Сфера профессиональной деятельности юриста

Сфера профессиональной деятельности юриста

Сфера профессиональной деятельности юриста

Содержание индивидуальной профессиональной деятельности юристов

Содержание профессиональной юриди­ческой деятельности можно рассматривать, как:

а) отражение реального состояния на практике, т.е. того, что делается;

б) гипотетическую характеристику идеального ответа на потреб­ности практики, т.е. попытку выявить, что надо делать;

в) показ тенденций изменения содержания профессиональной деятельности юристов как синтез реальной и идеальной моделей, т.е. характеристика происходящих процессов.

Источниками информации о профессиональной деятельности юриста являются: научные публикации, учебники, методические пособия, книги и статьи, посвященные материальному и процессуальному праву, методикам и процедурам деятельности юристов, имеющих различные специальности. Чаще всего в литературе раскрывается содержание деятельности следователей, судей, прокуроров, реже – адвокатов. Практически без внимания ос­тается собственно деятель-ность юристов на предприятиях, в организациях, фирмах, т.е. их деятельность в сфере экономики, управления, социальных услуг, культуры. Однако в боль­шинстве публикаций говорится не столько о самой работе юристов, сколько о ее правилах.

Содержание профессиональной юридической деятельности раскрывается более наглядно в статистических данных о принимаемых решениях и совершаемых действиях (статистика деятель-ности судов, отчеты о работе адвокатов, консультаций, коллегий и т.п.), в данных социоло-гических исследований, включающих замеры различного рода, опросы и т.д., в личном опыте юристов, описанном ими в публикациях или в устных сообщениях.

Итак, содержание профессиональной деятельности юриста – совокупность самых различ-ных действий и операций, которые выполняет юрист в сфере своего профессионального труда и профессионального поведения. Элементы его могут быть выделены по разным критериям: по степени организации, например, выделяют телодвижения (которые здесь значения не имеют); действия, т.е. серию телодвижений, направленных на один объект операции. В праве говорят о процессуальных действиях, о тактических операциях, о производствах. Существующий словарь, по-видимому, слабо отражает уровни юридической деятельности и нуждается в развитии.

Другое структурирование элементов содержания профессиональной деятельности юристов связано с выделением двух блоков (или сторон) – интеллектуального и предметного. Они, в свою очередь, образуют направления, которые и поддаются конкретизации. Преимущественно интеллектуальная деятельность юриста представляет собой правовое или юридическое мышление.
В ней можно выделить, в частности:

а) действия по работе с правовой информацией, по ее отбору, анализу, переработке, оценке;

б) опознание и оценку ситуаций, требующих решения правовых задач и использования правовых средств, т.е. правовых проблемных ситуаций;

в) выбор оптимальных вариантов поведения в рамках правовых предписаний, т.е. решение задач.

Преимущественно предметная деятельность включает совер­шение различных управомо-чивающих и правопредписывающих действий (принятие юридически значимых решений, удосто-верение актов, совершение юридически значимых дейст­вий, подготовку предложений, связы-вающих адресата необходи­мостью ответной реакции и др.).

В содержании профессиональной юридической деятельности, кроме того, можно выделить две группы действий: совершаемые в силу должностного положения в публично-правовой сфере (публично-правовые действия юриста) и совершаемые в силу уполномочия либо по поручению в частно­правовой сфере (частноправовые действия юриста).

Публично-правовые действия, в свою очередь, подразделяются на связанные с разрешением споров (судебным, досудебным и внесудебным), осуществлением функций обвинения в совер-шении правонарушения, осуществлением административно-правовых и непосредственно прину-дительных действии.

Частноправовые действия можно подразделить на связанные с разрешением споров, оказа-нием правовых услуг, осуществлением защиты от публично-правовых обвинений в правонару-шении. Частноправовые действия могут рассматриваться (со стороны юристов) как договорные услуги и работы, оказываемые в силу постоянных отношений либо процессуального или иного правового положения (опекунство, доверенное лицо при исполнении завещания, конкурсный управляющий, генеральный представитель, управляющий финансами или имуществом). По ограниченному соглашению (поручению) юрист может давать консультации, осуществлять правовой аудит, рассматриваемый как правовая оценка фактов и ситуаций, удостоверять доку-менты, составлять проекты, вести переговоры с целью разрешения наличного или потенциального конфликта, осуществлять правовую поддержку, выполняя необходимые действия, связанные с получением соответствующих публично-правовых разрешений, удостоверением, регистрацией, лицензированием, выделением квот, выполнением публично-правовых требований финансового и иного характера в виде оплаты налогов, акцизов, таможенных платежей и т.п.

