Социальная политика и социальная работа учебное пособие

Социальная политика и социальная работа учебное пособие

Тема 20. Социальная политика и социальная работа

При изучении темы студент должен понимать специфику современного Российского государства как основного социального института общества, от которого во многом зависит качество социальной политики и социальной работы, знать основные направления социальной политики государства, ее приоритетные национальные программы и проекты в сферах образования и здравоохранения, жилищной, семейной, молодежной и других областях жизнедеятельности людей. Необходимо обратить внимание на важнейшее положение о том, что социальная политика выступает основной социальной работы.

1. Специфика современного Российского государства как основного социального института общества.

2. Содержание и основные направления социальной политики государства.

3. Социальная политика – основа социальной работы.

1. Как тип и форма государства влияют на социальную политику и социальную работу?

2. Охарактеризуйте современное Российское государство. Можно ли его назвать социальным?

3. Назовите основные направления социальной политики государства.

4. Какие национальные социальные проекты и программы реализуются в современной России?

5. Почему социальная политика является основой социальной работы?

6. Какое влияние на социальную политику оказывает социальная работа?

Темы докладов и рефератов

1. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы (на примере любой страны).

2. Объекты социальной политики в современной России.

3. Национальные социальные проекты в России: проблемы и перспективы реализации.

4. Модели социальной политики: характеристика и предпочтения.

5. История социальной политики в России.

1. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.

2. Холостова, Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2006. – 216 с.

3. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / пер. с англ. / Под ред. Т. Шанина. – М., 1997.

4. Жуков, В.И. Реформы в России: 1985-1995 годы / В.И. Жуков. – М., 1997.

5. Евсеева, В.О. К вопросу о разработке модели новой социальной политики / В.О. Евсеева // Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы: Материалы VIII Всероссийского социально-педагогического конгресса 5-7 июня 2008. В 2-х т. – Т. 1. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 15-16.

6. Форзун, Е.А. Основные направления социальной политики государства / Е.А. Форзун // Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы: Материалы VIII Всероссийского социально-педагогического конгресса 5-7 июня 2008. В 2-х т. – Т. 1. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 32-33.

www.aup.ru

Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие. 2\е изд. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и кo», 2008. 216 с. (золотой фонд учебной литературы: социальная работа). ISBN 978-5-91131-423-1 Текст научной статьи по специальности «Социология»

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Бочаров Владислав Юрьевич,

Текст научной работы на тему «Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие. 2\е изд. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и кo», 2008. 216 с. (золотой фонд учебной литературы: социальная работа). ISBN 978-5-91131-423-1»

Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. 216 с. (Золотой фонд учебной литературы: Социальная работа). ISBN 978-5-91131-423-1.

Учебное пособие Е.И. Холостовой, несомненно, чрезвычайно полезно с точки зрения «фиксации» накопленного за последние 15 лет опыта обсуждения проблем социальной политики. Этот опыт описан достаточно добротно и системно, что, безусловно, выделяет эту книгу среди множества других. Действительно, Евдокия Ивановна Холостова — известный автор более 30 монографий и учебных пособий по проблемам социальной политики, теории и технологиям социальной работы, по истории социальной работы и социальной реабилитологии.

Рецензируемое учебное пособие состоит из введения, восьми глав, заключения, списка рекомендуемой литературы и приложения. В приложении автор дает рабочую программу курса «Социальная политика и социальная работа», адресованную будущим специалистам по социальной работе. Предлагаемая программа курса содержит тематический план курса, планы семинарских и практических занятий, экзаменационные вопросы и рекомендуемые литературные источники (к сожалению, преимущественно устаревшие).

Первая глава «Сущность и принципы социальной политики» посвящена анализу теории, истории возникновения и содержанию понятия «социальная политика». Читателю предъявляется традиционный список авторов, упоминаемых обычно в отечественной учебной литературе: Платон, Аристотель, Гоббс, Кант, Фихте. Пожалуй, единственным мало цитируемым в других источниках автором является немецкий социолог Вернер Зомбарт. Обращение к его работам выглядит обоснованным и существенно проясняет некоторые аспекты европейской государственной политики — например его «Идеалы социальной политики» [Зомбарт, 1906].

Тем не менее очевидно, что круг обсуждаемых в учебном пособии авторов ограничивается Европой. Конечно, такой европоцентризм льстит позиционирующему себя в качестве европейца читателю, но определенно сужает представления об эволюции социальной политики и подходов к ее изучению. Сегодня многие исследователи ждут более глубокого анализа реальных «сцен и действующих лиц» [Советская социальная. 2008], поскольку уже очевидна идеологичность схематизации знания о социальной политике, в котором полностью отсутствуют, например, представления о справедливости, благе и социальной ответственности государства перед человеком, разрабатываемые в Китае, Индии, на Ближнем Востоке. Отечественные традиции также забывать не стоит.

