Приказ 525 о рекультивации

Приказ 525 о рекультивации

ПРИКАЗ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.95 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, СНЯТИИ, СОХРАНЕНИИ И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛОДОРОДНОГО СЛОЯ ПОЧВЫ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 1996 г. N 1136

Во исполнение п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» приказываем:

1. Утвердить согласованные с Минсельхозпродом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прилагаемые Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

2. Структурным подразделением центрального аппарата и территориальным органам Минприроды России и Роскомзема указанные Основные положения принять к руководству и исполнению.

3. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации В.Ф. Костина и заместителя председателя Роскомзема С.Л. Громова.

Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН

Председатель Комитета
Российской Федерации
по земельным ресурсам
и землеустройству
В.Н.КОМОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Минприроды России
и Роскомзема
от 22 декабря 1995 г. N 525/67

СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра
сельского хозяйства и
продовольствия
Российской Федерации
А.Г.ЕФРЕМОВ
11 февраля 1996 г.

Заместитель Министра
экономики
Российской Федерации
И.В.СТАРИКОВ
23 января 1996 г.

Заместитель Министра
финансов
Российской Федерации
А.А.КРАСНОПИВЦЕВ
4 марта 1996 г.

Заместитель Председателя
Роскомнедра
Б.А.ЯЦКЕВИЧ
10 января 1996 г.

Заместитель Председателя
Госкомстата России
В.И.ГАЛИЦКИЙ
30 января 1996 г.

Первый заместитель
Руководителя Федеральной
службы лесного
хозяйства России
Б.К.ФИЛИМОНОВ
31 января 1996 г.

www.zakonprost.ru

Что такое рекультивация, каков порядок ее проведения и с какой целью проводится рекультивация земель сельскохозяйственного назначения?

Рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества (ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения».
Согласно п. 1 Постановления № 140 рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Рекультивация проводится с целью их восстановления для ведения сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей в соответствии с Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ №525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя)обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель утвержден приказом Минприроды РФ и Роскомзема № 525/67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»
Грубейшим нарушением земельного законодательства при строительстве является отсутствие проекта рекультивации нарушенных земель. Рекультивация сельскохозяйственных земель, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

ЭТАПЫ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 этапы рекультивации земель — последовательно выполняемые комплексы работ по рекультивации земель.
Рекультивацию земель выполняют в два этапа:
• технический — этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве. Этот этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель;
• биологический — этап рекультивации земель, включающий комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почв.
Согласно п. 1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены следующие основные работы:
1. грубая и чистовая планировка поверхности отвалов, засыпка нагорных, водоподводящих, водоотводных каналов; выполаживание или террасирование откосов; засыпка и планировка шахтных провалов;
2. освобождение рекультивируемой поверхности от крупногабаритных обломков пород, производственных конструкций и строительного мусора с последующим их захоронением или организованным складированием;
3. строительство подъездных путей к рекультивированным участкам, устройство въездов и дорог на них с учетом прохода сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой техники;
4. устройство, при необходимости, дренажной, водоотводящей оросительной сети и строительство других гидротехнических сооружений;
5. устройство дна и бортов карьеров, оформление остаточных траншей, укрепление откосов;
6. ликвидация или использование плотин, дамб, насыпей, засыпка техногенных озер и протоков, благоустройство русел рек;
7. создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород;
8. создание, при необходимости, экранирующего слоя;
9. покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы;
10. противоэрозионная организация территории.

В соответствии с п. 1.13 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования. Биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа. Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации. Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда по искам органов исполнительной власти.
Определение размера причиненного вреда производится по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, либо на основе соответствующей проектной документации восстановительных работ, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы предусмотрена не только административная ответственность согласно ст. 8.6 КоАП РФ, но и уголовная (ст. 254УК РФ).
Невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель влечет наложение административного штрафа как на должностных, так и на юридических лиц (ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ). Лица, виновные в использовании земли не по целевому назначению или способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, могут быть лишены в установленном законодательстве порядке права пользования землей.

