Приказ о проведении внутреннего финансового контроля и аудита

Приказ о проведении внутреннего финансового контроля и аудита

Положение о внутреннем финансовом контроле

Автор: А. Гусев

Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н[1] учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  • в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.
  • Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

    При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

    Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

    Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

    Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

    Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

    В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

  • установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
  • возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;
  • создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.
  • Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  • уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
  • уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.
  • Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.

    К сведению

    Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

    Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

    При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.

    Далее приведем пример положения о внутреннем контроле в учреждении, в котором отсутствует отдел внутреннего контроля.

    ________________ / И. И. Иванов /

    «31» декабря 2016 года

    Положение о внутреннем финансовом контроле

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

    1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.
  • 1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.
  • 1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

  • принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
  • принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  • принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.
  • 1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

  • общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
  • эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);
  • специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).
  • 1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

  • комиссия по внутреннему контролю;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
  • 2. Организация внутреннего финансового контроля

    2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

    2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
  • их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.
  • 2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.

    В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.
  • Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

    2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.

    Читайте так же:  Претензия на интернет образец

    Методами последующего контроля являются:

  • инвентаризация;
  • внезапная ревизия кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
  • Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

  • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  • исполнения приказов и распоряжений руководства;
  • сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.
  • 2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

    Основными объектами плановой проверки являются:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.
  • В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

    2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

    Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

    2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

    • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
    • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
    • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
    • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
    • выводы о результатах проведения контроля;
    • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.
    • Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

      2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

      По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

      3. Субъекты внутреннего контроля

      3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

    • руководитель учреждения и его заместители;
    • руководители и работники учреждения на всех уровнях;
    • 3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

      4. Права и обязанности субъектов контроля

      4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

    • на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
    • на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
    • на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
    • на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;
    • на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.
    • 4.2. Субъекты контроля обязаны:

    • обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
    • исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;
    • соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
    • обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
    • соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
    • оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.
    • 5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

      5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

      5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

      6. Оценка состояния системы финансового контроля

      6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

      6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

      В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

      7. Заключительные положения

      7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

      7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

      к Положению о внутреннем финансовом контроле

      www.audit-it.ru

      Приказ Главного управления Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля (аудита) в Главном управлении МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике

      Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

      и ликвидации последствий стихийных бедствий

      по Кабардино-Балкасркой Республике

      « 29 » февраля 2012 г. Нальчик № 54

      Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля (аудита)

      в Главном управлении МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике

      В соответствии с Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 1 февраля 2005 года № 5-УП «Вопросы гражданской обороны, защиты населения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Кабардино-Балкарской Республике», постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 апреля 2005 года
      № 93-ПП «О задачах и функциях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике», принимая во внимание положения статьи 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Приказа Минфина РФ от
      13 апреля 2009 года № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета», п р и к а з ы в а ю:

      1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления внутреннего финансового контроля (аудита) в Главном управлении МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике.

      2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления (по финансово-экономической работе) — начальника финансово-экономического отдела майора внутренней службы Кетенчиева М.Б.

      3. Приказ объявить личному составу Главного управления МЧС России по КБР, в части касающейся.

      Начальник Главного управления

      полковник п/п С.И. Шагин

      к приказу ГУ МЧС России по КБР

      от «29» февраля 2012г. № 54

      осуществления внутреннего финансового контроля (аудита) в Главном управлении МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике

      1. Общие положения.

      1.1. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля (аудита) в Главном управлении разработан в целях реализации функций контроля по определению правомерности и рациональности финансовой и хозяйственной деятельности Главного управления.

      1.2. Основными целями внутреннего аудита являются контроль за соблюдением целесообразности и эффективности использования финансовых, материальных и нематериальных ресурсов Главного управления, формируемых за счет республиканского бюджета кабардино-Балкарской Республики.

      2. Формы проведения внутреннего финансового контроля (аудита).

      2.1. Внутренний финансовый контроль проводится действующей инвентаризационной комиссией Главного управления (далее — комиссия) и осуществляется в форме проверки.

      2.2. Проверка как форма финансового контроля представляет собой совокупность действий комиссии по документальной и фактической проверке соответствия нормативным правовым актам совершенных финансовых и хозяйственных операций, их обоснованность и целесообразность, а также законность действий лиц, на которых возложены обязанности их осуществления на основании должностных инструкций.

      3. Проведение проверки

      3.1. Периодичность проведения проверок не устанавливается. Проверка проводится на основании устного (письменного) заявления сотрудников Главного управления о необходимости (целесообразности) проведения проверки конкретных операций или финансовой и/или хозяйственной деятельности за определенный период.

