Приказ за хранение зерна

Приказ за хранение зерна

Особенности учета зерна на элеваторах

Порядок учета зерна и продуктов его переработки регулируется приказом Росгосхлебинспекции от 8 апреля 2002 г. № 29 (далее – Порядок). Он распространяется на все организации, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, в приложении № 1 к этому приказу приведен альбом отраслевых форм учетных документов, которые при этом используются.

Принимая зерно и продукты его переработки, их обязательно взвешивают. Результаты отражают в журналах регистрации взвешивания грузов (формы № ЗПП‑28, № ЗПП-29). При этом количественный учет должен вестись в физической массе в килограммах.

На каждую принятую зерновую культуру ежедневно составляются реестры сопроводительных товарно-транспортных накладных по одной из двух форм:
– № ЗПП-3 – используется, когда в течение суток от одного поставщика поступают однородные по качеству партии зерна, которые направляются в одно или несколько мест хранения, находящихся в ведении одного материально ответственного лица. В этом случае количественно-качественный учет однородных партий зерна ведется объединенно;
– № ЗПП-4 – применяется при приемке зерна неоднородного качества, когда возникает необходимость определять качество по каждой поступившей партии в отдельности.

На основании этих документов материально ответственные лица составляют перечни реестров товарно-транспортных накладных по форме № ЗПП-5.

Отметим и такой момент.

Помимо вышеуказанных реестров приемка зерна должна оформляться специальными квитанциями, которые формируются по данным формы № ЗПП-3:
– если урожай поступает в федеральный или региональный фонды – по форме № ЗПП-10;
– во всех других случаях – по форме № ЗПП-13.

Последнюю форму также используют, когда зерно поступает на временное хранение. Если хлебопродукты поступают железнодорожным или водным транспортом, составляется приемный акт формы № ЗПП-14.

Если необходимо произвести очистку и сушку зерна, составляют документ по форме № ЗПП-34, который состоит из двух частей – распоряжения и акта. В первой части указывают наименование и массу подлежащего обработке зерна, а также цели, способы, ожидаемые результаты и сроки окончания работы. Ее подписывают руководители элеватора и лаборатории.

По результатам выполнения работы не позднее следующего дня после ее окончания материально ответственный работник оформляет акт. В нем фиксируют количество и качество зерна до и после обработки, а также количество и качество полученных побочных продуктов и отходов. Если сушка и очистка производятся в потоке, то акт составляют не реже одного раза в месяц. В такой ситуации массу до очистки и сушки указывают исходя из данных по приемке зерна на эту поточную линию. Если же одна и та же партия зерна пропускается через сушилку два раза и более, то каждый пропуск учитывают отдельно. При солнечной сушке зерна показатели побочных продуктов и отходов в акте прочеркиваются.

Полученная за счет усушки убыль массы зерна условно списывается только в отчете о движении хлебопродуктов по форме № ЗПП-37.

В журнале количественно-качественного учета хлебопродуктов (форма № ЗПП‑36) убыль не списывается, а показывается в колонке рядом с остатком зерна в качестве справочных данных. Остаток на конец дня в форме № ЗПП‑36 будет больше, чем в форме № ЗПП-37, на величину убыли влаги.

Основанием для отпуска зерна с элеватора является приказ на отпуск (отгрузку) хлебопродуктов формы № ЗПП-16. Срок его действия устанавливается руководителем организации и указывается непосредственно в приказе.

В процессе отгрузки на обороте этого документа материально ответственное лицо делает отметки об отпуске и заполняет ведомость накладных формы № ЗПП‑20. Исполненный приказ прикладывают к товарно-транспортной накладной (форма № СП-31) и представляют в бухгалтерию с отчетом формы № ЗПП-37.

Если отгружаются хлебопродукты, сданные на временное хранение, приказ на отпуск оформляется только после того, как владелец зерна сдаст один экземпляр квитанции формы № ЗПП-13 с печатью. В случае частичной отгрузки в нижнем правом углу квитанции проставляют номер и дату приказа на фактически отпущенную массу хлебопродуктов. Эту запись удостоверяют подписью руководителя и печатью. После чего квитанцию с отметкой о частичном отпуске возвращают владельцу для последующей выдачи хлебопродуктов.

Все хозяйственные операции по приходу и расходу зерна и продуктов его переработки оформляются отчетом о движении хлебопродуктов (форма № ЗПП‑37). Ежедневно после окончания операционного дня работник, ответственный за сохранность зерна, представляет один экземпляр отчета в бухгалтерию с приложением всех приходных и расходных документов.

Для контроля за сохранностью зерна, а также для определения закономерности убыли в его массе ведется журнал количественно-качественного учета хлебопродуктов (форма № ЗПП-36). Он ведется по каждому месту хранения, по группе хранилищ, находящихся под ответственностью одного работника, на каждую культуру.

