Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Правила совершения хаджа

Хадж: как правильно подготовиться к паломничеству в Мекку

Квота на хадж для россиян в этом году увеличена на четверть. Представители муфтиятов рассказали ТАСС, как правильно организовать паломничество и что ждет людей, совершающих хадж, в пути

Хадж — один из столпов ислама, он совершается строго в определенное время и только на территории Мекки. Ежегодно сроки хаджа сдвигаются на 10−11 дней назад. В прошлом году ритуал исполнялся в сентябре, в этом году в поездку отправятся в конце августа.

Квота на хадж для россиян в 2017 г. увеличена на четверть

Хадж с точки зрения ислама одно из лучших деяний для мусульманина. Каждый мусульманин, согласно учению, хоть раз в жизни должен отправиться к святым местам в Саудовской Аравии, при этом соблюдая определенную последовательность действий. Россиянам прежде всего надо подготовиться к экстремально жаркой погоде, условиям питания, а затем выбрать надежного туроператора.

С 2007 года стоимость тура выросла примерно в три раза. Однако количество желающих растет: в 2017 году квота для россиян увеличена на четверть, до 20,5 тыс. мест, и может быть освоена полностью.

Стоимость зависит от степени комфорта

Первая задача для желающего совершить паломничество — скрупулезный выбор туроператора.

«В России действует несколько духовных центров, занимающихся вопросами обеспечения паломничества. Это Совет муфтиев России совместно с Духовным управлением мусульман Крыма, Центральное духовное управление (Уфа), Координационный центр мусульман Северного Кавказа, духовные управления в Дагестане, Чечне, Татарстане, Ингушетии. У каждой из семи структур есть свой туроператор, аккредитованный в Ростуризме», — рассказал ТАСС первый зампредседателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ и Совета муфтиев России Рушан Аббясов. Он посоветовал доверять лишь этим компаниям, которые уже давно и без нареканий работают в сфере религиозного туризма.

Следующий шаг — выбор необходимого тура. Здесь все зависит от предпочтений паломника в уровне комфорта и питания, что, естественно, отражается на стоимости путевки.

«Сейчас минимальная цена на хадж составляет 125 тыс. рублей по тарифу экономкласса, — рассказали ТАСС в пресс-службе официального оператора ДУМ Татарстана «ДУМ РТ ХАДЖ». — Программа включает в себя оформление визы, обучение обрядам хаджа, перелет туда-обратно, предоставление услуги гида, круглосуточное обслуживание медперсоналом, проживание в гостинице в Мекке и Медине, тур по святым местам. Продолжительность поездки составит 21−23 дня».

Тариф «Стандарт» обойдется уже в 230 тыс. рублей. Программа дополнена обрядом жертвоприношения, двухразовым питанием в местах проживания, расширенным комплектом паломника. Короткая программа «Комфорт» рассчитана на 14 дней: паломников заселят в 4-звездочный отель в шаговой доступности от мечети аль-Харам в Мекке и предоставят возможность выбора блюд при двухразовом улучшенном питании. Группы формируются примерно из 20 паломников.

С группами едут имамы, которые постоянно находятся рядом с паломниками, помогая им правильно исполнить все обряды хаджа. Состояние здоровья паломников контролируют медики: травматологи, терапевты, кардиологи и другие. В гостиницах и местах исполнения обрядов действуют круглосуточные медицинские пункты.

Стоимость путевки в регионах

Во всех регионах содержание туров примерно одинаковое. На стоимость путевки влияет, как правило, цена авиаперелета, звездность отеля и его удаленность от святынь ислама.

«Некоторые верующие годами копят средства на поездку, готовятся к паломничеству не только духовно, но и физически», — отметил заместитель муфтия Адыгеи и Краснодарского края Артур Миндуов.

Почти во всех субъектах РФ стоимость путевки растет.

«Если несколько лет назад хадж стоил от 60 тыс. рублей, то сейчас экономный вариант поездки обойдется от 150 тыс. рублей и выше», — рассказал руководитель департамента по хаджу ДУМ Пензенской области Рифат Абузяров.

На Кубани, по словам заместителя муфтия Адыгеи и Краснодарского края Артура Миндуова, стоимость поездки выросла с 2007 года с 42 до 180 тыс. рублей. В Рязанской области, как рассказал ТАСС местный имам-мухтасиб Рашид Бултачеев, за год путевка подорожала на 10 тыс. рублей.

Заместитель муфтия Ставропольского края по хаджу Асхат Казаков констатировал, что и в этом году намечается удорожание туров: «Уже известно, что почти на $300 поднялась цена проживания в палаточном лагере долины Мина, а это обязательный этап хаджа».

Если прямых авиарейсов нет, как, например, из Новосибирской области, откуда в этом году в хадж отправятся 100−150 человек, то цена становится еще выше.

«У нас в регионе нет аккредитованных туроператоров, которые занимаются организацией поездок в хадж. Поэтому паломники вылетают из Екатеринбурга, Казани, Москвы, Уфы», — сказал имам-хатыб главной соборной мечети Новосибирска Салим Шакирзянов.

Женщин необходимо сопровождать в пути

При организации хаджа действуют определенные возрастные ограничения. Как правило, они касаются нижней границы: мусульманин может совершать хадж, только достигнув совершеннолетия.

«В основном в хадж едут мужчины от 50 лет. Если здоровье или возраст не позволяют путешествовать самостоятельно, то обязательно сопровождение молодыми родственниками», — пояснил ТАСС руководитель департамента по хаджу Духовного управления мусульман Пензенской области Рифат Абузяров.

При этом существует строгое правило: женщины до 45 лет могут совершить хадж только в сопровождении мужчины из числа ближайших родственников и не моложе 25 лет. Если едут супруги, то им необходимо иметь при себе оригинал свидетельства о браке, рассказали в российском «Хадж Фонде».

С инвалидов и неимущих верующих снимается обязательство совершения хаджа.

«Хадж является одним из пяти столпов ислама, который как минимум один раз в жизни должен выполнить человек. Об этом есть предписание в священном Коране. Но с такой оговоркой: если человек в состоянии это выполнить. Здесь рассматривается два аспекта: материальный и физический. Если одного или второго нет, то обязательство снимается», — пояснил Рушан Аббясов.

Что понадобится в дороге

Мужчина, который намеревается совершить хадж, надевает ихрам — одежду, представляющую собой два несшитых полотна ткани белого цвета. Для женщин тоже есть особое одеяние — белое и просторное, которое оставляет открытыми только кисти рук и лицо, объяснил ТАСС замминистра Карачаево-Черкесии по делам национальностей, печати и массовым коммуникациям Ислам Хубиев.