Согласно п. 14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее — Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В Магаданской области созданы комиссии в Ольском, Сусуманском, Омсукчанском, Ягоднинском, Тенькинском, Северо-Эвенском административных округах, а также в г.Магадане (нет в Хасынском и Среднеканском).
В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.
В соответствии с п. 17 Основных положений приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы:
• копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;
• выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков;
• проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы;
• данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;
• схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерно-геологический мониторинг) в случае их создания;
• проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке (проведении испытаний);
• материалы проверок выполнения работ по рекультивации, осуществленных контрольно-инспекционными органами или специалистами проектных организаций в порядке авторского надзора, а также информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений;
• сведения о снятии, хранении, использовании, передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами;
• отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почв» за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке.
Перечень указанных материалов уточняется и дополняется Постоянной комиссией в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.
Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) Постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли. Рабочая комиссия формируется из членов Постоянной комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций. В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций, эксперты и другие заинтересованные лица.

Читайте так же:  Мои налоги задолжность

Согласно п. 19 Основных положений при приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет:
• соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации;
• качество планировочных работ;
• мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;
• наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;
• полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель;
• качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором);
• наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов;
• наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.

Объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) Постоянной комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель.
По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно п. 23 Основных положений в случае если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного (в случаях поэтапного финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные (текущие) счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки.

www.magrsn.ru

Управление Россельхознадзора по Республике Коми

Управление Федеральной службы по ветеринарному и
фитосанитарному надзору по Республике Коми

  • Об Управлении
    • История
    • Руководство
    • Структура Управления
    • Правовая база
    • Вакансии
    • Итоги деятельности
    • Судебная практика
  • Контакты
  • Электронная приёмная
  • Пресс-служба
    • Пресса о нас
    • Новости
    • Видеоматериалы
      • Видеоматериалы ФГБУ «ВНИИКР»
      • Африканская чума свиней
        • Памятка населению по АЧС
        • Нормативно-правовая база
        • Актуальная информация по распространению АЧС на территории Российской Федерации
        • О проводимой Управлением Россельхознадзора по Республике Коми работе по недопущению заноса заболевания африканской чумы свиней на территорию региона.
        • Грипп птиц
          • Памятка населению по гриппу птиц
          • Электронная ветеринарная сертификация
            • Дежурная группа по регистрации в ФГИС «МЕРКУРИЙ»
            • Обязательная электронная ветеринарная сертификация (. ШАБЛОНЫ ЗАЯВКИ . )
            • Автоматизированная система Меркурий
            • О новом этапе работы по подготовке нормативных актов, касающихся ветеринарной сертификации
            • Разъяснение хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство молока и его сбор у населения, по вопросу оформления эВСД при реализации сырого молока молокосборщиком.
            • О правилах объединения партий при электронной ветеринарной сертификации
            • Объекты государственного надзора, отнесенные к категории значительного риска
              • Объекты государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
              • Объекты государственного надзора в сфере внутреннего ветеринарного надзора
              • Единый реестр поднадзорных объектов в системе «ЦЕРБЕР»
              • Государственный ветеринарный контроль экспортных товаров
              • Извещение о доставке подкарантинной продукции
              • Полезные ссылки
              • Информация о состоянии защиты населения и территории Республики Коми от чрезвычайных ситуаций, обусловленных возникновением особо опасных инфекций
              • Информация об исполнении бюджета
              • Публичные обсуждения
                • Уведомление о проведении публичных обсуждений
                • Ежеквартальные доклады по направлениям деятельности Управления
                • Раздел «Вопрос-ответ» для размещения ответов на вопросы, поступившие из зала непосредственно на публичных обсуждениях.
                • Сервис для сбора вопросов (обращений), а также замечаний и комментариев по докладам с обеспечением возможности любого пользователя ознакомиться с вопросами (обращениями), замечаниями и комментариями, оставленными другими пользователями.
                • Сервис для сбора обратной связи посредством размещения специальной анкеты.
                • Итоги рассмотрения анкет.
                • Видеоматериалы
                • Общественный совет
                • Открытая служба
                  • Публичная декларация целей и задач
                  • Опрос заявителей, субъектов-получателей государственных услуг, а также заинтересованных лиц и организаций о качестве предоставления Россельхознадзором государственных услуг
                  • Аттестация специалистов в области ветеринарии
                  • Оформление фитосанитарных документов на зерно и продукты его переработки
                  • Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государств
                  • Адрес:
                    167983, Республика Коми,
                    г.Сыктывкар, м.Дырнос, 98