Записи в журнал также вносят ежедневно по мере поступления зерновых и только на основе документов, подтверждающих их приход (расход) и качество. Период, за который формируется печатный отчет, определяет руководитель, но срок этот не может превышать один месяц.

Кроме того, лаборатории должны вести журнал наблюдения за хранящимся зерном (форма № ЗПП-66), в который на основании данных анализа и измерений температуры в хронологическом порядке заносят показатели качества зерна. А также фиксируют все изменения показателей в процессе хранения.

Если элеватор принимает зерновые культуры, которые принадлежат ему на праве собственности, то их необходимо приходовать по фактической стоимости приобретения в зависимости от предназначения:
– либо в качестве материалов на счете 10 «Материалы»;
– либо в качестве товаров на счете 41 «Товары».

А вот хранимое «чужое» зерно нужно отражать за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Фактически затраты элеватора учитываются в общем порядке:
– прямые расходы (хранение, сушка, подработка зерна) – на счете 20 «Основное производство»;
– косвенные расходы – на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Доход (выручка) от оказанных услуг по хранению, сушке, подработке зерна отражают по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Организации, которые владеют элеваторами, могут учесть убытки от естественных и технологических потерь при налогообложении прибыли.

Потери от естественной убыли имеют место, когда элеватор осуществляет только хранение зерна. Ведь в этом случае он в отношении зерна не предпринимает никаких целенаправленных действий (то есть не изменяет его качество). А это значит, что масса продукта может уменьшиться только вследствие естественных причин.

А вот если помимо хранения оказываются услуги по сушке и подработке зерна, в результате которых меняется его качественный состав (влажность, количество сорной примеси и т. д.), то помимо естественных потерь возникают еще и потери технологические.

Главное отличие в том, что последние всегда возникают из-за особенностей какого-то технологического (производственного) процесса, приводящего к изменению качественных характеристик сырья, материалов, продукции.

Чаще всего, чтобы установить все недостачи (излишки) массы партий зерна и определить, насколько правильно производилось их расходование, проводят зачистку зернохранилищ (п. 10 Порядка).

В пятидневный срок после полного израсходования партий зерна (или когда его остаток менее 200 тонн) созданная по приказу руководителя комиссия составляет акт зачистки (форма № ЗПП-30).

Чтобы установить обоснованность изменения массы зерна в зависимости от изменения его качества, комиссия сначала должна учесть допустимые размеры убыли:
– от снижения влажности зерна;
– от снижения сорной примеси сверх списанных по актам подработки кормовых зернопродуктов и отходов;
– от естественной убыли при хранении.

Все они определяются по правилам, приведенным в пункте 17 Порядка.

В свою очередь, размер недостачи зерна определяют как разность между остатком по форме № ЗПП-36 и фактическим остатком, установленным в результате перевески.

Составленные в течение года акты зачистки регистрируются в соответствующем журнале (форма № ЗПП-7) и хранятся до следующей инвентаризации на сельхозпредприятии.

А вот собранные и взвешенные сметки зерна, образовавшиеся при хранении, оформляют иным документом. Для этого используется акт на оприходование сметок (форма № ЗПП-22). Именно он служит обоснованием для списания недостачи. Причем с массы основного продукта сметки списывают, учитывая качество зерна, из которого они образовались.

В налоговом учете списание потерь от естественной убыли в пределах законодательно установленных норм включаются в состав материальных расходов (подп. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Причем данное правило справедливо и для плательщиков налога на прибыль, и для тех, кто применяет «упрощенку» или ЕСХН (ст. 346.5, 346.16 Налогового кодекса РФ). Правда, если элеватор лишь оказывает вспомогательные услуги по приемке, хранению, сушке и отгрузке зерновых культур и самостоятельно такую продукцию не производит, то перейти на уплату ЕСХН он не может (письмо Минфина России от 14 июля 2008 г. № 03-11-04/1/13).

Технологические потери также приравниваются к материальным расходам (подп. 3 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Но о нормировании этого вида потерь в Налоговом кодексе РФ ничего не говорится. Однако это не означает, что организация без опасений сможет их учитывать в полном объеме. Чиновники подчеркивают, что если для какого-то конкретного вида сырья, используемого в производстве, норматив технологических потерь отраслевыми положениями не установлен, то налогоплательщики должны определять его сами (письмо Минфина России от 1 октяб¬ря 2009 г. № 03-03-06/1/634).

При этом некоторые суды такие выводы не поддерживают. Ведь в Налоговом кодексе РФ действительно ничего не сказано о нормировании технологических потерь. А значит, такие расходы организации могут учитывать в полном объеме (постановление ФАС Уральского округа от 11 марта 2009 г. № Ф09-1037/09-С3).

В нем арбитры указали, что раз Налоговый кодекс РФ не предусматривает соответствие технологических потерь лимитам (нормативам), а также отраслевому или тарифному законодательству, налогоплательщик вправе их учитывать в полном объеме.

