Процедура экспертизы промышленной безопасности

Процедура экспертизы промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности состоит в подтверждении соответствия требованиям промышленной безопасности. При положительном результате прохождения процедуры выдается заключение. Целью экспертизы является проверка соблюдения правил, которые утверждены законодательством РФ.

Объекты экспертизы промышленной безопасности

Подтверждение требований промышленной безопасности обязательно для:

  • опасных производственных объектов;
  • зданий и сооружений;
  • технических устройств, которые используются на опасных предприятиях.
  • Правила проведения экспертизы промышленной безопасности

    В соответствии с действующим законодательством, экспертизу промышленной безопасности проводит экспертная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора.

    Общим требованием к объектам экспертизы является соблюдение правил, утвержденных приказом Ростехнадзора № 538 от 14 ноября 2013 года, где установлен порядок проведения процедуры и выдачи заключений, а также требования к экспертам, осуществляющим проверку.

    Этапы экспертизы промышленной безопасности:

  • подбор материалов и документации;
  • назначение экспертов;
  • осуществление проверки.
  • Экспертиза заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленных сведений, соответствие стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности. В конкретных случаях могут быть выполнены испытания по методикам и программам, которые согласовывались с заказчиком. При выездном характере экспертизы на предприятие, комиссия наблюдает за ходом работ на объекте. В комплексную проверку при этом входит выявление:

  • компетентности работников и руководителей;
  • наличия нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;
  • соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.
  • Экспертам предоставляются результаты анализов, расчеты, отчеты, протоколы, а также другие необходимые документы.

    Заключение экспертизы промышленной безопасности – это документ, в котором содержатся подтвержденные выводы о результатах соответствия/несоответствия требованиям промышленной безопасности.

    Бланк заключения

    На бланке заключения должна содержаться информация о:

  • наименовании заключения экспертизы;
  • основании для экспертизы;
  • сведениях экспертной организации, экспертах;
  • номере лицензии на право проведения процедуры;
  • объектах прохождения экспертизы;
  • данных заказчика;
  • цели экспертизы;
  • результатах проверки в виде обоснованных выводах.
  • Заключению присваивается серийный номер. В нижнем правом углу ставится подпись, с указанием фамилии и инициалов руководителя экспертной организации, а также печать органа. В дополнение к основному бланку могут быть оформлены приложения, в которых указаны нормативная, техническая и методическая документация, акты испытаний.

    Экспертиза различных объектов

    Экспертиза промышленной безопасности технических устройств

    Оборудование, которое используется на опасных производственных объектах в обязательном порядке должно пройти экспертизу, устанавливающую соответствие требованиям безопасности Ростехнадзора.

    Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ опасными признаются объекты, на которых:

  • производятся, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие и др. опасные вещества;
  • эксплуатируют оборудование, работающее под высоким давлением;
  • эксплуатируют грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и т. п.;
  • получают расплавы и сплавы черных и цветных металлов;
  • ведут горные работы, включая по полезным ископаемым, а также подземные работы.
  • Для технических устройств, которые отвечают требованиям безопасности, установленным техническими регламентами Таможенного союза, не предусмотрено прохождение экспертизы.

    Обязательно выполнение положений Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Ростехнадзора № 112 от 29 февраля 2008 года (в ред. от 1 декабря 2011 г.). При этом учитывают постановление Правительства РФ № 1540 , где установлены правила применения оборудования.

    UPD: С 30 марта 2014 года, в соответствии с приказом Ростехнадзора № 601 от 12 декабря 2013 года, приказ № 112 признан утратившим силу.

    Экспертиза промышленной безопасности производственных объектов

    Комиссия Ростехнадзора проводит экспертизу для взрывопожароопасных производственных объектов:

  • химических и спецхимических;
  • нефтегазовых;
  • металлургических;
  • горнорудных и нерудных;
  • угольных.
  • Основополагающим документом при прохождении экспертизы является Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года (в ред. от 30 ноября 2011 года), где утверждены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Действие ФЗ направлено на предупреждение аварий и готовность оборудования к взрывопожароопасным ситуациям.

