Разрешение побочных септаккордов

Разрешение побочных септаккордов

S o l F a theory

10. Септаккорды

Септаккордом называется 4-звучие, располагающееся по терциям. Септаккорд образуется в результате прибавления к трезвучию сверху еще одной – большой или малой – терции. В септаккорде 4 звука: прима, терция, квинта, септима (иначе основной, терцовый, квинтовый и септовый тоны).

Все септаккорды – диссонансы. Существует 7 видов септаккордов:

  • малый мажорный (б. 3 + м. 3 + м.3)
  • малый минорный (м. 3 + б. 3 + м. 3)
  • малый с уменьшенной квинтой (м. 3 + м.3 + б. 3)
  • уменьшённый (м. 3 + м.3 + м.3)
  • большой мажорный (б. 3 + м. 3 + б. 3)
  • большой минорный (м. 3 + б. 3 + б. 3)
  • большой с увеличенной квинтой (увеличенный) (б. 3 + б. 3 + м. 3)

Септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд (43) и секундаккорд (2). Они возникают в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх. В обращениях всегда есть секунда (малая или большая): в 65 вверху, в 43 посередине, в 2 внизу. В широких и смешанных расположениях три верхних голоса могут быть расположены по-другому, но в басу всегда: в 65 терция, в 43 квинта, в 2 септима. Особое место среди септаккордов занимает уменьшенный септаккорд из-за энгармонического равенства основного вида и всех его обращений.

Септаккорды в ладу

А) в натуральном мажоре и миноре встречаются 4 вида септаккордов: большой мажорный (2 шт.), малый мажорный (1 шт.), малый минорный (3 шт.), малый с уменьшенной квинтой (1 шт.). В каждом из ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях.

Б) В гармоническом мажоре и миноре есть все 7 видов септаккордов, каждый по одному разу.

В) В мелодическом мажоре и миноре 5 видов септаккордов, нет уменьшенного и большого мажорного; малых мажорных и малых с уменьшенной квинтой по 2 шт, остальных по одному.

Малый мажорный септаккорд на V ступени называется доминантовым (D7), на VII – вводный. Наиболее яркий диссоннирующий септаккорд субдоминантовой группы – II7. Все остальные септаккорды – побочные.

Разрешение

Существует два вида разрешений септаккордов: автентическое (септима идёт на ступень вниз) и плагальное (септима остаётся на месте).

А) D7: септима и квинта идут на ступень вниз, терция на ступень вверх, основной тон скачком в I ступень лада. Получается неполное T53 без квинты и с утроенной примой.

Если терцовый тон находится в одном из средних голосов и в разных октавах с басом, то может идти и в V ступень лада (т.е. квинту T53).

В неполном D7 (без квинты) удваивается прима. Это удвоение при разрешении остаётся на месте, а оставшиеся прима, терция и септима разрешаются как обычно. Получается полное T53 с удвоенной примой.

При разрешении обращений D7 основной тон остаётся на месте. Таким образом D65 и D43 идут в T53 с удвоенной примой, а D2 – в T6 с удвоенной примой.

Б) VII7. Называется малым вводным в натуральном мажоре и мелодическом миноре и уменьшенным вводным в гармоническом миноре и мажоре.

Существует два разрешения вводного септаккорда:

Прямое: прима и терция идут вверх на ступень, квинта и септима – вниз на ступень. Если терция находится выше септимы, то тоже может идти вниз на ступень. Таким образом вводный септаккорд разрешается в T53 с удвоенной терцией, 65 и 43 – в T6 с удвоенной терцией, 2 – в T64 с удвоенной терцией. Как исключение может быть удвоена квинта.

Внутрифункциональное разрешение: септима идет на ступень вниз, все остальные звуки остаются на месте. Таким образом 7 идет в D65, 65 в D43, 43 в D2, 2 в D7. Это разрешение обостряет тяготение к T.

