Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Процент налога на прибыль 2012

Ставки налога на прибыль

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

Для организаций – резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5%.

К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется налоговая ставка 0%.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

2) 10% – от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

1) 0% – по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

2) 9% – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями;

3) 15% – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.

При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 275 НК РФ.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15% – по доходу в виде процентов по государственным ценным бумагам государств – участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9% – по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0% – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0%.

Прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» облагается налогом по налоговой ставке 0% в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 246.1 НК РФ.

Форма расчета налоговой базы по налогу участника проекта и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

taxpravo.ru

Ставка налога на прибыль для медицинских организаций — ноль процентов: не так все просто! Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Авербах Л. Г.

СТАВКА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НОЛЬ ПРОЦЕНТОВ: НЕ ТАК ВСЕ ПРОСТО!

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Авербах Л.Г.,

Текст научной работы на тему «Ставка налога на прибыль для медицинских организаций — ноль процентов: не так все просто!»

генеральный директор ООО «КОРИС ассистанс (С-Пб.)», г. Санкт-Петербург, Россия, coris@mail.wplus.net

СТАВКА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ -НОЛЬ ПРОЦЕНТОВ: НЕ ТАК ВСЕ ПРОСТО!

Вот интересная, новая и очень важная в плане бизнеса тема — ставка налога на прибыль для медицинских организаций — ноль процентов! Но как всегда оказывается, что все не так просто, как хотелось бы.

Проведу маленький ликбез. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. №917 наконец-то определило перечень медицинских услуг, работая по которым можно получить нулевую ставку налога на прибыль (полное совпадение с Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности «Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности»).

Статья 284.1. Налогового кодекса РФ, часть 2, «Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (введена Федеральным законом от 28.12.2010 № Э95-ФЗ)», и налог этот можно бы не платить по итогам 2011 г., но не тут-то было, для этого надо было подать сведения в ноябре 2010 г., а тогда этот закон не действовал, да и «перечень» был нужен, без него никак.

Но все равно можно экономить 20% налогов с прибыли, и особенно это актуально для медицинской организации (МО) частной системы здравоохранения. Ведь все наши ООО, ЗАО и ОАО и т.д. и были созданы для получения прибыли, а теперь с нее не надо платить налоги. Подарок от государства? Облегчение для малого и среднего бизнеса? Вот цитаты из прессы: «Правительство Российской Федерации полностью освободило частный бизнес, работающий в сфере услуг образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль». Не понятно, почему только частный? Потому что в Правительстве РФ пока до конца не осознали, что государственные МО, финансируемые из бюджета, могут зарабатывать, да еще и получая прибыль при этом.

Теперь вникнем в документы, как эту льготу получить. Вот мы подали сведения в ноябре 201 1 г., чтобы получить нулевую ставку налога на прибыль в 2012 г. Вроде все просто, многого для этого не нужно. Закон этот, правда, временный, рассчитан на 8 лет, до 2020 г. Кстати, не рекомендуется в 2019 г. понести убытки, их нельзя будет перенести на будущее, уменьшив налоговую базу последующих периодов на величину

Л.Г. Авербах, 2012 г.

этого убытка, (п. 1, ст. 283 Налогового кодекса РФ). Но это не очень скоро. Давайте рассмотрим пошаговую инструкцию, читаем п. 3 статьи 284.1. Налогового кодекса РФ:

1. Наличие медицинской лицензии. Есть.

2. 90% годовых доходов должно быть от медицинской деятельности. Есть.

3. В штате не мене 15 человек. Есть.

4. МО не проводит операции с векселями и не размещает деньги на краткосрочных вкладах. Есть. (Кстати, почему нельзя? Ведь есть еще зазор 10% годовых доходов).

5. Более 50% от общей численности сотрудников должны быть с действующими сертификатами специалиста непрерывно в течение всего налогового периода. Вроде бы есть.

Вот по последнему пункту и начались проблемы. Мало того, что в налоговую инспекцию надо ежемесячно подавать сведения на первое число каждого месяца в течение года о наличии в штате более 50% сертифицированного персонала, и если на какие-то из этих дат этого не будет, нулевую ставку налога на прибыль снимут и пересчитают этот налог исходя из общей ставки и потребуют доплатить его в бюджет с учетом пени. То есть Вы будете платить пени с того, чего нет, то есть налог есть, прибыли-то нет. Это, кстати, самый непонятный для меня налоговый платеж, называется он «Авансовый платеж налога на прибыль». Вернее, совершенно непонятен механизм оплаты этого аванса по налогу на прибыль.