Переходя к современному социальному знанию, Е.И. Холостова выделяет пять групп подходов к определению социальной политики, «в каждой из которых объединяются схожие концепции» [С. 14]. В первую группу вошли концепции, в рамках которых происходит отождествление социального и общественного, в силу чего социальная политика рассматривается как общественные действия по решению общественных проблем. Во второй группе объединены концепции, в соответствии с которыми социальная политика должна быть направлена на регламентацию отношений труда и капитала, стабилизацию трудовых отношений и исключение радикальных противоречий. В третьей — социальная политика рассматривается как вид общественной деятельности, нацеленной на потенциально опасные слои населения, для обеспечения их через систему государственной помощи и общественной благотворительности минимально приемлемым уровнем удовлетворения потребностей. В четвертой — социальная политика выступает инструментом, призванным смягчить последствия индивидуального и социального неравенства через си-стемуредистрибутивных мероприятий. И в последней, пятой концепции, социальная политика должна исходить из принципов социальной справедливости и социального партнерства как базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства.

Читайте так же:  Как посмотреть есть ли у меня долги по налогам

Среди современных отечественных авторов, дающих трактовки социальной политики, автор учебного пособия обращается к работам П.Д. Павленка, В.М. Капицына, В.В. Колкова, И.Г. Зайнышева, И.М. Лаврененко. При этом подчеркивается, что «к числу наиболее комплексных относится определение И.А. Григорьевой» [С. 18]. Надо сказать, что и в дальнейшем Е.И. Холостова часто обращается и обширно цитирует именно этого автора [Григорьева, 1998]. А из зарубежных трактовок социальной политики присутствует, к сожалению, лишь определение из «Словаря социальной работы» Р. Баркера. На основе приведенных трактовок Е.И. Холостова конструирует свое определение социальной политики: «социальная политика — это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям» [С. 21].

В первой же главе учебного пособия говорится об основных направлениях социальной политики и ее принципах. Позволим читателя не утомлять перечислением направлений социальной политики, даваемых в этом пособии, отсылая к официальному документу [Доклад о результатах. 2005]. Здесь стоит отметить, что автор работы занимает ответственный пост в министерстве соцзащиты Московской области. Поэтому книга содержит достаточно много ссылок на официальные программы и цитат из ведомственных документов. А среди принципов социальной политики автором анализируются и выделяются такие как: принцип социальной справедли-

вости, индивидуальной социальной ответственности, социального партнерства, социальной компенсации, социальных гарантий, солидарности.

Вторую главу своей книги Е.И. Холостова посвятила рассмотрению структуры социальной политики и, основываясь на сферном подходе, охватывающем «всю жизнедеятельность общества и все функции государства» [С. 46], выделяет и анализирует пять сфер социальной политики: сферу социально-трудовых отношений ^ охраны здоровья (причем автор специально выделяет здесь социоэкологическую политику), образования, культуры и досуга, жилищную сферу. Сферный подход в учебном пособии расширяется за счет социально-демографического измерения, при этом отмечается, что «структуру социальной политики можно выстроить также на основе ее ориентации на социально-демографические группы населения» [С. 56]. Наконец, в этой же главе — «Структура социальной политики» — дается определение объекта социальной политики («практически все население страны» [С. 59]), а также обширный перечень субъектов социальной политики, главным из которых Е.И. Холостова считает «социальное государство».

Третья глава «Социальная политика и права человека» практически целиком состоит из анализа прав и свобод человека, закрепленных известной декларацией ООН 1948 года. При этом такая постановка темы обосновывается автором следующим образом: «социальная политика представляет собой деятельность, которая уже по своему определению призвана обеспечить защиту прав человека» [С. 64]. При этом Е.И. Холостова апеллирует к программному документу МФСР (Международная федерация социальных работников). Возражений такая постановка вопроса не вызывает. Пожалуй, чрезмерным выглядит лишь перечисление практически ежегодных международных конвенций и конференций, закрепляющих такое положение в мире. На наш взгляд, более оправдано было бы логическое объединение второй и третьей главы, когда после перечисления направлений и принципов социальной работы давался бы краткий обзор основных прав человека.