«Возникает чувство, что человек с чем приходит в этот мир, с тем и уходит: на тебе даже нет одежды, помимо двух простыней», — вспоминает он свои ощущения во время совершения хаджа.

«Нужно надевать удобную обувь, потому что много придется ходить, — советует он, замечая, что ежедневно паломники преодолевают до 10 км. — Можно взять с собой спальный мешок, он может пригодиться во время ночевки в долине Муздалифа».

Житель Чечни Мовсар Хириханов советует паломникам брать с собой сушеное мясо, варить бульоны и хотя бы через день готовить супы, чтобы на месте не питаться только фастфудом.

Хадж потребует от паломника и определенных знаний: четкого представления обо всех обрядах, молитвах и других действиях, а также о порядке их совершения.

Особенности ритуалов — из уст паломников

Мовсар Хириханов впервые совершил хадж в 2006 году в возрасте 19 лет.

«Хадж начинается с совершения семи кругов вокруг Каабы. Обход совершается против часовой стрелки, так, чтобы Кааба находилась слева от паломника. Первые три круга необходимо пройти быстрым шагом, а оставшиеся четыре — обычным. Потом верующим предстоит быстрая ходьба между двумя холмами ас-Сафа и аль-Марва. От одного до другого — 350 метров, нужно пройти семь раз туда и обратно», — рассказал собеседник агентства.

После этого все паломники устремляются на гору Арафат, где находятся до заката, а затем направляются в долину Муздалифа, где собирают ритуальные камни, а оттуда уже до утренней молитвы прибывают в долину Мина, где совершается символический обряд побивания камнями шайтана. Там они ночуют два дня в палатках и после возвращаются в Мекку, совершают снова семь кругов вокруг Каабы и ходьбу между холмами. И тогда хадж считается исполненным, пояснил Мовсар Хириханов, который совершил четыре малых и пять больших хаджей.

«Совершать хадж трудно, это нагрузка. В одном месте находится около 4 млн человек, кроме того, климатические условия резко отличаются от наших, — замечает Ислам Хубиев. — Мы попали в жаркий период, температура доходила до плюс 54 градусов, что для нас, кавказцев, непривычно. Да, были определенные трудности, но, когда ты веришь во благо деяния, вера помогает все преодолеть».

Возвратиться как младенец

«Самое главное, о чем говорил пророк Мухаммед, — человек, который правильно совершит все обряды хаджа, возвращается на родину как младенец, то есть очистившись от всех грехов и ошибок, — говорит Аббясов. — Многие во время поездки оставляют мирские дела, заботы и полностью посвящают себя хаджу в течение двух-трех недель. Окунаются в эту атмосферу единства: видят, что люди, несмотря на разный цвет кожи и разное социальное положение, облачены в одинаковую одежду и ощущают единство, братство, социальное равенство».

По словам первого зампредседателя ДУМ России, люди стремятся возвращаться в святые места, снова и снова проходить по стопам пророков.

«Все эти исторические места связаны с Адамом и Евой, первыми людьми, пророком Ибрагимом (Авраамом), пророком Мухаммедом. Основное, что они донесли до человечества, — веру в единство Бога и покорность ему, совершая поклонения и добрые деяния. Поэтому через всю эту призму человек, безусловно, ощущает свою близость к Всевышнему», — добавил собеседник ТАСС.

tass.ru

Порядок Совершения Хаджа

Процедура совершения Хаджа.

Столпы хаджа (фарзы)

  • Вукуфи биарафа. Стояние на горе Арафат.
  • Таваф аль-ифада. Семикратный обход Каабы.
  • Аль-Ихрам. Намерение.

Ихрам является условием хаджа, а вукуф и таваф его основами.

Ваджибы хаджа. Обязательных действий при совершении хаджа.

  • Сай между горами Сафа и Марва.
  • Сбор в Муздалифе (вукуфи джам).
  • Бросание камешков.
  • Сбривание или укорачивание волос на голове.
  • Прощальный таваф.
  • Таматту. О преимуществе такого способа совершения па­ломничества свидетельствуют хадисы:«Совмещайте хадж и умру, т.к. они очищают от грехов, так же как наждак очищает железо от ржавчины». (Насаи, Ибн Маджа)
  • Ифрад.
  • Киран.

Действия, выполняемые при вхождении в состояние ихрама

  • Подстригание ногтей.
  • Подстригание усов.
  • Бритьё в паху и подмышками.
  • Стрижка волос на голове.
  • Совершение гусля при возможности, если нет, то тахарата.
  • Использование благовоний.
  • Облачение в рида и изар, т.е. оборачивание в два куска материи.
  • Совершение намаза в два ракагата, либо очередного пяти­временного.
  • Произношение намерения совершить определённый вид хаджа либо умру, например, «Аллахумма, ляббейка умратан!»
  • Произношение тальбии.

«Ляббайка, Аллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна ль-Хамда ван-Ниъмата ляка ва ль-Мульк ля шарика ляк!»

Запреты в ихраме.

  • Вступать в интимные отношения и допускать действия, возбуждающие желание их.
  • Сквернословие.
  • Препирательство, споры.
  • Охотиться.
  • Надевать сшитую одежду.
  • Покрывать голову и лицо.
  • Умащаться благовониями и нюхать их.
  • Бриться, стричься и удалять волосы с тела.
  • Стричь ногти.
  • Срывать траву, вредить зелёным насаждениям на терри­тории Харама.

Действия паломника по прибытии в Мекку.

