Римские юристы о государстве и праве

Римские юристы о государстве и праве

Римские юристы о государстве и праве

12. УЧЕНИЕ РИМСКИХ ЮРИСТОВ О ПРАВЕ

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н. э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции согласно преданию связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. В начале II в. до н. э. Секст Элий Пет, видный государственный деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами. Он опубликовал и другую книгу, в которой соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и вековыми формулами. В середине II в. до н. э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли М. Манилий, П. Муций Сцевола и М. Юний Врут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 г. до н. э.). Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел вв.), Ульпиан вв.) и Модестин вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права, и прежде всего цивильного права. Юрист Гай трактовал цивильное право как право, установленное у того или иного народа (например, у римлян, греков и т. д.). Эта трактовка дополняется у Папиниана указанием источников цивильного права – законов, плебисцитов сенатускон-сультов, декретов принцепсов, положений ученых юристов. В качестве источника «дополнения и исправления цивильного права» характеризуется им претор-ское право. В этом же духе Марциан называл претор-ское право «живым голосом цивильного права».

В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т. д. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты интересов частного собственника. Объектом собственности наряду с животными и другими вещами являются согласно римскому праву и учению юристов также и рабы. Право народов, как его понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами (перегринами). В своей значительной части это право народов создавалось под влиянием эдиктов магистратов, обладавших правом юрисдикции в отношении перегринов, а также императорских конституций и правотворческой деятельности юристов. Все это обеспечило взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, превращение последнего в такую ветвь римского права, которая защищала политические позиции римского государства и частные интересы римлян в их отношениях с неримскими народами и отдельными лицами. Право народов содержало целый ряд норм международно-правового характера. Согласно праву народов море является «общим для всех». Понятие «враги» используется у Гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично объявлена война или кто сам публично объявил войну римлянам.

Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции, так и той ролью, которая выпала на долю римского права (процесс его рецепции и т. д.) в дальнейшей истории права.

www.e-reading.mobi

Учение римских юристов о праве

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом коллегии жрецов (понтификов). Юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Гнея Флавия, который около 300 г. до н.э., будучи вольноотпущенником и писцом Аппия Клавдия Цека, похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе.

Деятельность юристов по разрешению правовых вопросов включала: 1) ответы на юридические вопросы частных лиц, 2) сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок, 3) сообщение формул для ведения дела в суде.

Опираясь на источники действовавшего права (обычное право, Законы XII таблиц, законодательство народных собраний, эдикты магистратов, сенатус-консульты и конституции императоров), юристы при разборе тех или иных дел интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий нередко изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве, оформляя свое мнение в виде письменного обращения к судьям. При императоре Августе юристы получили специальное право давать ответы от имени императора, а в III в. на положения юристов-классиков ссылались как на текст самого закона.

Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям пяти юристов (Гай (II в.), Папиниан (II—III вв.), Павел (II—III вв.), Ульпиан (II- III вв.) и Модестин (II—III вв.)) была придана законная сила. Возникшие коллизии разрешались большинством голосов, а если это было невозможно, предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал юридическое значение и за положениями других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов (Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл).

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала: 1) Институции (освещение основ римского права для начального обучения); 2) Дигесты или Пандекты (собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов); 3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций). Руководил кодификацией выдающийся юрист VI в. Трибониан.

Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на решение конкретных юридических вопросов, приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Однако они разработали и ряд общетеоретических положений (способы толкования правовых норм, правила применения юридической аналогии, преодоления пробелов в праве, пределах действия права во времени, формах права, систематизации и т.д.).

Читайте так же:  Образец приказа на выплату дивидендов ооо

На ранней стадии развития древнеримской правовой мысли право делилось на божественное и светское (естественное и позитивное). Причем естественное право рассматривалось как действующее и включалось в совокупное понятие права. «Слово «право»,— пояснял Павел, — употребляется в нескольких смыслах: 1. «Право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, каково естественное право. 2. Право — это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право. 3. Не менее правильно в нашем государстве «правом» называется jus honorarium (преторское право)».

Для римских юристов характерно отождествление права и справедливости. Например, Ульпиан отмечает, что слово «право» получило свое название от правды, справедливости; Цельс говорит, что «право есть искусство, практически реализуемое знание и умение добра, равенства и справедливости» и т.д. Из общего понимания правовой справедливости Ульпиан выводил следующие «предписания права»: «жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит». Юриспруденцию он определял как «познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого». В целом древнеримские юристы подчеркивают два основных качества права: его ценностные черты и присущие праву качества необходимости и долженствования. Таким образом, они различают право и закон как содержание и форму.