Пожалуй, наиболее интересной в познавательном плане, по нашему мнению, является четвертая глава «Модели социальной политики за рубежом». Начинает ее Е.И. Холостова с того, что приводит позицию Комиссии ЕЭС, созданной в целях унификации социальной политики для «Общеевропейского дома», о том, что существуют две основных модели социальной политики: «бисмарковская», устанавливающая жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности, и «бевериджская», исходящая из предпосылки о том, что «любой человек, независимо от его

1 Так на языке официальных документов все еще нередко именуются трудовые или договорные трудовые отношения. См.: [Тукумцев, 2006].

принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов» [С. 87].

В дальнейшем, в отличие от европоцентричной первой главы, автор не смогла избежать того, чтобы проанализировать опыт, наработанный в рамках либеральной модели социальной политики в США. Хотя, на наш взгляд, в пособии Е.И. Холостовой представлены далеко не все мировые системы и модели социальной политики (например, модель Японии).

Суть довольно известных четырех моделей социальной политики, предложенных Г. Эспинг-Андерсеном (социал-демократическая, консервативная, либеральная, католическая), автор кратко приводит в двух таблицах-схемах. Причем одна из них заимствована (с соответствующей ссылкой) из упомянутой книги И.А. Григорьевой [Григорьева, 1998. С. 34]. А в другой схеме автор рассматривает атрибуты этих моделей в аспекте уровней занятости, уровня бедности и перераспределения.

Не останавливаясь подробнее на очевидных характеристиках приведенных выше моделей, стоит сказать, что, по мнению Е.И. Холосто-вой, скандинавская (социал-демократическая) модель характеризуется «высокой степенью универсальности и институциализации с упором на государственный сектор» [С. 103]. В либеральной модели (наиболее выраженной помимо США, по мнению автора, в Великобритании) «упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частной благотворительностью» [С. 103]. В консервативной (или, как ее еще называет Е.И. Холостова, «корпоратистской») модели, действующей в центрально-европейских странах, «упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступающие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости» [С. 103]. Наконец, католическая (латинская) модель использует «традиционные ресурсы сферы гражданского общества — церковь, семью и частную благотворительность, развивается в сочетании с институтом остаточного государственного социального обеспечения» [С. 104].

Читайте так же:  Заявление в магазин об обмене товара в магазине

Интересно то, что в дополнение к перечисленным моделям социальной политики Е.И. Холостова обращается к анализу модели «welfare pluralism», носящей смешанный характер и рассматривающейся автором на примере Франции. Этот пример, кстати, показателен тем, что в принципе многие национальные типы социальной политики лишь условно можно отнести к той или иной модели в известной типологии.

В четвертой главе автор учебного пособия обращается и к анализу системы социального обеспечения и социальной защиты (эти термины Е.И. Холостова использует как синонимы). При этом довольно подробно, уместно и адекватно современным научным представлениям рассматриваются понятия «уровень жизни» и «качество жизни» (включая

сюда, помимо прочего, «качество образования» и «качество социального обслуживания»). Кроме того, приводятся определения и сравниваются статистические показатели по России и индустриально развитым странам по коэффициенту Джинни (индексу Джинни), коэффициенту рождаемости, коэффициенту смертности и коэффициенту фондов (показателю дифференциации населения по уровню денежных доходов).

В пятой главе Е.И. Холостова рассматривает механизм реализации социальной политики в России. При этом, как в лучших академических образцах, рассмотрение этого механизма начинается с его определения в качестве сложной системы «институциональных и неинституциональных субъектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить и оформить социальные интересы граждан, социальных групп, населения в целом, разработать социальную стратегию государства и социальные программы и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, граждан по их реализации. » [С. 124].

В ходе механизма реализации социальной политики автором выделяется пять стадий (циклов), суть которых кратко можно воспроизвести следующим образом: анализ и изучение реально существующей социальной ситуации; определение конкретных стратегических и тактических целей; нормативно-правовое оформление избранного варианта решения; административно-организационное мобилизационно-пропагандистское обеспечение мер по реализации социальной политики; контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих корректив в предыдущие технологические фазы [С. 125—126]. Читатели, знакомые с управленческими дисциплинами, с удовлетворением для себя отметят традиционность и логичность такого построения. Еще больше их порадует обращение в этой главе учебного пособия к термину «социальная технология» и к процедурам, необходимым для разработки социальной технологии.

Шестая глава «Социальное партнерство» выглядит не столь привлекательно. Здесь Е.И. Холостовой, по нашему мнению, допущена определенная путаница в дефинициях. Само социальное партнерство определяется и как система отношений, включающая в себя «систему институтов» [С. 135], и как «тип отношений. между работниками и работодателями», основной сферой функционирования которого «являются социально-трудовые отношения» [С. 135]. Далее социальное партнерство в широком смысле определяется «как один из способов представления интересов каких-либо социальных групп в обществе» [С. 136]. Наконец, социальное партнерство определяется и как «взаимодействие субъектов социальной политики» [С. 137]. На наш взгляд, довольно абсурдно пытаться определить феномен практически через все понятия, присущие общей социологии. Кстати, это обнаруживается и далее в тексте этой

главы, где автор наделяет дуальной природой профсоюзы, союзы работодателей, правительство, органы местного самоуправления, провозглашая их «одновременно и институтами, и организациями».