В исковой сфере или в целом при разрешении судебных спо­ров работа юриста состоит в правовой оценке ситуации или конкретных юридических фактов, формулировании притязания в виде соответствующего искового заявления, ведении перегово­ров, доказывании фактических обстоятельств, формулировании и защите позиции, выступлении в суде или ином органе, решающем конфликт (например, в комиссии по трудовым спорам), оценке решения, дальнейшем продолжении спора путем обжалования или обеспечения опротестования.

Защита против обвинения наиболее детально рассмотрена в литературе и состоит в форми-ровании позиции в пределах данного поручения, возможном ведении переговоров по вопросам государственного обвинения либо частного обвинения, доказыва­нии позиции доверителя, выступ-лениях в суде, обжаловании приговора или решения.

Профессиональная юридическая деятель­ность осуществляется поэтапно. Выделение основных этапов соответствует логике развития деятельности профессионала-юриста на индивидуальном уровне. Всякая индивидуальная деятельность на конкретном месте имеет начало, этап совер-шенствования и превращения в налаженную, отработанную деятельность, когда юриста могут оце­нить как опытного, знающего свое дело специалиста. Такими этапами являются:

1) принятие на себя профессиональной роли и ее адаптация к происходящим изменениям;

2) поддержание внутренней и внешней готовности к выполне­нию профессиональных задач, индивидуальная адаптация и под­держание формы, идущие извне – от задач профессиональной юридической деятельности, и изнутри – от реакции на задачи профессиональной юридической работы;

3) организационно-управленческое обеспечение выполнения профессиональных задач, в частности, установление необходи­мых связей с лицами, ставящими задачи, снабжающими инфор-мацией и другими ресурсами, осуществляющими контроль;

4) опознание и формулирование для себя проблемных право­вых ситуаций, а также поиск и выбор рациональных методик решения разнообразных правовых задач, как правило, по профес-сиональным методикам с использованием технических средств и без них;

5) собственно осуществление основных действий и процедур по переработке информации, выполнению процедур, осуществле­нию необходимых личных контактов (бесед, переговоров, сооб­-щений, докладов), подготовке документов, принятию решений, их обоснованию, защите, реали-зации;

6) поддержание связей с внешней средой в целях обоснования целесообразности и законности проводимой работы и обеспече­ния авторитетности и исполнимости ее результатов.

В рамках этих этапов полезно выделить проводимые, как пра­вило, по профессиональным методикам с использованием техни­ческих средств или без них, типовые элементы профессиональ­ной деятельности юриста, или производства, рабочие комплексы, процедуры, операции, действия. К ним относятся:

1) правовая оценка представленных или встретившихся фактов;

2) юридически программированные поиск, проверка и оценка фактической информации;

3) поиск правовой информации;

4) интеллектуальные процедуры применения права, т.е. оценка фактов, подбор правовых норм, получение юридического вывода;

5) ведение в правовых рамках переговоров, выступления в судах и других органах, посред-ничество для разрешения конфликтов;

6) подготовка и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработка и обоснование пози­ций;

7) контроль за процессом и результатами чьей-либо деятельности и многие другие.

К приведенной краткой характеристике работы юриста можно добавить еще несколько заме-чаний.

Первое – все выделенные элементы имеют общие и особенные черты в зависимости от должности, положения, характера труда.

Читайте так же:  Защита прав потребителей санкт-петербурга

Второе – удельный вес и значение различных действий неодинаковы, но тем не менее они все присущи профессиональной юридической деятельности, реализуются в ней.

Третье – сведение работы юриста к правоприменению, к работе с нормой не соответствует действительности. Принятие правовых решений – отнюдь не единственный элемент юридической деятельности, профессиональной работы правоведа. А ведь именно такой подход предопределял до сих пор только содержание и методы юридического образования. Лишь в немногих работах делались попытки представить реальное со­держание того или иного вида профессионального юридического труда.