                    Электронный адрес:
                    [email protected]

                    Телефон приемной:
                    (8212) 31-19-55
                    Телефон-факс:
                    (8212) 32-25-90

                    Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»

                    rsnkomi.ru

                    Приказ 525 о рекультивации

                    от 19 сентября 2008 года № 748

                    О создании Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель
                    в муниципальном образовании «город Ижевск»

                    (с изменениями на 7 апреля 2010 года)

                    с изменениями, внесёнными постановлением Администрации г.Ижевска от 7 апреля 2010 года № 313
                    __________________________________________________________________

                    В соответствии со статьями 11, 13 и 72 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.94 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22.12.95 г. «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», Приказом Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской республике № 29-0 от 8 июня 2006 г.» Об организации муниципального земельного контроля на территории Удмуртской республики», руководствуясь Уставом города Ижевска, ПОСТАНОВЛЯЮ :

                    1. Создать Постоянную комиссию по вопросам рекультивации земель в городе Ижевске, осуществляющую приемку (передачу) рекультивированных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, относящихся к муниципальной собственности, а также рассмотрение вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, относящихся к муниципальной собственности. (в ред. постановления Администрации г.Ижевска от 7 апреля 2010 года № 313)
                    2. Утвердить состав Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель в городе Ижевске (прилагается).
                    3. Постоянной комиссии в своей работе руководствоваться приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв.
                    4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

                    Глава Администрации г. Ижевска —
                    А.А. Ушаков

                    Утвержден
                    постановлением Администрации
                    города Ижевска
                    от 19.09.2008 г. № 748

                    Состав постоянной комиссии
                    по вопросам рекультивации земель

                    www.izh.ru

                    Проекты восстановительных (рекультивационных) работ: порядок утверждения и согласования

                    Следует отметить, что рекультивация нарушенных земель должна проводиться на всех этапах хозяйственной и иной деятельности, которая связана с нарушением почвенного покрова. В случаях, если нарушается почвенный покров, она должна проводиться при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов.

                    В свою очередь эксплуатация включает в себя и проведение ремонтных работ.

                    Так, в соответствии с ГОСТ 25866-83. «Эксплуатация техники Термины и определения»:

                    «Эксплуатация — Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Примечание. Эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт».

                    В приложении к ГОСТу 25866-83. «Эксплуатация техники Термины и определения» представлены пояснения к некоторым терминам, в частности, к термину «эксплуатация» — «под жизненным циклом изделия понимают совокупность разработки, изготовления, обращения, эксплуатации и утилизации изделия от начала исследования возможности его создания до окончания применения. Отличительной особенностью эксплуатации является использование или ожидание использования изделия по назначению».

                    В соответствии с п. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 г. N 525/67:

                    «Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

                    — разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;

                    — прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

                    — ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;

                    — складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;

                    — строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);

                    — ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы».