Что касается бухгалтерского учета, то технологические потери и потери от естественной убыли в пределах норм относят в состав расходов по обычным видам деятельности (к примеру, на счете 20 «Основное производство»).

Сверхнормативные потери от естественной убыли списывают на виновных лиц (если таковые установлены). Если за счет виновника их списать не получится, то потери относят на увеличение прочих расходов организации.

Важно запомнить
Если предприятие не хочет спорить с налоговыми проверяющими, то предельные размеры технологических потерь при сушке и подработке зерна лучше разработать самостоятельно. За основу можно взять все те же формулы, приведенные в пункте 17 Порядка.

Однако при желании элеватор вправе воспользоваться и иными правилами и определить норматив технологических потерь исходя из особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки.
Отметим, что законодательство не содержит унифицированной формы документа, который используется для того, чтобы зафиксировать предельно допустимую величину таких потерь. Поэтому их утверждают внутренними документами организации (приказами, регламентами и т. д.).

Статья напечатана в журнале «Учет в сельском хозяйстве» №7, июль 2010 г.

www.klerk.ru

Официальные документы — Законодательство в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

Международные договоры Российской Федерации и акты органов Евразийского экономического союза

Федеральные законы

Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти

Требования стран импортеров

Меры ответственности за нарушения в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки соответствии с Кодексом об административных правонарушениях:

Статья 14.43. КоАП РФ – «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов)
1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения».

Читайте так же:  Наказание без полиса осаго

Статья 14.44. КоАП РФ – «Недостоверное декларирование соответствия продукции
1. Недостоверное декларирование соответствия продукции —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей».

Статья 14.45. КоАП РФ – «Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей».

Статья 14.46. КоАП РФ – «Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
1. Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей».

Статья 7.18. КоАП РФ – «Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна
Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».

www.rsn-kld.ru

Хранение зерна.

О чем спорят элеваторы и сдатчики зерна?

В процессе хранения зерна на элеваторах физическая масса зерна изменяется (обычно уменьшается), поскольку оно «дышит», усушивается (или, наоборот, набирает влагу). Специалистам зернового дела это хорошо известно. Тем не менее споров относительно законности списания зерна между сдатчиками и хранителями зерна – великое множество. Пояснения по ряду интересующих наших подписчиков вопросов мы попросили дать специалиста зерновой отрасли.

В основном разногласия между элеваторами и зерносдатчиками связаны с уменьшением физической массы зерна, переданного сдатчиками на хранение и подработку. С чем это связано?

По договору хранения зерно поступает на элеватор в физическом весе, а отпускается в физическом весе по фактическому качеству, сложившемуся на момент отпуска, причем количество зерна, подлежащего отпуску, определяется на основании акта-расчета с учетом списания за счет улучшения качества в процессе хранения зерна, подработки, проведения оздоровительных мероприятий с приложением формы ЗПП-34 на данные мероприятия.

При приемке зернопродуктов на склад их обязательно взвешивают, проводят лабораторные анализы (устанавливают влажность, содержание сорной и зерновой примеси) и выгружают в склады элеватора. Со своей стороны, сдатчик заинтересован в том, чтобы контролировать показатели качества зерна при приемке, отмеченные лабораторией в карточке анализа зерна, дабы они не содержали погрешности, поскольку количество зерна, которое впоследствии будет им получено с хранения, определяется расчетным путем и зависит не только от тоннажа сданного зерна, но и от процента его влажности и содержания примесей. Поклажедатель также заинтересован в том, чтобы при отборе проб зерна для анализа его качества соблюдались требования нормативных документов, в противном случае не исключены различные казусы – вплоть до добавления в пробу сорной примеси (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу № А53-24020/2010).

Можно рекомендовать включить в договор хранения зерна условие о том, что разногласия по качеству товара разрешаются сторонами по согласованию с участием ФГУ «Федеральный центр оценки безо­пасности и качества зерна и продуктов его переработки» в течение, скажем, двух суток с момента сдачи товара. Если сдатчик зерна согласится с теми показателями качества, которые будут определены лабораторией, не направит элеватору предложение провести повторные анализы, то именно эти показатели качества и будут отправной точкой в дальнейших расчетах.

Если контрагенты в одностороннем порядке, без предварительного согласования с другой стороной договора, обращаются в сторонние лаборатории, которые не поименованы в договоре в качестве экспертных организаций, то полученные от данных лабораторий исследования качества зерна не принимаются судами в качестве надлежащих доказательств (Постановление ФАС СКО от 12.01.2010 по делу № А32-26907/2008).

Базисные нормы влажности, сорной и зерновой примеси на каждую зерновую культуру содержатся в соответствующих государственных стандартах технических условий. Если при приемке зерна его качество ниже базисных норм, значит, зерно требует подработки. Основными операциями по подработке зерна на элеваторах являются его очистка, сушка, вентилирование, обеззараживание. Последовательность проведения доработки определяется возможностями технологической схемы.