    Порядок проведения экспертизы в химической и нефтяной промышленности утвержден в РД 09-539-03 от 8 марта 2003 года.

    Экспертиза промышленной безопасности зданий

    Под проведение процедуры попадают здания и сооружения в случае:

  • воздействия природных или человеческих факторов, таких как землетрясение, пожар и т. д.;
  • необходимости, в частном порядке, по требованию Ростехнадзора;
  • окончания срока службы.
  • Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений осуществляется на соответствие документации, установленной в приказе № 435 от 28 июля 2011 года.

    Также, в приказе Ростехнадзора № 538 определены условия обязательности проведения экспертизы промбезопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте:

  • истечение срока эксплуатации, установленного проектной документацией;
  • отсутствие проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации;
  • возникновение аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • истечение сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
  • возникновение сверхнормативных деформаций здания или сооружения.
  • www.qgc.ru

    Объекты экспертизы

    В соответствии со статьей 13 федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. экспертиза промышленной безопасности должна обязательно проводиться для следующих объектов:

    Читайте так же:  Мы с мужем в разводе 3 года

    Схема 1. Объекты экспертизы промбезопасности

    Виды документов, подлежащих экспертизе ПБ:

  • документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
  • документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
  • декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
  • обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
  • Порядок проведения экспертизы промбезопасности

    С 1 января 2014 г. в силу вступил приказ Ростехнадзора № 538, которым утверждены новые правила проведения экспертизы промышленной безопасности (от 14 ноября 2013 г.). Ранее действующие требования, закрепленные в ПБ 03-246-98 (принятые постановлением Ростехнадзора от 6 ноября 1998 г. № 64), признаны не подлежащими применению.

    Существенных изменений в порядке экспертизы не произошло. При этом новые правила дополнились разделом о требованиях к самим экспертам в области промышленной безопасности.

    Экспертиза промбезопасности осуществляется в четыре этапа:

    Схема 2. Основные этапы проведения экспертизы промбезопасности

    Предварительный этап экспертизы заключается в согласовании с заказчиком порядка проведения экспертизы, включая решение вопросов о/об:

  • объеме и ходе экспертизы;
  • подготовке к проведению экспертизы на месте;
  • составлении календарного плана.
  • Для экспертизы промбезопасности необходимо провести следующие подготовительные работы:

  • назначение экспертов.
  • В качестве обязательных документов рассматриваются:

  • проектная, конструкторская, эксплуатационная, ремонтная документация;
  • декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта;
  • паспорт/формуляр/этикетка технических устройств;
  • акты испытаний;
  • сертификаты соответствия, включая на комплектующие изделия;
  • образцы оборудования.
  • Экспертиза на месте заключается в комплексной проверке хода работы на объекте, включая анализ:

  • компетентности сотрудников и руководителей;
  • пригодности помещений и приборного оборудования;
  • наличия надежных систем маркировки и идентификации;
  • наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;
  • Завершающий этап экспертизы промышленной безопасности характеризуется оформлением и выдачей заключения, которое может иметь положительные или отрицательные результаты. В обоих случаях при выдаче заключения обязательно должны быть указаны объективные выводы, которые послужили причиной для такого результата.

    Срок проведения экспертизы

    Срок экспертизы промышленной безопасности зависит от сложности объекта, но не должен превышать трёх месяцев с даты получения всех необходимых документов и материалов экспертной организацией от заказчика.

    Заключение экспертизы промышленной безопасности

    Заключение экспертизы промышленной безопасности состоит из следующих обязательных элементов:

    1. титульного листа с указанием наименования заключения;
    2. вводной части, в которой указываются:
      • положения нормативно-правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности к объекту экспертизы, и на соответствие которым проводится экспертиза;
      • сведения об экспертной организации (включая номер лицензии и дату её выдачи) и об экспертах, принимавших участие в проведении экспертизы (включая регистрационный номер квалификационного удостоверения);
      • перечня объектов экспертизы;
      • данных об организации-заказчике;
      • целей экспертизы;
      • сведений о рассмотренных в процессе экспертизы документах;
      • краткой характеристики объекта экспертизы;
      • результатов экспертизы со ссылками на положения нормативно-правовых актов, на соответствие которым проводилась экспертиза;
      • выводов заключения экспертизы;
      • приложений, содержащих акты о проведении технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений.
      • Получение заключения экспертизы промбезопасности