                    Требования о проведении рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы устанавливаются следующими нормативными правовыми актами:

                    — Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 1 ст. 34, п. 1, 2 ст. 39, п. 1, 2, 3 ст. 46);

                    — Земельный кодекс РФ (п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 78);

                    — Градостроительный кодекс РФ;

                    — Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

                    — Постановление Федеральной службы по государственной статистики от 28.06.2005 г. N 37 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами»;

                    — Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;

                    — Приказ Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 г. N 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (зарегистрирован в Минюсте РФ 29.07.1996 г. N 1136, опубликован в газете «Российские вести» от 08.08.1996 г. N 147);

                    — Постановление СМ СССР от 02.06.1976 г. N 407 «О рекультивации земель, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ» (текст постановления опубликован в Собрании постановлений СССР, 1976 г., N 11, ст. 52);

                    — Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1986 г. N 3400);

                    — Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 16.07.1985 г. N 2228);

                    — Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.3.05.-84 «Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землевладению» (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 г. N 1020);

                    — Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» (утв. постановлением Госстандарат СССР от 30.03.1983 г. N 1521);

                    — Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 13.12.1983 г. N 5854);

                    — Отраслевой стандарт ОСТ 39-139-81 «Нефтепровод магистральный. Капитальный ремонт подземных нефтепроводов. Порядок рекультивации земель» (введен в действие приказом Министерства нефтяной промышленности от 22.01.1982 г. N 42);

                    — РД 153-39.4Р-130-2002* Регламент по вырезке и врезке «катушек», соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры и подключению участков магистральных нефтепроводов;

                    — РД 39-00147105-006-97 Инструкция по рекультивации земель, нарушенных и загрязненных при аварийном и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов;

                    — другие нормативные правовые акты, отраслевые и внутриведомственные документы.

                    Что касается порядка утверждения проекта рекультивации земель поясняем следующее.

                    Следует отметить, что требования к порядку утверждения проекта рекультивации земель с 1 января 2007 года изменились.

                    До 1 января 2007 года законодательство устанавливало проведение обязательной государственной экологической экспертизы на проект рекультивации земель.

                    Обратимся к нормативным правовым актам в редакции, действующей до 1 января 2007 года.

                    В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (в редакции, действующей до 1 января 2007 года):

                    «Обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня, проводимой федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат:

                    — проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ».

                    В соответствии с п. 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 г. N 525/67:

                    «Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

                    Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка».

                    С 1 января 2007 года проект рекультивации земель проходить государственную экологическую экспертизу не должен. Однако раздел об охране окружающей среды, в том числе о рекультивации земель должен быть включен в проект проведения соответствующих работ. В чем же заключались изменения действующего законодательства?

                    Федеральный закон от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно п. 1 ст. 38 вступил в силу с 1 января 2007 года, за исключением отдельных статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Так, исключение составляют изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ (ст. 23 ФЗ от 18.12.2006 г.), Земельный кодекс РФ (п.п. 3, 8, подпункт б п. 9, п.п. 13, 14 ст. 25 ФЗ от 18.12.2006 г.), ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (подпункт б п.п. 2, 3 ст. 26 ФЗ от 18.12.2006 г.), ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (подпункт а п. 1 ст. 33 ФЗ от 18.12.2006 г.).

                    Общий анализ ФЗ от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ позволяет делать следующие выводы:

                    1) существенные изменения внесены в градостроительное законодательство, законодательство о промышленной безопасности, об экологической экспертизе, об охране окружающей среды, законодательство об административных правонарушениях;

                    2) с 1 января 2007 г. вступила в силу ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ, согласно которой «не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ».

                    3) в связи с внесенными изменениями Федеральным законом от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ сужается круг объектов иных видов государственных экспертиз проектной документации, в частности государственной экологической экспертизы;

                    Таким образом, в результате принятия ФЗ от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2007 года, произошли соответствующие изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды», в ФЗ «Об экологической экспертизе», в Градостроительном кодексе РФ.

                    Раннее процитированная ст. 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2007 года. В частности, с 1 января 2007 года не подлежат государственной экологической экспертизе следующие объекты:

                    — все виды градостроительной документации;

                    — проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;

                    — иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта РФ.