Логично было бы предположить, что налог на прибыль платится после получения прибыли, но это логично только для здравомыслящих людей. То есть получил «прибыль» — заплатил «налог», это не проходит. На самом деле налог на прибыль надо по Закону платить до получения прибыли! Правда, смешно? Сейчас прибыль официально считается по итогам года и фиксируется до 28 марта следующего года за отчетным.

Читайте так же: Порядок разрешения хозяйственных споров

Вы должны информировать налоговую инспекцию в виде деклараций о наличии прибыли или убытков по итогам каждого кварта-

ла, но эти декларации не являются основными для учета прибыли. Поясню, например, в один квартал убыток, в другой квартал убыток, а по итогу года может быть прибыль и все будет хорошо, а может быть, наоборот, поквартально прибыль, а по итогу года убытки или плюс-минус ноль.

Так что с авансовыми платежами? Вы должны сами рассчитать, какая у Вас будет прибыль за квартал и платить те самые 20% налога на прибыль, разбив его помесячно. Например, Вы посчитали, что у Вас будет прибыль 600 тыс. руб., следовательно, 20% — это 120 тыс. руб.; и Вы платите по 40 тыс. руб. каждый месяц. Театр абсурда. А если прибыли не будет? А если Вы не можете ее посчитать в наши-то трудные экономические времена? Почему надо платить деньги с еще не заработанной прибыли? Почему нельзя заплатить налог на прибыль по итогу года? Было бы просто и понятно. Правда, если Вы заработаете меньше, налог на прибыль можно пересчитать, и даже теоретически налоговая может вам его вернуть. , а если больше, то просто доплачиваете. Объяснить это можно только таким образом: налоговая отчитывается, наверное, тоже поквартально. В общем все делается для удобства бизнеса, не говоря о том, что замораживаются средства и лишней работой занимается бухгалтерия.

Возвращаемся к нулевой ставке. Если Вы ошиблись в документах хотя бы по одному пункту, поданных в налоговую, то в следующий раз Вы сможете претендовать на нулевую ставку налога только через 5 лет! Хорошее наказание за техническую ошибку! Останется всего 3 года льгот вместо 8 лет.

Если у вашей МО на 1 января 2012 г. не будет в штате более 50% постоянных сотрудников с сертификатами, то нулевая ставка налога на прибыль за 2012 г. Вам не светит. Готовьтесь подавать документы в ноябре 2012 г., чтобы получить льготу за 2013 г.

Как налоговая будет проверять соответствие документов, пока не понятно, но общую численность работников и числен-

ность работников с сертификатами Вам надо будет предъявлять. Скорее всего по принципу работы лицензирующего органа, которому передала полномочия Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, либо с предъявлением оригиналов трудовых книжек, которые могут скоро отменить, либо нотариально заверенных копий. Представляете, какая это работа, каждый месяц носить в налоговую нотариально заверенные трудовые книжки и сертификаты, а если как у нас, работают более 150 сертифицированных специалистов. еще одного человека в студию, то есть в штат отдела кадров!

Но вот в чем подвох: в частных МО работают много совместителей, что естественно и привычно, помните «общая численность»? Так вот, совместители в данных списках не учитываются, даже те, которые работают на ставку и более, хотя это разрешено далеко не везде. По общему правилу совместители работают не более половины от нормы рабочего времени. А вот еще, что касается совместителей: вообще-то у работников, работающих по основному месту работы и по совместительству, есть свои плюсы и минусы, я, например, больше «люблю», когда много совместителей, по разным причинам, хотя, безусловно, «костяк» из основных работников должен быть обязательно, с ними легче составлять график и согласовывать отпуска. А, например, совместителей не надо отправлять на повышение квалификации (продление сертификата) за счет работодателя с отрывом от производства; они это делают по основному месту работы, совместителей легче уволить (сократить), у них не будет моральной травмы, и не надо беспокоиться за их семьи и полученные ими кредиты. Сейчас Трудовой кодекс РФ не делает различий между основными сотрудниками и совместителями, никаких преимуществ и льгот нет ни у тех, ни у других: та же зарплата, тот же отпуск, те же отчисления с заработной платы и даже двойной «больничный

лист», деньги по «больничному листу» (правильно он называется «листок временной нетрудоспособности») можно получать во всех организациях, в которых работаешь. Это «новшество» работает с 1 января 2007 г., Федеральный закон № 225-ФЗ от 29 декабря 2006 г. Правда, в своем Письме № 14-02-01 /15-6179Л от 8 июля 2011 г. Фонд социального страхования привел свои разъяснения по оплате «больничного» листа совместителям: получать выплаты по второму «больничному листу» совместители могут только через два года после начала работы по совместительству у данного работодателя. Экономят, хотя деньги за совместителей также регулярно переводятся работодателем в Фонд ОМС.

