Правила ээ

Правила ээ

Что должен знать каждый россиянин: государственная символика и правила ее использования

Любое суверенное государство имеет свою государственную символику, выделяющую его среди прочих.

Россия не является исключением из этого правила и имеет Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ и Государственный гимн РФ (ст. 70 Конституции РФ) – однако, практика их использования гражданами, организациями и госорганами не всегда однозначна.

Его описание и правила использования установлены Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации».

Считается, что запомнить изображение Государственного флага должен каждый россиянин, однако иногда в этом вопросе ошибаются даже государственные органы. В качестве одного из последних, вызвавших серьезный резонанс, случаев можно вспомнить размещенный в августе 2013 года на здании ФСКН России баннер с «бело-красно-синим» флагом или световое шоу в Омске по случаю Дня города, при подготовке к которому организаторы также перепутали порядок цветов в триколоре – фактически название города было размещено на «сине-бело-красном» флаге Югославии.

Две страны мира сегодня имеют одинаковые флаги – это Монако и Индонезия.

Использование Государственного флага и его изображения сотрудниками государственных органов также может вызвать дискуссии. К примеру, один из сотрудников Управления МВД по Республике Карелия прибыл для доклада министру внутренних дел Республики Карелия в галстуке, на котором были вышиты флаг РФ и слово «Россия». За «неуставной» галстук на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, которое, впрочем, впоследствии было отменено судами (постановление президиума ВС Республики Карелия от 7 декабря 2011 г. по делу № 44г-40-2011).

Нарушения допускают и обычные граждане и организации. К примеру, в Республике Башкортостан руководитель одного из предприятий щедро украсил здание 16 флагами Российской Федерации и Республики Башкортостан, за что был привлечен к административной ответственности. Неправильное использование заключалось, в частности, в том, что по правилам при одновременном подъеме (размещении) флага России и флага субъекта или муниципального образования либо организации Государственный флаг РФ располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом, в центре при нечетном количестве флагов и левее центра при четном количестве флагов (если их больше двух) (ст. 7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»).

Еще одним нашумевшим в свое время случаем стала ошибка организаторов состоявшегося 5-6 сентября 2013 года саммита G20 в Санкт-Петербурге – при подготовке к этому мероприятию Невский проспект северной столицы был украшен «бело-красно-синими» флагами.

Многоцветный рисунок Государственного флага РФ (приложение к Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»)

Иностранцы тоже не всегда могут вспомнить, как выглядит российский флаг. Так, в тематическом логотипе поисковой системы Google, посвященном победе России в конкурсе за право проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, были изображены два футбольных мяча на фоне российского флага, оказавшегося также «бело-красно-синим». Впоследствии компания принесла свои извинения в официальном блоге российского офиса.

Кстати, с ноября 2008 года гражданам и их объединениям было разрешено использовать Государственный флаг и его изображения, – до этого таким правом обладали только официальные структуры (Федеральный конституционный закон от 8 ноября 2008 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации»). Суды подтверждают правомерность таких действий (постановление ВС Республики Мордовия от 24 сентября 2013 г. № 4-а-161).

День Государственного флага Российской Федерации отмечается 22 августа в соответствии с Указом Президента РФ от 20 августа 1994 г. № 1714 «О Дне Государственного флага Российской Федерации».

В этот день в 1991 году Верховный Совет РСФСР постановил считать официальным Национальным флагом Российской Федерации исторический флаг России – «полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос» (постановление Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991 г. «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР»).

Государственный флаг, также как и Государственный герб и изображения, сходные с ними до степени смешения, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака (пп.1 п. 2 ст. 1483 ГК РФ) и не являются объектами авторских прав (пп. 2 п. 6 ст. 1259 ГК РФ).

Государственный герб и государственный гимн

Этим государственным символам также посвящены специальные федеральные конституционные законы – Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации».

Так, установлено, что Государственный герб в многоцветном изображении размещается на бланках законов, актов федеральных исполнительных органов, высших судов и т. д., на фасадах зданий государственных органов и в рабочих кабинетах некоторых чиновников, а также воспроизводится на документах, удостоверяющих личность (ст.ст. 3-7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»).

