Просрочки доставки груза претензия

Просрочки доставки груза претензия

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 апреля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/681 Суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора и неправомерно оставил исковое заявление ОАО о взыскании пеней за просрочку доставки груза без рассмотрения (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 апреля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/681
(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Лыткин В.Г. — юрисконсульт 1 категории по доверенности от 11.12.2006 N 895, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Восточный порт» на определение от 14.12.2006 по делу N А73-8076/2006-30 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества «Восточный порт» к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании 200520 руб. 64 коп.

Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2007. Полный текст постановления изготовлен 17.04.2007.

Открытое акционерное общество «Восточный порт» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании 200520 руб. 64 коп. пеней за просрочку доставки груза.

Определением суда от 14.12.2006 исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании п. 2 ст. 148 АПК РФ по мотиву нарушения истцом досудебного порядка рассмотрения спора, поскольку у лица, подписавшего претензию за генерального директора ОАО «Восточный порт» Баженова А.А., отсутствовали на это полномочия.

Законность определения проверяется в порядке ст.ст. 284 , 286 АПК РФ по кассационной жалобе ОАО «Восточный порт», полагающего, что судебный акт принят с нарушением ст. 797 ГК РФ, ст. 124 УЖТ РФ и п. 18 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, в связи с чем просит их отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на соблюдение претензионного порядка разрешения спора, предусмотренного федеральным законом, поскольку претензии NN СОЖД-207/и/05, СОЖД-206/и/05 подписаны грузополучателем ОАО «Восточный порт» в лице первого заместителя генерального директора Баженова А.А., действующего на основании должностной инструкции и доверенности от 01.07.2005 N 44/1 в связи с чем, по мнению истца, неправомерны выводы суда о несоблюдении им претензионного порядка урегулирования споров. Кроме того, ответчику направлялись образцы подписей генерального директора Кушнарева С.Н. и первого заместителя директора Баженова А.А. и его должностная инструкция, однако данные обстоятельства не приняты судом во внимание.

Ответчик в отзыве на кассационную жалобу выразил несогласие относительно ее доводов и, полагая выводы суда соответствующими материалам дела и закону, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а жалобу — без удовлетворения. Ответчик пояснил, что в претензии ОАО «Восточный порт» указано о ее подписании генеральным директором Кушнаревым С.Н., однако претензия подписана иным лицом, полномочия которого истец не подтвердил, поэтому она оставлена без рассмотрения. По мнению ответчика, подписание претензии первым заместителем генерального директора ОАО «Восточный порт» Баженовым А.А. за генерального директора Кушнарева С.Н. является нарушением п. 3.22 Государственного Стандарта комитета РФ по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 N 65-ст, а также ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах», в соответствии с которой только единоличный исполнительный орган общества может действовать от имени общества без доверенности.

В этой связи, по мнению ответчика, у дороги не имелось оснований для рассмотрения претензии по существу без подтверждения истцом полномочий лица, ее подписавшего.

Представитель ответчика в судебном заседании кассационной инстанции изложил свои правовые позиции.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителя ответчика, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене определения и направлении дела на новое рассмотрение на основании п. 3 ч. 1 ст. 287 , ч. 1 ст. 288 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, истец, обнаружив просрочку доставки груза по железнодорожным накладным NN ЭМ790583, ЭМ797881, ЭМ790872, ЭМ797512, ЭМ798418, направил перевозчику претензии от 25.07.2005 NN СОЖД-207/и/05, СОЖД-206/и/05.

Посчитав, что претензии об уплате пеней за просрочку доставки груза подписаны не генеральным директором Кушнаревым С.Н., как в них указано, а иным лицом, ответчик письмом от 04.04.2006 N НФП-07-17/06 просил истца предоставить образцы подписей генерального директора общества, а также подтвердить полномочия лица, подписавшего претензию за генерального директора.

Получив от истца образцы подписей лиц, имеющих право подписи претензий и должностную инструкцию первого заместителя генерального директора Баженова А.А., ответчик оставил претензию без рассмотрения, посчитав, что у него не имеется оснований для ее рассмотрения, поскольку она подписана иным лицом (Баженовым А.А., за генерального директора Кушнарева С.Н.).

