Разбор слов по составу правило

Разбор слов по составу правило

Глоссарий. Русский язык и литература

Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых оно состоит.
Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания:

  1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
  2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
  3. Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

    Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

    Примечание.
    Суффиксы могут служить для образования форм слов.

    Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.

    Порядок разбора слова по составу.

    1. Определить слово как часть речи.
    2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. Правильность выделения окончания проверить его изменением.
    3. Указать основу слова.
    4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.
    5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
    6. edu.glavsprav.ru

      Разбор слов по составу правило

      Слово пра́ви́ло в зависимости от ударения и контекста может обозначать следующее:

      Предложения со словом «правило»:

      Выживание улья зависит от того, что каждая пчела следует правилам и ролям, которые способствуют выживанию, адаптации и регенерации улья.

      Без избыточной интеллигентности и ограничений, навеянных правилами хорошего тона.

      Тем не менее, по общим правилам плод ребёнка, способного при рождении к жизни, не может быть менее 28 недель.

      Синонимы к слову «правило»

      Ассоциации к слову «правило»

      Каким бывает «правило»:

      Морфология:

      Сходные по морфемному строению слова:

      Делаем Карту слов лучше вместе

      Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

      Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.

      Вопрос: играние — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

      Ассоциации к слову «правило»:

      Синонимы к слову «правило»:

      Предложения со словом «правило»:

      • Выживание улья зависит от того, что каждая пчела следует правилам и ролям, которые способствуют выживанию, адаптации и регенерации улья.
      • Без избыточной интеллигентности и ограничений, навеянных правилами хорошего тона.
      • Тем не менее, по общим правилам плод ребёнка, способного при рождении к жизни, не может быть менее 28 недель.
      • (все предложения)
      • Оставить комментарий

        Дополнительно:

        Карта слов и выражений русского языка

        Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

        Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

        Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

        kartaslov.ru

        интернет проект BeginnerSchool.ru

        Сайт для детей и их родителей

        Как разобрать слово по составу

        Продолжим изучать основные правила русского языка и сегодня вспомним, как разбирать слово по составу.
        Разобрать слово по составу – значит сделать его морфемный анализ, или указать, из каких морфем слово состоит. Морфема – минимальная значимая часть слова.
        Напомним, на какие части можно разбить слово:

        главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.

        В русском языке есть слова, которые состоят из одного корня: гриб , метро , пер о , остров , погод а .
        Также, есть слова состоящие из двух корней: тепл о ход , вод о пад , сам о вар .
        Из трех корней: вод о гряз е леч ебница.
        Из четырех корней: электр о свет о вод о леч ение.

        значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.

        В некоторых словах может быть два суффикса: подберез ов ик – суффиксы — ов — и — ик — .

        это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.

        это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.

        Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.

        Например, в слове поездка .

        Изменяя слово: поездк ой , или поездк у , то видно – изменяемая часть – а . Обведем её рамочкой, это окончание.

        Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово – по езд , пере езд . Сравнивая эти слова – видим, что не меняется часть слова езд . Это и есть корень.

        Затем найдем приставку, для этого надо опять подобрать однокоренные слова – по езд, под ъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае – это часть слова по .

        И наконец, найдем суффикс, который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае – это часть слова к .

        У нас получилось:

        Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:

        beginnerschool.ru

        Алгоритм разбора слова по составу. 3-й класс

        Цели урока:

      • научить детей определять части слова;
      • развивать внимание, речь, наблюдательность;
      • воспитывать интерес к процессу познания.

      Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.

      I. Чистописание.

      На какие соединения надо обратить внимание?

      слакс отлапь ёсво дотлса зёбера кьвромо

      II. Повторение словарных слов.

      1) В чистописании мы писали не просто набор букв, а слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.

      класс
      пальто
      овёс
      солдат
      береза
      морковь

    7. В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)
    8. Почему? (нельзя проверить написание какой-либо буквы)
    9. III. Актуализация.

      1) Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
      Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков,

      2 слога, имеет несколько значений)

      Какие значения имеет слово “состав”? (состав вещества, офицерский

      состав, состав поезда)

      Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)

      Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (состав слова)

      Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока.

      2) Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

      Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)

      Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем)

      Что называют корнем слова? (Главная часть основы)

      Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, которая остается

      если отделить окончание)

      3) Подберите однокоренное слово к одному из словарных слов, обозначающее название грибов.

      Попробуйте найти знакомые части слова в слове “подберезовике” и “поделка

      (Графически дети записывают свои ответы)

      Физминутка.

      Мы показывали части слова графически, а теперь попробуем показать части слова вами. Поделитесь на пары. Я называю слово и его часть, а вы должны показать, как обозначается эта часть.

      Повозка — воз, переделать — пере, корзинка — а, солнышко — ышк, деревянный — дерев, зимний — н.

      IV. Постановка проблемы.

      Почему вы решили, что –под- в слове “подберезовики и поделка” — это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)

      Так с чего же все-таки нужно начинать находить части слова?

      Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.

      V. Открытие нового знания.

      1) Для этого поделимся на 3 команды. Каждая команда получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу. Затем, выбираете 1 человека от команды, он на доске записывает свое слово и объясняет порядок разбора слова. Почему разбирать слово нужно именно так, а не иначе? Остальные слушают объяснение, согласны вы или нет, почему? 1 команда — подснежники, 2 команда — подсолнухи, 3 команда – посадка. Почему сначала находим окончание?

