Протокол экспертизы рабочих программ

Протокол экспертизы рабочих программ

Для руководителя МО протокол экспертизы рабочих программ на следующий учебный год

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

заседания методического объединения учителей

от __________ 2016 г.

Изучение Положения о порядке составления и утверждения рабочих программ учебных предметов и курсов

Рассмотрение и экспертная оценка предоставленных членами методического объединения предварительных рабочих программ учебных предметов

Утверждение формы Приложения 5 к рабочей программе по предмету (раздел «Календарно-тематическое планирование»)

По первому вопросу слушали руководителя МО _____________ , котор____ акцентировал___ внимание членов МО на ключевых аспектах Положения, а именно:

По второму вопросу:

Слушали секретаря МО, котор____ сообщила, что на экспертизу предоставлены следующие рабочие программы:

Решили: Допустить до экспертной оценки предоставленные программы

По второму вопросу

Руководитель МО ________________ предоставил ___ материалы экспертной оценки рабочих программ:

Times New Roman

Книжное расположение (кроме календарно-тематического планирования)

Начало раздела с новой страницы

Содержание учебного предмета

1. Утвердить рабочие программы учителей ________________________ , которые соответствуют требованиям Положения о порядке составления и утверждения рабочих программ учебных предметов и курсов, основных образовательных программ общего образования и государственным образовательным стандартам. Предоставить на согласование администрации школы.

2. Рабочие программы учителей ________________________ не соответствуют требованиям Положения о порядке составления и утверждения рабочих программ учебных предметов и курсов, основных образовательных программ общего образования и государственным образовательным стандартам. Отправить на доработку. Исправленный вариант программы предоставить не позднее 03 июля 2015 года.

3. Не предоставлены рабочие программы: (учесть ВСЕ! и элективные курсы в том числе).

Программы предоставить не позднее 03 июля 2016 года.

По третьему вопросу слушали секретаря МО ____________ , котор____ предложил___ форму Приложения 5 к рабочей программе по предмету___________ (раздел «Календарно-тематическое планирование»)

Решили: Утвердить форму Приложения 5 к рабочей программе по предмету______________________ (раздел «Календарно-тематическое планирование») – ВСТАВЬТЕ СВОЮ ФОРМУ .

Если форм несколько – каждую!

Руководитель МО _______________________(ФИО)

Секретарь МО _________________________

Члены МО: ___________ (ФИО) – ВСЕ члены МО должны расписаться)

infourok.ru

Протокол экспертизы рабочих программ

Рабочие программы

Проект

Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям

Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования

  1. Общие положения
  2. Настоящие рекомендации раскрывают понятие «рабочая программа» (далее – рабочая программа), ее структуру, процедуру разработки и утверждения.
  3. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 п.18.1.2, программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО).
  4. В настоящих рекомендациях используются следующие понятия: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».
  5. Особенности рабочей программы.
  6. В Стандарте подробно изложены требования к структуре ООП ООО, основой которого должны стать разработанные педагогами рабочие программы по каждому из учебных предметов.

    «… 18.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны:

    1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;

    2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта»

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897

    Таким образом, Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    При разработке Рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) большинство образовательных организаций и педагогов испытывают, как показывает практика, серьезные трудности, которые обусловлены лаконичностью рекомендаций по их составлению.

    Данные методические материалы, разработанные методистами МАУ «Ресурсный научно-методический центр», при участии творческих групп учителей – предметников, имеют собирательный, обобщенный характер и содержат общие положения, которые помогут педагогам разработать рабочие программы по учебным предметам при введении Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в основной школе.

    Комментарий.

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

    10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

    28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    Программа — это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме. Программа фиксирует цели, объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы по конкретному предмету, определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, рекомендации по количеству часов на каждую тему, распределение их по годам обучения, выявляет уровни и нормы оценки знаний обучающихся.

    В примерных основных образовательных программах детально раскрываются обязательные компоненты содержания обучения (инвариантная часть), параметры качества освоения содержания конкретного предмета учебного плана, указываются необходимые формы и средства обучения, приводятся методические рекомендации общего характера. Данные программы утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. В примерных программах не всегда фиксируется распределение учебного материала по отдельным темам.

    Авторские программы учебных предметов разрабатываются авторами УМК на основе ФГОС, примерных (типовых) программ и авторской концепции построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Данная программа может быть разработана как одним автором, так и группой авторов с учетом различных подходов к структурированию учебного материала, последовательностью изучения отдельных тем. Внедрению авторской программы в практику работы образовательного учреждения предшествует, как правило, ее апробация и экспертиза, проводимая издательствами.

