Правило на суффиксы чик щик

Правило на суффиксы чик щик

Правописание суффиксов чик/щик

Цели:

  • познакомить учащихся с условием выбора правописания суффиксов чик/щик,
  • научить обосновывать условия выбора согласных ч/щ в данных суффиксах и различать суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением от суффикса со значением профессии и черт характера;
  • Развивать кругозор и словарный запас учащегося, раскрывая лексические значения незнакомых слов, используя синонимы.
  • Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к языку.
  • Тип урока: комбинированный.

    Оформление: рисунок с изображением волшебника, плакаты, доска.

    Ход урока

    I. Д/з.

    Написать сказку, детективную историю (чик/щик), стихотворение.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    III. Разминка.

    /Устно объяснить правописание орфографии/.

    IV. Наблюдение.

    /Доска/

    Ребята, сегодня к нам на урок пришёл маленький волшебник, чтобы помочь Вам тоже стать волшебниками. Да, да — волшебниками. Для этого стоит лишь проявить терпение, внимательность и наблюдательность.

  • Вы должны найти и выделить суффиксы в словах, написанных на доске.
  • Какое лексическое значение имеют эти суффиксы в данных словах?

а) принадлежность к профессии

б) черты характера

– С первым заданием Вы справились.

– Можно фонетически различить эти суффиксы?

  • Объясните, когда пишется суффикс чик?
  • Что влияет на его правописание?
  • /После каких букв пишется?/

    А вот волшебная фраза Вам подарок от нашего гостя: волшебная фраза

    – Почему, скажите, она волшебная?

    – Именно после этих согласных и пишется суффикс чик!

    V. Закрепление.

    Образуйте новые слова.

  • Стекло —> стекольщик
  • Доклад —> докладчик
  • Буфет —> буфетчик
  • Обман —> обманщик
  • Заказ —> заказчик
  • колокол —> колокольчик – какое значение имеет? (уменьшительно-ласкательное)
  • перебежать —> перебежчик
  • табун —> табунщик
  • Каждый из Вас является волшебником. И сейчас в этом вы убедитесь,

    – Ребята, выделите суффиксы в написанных словах?

    – Какое значение имеет в этих словах суффиксы чик//щик? /обозначают принадлежность к профессии/.

    б) Отгадай словечко: с объяснением и выделением суффикса

    Выборочный диктант. Выписать слова с изучаемыми суффиксами. Является текстом? Доказать.

    Профессии на любой вкус.
    Каждый человек может выбрать специальность по своему желанию. При постройке зданий нужны каменщики, пильщики, печники, кровельщики, водопроводчики.
    На железных дорогах работают машинисты, смазчики, заправщики, грузчики, угольщики. Без них не мог бы чётко работать железнодорожный транспорт.
    Труд забойщиков и крепильщиков даёт стране драгоценный уголь.
    Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резчики, полировщики, гравёры.

    в) Распределительный диктант. Распределить в колонки в зависимости от значения.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а)

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Урок Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) (§16)

    Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

    I. Интеллектуальная разминка .

    — Ответьте на вопросы, запишите слова-ответы, выделите суффиксы. Как образованы записанные слова?

    Как называют человека, который умеет:

    1) барабанить – барабан щик

    2) составлять компьютерные программы – программ ист

    3) обучать чему-либо – учи тель

    4) играть в баскетбол – баскетбол ист

    5) ловить рыбу – рыб ак

    6) переводить с иностранного языка – перевод чик

    7) спасать людей – спаса тель ?

    II. Организация наблюдения.

    Этот урок посвятим правописанию суффиксов существительных -чик-, -щик-,(-чиц(а), -щиц(а)) .

    Начнём с наблюдения за существительными. Ответим на вопросы, обратим внимание на слова-ответы, выделим суффиксы, подумаем: как образованы записанные слова?

    Слова барабан щик , программ ист , учи тель , баскетбол ист , рыб ак , перевод чик ,спаса тель – это существительные со значением лица, они образовались при помощи суффиксов со значением лица: -чик- , -щик- , -тель- , -ист- , -ак- ;

    слова плиточ ник , отделоч ник , ток арь – также обозначают лицо, они образованы при помощи суффиксов – -ник- , -арь- ,

    а существительные женского рода закрой щиц а, копироваль щиц а, налад чиц а – при помощи суффиксов -чиц- , -щиц- .

    2. Сложности, возникающие при написании существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

    Произнесём слова 1 и 2 столбиков, сравним произношение и написание слов с суффиксами, подумаем: произношение какого суффикса не всегда соответствует написанию:

    В словах разносчик , перебежчик , возчик , смазчица , подписчица произношение и написание не совпадают. А это слова именно с суффиксами -чик- , -щик- , ( -чиц(а), -щиц(а) ).

    Чем же объясняется такая разница? Здесь действуют фонетические законы: буквосочетания зч , сч , жч , сщ на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук щ .