Ульпиан предложил деление права на публичное (право, которое «относится к положению Римского государства») и частное (право, которое «относится к пользе отдельных лиц»). В области публичного права римские юристы разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятия власти, гражданства и других институтов государственного и административного права. Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права (прежде всего, цивильного): вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т.д.

В структуру частного права Ульпиан включал естественное право, составляющее предписания природы, которые распространяются как на людей, так и на животных (предмет регулирования — брак, семья, воспитание детей); право народов, состоящее из правил, которые мировой разум установил для людей (война, рабство, основания царств, международная торговля и т.д.); цивильное право, регламентирующее отношения между свободными римлянами, источниками которого являются законы, решения плебеев, постановления Сената, декреты принцепса и «мнения мудрых».

Со второй половины III в. намечается упадок римской юриспруденции, что в значительной мере связано с приобретением императорами законодательной власти, которая прекратила правотворческую деятельность юристов. Римские юристы разработали ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, многие современные понятия, термины и конструкции восходят к римскому праву.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

www.zavtrasessiya.com

Римские юристы о праве и государстве.

В Древнем Риме особое значение приобрели учения о единстве государства и права.

Появились интегрированные государственно-правовые, частноправовые теории, а также сформировалась сама наука юриспруденция. Первоначально занятие правом являлось делом понтификов — одной из коллегий жрецов. Они скрывали от непосвященных содержание правовых формул. Своеобразный переворот совершил Гней Флавий, похитивший и опубликовавший один из сборников процессуально-правовых формул. По имени Флавия была названа публикация этих формул. Знание светского права теперь стало предметом юристов, как теперь стали называться знатоки права. Считается, что публично преподавать юриспруденцию начал первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканнй (253 г. до н. э.). Он вместе с учениками разбирал юридические вопросы и открыто по ним высказывался. Но и позднее среди юристов считалось почетным упоминать о своих жреческих корнях и высоком призвании.

Юриспруденция римлянами толковалась широко — как наука о праве и государстве. Она включала в себя трактовку проблем организации и деятельности государства. Римские юристы разделили право на публичное и частое. Публичное право отнесли к положению римского государства, включили в него святыни, служение жрецов, положение магистратов, а частное — к пользе отдельных лиц (Ульпиан). Последнее делилось на три части, в зависимости от того, составляется оно из естественных предписаний, из предписаний народов или из предписаний цивильных.

Среди мыслителей, обращавшихся к изучению публичного права, государственного управления, форм государства выделялись: Цицерон, Гай Саллюстий Крисп (86-35 гг. до н. э.) — крупный римский писатель и государственный деятель, Плиний Младший (61-111 гг.) — консул 100г., наместник императора Трояна в Вифинии, Марк Аврелий (121-180 гг.) — философ, правивший Римской империей в 161-180 гг. В область частного права неоценимый вклад внесли юристы прокулианской и сабинианской школ Помпоний Секст (II в.), Алфен Вар (I в.), Марк Антистий Лабеон (I в.), Публий Ювенций Цельс (II в.), Юлиан Сальвий (II в.). Гай (И в.), Павел Юлий (III в.), Ульпиан Домиций (III в.) и др.

Были разработаны основополагающие понятия, принципы и концепции юриспруденции, обоснованы предмет и метод юридических исследований:

Наряду с юридической догматикой (догмы действующего права, принципов, приемов и правил его анализа, классификации, систематизации и толкования его источников и т.д.) исследовался целый ряд фундаментальных проблем права и государства: учение об источниках действовавшего права (т.е. позитивное право), теоретико-познавательный, мировоззренческий и ценностный потенциал естественно-правовых идей и конструкций; была развита применительно к праву этика стоиков, что стало отличительной чертой римской правовой науки.

Изучались содержание и методы юридической науки как правоведения, а не законоведения (теоретизирующего легизма). Римские юристы исходили из целостного понимания права, выделяя его органически связанные составные части (Павел Юлий).

Читайте так же:  Тинькофф возврат средств

Во-первых, право означает то, что всегда является справедливым и добрым (Публий Цельс), каково естественное право; во-вторых, право — это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право; в третьих, правом называется также jus honorarium (преторское право).

Государство понималось как внутренний стержень правопорядка и его составная часть. Государствоведение органично входило в правоведение, поскольку государство преимущественно понималось как полномочия и обязанности должностных лиц и учреждений (полномочий магистратов, компетенции магистратур и т.д.).

Основанием и критерием справедливости, правомерного и правильного является право (правовая справедливость и справедливое право), а не государство. Государство должно существовать не по собственным правилам, а как субъект права в соответствии с общими для всех требованиями права.