Что касается Трудового кодекса РФ, то он не отвечает никаким современным реалиям. Его надо переделать, особенно в части профсоюзов. Во-первых, профсоюз может полностью парализовать работу организации; во-вторых, соблюдать права работников в нашей стране есть кому и без образования профсоюзов в конкретной организации. Притом, что я не против профсоюзов как таковых, только пусть это будут отраслевые профсоюзы за пределами организации, ведь нельзя же нарушать Конституцию РФ, в которой, кстати, не сказано, что профсоюзы должны быть в организации. Статья 30, п. 1 «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональны/е союзы/ для защиты/ своих интересов».

Вот, например, в нашей стране есть всего два собственника: собственник — собственно собственник (хозяин, учредитель, владелец) организации и государство, известное всем, и по тому, что мы видим, как самый неэффективный собственник. Так вот, государство может на своих предприятиях делать все, что оно захочет, это же как бы его собственность: организовывать профсоюзы, увеличивать количество праздников, регулировать продолжительность рабочего дня, отпуска, разрешать или запрещать внутренние совме-

стительства, предоставлять льготы и т.д., это его (государства) право и проблемы людей, которые хотят там работать. А вот настоящий собственник своего предприятия должен, по моему глубокому убеждению, брать людей на работу только по контрактной системе на 1 -3-5 лет. И не надо этого бояться, я же, например, работаю по контракту. Уверен, производительность труда таких людей вырастет в разы, они будут знать, на каких условиях они работают и сколько будут за это получать, сколько времени (лет) они будут работать и что им надо делать, когда подходит срок окончания контракта. И поверьте, свои интересы работник будет защищать сам лучше всякого профсоюза и, если надо — в суде, так как есть контракт (договор), где все должно быть прописано, а договор, как у нас говорят, «дороже денег» и еще одна пословица к месту: «что написано пером, не вырубишь топором». И ничего нового в этом нет, ведь у всех у нас есть право, например, составить брачный контракт и там все прописать, кому, что, когда и за что.

А вот попробуйте уволить постоянного сотрудника за его неэффективность, если он не нарушает трудовую дисциплину; попробуйте быстро и безболезненно сократить сразу нескольких сотрудников. Замучаетесь делать это по действующему Трудовому кодексу РФ, а бизнес может серьезно пострадать от «лишних» людей, а то и не выдержать совсем. , государство ведь его, как банки в кризис, поддерживать не будет.

Вернемся к «общей численности». Вот что предлагает налоговая инспекция, что бы «облегчить» доступ к данной льготе МО. Почитаем выдержку из Письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 сентября 2011 г. № 0303-06/1/580 о применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организациями, осуществляющими образовательную и/или медицинскую деятельность:

«По мнению Департамента, для расчета общей численности следует использовать

списочную численность работников, которая применяется для определения средней численности работников». То есть, по мнению анонимных сотрудников Департамента, Налоговый кодекс РФ (!) трактуется не в пользу частной МО. Что же такое «списочная численность»?

Берем Приказ Федеральной службы государственной статистики №278 от 12 ноября 2008 г., п. 82 «Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату.» и п. 83 «Не включаются в списочную численность работники: а) принятые на работу по совместительству из других организаций. Учет внешних совместителей ведется отдельно». Внутренние совместители, кстати, тоже не учитываются и не плюсуются ни к какой «численности».

Что же получается? Налоговый кодекс РФ пишет о понятной всеми общей численности, а налоговая инспекция трактует это совсем по-другому и будет принимать документы на льготу по налогу на прибыль на основании подзаконного акта, мнения неустановленного круга лиц. Поняли в чем суть? Общая численность — включает внешних совместителей, а списочная — нет. Так обычно, какие-то люди хотят, что бы было лучше, а у каких-то получается как всегда.

