Правь даль

Правь даль

Явь, Правь и Навь

Явь, Правь и Навь — в современном русском неоязычестве «три стороны бытия» или «три мира славянского мифологического миропонимания» [1] . Впервые эта триада упоминается в Велесовой книге (которую учёные считают подделкой); в аутентичных источниках по славянской мифологии и фольклору известен только термин «навь», означающий мертвеца; «Явь» и «Правь» в этих источниках вообще не встречаются [2] .
Дощечка № 1 Велесовой книги гласит:

что в интерпретации А.

Издатель (и вероятный автор) Велесовой книги Ю. П. Миролюбов трактует эти термины так:

…Нам удалось только после долгих усилий установить, что «Явь» была реальностью, «Правь» — истина, законы, управляющие реальностью, и наконец, «Навь» была потусторонним миром, где была «Явь», не связанная с «Правью», а потому бестелесная.
…Усопшие приходили «из Нави, окуду никто вена не приходит венити». Такое общение с усопшими происходит в Яви через Навь. Рай, или божественное обиталище, где … Предки, Пращуры и Шуры …, общается с Явью через «Навь». Это как бы промежуточная ступень, ибо если мы живем в Яви, если сама Жизнь, истечение Живы сквозь время и пространство может идти лишь благодаря Прави — основе, существующей под ней и установленной богами (ипостасями Сварога), то в будущем человек «вдет внави», то есть в загробное существование. Таким образом, смерти не было, а было лишь созерцание «внави зряти» тех, кто ушел. [4]

Содержание

Навь в Толковом словаре Даля трактуется как встречающийся в некоторых губерниях синоним слов мертвец, покойник, усопший, умерший. Б. А. Рыбаков в «Язычестве древних славян» пишет «Навьи — мертвецы или, точнее, невидимые души мертвецов. Иногда исследователи говорят о культе навий, как о культе предков, но от этого следует предостеречь, так как предки это свои, родные мертвецы, неизменно дружественные, деды, покровительствующие своим внукам и правнукам. Навьи же это чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, „с дерева падших“, убитых молнией и т. п.). Очень полно раскрывает сущность навий болгарский фольклор: навьи это птицеобразные души умерших, летающие по ночам, в бурю и дождь „на злых ветрах“. Крик этих птиц означает смерть; „нави“ нападают на беременных женщин и на детей и сосут их кровь. Они — вампиры (упыри), чрезвычайно опасные для людей».

В «Повести временных лет» (1092) эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны».

По мнению ученых [каких?] , Навь — это воплощение смерти, а само название связано с образом погребальной ладьи (ср. неф, вен. nave : судно) [5] .

В постсоветский период в России появилась неоязыческая секта Общество Нави, где под навью понимается непроявленное (априорное, потенциальное) состояние мира, предшествующее созданной демиургом Яви. Навь воспринимается как источник мудрости и она персонифицируется в образе Велеса, Кащея-Чернобога, Ящера-Перуна и огненного Сварога.

Навий день

Навьим днём назывался день общего поминовения покойников на Руси.

По Далю, это понедельник или вторник на Фоминой неделе [6] (Радоница); начиная с советского периода в литературе как «навий великдень» иногда стал упоминаться четверг после Пасхи [7] .

По мнению родноверов, Навий день приходился на весну (1 марта), славяне в этот день приходили на могилы предков, совершали тризну и опускали еду в могилы или скорлупу крашенных яиц в воду.

Слово «явь» используется в русском языке для обозначения действительности как противопоставления сну, мечте или бреду («мечта стала явью»). Происходит от праслав. *avь [8] . В современном русском неоязычестве навь — это мир «загробный», тогда как явь — это мир живых, «мир плотных материальных форм» [источник не указан 174 дня] . Это две стороны одного мира, граница которых проходит по реке Смородине [источник не указан 174 дня] .

Д. А. Гаврилов признал, что термин «правь» не встречается в достоверных источниках и является лексическим нововведением, однако высказал уверенность в том, что «третья составляющая триады» была, но называлась как-то иначе [9] .

Несмотря на отсутствие существительного «правь» в древних текстах, некоторые «родноверы» считают, что название «православие» (от якобы существовавшего выражения «славить Правь») является «до-христианским названием религии славян» — и поэтому называют свою религию «Родная православная вера» [10] или «Славянская православная вера» [11] . Учёные единогласны в том, что слово «православие» является калькой с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление» [12] .

