесообразной представляется та точка зрения, согласно которой такое понятие, как «поощрительные санкции», имеет право на существование.

В оправдание данному утверждению можно привести следующие аргументы:

1. Смысловое значение слова «санкция» предполагает под собой наступление не только негативных, но и позитивных (благоприятных) последствий для лица. Санкция — это мера воздействия права на общество, средство социального контроля.

2. Позитивные (поощрительные) санкции присущи всем видам социальных норм. Данная черта социальных норм является общей. Поскольку правовые нормы выступают разновидностью норм социальных, то на них также распространяется указанная общая черта.

3. Поощрительные санкции выражают одобрение тщательному выполнению правовых норм и призваны стимулировать правомерное поведение. В рамках теории правоведения данное понимание правового поощрения является утвердившимся. Именно поэтому среди множества правовых санкций в отдельную группу выделяются поощрительные санкции, т. к. само слово «санкция» подразумевает под собой не только наказание, но и поощрение 5 .

4. Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права в целом, которое направлено на сдерживание правонарушений, наказание виновных лиц, а также на стимулирование правомерного поведения, его поощрение.

5. Меры поощрения могут называться поощрительными санкциями в силу того, что структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказание 6 .

В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной правовой норме слиты так же, как и в уголовно-правовой, предлагается модель правомерно активного заслуженного поведения. Отличие состоит лишь в том, что в санкции поощрительной правовой нормы фиксируются именно благоприятные юридические последствия, а не наказание, как в уголовно-правовой норме.

6. Как правило, правовые меры поощрительного характера располагаются в нормативно-правовых актах в том же разделе, что и меры наказания.

7. Признание преимущества выделения в отдельную группу таких правовых санкций, как меры поощрения, могло бы способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики 7 .

В зависимости от предмета правового регулирования поощрения подразделяются на: конституционные, административные, трудовые, уголовно-исполнительные и т.д. Подобное деление определяется их отраслевой принадлежностью.

В зависимости от характера поощрения подразделяются на материальные и процессуальные.

В зависимости от сфер человеческой деятельности: на поощрения в сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и военной службы, промышленности, народного образования, финансов и т. д. Во всех этих сферах имеется своя специфика, проявляющаяся как в содержании, так и в практике применения.

В зависимости от применяющих субъектов: на государственные и негосударственные поощрения 8 .

В зависимости от регулятивного воздействия: на финансово-экономические, моральные и организационные поощрения.

В зависимости от уровня нормативных актов на: общефедеральные, региональные, муниципальные, локальные 9 .

Такое подразделение определяется пространственными факторами, сферой действия, территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, издавшего нормативно-правовой акт, закрепляющий данное средство. Их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием и компетенцией органов.

Действие федеральных поощрительных мер распространяется на всю территорию Российской Федерации. Они могут быть приняты любым звеном органов государственной власти и управления федерации.

Таким образом, правовое поощрение — форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Признаки правового поощрения заключаются в следующем. Оно связано с заслуженным поведением.

2 Понятие и виды наказания в праве

2.1 Понятие и цели наказания в праве

Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда 10 . Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Целями наказания в уголовном праве являются:

1. Восстановление социальной справедливости. Оно осуществляется как применительно к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и др.; граждане убеждаются в том, что государственные органы способны обеспечить наказание преступника и наказывают его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социо-психологических соображений, т.е. учитывая начала эффективности, соразмерности, гуманизма. Применительно к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить и возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах — предусматривается соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего.

2. Специальная превенция. Ее адресатом является лицо, осужденное за преступление. Сам факт совершения преступления свидетельствует о наличии криминогенных свойств личности и характера преступника, а значит, велика вероятность совершения им в будущем новых преступлений. Понятно, что государство не может относиться к такой ситуации безразлично. Оно стремится к исправлению преступника, к замещению отрицательных установок личности преступника на положительные. Таким образом, целью наказания является исправление осужденного, воспитание его как непреступника, т.е. лица, не совершающего преступления хотя бы из страха наказания.

3. Общая превенция, т.е. предупреждение совершения преступлений иными лицами. Дело в том, что среди законопослушных граждан обязательно есть такая категория лиц, которые хотя и не совершили еще преступления, но своим антиобщественным поведением в виде административных, дисциплинарных, просто аморальных проступков демонстрируют возможность и способность совершить также и преступление. В случае гласности судебных процессов, доступности для общества судебных приговоров, свидетельствующих о неотвратимости наказания, такие лица, возможно, не один раз подумают, прежде чем взять в руки нож или отмычку.

4. Кара возмездия. Эта цель внутренне присуща любому наказанию. В самом деле, суть любого наказания заключается в ограничении или лишении прав, т.е. изменении привычных условий существования в сторону ужесточения. Такой переход с необходимостью вызывает страдания, ощущение наступившего возмездия 11 .

Таким образом, элемент кары обязательно присущ уголовному наказанию. Доктрина отечественного уголовного права определяет, что кара, однако, является не самоцелью, а лишь средством достижения цели исправления осужденных посредством устрашения.

К сожалению, далеко не всегда уголовное право последовательно придерживается этого принципа, о чем свидетельствует наличие такого вида наказания, как смертная казнь. Понятно, что в этом случае на первый план выходит цель возмездия за преступление, а об исправлении, естественно, речь уже не идет.