В седьмой главе, озаглавленной «Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты», Е.И. Холостова, напротив, четко определяет социальную защиту, являющуюся по ее мнению, одним из структурообразующих элементов социальной политики (наряду с социальной помощью, социальной поддержкой, социальным обслуживанием и социальной работой), как особый социальный институт, который в настоящее время «находится в процессе своего развития» [С. 158]. Правда, автор представляет этот социальный институт как «совокупность правовых норм» [С. 159], отсекая все неформальные взаимодействия акторов, строящиеся на неписаных нормах и правилах. Поэтому неслучайно в предлагаемой Е.И. Холостовой модели национальной системы социальной защиты (приводя ее в табличной форме, автор отсылает к разработке Института труда Минтруда РФ) каждому выделяемому виду социальной защиты обязательно соответствует организационно-правовая форма.

В заключительной восьмой главе «Влияние социальной работы на развитие социальной политики» вполне справедливо, на наш взгляд, утверждается, что социальная работа и социальная политика взаимосвязаны. «С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе» [С. 182]. При этом автор вовсе не отождествляет эти понятия. Она подчеркивает, что «. социальная работа по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы» [С. 182].

Говоря о социальной работе, Е.И. Холостова выделяет и описывает 11 ее основных функций: диагностическую, прогностическую, предупредительно-профилактическую (или социально-терапевтическую), правозащитную, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-медицинскую, социально-бытовую, коммуникативную, рекламно-пропагандистскую и нравственно-гуманистическую [С. 183—185]. Далее в учебном пособии идет речь о структуре социальной работы и о ее основных направлениях (видах). Заметим, что направления (виды) социальной работы в учебном пособии заимствуются у П.Д. Павленка [Павленок, 2005. С. 17-19].

Однако сказать, что в анализируемом учебном пособии нет недоработок и противоречий, будет не совсем верно. Хотя работа Е.И. Холосто-вой представляет собой в целом удачный пример учебной литературы, посвященной проблемам социальной политики и социальной работы переходного периода, такой переходный характер свойственен не только

эпохе постсоветского периода, особенности которой представляет автор. Это относится и к теоретическим концепциям, рассматриваемым в этой книге, моделям и описаниям, интерпретациям событий, происходящих в социальной политике. Возможно, дело в том, что это переиздание учебного пособия, вышедшего впервые в 2001 году. Несмотря на обновление, читатель не найдет здесь ни новых оригинальных исследований, появившихся в последнее время, ни ссылок на публикации, появившиеся после 2005 года. Нет здесь даже упоминания о реализуемых сегодня в России национальных проектах, значительно затрагивающих социальную политику государства. Читатель будет напрасно искать здесь ссылки на существенные реформы социальной политики, осуществляемые в последние годы, в частности, так называемую «монетизацию льгот», внесшую существенные изменения в распределение полномочий в российской социальной политике и вызвавшую бурные общественные дебаты.

Читайте так же:  Возраст по уходу на пенсию в 2018

Несмотря на отмеченные недостатки, необходимо отметить, что рецензируемое учебное пособие Е.И. Холостовой вполне пригодно (как говорится в авторской аннотации) «для специалистов учреждений социального обслуживания населения, преподавателей и студентов вузов социальной направленности», и, на наш взгляд, может использоваться на гуманитарных факультетах вузов, но при этом в качестве дополнения к основным учебникам по дисциплине.

Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.

Доклад о результатах работы Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2005 году. М., 2006.

Зомбарт В. Идеалы социальной политики / Пер. с нем. СПб.: Б. и., 1906.

Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2005.

Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940—1985 / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой и П. В. Романова. М.: ООО «Вариант», 2008.

Тукумцев Б. Г. Трудовые отношения // Социология труда: Теоретико-прикладной толковый словарь. СПб.: Наука, 2006. С. 365—366.

Владислав Юрьевич Бочаров канд. социол. наук, ст. науч. сотрудник, доцент кафедры социологии и политологии Самарского государственного университета

cyberleninka.ru

Е. И. Холостова. Лучшие книги

Учебное пособие отражает основные вопросы и проблемы по истории, теории, технологии, менеджменту социальной работы в схемах и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Социальная работа».