1) В T: септима остаётся на месте (плагальное разрешение). Прима обычно идёт на ступень вверх, но в обращениях может идти как вверх, так и вниз на ступень, а также на кварту вверх, чтобы избежать нежелательного унисона с соседним голосом.

Терция в басу идёт на ступень вниз или на кварту вниз; в других голосах – на ступень вниз, редко на ступень вверх.

Квинта всегда идёт на ступень вниз, редко в крайнем голосе квинта идёт на терцию вверх в приму T53.

2) в D53: как D7 в T, это автентическое разрешение.

Г) Другие способы разрешения диатонических септаккордов:

1) Как D7 в VI53: прима и терция вверх на ступень, квинта и септима вниз на ступень (с удвоенной терцией)

2) Как D7 в III6 (с удвоенной примой)

1) Как D7 в II53 (с удвоением основного тона, бас на кварту вниз)

2) Как D7 в IV6 (с удвоением квинты).

То есть любой септаккорд может быть разрешён в любое трезвучие лада, кроме тех двух, из которых он состоит.

Д) Переход из одного септаккорда в другой: терцовое соотношение – как VII7 в D7; кварто-квинтовое – как II7 в D7; секундовое соотношение: септима остаётся на месте, остальные голоса на ступень вниз (терция должна быть выше септимы).

theory.solfa.ru

Обращения побочных септаккордов.

Побочные септаккорды имеют те же обращения, как и главный доминантаккорд. Обращения эти, при употреблении их в гармонии, безусловно должны быть хорошо приготовлены. Приготовляющие их аккорды должны иметь с ними не менее двух общих тонов, остающихся, при их соединении в тех же голосах, — и только секундаккорд, по необходимости, должен ограничиваться одним общим тоном предыдущего аккорда, подготавливающим его септиму. Обращения побочных септаккордов могут быть разрешены только в аккорд, тоника которого отстоит от тоники основного септаккорда на кварту вверх или квинту вниз, а секундаккорд — в его секстаккорд.
Приготовлением обращения септаккордов, служат те трезвучные аккорды, основные тоны которых по сути являются басовыми тонами обращений. Для полноты разрешений септаккордов, квинты в подготовляющих их аккордах должны быть удвоены. Для подготовления терцквартаккорда это даже и необходимо, иначе могут произойти запрещенные параллельные квинты в голосах, нескрываемых скачком на терцию; только квинтсекстаккорд может быть соединён без удвоения квинты в подготавливающем его аккорде.

Квинтсекстаккорд субдоминантовый, при 1 NB, не может быть разрешён в уменьшенное трезвучие, но требует после себя, как и его основной септаккорд, трезвучия на пониженной седьмой ступени, принадлежащие строю ми бемоль мажор. Квинтсекстаккорд 2 ступ, разрешается только в доминантовое трезвучие минора, как при 2 NB. Разрешение же его в тоническое трезвучие мажора невозможно, так как септима с терцией дают в таком случае явные квинты, а разрешение его в секстаккорд дает неестественное удвоение в нем терции, как при 4 NВ. Приготовление доминантового квинтсекстаккорда уменьшенным секстаккордом, как при 3 NВ, не совсем удовлетворительно, так как требует удвоения терций в основном тоническом аккорде при разрешении, иначе же дает параллельную октаву, при скачке на терцию. Квинтсекстаккорд 6 ступ., как видим, вполне свободно разрешается в аккорд 2 ступ., в то время как тонический септаккорд, при том же ходе баса, требовал мажорного строя в том же аккорд