Чаще всего нарушения правил использования Государственного герба встречаются, когда организации или граждане решают использовать его изображение на своих бланках и печатях, тогда как подобное разрешено только государственным органам, имеющим властные полномочия организациям и учреждениям и ЗАГСам (абз. ст. 4 Закона о Государственном гербе). К примеру, один из жителей Свердловской области разместил Государственный герб на обращении к прокурору, а также скрепил свою подпись оттиском личной печати с надписью «непосредственная власть народа Российской Федерации [ФИО заявителя]», на которой также был изображен Государственный герб. За такие действия заявитель был привлечен к административной ответственности (Постановление ВС РФ от 11 сентября 2012 № 45-АД12-8).

«Рисунок Государственного герба РФ»(многоцветный вариант) (приложение 1 к Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»)

В сентябре 2013 года КС РФ в очередной раз пояснил, что законодатель обоснованно не включил граждан в круг лиц, которые имеют право на использование Государственного герба, поскольку он является государственным символом Российской Федерации и служит средством обозначения актов и документов ее органов и должностных лиц, а также имеющих общегосударственное значение организаций (Определение КС РФ от 24 сентября 2013 г. № 1311-О). Ранее КС РФ также неоднократно подчеркивал этот вывод в своих актах (Определение КС РФ от 15 июля 2004 года № 249-О, Определение КС РФ от 29 мая 2012 года № 1037-О, Определение КС РФ от 17 июля 2012 года № 1343-О).

Читайте так же:  Приказ 852 мчс

ВС РФ поддержал эти доводы, подчеркнув, что обычным гражданам и их объединениям запрещено использовать не только непосредственно изображение Государственного герба, но и другие схожие до степени смешения изображения (Обзор судебной практики ВС РФ за третий квартал 2012 г. (утв. Президиумом ВС РФ 26 декабря 2012г.).

В некоторых случаях возможность использования на печати Государственного герба для организаций и лиц, имеющих общегосударственное значение, определяется законом, однако Президент РФ также может разрешить такое использование своим указом в частном порядке. Какие организации и лица имеют такое право?

  • мировые судьи (Указ Президента РФ от 29 мая 2006 г. № 530 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях мировых судей в Российской Федерации») и нотариусы (ст. 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I);
  • Общественная палата РФ (Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»)
  • Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз» (имеет право использовать Государственный герб в качестве геральдической основы своей эмблемы в соответствии с Указом Президента РФ от 26 августа 2010 г. № 1068)
  • аэровокзальный комплекс «Внуково-2» (использует Государственный герб на фасаде здания пассажирского павильона, предназначенного для обслуживания президента в соответствии с Указом Президента РФ от 26 мая 2008 г. № 849)
  • спортивные сборные российских команд (Государственный герб помещается на парадной и иной официальной форме при участии в международных соревнованиях в соответствии с Указом Президента РФ от 20 декабря 2004 г. № 1557 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации спортивными сборными командами Российской Федерации»). На парадной форме Государственный герб может быть только многоцветным и размещается на левой верхней части груди, а на спортивной форме общего и специального назначения – также на центральной верхней части груди и головном уборе (приказ Росспорта от 31 января 2005 г. № 11 «Об утверждении принципов использования на парадной и иной официальной спортивной форме сборных команд Российской Федерации изображения Государственного герба Российской Федерации и образцы его размещения»);
  • государственная корпорация «Ростехнологии» (Указ Президента РФ от 10 августа 2012 г. № 1144 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации в эмблеме Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии») и Государственная компания «Автодор» (ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и т. д.
  • Кроме того, Государственный герб размещается на универсальной электронной карте (Указ Президента РФ от 10 октября 2011 г. № 1339 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на универсальной электронной карте»), которая, по задумке законодателя, впоследствии должна заменить обычный бумажный паспорт. На бланке паспорта, конечно, также размещается Государственный герб (постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»).

    Более подробно о правилах и перспективах использования универсальной электронной карты читайте в нашем материале:
    «Универсальная электронная карта: получаем государственные и банковские услуги легко»

    А вот образовательные учреждения с принятием нового закона об образовании (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») такое право утратили. В соответствии с ранее действовавшим Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» имеющие аккредитацию образовательные и научные учреждения заверяли выдаваемые ими документы об уровне образования и (или) квалификации печатью с изображением Государственного герба, новый же закон об этой возможности умалчивает.