Лев Прозоров (Озар Ворон), отвечая «правь-славящим», отмечает:

dic.academic.ru

1 правь

См. также в других словарях:

Правь — Правь, Британия, морями! «Правь, Британия, морями!» (англ. «Rule, Britannia!») патриотическая песня Великобритании, написана по поэме Джеймса Томсона на музыку Томаса Арна в 1740. Была написана к маскараду в доме Фредерика, принца Уэльского … Википедия

ПРАВЬ — (слав.): основное понятие древнеславянской философии. Один из трех основных законов, правящих миром. П. является верховным управителем всего мироздания, включая человеческую судьбу. П. олицетворяет божественный, правящий мир, символ мудрости,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Правь (альбом) — Правь Альбом Северные врата Дата … Википедия

Правь, Британия, морями! — «Правь, Британия!» (англ. «Rule, Britannia!») патриотическая песня Великобритании, написана по поэме Джеймса Томсона на музыку Томаса Арна в 1740. Была написана к маскараду в доме Фредерика, принца Уэльского, который покровительствовал … Википедия

Правь, Британия, морями — «Правь, Британия, морями!» (англ. «Rule, Britannia!») патриотическая песня Великобритании, написана по поэме Джеймса Томсона на музыку Томаса Арна в 1740. Была написана к маскараду в доме Фредерика, принца Уэльского, который покровительствовал… … Википедия

Правь Британия морями! — «Правь, Британия, морями!» (англ. «Rule, Britannia!») патриотическая песня Великобритании, написана по поэме Джеймса Томсона на музыку Томаса Арна в 1740. Была написана к маскараду в доме Фредерика, принца Уэльского, который покровительствовал… … Википедия

Правь и Навь Явь — Явь, Правь и Навь важные понятия в родноверии, часто упоминаемые в Велесовой книге (напр., дощечки 1 и 26). Навь в Толковом словаре Даля трактуется как встречающийся в некоторых губерниях синоним слов мертвец, покойник, усопший, умерший. Там же… … Википедия

Явь, Правь и Навь — Явь, Правь и Навь в современном русском неоязычестве «три стороны бытия» или «три мира славянского мифологического миропонимания»[1]. Впервые эта триада упоминается в Велесовой книге (которую учёные считают подделкой); в аутентичных… … Википедия

Явь Правь и Навь — Явь, Правь и Навь важные понятия в родноверии, часто упоминаемые в Велесовой книге (напр., дощечки 1 и 26). Навь в Толковом словаре Даля трактуется как встречающийся в некоторых губерниях синоним слов мертвец, покойник, усопший, умерший. Там же… … Википедия

Тем не правь, что давно. — Давно не причина (не оправдание). Тем не правь, что давно. См. ПАМЯТЬ ПОМИН … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Родноверие — на Викискладе? … Википедия

translate.academic.ru

ПОЕЗДИТЬ

ПОЕЗДИТЬ, ездить несколько, некое время, и кончить. Он много поездил за границей. | Не выгладила платья, а поездила по нем утюгом и поласила его. Каково вам поездилось? Поехать, у(вы)ехать, отправиться куда верхом, в повозке, водою, вообще, не пеши. Он за море поехал. Поедем на охоту? Салазки поехали с горки. | Башня поехала с горы, скользит, съезжает. Поехал — на своих на двоих, на вороной паре, пешком ушел. Поехать на ком верхом. Поехал, на своих на вороных. Поехали с орехами! Приехал — не здоровался, поехал — не простился. Саней нет, впрячи нечего, ехать некуда-да поедем! Поехал на коле (наголе), приехал на коне (и обратно). Поезжать, ехать; употреб. в повелит. (сев.) вм. ехать. Поезжай на Москву, там все найдешь! Поезжай правее, левее, держи, правь. Иван в город поезжает, сев. едет, собирается. Когда мы поезжали Обдорск. сиб. ехали в -. Кто это поезжает? арх. едет. Поезд м. поездка ж. действ. по знач. глаг., отъезд, отправка в путь, в дорогу. Теперь поездки за границу не дороги. Поезд, обоз, караван; повозка, кои тянутся гусем; несколько совместных повозок, едущих по одному пути; торжественная, обрядливая езда или проезд, процессия. Встарь, помещики поездом подымались. Поезд железной дороги, сколько везет паровоз, или что сцеплено вместе, в одно целое. Похоронный поезд. Свадебный поезд, вообще всех поезжан, поезжаных, поезжатых или поезжих, должностных лиц и званых гостей свадьбы, с молодыми, как едут они в церковь и из церкви. Женихов поезд состоит из 12-ти непременных лиц: 1. молодой, князь, жених; 2. тысяцкий, он же расходчик; 3. большой болярин; 4. меншой; 5, 6. простые бояре: 7, 8. свахи; 9. их повозник, кучер; 10. лагунник, угощающий встречных; 11. дружка; 12. поддружье, полдружье. На пути из церкви, оба поезда соединяются. В поезжанах был, так свой, т. е. родня. Поезжане отдают дорогою всякому равный поклон, даже нищему, чтобы кто не испортил (это на севере; в средних губ. нередко дружки с буйством разгоняют встречных, до драки). Как в лесу тетери все чухари, так наши поезжане все дураки! поют женихову поезду. | Поезд, поездуха ж. новг. твер. арх. полуневод, длинной 10-15 саж., урал.-казач. плавнаясеть; ее тянут, плывя на двух поездных карбасах, поездняках, или бударках, узких лодках, наслушивая рукою, когда рыба ударится в поезд, что и называется поездовать, ловить поездом. | Поездуха, сеть мешком, для лова рыбы по омутам. Поезжуха, подобная сеть для мелкой рыбы. Поездный и поездной, к поезду относящ. Поездовый, к поездухе относящ. Поездковый, к поездке относящ. Поезжалый сущ. м. посыльный, гонец, курьер, нарочный, ездовой. Поездьство ср. стар. военные разъезды.