      3.2. Исходя из предмета проверки, комиссия определяет перечень и последовательность своих действий, сроки начала и окончания проверки, другие мероприятия, установленные нормативными требованиями по проведению ревизии. Проверка оформляется приказом начальника Главного управления.

      3.3. На основании проверки составляется акт, который оформляется в соответствии с нормативными требованиями и стандартами, подписывается председателем комиссии и при необходимости — утверждается начальником Главного управления.

      07.mchs.gov.ru

      Приказ ФНС России от 16.11.2016 N ММВ-7-16/[email protected] Об утверждении Положения об осуществлении Федеральной налоговой службой внутреннего финансового аудита

      МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

      от 16 ноября 2016 г. N ММВ-7-16/[email protected]

      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

      В целях реализации положений пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26) и Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), приказываю:

      1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Федеральной налоговой службой внутреннего финансового аудита.

      2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

      Федеральной налоговой службы

      приказом ФНС России

      от «__» _________ 2016 г. N ______

      ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ ВНУТРЕННЕГО

      I. Общие положения

      1. Настоящее Положение определяет цели, порядок организации и осуществления в Федеральной налоговой службе внутреннего финансового аудита.

      2. Субъектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого на основе функциональной независимости, являются должностные лица Управления контроля налоговых органов ФНС России, а также структурных подразделений управлений ФНС России по субъекту Российской Федерации (управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее — УФНС), наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — соответственно субъект внутреннего финансового аудита ФНС России, субъект внутреннего финансового аудита УФНС).

      Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.

      3. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения ФНС России (УФНС), подконтрольные ФНС России (УФНС) территориальные налоговые органы, федеральные казенные учреждения, находящиеся в ведении ФНС России.

      4. Целями внутреннего финансового аудита являются:

      оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

      подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

      подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

      II. Организация внутреннего финансового аудита

      5. Субъект внутреннего финансового аудита ФНС России при осуществлении внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю ФНС России, субъект внутреннего финансового аудита УФНС — руководителю УФНС.

      6. Аудиторские проверки подразделяются:

      на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

      на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов внутреннего финансового аудита;

      на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов внутреннего финансового аудита.

      7. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной начальником Управления контроля налоговых органов ФНС России (руководителем УФНС) не позднее чем за 5 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

      Программа аудиторской проверки направляется в адрес объекта внутреннего финансового аудита до начала аудиторской проверки.

      8. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа из состава субъекта внутреннего финансового аудита (не менее 2 должностных лиц) для проведения аудиторской проверки, распределяются обязанности между членами аудиторской группы, назначается руководитель аудиторской группы.

      Руководитель аудиторской группы до начала проверки знакомит членов аудиторской группы с программой аудиторской проверки и доводит до каждого из них перечень вопросов программы аудиторской проверки, которые он обязан проверить.

      9. Субъект внутреннего финансового аудита при проведении аудиторской проверки имеет право:

      запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

      посещать помещения и территории, которые занимают объекты внутреннего финансового аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

      привлекать независимых экспертов.

      10. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:

      а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

      б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки (рекомендуемый образец программы аудиторской проверки приведен в приложении N 2 к настоящему Положению);

      в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта внутреннего финансового аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);

      г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

      11. Руководитель объекта внутреннего финансового аудита обязан обеспечить своевременность, полноту представления документов, материалов и информации, запрошенных для проведения аудиторской проверки, а также создать надлежащие условия для проведения проверки: предоставить необходимое помещение, персональные компьютеры с подключенными базами данных или удаленный доступ к ним, копировально-множительную оргтехнику, услуги связи, автотранспорт, канцелярские принадлежности.

      При проведении аудиторской проверки в отношении подконтрольных налоговых органов или федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении ФНС России, объект внутреннего финансового аудита издает приказ «Об организационном обеспечении проведения аудиторской проверки внутреннего финансового аудита», в соответствии с которым назначается должностное лицо, ответственное за организационное обеспечение проведения аудиторской проверки и своевременное предоставление запрашиваемой информации, а также указывается обязанность руководителей структурных подразделений (или иных должностных лиц) объекта внутреннего финансового аудита по предоставлению субъекту внутреннего финансового аудита требуемой для проведения аудиторской проверки информации и оказанию содействия в проведении аудиторской проверки.

      Требования и мотивированные запросы документов, материалов и информации, запрошенные субъектами внутреннего финансового аудита и связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, являются обязательными для исполнения должностными лицами объекта внутреннего финансового аудита.

      III. Планирование аудиторских проверок

      12. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

      13. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее — План), утверждаемым приказом руководителя ФНС России (УФНС) (рекомендуемый образец Плана приведен в приложении N 1 к настоящему Положению).