    Политические партии, напротив, не могут использовать символику Российской Федерации (как Государственный герб, так и Государственные гимн и флаг), ее субъектов, муниципальных образований и иностранных государств (Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»).

    Государственный гимн исполняется в установленных законом случаях – при вступлении Президента РФ в должность, на официальных мероприятиях, торжествах и т. д. Кроме того, он транслируется государственными теле- и радиокомпаниями при начале и окончании вещания (при круглосуточном вещании – в 6 и 24 часа по местному времени), а также в новогоднюю ночь.

    За нарушение установленных федеральными конституционными законами правил использования государственной символики предусмотрена административная ответственность (ст. 17.10 КоАП РФ). Гражданам грозит штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., должностным лицам – от 5 тыс. до 7 тыс. руб., а привлеченные к ответственности юридические лица будут обязаны уплатить от 100 тыс. до 150 тыс. руб.

    Как показывают исследования, многие наши соотечественники могут стать правонарушителями не намеренно, а по незнанию. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного 16-17 ноября 2013 года, негласную обязанность знать цвета Государственного флага своей страны и их расположение не соблюдает треть россиян (32%), половина опрошенных (51%) не смогла назвать первые слова Государственного гимна, но зато лишь 12% участников опроса не знают, как выглядит Государственный герб нашего государства. Правда, из года в год число граждан, осведомленных о государственной символике и правилах ее использования, возрастает – так, в 2009 году по итогам аналогичного опроса правильные цвета флага и их порядок не смогли назвать 45% респондентов 1 .

    Если же гражданин осознанно совершает надругательство над Государственным флагом или Государственным гербом, ему грозит уголовная ответственность по ст. 329 УК РФ. Под надругательством понимается сжигание флага, нанесение на него циничных надписей или рисунков, срывание флага или герба, забрасывание грязью и т. п. Наказанием за такие действия служат ограничение свободы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

    К слову, в середине ноября в Госдуму был внесен законопроект депутата Госдумы Олега Михеева об установлении уголовной ответственности и за надругательство над Государственным гимном, однако в связи с неисполнением Регламента нижней палаты парламента законопроект был возвращен автору 2 .

    Прививаем уважение с детства

    Читайте так же:  Налоги которые платит малый бизнес

    7 ноября 2013 года Президент РФ внес в Госдуму законопроект о более широком использовании Государственного флага и Государственного гимна 3 . На его основе был принят Федеральный конституционный закон от 21 декабря 2013 г. № 5-ФКЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации» и статью 3 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации».

    С 1 сентября 2014 года Государственный флаг должен быть постоянно вывешен на здании школ и иных общеобразовательных учреждений, а также подниматься во время проводимых ими массовых мероприятий (в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных).

    Кроме того, предполагается обязательное исполнение гимна России в День знаний перед первым занятием, а также во время проводимых образовательными учреждениями торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам.

    Инициатива главы государства предусматривает и обязательное исполнение Государственного гимна при открытии памятников и памятных знаков, а также при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам (в настоящее время его исполнение допускается, но не является обязательным), а также на торжественных собраниях, посвященных муниципальным праздникам.

    Изменения последних лет показывают, что отношение наших соотечественников к государственной символике постепенно меняется в лучшую сторону. Во многом этому способствуют изменения законодательства, позволяющие шире использовать Государственный флаг, Государственный гимн и Государственный герб, в том числе и обычными гражданами. Будем надеяться, что с течением времени уважение россиян к государственным символам будет только возрастать.

    Документы по теме:

  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»
  • Новости по теме:

    1 С полным текстом исследования можно ознакомиться на корпоративном сайте ВЦИОМ.
    2 С текстом законопроекта № 386030-6 можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
    3 С текстом законопроекта № 379328-6 можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

    www.garant.ru

    Кодификация и правила ее проведения

    • Юридическая техника
    • Предмет и методы юридической техники
    • Понятие и виды юридической техники
    • Структура юридической техники
    • Средства и приемы юридической техники
    • Правовая семья
    • Юридические документы: понятие и виды
    • Научные подходы к характеристике кодификации

      Кодификацию издавна считали видом систематизации наряду с инкорпорацией. Для этого были веские основания: действительно, лучшим способом устранить путаницу со множеством актов является их объединение с отбором, переработкой и согласованием всех необходимых норм.