Читайте так же:  Приказ о премировании день водителя

При 1 NВ представлен пример приготовления терцквартаккорда 3 ступ, секстаккордом доминантовым, при 4 №-секстаккордом уменьшенным, — который предпочтительнее из этих двух секстаккордов для подготовки, это дело вкуса, хотя доминантовый секстаккорд дает больше общих тонов. Что касается других терцквартаккордов, то там подобная замена настоящих приготовляющих трезвучие секстаккордами от трезвучий, на терцию выше тоник основных септаккордов, неудобно потому, что все вообще секстаккорды представляют собой гармонию не твердую и нерешительную, и склонны занимать более слабые части тактов, а не сильные, между тем как приготовление должно стоять пред диссонансом на сильной части, отодвигая сам диссонанс на слабую часть такта. В отношении некоторых упомянутых раньше септаккордов и их обращений, употребление секстаккорда для приготовления допускается только как крайность, за отсутствием подходящих трезвучий. Что указанное приготовление терцквартаккордов наиболее естественно, очевидно из того, что оно также наиболее естественно и для доминантового терцквартаккорда. Уменьшенный терцквартаккорд может быть разрешаем еще в тонический секстаккорд мажора, как это видим при 5 NВ.

Как нетрудно заметить, секундаккорд более естественно разрещается, чем все другие обращения септаккорда, и не требует особенных хроматических изменений в аккордах, в которые ему нужно разрешиться. Так как септима обыкновенно разрешается в терцию аккорда, то и секундаккорд разрешается обыкновенно в секстаккорд. Но тогда только признать можно было бы удовлетворительность этого разрешения секундаккорда, когда бы после басовой сексты мы поставили бы основное трезвучие на секунду выше от неё, так как эта секста, служа вводным тоном, требует движения аккорда на полутон или малую секунду вверх, почему и окончательным разрешением секундаккорда следует считать окончательное утверждение его в том трезвучном аккорде, тоника которого есть септима секундаккорда. Если же не так, то все же течение гармонии не может остановиться на секстаккорде, но нужно искать окончательное разрешение в ближайшем основном трезвучном аккорде. Уменьшенный секундаккорд разрешается в мажоре в тонический квартсекстаккорд, как при 3 NВ. Обращения побочных септаккордов могут быть употреблены и разрешаемы и с проходящей их септимой, но в соединении с аккордами, имеющими с ними не менее двух общих тонов. Побочные квинтсекстаккорды подготавливаются трезвучными секстаккордами, на одном с ними басе, при удвоении в этих последних основного тона.

Подготовка побочных квинтсекстаккордов трезвучными секстаккордами предпочтительно их подготовкой основными трезвучными аккордами, потому что, когда квинтсекстаккорду стал бы предшествовать основной трезвучный аккорд, септима с тоникою аккорда должна была бы идти в одном направлении, что нарушает естественность и красоту голосоведения, так как септима обыкновенно возникает при наличности основного тона аккорда, или же при противоположном с нею движении, но не наоборот, как при 3 NВ.
Правило 23.Септима не может быть ведена в одном направлении с тоникой септаккорда, разве только, как исключение, в заключительной каденции.
Побочные терцквартаккорды с проходящей септимой подготавливаются трезвучиями, имеющими с ними не менее двух общих тонов и отстоящими от их басового тона на секунду вверх. Терция, или основной тон в подготавливающем аккорде должны быть удвоены.

Побочные секундаккорды с проходящей септимой подготавливаются основными трезвучными аккордами, одноступенными с ними, при трех общих тонах, остающихся в тех же голосах.

Задача.
Написать примеры, употребляя обращения побочных септаккордов с проходящей и приготовленной септимой, на основании изложенного.

Квинтсекстаккорды 2 ступени в каденции. Увеличенный септаккорд 2 ступени и уменьшенный септаккорд 7 ступени минора.
Квинтсекстаккорд 2 ступени мажора и минора может быть свободно употребляем в каденции, когда занимает место субдоминантового трезвучия, трезвучия 2 ступени и его секстаккорда. Он лучше всего звучит, когда септима его приготовлена, после трезвучия тонического, субдоминантового и трезвучия 6 ступени, как в мажоре, так и в миноре.