Оставляя исковое заявление ОАО «Восточный порт» без рассмотрения, суд посчитал, что у первого заместителя директора Баженова А.А. на момент подписания претензии отсутствовали полномочия на ее подписание, вследствие чего истцом нарушен досудебный порядок рассмотрения спора, предусмотренный ст. 797 ГК РФ, ст. 120 УЖТ РФ.

В соответствии со ст. 797 ГК РФ и ст. 120 УЖТ РФ до предъявления перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозки груза, в том числе требования о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, к перевозчику должна быть предъявлена претензия.

Согласно ст. 797 ГК РФ претензии по перевозкам грузов должны предъявляться в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом .

Уставом железнодорожного транспорта РФ установлен порядок предъявления претензий, связанных с осуществлением перевозки грузов: а именно: кто может предъявлять претензии к перевозчику, какие документы должны прилагаться к претензии. Кроме того, ст. 122 Устава предусмотрено, что порядок предъявления и рассмотрения таких претензий устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 30 от 06.10.2005 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации») в случаях отказа перевозчика от рассмотрения указанной претензии по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка и оспаривания правомерности отказа в рассмотрении претензии истцом, считающим претензионный порядок разрешения спора соблюденным, арбитражный суд принимает исковое заявление и возникшие разногласия по этому вопросу разрешает в судебном заседании.

Если претензионный порядок признан соблюденным, исковое заявление рассматривается по существу.

В материалах дела имеются: приказ ОАО «Восточный порт» от 02.02.2005 N 277-к о назначении Баженова А.А. на должность первого заместителя генерального директора, его должностная инструкция, доверенность от 01.07.2005 N 44/1, выданная ему обществом на совершение в интересах последнего необходимых действий, в том числе на подписание претензий, исковых заявлений. Доверенность содержит образец подписи Баженова А.А., которая удостоверена подписью генерального директора ОАО «Восточный порт» Кушнарева С.Н.

К спорной претензии приложены документы, указанные в ст. 120 Устава.

Согласно ст. 124 Устава перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить заявителя в письменной форме в течение тридцати дней со дня получения претензии.

В соответствии с п. 19 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом при частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии заявителя в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующую статью Устава . В таком случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

Однако ответы перевозчика на претензии истца от 04.04.2006 N НФП-07-17/06, от 26.04.2006 N НФП-07-22/06 не содержат ссылок на статьи Устава , названных Правил .

Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора, установленного федеральным законом и неправомерно оставил исковое заявление ОАО «Восточный порт» без рассмотрения, чем нарушил положения п. 2 ст. 148 АПК РФ.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба заявителя обоснована и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

определение от 14.12.2006, по делу N А73-8076/2006-30 Арбитражного суда Хабаровского края отменить и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» (филиал «Дальневосточная железная дорога») в пользу ОАО «Восточный порт» госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.

www.garant.ru

Просрочки доставки груза претензия

Ответственность за просрочку

Одним из постулатов логистики является поставка товара «точно в срок». Возможно ли это, и какие гарантии дают транспортники?

Ни для кого не секрет, что задержка на любом участке цепи поставок любого товара, будь то сырье или готовая продукция, приведет к срыву во всей цепи, к финансовым потерям и утрате имиджа всех участников, а в некоторых случаях и к прямым убыткам, вызванным, например остановкой производства. Причин задержки поставок предостаточно, начиная от несвоевременной отгрузки, проблемами на транспортном участке и заканчивая форс-мажорными обстоятельствами.

Современный экономический словарь дает определения Форс-мажорных обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы, как чрезвычайные, непреодолимые, не зависящие от воли и действий участников экономического соглашения обстоятельства, в связи с которыми участники оказываются неспособными выполнить принятые ими обязательства. К форс-мажорным обстоятельствам относят: пожары, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия. Возникновение форс-мажорных обстоятельств освобождает участника, исполнителя договора от ответственности за выполнение принятых им обязательств. Так как на данные обстоятельства по определению мы повлиять не можем, то и рассматривать их тоже не будем, но к самому определению еще вернемся не раз.