В результате подработки (снижения влажности, уменьшения сора, выделения негодных отходов) физический вес зерна уменьшается, и с хранения поклажедатель получает зерно улучшенного качества, но меньшего веса. Обоснованный размер убыли (предельные нормы списания) рассчитывается по формулам, приведенным в п. 17 Порядка учета зерна и продуктов его переработки[1].

Убыль в массе зерна и продуктов его переработки от снижения влажности, % (Х):

Х = 100 х (а — б) / (100 — б), где:

а – влажность по приходу, %;

б – влажность по расходу, %.

Убыль в массе зерна от снижения сорной примеси, сверх списанных по актам подработки кормовых зернопродуктов и отходов, % (У):

У = ((в — г) х (100 — Х)) / (100 — г), где:

в – сорная примесь по приходу, %;

г – сорная примесь по расходу, %.

Отгрузка продукции с элеватора осуществляется по фактическому качеству на момент выдачи. Все претензии по качеству отгружаемого зерна по условиям договора, как правило, принимаются до момента выхода продукции с территории хранителя. В случае несогласия поклажедателя с качеством зерна, указанным лабораторией хранителя, производится повторный анализ в присутствии представителя поклажедателя. При несогласии с повторным анализом стороны совместно отбирают пробу зерна и направляют ее в государственный орган, осуществляющий контроль качества сельскохозяйственной продукции.

Разногласия между сдатчиками и хранителями зерна возникают на почве списания убыли: получив с элеватора по акту-расчету меньшее количество зерна, чем сдавалось по приемной квитанции, сдатчики требуют вернуть им недостающее зерно либо компенсировать убытки от утраты зерна.

Может ли сдатчик отказаться от очистки и сушки зерна? Согласно п. 1, 2 ст. 891 ГК РФ хранитель обязан принять все пре­дусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. При отсутствии в договоре хранения зерна условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором. Хранитель во всяком случае должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т. п.). Другими словами, хранитель обязан обеспечить сохранность зерна, а сделать это невозможно, не проводя мероприятий по улучшению качества зерна, не соответствующего базисным кондициям, а также не проводя профилактических мер по предупреждению зараженности при хранении зерна, его самосогревания и гниения[2]. Кроме того, согласно п. 4.3 Инструкции по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы[3] все свежеубранное зерно рекомендуется подвергать обеспыливанию и очистке. Так как зерновая масса в это время представляет собой физиологически активную массу, в которой не завершены процессы синтеза, ко времени уборки зерно не достигает полной физиологической спелости, представляет собой очень неоднородную массу, в зерновую массу попадают части сорных растений, имеющие обычно большую влажность, чем зерно. Влажность зерна повышается уже в процессе обмолота при соприкосновении с примесями. Чтобы снизить физиологическую активность, зерновую массу необходимо подвергнуть первичной очистке от примесей. Охлаждение зерна регламентируется п. 4.10 Инструкции по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы. При наступлении похолодания создаются условия для отпотевания и, как следствие, самосогревания зерна в местах соприкосновения (верхнем слое зерна, стенках хранилищ). Элеваторы проводят работы по переводу зерна на зимние условия хранения, чтобы исключить самосогревание зерна. Охлаждение проводится путем пропуска через сушилку, через зерноочистительные машины. В профилактических целях (для предупреждения зараженности) также проводятся мероприятия по оздоровлению зерновой массы путем пропуска через зерноочистительные машины. Необходимость в проведении данного мероприятия обосновывается скрытой формой заражения зерна, которое происходит в поле, на токах, и регламентируется Инструкцией по борьбе с вредителями хлебных запасов[4] (разд. 4 «Физико-химические методы борьбы с вредителями хлебных запасов»), к которым относятся охлаждение и очистка зерна.

Читайте так же:  Приказ минтруда россии от 09122014 997-н

Взимается ли с поклажедателя плата за услуги сушки и очистки зерна, если он сдает для хранения на элеватор зерно, которое по всем качественным показателям соответствует базисным нормам? Производится ли в таком случае списание убыли? При подсчете показателей по влажности и сорной примеси для определения платы за сушку и очистку зерна исключаются партии с влажностью и сорной примесью в пределах базисных норм (см. оборотную сторону отраслевой формы ЗПП-4[5]). В договоре хранения зерна можно предусмотреть условие о том, что хранитель производит подработку и сушку зерна только при отклонении его качественных характеристик от базисных кондиций действу­ющих ГОСТов. Осуществляя подработку зерна, хранитель выписывает и передает поклажедателю распоряжения и акты на очистку, сушку зерна по форме ЗПП-34 не позднее семи календарных дней после окончания работ[6]. Если проведение работ по очистке и сушке зерна не оформлено документально, оплачивать данные работы нет оснований (Постановление ФАС ЦО от 21.01.2013 по делу № А14-2049/2010).