      Внеплановые аудиторские проверки проводятся на основании приказа руководителя ФНС России (УФНС).

      14. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.

      15. План составляется субъектом внутреннего финансового аудита и утверждается приказом руководителя ФНС России (УФНС) до начала очередного финансового года.

      16. По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объекты внутреннего финансового аудита, срок проведения аудиторской проверки, проверяемый период, вид проверки и ответственные исполнители.

      17. В целях планирования аудиторских проверок субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах внутреннего финансового аудита, в том числе сведений о результатах:

      осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

      проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов внутреннего финансового аудита.

      18. При составлении Плана и программы аудиторских проверок учитываются:

      значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов внутреннего финансового аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность ФНС России (УФНС) в случае неправомерного исполнения этих операций;

      факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым, в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

      наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

      степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

      возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

      наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

      19. План не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его утверждения, доводится до объектов внутреннего финансового аудита, включенных в План.

      20. Корректировка Плана осуществляется по решению руководителя ФНС России (УФНС) на основании мотивированного обращения начальника Управления контроля налоговых органов ФНС России (структурного подразделения УФНС, должностные лица которого наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита).

      IV. Проведение аудиторской проверки

      21. В ходе аудиторской проверки в рамках вопросов, изложенных в программе аудиторской проверки, проводится исследование:

      осуществления внутреннего финансового контроля;

      законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

      ведения учетной политики, принятой объектом внутреннего финансового аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

      применения автоматизированных информационных систем объектом внутреннего финансового аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

      вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

      наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

      формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

      22. Аудиторские проверки проводятся путем выполнения:

      инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

      наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта внутреннего финансового аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

      запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта внутреннего финансового аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

      подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

      пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом внутреннего финансового аудита, либо самостоятельного расчета субъекта внутреннего финансового аудита;

      аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

      23. Мотивированный запрос документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских проверок (далее — Мотивированный запрос) направляется руководителю объекта внутреннего финансового аудита до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки, начиная с даты утверждения руководителем ФНС России (УФНС) годового плана внутреннего финансового аудита.

      Исполнение объектами внутреннего финансового аудита Мотивированных запросов осуществляется в указанные в запросе сроки и в соответствии с указанными в запросе требованиями. В случае если срок представления не указан в Мотивированном запросе, документы, материалы и информация представляются в течение трех рабочих дней со дня поступления Мотивированного запроса в адрес объекта внутреннего финансового аудита.

      24. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами внутреннего финансового аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

      25. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должна содержать:

      документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

      сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

      сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

      перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

      письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов внутреннего финансового аудита;

      копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

      копии финансово-хозяйственных документов объекта внутреннего финансового аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

      акт аудиторской проверки.

      26. Предельный срок проведения аудиторской проверки определяется исходя из объема вопросов, подлежащих исследованию, и особенностей проверяемого объекта внутреннего финансового аудита. При этом продолжительность аудиторской проверки не может превышать 45 календарных дней.

      27. Предельный срок аудиторской проверки может быть продлен приказом руководителя ФНС России (УФНС) на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы на срок не более 30-ти календарных дней в следующих случаях:

      проведение аудиторской проверки объекта внутреннего финансового аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, и (или) большого количества проверяемых и анализируемых документов;

      получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных официальных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта внутреннего финансового аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительной проверки.

      Субъект внутреннего финансового аудита в течение 2-х рабочих дней с даты издания приказа о продлении срока аудиторской проверки извещает об этом объект внутреннего финансового аудита.

      28. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено приказом руководителя ФНС России (УФНС) на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы в связи с возникновением обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторской проверки, — на период устранения таких обстоятельств.

      В мотивированном обращении руководителя аудиторской группы должна быть указана следующая информация:

      тема аудиторской проверки;

      наименование проверяемого объекта внутреннего финансового аудита;

      основание для проведения аудиторской проверки (пункт Плана или реквизиты приказа о назначении внеплановой аудиторской проверки);

      информация о возникновении обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторской проверки.

      На время приостановления аудиторской проверки течение срока ее проведения прерывается.

      Субъект внутреннего финансового аудита в течение двух рабочих дней с даты издания приказа о приостановлении аудиторской проверки извещает об этом объект внутреннего финансового аудита.

      Проведение аудиторской проверки возобновляется на основании приказа руководителя ФНС России (УФНС), изданного в связи со служебной запиской руководителя аудиторской группы об устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторской проверки.

      V. Оформление результатов аудиторской проверки

      30. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы (рекомендуемый образец акта аудиторской проверки приведен в приложении N 3 к настоящему Положению).