    Однако разнообразие образовательных потребностей и запросов обучающихся, обеспечение вариативности содержания образования приводят к необходимости модифицирования программ и разработки рабочих программ, в которых учителя должны отразить особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Существует несколько определений рабочих программ:

    Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта. ( Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

    Рабочая программа — это программа, разработанная на основе примерных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

    Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательной организации.

    В то же время рабочая программа — инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. Кроме того, в соответствии с пунктом 15 (раздел 3) ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897), основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объема ООП ООО. Рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательных отношений (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)), авторский замысел педагога, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, специфику обучения в конкретной образовательной организации.

    Таким образом, рабочая программа нормативно-управленческий документ конкретной образовательной организации, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО).

    Рабочие программы разрабатываются педагогами на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, отраженным в ФГОС ООО, примерной программы по учебному предмету, авторской учебной программы /при наличии ее/, соответствующего ей учебно — методического комплекса.

    Требования, предъявляемые к рабочей программе:

    — учет основных положений основной образовательной программы образовательной организации (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательной деятельности, особенностей учебного плана школы т.д.);

    — отражение взаимосвязи программ, определяющих содержание основного общего образования образовательной организации и ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (программы развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации обучающихся, коррекционной работы при наличии в образовательной организации детей с ограниченными возможностями здоровья), а также взаимосвязи учебных программ в рамках образовательной области;

    — наличие признаков нормативного документа;

    — последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса, методов, организационных форм и средств обучения;

    — полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания;

    — конкретность представления элементов содержания образования.

    1.5. Рабочая программа по учебному курсу должна быть составлена на весь период основного общего образования (5-9 классы).

    1.6. Утверждение рабочих программ по предметам осуществляется до начала учебного года (но не позднее 31 августа до начала реализации учебного предмета, курса) приказом руководителя образовательной организации.

    1.7. Ежегодная коррекция рабочей программы осуществляется ее составителем (педагогом) и оформляется в виде приложения к первоначальному варианту программы к началу учебного года.

    1.8. Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр находится у учителя для осуществления учебного процесса (на бумажном носителе).

    1.9. Календарно-тематическое планирование составляется учителем отдельно на каждый класс или параллель по усмотрению администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность и утверждается самостоятельным локальным актом (приложение 2).

    1.10. Администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, ведется периодический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования.

    2. Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ:

    • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
    • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
    • Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года №1994.
    • Примерные программы по учебным предметам.
    • Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
    • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Рос сии) от 26 августа 2010г. N76н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
    • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:

    — основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации;

    — положение о рабочей программе учебного предмета, курса;

    — приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов;

    — протокол ШМО (или педагогического совета) о рассмотрении и согласовании рабочей программы;

    — приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, об утверждении структуры календарно-тематического планирования;

    * протокол эксперта или экспертного совета о рассмотрении и согласовании рабочей программы (внутренняя или внешняя оценка осуществляется лишь при необходимости).

    Из Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Рос сии) от 26 августа 2010г. N 76н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования «.

    Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета. используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.

    Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образова тельного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды дея тельности обучающихся.

    . организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует про блемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обуча ющимися актуальные события современности.

    Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цен зов).

  7. Методическая основа для составления рабочей программы по предмету
  8. Алгоритм составления рабочей программы
  9. Примерная структура и наполнение рабочей программы
  10. Рекомендуемая структура рабочей программы(Приложение 1).
  11. 3.1. Рабочая программа по учебному предмету составляется на основе:

    а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

    б) материалов авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);

    в) с учетом авторских программ;

    г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

    Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.

    4.1. Выбрать программу (авторскую, при ее отсутствии – примерную) по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России.

    4.2. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной (типовой) программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу или же превышающие требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные в ООП образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    4.3. Сопоставить цели изучения учебного курса в учебной программе (в соответствии с УМК) с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретной образовательной организации. Убедиться в их соответствии требованиям ФГОС ООО, а также заказу на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

    4.4. Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий.

    4.5. Сопоставить содержаниерабочей программы с примерной программой, с требованиями ФГОС ООО и с учетом рекомендаций УМК. Выделить дидактические единицы, не включенные в программу УМК. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в рабочую программу соответствующие коррективы.

    4.6. Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.

    4.7. Определить основную/дополнительную справочную и учебную литературу, наглядные пособия, оборудование и приборы, ЭОР и др.

    4.8. Подобрать или разработать средства контроля освоения обучащимися содержаниярабочей программы.