Предложенное при 1 NB следование квинтсекстаккорода 2 ступ., после тонического секстаккорда и субдоминантового трезвучия, как видим, дает нескрываемые запрещенные параллельные квинты у альта и тенора; в миноре же подобное следование вполне возможно, так как образуемые при этом квинты по сути являются чистые и уменьшенные.
Из септаккордов побочных рассмотренные квинтсекстаккорды наиболее употребительны, другие же септаккорды и их обращения, представляя собой сильно диссонирующую гармонию, требующую хорошего приготовления и голосоведения, не могут быть употребляемы вполне свободно и часто. Их употребление может быть вызываемо, или потребностью более самостоятельного голосоведения, в развитом, сложном контрапункте, или же при гармонизации данной своеобразной мелодии, по требованию её особенного склада и характера; в обыкновенных же гармонических работах частое их употребление нарушает плавность, красоту и естественное спокойствие гармонии.
Раньше мы рассмотрели употребление малого септаккорда, с его обращениями, от уменьшенного трезвучия 7 ступ. мажора и 2 ступ. минора, что одно и тоже, так как этот аккорд различается в мажоре и миноре только своими разрешениями. Но в миноре еще есть уменьшенный септаккорд от его 7 ступени, имеющий, в отличие от первого, кроме уменьшенной квинты, малую септиму. Уменьшенный септаккорд 7 ступени хорошо подготавливается доминантовым трезвучием мажора, при удвоенном основном тоне в нем. Его квинтсекстаккорд подготавливается доминантовым секстаккордом. Уменьшенный терцквартаккорд подготавливается трезвучием 4 ступени минора, или 2 ступени мажора, а уменьшенный секундаккорд — трезвучием 6 ступени минора, или 4 ступени мажора. Разрешение уменьшенного септаккорда 7 ступени минора и его обращения обусловливается септимой и составляющими его двумя вводными тонами. Основной септаккорд разрешается в свое минорное тоническое трезвучие. Его первое обращение квинтсекстаккорд — в тонический секстаккорд с удвоенной терцией; второе обращение — терцквартаккорд — в тот же секстаккорд, с удвоенной же терцией; третье обращение секундаккорда разрешается в минорный тонический квартсекстаккорд. В последних двух случаях септима является подготовленною, в первых же двух — проходящею. Септима основного уменьшенного септаккорда может быть подготовлена только в мажорном доминантаккорде, который единственный в состоянии подготовить, и септиму, и основной тон этого септаккорда. В квинтсекстаккорде септима может быть подготовлена, или в доминантовом квинтсекстаккорде, или в уменьшенном септаккорде, или же в трезвучии 4 ступени минора, или 2 ступени мажора. Во втором и третьем обращении уменьшенного септаккорда септима может являться также и проходящей, в первом случае, когда уменьшенный терцквартаккорд следует после минорного доминантового трезвучия, во втором, — когда уменьшенный секундаккорд следует после мажорного доминантового трезвучия. В этих обоих случаях основной тон хорошо приготовлен.

Квинтсекстаккорд и терцквартаккорд, от уменьшенных септаккордов 7 ступени мажора и 2 ступени минора, могут быть разрешаемы особенным образом, со скачком баса на кварту вниз, и таким образом дают своеобразную, как бы плагальную каденцию.