        Специалисты центра по сертификации «Новотест» оказывают содействие в получении экспертного заключения. Нами будет проведен весь комплекс подготовительных работ к экспертизе, который включает сбор и предварительных анализ документов, относящихся к объекту проверки.

        www.novotest.ru

        Экспертиза промышленной безопасности

        Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) – процесс проведения оценки соответствия объекта требованиям и нормам промышленной безопасности. Последние в промышленной отрасли описаны и регламентированы в п .1, Ст 13, 116 «Федерального закона о промышленной безопасности».

        Одной из услуг, предоставляемых группой компаний «СЕРКОНС», является проведение такой промышленной экспертизы:

      • Проведение экспертизы занимает время от 45 рабочих дней.
      • Регистрация заключения экспертизы – до 8 дней.
      • Цена рассчитывается индивидуально по запросу.
      • Работать в этом направлении нам дают право аккредитация и лицензия, выданная Ростехнадзором. Также наша организация, осуществляя экспертизу промышленной безопасности, действует согласно приказу означенного органа No 538 от 14 ноября 2013 года. В данном документе прописаны нормы, применимые к процедуре проверки, а также требования к специалистам-экспертам.

        Видео о проведении ЭПБ ГК «СЕКРОНС»

        Свидетельство об аккредитации в системе соответствия ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»

        Вы можете задать нам вопрос или отправить заявку на проведение ЭПБ

        Объективная информация о промышленной безопасности

        Воспользовавшись нашими услугами, вы можете рассчитывать на то, что экспертиза промышленной безопасности будет произведена на высоком качественном уровне и в полном соответствии с действующим законодательством. По окончании процедуры Вы получите заключение, в которому будет представлена исключительно достоверная информация о конкретном объекте, а также объективные выводы о состоянии промышленной безопасности.

        Все документы и данные, которые будут переданы специалистам ГК «СЕРКОНС» подпадают под действие соглашения о конфиденциальности.

        Проведение экспертизы в полном соответствии с законодательством

        ГК «СЕРКОНС» имеет в своем распоряжении всю необходимую разрешительную документацию на проведение экспертизы промышленной безопасности на любых упомянутых выше объектах. К ней относятся:

        • соответствующая лицензия, выданная Ростехнадзором;
        • разрешительные документы от ФСБ на выполнение работ, для которых используются сведения, отнесенные к государственной тайне;
        • документы, подтверждающие прохождение аттестаций лабораториями разрушающего и неразрушающего контроля;
        • разрешения на проведение работ на предприятиях, задействованных в атомной промышленности;
        • договор страхования ответственности перед третьими лицами за нанесение ущерба некачественным проведением работ, связанных с обеспечением безопасности капитального строительства;
        • сертификаты соответствия стандартам системы управления охраной труда и менеджмента качества.
        • Для того чтобы удостовериться в высоком качестве услуг, предоставляемых группой компаний «СЕРКОНС», вы можете изучить многочисленные отзывы клиентов, сотрудничавших с нами в сфере оформления сертификатов и другой документации. Если Вас интересует более подробная статья о проведении экспертизы (переходите по ссылке). Мы также имеем многолетний опыт в проведении экспертизы промышленной безопасности на следующих объектах:

        • угольной, сланцевой и торфяной промышленности;
        • грузоподъемных механизмов (ГПМ);
        • горнорудной и нерудной промышленности;
        • нефтегазодобывающего комплекса;
        • химической и нефтехимической промышленности;
        • нефтепродуктообеспечения;
        • объектах систем водоподготовки;
        • газоснабжения;
        • тепло- и электроэнергетики;
        • металлургической промышленности;
        • растительного сырья и масложировой промышленности.
        • — подтвердим соответствие правилам и нормам установленным Ростехнадзором для объектов. Подробнее в разделе » Экспертиза безопасности документации «.