      (Оно служит только для связи слов в предложении, смысл слова заключен в основе, а главное в основе — корень)

      2) Посмотрим, какой алгоритм разбора слова по составу, записан в учебнике на с. 41. Прочтите, похоже на наш алгоритм. Докажите.

      Разбор слова по составу.

      1.Измени слово и выдели в нем окончание.
      2. Вы дел и основу слова.
      3.Подбери однокоренные слова и выдели корень.
      4.Выдели приставку.
      5. Вы дел и суффикс.

      3) Можно запомнить этот алгоритм, составив рифмовку:

      Слово по составу верно разбирай:
      Первым, окончание всегда выделяй,
      На основу внимательно смотри,
      Корень, поскорее, ты у нее найди,
      Приставку и суффикс в конце определи.

      Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах.

      4) Вернемся к нашим словам “подберезовики и поделка”, и уже соблюдая порядок разбора слова по составу, выделите в нем все его части.

      • С чего начнем?
      • Как найдем окончание? (изменим слово)
      • Что осталось? (основа)
      • Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов) Приставка — перед корнем, суффикс — после корня.
      • VI. Самостоятельная работа.

        1) Шарады
        Корень тот же, что и в слове сказка,
        Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
        Приставка та же, что и в слове расход.

        Корень мой находится в цене.
        В очерке найди приставку мне,
        Суффикс мой в тетрадке все встречали.
        Вся же — в дневнике я и в журнале.

        Запишем и найдем в слове его части.

        2) Отгадаем загадки и разберем отгадки по составу. Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов, (подсолнух).

        Вот по кругу друг за дружкой ходят дружно две подружки; не толкаясь, не мешая, быстро движется большая, (стрелки).

        Два брюшка, четыре ушка. Что это? (подушка).

        В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пуговица, одна рука — и та на спине, (чайник).

        Весь день ползу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Спешить домой я не спешу. Зачем спешить мне по- пустому? Свой дом я при себе ношу, и потому всегда я дома, (улитка)

        — Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке, (снежинка)

        3) Учебник с. 44 упр. 47. (2 ученика у доски одновременно по вариантам) Задания выполняется по вариантам. Мысленно проведите ось симметрии. Левую сторону выполняет I вариант, правую — II.

        Списать слова, разобрать их по составу. Задание выполняется самостоятельно, затем проверим.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        План разбора слова по составу

        Разбор слова по составу ( морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

        Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт-, типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква к в производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).

        Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т.е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт-, прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

        Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

        Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

        Окончание – это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

        В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:

      • наречия,
      • деепричастия,
      • сравнительная степень прилагательного,
      • некоторые существительные (пальто, шоссе),
      • некоторые прилагательные (беж, мини),
      • некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их).
      • Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в доме. Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

        Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

      • им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – сад_, снег_;
      • им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радость_, мышь_;
      • им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен_, обижен_, снят_;
      • им.п. некоторых числительных: двенадцать_, шесть_, один_;
      • род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок_ (чулк-и), семей_, (се[м ‘ й а]);
      • им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов_ (ср. Зевсова), сестрин_ (сестрина), рыбий_ (ры[б ‘ й а ]).
      • ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел_ , разговаривал_ , находился_, приходил_ бы, заблудился_ бы.
      • Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень_) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож_ и рожь_).

        Основа – часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль_, бол[и]), а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь), основа прерывается окончанием: захотелось, оканчивающихся.

        Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.

        Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов. Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:

      • форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а ), занес^бы (ср. занес-л-а бы);
      • ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий -> синь, синий -> син- ев -а);
      • им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать -> бег^, бегать -> бег-отн-я).
      • Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель), -к- суффикс предмета (терка), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность), -ний- суффикс действия (горение), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).

        Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка) и действия (пилка дров).

        Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).

        Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:

      • суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила; -й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;
      • суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и-: гнать, темнеть, служить;
      • видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-: украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
      • суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-: тонущий, купивший, забытый;
      • суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-: спеша, летя, прочитав, пригнувшись.

    Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение).

    Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср.омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить). В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать).

    Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес) и более корней (водовоз, лесоруб).

    Примеры:

    • собирался
      нулевое окончание указывает на форму глагола прошедшего времени, ед.ч., м.р.
      основа – собирался
      ся – суффикс возвратных глаголов,
      л – суффикс глаголов прошедшего времени,
      а – суффикс глагольной основы,
      со- приставка, имеет значение объединения
      корень -бир-; возможно чередование бир//бер//бр.
    • отобранного
      окончание -ого – указывает на форму причастия ед.ч. м.р.
      основа – отобранн
      нн – суффикс страдательного причастия прош.вр.
      а – суффикс глагольной основы,
      ото – приставка со значением отделения,
      корень бр- возможно чередование бр//бер//бир.
    • обижает
      окончание -ет – указывает на форму глагола наст.вр., 3 л.,ед.ч.,
      основа – обижай
      й – суффикс глаголов настоящего вр.
      а – суффикс глагольной основы несов.в. (ср. обидеть)
      корень обиж – возможно чередование обиж//обид.

    www.examen.ru

    Читайте так же:  Какова сумма транспортного налога
Обсуждение закрыто.
© 2021