Читайте так же:  Гост по написанию заявлений

Причин несвоевременной отгрузки тоже великое множество, но для каждого предприятия они будут особенными и это тема для отдельного разговора.

А вот о проблемах на транспортном участке вызванных несвоевременной доставкой, а точнее о юридических взаимоотношениях между грузовладельцами и перевозчиками, гарантиях срока доставки груза и пойдет речь в этой статье.

Dura lex send lex

Согласно положению Статьи 792 ГК РФ 1 перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

1 Гражданский кодекс РФ Часть 2 от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ Глава 40 Перевозка

Первый форс-мажор – авиация.

Начнем, пожалуй, с широко распространенного мнения, что самый быстрый транспорт это авиация. Действительно при благоприятном стечении обстоятельств груз, отправленный через одни воздушные ворота нашей необъятной родины в течение суток прибудет в другие ворота. Но это при благоприятном стечении обстоятельств.

Срок доставки груза регламентирован Статьей 109 Воздушного кодекса РФ 2 . Согласно требованиям указанной статьи Перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

2 Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ Воздушный кодекс Российской Федерации (далее — ВК РФ)

Проходит день, два, неделя, а воз и ныне там, то есть груз где-то завис и прибывать в другие ворота не собирается в ближайшем будущем. Казалось бы, все разумные сроки уже давно прошли, но в том то и дело, что понятие «разумные» для потребителя услуг авиаперевозки груза и для перевозчика это две большие разницы.

По сложившейся традиции авиаперевозчики сами не принимают грузы к перевозке, а действуют через своих агентов и при сдаче груза первое, на что нужно обратить внимание это на авианакладную ( AWB ). Согласно требованиям п. 8 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов 3 закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (далее — бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза. К сожалению, в большинстве случаев это обязательное требование не соблюдается и номер и дата рейса в накладной не указывается. Но даже если в AWB и будет указан конкретный рейс это еще не гарантия, что именно данный рейс доставит ваш груз. В тех же самых правилах воздушных перевозок грузов 3 предусмотрен п. 26 по которому бронирование аннулируется без предупреждения пассажира, грузоотправителя если грузоотправитель предъявил груз с неправильно оформленными документами, необходимыми для выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, или груз не соответствует требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами. А согласно п. 60 указанных правил 3 Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные сведения, необходимые для оформления грузовой накладной. Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные документы, которые до передачи груза грузополучателю необходимы для выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перевозчик не обязан проверять достоверность или достаточность этих документов. Итого груз лежит себе и лежит в аэропорту отправления, и никто за это не отвечает, а грузоотправителя даже уведомлять необязательно.

3 Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 Об утверждении Федеральных авиационных правил Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (далее — правила)

В большинстве установленных перевозчиком правилами воздушных перевозок есть следующие дополнения:

Сроки доставки груза воздушным транспортом исчисляются с момента приема его к перевозке в аэропорту отправления и до момента извещения получателя о прибытии груза в аэропорт назначения с учетом норм времени на хранение, переработку груза в аэропортах первоначальных, промежуточных, назначения и на перевозку воздушными судами.

Исчисление срока доставки начинается с 00 часов суток, следующих за днем приема груза к перевозке.

Сроки доставки тяжеловесного, негабаритного и мелких партий груза, принятых к перевозке в пункты, куда не установлено регулярное движение воздушных судов, определяются перевозчиком по договоренности с отправителем, о чем делается соответствующая отметка в грузовой накладной.

Сроки доставки груза на периодические массовые перевозки груза воздушным транспортом устанавливаются авиационными предприятиями ГА по договоренности с отправителем и указываются в договорах.

Груз считается доставленным в срок, если перевозчик не позднее 12 часов по истечении установленного срока доставки направил получателю извещение о прибытии груза по адресу, указанному в грузовой накладной.

Срок доставки груза считается ненарушенным, если задержка произошла по причинам:

— невозможности полетов по метеорологическим условиям;

— ограничения полетов по распоряжению государственных органов;

— по другим причинам, не зависящим от перевозчика.

Не включается в срок доставки груза:

— время задержки отправки груза по вине отправителя, если погрузка осуществляется его средствами;

— время ожидания в аэропорту трансфера отправления груза очередным рейсом в аэропорт назначения по установленному расписанию, но не более 24 часов;

— время задержки груза в аэропорту отправления или в аэропорту трансфера по требованию государственных органов (санитарных, карантинных и др.).