Так, в книге «Эффективность правосудия и проблема устранения судебных ошибок» основным или обобщающим показателем качества правосудия признается количество законных и обоснованных приговоров. Осуществление правосудия рассматривается как главный, наиболее важный компонент судебной деятельности. Но все же авторы отмечают, что, по их данным,
50-60% времени судей «уходит на осуществление правосудия и непосредственно связанные с ними трудовые операции (изучение дел, проверка протокола судебного заседания и т.п.),
а остальное время – на прием граждан, контроль за исполнением частных определений и др. Но и сейчас на это объективное разнообразие действий юриста обращают мало внимания. Совершенно не ана­лизируется показатель доступности суда для граждан, т.е. возможность изложить свое дело судье, получить разъяснение, необходимые справки и т.п. Роль такого рода операций в деятельности судьи просто не учитывается. В итоге и сведение правосудия к вынесению решений не удовлетворяет потребностей общества.

Деятельность юриста носит ролевой характер. Это направление недостаточно описано в лите-ратуре, а главное – слабо осознается как юристами, так и обществом. Заняв должность, вступив в профессиональную корпорацию, юрист должен осознать значение своего дела и определить отно-шение к нему. Ролевой характер деятельности – осознание значения своего дела, уяснение задач данной должности, ее места в органи­зационной структуре и системе разделения труда, ее значения для общества и граждан, ее соответствия требованиям общества. Технически это выражается в возможном для данного специа­листа анализе социальной обстановки, действующих правовых норм, сложившейся практики, общественного мнения.

Все это означает, что для юриста очень важно разумное вхож­дение в команды специалистов, образующие основу организационной структуры, уяснение как роли команды, так и своего места в ней. Здесь могут возникнуть различные ситуации. Во многих коллективах юристов господствует формально-бюрократическое, а нередко и деформированное отношение к своему труду и его целям. Достаточно часто юрист пренебрежительно относится к тому, что он делает, считает, что его работа бесполезна либо выполняется им заведомо плохо по чужой воле. Это влияет на ее качество, на состояние трудовой атмосферы.

Принятие профессиональных ролей как разовое действие или комплекс действий, заканчи-вающихся привыканием к негатив­ной позиции, влечет в отдаленной перспективе и отрицательные последствия для юриста. Вначале положение кажется благоприятным. Согласие с коллегами, их привычками одобряется им. Однако для юриста принятие профессиональной роли, обеспечи-вающей хорошие перспективы, должно означать как принятие позитивных целей и средств их реализации, так и допустимую законом последующую адаптацию профессиональной роли к меняющейся обстановке, появлению новых задач. Такое принятие интересов, целей, то ли юриспруденцией, то ли иначе, – означает увеличение объема работы юриста и расширение круга совершаемых им операций. Юрист в системе российского континентального права не создает закон, не подменяет законодателя в процессе судоговорения, но и не применяет закон слепо, только по книге.

При исполнении своей роли юрист может встречать сопротивление, но его следует уметь нейтрализовать, пережить. В целом специалист вначале осозна­ет свою роль и значимость своей деятельности, а затем меняет ее конкретные проявления, ибо неизбежно другой становятся окру-жающая среда, общество и его требования.

Очень важна поэтому необходимость разработки и освоения практических приемов и способов принятия, а также изменения профессиональной роли, вхождения в команду. Этому пока не учат юристов, а они в течение всей жизни должны решать подоб­ные задачи.

Принятие профессиональной роли также связано с обеспече­нием своей независимости. Юрист должен уметь:

а) обозначить свою компетентность, умение не пренебрегать чужим опытом;

б) найти пределы своей самостоятельности и исполнять чужие решения;

в) обеспечивать надежность своих решений и пользо­ваться чужой информацией. Все это связано с существенными затратами нервной энергии. Часто конформность наиболее вы­годна и практична. Безусловно, подчинение на первых порах спа­сает от неприятностей, хотя бы частично, но длится это недолго.

Приняв профессио­нальную роль, юрист обязан обеспечивать готовность к ее выпол­нению, причем даже при наличии определенных неблагоприят­ных обстоятельств. Эта готовность состоит в пополнении необхо­димых профессиональных знаний и создании (для себя, т.е. для своего дела) механизма их обновления, позволяющего отслежи­вать происходящие изменения и реагировать на них. Она также имеет психологическое содержание и состоит в открытости внеш­ним факторам, происходящим изменениям, во внутреннем пони­мании необходимости их учитывать и к ним (для преодоления либо развития) приспосабливаться.