    Читайте так же:  Аккорды алиса суд

    3. Правило написания существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), —

    В каких случаях пишем -чик- , -чиц(а) , а в каких -щик- , — щиц(а) ? Чтобы не ошибиться в написании слов с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) нужно определить, от какого слова образовано существительное и применить правило:

    После букв д/т , з/с , ж пишется суффикс -чик- : изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик , в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л : пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    Запомнить буквы з, с, ж, д, т пред которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза « ЗоСя ЖДёТ », в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

    Труден и сложен русский язык,
    Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
    Любит трудиться, но очень раним,
    Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
    Грузчик, разносчик, водопроводчик –
    Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

    В словах 2 столбика в существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж , а в остальных случаях суффикс –щиц(а) .

    4. Как применять правило

    Потренируемся в правописании суффикса.

    В слове переплёт…ик пишем -чик , потому что слово образовано от глагола переплетать, перед суффиксом стоит т , в соответствии с правилом после т пишем -чик .

    В слове камен…ик , пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж .

    В слове кровел. щик пишем ь , так как после л; пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж.

    В существительном вязал…ица пишем также ь , и –щиц , а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц -, т.к. после д .

    Итак, в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: « ЗоСя ЖДёТ »): изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик ; в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик , фона рщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л :пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    III. Обращение к правилу на с. 83.

    IV. Закрепление. Упр. 121—124 (задание 1).

    V. Работа с текстом.

    Глубоководную рыбу крысохвоста недаром называют еще барабанщиком морских глубин. Самец с помощью особых мышц издает звук, похожий на барабанный бой. Этот звук привлекает самку. (Р. Маррис, пер. с англ. А. Голова)

    — С помощью каких средств связаны предложения в тексте?

    — Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный разбор.

    — Выпишите слова, образованные сложением, выполните их морфемный разбор.

    — Выделите приставки, объясните их правописание.

    VI. Подведение итогов. Упр. 124 (задание 2).

    VII. Дифференцированное домашнее задание. § 16.упр. 120., упр. 125.

    infourok.ru

    3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

    При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

    1) правописание гласных в суффиксах существительных;
    2) правописание согласных в суффиксах существительных.

    Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

    Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

    1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

    а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

    Ключ ик – ключ ик а.

    суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Замоч ек – замо чк а.

    Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

    Залив → залив чик .

    б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш ;

    Шуба → шуб оньк а.

    суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш .

    Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

    Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька;

    в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

    суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

    В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Гор ец – гор ц а.

    г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- ( ц чередуется с ч );

    Читайте так же:  Экспертиза проектной документации в рк

    Пугов иц а → пугов ичк а.

    В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

    Им ечк о, Ман ечк а.

    Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

    д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

    Горош ин а → горош инк а.

    Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на , у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

    Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

    Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

    2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

    а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж ;

    Разве д чик , счё т чик , расска з чик .

    суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

    Пи ль щик , ато м щик .

    б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т .

    Каба к → каба т чик ; разда ч а → разда т чик .

    licey.net

    Суффиксы -чик-, -щик-

    1. В первом училище готовили шлифовщиков, а во втором — наборщиков, печатников и переплетчиков. 2. Смазчик на каждой станции проверял колеса вагонов. 3. На строительстве школы каменщики завоевали первенство. 4. Геологоразведчики нашли новое богатое месторождение нефти. 5. Открыв дверь в комнату сварщиков, девочки остановились на пороге. 6. Каждый вечер к столбам подходил фонарщик с лестницей и зажигал фонари.

    8. Извозчик перевозил на пристань капусту, морковь и свеклу.

    Слесарь-водопроводчик быстро исправил повреждение. 9. Во двор зашел стекольщик и лудильщик. 10. Каждое утро газетчик приносил нам свежую газету. 11. Речи зарубежных гостей передавали переводчики. 12. Впереди пионерского отряда шел барабанщик. 13. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. (Жит.) (98 слов.)

    1. Нашей стране нужны многочисленные квалифицированные кадры рабочих: сборщики промышленного оборудования, электрогазосварщики, переплетчики книг и брошюр, резчики по дереву и камню, пильщики и краснодеревщики. 2. Старик оказался хорошим рассказчиком интересных случаев из своей жизни.

    3. С раннего утра и до позднего вечера на пристани работали грузчики. 4. У берега реки всегда можно было найти перевозчика. 5. На постройке плотины особенно хорошо работали бетонщики и каменщики. 6. В магазине начали работать укладчицы и подносчицы товаров. 7. Учреждению были нужны переписчики и копировщики. 8. Впереди батальона шли знаменщики и барабанщики. 9. На строительстве Московского метрополитена работали гранитчики и облицовщики. (95 слов.)