При прямых смешанных перевозках груза срок его доставки исчисляется раздельно в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта, принимающих участие в прямой смешанной перевозке груза.

В случае перерыва или прекращения движения воздушных судов перевозчик обязан поставить об этом в известность отправителя и получателя и испросить распоряжения отправителя.

В случае, когда перевозчик не имеет возможности доставить груз в аэропорт назначения и в 5-дневный срок со дня высылки уведомления не получит от отправителя или получателя указаний о распоряжении грузом, он имеет право:

— передать груз другим видам транспорта для его дальнейшей перевозки в адрес получателя;

— поместить груз на ответственное хранение на склад какой-либо организации;

— реализовать груз в установленном порядке.

О своем решении перевозчик обязан сообщить отправителю и получателю. Отправитель обязан возместить перевозчику расходы, возникшие вследствие указанных операций.

Если груз был передан для дальнейшей перевозки другим видам транспорта, перевозчик обязан произвести возврат отправителю сумм в размерах, установленных правилами применения тарифов.

Кроме того, если все-таки груз на грани негабарита (грузы, требующие особых условий перевозки) и не во всякие типы воздушных судов «пролезает», а именно этот нужный тип ВС сняли с линии, то это будет изменения условий перевозки. А согласно п.183 Правил в случае изменения условий перевозки, предусмотренных договором воздушной перевозки груза, перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя или грузополучателя и испросить их распоряжения относительно этого груза. Все указания грузоотправителя по распоряжению грузом оформляются в письменной форме (п.186 Правил). Согласно п.187 Правил расходы, связанные с распоряжением грузом, возмещаются грузоотправителем, за исключением случая, когда распоряжение грузом вызвано нарушением договора воздушной перевозки груза перевозчиком. Таким образом, если перевозчик уведомил грузоотправителя или грузополучателя об изменениях условий перевозки, и тот согласился на ожидание нужного типа ВС, то перевозчик имеет право выставить счет за хранение груза в порту отправления.

Но предположим что и с грузом и сопроводительными документами все в порядке, всевидящее око все контролирующих органов оказалось закрытым, но груз все равно не прибыл вовремя (в разумный срок). На лицо нарушение договора перевозки и наступает ответственность перевозчика. «Тяжкое бремя» ответственности авиаперевозчика за просрочку доставки груза прописано в Статье 120 ВК РФ согласно которой за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. И вот именно эти самые «иные обстоятельства», о которых было сказано выше и которых предостаточно, сделали данную статью абсолютно нерабочей, настолько, что законодатели ее даже поменять забыли (Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» в редакции от 20 апреля 2007 года устанавливает в статье 3, что минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и что его применение для других целей не допускается). Но и это еще не все.

Даже если Вы все-таки решитесь потребовать с перевозчика указанный Статье 120 ВК РФ штраф, то тут Вас подстерегает мучительная «процедура предъявления требований, претензий и исков», установленная в ВК РФ (ст.ст. 124 — 128). Согласно ст.124 ВК РФ До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. При этом согласно нормам статьи 125 в случае просрочки доставки груза право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеет только грузополучатель при предъявлении грузовой накладной. Согласно ст.126 претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Ну а далее по нормам ст.128 Перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии. Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа — через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Читайте так же:  Прибавка к пенсии за год отсрочки

Теоретически, через 10 дней по истечении срока доставки можно предъявить претензию по утрате груза. Но опять же право на предъявление этой претензии имеет только грузополучатель (п.п.1 п.2 ст.125 ВК РФ), и, скорее всего в ответе на претензию будет заявлено, что утери нет, и можно в любой момент забрать груз либо в порту отправления, либо в промежуточном.

Таким образом, пока груз не доставят – никаких претензий. Но даже если доставят, то у грузоотправителя такого права нет – только у грузополучателя, и весь сыр-бор из-за 50% провозной платы максимум.

Аналогичная ситуация складывается и на других видах транспорта.