Учебное пособие отражает основные вопросы и проблемы по истории, теории, технологии, менеджменту социальной работы в схемах и соответствует требованиям Государственного… Развернуть

В учебном пособии раскрываются теоретические аспекты социальной реабилитации, ее сущность и содержание. Дается описание социальной среды жизнедеятельности инвалидов, рассматриваются программы и технологии социальной реабилитации, описывается
Свернуть

В учебном пособии раскрываются теоретические аспекты социальной реабилитации, ее сущность и содержание. Дается описание социальной среды жизнедеятельности инвалидов,… Развернуть

В учебном пособии раскрываются технологии социальной работы с дезадаптированными детьми как в России, так и за рубежом. Рассматриваются опыт межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, модели социальных служб,
Свернуть

В учебном пособии раскрываются технологии социальной работы с дезадаптированными детьми как в России, так и за рубежом. Рассматриваются опыт межведомственного взаимодействия по… Развернуть

Учебное пособие содержит изложение основных вопросов и проблем по истории, теории, технологии, менеджменту социальной работы и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Социальная работа».
Для студентов гуманитарных вузов, преподавателей, ведущих подготовку и переподготовку специалистов по данному направлению, а также для специалистов социальной сферы.
Свернуть

Учебное пособие содержит изложение основных вопросов и проблем по истории, теории, технологии, менеджменту социальной работы и соответствует требованиям Государственного… Развернуть

В учебном пособии раскрываются теоретические аспекты социальной реабилитации инвалидов, ее сущность и виды. Дается описание моделей инвалидности, рассматриваются технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидности. Описывается опыт социальной реабилитации за рубежом, а также практика работы учреждений социального обслуживания инвалидов. Для студентов и аспирантов вузов социального профиля, специалистов системы социальной защиты населения.
Свернуть

В учебном пособии раскрываются теоретические аспекты социальной реабилитации инвалидов, ее сущность и виды. Дается описание моделей инвалидности, рассматриваются технологии… Развернуть

В данной книге раскрываются этапы развития социальной помощи в России с древних времен, анализируется становление государственного призрения, общественной и частной благотворительности в пореформенный период, раскрывается практика социальной работы в советский период и в современных условиях.

Для студентов и преподавателей факультетов социальной работы, а также социальных работников.
Свернуть

В данной книге раскрываются этапы развития социальной помощи в России с древних времен, анализируется становление государственного призрения, общественной и частной… Развернуть

Учебник посвящен основным этапам возникновения и развития различных форм социальной помощи в России с древнейших времен до современности. Освещаются становление и особенности системы государственного призрения, общественной и частной благотворительности, социального обеспечения в советский период и социальной работы в современной России. Разделы учебника снабжены списком дополнительной литературы по темам и вопросами для самоконтроля.

Для студентов бакалавриата и специалитета, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», преподавателей, а также практических социальных работников.
Свернуть

Учебник посвящен основным этапам возникновения и развития различных форм социальной помощи в России с древнейших времен до современности. Освещаются становление и особенности… Развернуть

Практикум соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Социальная работа». В нем рассматриваются основные вопросы по теории, технологии, менеджменту социальной работы с различными категориями населения. Им можно пользоваться на практических и семинарских занятиях студентов.

Для студентов гуманитарных вузов, преподавателей, ведущих подготовку и переподготовку специалистов по данному направлению, а также для специалистов социальной сферы.
Свернуть

Практикум соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Социальная работа». В нем рассматриваются основные вопросы по… Развернуть

Для студентов и преподавателей вузов социального профиля.

Изложены основные вопросы и проблемы по истории, теории, технологии, менеджменту социальной работы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Социальная работа».

Изложены основные вопросы и проблемы по истории, теории, технологии, менеджменту социальной работы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта… Развернуть

Учебное пособие для преподавателей, студентов и заинтересованных

В данном учебном пособии рассматривается сущность и структура социальной политики, ее основные категории и субъекты определяется взаимосвязь социальной политики и социальной безопасности, социальной политики и социальной защиты, социальной политики и социальной работы. Раскрываются ее приоритетные направления, как в России, так и за рубежом. Анализируются демографические и этнографические аспекты социальной политики, проблемы социального страхования и пенсионного обеспечения, политика в отношении семьи,молодежи, пожилых и инвалидов, проблемы социального партнерства. Учебное пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности `Социальная работа`, практическим социальным работникам, а также преподавателям.
Свернуть

В данном учебном пособии рассматривается сущность и структура социальной политики, ее основные категории и субъекты определяется взаимосвязь социальной политики и социальной… Развернуть

www.livelib.ru


Обсуждение закрыто.