Римские юристы; опираясь на древнегреческую философию права, разрабатывали также теорию закона и других источников права (Папиниан, Марциан, Ульпиан, Цицерон, Павел, Гай). Гай в «Институциях» писал об источниках права: «Права же римского народа состоят из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, конституций принцепсов, эдиктов тех, кто имеет право издавать эдикты, и ответов юристов».

Римляне также исследовали соотношение закона и права (Модестин, Юлиан, Цицерон, Цельс, Ульпиан и др.), отрасли права (Гай, Ульпиан, Папиниан, Марциан), основы международного права (права народов — Павел, Помпоний, Гермогениан). Особенно основательно они изучали вопросы собственности, договоров, семьи, завещаний, правовых статусов личности (П. Муций, Сцевола, М. Юний Брут, Гай, Ульпиан, Павел и др.). Павел, например, исследовал происхождение различных сделок, природу и связь между сделками мены, купли-продажи, аренды, подряда, ссуды, действительности и недействительности сделок, определение момента вступления сделки купли-продажи в силу. Ульпиан в «Комментарии к преторскому эдикту» подробно рассматривал риск и ответственность при сделках купли-продажи, аренды, найма, перевозки, подряда и хранения.

Своего расцвета римская юриспруденция достигала в первые два с половиной века империи. Первые императоры стремились заручиться поддержкой известных юристов. Последним предоставили уже со времени правления Августа специальное право давать ответы от имени императора. Постепенно (по мере укрепления власти принцепса, который вначале не был законодателем) такие авторитетные ответы стали обязательными для судей. С III в. на отдельные положения таких ответов юристов ссылались как на текст самого закона. Со второй половины III в., когда при Диоклетиане императоры получили неограниченную законодательную власть, наметился упадок авторитета юриспруденции.

Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися считались Папиниан, Гай, Павел, Ульпиан и Модестин. Специальный закон Валентиниана о цитировании юристов (426 г.) придал силу закона толкованиям этих пяти юристов. При противоречиях между их положениями спор решался большинством или же предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Закон признавал значение положений и других юристов (Сабина, Сцеволы, Юлиана и Марцелла), которые цитировались в трудах названных пяти классиков.

Высокий уровень юридической культуры римской юриспруденции (разработка понятийно-категориального аппарата, основополагающих правовых принципов, понятий, концепций и конструкций, предмета и методологии юридического анализа и т.д.) определил место римского права в истории. Созданная усилиями римских юристов, юриспруденция стала фундаментом развития юридической науки, что предопределило ее значительную рецепцию в ряде стран Европы. Сочинения римских юристов обеспечили славу Кодексу Юстиниана и стали важной частью этой кодификации, принятой в Восточной Римской империи, которая включила в себя: 1) Институции — основы римского права для начального обучения (были использованы «Институции» Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана); 2) Дигесты (или Пандекты) — собрание отрывков из сочинений 38 юристов (среди которых — извлечения из работ пяти знаменитых юристов, составивших более 70% всего их объема); 3) собствено Кодекс Юстиниана — собрание императорских конституций (по названию этой части получила название вся кодификация); 4) Новеллы и др. Руководил кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан.

Одновременно с опубликованием Дигест 16 декабря 533 г. Юстиниан издал Конституцию, адресованную профессорам права — составителям Дигест. Она предусматривала существенные изменения в юридическом образовании: вводился 5-летний срок обучения в юридических школах в Бейруте и Константинополе; учреждалось по четыре должности профессоров права в каждой из них; на 1 курсе студенты должны были изучать Институции и первые четыре книги Дигест, на 2 и 4 курсах — остальные книги Дигест и на 5 курсе — Кодекс Юстиниана.

www.labex.ru

По преданию, начало светской римской юриспруденции связано с именами Гнея Флавия (похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул) и Тиберия Корункания (вторая половина III в. до н.э.). Деятельность римских юристов по разрешению правовых вопросов включала: respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц; cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок; agere – сообщение формул для ведения дела в суде. Классиками римской юриспруденции считаются Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин (II-III вв.).

Гай, римский юрист II в., создал знаменитые институции – классическое изложение римского права по отдельным институтам, служившее учебником многим поколениям юристов времен поздней Античности и Средневековья. Римские юристы и государственные деятели Эмилий Папиниан (около 150– 212), Ульпиан (около 170-228), Геренний Модестин (III в.) и Юлий Павел (III в.) сделали большой вклад в развитие римского права, части их сочинений была придана обязательная юридическая сила (из них состоят Дигесты).

В имперский период расцвета римской юриспруденции (в отличие от времени Цицерона) сместились оценки в соотношении естественного (богоданного) права и позитивного закона (jus). Термином jus стали обозначать всё светское (человеческое), включая естественное право и позитивное право (обычное право, lex, эдикты магистратов, сенатус-консульты, конституции императоров).