      31. Результаты аудиторской проверки объекта внутреннего финансового аудита по отдельным вопросам программы проверки в соответствии с их распределением между членами аудиторской группы оформляются в виде справок аудиторской проверки, подписываются ими и передаются руководителю аудиторской группы не позднее, чем за 2 рабочих дня до окончания аудиторской проверки.

      Руководитель аудиторской группы на основании данных и фактов, изложенных в справках аудиторской проверки, а также иных фактов, имеющих документальное подтверждение, но не вошедших в справки аудиторской проверки, формирует акт аудиторской проверки.

      В акте аудиторской проверки также подлежат отражению нарушения и недостатки в деятельности объекта внутреннего финансового аудита, выявленные по результатам анализа представленных материалов, документов и информации в рамках проводимой проверки, но относящихся к правоотношениям, возникшим за рамками проверяемого периода, при условии, что они не отражались в актах ранее проведенных аудиторских проверок.

      32. Акт аудиторской проверки по результатам проведения камеральной либо комбинированной аудиторской проверки составляется в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается в день окончания аудиторской проверки руководителем и членами аудиторской группы.

      Один экземпляр акта камеральной либо комбинированной аудиторской проверки направляется руководителю объекта внутреннего финансового аудита в течение 2-х рабочих дней с даты окончания камеральной либо комбинированной аудиторской проверки.

      Акт аудиторской проверки по результатам проведения выездной аудиторской проверки составляется в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем и членами аудиторской группы в день окончания аудиторской проверки.

      Один экземпляр акта выездной аудиторской проверки остается у руководителя аудиторской группы, другой экземпляр вручается руководителю объекта внутреннего финансового аудита или иному уполномоченному руководителем объекта внутреннего финансового аудита лицу в день окончания выездной аудиторской проверки под роспись.

      О получении акта выездной аудиторской проверки руководитель объекта внутреннего финансового аудита или иное уполномоченное руководителем объекта внутреннего финансового аудита лицо делает запись в каждом экземпляре акта, содержащую дату получения акта, подпись и расшифровку этой подписи.

      В случае отказа руководителя объекта внутреннего финансового аудита от получения второго экземпляра акта выездной аудиторской проверки в нем проставляется отметка «От получения экземпляра отказался».

      33. При наличии возражений по нарушениям, указанным в акте аудиторской проверки, руководитель объекта внутреннего финансового аудита направляет в течение 10-ти рабочих дней со дня окончания аудиторской проверки в адрес Управления контроля налоговых органов ФНС России (структурного подразделения УФНС, сотрудники которого наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита) возражения через систему электронного документооборота с приложением электронных копий документов, подтверждающих обоснованность таких возражений.

      Результаты рассмотрения Управлением контроля налоговых органов ФНС России (структурным подразделением УФНС, сотрудники которого наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита) возражений объекта внутреннего финансового аудита, представленных в установленный срок, учитываются при подготовке отчета о результатах аудиторской проверки.

      34. Субъект внутреннего финансового аудита на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки (рекомендуемый образец отчета о результатах аудиторской проверки приведен в приложении N 4 к настоящему Положению), и направляет его руководителю ФНС России (УФНС) в течение 30-ти рабочих дней после окончания аудиторской проверки.

      35. Отчет о результатах аудиторской проверки должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

      информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

      информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов внутреннего финансового аудита;

      выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами внутреннего финансового аудита бюджетной отчетности;

      выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

      выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

      Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.

      Отчет о результатах аудиторской проверки, подписанный руководителем аудиторской группы, с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю ФНС России (УФНС) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его подписания.

      36. По результатам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки руководитель ФНС России (УФНС) вправе принять одно или несколько из решений:

      о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

      о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

      о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

      о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

      VI. Составление и представление годовой отчетности

      о результатах внутреннего финансового аудита

      37. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее — Отчетность) составляется структурным подразделением УФНС, сотрудники которого наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, и Управлением контроля налоговых органов ФНС России.

      Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности.

      Отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита УФНС направляется на имя руководителя УФНС в срок до 20 января года, следующего за отчетным.

      УФНС обеспечивают представление Отчетности до 1 февраля года, следующего за отчетным, через систему электронного документооборота в Управление контроля налоговых органов ФНС России.

      38. Управление контроля налоговых органов ФНС России на основании составленной Отчетности ФНС России, а также Отчетности, представленной УФНС, формирует сводную годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и направляет ее на имя руководителя ФНС России в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.

      legalacts.ru

      Читайте так же:  Секретарь суда госслужащий или нет

    Обсуждение закрыто.