Приказ 1067 от 02062014

Приказ 1067 от 02062014

Приказ Минфина России от 27.11.2017 N 1067 «О внесении изменений в Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. N 145н»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 ноября 2017 г. N 1067

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

И ОТЧЕТОВ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ В ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ГРАЖДАН ФОРМЕ,

УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 СЕНТЯБРЯ 2015 Г. N 145Н

В целях совершенствования прозрачности (открытости) бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов приказываю:

внести в Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. N 145н «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме», следующие изменения:

1. Пункт 1 дополнить словами «, а также организацию мониторинга и распространения лучших практик публикации бюджетов для граждан и иных мероприятий, направленных на повышение прозрачности (открытости) бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

2. Пункт 3 дополнить словами «, а также при проведении мероприятий, направленных на реализацию проектов инициативного бюджетирования».

3. Пункт 4.6 изложить в следующей редакции:

«4.6. Своевременность: бюджет для граждан следует публиковать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее двух недель с даты внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа или даты опубликования закона (решения) о бюджете, а также не позднее двух недель с даты внесения проекта закона (решения) об исполнении бюджета на рассмотрение законодательного (представительного) органа или даты опубликования закона (решения) об исполнении бюджета.».

4. Дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. При наличии официального сайта публично-правового образования (финансового органа публично-правового образования) и (или) специализированного информационного ресурса, предназначенного для размещения бюджетных данных, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» глоссарий, сведения об административно-территориальном делении публично-правового образования, иная информация, содержание которой остается неизменным на протяжении очередного финансового года и планового периода, могут быть представлены на указанных информационных ресурсах по решению финансового органа публично-правового образования.».

5. Пункт 18 изложить в следующей редакции:

«18. Информацию в бюджете для граждан, составленном на основе проекта закона (решения) об исполнении бюджета или закона (решения) об исполнении бюджета, рекомендуется представлять с указанием причин отклонения фактических значений от утвержденных в законе (решении) о бюджете.».

6. Дополнить пунктом 22.1 следующего содержания:

«22.1. В целях обеспечения своевременности публикации бюджета для граждан, составленного на основе проекта закона (решения) о бюджете, допускается включать в него сокращенный по усмотрению финансового органа публично-правового образования перечень рекомендуемой для включения в бюджет для граждан информации в соответствии с настоящим приказом.».

7. Пункт 29 изложить в следующей редакции:

«29. Бюджет для граждан, составленный на основе проекта закона (решения) о бюджете или закона (решения) о бюджете, рекомендуется публиковать не позднее двух недель с даты внесения проекта закона (решения) о бюджете высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа или даты опубликования закона (решения) о бюджете.».

8. Пункт 30 изложить в следующей редакции:

«30. Бюджет для граждан, составленный на основе проекта закона (решения) об исполнении бюджета или закона (решения) об исполнении бюджета, рекомендуется публиковать не позднее двух недель с даты внесения проекта закона (решения) об исполнении бюджета высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа или даты опубликования закона (решения) об исполнении бюджета.».

9. Дополнить разделом IV следующего содержания:

«IV. Организация мониторинга и распространения лучших

практик публикации бюджетов для граждан и иных мероприятий,

направленных на повышение прозрачности (открытости)

бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

33. Финансовым органам публично-правовых образований рекомендуется представлять по запросу Министерства финансов Российской Федерации информацию о подготовке публично-правовыми образованиями бюджетов для граждан, а также сведения об организации взаимодействия с гражданами и организациями в процессе планирования и исполнения бюджета в целях формирования ежегодного Доклада о лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (далее — Доклад), публикуемого на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

34. Финансовым органам публично-правовых образований рекомендуется использовать в своей работе, направленной на повышение прозрачности (открытости) бюджетов, содержащиеся в Докладе лучшие практики, основные тенденции и новации представления и распространения публично-правовыми образованиями бюджетов для граждан, подходы к организации взаимодействия с гражданами в процессе планирования и исполнения бюджета, к проведению мероприятий по повышению бюджетной грамотности населения.».

nalogcodex.ru

Приказ Роструда от 02.06.2014 N 199 «Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 426-ФЗ

«О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» ОРГАНИЗАЦИЯМИ,

В связи с введением в действие Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., N 31689), приказываю:

1. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации обеспечить:

1.1. Надлежащее осуществление системного государственного контроля (надзора) за соблюдением работодателями требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и реализацию мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации федеральных законов от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», утвержденным приказом Роструда от 12 февраля 2014 г. N 45.