Читайте так же:  Определение арбитражного суда москвы

slovardalja.net

Толковый словарь Даля онлайн

НАРЯЖАТЬ

НАРЯЖАТЬ, нарядить кого, что; вообще: сряжать, снаряжать, приготовлять, изготовлять, припасать; ныне более употребл. в частных значеньях: | назначать в дело, в работу, распределять народ; | одевать в нарядное платье, рядить; украшать. Пошли сотского, нарядить подводу. Фельдфебель нарядил меня в караул. Мир нарядил в выборные дурака, так и порядку нет. Невесту к венцу наряжают. Дурака нарядили (одели) и в люди пустили. Дом отделали и нарядили, обоями, занавесами и пр. Нарядить избу, сделать весь наряд, отделать ее начисто: переборку, полати, лавки, полавочники, коник, голубец и пр. Нарядить соху (арх.), снарядить, изладить. Наряженные пришли, переряженные, маски. Наряжать ткацкий стан, пск. твер. приготовить совсем для тканья. Поваженый, что наряженный. Тот и умен, кто богато (кто красно) наряжен. Чем другого наряжать, так к себе (так на себя) примерь. -ся, быть наряжаему; | рядить, наряжать себя, в обоих знач. одеваться нарядно, облачаться празднично, окручаться; надевать украшенья, убранства. Нарядиться в дорогу, собраться, снарядиться. Я сам в работу нарядился. Наряжаться дом строить (вологодск.), готовиться, собираться. Наряжается, что баба на Юрья. Наряжается, что Маланья на свадьбу. Наряжался служить: было бы кому хвалить! Наряжанье ср. длит. наряженье окончат. наряд м. нарядка ж. действие по глаг. на ть и на ся. При наряжаньи поссорились было, а по наряженьи (нарядившись) поехали мирно. Во время наряжанья подвод было много шуму, спору, а по наряженьи все отправились. | Наряд, убор, красивая одежда, платье или вещи, надеваемые для украсы; | стар. артиллерия; ныне говор. иногда вм. заряд, зап. | состав для набивки ракет; | повестка, повещенье, приказанье о посылке людей в работу: подрядчикам посылают наряды, о числе нужных к сроку мастеровых, припасов и пр.; | роспись чего-либо, что должно быть заготовлено: Наряд блюд к свадебному столу; наряд приданому. | Наряд избы, вся чистая плотницкая отделка внутри. | Сбор разных снарядов, припасов, орудий, для какого-либо дела, ремесла. Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь. Не наряд жену красит, а домостройство. Держа правду по наряду. Наряду нареч. на ряде, в голове, в начальниках. Сидеть наряду (где приходится рядить, судить) — не говорить: не могу, сел в старшины, так управляй толком. Кто у вас ныне наряду? кто старшина? | В один ряд с чем, в одном ряду, порядке; вровень, наравне, одинаково. Я шел наряду с ними. Мы живем наряду и бок-о-бок. Правь повинности наряду с людьми. Умирать, так умирать наряду, а не особняком. Нарядный, относящийся к наряду; кто наряжен (назначен куда), а в виде сущ. | кто наряжает, назначает; | красивый, щегольской, казистый, особ. об одежде. Нарядный приказ, наряжающий кого к делу; нарядная роспись, где означено назначенье, наряд в работу или припасы для поставки и пр. Близко к этому значенью старинное: Нарядные купчие, духовные; это не ложные или поддельные (как полагали), а писаные, будто бы, по наряду, приказу, порученью, а потому нередко и подложные. У одного нарядная жилетка, у другого нарядная трость. Нарядно бегать, арх. нарядившись на святках, ходить по домам. Нарядовый, нарядный, назначенный куда по наряду, порядку, очереди. Нарядность ж. свойство, качество нарядного. Нарядливый, охочий наряжаться; -вость ж. свойство это. Нарядчивый, охочий наряжаться, в обоих знач. Нарядчик м. -чица ж. кто наряжает в работу; посылаемый для этого десятский или рассыльный; | стар. лазутчик; | стар. буфетчик или дворецкий, метрдотель, распоряжающий всем столом, от столовый наряд. | Арх. нарядчица, нарядница, модница. Работнику алтын, а нарядчику рубль. На хлеб едока, на печь лежня, а на себя нарядчика (о зяте). -чиков, -чицын, им принадлежащий. Наряжатель м. -ница ж. наряжала об. кто наряжает, в обоих знач. Нарядник м. прибойник, забойник, при набивке потешных огней; | церк. нарядчик. | Нарядник, -ница, щеголь, щеголиха. Нарядуша, наряжоха, щеголиха, франтиха. Нарядуха ж. иногда то же, щеголиха; | об. арх. окрутник, окрутница, переряженный, переодетый, маскированный, маска, наряженный, хухольник арх. Нарядила ж. пск. твер.попойка, при начале работ.

