Роман преступление и наказание урок

Роман преступление и наказание урок

Урок литературы в 10-м классе. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Вступительный урок. Символика романа. Знакомство с главным героем

Разделы: Литература

Цель: знакомство с символикой романа, с главным героем; побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения.

Предварительное домашнее задание группам учащихся к данному уроку:

При чтении романа выписать в тетрадь примеры использования автором

1 группа: желтого и красного цвета;

2 группа: числа “четыре”;

3 группа: числа “семь”;

4 группа: числа “одиннадцать”;

5 группа: действий, происходящих на лестнице;

6 группа: действий, происходящих в незамкнутом пространстве (на площадях, улицах, в проходных комнатах).

I. Вступительное слово учителя.

Мы приступаем к изучению одного из самых сложных произведений мировой литературы. По словам академика Д. С. Лихачёва, роман “Преступление и наказание” не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые моральные и философские вопросы. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. В этом духовном мире имеет значение и разное положение топора во время убийства процентщицы и Лизаветы, и описание внешности Раскольникова, и “жёлтый” цвет, наиболее устойчивый в романе, и тридцать копеек, которые Соня вынесла Мармеладову на похмелье, и слово “вдруг”, употребляющееся на страницах романа около 560 раз, и числа “семь”, “четыре”, “одиннадцать”, как бы преследующие Раскольникова, и многие другие детали.

При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского.

Сегодня мы познакомимся со значением некоторых символов романа. Начнём с имён некоторых героев.

II. Работа над символикой романа.

(Сообщение учителя и наблюдения учащихся над использованием символов в тексте романа. Это задание было дано перед прочтением романа, чтобы самостоятельное чтение не было поверхностным, но значение символов объясняется только сейчас.)

Раскольников Родион Романович

Фамилия имеет двойное толкование:

1. Раскол – раздвоение (ведь в Раскольникове как бы два человека: гуманист и убийца; отсюда и двойники, двойное портретирование).

2. Раскол – раскольничество (старообрядчество, староверие) – течение, возникшее в XVII веке в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона. Раскол характеризуется одной мыслью, фанатизмом и упрямством.

Раскол родины Романовых, т.е. протест против нравственной атмосферы, порядков этого государства.

Порфирий – “багряный”. Это цвет царской мантии. Отчество – намёк на монаршью власть (Пётр I). Раскольников, нарушив заповедь “не убий”, вступил в конфликт с двумя правдами – Божьей и человеческой.

Соня Мармеладова – символизирует Божью правду. Следователь представляет в романе правовое начало.

Жёлтый (желчный) – 1) цвет болезни, расстройства, надрыва печали. Сам грязно-жёлтый, уныло-жёлтый, болезненно-жёлтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности; 2) в русской литературе образ Петербурга прочно ассоциируется с жёлтым цветом. (Учащиеся приводят примеры использования жёлтого цвета из текста).

Красный цвет – символизирует кровь: Раскольников приносит старухе кольцо с красным камнем.

Лестница – это символ подъёма, борьбы, усилий. Это восхождение и нисхождение. Путь Раскольникова – это буквально путь “вверх” и “вниз”. Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. (Примеры учащихся из текста).

Незамкнутое пространство (порог, прихожая, площадка, улица) – получают значение точки, где совершается кризис, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают заветную черту, обновляются или гибнут. Комната Раскольникова, комната Мармеладовых (проходная) – символизируют незащищённость (ср. “мой дом – моя крепость”), это и открытость (Мармеладов), и деталь образа Петербурга (уличные сцены) – города – преступника и соучастника преступлений. (Примеры из текста).

Цифровая символика

Вы уже заметили, что в романе некоторые числа настойчиво повторяются. Это не случайно. Цифровая символика в романе основана на фольклорных и библейских образах, а также на теории пифагорейцев, которая была известна Достоевскому. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Существует такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

“4” – число человека. Четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека, четыре времени года, четыре стены и угла у дома и т. д. Раскольников совершил преступление против человека. (Учащиеся приводят примеры использования числа 4 в романе).

“7” – единение Бога и человека. 3 – число Бога (библейское): Бог триедин, трижды Петр отрекается от Христа и т. д. 3 + 4 = 7- это залог провала дела, неугодного Богу и человеку. (Учащиеся приводят примеры использования числа 7 в романе)

“11” – связь с евангельским текстом. Притча о хозяине, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11. В этом высшая справедливость. Никогда не поздно опомниться. Это число надежды на возрождение. (Учащиеся приводят примеры из текста).