  • Устроийство на место проживания.
  • Совершение гусля.
  • Произнося тальбию, идёт в мечеть Харам.
  • Входит в мечеть через Баб ус-Салям при возможности.
  • Входит с правой ноги.
  • Прекращает тальбию, увидев Каабу.
  • Начинает таваф с Чёрного камня.
  • Заранее совершить тахарат.
  • Встав у угла Каабы с Чёрным камнем или на уровне ли­нии, исходящей от него, повернуться к Чёрному камню лицом и вознамериться совершить таваф из семи кругов.
  • Если есть возможность, надо поцеловать Чёрный камень со словами «Бисмилляхи, Аллаху акбар». Если нет возможности, то прикоснуться правой рукой и поцеловать руку.
  • Если нет возможности даже дотронуться рукой, то вытя­нуть правую руку в его сторону со словами«Аллаху Акбар».
  • Начиная обход, произнести: «Аллахумма! Иманан бикя ва тасдикян бикитаби-ка вафаан би’ахди-ка ва т-Тиба’ан лисуннати набийика Мухаммадин, салла л-Лаху ’алейхи ва саллям (а)» (О Аллах, с верой в Тебя, признавая правдивость Твоего Писания, во исполнение данного Тебе обещания, следуя Сунне Твоего пророка Мухаммада!»)
  • Во время тавафа Кааба должна находиться с левой стороны.
  • Перед началом обхода в связи с прибытием надо зажать свой рида под правой подмышкой, перебросив его конец через левое плечо: При первой встрече с Каабой нужно после привет­ствия её провести обряд «изтыбаг», т.е. открыть от ихрама правое плечо, перемотать материю так, чтобы оба её конца перехватыва­ли левое плечо. После этого надо делать таваф.
  • Совершить семь обходов.
  • Первые три круга тавафа прибытия проходить быстрыми мелкими шажками.
  • В начале каждого круга поворачиваться к Чёрному камню.
  • Правой рукой провести по Йеменскому углу со словами: «Бисмилляхи, Аллаху акбар».
  • Проходя между Йеменским углом и Чёрным камнем, произносить: «Раббана! Атина фи д-Дунья хасанатан ва фи ль-Ахирати хасанатан ва кына азаба н-Нар».
  • Обход завершить у Чёрного камня, повернувшись к нему лицом.

Действия после тавафа.

  • Завершив таваф, надо прикрыть плечи так, чтобы оба кон­ца рида свешивались на грудь.
  • Совершение двухракаатного намаза у Макама Ибрагима, при невозможности — прочесть его в любом другом месте мечети. В первом ракаате за сурой Фатиха прочесть суру «аль- Кафирун», во втором — «аль-Ихлас».
  • Выпить воду источника Зам-Зам, моля Всевышнего за себя, родных, за всех мусульман.
  • Повернуться к Чёрному камню, если можно, то коснуться его правой рукой, поцеловать и направиться к горе Сафа.
    1. Взойти на гору Сафа и постоять некоторое время при возможности.
    2. Повернуться к Каабе всем телом и сказать три раза: «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ляху, ля-ху-ль-Мульку, ва ля-ху-ль-Хамду ва хуа ’аля кулли шайин кадир! Ля иляха илля-Ллаху вах-даху, анд- жаза ва ’да-ху, ва нас-сара ’абда-ху ва хазама-ль-ахзаба вахда-ху!» («Нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет божества, кроме одного лишь Аллаха, который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и один разбил племена!»)
    3. Поднять руки в молитве, прося у Всевышнего добра в этом мире и ахирате.
    4. Спуститься с Сафа и направиться к Марве.
    5. Отрезок пути, обозначенный зелёными столбами и светя­щимися лампами, проходить быстро.
    6. Подняться на Марву.
    7. Стоя лицом к Каабе, произнести те же слова, что и на Сафе.
    8. Спуститься и направиться к Сафе.
    9. Сай состоит из семи переходов.
    10. Закончив седьмой переход, надо постричь волосы на голове.

После этого разрешается делать то, что запрещалось в состоянии «Ихрама».

Действия в йамут-тарвия (восьмой день месяца зу ль-Хиджжа)

    1. Паломник повторяет действия для вхождения в состояние ихрама.
    2. По месту пребывания в Мекке войти в состояние ихрама для совершения хаджа со словами:«Аллахумма, ляббайка хад- жан!» Затем паломник произносит тальбию. Совершающие хадж кыран и таматтуг исполняют таваф и саги для хаджа, т.к. по при­бытии совершали эти действия для умры.
    3. С этого момента он становится мухримом, т.е. вошедшим в состояние ихрам для совершения хаджа, и ему запрещено то, что перечислено в разделе «Запреты в ихраме».
    4. Часто произносит тальбия вплоть до утра праздничного дня, десятого дня зуль-хиджа, пока не начнет бросать камешки.
    5. Повторяя тальбия, отправляется в Мина. Лучше всего от­правиться в Мина до полудня.
    6. В Мина паломник совершает намазы уля, икенде, ахшам, ясту. Намазы в 4 рака’ата сокращаются и совершаются в 2 рака’ата.
    7. На ночевку остается в Мина. Утром совершает намаз иртанге.

Действия в Йауту Арафа (девятый день месяца Зу ль-Хиджжа)

    1. После восхода солнца, произнося тальбия и такбир, палом­ник направляется в долину Арафат.
    2. По Сунне, в этот день паломник не постится.
    3. До полудня, если есть возможность, посещает мечеть Намира, чтобы присутствовать на хутбе.
    4. После азана и икамата на намаз аз-зухр совершает после­довательно сокращенные по 2 рака’ата намазы уля и икенде.
    5. После этого находится в пределах долины Арафа.
    6. Если есть возможность, располагается так, чтобы быть на одной прямой с Каабой и горой ар-Рахма. Если нет — поворачи­вается лицом на Каабу.
    7. Находясь в долине Арафа, проявляет смирение и покор­ность Аллаху.
    8. Лучше всего много произносить тальбия, аяты из Корана, проводить время в покаянии и ду’а, просить мира и благослове­ния Посланнику Аллаха (с.).
    9. Произносить свидетельства и такбиры: «Ля иляха иллял- лаху вахдаху ля шарика лях! Ляху ль-Мульку ва ляху ль-Хамд! Ва хува ’аля кули шей’ин кадир! Субханаллахи ва ль-Хамду лилляхи! Ля иляха илляллах! Аллаху акбар! Ва ля хауля ва ля куввата илля билляхи аль-’Алий аль-’Азым»
    10. После захода солнца паломник, покидая долину Арафа, направляется в Муздалифа.

Действия в Муздалифа.

    1. По прибытии паломник располагается в Муздалифа, об­ращая внимание, чтобы не оказаться в Вади Мухассар.
    2. После азана и икамата паломник совершает последователь­но намаз ахшам в 3 рака’ата, сокращенный намаз ясту в 2 рака’а- та и намаз витр-ваджиб в 3 рака’ата.
    3. После утреннего намаза паломник, произнося тальбия, возвращается в Мина.
    4. Паломник собирает и берет с собой 7 камешков. Можно собрать камешки и в Мина. Лучше всего, если размер камешков будет немного больше горошины. Мыть камешки не надо.
    5. Престарелым, ослабленным людям, детям и тем, кто имеет веские причины, разрешено выехать в Мина после полуночи.