Что касается перевозок по железной дороге, то тут Перевозчик за задержку груза не отвечает вообще. Именно к такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 20 июля 2005 г. № А82-5701/ 2004-3. Компания – получатель груза пыталась взыскать пени с железной дороги по статье 97 Устава 4 согласно которой за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении — перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

4 Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

По мнению же судей, пени с перевозчика не взыскиваются, если выполняются три условия:

— задержка груза связана с исправлением технического или коммерческого состояния вагонов или контейнеров в пути. Перевозчик должен доказать, что это произошло по причинам, не зависящим от него (Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом 5 );

— перевозчик составил акт общей формы в двух экземплярах, в котором указал причины задержки груза и срок задержки (Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом 6 );

— железнодорожных накладных перевозчиком сделаны отметки о задержке груза в графе «Отметки перевозчика», что удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика (Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом 6 ).

Поскольку железная дорога выполнила все указанные условия, пени за просрочку в доставке груза компания-заявитель не отсудила.

5 Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 27 Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом

6 Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45 Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом

Кроме того, железный монстр, дабы не портить собственную статистику, идет на всяческие ухищрения такие как, например, выписка железнодорожной накладной не датой завоза контейнера на станцию (поступление груза в распоряжение перевозчика), а датой постановки этого контейнера на вагон. И таким образом контейнер может простоять на станции в ожидании вагона или другого контейнера не одну неделю.

Из всего выше перечисленного напрашивается вывод, что даже если в договоре перевозки указаны сроки исполнения этого договора, по факту никаких гарантий его исполнения в указанный срок не существует.

Сложившаяся в законодательстве ситуация с ответственностью перевозчика только на первый взгляд кажется абсурдной, но на самом деле полностью соответствует международным нормам по которым перевозчик защищен от претензий клиента, даже в случае его действительной вины. Во-первых, ни один перевозчик физически не в состоянии компенсировать потери, например крупного сталеплавильного завода произошедшие по причине несвоевременности доставки какой-нибудь маленькой запчасти и повлекшей остановку целой печи – масштабы разные. Во-вторых, сам перевозчик не заинтересован в увеличении сроков использования транспортного средства, а, следовательно, и сроков доставки.

Так в чем же причина того, что в нашей стране так остро стоит вопрос просрочки? В первую очередь в отсутствии выбора и монополизации рынка. Не секрет что в некоторые регионы необъятной родины можно доставить товары только воздушным транспортом, и в этих регионах, как правило, есть только один перевозчик – эдакий региональный монополист, диктующий свои условия. Выставление претензии этому перевозчику равносильно разрыву отношений с ним, а, следовательно, и потери данного регионального рынка сбыта. Ну а про монополию РЖД вообще говорить не стоит, ибо и так все понятно, что существующая тарифная политика не способствует ни сокращению сроков, ни исполнению взятых обязательств. Вот и ведут себя эти монополисты соответствующе: привезли вовремя – хорошо, а не успели в срок… да какая разница – клиенту все равно деваться некуда. В сложившихся условиях поставщику товара брать на себя ответственность, в том числе и финансовую – это непозволительная роскошь.

Проблему демонополизации рынка в ближайшее время не решить, да и решать ее, судя по действиям нынешней власти, никто не собирается. В таком случае поставщикам остается только единственный выход – при заключении договоров купли-продажи учитывать эту особенность и ни в коем случае не принимать на себя риски связанные с транспортировкой товара, а датой исполнения обязательств по договору купли-продажи должна быть дата передачи товара первому перевозчику.

Про ответственность экспедитора за просрочку следует поговорить отдельно. В следующем номере мы поговорим об ответственности экспедитора и в том числе за просрочку доставки.

Статья опубликована в журнале «Логистика и управление»

6pl.ru

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 797 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает неразрывную связь между претензиями и исками, вытекающими из договора перевозки грузов. Предусмотренный п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок означает обязательную досудебную процедуру урегулирования спора его участниками. Обращение в суд без соблюдения претензионного порядка влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК). Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров на транспорте существовал в советское время и был сохранен в действующем законодательстве по очевидным причинам: «…транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т.п.». Исходя из тех же причин законодатель устанавливает в п. 3 комментируемой статьи по требованиям, вытекающим из перевозки груза, сокращенный срок исковой давности в один год. Следует отметить, что сокращенный срок исковой давности применяется как к требованиям, которые предъявляются грузоотправителем или грузополучателем к перевозчику, так и к требованиям, которые предъявляются перевозчиком к этим лицам. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте введены годичные сроки исковой давности и по договорным требованиям перевозчика к пассажирам (ст. 126 УЖТ; п. 4 ст. 164 КВВТ).