          — определим соответствие зданий, сооружений и прочих строительных конструкций, расположенных на опасном производственном объекте (ОПО) и предназначенных для осуществления различных технологических процессов действующим нормативам и правилам. Подробнее в разделе » ЭПБ зданий и сооружений «

          — документ, разрабатываемый в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности. Подробнее в разделе » Декларация промышленной безопасности «

          Мы проводим экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов

          К опасным производственным объектам (ОПО) относят предприятия, площадки и участки, где производят, используют, перерабатывают, хранят или утилизируют опасные вещества. Их полный список приведен в приложении №1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности».

          Основные вещества и виды объектов, используемые при эксплуатации ОПО:

        • вещества воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, токсичные, высокотоксичные, взрывчатые.
        • оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, стационарно установленные грузоподъемные механизмы, объекты, на которых ведутся горные работы, осуществляются хранение или переработка растительного сырья.
        • Предприятия и другие объекты перед началом эксплуатации должны провести процедуру идентификации на наличие опасных веществ, с последующим внесением результатов в Государственный реестр ОПО. По итогам проведенных мероприятий органом Ростехнадзора выдается свидетельство о регистрации ОПО.

          Кроме того, в процессе эксплуатации ОПО возникает необходимость в модернизации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов. Важно подчеркнуть, что ни один процесс на ОПО, связанный с техническим перевооружением, консервацией, ликвидацией, не может быть осуществлен без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированного в установленном порядке в территориальном органе Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО.

          www.serconsrus.ru

          Назрело разделение экспертизы промышленной безопасности и установления (продления) срока службы технических устройств

          В последние время возбужденными новым порядком аттестации экспертов, в котором задействованы не коммерческие структуры, а государственный орган власти (Ростехнадзор), активистами, представляющими в основном те самые коммерческие структуры, все чаще транслируется и муссируется тезис «о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования в области экспертизы промышленной безопасности». Они (активисты) возбудили февральские Парламентские слушания на эту тему http://vmeste-rf.tv/news/146200.do, хотя митинговали на этих слушаниях только о практике аттестации экспертов; они же бьют в набат, предупреждая Президента РФ не меньше как об угрозе национальной промышленности, безопасности и суверенитету» http://voprosy-prezidentu.zadat-vopros-putinu.ru/proj/?ia=919823&mod=one.
          Попытаемся вместе разобраться, что нужно «совершенствовать в экспертизе промышленной безопасности», и там ли это нужно делать, может …не надо начинать с консерватории?

          В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон97) по истечении срока службы или при превышении установленных производителем количества циклов нагрузки технического устройства, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, такое техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности.
          Из этого положения явно не вытекает, что в именно в заключении экспертизы устанавливается новый срок службы. Хотя существующая практика именно такова.
          Цель экспертизы промышленной безопасности совсем другая. Экспертиза промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 1 Закона97 «проводится для оценки соответствия объекта экспертизы предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности».
          Продление (установления нового) срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, искусственно связано с экспертизой промышленной безопасности и должно осуществляться по самостоятельной процедуре.

          Поясню почему, поскольку с зачатия заблуждения прошло более 20 лет, и не все помнят, либо помнят, но почему-то замалчивают.
          С 1993 года в соответствии с Положением о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.1993 №20 (далее – Положение93) задолго до выхода Закона97, Госгортехнадзор России выдавал лицензии на экспертизу безопасности промышленных производств (объектов), оборудования и работ. Причем эти лицензии согласно Положению93 разделялись на следующие виды работ:

        • Проведение экспертизы (выдача заключений) по организационной и технической готовности предприятия к осуществлению лицензируемого вида деятельности.
        • Проведение экспертизы (выдача заключений) по программам, методикам контроля и испытаний, оборудования производств повышенной опасности.
        • Проведение экспертизы (выдача заключений) по техническим решениям, связанным с обеспечением безопасности промышленных производств (работ), предусматриваемым проектно — конструкторской документацией.
        • Проведение технического диагностирования (освидетельствования) оборудования.
        • Проведение контроля оборудования и материалов неразрушающими методами контроля.
        • Т.е. тогда (до выхода Закона97) была совсем другая экспертиза – «старая экспертиза», она не была процедурой оценки соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, каковой сейчас является «новая экспертиза» — экспертиза промышленной безопасности!