Примеры готовности к исполнению профессиональных задач демонстрируют юристы, способные работать в изменившихся экономических и социальных условиях как в публично-правовых (следственных подразделениях, суде), так и в предпринимательских структурах. Внешние прояв-ления этого – понимание экономического содержания своих действий, освоение нового (во многих случаях противоречивого) законодательства, умение пользоваться современной техникой работы с информацией и пр.

В нашей стране поддержанию профессиональной готовности способствует разветвленная система послевузовского образования, переподготовки, особенно хорошо развитая в МВД, проку-ратуре, Министерстве юстиции. Но поддержание готовности к выполнению профессиональных задач осуществляется в первую очередь путем повышения профессионального мастерства, развития системы самомотивации, преодоления профессиональной усталости, постоянного анализа ошибок и упущений, поиска средств повышения производительности труда.

Без этого достаточно опытные следователи и судьи нередко для экономии сил, из-за неже-лания реагировать на неприятные раздражители вырабатывают собственные, упрощенные проце-дуры работы. Очень часто жалобы рассматриваются формально, ответы даются, порой, самые нелепые, советы – противоречивые и т.п. На индивидуальном уровне многие ошибки и пробелы
понятны и объяснимы, но, будучи распространены, они приводят к потере доверия к профессии.

Разумеется, необходимость поддержания готовности к профессиональной работе легче провозгласить, чем реализовать. Но, во всяком случае, начинающие юристы должны знать, что условия работы меняются, законодательство становится иным, наступает все большая усталость, работа нередко приедается, возникает безразличие к ее результатам, и, если этому не проти-востоять, добиться успеха в выбранной профессии трудно. К тому же и граждане не обязаны страдать из-за неготовности юриста к большим нагрузкам.

Организационно-управленческое обеспечение деятельности юриста нередко рассматривается как некая помеха основной работе. Действительная проблема состоит в том, что необходимо опре-делить, какая организационно-управленческая работа является полезной, необходимой, а какая – лишней, и как эффективно выполнять нужную работу.

К видам организационно-управленческого обеспечения относятся:

а) организация рабочего места, обеспечение и поддержание информационных потоков;

Читайте так же:  Возврат субсидии за коммунальные услуги

б) планирование рабочего времени и минимизация его затрат;

в) обеспечение совместной деятельности с другими лицами, получение от них необходимого содействия;

г) присутствие на различного рода совещаниях и др.

Особое место в организационно-управленческом обеспечении занимает установление или поддержание управленческо-профессиональных связей с иными структурами и должностными лицами, работающими в них. При этом речь идет, в частности о своевременном получении и однозначном понимании информа­ции, взаимном определении позиций на основе жесткого соблю­дения требований закона. Следователь не вправе подлаживаться под мнение судьи, к которому идут его дела, но он должен осозна­вать и учитывать законные требования суда к качеству следст­вия. Пререкания между следователями и судьями, глухие обви­нения во взятках, корыстной заинтересованности лишь подры­вают авторитет юристов.

Типичные недостатки данного этапа работы: несвоевременное поступление и осознание рабочих заданий, целей деятельности, их пересечение во времени и по кругу лиц; отсутствие четко оп­ределенной компетенции и разработанных адаптированных про­цедур деятельности; отсутствие необходимой рабочей техники на месте и неумение ее использовать; отсутствие необходимой информации и системы ее обновления.

Масштаб и содержание организационно-управленческого обес­печения зависят от положения юриста в профессиональной струк­туре. Прокурор района или города имеет более широкий круг организационно-управленческих обязанностей, чем рядовой сле­дователь. Заведующий юриди-ческой консультацией больше за­нят этой работой, чем адвокат.

Один из центральных этапов работы юриста это опознание и формулирование проблемных правовых ситу­аций, поиск и выбор методик решения правовых задач. Этот этап состоит в том, что специалист определяет проблемы, подлежащие решению на его рабочем месте, и способы их решения. Во многих случаях круг проблем как бы задан должностью, а задания на работе посту-пают от начальника. Например, так работают следователи, судьи и некоторые другие должностные лица. Но и в этих случа­ях специалист должен уметь обнаружить и сформулировать ряд ситуаций, решение которых:

а) является или может быть обя­занностью;

б) требует профессиональных знаний;

в) может быть осуществлено быстрее и лучше, чем это делалось раньше.