Правь, Явь и Навь

Навь в Толковом словаре Даля трактуется как встречающийся в некоторых губерниях синоним слов мертвец, покойник, усопший, умерший. Там же упоминается Навий день, то есть день общего поминовения покойников, в южной Руси понедельник, в средней и северной вторник на Фоминой. Рыбаков Б. А. в «Язычестве древних славян» пишет «Навьи — мертвецы или, точнее, невидимые души мертвецов. Иногда исследователи говорят о культе навий, как о культе предков, но от этого следует предостеречь, так как предки это свои, родные мертвецы, неизменно дружественные, деды, покровительствующие своим внукам и правнукам. Навьи же это чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, «с дерева падших», убитых молнией и т. п.). Очень полно раскрывает сущность навий болгарский фольклор: навьи это птицеобразные души умерших, летающие по ночам, в бурю и дождь «на злых ветрах». Крик этих птиц означает смерть; «нави» нападают на беременных женщин и на детей и сосут их кровь. Они — вампиры (упыри), чрезвычайно опасные для людей».

Явь и Правь в аутентичных источниках по мифологии и фольклору не упоминаются.

Триада Явь, Правь и Навь пришла в современное родноверие из Велесовой книги (в науке считающейся фальсификацией XX в.). Там, на дощечке 1 написано:

«праве бо есь невідомо уложена дажьбом а по нь яко пря же ся теце яве і та соутворі живо то нашо а то колі одіде сьмртье есь явь есь текоуща а творено о праві наве нбо есте потоія до те есте нава а по те есте нава а в праві же есте явъ».

что в переводе А. Асова (1992 г.) приобретает философский смысл:

«Ибо что положено Даждьбогом в Прави, нам неведомо. А поскольку битва эта протекает в яви, которая творит жизнь нашу, а если мы отойдём — будет смерть. Явь — это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же — после неё, и до неё есть Навь. А в Прави есть Явь».

Издатель (и вероятный автор) Велесовой книги Ю. П. Миролюбов трактует эти термины так:

… Нам удалось только после долгих усилий установить, что «Явь» была реальностью, «Правь» — истина, законы, управляющие реальностью, и наконец, «Навь» была потусторонним миром, где была «Явь», не связанная с «Правью», а потому бестелесная… Усопшие приходили «из Нави, окуду никто вена не приходит венити». Такое общение с усопшими происходит в Яви через Навь. Рай, или божественное обиталище, где … Предки, Пращуры и Шуры …, общается с Явью через «Навь». Это как бы промежуточная ступень, ибо если мы живем в Яви, если сама Жизнь, истечение Живы сквозь время и пространство может идти лишь благодаря Прави — основе, существующей под ней и установленной богами (ипостасями Сварога), то в будущем человек «вдет в нави», то есть в загробное существование. Таким образом, смерти не было, а было лишь созерцание «в нави зряти» тех, кто ушел.

Этнографические штудии Миролюбова в академических кругах не признаны. Тем не менее, активисты реконструкции мифологии славян принимают именно эту интерпретацию.

русс. явно, явен, явь, являть, появляться, проявлять, наяву, объявить, заявить, выявить
ст.-слав. авити, ѩвити, авѣ, ѩвѣ
др.-русск. ɪавити «показать, явить», ɪавѣ «ясно; определенно; открыто»
блр. ява «явь»
укр. ява «явь»
болг. яве «наяву», явя «показываю,говорю»
польск. jawa «явь», jawic «открыть», jaw, jawie«открыто», nа jawie «наяву»
сербохорв. jавити «объявлять», наjави «наяву»
словен. javiti «докладывать»
чеш. jeviti «показать», jev «открыто, публично», jevny «открытый»
слвц. jаvit «показать», jаv «явление»
в.-луж. zjewic «наяву»
н.-луж. zjawis «наяву»
др.-инд. āvíh «явный»
авест. āvíš «явный», āvīšуа «явный»

Большой толковый словарь русского языка под ред. Ефремовой Т.Ф.:

Явь — Светлая сила, управляющая миром. Реальная действительность; настоящее,сущее, идущее, свершающееся; «белый свет».