Это, конечно, не все символические детали романа. Об этих и других мы подробнее поговорим при работе над текстом.

III. Работа над 1 главой.

Знакомство с героем. Многие из вас при написании сочинений мучаются над первой фразой. Это и понятно. Именно 1-я фраза должна быть очень точной, неслучайной. Давайте посмотрим, насколько информативно 1-е предложение романа.

1)В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, 2) один молодой человек 3) вышел из своей каморки, 4) которую нанимал от жильцов 5) в С-м переулке, на улицу и 6) медленно, как бы в нерешимости, отправился 5) к К-ну мосту.

1. Бедность: богатые старались выехать из города на лето, т. к. невыносимая грязь, вонь от “канав” делали жизнь невыносимой. Это атмосфера преступления.

3. Жильё его даже не комната – каморка.

4. Символ крайней неустроенности, неукоренённости героя: даже каморку нанимал “от жильцов”.

Читайте так же:  Какой налог заплатить при продаже ооо

5. Точное указание места действия (для людей, знающих город).

6. Нерешимость (и однокоренные слова) – одно из ключевых слов романа.

“Преступление и наказание” – роман неразрешимых ситуаций и роковых решений.

Итак, герой молод, крайне беден и явно что-то задумал, но не решается исполнить. Ключевое слово 1 главы, пожалуй, безобразный и его синонимы.

Безобразная мечта.

  • Как это слово характеризует героя? Как показывает двойственность его натуры?
  • Что же за мечта занимала мысли героя? Что он задумал? (Убить старуху и на эти деньги продолжить образование и помочь потом всем обездоленным; срочно нужны деньги, чтобы помочь сестре и матери).
  • Зачитайте портрет героя. Что же подтолкнуло такого обаятельного человека решиться на убийство? Назовите причины (ответ найдите в 1 главе (3-й абзац).
  • Чего не договаривает герой? В тексте масса многоточий, умолчаний (теория наполеонизма) (4-й абзац, о трусости)
  • С какой целью Раскольников вышел из дому? Почему он шёл нерешительно? (Шёл “делать пробу”)
  • Кто должен стать его жертвой? Зачитайте портрет старухи. Какое впечатление произвела на вас процентщица? – Почему автор сталкивает героя с такой безобразной, жалкой старухой?
  • Почему это не добрая милая женщина? (Заповедь “не убий” распространяется на каждого человека, даже на такого мерзкого, как

    эта старуха. В этом и гуманизм писателя, и его предупреждение всем).

    Вывод: таким образом, мы убедились, что понять автора и его героев можно только внимательно читая роман, не пропуская детали и подробности. Только так мы можем вместе с Достоевским искать истину, ибо литература – это и есть поиск истины.

    Урок в 10-м классе. История замысла романа «Преступление и наказание», жанровая композиция

    Жанр. Композиция. Система образов.

    Цели: понять, почему роман Ф.М Достоевского до сих пор вызывает споры, неоднозначные оценки; определить жанровые и композиционные особенности романа, основной конфликт и систему образов.

    1. Слово учителя о времени написания романа “Преступление и наказание”.

    – К моменту создания романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”.
    Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений. Но вот в феврале 1866 года в “Русском вестнике” появилась первая часть романа “Преступление и наказание”, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах.

    2. Игра с заглавием.

    – Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? (Шесть)

    На доске высказывание современных русских писателей о композиции романа, живущих сейчас в США, П.Вайля и А.Гениса:

    “Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка — преступление. Вторая — наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”)

    – Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? (Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию).

    – Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову «наказание».

    Наказание
    Возмездие
    Расплата
    Расчет

    • Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? (Нет).
    • Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь).
    • Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками, делами, любовью к людям).
    • Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет). Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!

    3. Основной конфликт романа, общественная обстановка.

    – Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора вашего учебника Ю.Лебедеву.

    “Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России”.

    – Перед какими “недоконченными” идеями были беззащитны молодые люди того времени, в частности Раскольников? (Нигилизм. Разумный эгоизм. Наполеонизм).

    – Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: “Бог умер — все позволено”. Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого “болели” многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе “Преступление и наказание”.

    – Обратимся к высказываниям уже самого автора.

    Воспоминания А.Сусловой , 17.09 1863 года:

    Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: “Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: “Истребить весь город. Всегда так было на свете”.

    Из романа “Преступление и наказание”.

    Прав, прав “пророк”, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться…

    Слова Порфирия Петровича:

    Кто ж у нас на Руси Наполеоном себя не считает?