Читайте так же:  Адвокат яньшина

Ульпиан произвел деление права на публичное (право, которое «относится к положению Римского государства») и частное (право, которое «относится к пользе отдельных лиц»). Второе делится на три взаимопроникающие части: естественное право (jus naturale), право народов (jus gentium) и цивильное право (jus civile).

Римские юристы противопоставляли равное и справедливое право и право, не отвечающее требованиям равной справедливости. Aequitas (конкретизация и выражение естественно-правовой справедливости) служила критерием справедливости правовых норм. Несправедливая правовая норма, по положению Павла, не может называться правом. Закон (общемировой закон, человеческий закон – lex) представал не только с формальной (универсальность, высшая юридическая сила), но в первую очередь с содержательной (соответствие требованиям справедливости) стороны. Римские юристы вслед за древнегреческими мыслителями оправдывали существование рабства.

В период укрепления принципата и установления домината римские юристы активно обосновывали законность и справедливость законодательных притязаний императоров, что их в итоге и погубило, потому что, как только императоры получили в свои руки всю полноту законодательной власти, профессиональные юристы как толкователи, преобразователи и применители права стали не нужны. С другой стороны, их труды приобрели особую историческую и теоретическую значимость в условиях рецепции римского права западноевропейскими правовыми системами. Кушнир И.В. История политических и правовых учений | Халин К.Е. История политических и правовых учений

5rik.ru

13. Римские юристы о праве и его видах

Римские юристы играли в этот период огромную роль в жизни общества. Они зани мались практической деятельностью по разрешению пра вовых споров по трем направлениям:

отвечали на юридические вопросы частных лиц;

сообщали нужные формулы и помогали при заключе нии сделок;

сообщали формулы дня ведения дела в суде.

Римские юристы пользовались огромным уважением в

обществе, что гарантировало им в республиканский период выборные должности, в императорский — придворные должности.

Практическая деятельность римских юристов обуслови ла необходимость толкования права, источниками которого были:

законы 12 таблиц;

законодательство народных собраний;

Любое толкование предполагает наличие общей культу ры. Ее основой стала греческая философия, глубоко про никнутая этической проблематикой.

К числу наиболее известных римских юристов относят Целъса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.

Логическое основание правовых взглядов. Огромное влияние на римских юристов оказала философия стоицизма — последнее по времени направление греческой (послеаристотелевской) философии. Стоики говорили не о человеке в империи, а о человеке в мире. Провозглашали идеи космополитизма и индивидуализма. Основное правило стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Стоики считали единственным источником права природу, а един ственным правом — естественное право. Этой философи ей и объясняется преклонение римлян перед естественным правом — справедливостью.

Римские юристы при разборе конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости или могли изме нить старую норму с учетом новых представлений о спра ведливом праве.

Ульпиан писал о деятельности римских юристов: «нас называют жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возве щаем понятие доброго и справедливого, отделяем справед ливое от несправедливого, . стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой»

Содержание правовых взглядов. Общее понятие права. Исходя из этического содержания права римские юристы определяли право посредством понятия справедливости.

Цельс: право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).

Ульпиан: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus; оно получило свое название OTjustitia (правда, справедливость). ».

Павел: «право означает то, что всегда является справед ливым, каково естественное право».

Критерий классификации — благо, которое защищено правом. Это благо может быть общественным, а может быть частным.

Ульпиан, в частности, различал:

1) право публичное (jus publicum), которое «относится к положению Римского государства»;

2) право частное (jus privatum), которое «относится к пользе отдельных лиц».

Частное право Ульпиан разделил на три вида:

2 а) естественное право

2 б) право народов;

2 в) цивильное право.

Естественное право (jus naturale) — общее для всех жи вых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам: «Мы видим, что и животные даже дикие обладают опытом в этом праве».

Согласно естественному праву все рождаются свобод ными, заключаются браки, воспитываются дети.

Право народов (jus gentium) — право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуют ся народы, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны; море при знается общим для всех; обеспечивается неприкосновен ность послов; люди делятся на свободных и рабов.

Цивильное право (jus civile) — естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям римских граждан: «Цивильное право не отделяется всеце ло от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть ци вильное. Таким образом, наше право является или писа ным или неписаным, как у греков; из законов одни записа ны, другие не написаны».

Цивильное право — это для римских граждан право ча стной собственности и семейное право.

Заслуги римских юристов трудно переоценить.

Римские юристы предложили новую классификацию права, разделив его на публичное и частное.

studfiles.net


Обсуждение закрыто.