    1. После окончания войны в колхоз приехал вербовщик из Министерства рыбной промышленности. (Чак.) 2. Собрали мы часовщиков, портных, лудильщиков и собственными руками переделали купеческие хоромы в клуб. (Вас.) 3. Через несколько времени погонщики слонов и надсмотрщики привыкли к диким слонам изъявившим большое любопытство к работе и неутомимость. (Тих.) 4. Зимовщиков очень огорчало, что их питомец (собака) имеет такой изъян. (Водоп.) 5. Барабанщики (…) легким шагом прошли через весь зал. (Вор.) 6. Ругая беспечных возчиков (…) бабка начала укладывать поленницу. (Гайд.) 7. Я отыщу секрет и Ларчик вам открою. (Кр.) 8. И днем, и ночью лесной объездчик охранял лес. 9. Отец купил сынишке маленький барабанчик, фонарик и игрушечный диванчик. 10. По краям полевой дорожки росли одуванчики. (95 слов.)

    diktanty.ru

    Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме:
    Презентация к уроку «Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК»

    Данная презентация поможет учителю при изучении темы «Правописание суффиксов чик-щик» на уроке русского языка в 5 классе. Представлена этапность в изучении данной темы

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Правописание суффиксов — Чик -, -Щик- в существительных

    I. Организационный момент Настроить учащихся на изучение нового материала На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.

    Наша цель: Познакомиться с суффиксами –чик-, — щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных.

    II. Создание мотивационной установки на изучение темы Создание положительного эмоционального настроя на восприятие темы Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова. Слово «профессия» — официальное объявление о своей специальности (лат.) – Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы: -чик, -щик, -ник, -ист, — ец, -арь, -ёр, -ач Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач) Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.

    Читайте так же:  Субсидия энгельс телефон

    1.Ориентировочно-мотивационный акт Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого правила. Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность

    Суффикс Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

    Посмотрите на слова, что в них обозначают суффиксы -Чик- и -Щик-: объездчик прокатчик грузчик разносчик перебезчик обойщик Фонарщик Танцовщик Прицепщик Съемщик

    Задание Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию. Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием. Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-. Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать

    III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт) 1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе

    Основной метод работы – беседа, коллективный диалог Подчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса. Подсказка: пять лучей – пять условий.

    докла Д чик пулеме Т чик гру З чик забойщик пилильщик Когда пишется суффикс – ЧИК-?

    Правило В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т,з-с и ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. СмаЗчик (смазать). КамеНщик (не на д-т,з-с,ж).

    IV. Практический этап Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач. Задание . Цель задания: Научиться применять выведенное правило на практике.

    Извоз..ик Прессов..ик Рез..ик (по кости) Груз..ик Развед..ик Подбор..ица (мехов) Съем..ик (дачи) Обруб..ик Уклад..ица Формов..ица Смаз..ик Обход..к (путей) Перебеж..ик Аппарат..ица

    Назовите второе значение суффикса -ЧИК-… Сарайчик – грузчик Магазинчик – летчик Стульчик – докладчик Карманчик – подписчик

    Заполни таблицу -ЧИК- Значение лица Уменьшительное значение грузчик фонтанчик

    Отгадайте слово по его толкованию 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник — … 2. рабочий, специалист по бетонным работам-… 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь-… 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке-… 5.рабочий по проходке горных выработок-… 6.рабочий, специалист по типографическому набору-… 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь-… 8.лицо, которое снимает, арендует помещение-… 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь-… 10.работник бани, обслуживающий посетителей-…

    ответы 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик 2. рабочий, специалист по бетонным работам — бетонщик 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь — подносчик 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке — каменщик 5.рабочий по проходке горных выработок — проходчик 6.рабочий, специалист по типографическому набору — наборщик 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь — учетчик 8.лицо, которое снимает, арендует помещение — съемщик 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь — смазчик 10.работник бани, обслуживающий посетителей — банщик

    Индивидуальное задание вставьте пропущенные буквы: Карточка №1 Камен… Водопровод… Барабан… Полиров… Сбор… Газет… Рассказ… Стеколь… Бетон… Вагон… Карточка №2 Перевод… Буриль… Разнос… Портфель… Пулемет… Уголь… Набор… Компьютер… Забастов… Зачин…

    Проверим себя  1) в каком слове пишется буква – Ч — ? А. Танцов..ик; Б. Забой..ик; В. Груз..ик Г. Обой..ик

    Проверим себя  2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик

    V. Рефлексивно-оценочный акт Цель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам. Задание. Представь себе, что твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.

    Подведем итоги  Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значение суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

    VI. Этап домашнего задания Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей. Выучить правило на странице 102 «3» Упр. 248 «4» Составить диктант из 15 слов на данное правило «5» Составить текст (10-12 предложений), используя слова с суффиксами –чик — щик

    nsportal.ru

    Обсуждение закрыто.