    – Эпоха была одержима наполеономанией. С этим явлением Достоевскому пришлось столкнуться лично. Послушайте отрывок из книги Ю.Карякина “Достоевский и современность”

    Возлюбленная Достоевского в те годы А.Суслова увлеклась одним студентом, а когда тот ее обманул, решила его убить.
    Как можешь ты человеческое отношение решать кровопролитием?
    Выясняется, что свою месть она вздумала “превратить в подвиг”.
    Не все ли равно, какой мужчина заплатит за надругательство надо мной? Но если уж мстить, так чтобы всему миру стало известно о единственной, неслыханной, небывалой, неповторимой мести.
    Она замышляет убить …царя.
    Очень уж увлекает. Огромность шага. В конце концов, как просто. Подумай только – один жест, одно движение, и ты в сонме знаменитостей, гениев, великих людей, спасителей человечества…
    Славу добывают трудом.
    Или беспримерной смелостью.
    А о муке ты не подумала?
    Это-то и остановило меня. Вдруг подумала: казнят, а ведь прожить до 80 лет где-нибудь в тишине, на солнце, у южного моря, очень недурно.

    – И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”, например? (Достоевского, видимо, больше интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него). Поэтому сейчас уместнее всего поговорить о жанре романа.

    Читайте так же:  Наказание воспитанников

    На доске список всевозможных жанров. Выберите и запишите подходящие.

  • Философский
  • Нравственно-психологический
  • Исторический
  • Полемический
  • Фантастический
  • Социальный детективный
  • Политический
  • Приключенческий
  • Роман-трагедия
  • Роман-исповедь
  • Сатирический
  • Биографический
  • Семейный
  • Автобиографический
  • Идеологический

    Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.

    – Все ваши определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.

    5. Работа с карточкой.

    – Познакомимся с различными точками зрения на роман известных людей прошлого. Как они его поняли.

    Познакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

    Перечитываешь “Преступление и наказание” — и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910)

    Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911)

    Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911)

    Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)

    — Писатель в России всегда пользовался огромным доверием. Так А.С.Пушкин возводил его к роли Пророка. Через столетие Е.Евтушенко скажет: “Поэт в России больше, чем поэт”, говоря о месте писателя в обществе. Мы не ставим своей задачей обсуждение права на существование романов-однодневок. Наша цель состоит в том, чтобы понять эпоху, которая рождает великих писателей и великие произведения литературы, прислушаться к мнению современников, живущих духовной, интеллектуальной жизнью, чувствующих свое право строго судить или хвалить великих писателей.

    6. Система образов романа.

    — Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Выберите схему на доске, аргументируйте свой выбор. Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
    Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

    Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчивого чтения и анализа романа. Сопровождается презентацией.

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 10 классе

    по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

    Тема урока «Мотивы преступления Родиона Раскольникова»

  • Обучающие –
  • познакомить учащихся с героем романа Родионом Раскольниковым Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
  • помочь им понять состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления Родиона Раскольникова;
  • подготовить учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.
    1. Развивающие –
    2. формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
    3. формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
    4. развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
    5. Воспитательные –
    6. воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.
    7. Тип урока: Урок формирования новых знаний.

      Вид урока : проблемно- эвристическая беседа.

      Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».

      Оборудование: презентация урока, текст романа «Преступление и наказание»; фрагмет из кинофильма Л.Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского.

      I. Организационный момент

      II. Объявление темы урока. Целеполагание. (Слайд №1)

      На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» — роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера

      Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?

      — Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки топор? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.

      III. Слово учителя. Работа по тексту. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-6).

      В черновиках к «Преступлению и наказанию» Достоевский писал: «. уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это?

      В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте.

      Давайте назовем эти события.

      Учащиеся называют эпизоды романа, предшествующие убийству.

      Выстраивается схема: Слайд №4

      Гл.6 Разговор студента и офицера

      Гл 5.Сон на Васильевском

      Гл 4 Сцена на бульваре

      Гл 3 Письмо матери

      Гл 2. Встреча с С.Мармеладовым

      Гл 1. Петербург. Проба.

      Главным из них является, безусловно, письмо матери, в котором она рассказывает о своем бедственном положении, об унижении Дуни в семье Свидригайловых, наконец, о Лужине и Дуне. (Вспомним слова Раскольникова: «Сонечка! Вечная Сонечка. »)

      Но на «пробу» Раскольников отправился до получения письма. И драму семьи он воспринимает не только как драму частную, только его касающуюся.

      Значит, мотивы преступления надо искать уже в первой главе.