Что касается списания убыли зерна, здесь следует исходить из того, как хранилось зерно – обезличенно или обособленно. При обособленном хранении зерна списание убыли за счет снижения влажности не производится, если это зерно не подвергалось сушке (п. 18 Порядка учета зерна и продуктов переработки зерна).

Хранение зерна с обезличением заключается в том, что принятые на хранение вещи одного поклажедателя могут смешиваться с вещами того же рода и качества других поклажедателей. Поклажедателю возвращается равное или обусловленное сторонами количество вещей того же рода и качества (ст. 890 ГК РФ). Хранение с обезличением может иметь место только в том случае, если оно напрямую предусмотрено договором хранения. Обычно соответствующие условия сформулированы в договоре хранения приблизительно следующим образом: «принятая продукция обезличивается по однородному качеству по культурам и хранится совместно с продукцией других поклажедателей». В случае хранения зерна с обезличением при отпуске зерна с хранения зерносдатчик может получить зерно, которое по своим качественным характеристикам превосходит то зерно, которое он сдавал на хранение, либо (что бывает крайне редко) зерно худшего качества. В первом случае элеватор вправе выдать то количество зерна, которое он получил от сдатчика, за вычетом убыли за счет улучшения качества (снижения влажности и сорной примеси) по формулам, приведенным в п. 17 Порядка учета зерна и продуктов переработки зерна[7]. Во втором случае элеватор должен отгрузить сдатчику большее количество зерна, чем было им получено от поклажедателя, причем увеличение массы за счет увеличения влажности или сорной примеси рассчитывается по формуле, приведенной в п. 62 Рекомендаций по заполнению отраслевых форм[8].

Например, на элеватор принимается пшеница с влажностью 14%, сорной примесью 2%, а отгружается сдатчику с хранения пшеница с влажностью 12,86% и сорной примесью 0,63%. Показатели влажности и сорной примеси и по приходу, и по расходу пшеницы (при отпуске с элеватора) соответствуют ГОСТ Р 52554‑2006 «Пшеница. Технические условия». Но качество на выходе лучше (меньше сорной примеси, ниже влажность), значит, может быть произведено списание расчетной убыли.

Судебная практика по таким делам, когда зерносдатчики настаивают, что само по себе расхождение показателей влажности и сорной примеси зерна «по приходу» и «по расходу» не является основанием для списания потерь по акту-расчету, неоднородна. Одни суды считают, что выдача с элеватора зерна улучшенного качества и есть основание для списания расчетной убыли. Другие приходят к выводу, что убыль можно списать только в том случае, если документально подтверждено проведение технологических операций с зерном (сушки, очистки). Так, в Решении от 10.02.2014 по делу № А64-6196/2013 Арбитражный суд Тамбовской области посчитал: если хранение зерна осуществляется с обезличением, договором предусмотрена возможность его улучшения за счет снижения сора и влажности и акт-расчет о списании убыли подписан сторонами без возражений, то списание зерна производится обоснованно. В другом деле (Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2014 по делу № А65-13143/2013) сделан вывод: если зерно по своим качественным характеристикам не нуждалось в подработке и при этом хранитель не предоставил поклажедателю акты по форме ЗПП-34, подтверждающие проведение мероприятий с зерном, то списание зерна в счет убыли от снижения влажности и сорной примеси неправомерно. В Решении Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2010 по делу № А32-20911/2010‑7/478 указано: договором хранения зерна установлено, что вопросы проведения очистки, сушки и прочих операций, связанных с потерей веса зерна за счет улучшения его качества, решаются исполнителем самостоятельно, исходя из требований к обеспечению сохранности зерна. Поэтому специального распоряжения поклажедателя на подработку зерна не требуется, а ее целью являются не очистка и сушка зерна, а необходимость обработки свежеубранного зерна, перевод на зимние условия хранения зерна и предупреждение зараженности зерна вредителями. Списание убыли за счет улучшения качества в данном деле признано правомерным. В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 по делу № А12-5857/2009 сделан вывод: если качество зерна при приемке элеватором соответствует нормативным требованиям, а списание убыли по влажности, сорной примеси и аспирационной пыли не подтверждено документально, то списание является необоснованным.

Если зерно хранится обезличенно, то как определяется убыль зерна при сушке и очистке, а также списание отходов по конкретным партиям зерна? К распоряжению и акту на очистку, сушку зерна, зернобобовых и масличных культур по форме ЗПП-34 прикладывается реестр с указанием партий просушенного и очищенного зерна его владельцев. Общий объем потерь зерна при сушке и очистке распределяется между отдельными поклажедателями исходя из удельного веса их зерна в общем объеме партии просушенного и очищенного зерна. На основании расчета потери зерна при сушке и очистке списываются (в количественном выражении) с лицевого счета поклажедателя и в форме ЗПП-36. Отходы, которые образуются при подработке (сушке) зерна, списываются и распределяются в актах-расчетах пропорционально массе и качеству каждой партии. Акт-расчет составляется на основании данных, отраженных в лицевом счете (форме ЗПП-36) и актах подработки (форме ЗПП-34). Как правило, к акту формы ЗПП-34 прилагается акт распределения отходов, в котором указывается перечень владельцев зерна, которое подлежит подработке, с показателями качества и количества.