1.2. Изучение государственными инспекторами труда прилагаемых к настоящему приказу Рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда и их применение при реализации полномочий по проведению федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Роструда И.И. Шкловца.

к приказу Федеральной службы

по труду и занятости

от 2 июня 2014 г. N 199

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ

ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

1. Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи должностным лицам территориальных органов Роструда, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности , по организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» , организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда.

Далее — государственные инспекторы труда.

Далее — Федеральный закон N 426-ФЗ.

2. Полномочия Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований Федерального закона N 426 всеми субъектами права, включая организации, уполномоченные на проведение специальной оценки условий труда, установлены статьей 25 данного Федерального закона, которая предписывает, что указанные полномочия должны осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При возложении на Федеральную службу по труду и занятости и ее территориальные органы указанных полномочий в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не были внесены изменения или дополнения, устанавливающие какие-либо особенности при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда.

Далее — Федеральный закон N 294-ФЗ.

В то же время, в целях правового обеспечения надлежащей реализации возлагаемых полномочий в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» во второй абзац статьи 356 и часть шестую статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации были внесены необходимые уточнения, снявшие ранее имевшиеся в трудовом законодательстве ограничения в отношении субъектов осуществляемого федеральной инспекцией труда федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности, возникавшие ранее при проведении проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих подобную деятельность.

Далее — Федеральный закон N 421-ФЗ.

Учитывая изложенное, при организации и проведении надзорно-контрольных мероприятий в отношении организаций, уполномоченных на осуществление специальной оценки условий труда, государственным инспекторам труда следует руководствоваться общими требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами в сфере государственного контроля (надзора), включая:

Читайте так же:  Правило на английском present perfect continuous

положения Конвенции Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947 г.) и Протокола к ней 1995 г., ратифицированными Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» ;

Далее — Конвенция N 81.

главу 57 Трудового кодекса Российской Федерации;

Федеральный закон N 294-ФЗ и иные федеральные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с его положениями (с учетом особенностей их применения, установленных упомянутыми выше международными договорами и законодательными актами);

Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875;

Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324;

Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июля 2009 г. N 378н;

положения о государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказами руководителя Роструда.

3. Состав, последовательность и сроки выполнения государственными инспекторами труда административных процедур (действий) по реализации полномочий, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности, и требования к порядку их выполнения установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 354н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2013 года, рег. N 27533) .

Далее — Административный регламент.

Учитывая изложенное, при организации и проведении проверок соблюдения требований Федерального закона N 426-ФЗ организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, государственным инспекторам труда надлежит руководствоваться положениями данного Административного регламента с учетом специальных норм, содержащихся в данном Федеральном законе и Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» .

4. В соответствии с общими требованиями действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере государственного контроля (надзора), проверки организаций, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, могут проводиться государственными инспекторами труда как в плановом, так и во внеплановом порядке при наличии соответствующих оснований, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ и статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации.

Общий порядок планирования надзорно-контрольных мероприятий установлен в разделе III Административного регламента. В качестве оснований для внесения в установленном порядке предложений о включении в план проведения плановых проверок конкретных организаций, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, в частности, может рассматриваться:

— наличие заключений уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о результатах государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда, проведенной конкретными организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, свидетельствующих о допущенных ими нарушениях обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда;

— выявление в ходе проведения в текущем году государственного контроля (надзора) за соблюдением работодателями требований законодательства о специальной оценке условий труда сведений, свидетельствующих о допущенных организациями, проводившими специальную оценку условий труда, нарушениях обязательных требований Федерального закона N 426-ФЗ;

— наличие жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Проверки указанных организаций по иным установленным действующим законодательством основаниям (в связи с поступившими в государственную инспекцию труда жалобами и иными обращениями работников о несогласии с результатами проведенной специальной оценки условий труда, в целях проверки выполнения ранее выданного предписания, наличием поручения органов прокуратуры и др.), как правило, проводятся во внеплановом порядке.