Действия в праздник (десятый день месяца Зу ль-Хиджжа)

    1. По пути в Мина паломник постоянно произносит тальбия.
    2. Если есть возможность, ускоряет шаг в Вади Мухассар.
    3. Между восходом солнца и полуднем приходит к «джамрат уль-Акаба», находящемуся недалеко от Мекки. Здесь паломник прекращает произносить тальбия.
    4. Последовательно, один за другим, бросает 7 камешков в столб, произнося при каждом броске:«Аллаху акбар!»
    5. Если камешек долетел до столба, бросок считается состо­явшимся.
    6. После бросания камешков совершают заклание жертвен­ных животных.
    7. Принося в жертву животное, паломник произносит: «Бис- милляхи! Аллаху акбар! Аллахумма! Хаза минка ва ляк!» — и по­ворачивает жертвенное животное в сторону Каабы.
    8. Паломник ест мясо Курбана и угощает мекканских бедняков.
    9. После заклания Курбана паломник сбривает или подстри­гает волосы на голове. Лучше, если мужчина сбреет их. Женщина укорачивает все пряди волос на длину фаланги пальца. Бритье и стрижку лучше начинать справа. Таким образом паломник выхо­дит из ихрама.
    10. После бритья головы паломник направляется в Мекку, совершает таваф-ифада, совершает намаз в два ракагата, пьет воду из источника Зам-зам, выполняет саги, если не делал его во вто­рой раз после исполнения умры по прибытии. Таким образом вы­полнены все фарзы хаджа.
    11. Паломник возращается в Мину для ночевки.

Проповедь на праздник Курбан-Байрам лучше послушать в мечети Хайф

Действий в первый день «Ат-Ташрика» (одиннадцатый день месяца Зу ль-Хиджжа)

    1. Между полуднем и заходом солнца паломник бросает ка­мешки в джамараты в следующей последовательности: сначала в малый, затем в средний и, наконец, в самый большой.
    2. В каждый джамарат бросает семь камешков, произнося при каждом броске: «Аллаху Акбар!» Камнями запасается в любом месте Мины.
    3. Ночует в Мине.

Действий во второй день «Ат-Ташрика» (двенадцатый день месяца зу ль-Хиджжа)

Паломник совершает действия, аналогичные тем, которые совершал в предыдущий день. Затем может до захода солнца по­кинуть Мину. Но лучше если останется там еще на день.

Действия в третий день «Ат-Ташрика» (тринадцатый день месяца Зу ль-Хиджжа)

Паломник совершает действия, аналогичные тем, которые совершал в два предыдущие дня. Возвращается в Мекку. Если он решил покинуть Мекку, совершает прощальный таваф.

Чтобы сохранить в душе свежесть ощущений от совершения хаджа, нельзя задерживаться в Мекке после его завершения. Об этом предупреждает нас Пророк (с.): «Мекка — не место, для того чтобы оставаться! Для тех, кто приезжает из других мест, срок по завершении хаджа, на который они могут оставаться в Мекке, (только) три дня». (Ахмад, IV, 339)

dum-spb.ru

Совершение хаджа: основные действия (рукны и ваджибы) и их порядок

Хадж содержит в себе десять основных действий:

1. Вхождение в состояние ихрама путем облачения в белую полотняную материю и произнесения намерения совершить хадж, ‘умру или оба этих ритуала. Затем, по завершении обычным приветствием по обе стороны молитвы-намаза «Ихрам», состоящей из двух ракяатов, в первом из которых после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором — «аль-Ихляс», вслух произносится «тальбия»:

«Ляббайкял-лаахумма ляббайкь. Ляббайкя ля шариикя лякя ляббайкь. Инналь-хамда ван-ни‘мата лякя валь-мулькь, ля шариикя лякь»

2. Вхождение в Мекку со стороны Кяда’, затем — в Священную Мечеть через дверь «Бану шейба».

3. Совершение семикратного обхода вокруг Каабы, начиная с угла, в котором находится черный камень.
Существует три вида обхода: «обход прибытия» (таваф аль-кудум), «обход устремления» (таваф аль-ифада), совершаемый в день заклания животного, и «прощальный обход» (таваф аль-вада‘).

4. Ритуальный бег между холмами Сафа /1/ и Марва /2/ .

5. Стояние на Арафате и в долине Мина.
На восьмой день месяца Зуль-хиджа паломник идет в долину Мина и остается там на ночь. После восхода солнца на следующий день он направляется на гору Арафат и, объединяя, совершает за имамом молитвы Зухр и ‘Аср в мечети Намира или любом другом месте. После чего вместе со всеми людьми некоторое время пребывает на Арафате, обращаясь к Всевышнему с молитвами-ду‘а.

6. Ночевка в месте Муздалифа, находящемся между Мина и Арафатом.
В ночь праздника, после исчезновения вечерний зари, паломники, объединяя и сокращая, совершают молитвы Магриб и ‘Иша’ в Муздалифе. Совершив утреннюю молитву в местечке «аль-Маш‘ар аль-харам» и обратившись к Богу с молитвами-ду‘а, паломники до восхода солнца возвращаются в Мина.

7. Символическое метание камней.
На десятый день месяца Зуль-хиджа, после восхода солнца на расстояние одного копья, паломник последовательно бросает в «джамратуль-‘акаба» (ближайший столб от Мекки) семь камешков. В последующие три дня паломник бросает по семь камешков в каждый из трех специальных столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль- ‘акаба» /3/ .

8. Сбривание или укорачивание волос на голове.
Первое (сбривание) для мужчин предпочтительнее. Что касается женщин, то они лишь подрезают свои волосы на длину фаланги пальца. Это происходит на десятый день месяца Зуль-хиджа после того, как брошены камешки в «джамратуль-‘акаба» и принесено в жертву животное, если таковое имеется. После паломник направляется в Мекку для совершения «обхода устремления».

9. Жертвоприношение.
Животное приносится в жертву после бросания камней. Разрешается постричься до жертвоприношения и допускается принести жертву до бросания камней и до восхода солнца.

10. Прощальный обход вокруг Каабы.

Канонические положения

Ученые-богословы распределили действия хаджа на: столпы (аркян), обязательные (ваджиб) и дополнительные, желательные (сунна) действия. Вкратце рассмотрим мнения двух наиболее распространенных в нашем географическом регионе суннитских школ: ханафитов и шафиитов.