Для следователя, например, проблемные ситуации могут быть связаны с обеспечением своев-ременного поступления материа­лов, на основе которых решается вопрос о возбуждении уголов­ного дела, для юрисконсульта подобная проблемная ситуация – это просрочка в исполнении договорных обязательств.

На этом этапе также возникают достаточно сложные и неза­тронутые в литературе проблемы. Они связаны с новизной и невыявленностью многих проблемных ситуаций, с непониманием их значения, с неподготовленностью к восприятию происходя­щих изменений. В итоге юрисконсульт может просто не выявить ряд проблемных ситуаций, связанных с отсутствием гарантий испол-нения обязательств, ненадежностью партнера, неясностью полномочий сторон в договоре или должностных лиц, принимаю­щих решения, которые влекут имущественные последствия.

На практике это выглядит так, что выявление потребности в применении права (проблемных правовых ситуаций) и собствен­но применение права (решение правовых задач) требуют:

– анализа социальной действительности, соответствия праву новых видов поведения, выяв-ления действительного значения такого поведения, что колеблется от признания вредоносным до признания полезным;

– уяснения тенденций развития законодательства, осознания его меняющихся целей, установ-ления нового контекста закона, что полностью легитимируется рекомендуемыми в теории права способами толкования закона;

– понимания возможностей закона, условий его применения;

– учета интересов лиц, затрагиваемых законом сторон, третьих лиц, социальных групп и т.п.

Это показывает, какой огромный объем информации юрист (группа юристов) должен собрать, переработать, использовать для опознания и формулирования правовых проблемных ситуаций. Для всего этого необходимы затраты интеллектуальных сил, время, позволяющее юристу думать, осознавать сложившуюся ситуацию, понимать ее особенности, оценивать возможности правопри-менения.

Следующий этап работы юриста – осуществление основных правореализационных действий и процедур. Он состоит в проведении тех действий и процедур, которые выполняются, как правило, именно юристами и в которых закрепляются результаты их работы. Ими можно считать: официальные беседы, допросы, переговоры, вынесение различных решений, процессуально-регламентированную фиксацию информации, удостоверение документов и др.

Разумеется, этим действиям предшествует определенная организационная работа. Их прове-дение связано с использованием многообразных технических средств и осуществляется по опре-деленным методикам.

Многочисленные исследования практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, более редкие исследования в сфере частного права, административно-правовой деятельности показывают, что уровень выполнения этих действий низок. Неумение их выполнять приводит к многочисленным нарушениям закона. Невнимание к данному этапу работы – одна из причин многих недостатков правоприменительной практики. Нарушения прав граждан, случайность принимаемых решений объясняются не­редко тем, что юрист плохо представляет себе, в чем смысл его работы, что и, главное, как он должен делать. И сейчас можно лишь надеяться, что правовая работа в экономике, подчиняясь острой необходимости повышения ее качества, может подтянуть общий уровень грамотности и профессиональной культуры рабо­ты юристов.

Поддержание связей с внешней средой в целях обоснова­ния проводимой работы – также один из важных этапов профес­сиональной деятельности юриста. Любое общество заинтересова­но в независимой юриспруденции и в то же время хочет держать ее под контролем. Со своей стороны юристы должны уметь пока­зать обществу, что они и независимы, и подконтрольны, «про­зрачны». Осуществление этого этапа профессиональной юриди­ческой деятельности тем более важно и сложно, что независи­мость и подконтрольность нередко рассматриваются как проти­воречащие друг другу состояния профессиональной деятельности юриста. На самом деле проблема состоит в определении степеней независимости и подконтрольности, а затем – в их обеспече­нии.

Поэтому данный этап работы юриста предполагает:

1) получение необходимой социальной поддержки, включая (в зависимости от масштабов осуществления профессиональной юридической деятельности) формулирование правовых позиций отдельных людей, социальных групп, институций;

2) обоснование и защиту позиции по осуществляемым действиям и принимаемым решениям;

3) повышение авторитетности и принудительности (исполняемости) нормативно-правовых актов, решений юрисдикционной власти, управленческих актов.