Сокращенный срок исковой давности является существенным ограничением в судебной защите нарушенного права, которое устанавливается законом. Применение такого срока оправданно в отношениях, связанных с перевозкой груза, где обе стороны являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Для отношений, вытекающих из договора перевозки пассажира, введение сокращенного срока исковой давности комментируемой статьей не предусмотрено. Соответственно, к требованиям пассажиров, вытекающим собственно из договора перевозки пассажира, применяется общий трехгодичный срок исковой давности (иногда на это прямо указывается в транспортных законах — п. 3 ст. 164 КВВТ). Что касается требований, вытекающих из договора перевозки багажа, то на железнодорожном и автомобильном транспорте для таких требований пассажиров прямо установлен годичный срок исковой давности (ст. 125 УЖТ; ст. 42 УАТ). В п. 3 ст. 164 КВВТ РФ, напротив, подчеркивается, что для этих требований существует общий трехгодичный срок исковой давности. Воздушный кодекс РФ хранит молчание по этому вопросу, соответственно, к требованиям из договора перевозки багажа должен применяться общий срок исковой давности.

Читайте так же:  Оплачивать ли штрафы с камер

Специфичными являются правила, установленные для морской перевозки. К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, по общему правилу применяется двухгодичный срок исковой давности (п. 1 ст. 409 КТМ). Но если перевозчик или пассажир в заграничном сообщении являются лицами российского права, то применяются общие трехгодичные сроки исковой давности (п. 1 ст. 197 КТМ). При каботажном плавании (между российскими портами) также применяются общие сроки исковой давности.

2. Претензионный порядок урегулирования споров может быть установлен только федеральным законом. В принципе в комментируемой статье такой порядок предписывается для перевозок грузов всеми без исключений видами транспорта. Но необходимо иметь в виду, что на морском транспорте в соответствии с п. 1 ст. 43 КТМ РФ предъявление перевозчику претензии является обязательным только в отношении исков, связанных с перевозкой груза в каботаже (т.е. при перевозке между российскими морскими портами) .

———————————
См.: п. 11 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

В п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок предписан только в отношении требований, вытекающих из договора перевозки груза и предъявляемых к перевозчику (тем самым для требований перевозчика к грузоотправителю или к грузополучателю досудебный порядок урегулирования спора не установлен). Претензии предъявляет или грузоотправитель, или грузополучатель. Особым субъектом в претензионных отношениях является страховщик, выплативший страховое возмещение грузоотправителю (грузополучателю) в связи с ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств по перевозке груза. К нему по закону в порядке суброгации переходит право требования к перевозчику, которое может быть реализовано только с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и перевозчиком. Следовательно, до обращения в суд страховщик обязан предъявить претензии к перевозчику, если только такая претензия не была предъявлена страхователем .

———————————
См.: п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

Уступка указанными лицами своих прав на предъявление претензий и исков к перевозчику не допускается, поскольку такая уступка входит в противоречие с сущностью установленного комментируемой статьей порядка .

Что касается претензионного порядка урегулирования споров, вытекающих из договоров перевозки пассажира и перевозки багажа, то вопрос о его обязательности решается в транспортных законах по-разному. На железнодорожном и автомобильном транспорте претензии, вытекающие из договора перевозки пассажира и его багажа, могут быть предъявлены к перевозчику (ст. 121 УЖТ; ст. 39 УАТ). Соответственно, соблюдение досудебного порядка урегулирования в данном случае необязательно. Однако для требований, связанных с перевозкой грузобагажа, предъявление претензий является обязательным (ст. 120 УЖТ). На воздушном транспорте для пассажиров установлена необходимость предъявления или претензий, или неких заявлений (п. 4 ст. 124 ВК). Требование о предъявлении подобных заявлений не может считаться установленным обязательным досудебным порядком урегулирования споров. Необходимость предъявления претензий по требованиям, возникающим из договора перевозки пассажира, прямо предусмотрена на внутреннем водном транспорте (ст. 161 КВВТ).

3. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи порядок предъявления претензии к перевозчику устанавливается в соответствующем транспортном законе. Установленный порядок предъявления претензии должен отвечать на три вопроса:

1) кто именно (грузоотправитель или грузополучатель) может предъявлять претензии к перевозчику; 2) какие документы должны прилагаться к претензии и 3) в течение какого срока должна быть предъявлена претензия?

Детальное регулирование процедуры подачи претензии предусмотрено не во всех транспортных уставах и кодексах.

На железнодорожном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 120 УЖТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены определенный документ с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза;

— недостача, повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная, выданный перевозчиком коммерческий акт, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего, поврежденного (испорченного) груза;

— просрочка доставки груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена накладная;

— задержка выдачи груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная и акт общей формы;

— возврат провозной платы в случае несостоявшейся перевозки. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции отправления о возврате груза;

— другие случаи, включая споры, вытекающие из договора на подачу транспортных средств.

Перевозчик рассматривает претензии в соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 42.

На внутреннем водном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 162 КВВТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены квитанции о приеме груза с отметкой перевозчика о неприбытии груза, а также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза;

— несоблюдение сроков доставки груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная;

На воздушном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 125 ВК):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должны быть приложены накладная с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза или документ об оплате провозной платы и справка перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

— недостача или повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная или коммерческий акт;

Право на предъявление претензии возникает с момента наступления определенных обстоятельств. Так, на железнодорожном транспорте претензии по требованиям об утрате груза могут предъявляться по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза, претензии о недостаче груза — со дня его получения и т.д. (ст. 123 УЖТ); на автомобильном транспорте претензии по требованиям об утрате груза предъявляются, когда груз считается утраченным, т.е. по истечении 10 дней со дня приема груза при перевозках в городском и пригородном сообщении и по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза при перевозках в междугородном сообщении (ст. 14 УАТ).

Принципиальное значение имеет вопрос о сроке, в течение которого может быть предъявлена претензия. В комментируемой статье об этом сроке не упоминается. Положения о том, что претензия к перевозчику, вытекающая из перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности, содержатся в ст. 406 КТМ РФ; в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ; в п. 6 ст. 39 УАТ. На железнодорожном и воздушном транспорте установлен иной порядок: общий срок (предусмотрены и сокращенные сроки) для предъявления претензии установлен в шесть месяцев с момента, когда такое право возникает (ст. 123 УЖТ; ст. 128 ВК). Пропуск данного срока на предъявление претензии может быть квалифицирован судом как несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров.

4. Право на предъявление иска к перевозчику возникает у лица, имеющего право на подачу претензии, в том случае, если перевозчик не ответил на претензию в течение 30 дней с момента ее получения, а также в том случае, если в ответе содержится полный или частичный отказ в удовлетворении претензии (п. 2 комментируемой статьи). Претензия считается удовлетворенной при фактическом получении заявителем претензии истребуемой денежной суммы. Заявитель претензии в течение годичного срока исковой давности вправе истребовать от перевозчика признанные им суммы в судебном порядке. При этом признание претензии перевозчиком без ее удовлетворения свидетельствует о признании перевозчиком заявленных требований, что влечет перерыв течения срока исковой давности .

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 486 — 487.

В большинстве транспортных законов установлено, что начало течения срока исковой давности по требованиям из перевозки груза начинается с момента возникновения права на предъявление претензии. Таким образом, в течение одного года грузоотправитель или грузополучатель должны успеть и соблюсти претензионный порядок, и предъявить требование в суд . Исключение составляет правило п. 2 ст. 128 ВК РФ, в соответствии с которым начало течения срока исковой давности начинается на следующий день после получения ответа об отклонении претензии полностью или частично, а в случае неполучения ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком.

———————————
Только для морской перевозки установлено правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на предъявленную в установленном порядке претензию или истечения установленного для ответа срока (см. ст. 407 КТМ РФ; п. 12 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81)).

stgkrf.ru

Обсуждение закрыто.