В уменьшенном квинтсекстаккорде, при подобном голосоведении, септима, удерживаемая во всех трех аккордах в том же голосе, остается без обычного разрешения на ступень вниз. При 1 и 2 NВ мы имеем два уменьшенных септаккорда, которые энгармонически равны и разрешаются со скачком баса на кварту вниз в мажорное трезвучие. Первый вид септаккорда мы можем произвести от уменьшенного трезвучия 7 ступени, минора. Но в нем неестественно разрешение главного вводного тона соль-диез — з на полтона вниз в соль натур. — g, да, кроме того, разрешение в мажорное трезвучие указывает на принадлежность этого септаккорда к мажору. Тогда мы должны обратиться ко 2-му виду септаккорда с септимою ля бемемоль— и рассматривать его как терцквартаккорд от уменьшенного трезвучия 7 ступени мажора, но с уменьшенною септимою, которую можно получить лишь от пониженной 6-й ступени мажора.
В миноре иногда употребляется септаккорд увеличенный, но не с большою септимою, как бы следовало по мелодическому положению этого аккорда в минорной гамме, а с септимою малой, заимствованной или из другого строя, напр. из фа мажор, или же от пониженной 2 ступени своего минора, для того, чтобы придать этому неуклюжему, угловатому аккорду, хотя бы некоторое подобие консонирующей гармонии, сносной для музыкального слуха. Чтобы избежать удвоения терций в последующем за этим септаккордом трезвучии, в однозвучие, септиму обыкновенно помещают ниже увеличенной квинты. Употребляется иногда и его квинтсекстаккорд. Оба аккорда подготавливаются мажорными тоническими аккордами, с разрешением в субдоминантовый аккорд на кварту вверх.
Другие обращения этого септаккорда, терцквартаккорд и секундаккорд, не употребляются вследствие неестественности квинты и септимы этого аккорда.

Читайте так же:  Имущественный спор и неимущественный спор

Увеличенный септаккорд, как раньше встречавшееся увеличенное трезвучие, представляют собой гармонию слишком неестественную, напряженную и напыщенную, в ущерб естественной простоте и спокойному изяществу обыкновенных гармонических звукосочетаний, — для того, чтобы предполагать, что строгий стиль нуждается в ней, или потерпит недочет от её полного отсутствия, при своем естественном гармоническом богатстве. Уменьшенные аккорды, особенно же септаккорды, не могут, в свою очередь, часто, без особой необходимости, быть употреблены в строгом стиле.

Задача.
Написать примеры с употреблением уменьшенных септаккордов мажора и минора, на основании изложенного.

zdamsam.ru

Разрешение септаккордов;

До мажор

До мажор (нат.) до минор (гарм.) до мажор (гарм.) до минор (гарм.)

223 до мажор (нат.) | до мажор (гарм., мелодич.)| до минор (нат., гарм.)| до минор (мелодич.)|

Все септаккорды являются диссонирующими созвучиями, требующими акустического разрешения. Кроме того, любой септаккорд неустойчив и в ладовом отношении, так как содержит в себе хотя бы один неустойчивый звук. Следовательно, всякий септаккорд является бифункциональным созвучием (то есть содержит в себе звуки двух разных функций) и может быть разрешен в любое консонирующее трезвучие, кроме тех двух, из которых он образован.

225

Существуют два принципиально различных способа разрешения септаккордов: автентическое и плагальное. Для автентического характерно ведение септимы на ступень вниз, а при плагальном разрешении септима остается на месте.

а) Разрешение септаккорда V ступени (D7).

Основным способом разрешения доминантсептаккорда является автентическое разрешение.

Доминантсептаккорд (D7) содержит в себе два диссонирующих интервала — малую септиму и тритон (ум. 5), ладовое положение и направленность тяготений которых (как, впрочем, и всех звуков доминантсептаккорда) приводит к естественному, то есть наиболее ясному и простому разрешению их в звуки тоники со следующим голосоведением: квинта и септима D7 идут на ступень вниз соответственно в приму и терцию тоники, терция D7 — на ступень вверх в приму тоники, а основной тон движется скачком на кварту вверх (или квинту вниз) также в приму тоники. Таким образом, основной вид полного доминантсептаккорда разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенной примой:

226

Впрочем, при ином расположении звуков (терцовый тон D7 в таком случае должен быть взят непременно в одном из средних голосов и находиться с басом в разных октавах) возможно и более свободное разрешение полного доминантсептаккорда— в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой. Терция D7 при этом идет не на полтона вверх (то есть, как обычно, в приму тоники), а против своего тяготения — на большую терцию вниз — в квинту тоники:

227

Доминантсептаккорд может быть также взят и в неполном виде— как правило, без квинты, пропуск которой в фоническом отношении мало отражается на его звучании в целом. В таком случае вместо недостающей квинты в одном из трех верхних голосов удваивается основной тон доминантсептаккорда. В итоге неполный доминантсептаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие, при этом удвоение примы D7в качестве общего тона остается на месте, а остальные звуки разрешаются как обычно. Например:

228

Обращения доминантсептаккорда разрешаются в соответствующие виды тоники на тех же основаниях, что и основной вид D7 с той лишь разницей, что прима доминантсептаккорда, находящаяся в обращениях не в басу, а в одном из трех верхних голсов, при разрешении в тонический аккорд остается на месте как общий звук. Таким образом:

D6/5 разрешается в полное Т5/8с удвоенной примой,

а D2 — »— в Т6 (тонический секстаккорд) с удвоенной примой

229

б) Разрешение вводного септаккорда (VII7)

Другой септаккорд доминантовой функции — вводный — может быть двух видов: малым (с малой септимой) и уменьшенным (с уменьшенной септимой).

Малый вводный септаккорд (по структуре он представляет собой малый септаккорд с уменьшенной квинтой) встречается на VII ступени в натуральном мажоре и мелодическом миноре, а уменьшенный вводный септаккорд встречается только в гармонических видах мажора и минора.

Оба вида вводного септаккорда одинаково разрешаются автентическим способом в полное тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном следующим образом: прима и терция вводного септаккорда идут на ступень вверх соответственно в приму и терцию тоники, а квинта и септима вводного септаккорда движутсяна ступень вниз соответственно в терцию и квинту тоники. Например:

230

Удвоение терцового тона в тоническом трезвучии при разрешении вводного септаккорда делается с целью избежать движения параллельными квинтами. Однако при ином — более широком — расположении образующих его звуков вводный септаккорд может быть разрешен в тонику и без удвоения терции, а с удвоенной примой, но для этого необходимо, чтобы терция вводного септаккорда находилась выше септимы. В таком случае голоса будут двигаться так: прима вводного септаккорда пойдет на ступень вверх, а три остальные звука — на ступень вниз (тесно расположенными параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами). Например:

231

(ум.) VП7 T

Обращения вводного септаккорда (как малого, так и уменьшенного) разрешаются в соответствующие виды тоники с тем же голосоведением, что и основной вид. Таким образом, (ум.) VII6/5 разрешается в Т6 (в данном случае — с непременным удвоением терции), (ум.) VII4/3 — тоже в Тб (чаще с удвоением терции, но иногда удваивается и основной тон) и (ум.) VII6/5 — в Т6 (с удвоением терции или —реже—примы). В отдельных случаях (как исключение) может быть допущено также и разрешение (ум.) VII6/5 в T6 с удвоением не терции, а квинты:

Читайте так же:  Какой налог усн доход минус расход если минус

232

При этом следует иметь в виду и энгармонические свойства уменьшенного септаккорда. Подобно тому как увеличенное трезвучие и его обращения всегда энгармонически равны между собой (см. стр. 144), обращения уменьшенного септаккорда также окапываются энгармонически равными друг другу и основному виду аккорда. Это происходит в результате энгармонического равенства интервалов увеличенной секунды (образующейся при обращении уменьшенной септимы) и малой терции, из которых строятся уменьшенный септаккорд и его обращения. Данное обстоятельство особенно важно потому, что дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей. Например:

studopedia.su

Разрешение септаккордов

1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., 1986.

2. Вахромеев В.В. Элементарная теория музыки. М., 1983.

3. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. М., 1983.

4. Курс теории музыки/Под ред. А.Л.Островского. Л., 1978.

5. Павлюченко С. Елементарна теорія музики. К., 1980.

6. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М., 1973.

7.Занимательная теория музыки Автор: Г. Виноградов, Е. Красовская Издательство: Советский композитор ,1991.