          В основном этой «старой экспертизой» занимались так называемые «специализированные организации» осуществляющие техническую диагностику и неразрушающий контроль — так в п (4) и (5) вообще нет слов экспертиза!
          После выхода Закона97 Госгортехнадзор России начал создавать Систему экспертизы, базируясь на положении о том, что экспертиза промышленной безопасности – это процедура оценки соответствия. Недаром Система экспертизы уже во времена Ростехнадзора переродилась в агонизирующую (после самоустранения от нее Ростехнадзора) Единую систему оценки соответствия.

          Вопросы продления ресурса (срока безопасной эксплуатации), диагностики и неразрушающего контроля не могли быть решены в рамках Системы экспертизы, это другое направление и другие самостоятельные процедуры. Именно поэтому в 2001 году Госгортехнадзор России инициировал выход постановления Правительства РФ от 28.03.2001 №241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» (далее — ПП241), которое содержало всего два пункта.

          В первом пункте принималось предложение госнадзора, согласованное всеми заинтересованными ведомствами, об «организации работы по развитию и внедрению системы контроля, позволяющей осуществлять экспертизу промышленной безопасности и проводить техническое диагностирование без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль), для принятия решения о продлении срока их безопасной эксплуатации на опасных производственных объектах на территории Российской Федерации».
          Этим постановлением Правительство РФ фактически разделило:

        • экспертизу промышленной безопасности,
        • техническое диагностирование (неразрушающий контроль),
        • принятие решения о продлении срока безопасной эксплуатации.

    Это разные процедуры. И это вроде бы ясно. Но, к сожалению в Федеральных нормах и правилах (далее — ФНП) в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013г №538, есть некоторое смешение этих разных процедур. Отчасти это продолжается в аттестации экспертов.

    Первая процедура — ЭПБ — базируется на: (1) органах, которые проводят экспертизу – это экспертные организации, получающие лицензию Ростехнадзора; (2) экспертах в области промышленной безопасности, аттестующихся в Ростехнадзоре; (3) требованиях промышленной безопасности – их вполне достаточно, (напомню, что Ростехнадзор регулярно утверждает сводный документ – Раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2017) – последний по состоянию на 6.07.2017г. введен приказом Ростехнадзора от 10.07.2017 №254. Если для каких-то объектов экспертизы требований промышленной безопасности не хватает — нужно совершенствовать отраслевые ФНП в области промышленной безопасности, добавляя требования к этим объектам экспертизы по необходимости, без фанатизма.

    Вторая процедура – НК — базируется на: (1) органах, которые проводят НК – это лаборатории НК, получающие полномочия в добровольной Единой системе оценки соответствия (ЕСОС) без участия Ростехнадзора; (2) персонале, аттестуемом в независимых центрах, получающих полномочия в ЕСОС без участия Ростехнадзора; (3) методиках НК для различных объектов, которые входят с состав документов Ростехнадзора, если их недостаточно, значит нужно разрабатывать руководства по безопасности и методики в самостоятельной области — в области технического диагностирования без разрушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, зданий и сооружений с учетом их функциональной специфики.

    Третья процедура – продление срока безопасной эксплуатации — сейчас реализована через проведение ЭПБ и косвенно регламентирована Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности. Напомню, что ранее действовал документ Госгортехнадзора России — Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД-03-484-02), которое было отменено приказом Минприроды России от 30.06.2009г. №195, который утвердил новый Порядок с тем же названием, действующий до 2014г. Настало время Ростехнадзору воспользоваться правом (он им владеет с 2011 года), которое ему предоставляет 2-й пункт ПП241 и утвердить порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса).

    Пути решения:

  • Ростехнадзору пополнить ФНП требованиями к конкретным объектам экспертизы с учетом отраслевой специфики.
  • Ростехнадзору разработать недостающие нормативные документы, регламентирующие порядок технического диагностирования и обследования с учетом отраслевой специфики, а также требования к персоналу и организация, проводящим НК.
  • Ростехнадзору нужно разработать нормативный документ, регламентирующий порядок продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса). В этих документах как минимум должно быть установлено:
  • Обсуждение закрыто.