                    Вместе с тем были внесены соответствующие изменения в Градостроительный кодекс РФ.

                    Так, с 1 января 2007 г. вступила в силу ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ, согласно которой «не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ».

                    Напомним, что согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация на объекты капитального строительства и их частям составляется в следующих случаях:

                    — на строящиеся объекты капитального строительства;

                    — на реконструируемые объекты капитального строительства;

                    — в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

                    Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

                    Строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

                    Реконструкция — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее — этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;

                    Понятие капитального ремонта раскрывается в следующих нормативных документах.

                    Капитальный ремонт — это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые (ГОСТ от 15.11.1978 г. 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85) Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения (с изменениями N 1,2).

                    В соответствии с пунктом 2.1.1. Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории РФ, утв. Постановлением Госстроя России от 26.04.1999 г. N 31, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

                    Определение понятия капитального ремонта содержится также в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. Согласно указанному Положению капитальный ремонт — это ремонт здания с целью восстановления его ресурсов с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшение эксплуатационных показателей.

                    В соответствии с пунктом 7.5.6.4 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 30.12.1993 г. и согласованных с Госгортехнадзором РФ 27.12.1993 г., капитальный ремонт — это наибольший по объему и содержанию плановый ремонт, который проводится при достижении предельных величин износа в линейных сооружениях и связан с полной разборкой, восстановлением или заменой изношенных или неисправных составных частей сооружений.

                    Отнесение работ по устранению дефектов методом вырезки катушек на отдельных участках трубопровода к капитальному ремонту подтверждается также требованиями Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. N 279, согласно которым к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим.

                    В соответствии с отраслевыми документами РД 39-00147105-015-98 «Правила капитального ремонта магистральных нефтепроводов» и РД 153-39.4-067-00 «Методы ремонта дефектных участков действующих магистральных нефтепроводов» работы по переукладке, установке композитной муфты и замене катушек являются способами капитального ремонта магистральных нефтепроводов.

                    Согласно п. 1.3. Регламента по вырезке и врезке «катушек» соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры и подключению участков магистральных нефтепроводов (РД 153-39.4Р-130-2002*, согласованный Федеральным горным и промышленным надзором России Госгортехнадзор России письмо N 10-03/913 от 27.09.2002 г., N 10-03/686 от 07.07.2003 г.:

                    «Комплекс подготовительных и вспомогательных работ при вырезке, врезке и подключению участков трубопроводов должен проводиться в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов РД 153-39.4-056-00, Правил капитального ремонта МН РД 39-00147105-015-98, СНиП III-42-80*, СНиП 2.05.06-85*, Правил ликвидации аварий и повреждений на МН РД 153-39.4-114-01, Инструкции по технологии сварки при строительстве и капитальном ремонте МН РД 153-006-02, правил пожарной безопасности при эксплуатации МН ОАО «АК «Транснефть» ВППБ 01-05-99, Регламента по организации планирования и оформлению остановок магистральных нефтепроводов и других нормативных документов, определяющих безопасное производство, порядок и организацию ремонтных работ на магистральных нефтепроводах».

                    В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ «проектная документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежит государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса РФ».

                    Статья 49 Градостроительного кодекса РФ предусматривает следующий перечень объектов капитального строительства, в отношении которых не проводится государственная экспертиза проектной документации:

                    I. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

                    — многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (п. 3 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ);

                    — отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1. Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (п. 4 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ);

                    — отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1. Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (п. 5 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ);.

                    — государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство (ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ), а именно:

                    — строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ);

                    — строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) (п. 2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ);

                    — строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ);

                    — изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ);

                    — в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

                    — государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства (ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ);

                    II. Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится:

                    — в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ:

                    — отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства) (п. 1 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ);

                    — жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки) (п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ);

                    — отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (п. 4 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ);

                    — отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон (п. 5 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ);.