      Однако создание кодекса — дело не только не легкое, но и не быстрое. Практический опыт показывал, что иногда лучше интегрировать множество актов в один без их коренной переработки и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса. Так возник новый вид систематизации — консолидация, занимающая очень близкое положение к кодификации. В 1990-е гг. ученые включили консолидацию в предмет своего изучения.

      Одновременно с этим началась переоценка собственно кодификации. Так, В. К. Бабаев полагает, что кодификация относится скорее к правотворчеству, нежели к систематизации.

      К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие аргументы:

    • систематизация имеет дело с законодательными актами. В процессе же создания кодекса дело приходится иметь с правовыми предписаниями;
    • для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структуры, логики нормативного акта, использования языка. При инкорпорации эти инструменты не используются.

    Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется. Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой стороны кодификацию можно считать способом упорядочения нормативных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который позволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности.

    Понятие кодификации

    Кодификация — в интеллектуальном плане самый трудный вид систематизации. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный период и требует объединения усилий множества высококвалифицированных специалистов. Например, для подготовки ныне действующего Гражданского кодекса РФ был создан Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-процессуального и т. д.) также формировались большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др.

    Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

    Таково понимание кодификации в российской правовой науке. Теперь обратимся к зарубежному опыту.

    В Европейском Союзе существует слишком вольное понимание кодификации: это издание любых нормативных актов органами Евросоюза (инструкций, директив, постановлений и др.).

    Во Франции — центре романо-германской семьи права — кодификацию понимают в узком и широком смысле. В узком смысле кодификация — это процесс создания классических кодексов, в широком — процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересматриваются, устраняются только противоречия между ними, отсекаются устаревшие положения и т. п. Более того, некоторые французские ученые и соединение нормативных актов в единый сборник готовы считать кодификацией. Здесь уже практически стирается разница между видами систематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «кодекс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно называть кодексом.

    И все же слова «кодификация», «кодекс» все больше употребляются в специальном смысле: как совокупность разрозненных правовых норм, приведенных в форму единого целого.

    С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для дифференциации различных правовых явлений. Вряд ли стоит обозначать единым термином «кодификация» различные виды систематизации. Поэтому использование в российской правовой науке слова «кодификация» в специфическом смысле представляется оправданным.

    Особенности кодификации

    Кодификация существенно отличается от других видов систематизации. Рассмотрим ее признаки:

  • целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта;
  • кодекс — это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существование других видов нормативных актов, более того — предполагает их необходимость;
  • цельность кодексу придает не только однородность регулируемых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы отрасли права;
  • кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки;
  • при кодификации приходится иметь дело с правовыми предписаниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом;
  • собранные правовые предписания перерабатываются основательно, т. е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые правовые предписания;
  • все правовые предписания, намеченные для включения в кодекс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной логической схеме;
  • кодификация имеет определенные ограничения, которые должны быть приняты во внимание:
  • время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь «старые» отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы);
  • скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы);
  • результаты кодификации всегда имеют официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта), по статусу самый компетентный в области правотворчества государственный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона;
  • кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов;
  • кодифицированные законы, хотя и считаются по юридической силе равноправными с законами некодифицированными, но такой подход противоречит одному из основных правил юридической техники: специальный закон имеет преимущество перед законом общим. Кодекс не всегда регулирует все тонкости общественных отношений. И если по этой причине приходится издавать закон более детальный и специализированный, нет никаких оснований оказывать преференции кодифицированному акту. Несмотря на это кодексы в системе законов занимают видное место и имеют большой авторитет. В настоящее время такую позицию принимает все большее число ученых.
  • Читайте так же:  Заявление в порядке упрощенного производства

    Технико-юридические правила кодификации

    Поскольку по своей сути кодификация относится к правотворчеству и лишь (исходя из ее результатов) примыкает к систематизации, правила се проведения в большей мере входят в правотворческую технику. Инструменты формирования содержания кодекса и его оформления во многом сходны с теми, которые применяются при создании других нормативных актов (они рассмотрены в гл. 6 и 7). Уточним их применительно к кодификационной работе:

  • это очень сложная и высокозатратная работа. Поэтому она должна начинаться только тогда, когда вынесено решение государственного органа о ее проведении и финансировании. Именно государственный орган берет на себя решение вопроса, необходима ли кодификация;
  • создание рабочего коллектива — задача не из легких. В нем должны быть собраны профессионалы высокого класса, причем разного профиля: и ученые — юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере жизни, которая стала объектом кодификации, и политики, и практические работники с большим опытом;
  • план работы коллектива должен быть разбит на этапы с указанием примерных сроков выполнения работ на каждом из них;
  • необходимы распределение обязанностей между членами рабочего коллектива и определение этапа включения их в работу;
  • важны сбор и отбор нормативного материала, подлежащего кодификации;
  • важно обобщение зарубежного опыта в сфере законодательства, являющейся объектом законопроектных работ;
  • необходимы предварительный анализ нормативного материала и решение вопроса о целесообразности кодификации. Создание кодекса не может быть просто модной затеей, реализацией чьей-то идеи или политических амбиций. Кодификацию следует начинать только тогда, когда это целесообразно и тем более если проявляются негативные явления, связанные с ее отсутствием.
  • Например, в области избирательного права накопился довольно значительный нормативный объем. Центром избирательного законодательства является довольно мощный Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Но по своему содержанию он таков, что пользоваться им крайне затруднительно. Возникла настоятельная потребность в создании избирательного кодекса, не только объединяющего, но и упрощающего многие законодательные положения проведения выборов;

  • следует изучить реальную обстановку в стране и определить объективные и субъективные факторы, которые могут сказаться на действии будущего кодекса.
  • Например, создатели Трудового кодекса РФ, изучив социальную обстановку в стране, не пошли на радикальные изменения в регулировании трудовых отношений, а остановились на принятии в 2001 г. упрошенного варианта Кодекса, в большей мерс сохранившего прежние традиции в сфере труда. Прошло несколько лет, обобщен опыт его применения. Сегодня уже есть понимание того, что в регулировании трудовых отношений надо идти дальше;

  • важны анализ собранных для переработки нормативных актов и вычленение нормативных предписании, которые войдут в кодекс. Одним из важных моментов является решение вопроса, однородные ли общественные отношения они регулируют; в противном случае кодекс не будет цельным актом, а больше будет походить на консолидированный акт.
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях по содержанию четко делится на две части: материально-правовые и процессуальные нормы. Понятно, что они связаны друге другом. Но направленность этих двух видов норм разная: охранительная и процессуальная. Если подходить к кодификации профессионально, то следовало бы нормы, закрепляющие порядок зашиты административно-правовых отношений, оформить в виде особого нормативного акта — административно-процессуального кодекса;

    • нормативные предписания, отобранные для переработки, должны быть классифицированы по вопросам, которые предположительно должны найти отражение в будущем кодексе. Эта классификация должна стать основой разработки структуры кодекса;
    • самый ответственный этап — составление текста проекта кодекса, формулирование его статей. Здесь, как правило, не удается обойтись классификацией отобранных и переработанных нормативных предписаний. Приходится их дополнять новыми нормативными предписаниями, как бы восполнять имеющиеся пробелы в правовом регулировании этой сферы общественных отношений. Одному человеку это, конечно, не по силам. Распределение структурных элементов текста между составителями должно проводиться с учетом их желания, которое обычно определяется их компетентностью в том или ином вопросе;
    • текст проекта должен подвергнуться широкому обсуждению среди научной общественности. Возможно, отдельные вопросы (скорее, социального характера), регулируемые проектом, следует вынести и на суд широкой общественности;
    • после этого проект кодекса должен пройти всестороннюю экспертизу различного профиля (юридическую, лингвистическую, логическую, политологическую и др.);
    • далее проекту — кодекса с учтенными замечаниями предстоит утверждение на комиссии по кодификации;
    • обычно проводится отраслевая кодификация. Однако может быть осуществлена институциональная кодификация, только в ее названии не всегда используется термин «кодекс» (например, Лесной кодекс РФ, но «Закон о несостоятельности (банкротстве)», Правила дорожного движения). Из истории известны общеправовые кодификации, например Соборное уложение. В настоящее время в развитых странах в силу возросшей сложности и специализации правового регулирования они не используются.
    • www.grandars.ru


    Обсуждение закрыто.