Столпы хаджа

По мнению ученых-ханафитов, у хаджа два неизменных условия, при невыполнении одного из которых паломничество нарушается и становится недействительным:

По мнению ученых-шафиитов у хаджа пять столпов:

Обязательные действия при совершении хаджа

По мнению ученых-ханафитов, при беспричинном невыполнении действия, являющегося ваджибом (обязательным), паломник должен будет принести в жертву скот. К ним относятся следующие пять действий:

По мнению ученых шафиитского мазхаба, при любом невыполнении действия, являющегося обязательным, паломнику надлежит принести в жертву животное. К обязательным они относят следующие пять действий:

1. Вхождение в состояние ихрама в микате.
2. Ночевка в Муздалифе (в ночь праздника).
3. Бросание камешков в каждый из трех дней.
4. Ночевка в долине Мина в период бросания камешков.
5. Совершение прощального обхода при желании покинуть Мекку.

Желательные действия во время хаджа

По мнению ханафитов, к желательным относятся следующие действия:

1. Перед вхождением в состояние ихрама совершить полное омовение и воспользоваться благовониями.

2. Произнести намерение на один из трех видов хаджа: аль-Ифрад, ат-Таматту‘ или аль-Кыран.

3. Также желательно по окончании обязательных и дополнительных молитв произносить слова:

«Вот я пред Тобой, о Всевышний, я пред Тобой. Вот я пред Тобой, нет у Тебя сотоварища, я пред Тобой. Поистине, хвала, милость и владычество принадлежат только Тебе! Нет у Тебя сотоварища!»

4. Войдя в Мекку (днем или ночью), зайти в Священную Мечеть через дверь «Бану шейба», а в момент, когда взор упадет на Каабу, про себя произнести:

«Субхаанал-лахи валь-хамду лил-ляхи ва ля иляхя иллял-лаху вал-лаху акбар. Аллаахумма хаза байтукя ‘аззамтаху ва шаррафтаху ва кяррамтаху фазидху та‘зыман ва ташрифан ва такрима»

5. После этого для вознамерившегося выполнить хадж аль-Ифрад или хадж аль-Кыран является сунной совершить «обход прибытия». Обход начинается с Черного камня. В соответствии с Сунной лучше (но лишь в случае возможности и без причинения вреда другим) прикоснуться губами к камню (поцеловать). При этом паломник произносит:

«Бисмил-ляхи, аллаху акбар!»

«Во имя Аллаха! Господь превыше всего».

Если такой возможности (приблизиться к камню и поцеловать его) нет, тогда паломник поворачивается лицом к камню, поднимает руки на уровень плеч и произносит те же слова.

6. После он начинает семикратный обход вокруг Каабы, три первых из которых мужчины совершают быстрыми маленькими шажками. Во время обхода Кааба должна находиться по левую руку. Паломник молит Творца о чем пожелает, может читать аяты Корана наизусть или по книге.

В начале каждого круга он целует Черный камень (имея на то возможность и не причиняя неудобств другим) или поворачивается к нему лицом, возносит кисти рук и произносит «такбир».

7. После обхода совершается молитва-намаз в два ракяата рядом с «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим) /4/ или в любом другом месте мечети. В первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун», а во втором — «аль-Ихляс».

8. К числу действий, являющихся сунной, относится чтение имамом проповеди на седьмой, девятый и одиннадцатый день месяца Зуль-хиджа. На седьмой и одиннадцатый день читается одна проповедь после полуденной молитвы Зухр. На девятый день, т. е. в день ‘Арафы, читаются две проповеди после смещения солнца с зенита и до молитвы-намаза.

В проповеди делается акцент на вознесении хвалы, возвеличивании и признании Единства Всевышнего Творца, а также оговариваются назидания, обучающие обрядам хаджа.

9. После этого с одним азаном и двумя икаматами имам совершает вместе с людьми молитвы Зухр и ‘Аср, объединяя их и сокращая. При этом дополнительные молитвы ни до, ни после не совершаются.

10. Затем, по окончании молитвы, все направляются на гору Арафат, где находятся до захода солнца, читая различные формы восхваления и обращения к Всевышнему.

11. Также к желательным действиям относится нахождение в долине Муздалифа до появления утренней зари.

12. Желательно на восьмой день месяца Зуль-хиджа прибыть в Мина и, в соответствии с действиями Пророка в его прощальном хадже, совершить там все пять обязательных молитв. Проведение ночи этого дня в долине Мина, а также десятого и одиннадцатого дней месяца Зуль-хиджа также является сунной.

13. На десятый день месяца Зуль-хиджа, в день праздника жертвоприношения, желательно после восхода солнца и до приближения его к зениту бросить при помощи большого и указательного пальцев поочередно семь камешков в столб «джамратуль-‘акаба», а это ближайший ритуальный столб от Мекки.

В последующие два дня, как солнце минует зенит, паломник бросает по семь камешков в каждый из трех столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль-‘акаба». При бросании каждого камешка произносится «такбир», а после — бросавший взывает к Господу миров с молитвами-ду‘а и восхвалениями.

В соответствии с действиями Пророка камешки собираются заранее в долине Мина или по дороге.

Паломник прекращает произносить «тальбию» с первым брошенным камешком в «джамратуль-‘акаба» на десятый день Зуль-хиджа.

14. Желательно спуститься на час в долину Абтах, расположенную между Миной и Меккой, по той причине, что там останавливались Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и праведные халифы — Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман.

Богословы-шафииты разделили желательные действия на (1) общие и (2) касающиеся отдельных основных (основополагающих) действий хаджа.
(1) К числу общих относятся следующие восемь:

1. Совершение хаджа аль-Ифрад, в котором сначала выполняются обряды хаджа, а затем — обряды ‘умры. При этом состояние ихрама для умры возобновляется в одном из следующих мест: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им или аль-Худайбия.

2. Частое произнесение «тальбии» во время пребывания в состоянии ихрама. При этом мужчинам желательно произносить ее вслух. После чего паломник читает «салават» и обращается к Творцу с просьбой о милости, райской обители и удалении от ужаса Ада.

3. «Обход прибытия» (таваф аль-кудум) до стояния на Арафате для паломника, зашедшего в Мекку с целью совершения хаджа. Что касается паломника, совершающего сначала ‘умру, то его обход вокруг Каабы во время ‘умры заменяет «обход прибытия».

