Презентация закон об образовании для педагогов

Презентация закон об образовании для педагогов

Презентация к уроку по теме:
Ознакомление воспитателей ДОУ с Федеральным законом об образовании РФ- 2013 год.

Презентация представляет пункты и статьи закона,которые непосредственно касаются воспитателей ДОУ. Первые слайды определяют назначение,направленность и объем закона. Затем зрители видят схему структуры системы образования,уровни общего образования,виды образования. Подробнее рассматривается гл.7,ст.64,которая так и называется » Дошкольное образование»..Следующие слайды раскрывают закон на предмет прав и свобод работников образования,показывают трудовые права и социальные гарантии,обязанности работников образования.в конце презентации внимание уделяется аттестации педагогических работников.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Российская Федерация Федеральный закон об образовании Российской Федерации В редакции Федеральных законов от 07.05.2013 № 99 – ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ . 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ Принято Государственной думой 21 декабря 2012 г. Одобрено Советом Федерации 26 декабря 2012.

Назначение, направленность, объем Предметом регулирования закона является общественные отношения, возникающие в сфере образования, в связи с реализацией права на образование. Закон устанавливает : правовые, организационные, экономические основы образования в РФ; основные принципы госполитики РФ; общие правила функционирования системы образования. Закон определяет правовое положение участников. Объем – 15 глав, 111 статей

Структура системы образования СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС; ФГТ; Образовательные программы Организации, осуществляющие обр.деятельность; Педагоги, Обучающиеся; Законные представители Органы управления Организации, оценивающие качество образования Объединения, осуществляющие образовательную деятельность Гл. 12. ст. 97 Информационная открытость системы образования

Уровни общего образования Что изменилось: Дошкольное образование вводится как самостоятельный уровень общего образования; Уточнение наименования: среднее (полное) общее образование называется «среднее общее образование»; Ступени общего образования = Уровни образования. Термин «ступень» – не используется.

Становится ли дошкольное образование обязательным? Федеральный закон № 273-ФЗ закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления. В отличие от начального общего, основного общего и среднего общего образования получение дошкольного образования не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.

Дошкольное образование Гл. 7.ст. 64

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста. Освоение образовательной программы НЕ сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Законные представители детей имеют право на получение БЕСПЛАТНОЙ консультативной помощи. Дошкольные образовательные ОРГАНИЗАЦИИ осуществляют присмотр и уход за детьми. Дошкольное образование Гл. 7.ст. 64

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Образовательные программы Гл. 2.ст. 12 Основные общеобразовательные программы; Основные профессиональные образовательные программы; Программы профессионального обучения. Дополнительные общеобразовательные; Дополнительные профессиональные. БЫЛО СЕЙЧАС

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ

Академические права и свободы педагогических работников Гл. 5.ст. 47

Трудовые права и социальные гарантии Гл. 5.ст. 47

Обязанности педагогических работников Гл. 5.ст. 48

Аттестация педагогических работников Цель – подтверждение соответствия занимаемой должности или установление кв.категории. Периодичность – 1 раз в 5 лет. Аттестационная комиссия формируется самостоятельно организацией либо органами исполнительной власти,в зависимости от цели аттестации. Порядок проведения аттестации устанавливается органами исполнительной власти,осуществляющими функции по выработке госполитики и н-п регулированию в сфере образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических работников1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2.Проект приказа Минобрнауки России «Об устан.

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации&quot.

nsportal.ru

Профессиональный стандарт педагога. Федеральный закон 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемГалина Лалитина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Профессиональный стандарт педагога. Федеральный закон 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»» — Транскрипт:

1 Профессиональный стандарт педагога

2 Федеральный закон 273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации»

3 Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

4 Профессиональный стандарт педагога 1. Область применения. а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; в) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

5 Термины и определения применительно к педагогу Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

6 Содержание профессионального стандарта педагога 1)Иметь высшее образование. 2)Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3)Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). 4)Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 5)Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников. 6)Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 7)Владеть ИКТ-компетенциями Часть первая: обучение

7 Содержание профессионального стандарта педагога Часть вторая: воспитательная работа 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

8 6. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. 7. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. 12. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка. 8. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. 11. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 9. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

9 13. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации. 14. Уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. 16. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач. 17. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. 18. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 15. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

10 Содержание профессионального стандарта педагога Часть третья: развитие 5. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. 3. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития 4. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 2. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 1. Умение читать документацию специалистов

11 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка 7. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 11. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 12. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 9. Умение составить психолого- педагогическую характеристику личности учащегося.

12 13. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду. 14. Умение осуществлять психолого- педагогическое сопровождение образовательных программ. 16. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся. 18. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения 19. Владение психолого- педагогическими технологиями необходимыми для работы с различными учащимися 20. Умение формировать детско- взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных особенностей учащихся. 17. Знание основных закономерностей семейных, отношений.