Следовательно, о ком позаботилось государство? Правильно, о государственных МО — там мало совместителей, и у них будет все в порядке: и деньги можно зарабатывать, и налог на прибыль не платить.

Читайте так же: Жалобы на танки

Что касается Налогового кодекса РФ, к нему тоже много вопросов. Я считаю, что граждане должны платить за себя налоги сами, как в других странах, это резко увеличит их социальную ответственность. Подавляющее большинство сотрудников про налоги с заработной платы вообще ничего не знают, а это громадные деньги для организации. Попытаюсь объяснить. Кстати, интересный факт: при приеме на работу в Санкт-Петербурге соиска-

телю говорят сумму зарплаты, подразумевая, что он будет получать на 13% меньше, а в Москве, например, говорится сумма, которую он будет получать «на руки».

Так вот, чтобы сотруднику выплатить зарплату в размере 100 тыс. руб. (не пугайтесь, это для удобства или пусть это будут двое сотрудников или пятеро, считайте кому как удобнее, ведь мы говорим о ФЗП), необходимо начислить ему еще 30% в 2012 г., в 2011 г. это было 34%, а до 2011 — 26%. Для малого бизнеса в 2012 г. — 20%. Чувствуете, как удобно делать стратегическое планирование, никогда не знаешь, сколько у тебя будет затрат.

Опять-таки я считаю, что налоги все должны платить одинаковые, почему вдруг так называемому малому бизнесу можно платить на 10% меньше налогов с заработной платы? Поясню. Возьмем для примера две одинаковые компании, оказывающие услуги платной скорой медицинской помощи: одна зарегистрирована как «малый» бизнес, а другая, например, моя, нет. Оказываем мы одни и те же услуги, а налогов они платят меньше, где справедливость?

Вот критерии отнесения хозяйствующих субъектов (юридических лиц) к малым предприятиям установлены Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Для того, чтобы юридическое лицо считалось субъектом малого предпринимательства, необходимо выполнение следующих условий, указанных в ст. 4 данного ФЗ:

• образованное юридическое лицо является коммерческой организацией. Это понятно;

• доля участия юридических лиц в уставном капитале не должна превышать 25%. Почему выбрано 25%, не понятно. А если — 50%, то, что в этом плохого?

• средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек. Ну, пусть, но почему не 300 или 500, это же немного?

• выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. Тут без проблем. Но могут ли 100 человек и менее заработать вы!ручку в 400 млн. руб.? В медицине точно нет. У нас более 300 человек, мы очень стараемся, но даже в докризисные времена больше 200 млн. в год не получалось.

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», с 2008 г. действуют следующие пределы выручки (без НДС): для малого предприятия — 400 млн. рублей. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (п. 7 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).

У них меньше 100 человек, у меня больше, у них в учредителях частные лица, у меня больше юридических — кто объяснит, почему моя организация должна платить налогов больше?

Возвращаюсь к зарплате. Чтобы сотруднику начислить зарплату 100 тыс. руб. («на руки» он получит 87 тыс. руб., то есть минус 13%), организация должна выплатить государству налоги в различные фонды, еще 30%; итого расходы организации для выдачи на руки 87 тыс. составляют 130 тыс. руб. 43 тыс. руб. уходят победителю, то есть государству.

Если конкретному человеку в течение финансового года уже выдали 512 тыс. руб., то налоги с заработной платы у него на последующие зарплаты сокращаются до 10% вместо 30%. Этот процент и этот налог ввели только с 2012 г. В 2011 г. отчисления с заработной платы, не превышающей 463 тыс. руб., были 34%, а в 2010 г. с 415 тыс. руб. — 26%. Посчитайте сами, уменьшились налоги для бизнеса или увеличились?

Давайте дальше. Вот человек получил свои 87 тыс. руб. В различных торговых точках, куда он пойдет тратить свои «кровные», кроме некоторых основных продуктов питания, в стоимость практически всех товаров включены 18% НДС, а при покупке бензина, сигарет, алкоголя, мехов и золота платить надо еще и акциз, его даже считать не будем, еще около 16 тыс. руб. Что остается — 71 тыс. руб. А помните, сколько начислили, — 130 тыс. Итого практически 54% от начисленных и выданных денег сотруднику идет государству в виде налогов.