Эти действия приводят к определенному отношению общества к юриспруденции, станов-лению и функционированию оптималь­ной системы контроля за работой юристов, к пониманию реаль­ных пределов их независимости, не переходящей в произвол, как это нередко бывает на практике.

Действительно, безоговорочное провозглашение принципа независимости суда и подчинения его только закону является пустой декларацией. Закон часто до­пускает равновозможные толко-вания и иным быть не может. Пределы права на усмотрение в рамках закона достаточно велики, но, реализуя их, суд все-таки остается под контролем общества. Другое дело, когда содержание прин­ципа независимости суда получает четкое политико-юридическое выражение. К сожалению, поддержание связей юриста с внешней средой часто осуществляется непрофессионально и рассмат-ривается как отвлечение от основной деятельности. Одним из типичных недо­статков этой работы являются постоянные сетования юристов на трудности, с которыми они сталкиваются: мало полномочий, пло­хие законы, нет денег. Между тем постоянные разговоры о соб­ственной беспомощности лишь подрывают престиж юристов.

madrace.ru

Глава5. Сферы профессиональной юридической деятельности

Основные виды юридической профессии

§ 1. Сферы профессиональной юридической деятельности

§ 2. Основные виды юридической профессии

Читайте так же:  Налог сдача в аренду жилья

Глава6. Профессиональные навыки юриста

§ 1. Консультационная деятельность юриста

§ 2. Досудебная работа юриста

§ 3. Работа юриста в суде при рассмотрении дела

§ 4. Альтернативные способы правового разрешения споров

Глава7. Правовая культура и профессиональная этика юриста

§ 1. Правовая культура юриста: понятие и основные черты

§ 2. Структура и функции правовой культуры юриста

§ 3. Профессиональная этика юриста и ее содержание

§ 4. Основные принципы профессиональной этики юриста

§ 5. Деформации профессионального сознания юриста

Глава8. Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста

§ 1. Составление юридических документов

как главное слагаемое юридической профессии

§ 2. Понятие юридических документов и их виды

§ 3. Юридическая техника как наука о правилах составления юридических документов

§ 4. Работа юриста по изучению юридических текстов

Заключение

Рекомендуемая литература ко всему учебному курсу

Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина приступает к изданию серии учебников и учебных по­собий для бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция».

С 2011 года Российская Федерация перешла на уровневую систему высшего профессионального образования, включающую уровни — ба­калавриат и магистратуру. Министерством образования и науки Рос­сийской Федерации утверждены федеральные государственные об­разовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр»), разработанные Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации совместно с работодателями и их объ­единениями, в первую очередь с Ассоциацией юристов России.

Учебники, вошедшие в серию, полностью соответствуют требо­ваниям ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров «Юри­спруденция», примерной основной образовательной программе ба­калавриата, утвержденной Учебно-методическим объединением, и примерным программам учебных дисциплин, являющихся составной частью основной образовательной программы. Более того, все учеб­ники подготовлены профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О.Е. Кутафина, который и разрабатывал примерные программы учебных дисциплин базовой части ФГОС ВПО для бака­лавриата.

Учебники и пособия по учебным дисциплинам вариативной части основной образовательной программы для бакалавров юриспруден­ции подготовлены в соответствии с учебным планом МГЮА имени О.Е. Кутафина.

Предложенная серия учебников и учебных пособий адресована студентам, обучающимся по программам бакалавриата, преподавате­лям вузов, практикующим юристам и всем интересующимся правом.

Ректор МГЮА имени О.Е. Кутафина,

объединения по юридическому образованию

вузов Российской Федерации В. В. Блажеев

Одной из важнейших задач высшего юридического образования сегодня является качественная подготовка и выпуск высококвалифи­цированных дипломированных юристов, обладающих навыками про­фессиональной работы в избранной сфере юридической деятельности.

Актуальность расширения задач профессиональной подготовки юридических кадров в значительной степени определяется также и становлением новых сфер профессиональной юридической деятель­ности, в частности юридического консалтинга, юридического аудита, юридического менеджмента.

Для современной России не менее значима и проблематична не­обходимость освоения разнообразных форм юридического бизнеса и практики его ведения.