    8. Назовите ключевое слово первой главы, характеризующее мир, в котором живет герой, слово, объясняющее причину конфликта его с окружающим миром, слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту, которая зародилась в углу, в каморке, похожей на шкаф?
    9. Таким словом будет слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ» (синонимы: отвратительный, уродливый, ужасный)
    10. Как доказать это? Учащиеся работают с текстом 1, 2 главы, приводят цитатный материал, подтверждающий, что Петербург – ЗЛОЙ город.
    11. Безобразен Петербург (уличные сцены, пейзаж Петербурга, дома-колодцы, мертвый город, контраст «Город бедный, город пышный», интерьеры, лестницы, цветовая гамма Петербурга – желтый, желчный, злой)
    12. Безобразны люди (уличные сцены, толпа, пьяные, «входящие и выходящие так и шмыгали …»)
    13. Безобразна старуха – процентщица ( портретная характеристика)
    14. Приходим к промежуточному выводу:

      Все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого Раскольникова (портрет) и объясняет социальные мотивы преступления.

    15. Обращает внимание на себя характеристика психологического состояния героя: «углубился в себя», «задавлен бедностью», «уединился в себя», «злая, желчная улыбка змеилась по его лицу» и др.
    16. Все это вызывает в душе Раскольникова безобразные чувства («злобное презрение», «чувство глубочайшего омерзения») – психологические и нравственные мотивы преступления.
    17. Просмотр фрагмента кинофильма Л.Кулиджанова (начало фильма, 5 минут)

    18. Какое слово постоянно повторяет герой?
    19. Думаю…
    20. Что рождается из этих чувств?
    21. Рождаются мысли, думы, которые находят воплощение в «БЕЗОБРАЗНОЙ МЕЧТЕ» (философские мотивы).
    22. Найдите в тексте потверждение. Где автор говорит о «безобразной мечте»? (зачитать)
    23. Два несовместимых слова ставит автор рядом (оксюморон). Два голоса звучат в словах. Рядом добро, красота и отвращение, зло. Это не случайно.
    24. Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.

      1. Докажите это. (Учащиеся приводят примеры из 1-6 глав, подтверждающие противоречивость натуры Раскольникова, при этом обращаются к фамилии героя).

      Отвращение («Неужели я смогу…») Зло (1 больше 100)

      Ум, создавший теорию Добро (100 больше 1)

      Вопросы к схеме:

    25. О чем мечтает герой?
    26. Какой смысл вкладывает в слово «мечта»?
    27. Что побеждает?
    28. Принимает ли то, что делает? Решителен ли он?
    29. Вслед за автором мы прошли путь Р. Раскольникова.

      Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?

      Выслушиваем мнения учеников, составляем таблицу, содержащую иллюстративный материал ( слайд № 5)

      IV . Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):

      — Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем в результатеборьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти.

      V. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

      Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Радиона Раскольникова к преступлению.

      Комментарий учителя «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

      СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром)

      РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта»)

      СТРАДАНИЕ (наказание героя)

      VII.Домашнее задание: таблица «Мотивы преступления Р.Раскольникова», часть 1, глава 5 (Сон на Васильевском).

      nsportal.ru

      Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

      Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».
      В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).
      Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.
      Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.
      Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.
      Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».
      Гордость героя перерастает в гордыню – один из самых тяжких грехов в христианской религии. За этим грехом Раскольников забывает о других, делает их лишь пешками в своей страшной игре.
      В противовес герою в романе выведен другой образ, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ – Сонечка Мармеладова. Это глубоко и истинно верующий человек, которая воспринимает всю свою жизнь как смирение.
      Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольникова. Герой переступил через другого человека ради своей теории. Сонечка же переступила через себя ради других. Раскольников, как и сам автор, убежден, что жертва этой девушки напрасна. Ею она никого не спасла и никого не уберегла. Но Сонечка находится в плену у своих иллюзий и груза ответственности за близких.
      Что же помогает героине выжить, сохранить свою душу, нравственную чистоту? Только одно – вера в Бога. Следуя завету Господа, Сонечка смирилась и честно несет свой крест.
      Именно она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.
      Вера — настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.
      По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.
      Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.
      По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка.
      После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он нач
      инает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.
      Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.
      Важно, что библейские мотивы – одни из ведущих в «Преступлении и наказании». Известно, что сам Достоевский был религиозным человеком, глубоко верующим в Бога. Поэтому всех своих героев он оценивает с позиций христианской морали, считая ее основой человеческой жизни. Призыв к следованию библейским заветам — вот главный нравственный урок Ф.М. Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание».

      человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

      / Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

      Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

      Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

      www.litra.ru

      Читайте так же:  Ставка налога на имущество пермский край
    Обсуждение закрыто.
    © 2022