    4.9. Составить рабочую программу согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

  12. Титульный лист (Приложение 1.1)
  13. Пояснительная записка (Приложение 1.2)
  14. Общая характеристика учебного предмета (курса) (Приложение 1.3)
  15. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (Приложение 1.4)
  16. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (Приложение 1.5)
  17. Содержание учебного предмета, курса (Приложение 1.6)
  18. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (Приложение 1.7)
  19. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения (Приложение 1.8)
  20. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (Приложение 1.9)
    1. Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)
    2. Пакет контрольно-измерительных материалов (Приложение 3)
    3. Пояснительная записка

    Рекомендуемая структура рабочей программы

    www.xn--16-8kc3bfr2e.xn--p1ai

    ПОЛОЖЕНИЕ о проведении внутренней экспертизы образовательных программ

    Директор КЧР ГБПОО

    колледж» г. Черкесска

    ______________ А.И. Байрамуков

    «_____» _______________ 2015

    о проведении внутренней экспертизы образовательных программ

    Карачаево-Черкесской республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации

    «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения внутренней экспертизы образовательных программ Карачаево-Черкесской республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска.

    1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

    1.3. Объектом экспертизы являются:

  21. рабочие программы учебных дисциплин общепрофессионального цикла;
  22. рабочие программы учебных дисциплин общеобразовательного цикла;
  23. рабочие программы профессиональных модулей;
  24. рабочие программы учебной практики;
  25. рабочие программы производственной практики.
  26. 1.4. Внутренняя экспертиза ОПОП проводится с целью подготовки пакета документов для окончательного согласования образовательной программы с Работодателями и последующего утверждения директором колледжа.

    1.5. Внутренняя экспертиза образовательных программ (объекта экспертизы) проводится Экспертным советом.

    1.6. Экспертный совет назначается приказом директора колледжа.

    1.7. В состав Экспертного совета могут входить сотрудники педагогического коллектива, а также представители Работодателя по профессии.

    1.8. Экспертный совет избирает своего Председателя и Секретаря.

    1.9. Председатель Экспертного совета организует его работу, организует ведение протокола. В случае отсутствия председателя Экспертного совета его функции осуществляет один из членов Экспертного совета, выбираемый большинством голосов присутствующих членов Экспертного совета.

    1.10. Разработчики образовательных программ (преподаватели, мастера производственного обучения, руководители рабочих групп по профессиям) по приказу директора, в указанный срок, представляют в Экспертный совет образовательные программы, представленные в форме, рекомендованной федеральным институтом развития образования, в электронном виде.

    1.11. Экспертный совет, в отведенные сроки, проводит техническую и содержательную экспертизу образовательных программ.

    2. Техническая и содержательная экспертиза

    2.1. Экспертный совет проводит техническую экспертизу на соответствие ФГОС и требованиям к структуре и оформлению программ. Содержательная экспертиза определяет дидактическую целесообразность наполнения программы.

    2.2. По итогам технической и содержательной экспертизы Экспертный совет выносит итоговое заключение:

    «Образовательная программа (объект экспертизы) может быть рекомендована к утверждению»

    «Образовательную программу (объект экспертизы) следует рекомендовать к доработке»

    «Образовательную программу (объект экспертизы) следует рекомендовать к отклонению»

    2.3. В случае направления объекта экспертизы (программы) на доработку по результатам технической и содержательной экспертизы Разработчик получает возможность повторно, в указанный срок, направить доработанный вариант на экспертизу.

    2.4. В случае вынесения отрицательного заключения («программу следует рекомендовать к отклонению») разработчик получает полный текст экспертных заключений и, в указанный срок, повторно направляет доработанный вариант на экспертизу.

    3. Заключение Экспертного совета

    3.1. Экспертный совет готовит заключение по каждому объекту экспертизы и результаты заносятся в протокол.

    3.2. Протокол подписывается председателем и членами Экспертного совета или в его отсутствие заместителем председателя.

    по научно-методической работе М.М. Чех

    по учебно-производственной работе В.А. Воробьев

    www.itc-che.ru

    НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Транскрипт

    1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Семинар-совещание экспертов 15 февраля 2016 г. с ч ч. г.москва, Авиационный пер., д.6 Л.Н. Буйлова, заведующая кафедрой педагогики внеурочной деятельности ГАОУ ВО МИОО, к.п.н., доцент

    2 Московский институт открытого образования Экспертиза — рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для вынесения заключения (С.И. Ожегов). Экспертиза Экспертиза — оценка, анализ, исследование специалистом вопросов, решение которых требует специальных знаний и подготовки в соответствующей области. Экспертиза исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения (Т.Г. Новикова).