4. Выполнение двух ракяатов молитвы обхода после его завершения за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим). При выполнении их днем молитва читается про себя, а ночью — вслух. Если паломник не в состоянии совершить молитву обхода за «местом Авраама», то он делает это в местечке аль-Хиджр, если и таковой возможности нет, то на любом участке мечети. Если же невозможно совершение молитвы в мечети, то она совершается в любом месте Мекки.

5. При намерении войти в состояние ихрама мужчина должен освободиться от любого вида одежды и облачиться в два куска белой полотняной материи, до которой не дотрагивалась игла (чтобы она не была прошита). Один кусок набрасывается на шею и на плечи, а другим опоясываются. Также запрещено надевать обувь, скрывающую пальцы ног.

6. Чтение имамом четырех проповедей:
Первая: на седьмой день месяца Зуль-хиджа, после молитвы Зухр, возле Каабы.
Вторая: на девятый день, то есть день ‘Арафа в долине ‘Арина. Иногда данная проповедь проводится в мечети Намира.
Третья: на десятый день, то есть в день жертвоприношения.
Четвертая: на двенадцатый день после полуденной молитвы. В данной проповеди имам объясняет допустимость возвращения в Мекку, рассказывает о последующих обрядах и призывает к набожности, праведности.

Все перечисленные проповеди, кроме проповеди в день ‘Арафа, включают в себя лишь одну проповедь и проводятся после полуденной молитвы. Что касается дня ‘Арафа, то проповедь, проводимая в этот день, состоит из двух частей и читается до молитвы-намаза.

7. Во время хаджа в семи случаях желательно совершить полное омовение:
Первое: перед вхождением в состояние ихрама.
Второе: перед вхождением в Мекку.
Третье: перед вхождением в Священную Мечеть.
Четвертое: перед стоянием на Арафате. Лучше, если оно будет совершено в Намире.
Пятое: перед стоянием после восхода утренней зари дня жертвоприношения в местечке аль-Маш‘ар аль-харам в Муздалифе.
Шестое: во все три дня, следующие за днем жертвоприношения, перед бросанием камешков.
Седьмое: перед входом в Медину.

8. Питье воды из источника Замзам. Во время питья желательно стоять в направлении Киблы и произносить:

«Аллаахумма инни балягани ‘ан набийикя энна ма’а замзама лимя шуриба ляхь, ва эна эшьрабуху лиса‘адатид-дунья валь-эхыра, аллаахумма фаф‘аль»

«О Всевышний, от Твоего пророка до меня дошла весть о том, что вода источника Замзам служит исполнению тех желаний, с которыми она пьется (с проговариванием которых человек пьет ее), я же пью для становления (с Твоего благословения) счастливым в обоих мирах. О Аллах, даруй же мне это!»

Передается, что, когда Ибн ‘Аббас пил воду Замзам, он обращался к Богу с мольбою:

«Аллаахумма инни ас’элюкя ‘ильман наафи‘а, ва ризкан вааси‘а, ва шифаэн мин кулли да’ »

«О Аллах, я прошу у Тебя полезных знаний (грамотности, учености), обильного удела (достатка) и исцеления от всех недугов».

Также желательно полить воду на голову, лицо и грудь.

(2) К числу желательных действий, касающихся отдельных основных (основополагающих) действий хаджа, богословы-шафииты относят следующие.

1. Желательные действия, касающиеся ихрама.
Ихрам — это намерение совершить действия, связанные с хаджем или ‘умрой. Желательно, чтобы намеревающийся войти в состояние ихрама: совершил полное омовение; использовал ароматические вещества (касается только мужчин) и выполнил специальную молитву «Ихрам» в два ракяата, в первом из которых после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором — «аль-Ихляс».

Желательно, чтобы паломник проговорил намерение войти в состояние ихрама с началом движения транспорта, на котором он направляется в Священную Мекку. Перед тем как войти в состояние ихрама, паломник поворачивается в сторону Киблы и произносит:

«Аллаахумма ухриму лякя ша‘ри ва башари ва ляхми ва дами»

«О Всевышний, ради Тебя я делаю запретным [для всего предосудительного] свои волосы, кожу, плоть и кровь (всем своим телом вхожу в состояние ихрама)».

После этого он начинает произносить «тальбию». Произнесение «тальбии» возобновляется всякий раз, как меняется положение паломника, то есть когда он садится в транспортное средство или выходит из него, поднимается на возвышенность или спускается с нее, а также после молитвы-намаза.

2. Желательные действия, касающиеся обхода вокруг Каабы.
Желательно иметь намерение (на уровне сердца, мысли или проговорив устами) при обходе вокруг Каабы, относящемся к обрядам хаджа. Что касается прощального обхода и тех, которые не входят в обряды хаджа, то для них намерение обязательно.

Достигнув угла Каабы, в котором находится Черный камень, следует повернуться к нему лицом и указать рукой со словами: «Аллаху акбар». Если есть возможность (а при сегодняшней многочисленности паломников и тесноте таковой обычно не бывает), паломник дотрагивается до него правой рукой, целует и касается своим лбом. Делать это желательно в начале каждого из семи оборотов вокруг Священной Каабы.

Начиная обход от линии, перпендикулярной камню, паломник произносит:

«Бисмил-ляяхи вал-лааху акбар. Аллаахумма иимаанан бикя ва тасдыыкан бикитаабикя ва вафаа’ан би‘ахдикя ват-тибаа‘ан лисуннати набийикя мухаммад, саллял-лааху ‘аляйхи ва саллям»

«[Начинаю] с именем Аллаха. Он — превыше всего. О Всевышний, с верой в Тебя, признавая правдивость Твоего Писания, во исполнение данного Тебе обещания [обет, данный каждой из человеческих душ еще до Сотворения мира, о вере и набожности пред Тобой, Творцом всего сущего], следуя Сунне Твоего [последнего] пророка Мухаммада (благослови же его и приветствуй)».

Проходя перед дверью Каабы, произносятся слова:

«Аллаахумма инналь-байта байтукь, валь-харама харамукь, валь-эмна эмнукь, ва хаза — макаамуль-‘ааизи бикя минан-наар»

«О Аллах, поистине, Дом (Кааба) — Твой Дом; священная территория (Мекка) — Твоя территория; безопасность [здесь] — Твоя безопасность [Тобою обеспеченная безопасность]; это — место просящего у Тебя защиты от адского огня».

Проходя возле Йеменского угла, паломник проводит по нему правой рукой и говорит: «Бисмил-ляяхи, аллаху акбар!» . Ни угол, ни руку он при этом не целует.

Во время обхода паломник молит Аллаха, о чем сам пожелает, или читает аяты из Священного Корана.