На практике поклажедатели зачастую спорят с элеваторами о том, что те не могут произвести списание убыли, не составив акт зачистки зернохранилищ, поскольку констатировать фактическое, а не расчетное уменьшение массы зерна можно только актом зачистки. Элеваторы же производят списание убыли на основании акта-расчета. Соответствует ли такой порядок законодательству? Как правило, в договорах хранения стороны согласовывают, что количество зерна, подлежащее возврату поклажедателю, определяется хранителем расчетным путем с составлением акта-расчета. Если мы обратимся к форме акта-расчета (приложение 1 к Рекомендациям по заполнению отраслевых форм), то увидим, что он называется «Акт-расчет к акту зачистки № от ». Однако сам акт-расчет, который выдается владельцу при отпуске зерна с хранения, составляется на основании первичных документов (журналов количественно-качественного учета формы ЗПП-36 и актов на очистку или сушку формы ЗПП-34)[9]. Именно первичными документами оправдывается списание убыли зерна (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу № А12-21675/2013). Акт зачистки (форма ЗПП-30) составляется в трех экземплярах комиссией при полном расходовании партий зерна и продуктов переработки зерна или при их остатке менее 200 т, а также при инвентаризации или передаче партий зерна и продуктов переработки зерна другим материально ответственным лицам (п. 55 Рекомендаций по заполнению отраслевых форм). Получается, что акт зачистки просто не может быть составлен при каждом факте отпуске зерна. Акт зачистки необходим для отчетности элеватора. Цель акта зачистки – установить правильность расходования, а также недостачи или излишки массы партий зерна и продуктов переработки зерна и причины их образования (п. 10 Порядка учета зерна и продуктов переработки зерна). Так, согласно п. 57 Рекомендаций по заполнению отраслевых форм при зачистке совместно хранящихся партий зерна разных владельцев составляется объединенный акт зачистки с приложением актов-расчетов списания потерь с партии каждого владельца. При этом журнал количественно-качественного учета хлебопродуктов по форме ЗПП-36 на каждую культуру может быть закрыт элеватором только после оформления актов зачистки с приложением к ним актов-расчетов[10]. Партии зерна могут быть зачищены с недостачами, излишками или безрезультатно (без недостач и излишков). Если потери зерна при сушке и очистке по акту зачистки превысили пределы списаний, определенные по формулам п. 18 Порядка учета зерна и продуктов переработки зерна, элеватор не может требовать с поклажедеталей компенсации своих потерь. Если эти потери оказались меньше данных пределов списаний, то элеватор должен оприходовать (в бухгалтерском и складском учете) излишек на дату составления акта зачистки[11].

Как быть, если элеватор произвел излишний отпуск зерна с элеватора поклажедателю, не осуществив полное списание расчетной убыли? Есть такая судебная практика: в обозначенной ситуации с поклажедателя взыскивается неосновательное обогащение в виде стоимости излишков отгруженного зерна. Так, в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу № А47-7681/2010 были удовлетворены требования хранителя о взыскании неосновательного обогащения с поклажедателя, при этом возникновение неосновательного обогащения было подтверждено актом зачистки (составлен после полного израсходования партий зерна) и актов-расчетов.

Читайте так же:  Нотариусы заводской район новокузнецка

Помимо списания убыли зерна за счет улучшения качества (снижения влажности и сорной примеси) и образования отходов при очистке зерна, элеваторы производят списание естественной убыли зерна и аспирационной пыли. Правомерно ли это? Списание естественной убыли при хранении правомерно. Оно предусмотрено и формой акта-расчета, и пп. «в» п. 17 Порядка учета зерна и продуктов переработки зерна. Форма акта-расчета не предусматривает списание убыли в массе зерна за счет аспирации (хотя в договоре хранения элеваторы часто предусматривают списание по этому основанию до 0,2% от массы перемещенной партии зерна). Действительно, зерно подвергается аспирированию в процессе приема, отпуска, отгрузки и хранения, но аспирационная пыль входит в расчет убыли массы за счет снижения сорной примеси. При значительном количестве аспирационной пыли составляются документы о ее взвешивании и акт на уничтожение отходов по форме ЗПП-23, поскольку аспирационную (минеральную и органическую) пыль относят к отходам (некормовым продуктам). Об этом говорится в примечании 2 Классификации основных, побочных продуктов и отходов хлебоприемных и зерноперерабатывающих организаций, утвержденной Приказом Росгосхлебинспекции от 05.09.2003 № 49.