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля:

Являть, явить, явливать что, казать, оказывать (показывать), делать явным, видным, ставить на вид, обнаруживать; изявлять (проявлять, выявлять); предъявлять, представлять. Яви нам, Господи, милость твою! Месяц явил рога свои из-за облаков. Горы являют вершины свои сквозь туман. Явить паспорт, заявить (или предъявить). Когождо дело явлено будет, день бо явит. Коринф. Весна придет, явит, что подо льдом. Яви ты милость, дай взаймы! А как послы вошли в палату, и явил их государю челом ударить окольничий, представил. Являть чудеса, творить въяве. Являй в тюрьме да в богадельне (добро). -ся, быть явлену; | появляться (проявиться), оказываться, открываться, обнаруживаться как бы собою; | представляться, по службе, начальнику. Товар является в таможне, паспорты в полиции. Ты откуда явился? взялся. Много лосей явилось у нас в лесах, а до этого их не видать было. Комета явилась. Ему являются какие-то видения. Ныне много монетчиков явилось, оказалось, хотя их и незнают. Во всяком деле правда явится. Надо явиться коменданту. На торги никто не явился, не пришел. Явленный образ, нерукотворенный, появившийся чудесно. Явленный вид, заявленный, прописанный где следует. Как родился, так и явился (скоро). Я выявлю обман его. Заявить о пропаже. Изъявляю благодарность мою. Указ объявлен. Отъявленный негодяй. Чудо появилось. Предъявить права свои. У нас знахарь проявился. Явленье яв ява и явка действие и ·сост. по на -ть и на -ся . Даже до явления Господа нашего, Тим. При первом явлении признаков шторма, мореходы принимают разные меры, при появлении (проявлении). Для яву, явки товаров, паспорта | Явленье природы, всякая внезапная, нежданная, необычайная перемена, случай, оказательство, событие, и вообще, всякая видимая перемена. Суточные явления, восход и закат солнца, либо день и ночь Полное затменье солнца — явленье довольно редкое. Марево в степях — обычноеявленье. | Яв или явь состоянье трезвое, сознательное, несонное и без бреду и забытья, в полном, здравом уме. Не во сне, наяву бредить. Кому сон, кому явь; кому клад, кому шиш. Во сне счастье, наяву несчастье. Что наяву деется, то и во сне грезится. Что наяву делают, того не боятся; а что во сне видят, того боятся. Являтель, явитель, явительница, явщик, явщица, являющий что-либо, предъявитель. Явный, несокрытый и нескрываемый, не тайный; все что делается въяве, видимо, гласно, всенародно, открыто, или что всякому ясно, видно, ощутительно, понятно, не подлежит сомненью или спору. Все сокрытое станет явным. Явный враг лучше личины друга. Явное непослушанье, не уклончивость, а упорство. Это явная ложь, очевидная. Явен грех малу вину творит. До явных признаков, порчи трупа, никого хоронить не должно. Явно явеЯвность очевидность, ясность; или гласность, общеизвестность. Против явности спорить — только вздорить. Явственный, видный, заметный, ясный, внятный, ощутительный, вразумительный или понятный. Явственный говор, почерк. Явственные цвета издали: черный или синий, белый, желтый и красный. Явственность, свойство ·по·прилаг. Явствовать, быть видну, явну или ясну, очевидну; следовать из чего, оказываться из чего. Из сего явствует, кто прав, кто виноват. открыто, гласно, не таясь, не скрывая.

Читайте так же:  Значение наследования в россии

Учитывая польск. jawa «явь», сербохорв. jавити «объявлять», наjави «наяву», чеш. jeviti «показать», jev «открыто, публично», jevny «открытый», слвц. jаvit «показать», jаv «явление», можно увидеть связь с русс. живой, которое, по всей видимости, связано с шевелиться. Отсюда великолепно понимается, как смысл слова живой «подвижный», так и смысл слова являть «шевелиться» (пошевелился — проявил себя, или показал себя). Сравните также англ. show «показывать» и русс. шевелиться.

ЯВЬ — это объективная реальность, настоящее, действительность, видимый (светлый и не скрытый), известный и понятный мир, основное свойство которого — подвижность, что собственно и делаетего видимым с точки зрения физики.

Править, с предлогом правлять что, прямить, выпрямлять; исправлять, поправлять; делать правее, прямее, правильнее, исправнее. Править дорогу, перекладывать прямее, либо ровнять, чинить. | Править что, исполнять или совершать, соблюдая должное. | — чем, управлять, распоряжаться, начальствовать, повелевать; давать направленье, направлять, руководить. | Правиться куда, ·*архан. собираться, отправляться, снаряжаться. | Правиться или ·*пермяц. праваться, клясться, божиться, заклинаться. | Правленье, правительство, начальство, по образу устройства своего, или по качеству; управленье; присутственое, но не судебное, место, изпредседателя и членов; совещательное заседанье; дом или помещенье, гдезаседает правленье. Правеж ,·*архан. уменье править рулем и вообще управлять судном.; | ·*сиб.гребля. Идти правежем, на веслах.; | ·*курск. отпеванье покойника, погребальный молитвы. Правило вообще, чем правят, в разных ·знач. прямая доска, со стойкой и отвесом, у плотников и каменщиков; | простой брусок, аршина в два, для уравненья кирпичной кладки, род линейки; | румпель, рукоять руля, рычаг, для управленья рулем; | хобот, рычаг для управленья орудием, коронадой; |·*пск. брусок, оселок, ремень, для правки ножей; | сапожная колодка, копыл.; | брусок на ткацком стану с векошками, для подъема нитов.

