Правила олицетворение

Правила олицетворение

Правила олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ ПРИНЦИП

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ ПРИНЦИП – одно из центральных понятий в аналитической и феноменологической антропологии тела. Исторические эпохи по-разному выражали человеческую являемость в мире. Человека (как лица) еще нет в мире древних дохристианских эпох: лицо как принцип олицетворения мира и всех отношений появляется только в христианскую эпоху, оно становится иконографическим знаком божественного предназначения человека.

В христианской антропологии (православной) вокруг лицевого образа (Высшего Первообраза) сформировались три измерения, без которых невозможно олицетворение, являемость лица; лик – лицо – маска (личина), – лицо воспринимается в соотнесении с маской (личиной) – низшим, или ликом (святым) – высшим. Всякое человеческое лицо отражает в той или иной мере высший всечеловеческий Образец. Под маской (личиной) понимается «падение во грех», изначальная «нечистота», явление злого, демонического начала. Лицо – переходный момент от маски (личины) к лику. Лицо находится на горизонтальной линии взаимодействий (олицетворения), лицевые трансформации (маска/личина, лик) на вертикали перехода. Грамматика олицетворения строится как строгая иерархия лицевых смещений или того, что П.А.Флоренский называет «поворотами». Под поворотом он понимает определенную точку зрения, фиксирующую законченную лицевую трансформацию: если лицо дано в фасном повороте, то это иконные лики, или лики святости; если в прямом, то это властный профиль, или цари, тираны, диктаторы; если в анфас или в повороте на три четверти, то это женские лица и детские (и общая неопределенность выражения лица «современного человека»); если в спинном, тыльном повороте, то это маска, демонизм, враждебные человеку силы. Само по себе лицо обладает неясной фактурой, оно субъективно и подвижно, не способно выразить свою идентичность, ибо идентичность обретается в подобии высшему образцу, первообразу. Лицо – «сырая материя», смешение света и тени, жизни и тлена, добра и зла. Сотворение лица должно идти через выявление неизменных и устойчивых черт его по каноническому и изначальному образу. Расчищение, высветление лица, – этой операцией устраняется все мертвое, что захватывает лицо, подчиняет его неупорядоченной мимической игре, бренному времени. Олицетворение не физиогномично, а следует лицевому канону. Лик ничего не выражает и ничего не представляет, он есть свой собственный символ, лицо Перволица (христоморфизм). Лик чист, ибо всегда «на свету», т.е. не имеет игры теней или световых вибраций, уравновешен, покоится в себе. К лицу неприменимы привычные правила герменевтическо-физиогномических толкований лица.

Каждая человеческая страсть имеет свой анатомически-физиологический и физиогномический эквивалент. Порядок всех внешних знаков (выраженных на лице мимических движений, тиков и парезов, или гримас) находится в строгом соответствии с внутренними знаками (ощущения боли, радости, удовольствия, скорби т.п.). Из картезианской механики человеческих страстей постепенно к 18 в. сформировались новые гуманитарные (антропологические) науки: физиогномика (Ле Брюн), педагогика, психология, психиатрия и ее последующие ответвления (Делла Порта, Лафатер, Гальс, Лихтенберг, Ч.Ломброзо, Э.Кречмер).

В 20 в. получает развитие феноменология и герменевтика лица (П.Валери, Ж.-П.Сартр, Э.Левинас, М.М.Бахтин, Г.Зиммель и др.). Экзистенциальная временность – истинная субстанция лица живого. Лицо выражается, имеет имя, сообщает о себе, оно всегда в поле коммуникации, в контакте, диалоге. Лицо живое подвергается воздействиям, реагирует, не может существовать без лица Другого, к которому обращается, олицетворяясь в общении с иным себе лицевым образом. Отсюда получает развитие ряд герменевтических техник лица. В новейших исследованиях по антропологии лица выделяются два его плана: лицо отражающее (напр., понятие «типажа» в раннем русском кинематографе – С.Эйзенштейн) и лицо выражающее; в одном случае фиксируется прохождение информации через лицевые образы, в другом, напротив, обратный отсыл лицевой информации к потребителю. Крупный план в кинематографе и современной системе электронных средств информации – типичный пример действия принципа олицетворения: деталь, выведенная в крупный план, приобретает физиогномически-ценностное значение, олицетворяется, т.е. наделяется качествами, которые делают ее символом всей ситуации представления лицевого образа. Любая «вещь», переведенная в крупный план, транслирует лицевую информацию. Не как анатомически устроено лицо, или что оно есть, а что оно выражает (или отражает). Лицевые образы – коды олицетворения. Лицо-тип (visage-type) и лицо-событие (visage-occurence) – Φ. Гваттари; лицо отражающее (visage-reflexif) и лицо интенсивное (visage-intensif) – Ж.Делез. Лицо функционирует в двойной системе кодирования информации: «духовно-абстрактное» переводится в визуально-материальный, пространственно-временной план, а последнее – в «духовно-абстрактный». Благодаря воссозданию лицевого образа формируются отдельные политические, интеллектуальные, идеологические персонажи. Впервые социальная и политическая маска героя массовой культуры становится независимой от личности ее носителя («истории жизни»). Вместо феноменологии лица его визуальная семиотизация. Если в феноменелогии принцип олицетворения «вырабатывал» единые лицевые гештальты, тем самым придавая лицу некий смысл, то при семиозисе лица значение получают лишь частичные аспекты олицетворения. Лицо как единство смысла обесценивается в пользу лицевого фрагмента: благодаря разнообразным (масс-медиальным) техникам разложения лицевого единства ценность приобретает лицевой фрагмент, который не нуждается ни в каком целом, включаясь (благодаря фрагментации) в самые разнообразные коллекции чувственных, телесных и ментальных фактов.