Какие нормы естественной убыли зерна должны применяться – утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 14.01.2009 № 3 или приведенные в приложении 2 к Порядку учета зерна и продуктов его переработки? Применяться должны нормы, утвержденные Минсельхозом. Это обусловлено следующим. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» разработка и утверждение норм естественной убыли по продукции растениеводства сельского хозяйства, животноводства, микробиологической, мясной, молочной, мукомольно-крупяной и другой пищевой продукции, комбикормам и препаратам, применяемым в ветеринарии, отнесены к компетенции Минсельхоза. Нормы естественной убыли должны были быть утверждены соответствующими министерствами до 01.01.2003 (п. 5 названного постановления). Фактически многие министерства не уложились в указанный срок. Так, и Минсельхоз утвердил нормы естественной убыли зерна, продуктов переработки зерна и семян масличных культур при хранении Приказом от 23.01.2004 № 55. Эти нормы утратили силу с 02.04.2009 в связи с вступлением в силу с 03.04.2009 новых норм естественной убыли зерна, продуктов переработки зерна и семян различных культур при хранении, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ № 3 (в нем нормы убыли установлены с распределением по климатическим зонам). Таким образом, нормы естественной убыли, утвержденные Приказом Росгосхлебинспекции № 29 (приложение 2 к Порядку учета зерна и продуктов его переработки), могли быть использованы только до утверждения соответствующих норм Минсельхозом. После того, как в пределах своих полномочий Минсельхоз утвердил нормы естественной убыли, не могут применяться нормы убыли, утвержденные в ином, не предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 814, порядке[12].

Если пользоваться следует нормами естественной убыли, утвержденными Приказом Минсельхоза РФ № 3, то при хранении зерна и семян масличных культур до трех месяцев нормы естественной убыли не применяются? Действительно, не применяются, так как в этом документе установлены нормы естественной убыли для разных сроков хранения, начиная с трех месяцев. Иной порядок расчета естественной убыли применялся, когда действовали нормы убыли, утвержденные Приказом Росгосхлебинспекции № 29 (приложение 2). Согласно примечанию 2 к названным нормам при хранении зерна и семян масличных культур до трех месяцев нормы естественной убыли применялись из расчета фактического количества дней хранения, а при хранении до шести месяцев и до одного года – из расчета фактического числа месяцев хранения.

Какие особенности установлены для списания убыли за счет снижения сорной примеси? В подпункте «б» п. 17 Порядка учета зерна и продуктов его переработки сказано, что списание убыли от снижения сорной примеси вышеприведенным способом сверх 0,2% производится в каждом отдельном случае только с разрешения начальника территориального подразделения Росгосхлебинспекции по запросу руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя после предварительной проверки на месте госхлебинспектором обоснованности такого запроса. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 708 упразднена Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ. На сегодняшний день компетенцией бывшей Росгосхлебинспекции наделено ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», которое (п. 3.3.15 его устава) имеет право по заявке юридических лиц и граждан проверять соблюдение норм выхода продуктов переработки зерна, количественно-качественного учета, рассматривать убыль массы зерна и продуктов переработки зерна по актам зачистки на израсходованные или проинвентаризированные партии и выдавать соответствующее заключение. Сегодня суды исходят из того, что хранитель не имеет права списывать убыли зерна за счет снижения сорной примеси в размере более 0,2%, если на это не имеется соответствующего разрешения уполномоченного органа (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу № А32-13561/2013, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 по делу № А36-3338/2011).

Как быть поклажедателю, если с хранения он получил зерно худшего качества, чем сдавал? В случае ухудшения качества продукции хранитель обязан догрузить необходимое количество зерна согласно акту расчета к акту зачистки. Если эта обязанность не исполнена (то есть зерно недопоставлено в натуре), с хранителя могут быть взысканы убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, которые возмещаются хранителем в соответствии со ст. 393 ГК РФ, если законом или договором хранения не предусмотрено иное (п. 1 ст. 902 ГК РФ)[13]. На практике размер убытков в случае утраты (порчи) товара возмещается по ценам, содержащимся в справках Минсельхоза, Торгово-промышленной палаты, органов госстатистики[14]. Стороны договора хранения зерна также вольны согласовать, что убытки в связи с недогрузом зерна возмещаются исходя из цен на зерно, установленных договором, то есть по стоимости передаваемого на хранение товара.

Из пункта 1 ст. 901, п. 3 ст. 401 ГК РФ следует, что ответственность хранителя, осуществляющего предпринимательскую де­ятельность, наступает независимо от наличия его вины. Единственным основанием освобождения хранителя от ответственности за утрату переданного на хранение имущества могут являться обстоятельства непреодолимой силы (Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.06.2013 по делу № А12-184/2013).