                    — а также в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство (ч. 3.1. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

                    Таким образом, Градостроительный кодекс РФ под объектами капитального строительства понимает только здание, строение, сооружение. При этом ни земля, ни иной природный ресурс не подпадает под эту категорию, поэтому Градостроительный кодекс не предусматривает требования о проведения государственной экспертизы только на проект рекультивации земель.

                    Вместе с тем п. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предусматривает комплексный подход при проведении государственной экспертизы, в результате которой оценивается соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе экологическим требованиям.

                    Учитывая требования п. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым предметом государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе экологическим требованиям, а также учитывая требования вышеизложенного п. 3 ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды», проект восстановления загрязненных земель (рекультивации земель) не должен проходить государственную экологическую экспертизу, однако должен быть включен в состав проектной документации на строительство, реконструкцию, проведение капитального ремонта, который, в свою очередь, должен пройти государственную экспертизу.

                    Кроме того, считаем необходимым обратить внимание и на Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Согласно подпункту «в» пункта 2 указанного постановления Правительства РФ N 145:

                    «При проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий оценка проектной документации и результатов инженерных изысканий на соответствие требованиям, явившимся предметом . государственной экологической экспертизы, . не проводится в случае, если до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим постановлением, по результатам указанных экспертиз получены положительные заключения, а также если положительные заключения по результатам указанных экспертиз будут получены по материалам, направленным для проведения этих экспертиз до 1 января 2007 г. Выводы этих экспертиз учитываются при подготовке заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

                    Таким образом, требования данного пункта постановления Правительства РФ подчеркивают важные моменты:

                    — комплексный характер государственной экспертизы;

                    — возможность рассмотрения материалов государственной экологической экспертизы после 1 января 2007 года если они были направлены для проведения экологической экспертизы до 1 января 2007 г.;

                    — учет выводов государственной экологической экспертизы при подготовке заключения государственной экспертизы.

                    Кроме того, согласно подпункту «ж» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145:

                    «Проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу утверждаемого Правительством РФ Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, при проведении государственной экспертизы проверяется на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку».

                    Несмотря на произошедшие изменения в градостроительном законодательстве, приказ Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 г. N 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» продолжает действовать в части, не противоречащей действующему законодательству.

                    Следует отметить, что приказ Минприроды от 22.12.1995 г. N 525/67 требует получения разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова (п. 11 Основных положений).

                    Кроме того, согласно п. 14 Основных положений, утв. Указанным приказом Минприроды РФ и Роскомзема для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.

                    В соответствии с п. 15 указанных Основных положений в состав Постоянной Комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.

                    Кроме того, согласно п. 17 Основных положений приемка-передача рекультивированных земель должна осуществляться в месячный срок после поступления в постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому должны прилагаться среди прочих следующие документы:

                    — копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

                    — проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы;

                    — отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме N 2-ТП (рекультивация) за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке.

                    Эти и другие документы должны быть отражены в акте приемки-сдачи рекультивированных земель.

                    Кроме того, после проведения рекультивации земель организация — природопользователь должна представить государственную статистическую отчетность N 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» в порядке, предусмотренном законодательством.

                    Согласно п. 24 Основных положений, утв. Приказом Минприроды России и Роскомзема государственное статистическое наблюдение за нарушенными землями, снятием и использованием плодородного слоя почвы проводится органами Роскомзема.

                    Обязанность в представлении отчета N 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» закрепляется в постановлении Федеральной службы государственной статистики от 28.06.2005 г. N 37 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами».

                    Таким образом, доказательством возмещения вреда могут служить только те фактические затраты, которые производились в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами восстановительных (рекультивационных) работ, которые, в свою очередь, проводились в соответствии с требованиями действующего законодательства. В противном случае, производимые природопользователем — причинителем вреда затраты, не должны учитываться при определении размера вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением.

                    studopedia.org

                    Читайте так же:  Дознание в отношении несовершеннолетних

Обсуждение закрыто.