Три первых круга обхода (за которым следует ритуальный бег между холмами Сафа и Марва) паломник совершает быстрыми маленькими шажками. При этом проговаривается следующая молитва:

«Аллаахумма-дж‘альху хаджан мабруура, ва занбан магфуура, ва са‘ян машкуура»

«О Господи, сделай этот хадж принятым, грех — прощенным, усилия — похвальными».

Перед началом обхода по случаю прибытия паломник зажимает накидку под правой подмышкой, перебросив ее конец через левое плечо. Данное действие относится лишь к паломникам-мужчинам, так же как и совершение первых трех кругов быстрыми шажками.

В конце каждого круга между Йеменским углом и Черным камнем паломник говорит:

«Господи, дай нам благо (все хорошее) в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня».

Беспричинное прерывание семикратного обхода является нежелательным. К числу дозволительных причин относится начало совершения обязательной молитвы или возникновение крайней нужды. Что касается погребальной и дополнительной молитв-намазов, то они не могут служить причиной прерывания обязательного обхода.

Желательно во время обхода находиться ближе к Священной Каабе, что облегчает возможность прикоснуться и поцеловать Черный камень.

Завершив обход, паломник совершает молитву в два ракяата за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим). В первом ракяте после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором — «аль-Ихляс».

3. Желательные действия, касающиеся ритуального бега между Сафа и Марва.

Закончив обход вокруг Каабы и выполнив дополнительную молитву-намаз за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим), желательно, в соответствии с Сунной, выпить воды из источника Замзам и, если есть такая возможность, коснуться правой рукой Черного камня. Затем паломник проходит через врата Сафа и направляется к месту совершения ритуального бега между склонами Сафа и Марва.

Мужчинам желательно подниматься на Сафа и Марва. Поднявшись, паломник обращает свой взор в сторону Каабы и произносит:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляяхиль-хамд, аллаху акбар ‘аля ма хадаана, валь-хамду лил-ляяхи ‘аля ма эвляяна, ля иляха иллял-лаху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду юхйи ва юмииту биядихиль-хайр, ва хува ‘аля кулли шайин кадиир. Ля иляха иллял-лаху вахдах, анджаза ва‘дах, ва насара ‘абдах, ва хазамаль-ахзааба вахдах. Ля иляха иллял-лаху ва ля на‘буду илля ийях, мухлисыына ляхуд-дин, ва ляв кярихаль-кяяфирун»

«Аллах (Бог) превыше всего. Аллах превыше всего. Аллах превыше всего. Ему принадлежит хвала. Мы возвеличиваем Его, ведь Он направил нас на правильный путь. Хвала Ему за то, чем Он нас наделил. Нет бога, кроме одного лишь Аллаха (Господа миров), у Которого нет сотоварища (Бог один, и нет равных Ему). Всевышнему принадлежит владычество, Ему хвала. Он оживляет и умерщвляет, в Его власти благо, Ему абсолютно все под силу. Нет бога, кроме одного лишь Него, Который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу (последнему посланнику) и Один (волею Своей и благословением) разбил племена (враждовавшие с последователями Единобожия). Нет бога, кроме одного лишь Аллаха (Господа миров, Творца всего сущего). Ему Одному мы поклоняемся, являясь искренними в религиозности пред Ним, и даже если это ненавистно отрицающим Всевышнего и Его блага»

Затем паломник взывает к Всевышнему (на любом языке), прося у Него добра в этой и последующей жизни. Все обращения-молитвы произносятся трижды. Отрезок пути, обозначенный двумя зелеными столбами и световыми указателями, паломнику-мужчине желательно пробежать. Женщин это не касается.

Во время бега проговаривается следующая мольба:

«Рабби-гфир вархам ва таджаваз ‘амма та‘лям, иннякя энталь-э‘аззуль-экрам»

«О Господи, прости меня и помилуй, сокрой ведомое Тебе, поистине, Ты — Величественнейший и Щедрейший

4. Желательные действия, касающиеся стояния на Арафате.
В соответствии с Сунной, имаму надлежит прочесть две проповеди после того, как солнце минует зенит на девятый день месяца Зуль-хиджа. После этого вместе с имамом, сокращая и объединяя, совершаются полуденная и послеполуденная молитвы.

Желательно находиться на территории Арафата до захода солнца. При этом нет необходимости подниматься на саму «гору Милости».

Во время стояния паломники часто поминают имя Господа и взывают к Нему разными молитвами. Предпочтительно как можно больше произносить слова молитвы-ду‘а, упомянутые в хадисе: «Наилучшей мольбой является мольба в день ‘Арафа, и наилучшим из сказанного мною и пророками до меня являются слова:

«Ля иляха иллял-лаху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду ва хува ‘аля кулли шайин кадир»

(Нет бога, кроме одного лишь Единственного Бога, у Которого нет сотоварища (нет равных Ему). Ему принадлежат владычество и хвала. Ему под силу абсолютно все)» /5/ .

Также часто испрашивается у Господа благословение и мир последнему посланнику (проговаривается «салават»), читается Священный Коран. Особенно предпочтительно читать в день ‘Арафа суру «аль-Хашр» и суру «аль-Ихляс». Пророк сказал: «Кто в день ‘Арафа тысячу раз прочитает суру «аль-Ихляс», тому будет дано то, что он испрашивал» /6/ .

Желательно, взывая к Аллаху с молитвами-ду‘а, стоять лицом к Кибле, воздев кисти рук на уровень груди.
К числу избранных (особых) молитв в день ‘Арафа относятся следующие:

«Раббанаа ээтина фид-дунья хасанатан ва филь-ээхырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-нар»

«Господи, дай нам благое в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня».

«Аллаахумма инни залямту нафси зульман кясиира, ва ля ягфируз-зунууба илля энт, фагфир ли магфиратан мин ‘индикя вархамни, иннакя энталь-гафуурур-рахиим»

«О Аллах, поистине, я поступал несправедливо по отношению к себе (совершая прегрешения; я не безгрешен), а никто не простит грехов помимо Тебя, прости же меня Своим всепрощением и помилуй. Ведь Ты — Всепрощающий, Всемилостивый».