5. В соответствии с общими требованиями указанных выше нормативных правовых актов цели, задачи, предмет каждой конкретной проверки, правовые основания и форму ее проведения, а также перечень надзорно-контрольных мероприятий, необходимых для достижения целей и задач проверки, определяются руководителем государственной инспекции труда (его заместителем) исходя из обстоятельств и фактов, послуживших основанием для ее проведения.

Вместе с тем, ни при каких обстоятельствах задачами и предметом любой проверки, проводимой государственными инспекторами труда в целях осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда, не может являться оценка качества проведенной ими специальной оценки условий труда, так как в соответствии с положениями статьи 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 24 Федерального закона N 426-ФЗ решение данного вопроса отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

При организации и проведении проверок указанных организаций следует также учитывать, что подавляющее большинство организаций, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, в соответствии с действующим законодательством отнесено к хозяйствующим субъектам малого предпринимательства. В этой связи в каждом случае организации и проведения проверки указанных организаций государственные инспектора труда должны учитывать сроки проведения проверки (и сроки их возможного продления), установленные в статье 13 Федерального закона N 294-ФЗ: в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

6. В соответствии с требованиями части 1 статьи 19 Федерального закона N 426-ФЗ организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны соответствовать следующим требованиям:

а) в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;

б) организация должна иметь не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

в) в качестве структурного подразделения организация должна иметь испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом Российской Федерации по аккредитации (Росаккредитация) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, областью аккредитации которой должно являться проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, обязательных при проведении специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона N 426-ФЗ.

Исходя из положений Федерального закона N 294-ФЗ, указанные выше требования являются обязательными, соблюдение которых подлежит проверке в первоочередном порядке.

7. Сведения об организациях, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, содержатся в Реестре организаций, формируемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона N 426-ФЗ, которые согласно части 6 указанной статьи данного Федерального закона подлежат размещению на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Кроме того, сведения об организациях, проводивших специальную оценку условий труда, содержатся в разделе I Отчета о проведении специальной оценки условий труда (приложение N 3 к приказу Минтруда Российской Федерации от 24 января 2014 года N 33н), который в соответствии с требованиями части 3 статьи 28 Федерального закона N 426 должен передаваться в государственную инспекцию труда этими организациями.

Учитывая изложенное, представляется, что предварительные выводы о соответствии организаций, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, обязательным требованиям Федерального закона N 426-ФЗ, могут быть сделаны государственными инспекторами труда посредством сопоставления и анализа указанных сведений без назначения и проведения проверки указанных организаций.

В случаях недостаточности или отсутствия в государственных инспекциях труда указанных сведений, они могут быть дополнительно истребованы в организациях, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, в соответствии с полномочиями, установленными абзацем четырнадцатым статьи 356 и абзацем третьим статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом невыполнение указанных требований государственных инспекторов труда может являться основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении в установленном порядке в отношении виновных лиц дела об административном правонарушении (а с 1 января 2015 года назначении административного расследования административного правонарушения), в ходе рассмотрения (проведения) которого государственными инспекторами труда могут быть получены сведения, объективно подтверждающие соответствие либо несоответствие организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательным требованиям.

Иные сведения об организациях, предлагающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, размещаемые в различных источниках и средствах массовой информации, следует считать ненадлежащими и не использовать в практической работе по осуществлению государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.

8. При проведении выездной проверки соблюдения организацией, уполномоченной на проведение специальной оценки условий труда, требований Федерального закона N 426-ФЗ государственным инспектором труда в первоочередном порядке проверяются сведения о ее соответствии обязательным требованиям, которые устанавливаются на основании анализа документов, непосредственно представляемых руководителем проверяемой организации. При этом в ходе проводимой проверки государственным инспекторам труда рекомендуется последовательно осуществлять следующие действия:

8.1. Провести рассмотрение и анализ правоустанавливающих документов и юридических реквизитов организации, учитывая следующее:

Читайте так же:  П812 правил дорожного движения

8.1.1. При проверке оригиналов документов, свидетельствующих о наименовании юридического лица (организации), необходимо удостовериться, что полное наименование юридического лица (организации) соответствует наименованию, указанному в свидетельстве о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

8.1.2. Юридический адрес организации, отраженный во всех проверяемых документах, в том числе в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, должен соответствовать адресу, указанному в Уставе организации.