Я считаю, что все, в данном случае 130 тыс. руб., необходимо выдать сотруднику, и тогда он реально увидит, что больше половины суммы его зарплаты получает государство в виде различных налогов. А сколь-

ко высокооплачиваемых бухгалтеров высвободится.

Так что же произошло в нашей компании? Естественно, перед подачей документов мы «случайно» обнаружили, что численность основных сотрудников с действующими сертификатами немного меньше 50% от общего списочного состава. И тогда мы пошли на нетривиальный шаг: нет, мы не взяли на работу еще несколько человек с сертификатами, мы перевели нескольких основных сотрудников, у которых нет сертификатов, в совместители, разумеется, с их согласия. В основном это были пенсионеры и некоторые категории сотрудников, которым все равно как быть оформленными, и получили нужный результат!

Это была моя простая аналитика, которая, надеюсь, будет интересна для читателей «МЗ».

APAX PARTNERS И РШПИ ВЛОЖАТ $200 МЛН. В МОСКОВСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

мериканский фонд Apax Partners и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) вложат около 200 миллионов долларов в проект сети клиник в Москве, создающейся на базе группы «Медси» АФК «Система», и нескольких клиник, находящихся в собственности столичного Правительства. Сделка уже одобрена инвесткомитетами всех сторон.

Речь идет о создании на базе «Медси» и части имущественного комплекса ГУП «Медицинский центр» Правительства Москвы (ГУП ММЦ) новой компании-оператора сети клиник. Предполагается, что АФК «Система» внесет в проект собственную работающую сеть клиник, получив в новой компании 50% капитала. 25% акций компании, которая предположительно будет работать под брендом «Медси», получит Правительство Москвы, которое соответственно оплатит свою долю активами ГУПа. Наконец, по 12,5% капитала компании получат Apax Partners и РФПИ, оплатив свою долю денежными средствами.

Объединенная компания будет крупнейшим оператором частного сектора здравоохранения как минимум в Московском регионе, в перспективе в 2014-2015 годах планируется развитие ее бизнеса за пределами столицы. Сеть, как предполагается, будет работать и в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), и в нерегулируемом секторе.

cyberleninka.ru

Энциклопедия решений. Ставки налога на прибыль

Ставки налога на прибыль

Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль, установлены ст. 284 НК РФ. Общая налоговая ставка составляет 20% и распределяется по бюджетам (п. 1 ст. 284 НК РФ):

— 2% (3% в 2017 — 2020 годах) — в федеральный бюджет ;

— 18% (17% в 2017 — 2020 годах) — в бюджет субъектов РФ.

Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ (четвертый абзац п. 1 ст. 284 НК РФ). Для налогоплательщиков — резидентов особой экономической зоны (далее — ОЭЗ) пониженная ставка налога, подлежащего уплате в региональный бюджет, не может быть выше 13,5% (12,5% в 2017 — 2020 годах). С 1 января 2016 года также может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Магаданской области, для организаций — участников ОЭЗ в Магаданской области. При этом размер уменьшенной ставки (за некоторыми исключениями) не может быть ниже 13,5% (12,5% в 2017 — 2020 годах).

Налоговую ставку в размере от 0% до 13,5% (12,5% в 2017 — 2020 годах) субъект РФ может установить в отношении прибыли, полученной организацией начиная с 1 января 2012 года, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны (пп. «а» п. 1 ст. 3, ч. 1, 3 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 02.02.2012 N 03-03-05/6).

В отношении отдельных видов доходов НК РФ установлены специальные ставки. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктами 1.4, 1.6, 2 — 4 ст. 284 НК РФ, подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ).

Доходы налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья

По налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — контролирующими лицами по доходам в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний

Доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями от российских и иностранных организаций

1) 0% при соблюдении определенных условий о размере и стоимости их вклада (доли) в уставном (складочном) капитале распределяющей дивиденды организации*(1)

Читайте так же: Образец заявления на наследство по закону

2) 13% (с 1 января 2015 года), причем также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками

Доходы, полученные иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме

Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам

1) 15% — по процентам по государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам (за некоторыми исключениями), а также по процентам по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 01.01.2007, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 01.01.2007;

2) 9 % — по процентам по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 01.01.2007, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием 01.01.2007;

3) 0% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20.01.1997 включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ

Доходы по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 310.1 НК РФ

Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ

Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей (по п. 2 ст. 346.2 НК РФ) и рыбохозяйственных организаций (по пп. 1 или пп. 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ), полученная от реализации сельхозпродукции собственного производства