Держать, держивать что, взяв или ухватив не выпускать, сжимать в руках; содержать, иметь, хранить; удерживать, не допускать, не выпускать; соблюдать; исполнять; направлять. Держать корму, править рулем. Мы держали на север правили, шли. Держать полнее, круче ближе и дальше от ветра. Не любят держать на себе начало монастырское, уклоняются от строгой жизни. Держи способнее, ·*касп. полнее. Держи правее поезжай, правь, иди правее. Держать чью сторону, стоять за кого. Держать закон, исповедовать веру. Держать слово свое, сдерживать, хранить, быть крепким, стойким в слове. Держать корректуру, читать, править набор. Держаться, ·возвр., по смыслу речи. Держись крепче руками. Держись на ногах, не падай. Держава или держа содержанье, уход, забота; | ·*костр. расход, потребление, издержка; | крепость, сила, прочность, твёрдая связь, надежность в скрепе; | владычество, могущество; | за что можно держаться, ухватиться: поручни, ручка, рукоять, скоба или хватка; | земля, государство, самостоятельное владенье, народ и правительство его;| одна из регалий, золотой шар с крестом наверху; царское яблоко. Державствовать, быть державцем или владычествовать, владеть державно.

Можно заметить, что:

  • державствовать синоним слову править «управлять»,
  • держать синоним слову править «направлять»,
  • десница (держница?) «правая рука» синоним правой руке.

Правая рука, править, правило, правильный — в этих словах можно обнаружить образ некой силы (ср. править, прямо, переть, напролом, упереться, вперёд), и как инструмента управления, направления (ср. правИло), и силы, как аргумента в противостоянии — я прав!

Только превышая по силе внешнее воздействие, можно двигаться прямо — в правильном направлении — напролом. А из подавляющего превосходства людей «праворуких» над «леворукими», понимается, что правая рука — это бравая рука, т.е. «сильная» (ср. бравада «показная удаль», т.е. «демонстрация силы», бравый «смелый, доблестный», т.е. «сильный, победитель», справный «добротный», «крепкий», борьба). И прекрасно увязывается с правойбравойпрямой рукой, образ вялой-квёлой-кривой-хлипкой-слабой-леннойлевой руки.

Браво! — хорошо, молодцовато, ловко, смѣло.
Ср. Разливайтесь пѣсни! Ходи, парень, браво! (Кольцовъ. 1-ая пѣсня Лихача Кудрявича).
Ср. «Иди прямо, ходи браво». (солдатск.)
Ср. Brav (нѣм.), bravo, bravissimo (фр.), bravo (ит.) ловко, славно.
Ср. Brabeum, brabium, даръ, — призъ фехтовальщиковъ. Brabentes — брабанты, — судьи при борьбѣ, а также в послѣдствіи — при университетскихъ диспутахъ.
Ср. βραβεία, присужденіе наградъ.
Ср. βραβείον, награда— на олимпійскихъ играхъ.
Браво (ит.) смѣльчакъ, убійца (подкупленный).
Бравировать — хвастать неумѣстно,— опасностью пренебрегать.
Бравада — бахвальство, хвастовская угроза.
Бравурствохраброваніе (чтобъ казаться храбрымъ).
Ср. Bravoure, храбрость.

Бравада — «вызывающее поведение, неуместное дерзкое молодечество«, из франц. bravade – то же
Браво подобно нем. bravo, заимств. из ит. bravo в связи с распространением ит. музыки. Первонач. означало возглас одобрения в ит. опере; bravo «молодец«

Молодецки — так, как характерно для молодцев — людей в расцвете сил.

Удаль — безудержная смелость, соединенная с бойкостью, ухарством. «Песенники заливались с новою удалью и энергией» Л. Толстой. Удаль молодецкая.

Таким образом, мы видим, что возглас Браво! имеет несомненную связь с силой. Сравните Здорово! (здоровье, здоровый), Сильно! Мощно! (мощь, мочь, могу, смогу, сумею, сумелый, смелый), Молодец! (молодецки, а также удаль молодецкая, мал да удал).

Следовательно Правь = Бравь, и по всей видимости, в изначальном своём смысле обозначала силу, мощь.

Правь в аутентичных источниках по мифологии не упоминается, поэтому будем отталкиваться только от того источника, который есть — от текста Велескниги:

«праве бо есь невiдомо уложена Дажьбом а по нь яко пряжесiа теце Яве i та соутворi жiвото нашо а то колi одiде — сьмртье есь явь есь текоуща а творено о правi навен бо есте по тоiя до те есте нава а поте есте нава а в правi же есте явъ».