Читайте так же:  Ст327 ук рф статья 327 ук рф

13 Содержание профессионального стандарта педагога Часть четвертая: Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе 1)Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика. 2)Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе. 3)Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста. 4)Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю. 5)Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. 6)Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

14 Содержание профессионального стандарта педагога Часть пятая: Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования 1)Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. 2)Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; 3)Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. 4) Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста. 5)Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную. 6)Уметь планировать и корректировать образовательные задачи. 7)Реализовывать педагогические рекомендации специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы. 8)Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды 9)Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга. 10)Владеть методами и средствами психолого-педагогического. 11)Владеть ИКТ-компетенциями.

15 Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога 1) Общие подходы 2) Оценивая профессиональные качества педагога учащимися и их родителями 3) Оценка требований предъявляемые к учителю посредством внутреннего аудита. 4) Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения. 5) Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.

16 Компоненты ИКТ-компетентности учителя Общепользовательский компонент Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации). Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. Клавиатурный ввод. Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками). Навыки поиска в Интернете и базах данных. Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

17 Общепедагогический компонент Педагогическая деятельность в информационной среде Организации образовательного процесса. Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде. Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде. Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.

18 Предметно-педагогический компонент Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика). Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

19 Психолого-педагогические требования к квалификации учителя · Гражданская и социальная идентичность. · Уважение прав и свобод личности. · Система ценностей личности. · Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде. · Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития. · Развитие коммуникативной компетентности обучающихся. · Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся. · Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий. · Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности. · Формирование детско-взрослых сообществ. · Становление картины мира.

20 Профессиональный стандарт учителя математики и информатики 1. Предметная компетентность учителя математики и информатики 2. Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру 3. Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики

21 1. Предметная компетентность учителя математики и информатики Уметь решать задачи элементарной математики (включая отдельные новые задачи регионального этапа Всероссийской олимпиады). Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне, который может устанавливаться в зависимости от аттестационной категории учителя. Владеть основными математическими компьютерными инструментами: o визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов, o вычислений – численных и символьных, o обработки данных (статистики),o экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика). Квалифицированно набирать математический текст. Иметь представление о широком спектре приложений математики и знать доступные учащимся математические элементы этих приложений. Использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся. Иметь канал консультирования по сложным математическим вопросам.

22 2. Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру Уметь совместно с учащимися строить логические рассуждения. Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты. Совместно с учащимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации. Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях. Выполнять совместные межпредметные проекты, рецензировать размещенные в информационной среде работы учащихся по другим предметам с математической точки зрения. Распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности ученика к занятиям математикой. Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс.

23 3. Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов. Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных способов его обучения и развития. Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся. Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе. Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения. Организация олимпиад, конференций, турниров, математических игр в школе.

www.myshared.ru

Презентация для педагогов «Система образования в Российской Федерации»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Система образования в Российской Федерации Составитель: Оплетаева Оксана Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории Шадринск , 2017 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 24 «Берёзка» Презентация

План 1. Принципы государственной политики в области образования. 2. Система образования в РФ и органы управления образованием. 3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура. 4. Основные тенденции развития современного образования.

Система образования – модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.

Принципы государственной политики в области образования В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлены основные положения государственной политики в области образования. По существу, это исходный пункт, основа государственной концепции образования. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5. свобода и плюрализм в образовании; 6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т. д.). Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

Система образования в РФ и органы управления образованием Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 8) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих: ► преемственных образовательных программ и государственных обра­зовательных стандартов различного уровня и направленности; ► сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; ► органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций. Цель системы образования — обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан — воспитанности и обученное. Право на обра­зование — основное и естественное право человека — реализуется им всю жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека. Право на образование имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребности в информации и образовании стоят на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Читайте так же:  Как оформить пособия по уходу за инвалидом

Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развиваются. Одно из важных изменений — развитие Государственных образовательных стандартов (ГОС). В числе разрабатываемых законопроектов находится проект закона «О государственных минимальных социальных стандартах», в которые планируется включить и стандарты в области образования: набор общедоступных и бесплатных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях; уровень обязательного образования, который должен получить каждый гражданин страны. Содержание образования определено, как известно, в общеобразова­тельных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программах (ст. 9). Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и возможностей личности в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Независимо от форм получения образования для объективной оценки уровня образования используются Государственные образовательные стандарты, которые устанавливаются федеральным законом.

Органы управления образованием В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием: ► Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования; ► федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения); ► государственные органы управления образованием субъектов Федерации. Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления

К компетенции государственных органов управления образованием относятся: ▪ разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования; ▪ разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; ▪ государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации; ▪ установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов; ▪ формирование структуры системы образования; ▪ разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; ▪ прямое финансирование деятельности учрежденных ими образова­тельных учреждений; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; ▪ контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования Российской Федерации, согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, науч­ных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти. Ведомственными органами управления образованием являются различные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями. В субъектах Федерации управление образованием осуществляют: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах Федерации — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции Минобразования России, но осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.