    3 Эксперти за образовательной программы (от лат. expertus опытный, сведущий): — специальная форма анализа данных, проводимая по установленной форме и соответствующая выработанным требованиям; — комплексное исследование программы, требующее специальных знаний и завершающееся обоснованным, мотивированным и аргументированным заключением. Профессионально-общественная экспертиза: инициируется профессиональной общественностью; осуществляется профессионалами; проводится публично в интересах улучшения качества образования в целом; завершается представлением: обоснованного заключения с рекомендациями авторам; развернутого отчета с предложениями в ДОгМ Эксперты: учителя; специалисты и ученые в предметной области; методисты; научные работники, преподаватели вузов; специалисты органов управления образованием; педагоги ДО высшей квалификационной категории.

    4 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧИХ ПРОГРАММ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    5 Что является нормативно-правовой основой разработки и экспертизы программ внеурочной деятельности?

    6 ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ установление соответствия образовательных программ — Федеральному закону 273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации»; — Федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного и среднего общего образования. 1. Оценка качества программ 2. Анализ содержания программ на предмет их соответствия нормативным документам, планируемым результатам основной образовательной программы и современному уровню развития науки, техники, культуры 3. Экспертное заключение с предложениями по совершенствованию (коррекции и доработке) образовательных программ 4. Оказание методической помощи по доработке программ 5. Оформление региональных требований к содержанию и оформлению рабочих программ внеурочной деятельности

    7 Система непрерывного образования Внеурочная деятельность ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ( 273-ФЗ ) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДО детей и взрослых ДПО

    8 Внеурочная деятельность ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Образовательные программы Ст ФЗ

    9 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» СТАТУС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИЯ ФГОС С 1917 г. по 1992 г. внешкольная работа С 1920 г. по 1970 г. — «внеклассная работа» С 1970 по 1990 гг. как синонимы «внеурочная и внеучебная работа» С 1992 г. — дополнительное образование детей — Вызывает качественные изменения других компонентов образования -Содержит новое решение актуальной проблемы -Приводит к качественному изменению уровня развития личности

    10 «ВНЕУРОЧНОЙ Московский Что понимается институт под открытого образования ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»? В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Письмо Минобрнауки РФ от 07 августа 2015 г «О направлении рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями по вопросам введения ФГОС ООО)

    11 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого ОСНОВНАЯ образования» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. СООТНОШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ И ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФГОС НОО: 80% и 20% ФГОС ООО: 70% и 30% ФГОС СОО: 60% и 40% Основная образовательная программа основного общего образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДУСМАТРИВАЮТСЯ: УЧЕБНЫЕ КУРСЫ ПО ИНТЕРЕСАМ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В распределении часов участвуют: 1.Учащиеся 2.Педагоги 3.Родители

    12 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Московский СПОСОБ институт РЕАЛИЗАЦИИ открытого образования ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Основная образовательная программа 1) Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание, организацию образовательной деятельности 2) реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН (ФГОС НОО п.16; ФГОС ООО п.13; ФГОС СОО п.13). Внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

    13 СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности; 2) общая характеристика курса внеурочной деятельности; 3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 4) содержание курса внеурочной деятельности; 5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; 6) описание учебно-методического и материальнотехнического обеспечения курса ВД. ФГОС СОО (п )

    14 Рабочая программа курса внеурочной деятельности инструмент реализации программ, заложенных в ООП НОО Программа формирования УУД Как и где будут формироваться все УУД? Программа духовнонравственного развития, воспитания Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Спортивнооздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Каким содержанием наполнять программы внеурочной деятельности? ЦЕЛЬ достижение результатов ООП

    15 КАКОВА ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ЦЕЛЬ: Московский институт открытого образования программы начального, основного и среднего общего образования ЗАДАЧИ: — способствовать достижению результатов освоения основной образовательной — обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; — оптимизировать учебную нагрузку; — улучшить условия развития учащихся; — учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности. ПРИНЦИПЫ: 3)связь теории с практикой; 4)доступность и наглядность; 5)включение в активную жизненную позицию 1)учёт возрастных особенностей; 2)сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