Читайте так же:  Последние новости по ст 72 ук

1. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990;

2. Он же. Иконостас. М., 1994;

3. Бахтин M.M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965;

4. Эйзенштейн С.М. Избр. соч. в 6 т., т. 4. М., 1966;

5. Бела Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968;

6. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977;

7. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983;

8. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985, с. 150–210.

iphlib.ru

Что такое олицетворение?

Олицетворение — это лите­ра­тур­ный при­ем пере­не­се­ния свойств и качеств чело­ве­ка на неоду­шев­лён­ные пред­ме­ты и отвле­чен­ные поня­тия.

Для созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи писа­те­ли исполь­зу­ют раз­лич­ные худо­же­ствен­ные сред­ства, сре­ди кото­рых мож­но назвать оли­це­тво­ре­ние.

В осно­ве воз­ник­но­ве­ния оли­це­тво­ре­ния лежит пере­нос свойств и качеств чело­ве­ка на неоду­шев­лен­ные пред­ме­ты и явле­ния окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. В сво­ем про­из­ве­де­нии писа­тель, исполь­зуя этот худо­же­ствен­ный при­ем, кото­рый явля­ет­ся одним из видов мета­фо­ры, может нам сооб­щить, что

  • лес проснул­ся (срав­ни­те: ребе­нок проснул­ся);
  • камыш шеп­чет (девуш­ка шеп­чет);
  • тем­но­та под­кра­лась (раз­вед­чик под­крал­ся).
  • Олицетворение в литературе. Примеры

    Поищем при­ме­ры оли­це­тво­ре­ний в поэ­зии. Читаем у Сергея Есенина:

    Мелколесье. Степь и дали.
    Свет луны во все кон­цы.
    Вот опять вдруг зары­да­ли
    Разливные бубен­цы.

    Бубенцы не зазве­не­ли, а зары­да­ли, как рыда­ют жен­щи­ны, если у них горе.

    Ф.И. Тютчев исполь­зо­вал оли­це­тво­ре­ние для боль­шей выра­зи­тель­но­сти сти­хов:

    Лазурь небес­ная сме­ёт­ся ,
    Ночной омы­тая гро­зой,
    И меж­ду гор роси­сто вьет­ся
    Долина свет­лой поло­сой.

    Лазурь сме­ёт­ся, как сме­ет­ся ребе­нок или любой чело­век от удо­воль­ствия.

    Я свист­ну, и ко мне послуш­но, роб­ко впол­зет окро­вав­лен­ное зло­дей­ство , и руку будет мне лизать , и в очи смот­реть , в них знак моей читая воли (А.С. Пушкин).

    Выхожу один я на доро­гу,
    Сквозь туман крем­ни­стый путь бле­стит;
    Ночь тиха. Пустыня внем­лет богу
    И звез­да с звез­дою гово­рит .

    Олицетворение помо­га­ет писа­те­лю или поэту создать худо­же­ствен­ный образ, яркий и непо­вто­ри­мый, рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти сло­ва в пере­да­че кар­ти­ны мира, ощу­ще­ний и чувств, в выра­же­нии сво­е­го отно­ше­ния к изоб­ра­жа­е­мо­му.