8.1.3. Сведения о государственном регистрационном номере юридического лица (организации), содержащихся в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, должны соответствовать данным, содержащимся в свидетельстве (копии свидетельства) о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (выписке из единого государственного реестра юридических лиц).

8.1.4. Сведения о государственной регистрации организации, указанных в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, должны соответствовать оригиналу документа (свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц или сведений из него (дата, номер, кем выдан).

8.1.5. Сведения об идентификационном номере налогоплательщика, указанном в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, должны соответствовать оригиналу документа (свидетельства) о постановке на учет в налоговом органе (дата, номер, кем выдан).

8.1.6. В Уставе организации должна иметься запись о том, что основным видом ее деятельности (одним из видов ее деятельности) является проведение специальной оценки условий труда.

По результатам исследований, проводимых по вопросам, указанным в пунктах 8.1.1 — 8.1.6 настоящих Рекомендаций, в зависимости от объемов и характера выявленных нарушений государственным инспектором труда может быть принято решение о предъявлении руководителю проверяемой организации требования в виде обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, включая внесение в установленном порядке изменений в правоустанавливающие, учредительные и регистрационные документы организации.

8.2. Провести проверку соблюдения обязательных требований к кадровому составу организации, в ходе которой должно быть проверено фактическое наличие в организации необходимого количества штатных специалистов (экспертов), имеющих соответствующее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и необходимый стаж практической работы в области оценки условий труда с учетом требований, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 19 и статьей 20 Федерального закона N 426-ФЗ.

В указанных целях в ходе проверки государственный инспектор труда должен потребовать от проверяемой организации представления письменной информации о квалификации, профессиональной подготовке и аттестации каждого специалиста-эксперта, привлекаемого для проведения работ по специальной оценке условий труда, которая должна содержать следующие сведения:

фамилию, имя, отчество;

образование (наименование высшего учебного заведения, специальность, год окончания);

сведения о наличии опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда (не менее трех лет);

сведения о дополнительной профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалиста-эксперта (где проводилась, номер и дата протокола, свидетельства, аттестата и т.п.) в объеме не менее чем 72 часа;

номер и дата выдачи сертификата эксперта (дубликата сертификата) и дата окончания их действия;

область (области) деятельности, в рамках которых эксперт вправе выполнять работы по проведению специальной оценки условий труда.

Представленные сведения должны соответствовать данным об экспертах, содержащимся в реестре экспертов организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда, формируемом в установленном порядке Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В целях проверки достоверности предоставленной информации проверяющему государственному инспектору труда следует сопоставить ее со штатным расписанием организации, проверить наличие трудовых договоров, заключенных с заявленными организацией специалистами-экспертами, привлекаемыми для проведения специальной оценки условий труда.

По результатам проводимой по данным вопросам проверки в зависимости от объемов и характера выявленных нарушений государственным инспектором труда могут быть внесены руководству государственной инспекции труда предложения о направлении в соответствии с полномочиями, установленными статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации, представления в национальный орган по аккредитации о приостановке в установленном порядке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда, или предложений в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

8.3. Провести проверку сведений о наличии в организации, уполномоченной на проведение специальной оценки условий труда, аккредитованной испытательной лаборатории (центра) и ее соответствии обязательным требованиям, установленным Федеральным законом N 426, в ходе которой получить объективные сведения об аккредитации испытательной лаборатории, области ее аккредитации и наличии аттестованного измерительного оборудования и поверенных средствах измерения, предназначенных для измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда.

При проведении указанной проверки необходимо учитывать следующее:

8.3.1. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий определены введенным в действие с 1 января 2013 года национальным стандартом ГОСТ Р 51000.4-2011 (утвержден приказом Ростехрегулирования от 29 июня 2012 г. N 143 для добровольного применения).

Порядок аккредитации испытательных лабораторий (центров) установлен Правилами аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 602 . Наряду с этим, с 29 июня 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который на законодательном уровне регулирует порядок аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия, а также осуществления контроля за исполнением ими требований аккредитации.

Далее — Правила аккредитации.

В соответствии с действующими Правилами аккредитации и полномочиями, установленными Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845 (с изменениями на 25 февраля 2014 г.), осуществление контроля за деятельностью аккредитованных лиц, включая соблюдение испытательными лабораториями (центрами) принципов надлежащей лабораторной практики, возложено на Федеральную службу по аккредитации. В частности, в соответствии с пунктом 45 Правил аккредитации подтверждение соответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации осуществляется в плановом порядке Федеральной службой по аккредитации в форме проведения инспекционного контроля и в этой связи не может являться предметом проверки, проводимой государственной инспекцией труда.