    16 Направления, внеурочной деятельности виды и формы Московский институт открытого образования Направления Виды Формы Спортивно- спортивнооздоровительное Духовно- духовно- нравственное Социальное социальное Общеинтеллектуа общеинтеллектуальное льное Общекультурное общекультурное (ФГОС НОО п.19.10; ФГОС ООО р.3, п.13; ФГОС СОО р.3, п.13) Игровая деятельность Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Трудовая (производственная) деятельность Спортивнооздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Внеурочные занятия организуются в форме: Кружок Студия Секция Клуб Объединение Факультатив Научное общество Конференция Слет Игра Соревнование Турнир Встреча Концерт Спектакль Практика (полевая, социальная) Экскурсия Культпоход Туристический поход Субботник Десант Индивидуальные занятия другие формы

    17 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ДПО «Развитие образовательной среды: опыт, проблемы, разработка, применение» РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочие программы курсов внеурочной деятельности нацелены на достижение планируемых результатов основной образовательной программы школы: метапредметных и личностных Предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. (Проверяется ЕГЭ) Метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности г. Л.Н. Буйлова, зав.кафедрой педагогики ДОД, к.п.н., доцент

    18 Рабочая программа курса внеурочной деятельности документ педагога разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС НОО — п. 19.5) или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы (ФГОС ООО — п и ФГОС СОО — п ).

    19 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Московский институт открытого образования ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет: до 1350 часов на уровне начального общего образования; до 1750 часов на уровне основного общего образования; до 700 часов на уровне среднего общего образования. НЕ БОЛЕЕ 10 часов в неделю на одного ученика. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий. Для учащихся внеурочная деятельность организуется по выбору (добровольно), а для школы организация внеурочной деятельности обязательна. Письмо Минобрнауки РФ от N «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» — на региональном уровне могут быть разработаны и предложены к реализации курсы, актуальные в контексте образовательной системы субъекта Российской Федерации. Принудительное посещение внеурочной деятельности — это нарушение прав ребенка на свободу выбора вида деятельности

    20 Общие требования к структуре рабочей программы курса внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности; 2) общая характеристика курса внеурочной деятельности; 3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 4) содержание курса внеурочной деятельности; 5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; 6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности. ФГОС СОО [п ] МР МО РФ от , п. 21 исключают пункт 2

    21 Общие требования к структуре рабочей программы курса внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. 1897»

    22 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ КУРСОВ Московский институт ВНЕУРОЧНОЙ открытого образования ДЕЯТЕЛЬНОСТИ должны: — разрабатываться школой самостоятельно на основе переработки примерных образовательных программ — соответствовать возрастной группе и психолого-педагогическим особенностям — ориентироваться на запросы и потребности учащихся — соответствовать нормативным требованиям к внеурочной деятельности -планировать достижение результатов основной образовательной программы — иметь определенную, четкую структуру — содержать контрольно-диагностический раздел по определению результативности обучения

    23 ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Московский институт открытого образования 1. Соответствие требованиям ФГОС достижение планируемых результатов ООП. 2. Новизна и актуальность содержания программы для учащихся — программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. 3. Мотивирующий и развивающий потенциал программы — программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в школе. 4. Полнота и научность содержания учебного материалы программа содержит все необходимые знания для достижения запланированных в ней результатов, позволяет сформировать представление о предметной области.

    24 ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Московский институт открытого образования 5. Инвариантность содержания программы для учащихся материал программы может применяться для различных групп/категорий учащихся. 6. Практическая направленность программы — программа позволяет осуществить практическую деятельность и эвристические пробы в изучаемой области знаний. 7. Наличие здоровьесберегающих характеристик содержание и виды деятельности по программе соответствуют возрастным особенностям учащихся. 8. Реалистичность программы и контролируемость результатов реализации программы прозрачность критериев результативности для педагога и учащихся, программа реальна с точки зрения использования ресурсов (МТБ, кадры и др.). 9. Наличие всех структурных элементов программы.

    25 ЧАСТНЫЕ КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Московский институт открытого образования 1. Интегрированность программы с другими программами, реализуемыми в школе. 2. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей. 3. Чувствительность программы к изменениям. 4. Технологичность программы (доступность для использования другими педагогами.

    26 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ( ФЗ от 29 декабря 2012 г.) — образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст.12), — образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ст.28 п.2); -содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст.75 п.4); -результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности (ст.95 п.6). Выводы: Исключительным правом на разработку и утверждение образовательных программ обладает образовательная организация. Необходимость проведения экспертизы разработанной образовательной программы определяется образовательной организацией в рамках процедуры ее разработки. Согласования образовательной программы не требуется. Руководствуясь законодательно установленными положениями, образовательная организация самостоятельно принимает решение о целесообразности доработки и реализации программы.

    docplayer.ru

    Читайте так же:  Приказ об утверждении официального сайта

Обсуждение закрыто.