При заявлении исковых требований о взыскании стоимости недостачи зерна у организации может возникнуть вопрос, какую цену на зерно использовать при расчете убытков: включающую НДС или нет. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 2852/13 по делу № А56-4550/2012 разъяснено, что в состав убытков не могут быть включены расходы, понесенные потерпевшим в результате правонарушения, но компенсируемые ему в полном объеме за счет иных источников. У потерпевшего не должно возникать неосновательного обогащения за счет получения сумм, уплаченных в качестве НДС, дважды – из бюджета и от причинителя вреда. Суммы НДС взыскиваются в качестве убытков только тогда, когда они не были и не могут быть приняты к вычету, то есть когда представляют собой некомпенсируемые потери. Лицо, имеющее право на вычет НДС, обязано соблюсти требования законодательства для его получения и не может переложить риск неполучения соответствующих сумм на своего контрагента. Поэтому убытки от недогруза зерна должны компенсироваться поклажедателю исходя из цен на зерно, включающих «входной» НДС, если поклажедатель не вправе предъявлять НДС к вычету, например, в силу применяемого им режима налогообложения (УСНО, ЕНВД). В остальных случаях компенсация убытков в размере стоимости недополученного зерна должна производиться исходя из цен на зерно без учета «входного» налога[15].

Обязательно ли оформлять сдачу зерна на хранение приходной квитанцией по форме ЗПП-13? Зерносдатчику нужно внимательно следить за тем, чтобы приемка продукции элеватором оформлялась ТТН и приходной квитанцией по форме ЗПП-13, ведь обязательным условием возникновения обязательств по договору хранения является оформление документа, из которого можно установить с достаточной определенностью, что и в каком количестве передано на хранение (Постановление ФАС ПО от 24.12.2010 по делу № А57-8988/2009, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 по делу № А70-6935/2012). Суды считают, что ТТН с отметкой «на хранение» сами по себе, без квитанции по форме ЗПП-13, не могут подтвердить передачу на хранение зернопродукции. В ТТН отсутствует указание на сорт, класс, засоренность, процент влажности (Решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.04.2010 по делу № А57-275/10). Последствия таковы, что у поклажедателя не получается истребовать с хранителя зернопродукцию того же сорта и качества, что определены договором хранения. Вместе с тем несоблюдение простой письменной формы договора хранения не влечет его недействительность, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 907 ГК РФ письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на хранение удостоверены складским документом (Решение Арбитражного суда Самарской области от 03.04.2008 по делу № А55-4237/2007). Невыдача хранителем квитанции формы ЗПП-13, то есть формальное нарушение им порядка учета зерна, утвержденного Росгосхлебинспекции, не может повлечь недействительность (ничтожность) договора, заключенного данным хранителем со своим контрагентом.

Рассмотрим пример. Элеватор принял от поклажедателя на хранение зерно – пшеницу озимую (ГОСТ 52554‑06) в количестве 50 000 т. При приемке влажность пшеницы составила 13,9%, содержание сорной примеси – 1,9%. При отгрузке с хранения влажность – 12%, содержание сорной примеси – 1,5%. Какая убыль будет списана при хранении зерна на элеваторе? Общая расчетная убыль составит 133,5 т, из них:

  • за счет снижения влажности: 100 х (13,9 ‑ 12) / (100 ‑ 12) = 0,022%, или 11 т (50 000 т х 0,022%);
  • за счет снижения сорной примеси: ((1,9 ‑ 1,5) х (100 ‑ 0,022)) / (100 ‑ 1,5) = 0,4%, с учетом ограничения, установленного в пп. «б» п. 17 Порядка учета зерна и продуктов его переработки, применяем норматив списания убыли 0,2% и получаем 100 т (50 000 т х 0,2%);
  • за счет естественной убыли при хранении на 0,045% (вторая климатическая группа) – 22,5 т (50 000 т х 0,045%).

В ситуации, когда элеватор очищает зерно, не соответствующее базисным кондициям, дополнительно возникает убыль в виде отходов, которые также списываются (дополнительно) согласно данным, отраженным в форме ЗПП-34.

[1] Утвержден Приказом Росгосхлебинспекции от 08.04.2002 № 29.

[2] Постановление ФАС УО от 15.02.2010 № Ф09-395/10‑С5 по делу № А47-7155/2008.

[3] Инструкция № 9‑7‑88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы, утв. Приказом Минхлебопродуктов СССР от 24.06.1988 № 185.

[4] Утверждена ВНПО «Зернопродукт» 27.08.1991.

[5] Утверждена Приказом Росгосхлебинспекции от 08.04.2002 № 29.

[6] Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2014 по делу № А65-13143/2013.

[7] Постановление ФАС СКО от 24.06.2013 № А63-13947/2012, Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.04.2012 № А14-1037/2012.

[8] Утверждены Приказом Росгосхлебинспекции от 04.04.2003 № 20.

[9] См., например, п. 349 утративших силу Методических рекомендаций по бухгалтерскому и налоговому учету материально-производственных запасов в хлебоприемных и зерноперерабатывающих организациях, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 20.01.2005 № 5 (далее – Методические рекомендации).

[10] См. пункты 155, 253 Методических рекомендаций.

[11] См. пункты 354, 355 Методических рекомендаций.

www.audar-press.ru


Обсуждение закрыто.