Организация управления образованием

Образовательные учреждения, их типы и организационная структура Согласно ст. 12 Федерального закона образовательными учреждениями являются такие, в которых осуществляется образовательный процесс (реализуется одна или несколько образовательных программ; обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников). Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом и может быть по организационно-правовым формам государственным, муниципальным; негосударственным (частным, учреждением общественной и религиозной организации). Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях, утвержденными Правительством Российской Федерации, то для негосударственных образовательных учреждений они являются примерными.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях. Образовательные учреждения вправе создавать образовательные объединения в целях развития и совершенствования образования. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом. Права и обязанности учреждений дополнительного образования распространяются и на общественные организации, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Типы образовательных организаций «Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности» [Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2016] [Глава III] [Статья 23] Федеральный Закон выделяет следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: 1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; 2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; 3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования; 4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; 2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации должны содержаться в ее наименовании. В наименовании также могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Типология образовательных учреждений в зависимости от правового статуса После вступление в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения отличаются друг от друга теми возможностями, которые получила их администрация для осуществления своей деятельности. Казенное учреждение максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получает финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения имеют больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ложится и больший груз ответственности, поскольку учредитель не предоставляет им финансовых гарантий. Образовательные учреждения, которые уже перешли в статус автономных, после вступление в силу Закона № 83-ФЗ практически не заметили перемен. Бюджетные учреждения, которые стали казенными, получают еще больше ограничений на осуществление приносящей доход деятельности, но в целом работают как и прежде. Принципиальные изменения произошли только в деятельности бюджетных учреждений. Можно сказать, что существовавшие ранее бюджетные учреждения наиболее близки по своим возможностям к нынешним казенным учреждениям, новое же бюджетное учреждение стало ближе к современному автономному.

Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений: ▪ казенное учреждение – это «государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы»; ▪ бюджетное учреждение – это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах». Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» ▪ автономное учреждение – это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами».

Реализация общеобразовательных программ (ст. 17) осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных про­грамм с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Читайте так же:  Реестр проблемных объектов

Дошкольные учреждения — ясли, детские сады создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В дошкольных учреждениях предусматривается сенсорное развитие ре­бенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориен­тировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурно­го поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуаль­ного развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в вос­питании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность обра­зовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех сло­ев населения. Органы местного самоуправления организуют и координиру­ют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование (ст. 19) включает три ступени. Они соответствуют уровням образова­тельных программ: начальное общее; основное общее; среднее (полное) общее образование.

Общеобразовательные учреждения соответствуют трем основным периодам развития ребенка: детству, отрочеству, юности. Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегриро­ванных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам. Общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разреше­ния) на указанный вид деятельности. Основная школа должна закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Для глубокого усвоения основ наук и формирования научного мировоззрения, помимо обязательных предметов, охватывающих 75—80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы. Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеобразовательных школах

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. В настоящее время проявляется тенденция преобразования общеобра­зовательных школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, многопрофильные школы и др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, колледжи при вузах и университетах. Такие изменения в процессе получения образования выявляют следующие особенности: ▪ тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса; ▪ создание прочных основ профессиональной ориентации; ▪ создание основ для осмысленного выбора будущей профессии молодежью; ▪ ориентация на социальный заказ. Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. Учреждения профессионального образования: начального (училища); среднего (техникумы, колледжи); высшего (институты, университеты, академии); послевузовского (аспирантура, докторантура); курсы, институты повышения квалификации и переподготовки. Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возможность повышения уровня образования.

Начальное профессиональное образование (ст. 22) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основ­ного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах). Среднее профессиональное образование (ст. 23) ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. Высшее профессиональнее образование (ст. 24) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в высших учебных заведениях. Высшее образование — образование, содержание которого ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России есть гуманитарные, педагогические, медицинские, технические университеты. За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Особенностью современного университета является плавное вхождение студентов в процесс научного творчества, приобщения их к научно-исследовательской работе.

Послевузовское профессиональное образование (ст. 25) предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование — это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой. Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги (ст. 26) реализуются в целях всестороннего удовлетворения образователь­ных потребностей граждан, общества, государства. Специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих воспитанников — для воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Школы коррекционного характера обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию учащихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия родителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — интернаты, детские дома — решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей 3—7 лет), смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста), детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах. Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупно­сти научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. Общеобразовательная школа является управляемой и управляющей открытой системой, в которой происходит постоянный обмен информацией с окружающей средой, с другими социальными институтами (взаимодействие носит цикличный характер). Каждая ступень общего образования решает свои специфические задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели — развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых количественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования.

Основные тенденции развития современного образования Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в современном образовании. Первая тенденция — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, — между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения — знаково-контекстного (по А.А. Вербицкому). Вторая тенденция — индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция — переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся или, по выражению А.А. Вербицкого, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания» и «школе мышления». Четвертая тенденция соотносится, по А.А. Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся. Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

Тенденции изменения общей ситуации образования совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России: интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений; гуманизация — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами; дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника; демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, за интересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием. Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.

infourok.ru


Обсуждение закрыто.