С учетом изложенного и положений статьи 19 Федерального закона N 426-ФЗ представляется, что при проведении проверки соблюдения организации, уполномоченной на проведение специальной оценки условий труда, обязательных требований данного Федерального закона государственному инспектору труда надлежит ограничиться рассмотрением полученных от руководителя проверяемой организации документально подтвержденных сведений о наличии и реквизитах аттестата аккредитации измерительной лаборатории (центра), а именно:

наименование аккредитующего органа, выдавшего аттестат аккредитации;

дата выдачи и реквизиты аттестата аккредитации;

срок действия аттестата аккредитации;

область аккредитации, включая сведения о дополнении и изменении области аккредитации (при их наличии);

иные особые (специальные) условия аккредитации, содержащие в аттестате аккредитации (при их наличии).

При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями подпункта 3 части 1 статьи 19 Федерального закона N 426-ФЗ областью аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, должно являться проведение исследований (испытаний) и измерений всех без исключения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, перечисленных в подпунктах 1 — 11 и 15 — 23 части 3 статьи 13 Федерального закона N 426-ФЗ (а в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 13 и частью 2 статьи 19 данного Федерального закона и указанных в подпунктах 12 — 14 и 24 части 3 статьи 13 Федерального закона N 426-ФЗ).

Вместе с тем в случаях выявления в ходе анализа представленных документов сведений о фактическом проведении после 1 января 2014 года специальной оценки условий труда организациями, имеющими в своем составе (привлекающими) испытательные лаборатории (центры), не прошедшие в установленном порядке аккредитацию, или область аккредитации которых не соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона N 426-ФЗ либо срок действия аттестата аккредитации которых истек, государственный инспектор труда в соответствии с положениями подпункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ вправе предъявить работодателю предписание с требованием проведения внеплановой специальной оценки условий труда, за исполнением которого должен быть установлен надлежащий контроль, предполагающий обязательную реализацию государственным инспектором труда предоставленных полномочий по привлечению к ответственности виновных лиц в случае его невыполнения.

Одновременно с этим рекомендуется внести предложение руководству государственной инспекции труда о направлении информации о выявленных фактах в соответствующие органы прокуратуры, финансового контроля и антимонопольной службы.

8.3.2. При проведении проверки оснащенности испытательной лаборатории (центра) аттестованным испытательным оборудованием и поверенными средствами измерений, предназначенными для измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, государственным инспектором труда проверяется фактическое наличие в испытательной лаборатории (центре) средств измерений и испытательного оборудования, необходимых для проведения комплекса исследований (испытаний) и измерений, проводимых в ходе специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона N 426-ФЗ.

Средства измерений и испытательное оборудование должны находиться на балансе проверяемой организации, уполномоченной на проведение специальной оценки условий труда (проверяется по данным бухгалтерского учета), либо находиться в долгосрочной аренде (проверяется по наличию договоров аренды).

После проведения анализа указанной документации государственному инспектору труда рекомендуется провести выборочную проверку фактического наличия в проверяемой организации указанных средств измерений и испытательного оборудования. В случае, если на момент проверки средства измерения находятся вне территории проверяемой организации, государственный инспектор труда должен потребовать от руководителя организации документального подтверждения сведений о командировании специалистов-экспертов организации, использующих данные средства измерения, и передачи им соответствующего оборудования.

Читайте так же:  Источники для работы юриста

В случаях выявления фактов неполной обеспеченности измерительной лаборатории (центра) средствами измерений и испытательным оборудованием, необходимыми для проведения надлежащих исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, государственным инспектором труда могут быть подготовлены и внесены руководству государственной инспекции труда предложения о направлении в соответствии с полномочиями, установленными абзацем двадцать первым статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации, представления в национальный орган по аккредитации о приостановке в установленном порядке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда.

9. В ходе проверки соблюдения организацией, уполномоченной на проведение специальной оценки условий труда, требований Федерального закона N 426-ФЗ государственным инспектором труда должно быть проверено исполнение организацией обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 6 данного Федерального закона.