    Утешится без­молв­ная печаль,
    И рез­вая заду­ма­ет­ся радость.


    russkiiyazyk.ru

    Олицетворение

    Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека [. Звезда с звездою говорит (Л.); Спит земля в сиянье голубом. (Л.)]. Олицетворение – один из самых распространенных тропов. Традиция его употребления восходит к устной народной поэзии (Не шуми, мати, зеленая дубравушка, не мешай мне, доброму молодцу, думу думати. ). Многие поэты использовали этот троп в произведениях, близких к фольклору (Что шумишь, качаясь, тонкая рябина, низко наклоняясь головою к тыну? – Сур.). Художники слова сделали олицетворение важнейшим средством образной речи. Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать [Парк качался и стонал (Пауст.); Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием (Пауст.); Забормотал спросонок гром. (Пауст.)].

    Олицетворение – один из тех тропов, которые широко употребляются не только в художественной речи, но и в научном стиле (воздух лечит, рентген показал), публицистическом (Заговорили наши орудия. Начался обычный поединок батарей. – Тих.). Прием олицетворения используется в заголовках газетных статей («Ледовая дорожка ждет», «Солнце зажигает маяки», «Матч принес рекорды»).

    Особым видом олицетворения является персонификация (из лат. persona – лицо, facere – делать) – полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при олицетворении), а обретают реальный человеческий облик:

    Вопреки ожиданьям развала, какой мы видим повсеместно, тут сохранилось нормальное хозяйственное кровообращение. Трудности – как везде, но жирок поднакоплен тут был (. ). . А Пуща уже зябнет от легких ночных морозов, от долгих туманов. Пуща спокойна и равнодушна к страстям человеческим. Много всего повидали ее дубравы. Но молчаливы. И, умирая, ничего не расскажут.

    (В. Песков // Комсомольская правда. – 1996. – 18 окт.)

    Голуб И.Б. Стилистика русского языка – М., 1997 г.

    www.textologia.ru

    Читайте так же:  Уменьшение штрафа по договору

    Лучший ответ

    Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

    Перенос свойств человека на животных или предметы и т.п.

    Олицетворение это – когда свойства живого существа присваивают не живым.

    Олицетворение – это оживление неживого предмета.

    1. 1. Lesya Donich 80
    2. 2. Полина Беликова 70
    3. 3. Bronwyn Tim 39
    4. 4. Сергей Сафонов 25
    5. 5. Никита Гущин 23
    6. 6. Софья Мармеладова 12
    7. 7. Oly Kova 9
    8. 8. Ольга Исаева 5
    9. 9. Karina Khachatryan 5
    10. 10. Александр Гирс 5
    11. 1. Ramzan Ramzan 6,296
    12. 2. Елизавета Анчербак 5,056
    13. 3. Iren Guseva 4,925
    14. 4. Анастасия Гудяева 3,482
    15. 5. admin 3,392
    16. 6. Александра Люханчикова 3,122
    17. 7. Мухаммад Амонов 3,084
    18. 8. Гузель Миннуллина 2,374
    19. 9. Артём Чекуров 2,016
    20. 10. Алёна Кошкаровская 1,886

    Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    obrazovaka.ru

    Олицетворение в литературе и разговорной речи

    Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
    Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к различным литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

    Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

    В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:
    Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

    Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

    Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
    Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира и выразить отношение к изображаемому предмету.

    История появления олицетворения

    Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в существование духов и души).
    Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.
    Всех стихотворцев интересует вопрос: как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

    Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

    Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

    Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

    Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

    Если в своем произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
    Естественно, употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

    Какой частью речи выступает олицетворение?

    Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.

    Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

    Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности.
    Использование этих приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

    Олицетворение — литературный троп

    В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений. В других источниках другое название этого литературного приема — персонализация, то есть когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

    Примеры олицетворения в русском языке

    Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения. И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

    Читайте так же:  Федеральный закон 230-фз от 18122006

    Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
    Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
    Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

    Как отличить олицетворение от метафоры?

    Перед тем, как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

    Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

    Например:
    Пчела из кельи восковой
    Летит за данью полевой

    Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
    Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

    Например:
    Утешится безмолвная природа
    И резвая задумается радость

    Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
    Тут и напрашивается первый вывод: метафора — это когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

    Чем отличается метафора от олицетворения

    Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему же это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

    Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

    Использование олицетворения в разговоре

    Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

    Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

    Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

    Олицетворение и художественная литература

    Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

    Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья и т. д.

    Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
    Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

    Олицетворение и антропоморфизмы

    Олицетворение — это самый простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.
    Олицетворение — это прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.
    Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.
    Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.
    Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

    Примеры олицетворения

    Чтобы понять всю суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:

    • воет море ( нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
    • плакала ива (ива — это дерево и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
    • играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).
    • Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.

      Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.

      Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.

      Самый яркий пример олицетворения — отстают часы.
      Основные источники подобного приема — сказки и мифы.

      lisel85.ru


    Обсуждение закрыто.