2.2 Основные и дополнительные наказания в праве

Основные и дополнительные наказания имеют единое социальное назначение, единую сущность, общие цели и функции. Вместе с тем они несут разную нагрузку в реализации целей наказания, что обусловливает целый ряд их отличительных особенностей.

Основные наказания — это такие предусмотренные уголовным законом виды наказаний, которые призваны нести основную нагрузку (выполнять главную роль) в реализации стоящих перед наказанием целей.

К основным относятся восемь видов наказаний, перечисленных в ч. 1 ст. 45 УК (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), а также штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы, указанные в ч. 2 ст. 45 УК 12 .

К иным отличительным особенностям основных наказаний относится, в частности, то, что они:

указываются в санкциях за все преступления, перечисленные в статьях Особенной части УК;

назначаются судом всегда, когда суд придет к убеждению о необходимости назначить виновному уголовное наказание;

применяются лишь как самостоятельные, их нельзя присоединять ни к какому другому наказанию и др. 13

Основные наказания назначаются судом только при наличии их в санкциях и лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, могут применяться при отсутствии указаний о них в санкциях в порядке замены другого наказания (ст. 64, 65, 80-82, 84, 85 УК).

Дополнительными наказаниями признаются такие виды наказаний, которые призваны нести дополнительную нагрузку и выполнять вспомогательную роль в реализации целей наказания. К их числу относятся наказания так называемого смешанного типа — штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, а также лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 2 и 3 ст. 45 УК).

В отличие от основных наказаний дополнительные указываются в санкциях не за все, а лишь за некоторые преступления, в одних случаях как обязательные для назначения, в других — как факультативные (необязательные).

Назначаются они судом только в дополнение к основным наказаниям — в случаях, когда по обстоятельствам дела и с учетом особенностей личности виновного необходимо усилить карательные и (или) воспитательно-предупредительные возможности общей меры наказания, индивидуализировать ее для более успешного осуществления целей наказания. Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем мера основного наказания, к которой оно присоединяются, и не должно быть одного вида с ним, иначе теряется смысл в их совместном применении и логика соотношения их ролей в реализации целей наказания 14 .

Роль основных наказаний очевидна, смысл же признака дополнительности наказаний нуждается в объяснении. Этот признак состоит в наличии у дополнительных наказаний специфических функциональных возможностей, которые они реализуют, участвуя в осуществлении общих целей и функций уголовного наказания. Эти функциональные возможности заключаются в том, что дополнительные наказания могут (и, по нашему мнению, должны) применяться в тех случаях, когда это необходимо:

для обеспечения индивидуализации наказания посредством дополнения меры основного наказания необходимыми карательными и воспитательно-предупредительными возможностями, имеющимися у дополнительного наказания;

для усиления строгости назначаемой виновному меры наказания;

для смягчения меры основного наказания (например, когда дополнительное наказание назначить необходимо, но так, чтобы это не привело к отягчению обшей меры наказания, либо если возникает необходимость отказаться от нецелесообразного основного наказания путем замены его менее строгим основным наказанием в сочетании с наказанием дополнительным);

для реадаптации к условиям к свободной жизни (например, в период отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы) лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые утратили социально полезные связи, если существует опасность новых преступлений с их стороны 15 .

Подразделение наказаний на основные и дополнительные виды позволяете большей полнотой учитывать при назначении наказания специфику преступления и особенности личности виновных, эффективнее осуществлять стоящие перед наказанием цели.

В теории уголовного права предлагаются и иные классификации наказаний, многие из которых имеют существенное научно-познавательное значение:

по характеру оказываемого ими воздействия (морально-психологическое воздействие на осужденного; воздействие на корыстную мотивацию осужденного; ограничивающие профессиональные права осужденного; ограничивающие личную свободу осужденного; лишающие осужденного за особо тяжкое преступление права на жизнь — смертная казнь);

в зависимости от связи наказания с исправительным воздействием на осужденных (наказания, связанные и не связанные с таким воздействием);

в зависимости от степени «универсальности» видов наказаний (наказания общие и специальные — применимые только к некоторым видам осужденных);

в зависимости от продолжительности оказываемого на осужденного исправительного воздействия (срочные и наказания, не связанные с установлением какого-либо срока);

дополнительные наказания, применяемые лишь при упоминании о них в санкциях статей Особенной части УК и такие их виды, которые могут быть назначены судом и при отсутствии упоминаний о них в санкциях) 16 .

По сути, любой существенно значимый признак может послужить основанием классификации наказаний, при этом важно лишь, чтобы в соответствующей классификации существовала необходимость и соблюдались логические правила классификации явлений. При соблюдении этих условий каждый вид классификации способен привнести новые знания о предмете классификации, его многообразных свойствах и возможностях.

3 Общие признаки и принципиальные различия поощрений и наказаний в праве

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения, под которыми можно понимать форму и меру юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается.

Негативными санкциями считаются правовые наказания, под которыми можно понимать форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний как санкций юридических норм:

1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;

2) для них установлены определенные процедуры применения — формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;

3) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;

5) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание;

6) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию 17 .

Между категориями «поощрение» и «наказание» существуют следующие принципиальные различия:

1) если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание — тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений;

studfiles.net

Читайте так же: Правила переводчик