В частности, в соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Учитывая данные требования, в целях оценки полноты произведенных в ходе специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов государственному инспектору труда надлежит выборочно рассмотреть протоколы результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, проведенных проверяемой организацией на рабочих местах какого-либо хозяйствующего субъекта в рамках специальной оценки условий труда, сопоставляя содержащиеся в них сведения со сведениями, содержащимися в иных материалах, подлежащих оформлению в ходе специальной оценки условий труда, учитывая при этом следующее:

9.1. В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ перечень рабочих мест, на которых должна проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных мест утверждается комиссией по проведению специальной оценки условий труда, сформированной работодателем, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда.

9.2. Протоколы результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса должны оформляться в отношении каждого из вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаний) и измерениям, и содержать сведения, указанные в пункте 16 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 года, рег. N 31689) .

9.3. В соответствии с пунктом 6 Методики исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат все вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, которые были идентифицированы экспертом на данном рабочем месте. В этой связи государственному инспектору труда следует рассмотреть заключение эксперта по результатам проведенной им идентификации, результаты которой в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 426-ФЗ подлежат утверждению комиссией по проведению специальной оценки условий труда, сформированной работодателем.

Одновременно с этим при проведении выборочной проверки полноты проведенных проверяемой организацией исследований и измерений государственному инспектору труда следует рассмотреть сформированный экспертом в соответствии с требованиями части 7 статьи 10 Федерального закона N 426-ФЗ перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, указанных в части 6 данной статьи Федерального закона и пункте 11 Методики, в отношении которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится, а именно:

рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

В случаях установления в ходе выборочной проверки сведений, указывающих на проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов не в полном объеме, то есть на ненадлежащее проведение специальной оценки условий труда и невыполнение таким образом обязательных требований Федерального закона N 426-ФЗ, государственному инспектору труда следует рассмотреть вопрос о предъявлении работодателю предписания о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ либо направлении в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда представления о проведении экспертизы качества проведенной проверяемой организацией специальной оценки условий труда в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 24 Федерального закона N 426-ФЗ, по результатам которой государственным инспектором труда также должен быть рассмотрен вопрос о предъявлении работодателю предписания о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Наряду с этим, с 1 января 2015 года при выявлении допущенных организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, и состоящими в их штате специалистами-экспертами нарушений обязательных требований Федерального закона N 426-ФЗ государственные инспекторы труда вправе возбуждать в отношении виновных лиц дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

10. Результаты проверки подлежат оформлению актом проверки установленной формы, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., рег. N 13915), и должны содержать все установленные в ней сведения. В акте проверки указываются выявленные в ходе проверки несоответствия и нарушения обязательных требований (при их наличии), за исключением нарушений, устраненных в ходе проверки.

При оформлении акта проверки необходимо учитывать следующее:

10.1. Акт проверки оформляется государственным инспектором труда непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям проверяемой организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя или полномочных представителей проверяемой организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле государственной инспекции труда.

В этой связи следует учитывать, что статья 16 Федерального закона N 294-ФЗ содержит специальное положение, устанавливающее способ направления акта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в случаях отказа в ознакомлении проверенных лиц (их представителей) с актом проверки в целях фиксации завершения проверки в указанных случаях.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных в ходе проверки исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается полномочным представителям хозяйствующего субъекта под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа Роструда.

10.2. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось и было получено согласование ее проведения с органом прокуратуры Российской Федерации, копия акта проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки.

10.3. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ непредоставление акта проверки в сроки, установленные частью 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица.

Одновременно с этим в соответствии со статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление акта проверки государственным инспектором труда в установленные сроки является одним из оснований для привлечения его к административной ответственности.

10.4. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемой организации имеют право указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями государственных инспекторов труда.

В этой связи государственный инспектор труда, проводящий проверку, обязан разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемой организации их право представить руководителю государственной инспекции труда в письменной форме свои возражения и несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки либо выданном предписании об устранении выявленных нарушений в соответствии с частью 12 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки. При этом к возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Следует учитывать также, что указанная норма не ограничивает права уполномоченных должностных лиц проверенной организации на обжалование действий и решений государственных инспекторов труда, проводивших проверку, в порядке, установленном действующим законодательством.

legalacts.ru


Обсуждение закрыто.