Решить эту проблему невозможно без введения в практику обучения юристов новых учебных дисциплин, ориентированных на современ­ные формы организации и управления юридической деятельностью.

Учебный курс «Введение в юридическую профессию» призван содей­ствовать продвижению современных идей и технологий как в процессе обучения студентов-юристов, так и в их будущей практической работе по избранной юридической специальности.

Изучение и понимание сущности профессии юриста, социальных и технологических требований-стандартов, предъявляемых обществом к данной профессиональной группе, — составная часть процесса про­фессиональной подготовки юридических кадров.

Каким же должен быть современный юрист? Что представляет собой юридическая профессия? Где и как осваивают и приобретают разнообразные навыки и принципы профессионального поведения в этой жизненно важной сфере социальной практики? В чем смысл, со­держание и общественная ценность профессии юриста? Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся деятельности юридического сообще­ства, и призвана дать учебная дисциплина «Введение в юридическую профессию».

Данная дисциплина является отдельной составляющей блока учеб­ных дисциплин профессиональной подготовки бакалавров. Она носит подготовительный характер и призвана ознакомить слушателей с со­циальными, культурными и профессиональными основаниями юри­дической деятельности; облегчить им изучение других юридических дисциплин, открывая тем самым дорогу в сложную область юридиче­ских знаний и юридических практик, вооружая элементарными сведе­ниями о профессии юриста, указывая исходные ориентации включе­ния в профессиональное сообщество юристов.

Следует отметить, что в настоящее время курс «Введение в юриди­ческую профессию» является вводной учебной дисциплиной в общей си­стеме профессионального юридического образования. Это новая дис­циплина среди учебных дисциплин, предусмотренных федеральной учебной программой профессиональной подготовки бакалавров пра­ва. В юридических учебных заведениях данная учебная дисциплина преподается под различными наименованиями. Юридическая литера­тура по этой дисциплине весьма разнообразна — от общих введений в профессию юриста до детально проработанных специализированных учебных пособий.

Ряд основополагающих теоретических положений, которые во многом определяют содержание и структуру учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию», были разработаны видными отечественными учеными — юристами, в основном теоретиками пра­ва, и опубликованы в различных источниках.

Первым шагом на пути теоретической разработки концептуаль­ных оснований юридической профессии стал выход в свет в 1976 году учебного пособия видного ученого, доктора юридических наук, про­фессора С.С. Алексеева под названием «Введение в юридическую специ­альность».

В последующие годы большой вклад в исследование теоретических и практических проблем профессии юриста в различных ее аспектах были внесены доктором юридических наук, профессором В.М. Гор-шеневым и другими учеными — представителями ключевого направ­ления юриспруденции — юридической деонтологии.

Значительный вклад в разработку теоретических и практических проблем юридической профессии внес доктор юридических наук, про­фессор А.Э. Жалинский. Его исследования этой проблемы опубликова­ны, вчастности, вучебнике «Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста», впервые изданном в 1997 году и переизданном в обновленном варианте в 2009 году.

В настоящее время интерес к теоретическим и практическим про­блемам юридической профессии не ослабевает, о чем свидетельствует выход в свет новых публикаций по данной тематике, посвященных, в частности, новым формам обучения юридической профессии, напри­мер, практическим вопросам создания и управления юридическими клиниками. Среди этих работ следует выделить коллективные моногра­фии «Юридическая клиника и современное юридической образование в Рос­сии» (М., 2004); «Организация и управление в юридической клинике» (М., 2007), а также труд И.С. Иосилевича «Юридическая клиника» (М., 2011).

В то же время необходимо отметить, что в отечественной юридиче­ской литературе отсутствует учебник для бакалавров права, в котором в содержательном и тематически выстроенном виде был бы изложен материал, специально посвященный профессии юриста, истории ее становления, развития и функционирования, основным сферам, на­правлениям и видам юридической деятельности, правовой культуре и профессиональной этике юриста, технике юридического труда и дру­гим сущностным характеристикам профессии юриста.

В данном учебнике его авторы стремились восполнить этот пробел. Материал изложен в нем в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессиональ­ного образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квали­фикация (степень) — «бакалавр»), утвержденного приказом Министер­ства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 года.

studopedia.org


Обсуждение закрыто.