Перевод Асова не совсем точен, поэтому сделаем свой:

«Правь была невидимо устроена Дажьбогом, и от неё как будто прядётся, течёт Явь, и та творит жизнь нашу, и коли уйдёт – смерть будет. Явь течёт и твориться от Прави. Навенно то, что после неё. До неё есть Навь, и после неё есть Навь, а в Прави же есть Явь».

Если верно предположение, что Правь — это сила, то обратите внимание, насколько точно в этом случае, описанная в Велескниге картина, соответствует реальной физической картине Вселенной, которая есть ничто иное, как океан незримой, непроявленной, тёмной (э негро) Энергии (Сила, Мощь, Бравь, Правь), а проявляется она во всём сущем, именно в скрученном («и от неё как будто прядётся, течёт Явь») материальном, барионном состоянии, начиная от света — электромагнитных колебаний, вращения электрона вокруг ядра атома, скрученности молекулы ДНК, и заканчивая спиральными рукавами галактик. Следовательно Правь и Явь — это «две стороны одной медали», Правь — понимается, как мощь или потенциал, а Явь — это активное состояние (колебания) Прави — Энергии («а в Прави же есть Явь»).

Читайте так же:  Строительная фирма стаж

санскрит pravah «спешить; струить, катить», pravart «приходить в движение; возникать, появляться».

ПРАВЬ — это невидимая Энергия, движение (течение) которой — есть Явь.

Необходимо уточнить определение Яви:

ЯВЬ — это Энергия в проявленном виде (свет, электромагнитные и другие колебания, движение и т.п.), т.е. то, что создаёт нашу объективную реальность, настоящее, действительность, наш видимый (светлый и не скрытый), известный и понятный мир, основное свойство которого — подвижность.

Если попытаться связать это с физикой, то Прави будет соответствовать Тёмная Энергия, или Эфир (э фир, дословно — «не светящийся», ср. также э-ФИР и ПРавь), а Яви — то, что мы называем просто Энергией, хотя правильнее было бы её назвать световой или светоносной. Именно тёмная энергия, как считается, является причиной вращения галактик, и вообще всего сущего. Тоже самое раньше говорили про эфир.

Как бы там не было, говоря слово Энергия или Эфир, мы всё равно понимаем это, как нечто материальное, понятие Правь, на мой взгляд, точнее, ведь Правь — это даже не сила, а некий потенциал, который проявляется только в материальном Явном мире, а в Прави он существует только в виде некого Правила, т.е. информации в чистом виде.

Большой толковый словарь русского языка под ред. Ефремовой Т.Ф.:

Навь — поднявшийся — по суеверным представлениям — из могилы мертвец; обитатель загробного мира.

Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова:

Навь, нави, ·жен. В славяно-русской мифологии — обитатель загробного мира, призрак мертвеца.

Толково-энциклопедический словарь под ред. Гуськовой А.П., Сотина Б.В.:

Навь — в славянской мифологии: мертвец, вставший из могилы, призрак мертвеца, воплощение смерти.

Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера:

Навь, навье, навей — «мертвец», орл., калужск., южн. (Даль), навий день «день поминовения мертвых (в понедельник или во вторник на Фоминой неделе)», укр. навський великдень «пасха мертвецов (в четверг на последней неделе великого поста)», навка, мавка «душа девочки, умершей до крещения», др.-русск., цслав. навь, др.-чеш. nav «могила, преисподняя, тот свет», unaviti «убить», чеш. unaviti «утомить», словен. nȃvje ср. р. «души некрещеных детей».

Навь, навье, навья, навий, навей , ·стар. и ·*южн., ·*орл., ·*калуж. ·и др. мертвец, покойник, усопший, умерший, ·*новг. умирашка. И из навей встают. Навий до навья относящийся. Навья косточка, мертвая кость, одна из мелких косточек ступни или пясти, иногда несколько выступающая под кожей. По поверью, она бывает причиною беды, смерти, никогда не гниет в трупе и родится оттого, коли кто в навий день перелезет через забор. Навий день, навьи проводы, навский день, радуница, красная горка, поминки; день общего поминовенья покойников, в южной Руси понедельник, в средней и северной вторник на Фоминой. Навидь, смертная рана (Наумов).

Навь — (др.-рус. «навь», от слав. *nаvь, из индоевроп. *nаНu-, вид погребального обряда), в славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлением о погребальной ладье (индоевроп. *nаНu-), на которой плывут в царство мёртвых. Общеславянским является также представление о навьей косточке, которая считается причиной смерти и сохраняется в разлагающемся трупе: старочеш. kost návná, чеш. návni kost (ср. литов. navi-kaulis, «навья косточка», латыш, náves celinš, «роковой знак на лице ребёнка», — свидетельства балтославянских истоков этого представления). Родственное Н. имя самостоятельного божества — Nya в списке польских богов у Я. Длугоша (15 в.), отождествляемый с римским Плутоном. У других славянских народов к представлениям о Н. восходят целые классы мифологических существ, связанных со смертью: украинские навки, мавки, болгарские нави — злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц. В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны». У восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших, позднее приуроченный к последнему четвергу великого поста (укр. Навский велик-день, Мавський великдень, Мертвецький велик-день; соответствующий день в балтийской традиции приходится на осень — см. в ст. Велс).