Прибыль участников проекта «Сколково», прекративших использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль

Налоговая база организаций, осуществляющих медицинскую и (или) образовательную деятельность (кроме налоговых баз по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств)

Налоговая база, определяемая организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан (за исключением налоговой базы, ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 ст. 284 НК РФ)

Налоговая база по операциям, связанным с реализацией или иным выбытием (в том числе с погашением) долей в уставном капитале российских организаций, а также некоторых категорий акций российских организаций, если иное не предусмотрено п. 4.1 ст. 284 НК РФ

Налоговая база по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики — с 1 января 2016 года по 31 декабра 2022 года

*(1) Налоговая ставка 0%, установленная пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, не применяется в отношении доходов, полученных иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами РФ, за исключением иностранных организаций, самостоятельно признавших себя налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ.

Кроме того, для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ , а также резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ , объединенных решением Правительства РФ в кластер, ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% в отношении отдельных видов прибыли (п. 1.2. ст. 284 НК РФ). В региональный бюджет такие организации уплачивают налог на прибыль по общей ставке.

Для организаций — участников региональных инвестиционных проектов законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов, в соответствии с положениями п. 3 ст. 284.3 НК РФ либо п. 3 ст. 284.3-1 НК РФ. Для них размер ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не может превышать 10% в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и не может быть менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов. Для таких организаций ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% (п. 1.5 ст. 284 НК РФ) и применяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 284.3 НК РФ. Для указанных в пп. 2 п. 1 ст. 25.9 НК РФ организаций — участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% и применяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 284.3-1 НК РФ (п. 1.5-1 ст. 284 НК РФ).

В ст. 284.4 НК РФ установлены особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОР) в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Налоговая ставка, предусмотренная п. 1.8 ст. 284 НК РФ (0% в федеральный бюджет), применяется в течение пяти налоговых периодов начиная с того, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР, если иное не предусмотрено ст. 284.4 НК РФ. В течение этого же периода размер ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не может превышать 5%. В течение следующих пяти налоговых периодов она не может быть менее 10%. С 1 января 2016 года эти нормы распространены на организации, получившие статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток».

Для организаций — участников свободной экономической зоны (СЭЗ) (п. 1.7 ст. 284 НК РФ):

— налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, устанавливается в размере 0% и применяется в течение 10 последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ;

— налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может устанавливаться в пониженном размере. При этом указанная ставка не может превышать 13,5% (12,5% в 2017 — 2020 годах).

Указанные в п. 1.7 ст. 284 НК РФ налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Обратите внимание, что специалисты Минфина России пришли к выводу, что если условия применения региональной пониженной ставки налога на прибыль реализованы налогоплательщиком не с начала, а в течение налогового периода, то с даты реализации таких условий он вправе применять пониженную ставку для исчисления региональной части налога, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. Глава 25 НК РФ не содержит ограничений по установлению законами субъектов РФ положений о периоде времени, в течение которого налогоплательщики вправе применять пониженную ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов.

Поэтому при исчислении налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, налогоплательщик может применять в рамках одного налогового периода две налоговые ставки (общеустановленную и пониженную).

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденная приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@, предусматривает возможность исчисления налога по пониженной ставке с части налоговой базы за налоговый (отчетный) период. В частности, пониженная ставка и налоговая база, к которой она применяется, указывается по строкам 130 и 170 листа 02 декларации. Сумма налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, за налоговый период, исчисленная по разным налоговым ставкам, приводится в строке 200 листа 02. Расчет налога производится по алгоритму, приведенному в данной строке.

Примечание

Юридические лица Республики Крым и города Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ; филиалы и представительства российских организаций, созданные на территории Республики Крым и города Севастополя, сведения о создании которых, внесены в ЕГРЮЛ; иные обособленные подразделения российских организаций, а также обособленные подразделения иностранных организаций, созданные на территории Республики Крым и города Севастополя после 18 марта 2014 года, исчисление налога на прибыль организаций должны производить в соответствии с положениями главы 25 НК РФ. При этом до 1 января 2015 года сумма налога на прибыль в полном объеме зачислялась соответственно в бюджет Республики Крым или в бюджет Севастополя. См. письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-03-10/26369.

base.garant.ru