8.Побережна Г.І., Щериця Т.В. Загальна теорія музики: Підручник. – К.: Вища школа, 2004

9. Смаглій Г.А., Маловик Л.В. Основи теорії музики: Підручник. – Х.: «Факт»,2005

10.Булычевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л.,1983.

11.Музыкальная энциклопедия. Тт. I-VI М.,1973-1982.

12.Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л.,1970.

13.Способин И.В. Элементарная теория музыки. М., 1985.Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Сб. статей по методике преподавания/Сост. Б.Незванов. Л.,1977.

14.Энциклопедический музыкальный словарь. М.,1966.

15.Античная музыкальная эстетика: Сб. статей/под ред. А.Ф. Лосева. М.,1976.

16.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.,1971.

17.Берков В. О формообразующих средствах гармонии. М.,1971.

Тема№5 -10: Септаккорды лада

План

1.Септаккорды мажора и минора.

2. Разрешение септаккордов:

а) Разрешение септаккорда V ступени (D7).

б) Разрешение вводного септаккорда (VII7)

в) Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда

г) Разрешение септаккорда второй ступени (II7)

д) Другие способы разрешения диатонических септаккордов

4. Разрешение квартовых септаккордов

5. Разрешение нонаккордов

6.Аккорды с заменными и добавочными тонами

Содержание

Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада

Таблица септаккордов минорного лада

Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:

а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;

б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:

малый мажорный септаккорд — на V ступени,

малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,

уменьшенный септаккорд — на VII ступени;

эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;

в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.

Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).

до мажор (нат.) до минор (гарм.) до мажор (гарм.) до минор (гарм.)

Наиболее ярким выразителем диссонирующей гармонии субдоминантовой группы является септаккорд II ступени, который по структуре — в зависимости от ладового наклонения и его разновидности — может быть либо малым минорным септаккордом (в натуральном мажоре и мелодическом миноре), либо малым септаккордом с уменьшенной квинтой (в гармоническом и мелодическом мажоре и натуральном и гармоническом миноре). Полное его обозначение таково — II7 или II7 г .

до мажор (нат.) | до мажор (гарм., мелодич.)| до минор (нат., гарм.)| до минор (мелодич.)|

Септаккорды остальных ступеней (I, III, IV и VI) используются значительно реже и называются побочными септаккордами. В силу известных свойств ладофункциональной переменности побочные септаккорды гораздо менее ярко и определенно выражают функцию своей ступени; тем не менее они находят себе достаточное применение в качестве диатонических аккордовых средств как в секвенциях (прежде всего), так и вне их — в различных гармонических оборотах диатоники. Побочные септаккорды обозначаются римскими цифрами, указывающими порядковый номер ступени, и арабской цифровкой, соответствующей виду аккорда:

Разрешение септаккордов

Так, например, доминантсептаккорд включает в себя три звука доминанты и один звук субдоминанты, а разрешается в тоническое трезвучие; септаккорд второй ступени состоит из трех звуков субдоминантовой гармонии и одного тонического, а разрешается в трезвучие доминанты; тонический септаккорд, образованный из трех звуков тоники и одного доминантового, разрешается в трезвучие субдоминанты (IV ступени) и т.д. Например, в до мажоре:

Разумеется, наряду с диссонантностью звучания, бифункциональность септаккордов еще более усиливает их напряженность и тяготение к разрешению в соответствующее трезвучие.

Существуют два принципиально различных способа разрешения септаккордов: автентическое и плагальное. Для автентического характерно ведение септимы на ступень вниз, а при плагальном разрешении септима остается на месте.

В конечном итоге любой септаккорд может быть разрешен тем или иным способом, однако более ярко выраженная функциональная принадлежность септаккордов в условиях конкретного лада и тональности определяет один из этих способов как основной для данного септаккорда, и прежде всего это относится к септаккордам V, VII и II ступеней, являющимся главными представителями диссонирующих гармоний, которые выражают, соответственно, доминантовую или субдоминантовую функцию.

Дата добавления: 2015-03-09 ; просмотров: 6078 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org


Обсуждение закрыто.