«Аллаахумма-нкульни мин зуллиль-ма‘сыяти иля ‘иззит-таа‘а, вакфини бихаляяликя ‘ан хараамикь, ва эгнини бифадликя ‘амман сиваакь, ва наввир кальби ва кабри, вахдини ва э‘изни минаш-шарри куллихь, ваджма‘ лияль-хайр»

«О Аллах, выведи меня из униженности греха к величию покорности Тебе. Избавь от запрещенного Тобой, предоставив мне то, что Ты разрешил. Обогати меня Своей милостью так, чтобы я ни в ком, помимо Тебя, не нуждался. Освети мое сердце и то место, где упокоится мое тело. Направь меня на праведный путь и защити от всех форм зла. Объемли для меня благо».

«Аллаахумма инни эс’элюкяль-худаа ват-тукаа валь-‘афаафа валь-гынаа»

«О Аллах, я прошу у Тебя праведности, набожности, целомудрия и достатка».

Желательно просить благ и прощения прегрешений как для себя, так и для всех верующих. Пророк Мухаммад молил: «О Всевышний, прости паломника и того, для кого просит он прощения!»

5. Желательные действия, касающиеся пребывания в долине Муздалифа.
После Арафата паломники направляются в Муздалифу, где, в соответствии с Сунной, следует остаться на ночь. Если же паломник не находился там во второй половине ночи, то ему необходимо принести в жертву животное.

В Муздалифе, совмещая и сокращая, паломники совершают вечернюю и ночную обязательные молитвы.

Женщин, престарелых и ослабленных желательно первыми отправить в Мина после полуночи. Остальные остаются и, едва забрезжит рассвет, совершают утреннюю молитву (Фаджр). После этого, собрав в Муздалифе маленькие камешки, число которых должно достичь семидесяти, паломники отправляются в Мина. В достоверном хадисе, переданном Фадль ибн ‘Аббасом, сказано: «На утро дня жертвоприношения Посланник обратился ко мне со словами: «Собери для меня камешки!» — и я собрал маленькие».

Следуя Сунне, надлежит остановиться по дороге в Мина в местечке аль-Маш‘ар аль-харам, где в настоящее время находится мечеть Муздалифы. Там, обратившись в сторону Киблы и воздев руки на уровень груди, паломники взывают к Богу, возвеличивают Его, произносят свидетельство Единобожия, просят прощения и благ в мирской жизни и в вечности. К числу часто произносимых молитв относятся следующие:

«Господи, дай нам благо в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня».

После чего паломник добавляет:

Также паломник произносит:

«Аллаху акбар (трижды). Ля иляхя иллял-лаху, вал-лаху акбар, аллаху акбару ва лил-ляхиль-хамд»

«Аллах превыше всего (трижды). Нет бога, кроме одного Всевышнего. Он превыше всего. Превыше всего, и лишь Ему принадлежит хвала».

Затем незадолго до восхода солнца паломники направляются в Мина, произнося «тальбию». Проходя через долину Мухассир, желательно ускорить шаг.

6. Желательные действия, касающиеся бросания камней в Мина.

Каждый паломник после восхода солнца в день жертвоприношения должен бросить семь камней в «джамратуль-‘акаба» — ближайший столб от Мекки. Бросание камешков в этот день является ритуалом приветствия Мина. С началом бросания прекращается произнесение «тальбии».

В соответствии с Сунной, паломник обращается лицом к месту бросания камней так, чтобы Мекка была по левую сторону, а Мина — по правую. Бросая каждый камешек, паломник вместо «тальбии» произносит «такбир»:

«Аллаху акбар (трижды). Ля иляхя иллял-лаху вал-лаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд»

«Аллах превыше всего (трижды). Нет бога, кроме одного Всевышнего. Аллах превыше всего, и лишь Ему принадлежит хвала».

В день жертвоприношения желательно соблюсти очередность между следующими четырьмя действиями, совершение которых наступает с полуночи: бросание камней в «джамратуль-‘акаба», жертвоприношение, сбривание или укорачивание волос на голове, а затем «обход устремления».

В последующие три дня (с момента прохождения солнцем зенита и до его захода) паломник бросает по семь камешков в каждый из трех столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль-‘акаба».

Лучше всего, если камешки будут небольшими, величиной чуть больше горошины.

Все шесть описанных пунктов относятся богословами-шафиитами к желательным действиям, сопровождающим основополагающие положения хаджа.

Как видим из приведенных выше желательных действий, упоминаемых учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторой разницей в классификации, они являются взаимодополняющими и не противоречат друг другу.

mahalla1.ru

Еще по теме:

    • Адвокат налоговая проверка Адвокат Николай Сабуров юридические консультации, все виды юридических услуг Адвокатская тайна при налоговых проверках Утверждены решением Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 19 июля 2007 г. N 87 РАЗЪЯСНЕНИЯ СОВЕТА АДВОКАТСКОЙ ПАЛАТЫ Г. МОСКВЫ ПО ВОПРОСАМ […]
    • Как получить справку о гражданстве ребенку Получаем штамп, вкладыш или отметку о гражданстве РФ для ребенка Гражданство – важнейший институт регулирования отношений государства и человека. Получить заграничный паспорт на ребенка – обычная процедура для жителей РФ, планирующих зарубежное путешествие. Именно эта […]
    • Закон о сохранности библиотечных фондов Закон о сохранности библиотечных фондов О библиотечном деле (с изменениями на 26 июня 2007 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская […]
    • Должностная инструкция правила изменения Какова процедура (пошаговая) внесения изменений в должностную инструкцию работника с его согласия? Речь идет о дополнении должностной инструкции новыми трудовыми обязанностями, ранее в ней не отраженными. Должностная инструкция является локальным нормативным актом. […]
    • Проблемы взыскания административных штрафов Проблемы взыскания административных штрафов (А. Мартусевичюс, «эж-ЮРИСТ», N 1, январь 2007 г.) Проблемы взыскания административных штрафов Примером несовершенства юридической техники в законотворчестве может служить законодательство об административных […]
    • Приказ фтс 206 Приказ Федеральной таможенной службы от 4 февраля 2011 г. № 206 “Об утверждении Инструкции об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар” (не вступил в силу) В целях реализации статьи […]
    • Закон о дорогах в населенных пунктах Закон о дорогах в населенных пунктах Вопрос: Является ли недостаток средств в местных бюджетах основанием, исключающим обязанность органов местного самоуправления по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и […]
    • Закон о комендантском часе москва Комендантский час в Москве для несовершеннолетних Здравствуйте! Хотелось бы узнать существуют ли ограничение пребывания несовершеннолетних (17лет) в ночное время на улицах, парках и т.д. без сопровождения родителей. Если да, то правомерно ли сопровождение другими […]