Славянская мифология — . Но божество может приносить и смерть: мотивы убийства связаны в С. м. с Чернобогоми Перуном [проклятия типа «чтоб тебя Чернобог (или Перун) убил»], может быть, с Триглавом (возможно, он — владыка преисподней), с Перуном, поражающим демонического противника. Воплощениями болезни и смерти были Навь, Марена (Морена), собственно Смерть как фольклорный персонаж и класс низших мифологических существ: мара (мора), змора, кикимора и др.

Мавки, навки, в восточнославянской мифологии злые духи (часто смертоносные), русалки. По украинским поверьям, в М. превращаются умершие до крещения дети: имя М. (навки) образовано от навь. М. спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности.

Связь Нави с потусторонним миром, смертью, тьмой, с тем чего нет наяву (в Яви), не вызывает сомнения:

Умереть — значит перейти в другое состояние, которое для живых — переход во Тьму.

Хочется обратить внимание на родство слов Навь и Навидь «смертная рана», если предположить, что процесс словообразования шёл не от Навь к Навидь, а наоборот (а такое возможно в славянских языках), то в этом случае всё становится на свои места, и обнаруживаются связи между словами фонетически подобными, но в современном представлении — имеющими различный смысл:

переход Д (Т) > ЗД (СТ):

Навидь > Наваждение «нечто поразительное, нереальное, обман чувств»

В глухой форме это:

Невидь > Новость «нечто ещё не виданное, не познанное«

Таким образом получается, что Навь и Новь — это две разновидности одного и того же слова, тоже, что и Неизвестность, Невидаль, и абсолютно чётко имеют смысловую связь с тьмой, смертью, потусторонним миром, наваждением, а значит и сном, со всем тем, чего нет в Яви.

Сравните с Навь слова в значении «новый»:

НАВЬ — это неизвестность, то что неведомо, не познаваемо.

Давайте вернёмся к тексту Велескниги:

«Правь была невидимо устроена Дажьбогом, и от неё как будто прядётся, течёт Явь, и та творит жизнь нашу, и коли уйдёт – смерть будет. Явь течёт и твориться от Прави. Навенно то, что после неё. До неё есть Навь, и после неё есть Навь, а в Прави же есть Явь».

Попробуем подставить в него полученные определения Прави, Яви и Нави:

Эфир был невидимо устроен Творцом, и от него, скручиваясть, течёт Энергия, которая творит наш видимый мир, а если уйдёт — смерть будет. Энергия течёт и твориться от Эфира. Неведомо — то, что после неё. До неё неизвестность, и после неё неизвестность, а в Эфире же есть Энергия.

Термин Эфир выбран только лишь для того, чтобы не путаться в энергиях, он вполне может быть вполне заменён на термин Тёмная Энергия.

Вот так вот просто наши предки описывали физику нашего Мира, и можно даже сказать, что их понимание устройства Вселенной, чётче и логичнее, чем это делаем мы сейчас. Необходимо заметить, что Навь, как Тьма (Неизвестность) для живых, не является противоположностью Прави, которая по своей сути — также Тьма («невидимо устроена Дажьбогом«), а противоположна Яви, и великое космическое превращение одного в другое, идёт именно между Явью и Навью («До неё есть Навь, и после неё есть Навь«), как между двумя формами существования Прави. Правь только питает эту битву энергией, точнее сказать — она причина этой битвы. Также, как энергия причина электромагнитных колебаний, при которых идёт попеременное превращение одного её вида в другой.

Энергия > жизнь > смерть > энергия > жизнь > смерть > .

«Яково же iесте свет зоре наме сiашеi, во тоiя безоднi повесi Дажьбо земе наше, абi тая удьржена бя тако? Се — дуще Пращурi соуте, а тi светi зорема намо од Iру.».
«Что же есть свет звезд нам сияющий, в той бездне, где повесил Дажьбог Землю нашу, чтобы та удерживаема была так? То — души Пращуров суть, и те светят звёздами нам из Ирия.».

. «То бо моляi Богоум, да iмемо чiсте душi а телесi наша, а да iмемо жiвот со Праотцi наша во Бъзех слiяшетесе во едiн Прауда».
. «Так будем, молиться Богам, да иметь чистые души и тела наши, и жить, с Праотцами нашими в Бозе, сливаясь в единую Правду«.

roouh.livejournal.com

Обсуждение закрыто.