Пожарные сигнализации на судне
Содержание:
Пожарная сигнализация для речных судов
Плавучее средство передвижения представляет собой не меньшую опасность, чем воздушное или сухопутное. Несмотря на то, что судно со всех сторон окружено водой, частой причиной его потопления служит именно пожар. Поэтому крайне важно обеспечить пожаробезопасность водного вида транспорта. Любые суда, включая речные, имеют более десятка смежных помещений с разным уровнем воспламеняемости, в которых расположены горючие вещества. При малейшем возгорании огонь быстро перекидывается в соседние помещения и отсеки, откуда сложно эвакуировать пассажиров и экипаж из-за ограничения путей отхода. Для предотвращения пожара на речном судне и обеспечения безопасности необходима установка пожарной сигнализации.
Разновидности судовых пожарных сигнализаций
Для обеспечения безопасности пассажиров и экипажа плавсредства перед спуском на воду его полностью оснащают противопожарным оборудованием. С развитием высоких технологий речные суда переходят на автоматизированные интеллектуальные пожарные сигнализации, которые отличаются самостоятельностью, автономностью, многофункциональностью и не зависят от человеческого фактора. Автоматизированные противопожарные судовые системы укомплектованы механическими оповещателями, которые устанавливаются в местах с общим доступом. Кроме того, системы обязательно дополняются звуковой тревогой, которая предупреждает об опасности.
Пожарная сигнализация на речных судах подразделяется на:
Каждая из разновидностей сигнализации выбирается с учетом вида и назначения судна, степени пожароопасности, габаритов и конструктивных особенностей плавучего средства, объемов и способов хранения и перевозки грузов. Судовая пожарная сигнализация должна быть универсальной, то есть, распознавать различные источники и типы возгорания. Система должна быстро реагировать на возникновение опасной ситуации и срабатывать автоматически.
Судовая пожарная сигнализация, равно как и любая система безопасности, должна быть установлена по всему периметру водного вида транспорта и охватывать все его отсеки и зоны. Монтаж должны производить только квалифицированные профессионалы специализированного учреждения с соответствующим допуском к работе. Поскольку это очень сложная и трудоемкая задача, то любое плавсредство поделено на вертикальные противопожарные зоны с огнезадерживающими переборками. Эти отсеки остаются непроницаемыми для дыма и огня на протяжении 30-60 минут. Для этого все двери с обеих сторон должны быть оборудованы водяными завесами и устройствами для удаленного управления ими.
Речные суда в обязательном порядке необходимо оснастить интеллектуальными сигнальными системами для быстрого обнаружения очага возгорания. Базовые системы монтируют на судоверфях. В дальнейшем владельцы могут дополнить их более современными и усовершенствованными пожарными сигнализациями.
Преимущества и особенности установки
Систему необходимо разместить в наиболее опасных отсеках и помещениях, к которым относится:
- машинное отделение;
- электрогенераторные помещения;
- отсеки с электродвигателями и насосами;
- вентиляционные коммуникации;
- каюты;
- камбуз;
- коридоры;
- грузовые трюмы.
К преимуществам установки противопожарной сигнализации можно отнести совместимость и интеграцию с системой видеонаблюдения. В данном случае монтаж видеонаблюдения и пожарной сигнализации поможет не только защитить судно от крушения по причине пожара, но и установить источник возгорания, а также выявить факт нарушения правил безопасности и установить нарушителя. Система круглосуточного слежения вкупе с противопожарным оборудованием позволят обезопасить пассажиров и экипаж от различных чрезвычайных ситуаций и при необходимости вызвать подкрепление с берега, обеспечив, тем самым, оперативную эвакуацию из зоны бедствия.
thvideo.ru
Судовая пожарная сигнализация. Принцип действия сигнализации.
Назначением системы автоматической пожарной сигнализации является оповещение о начавшемся пожаре, о введении в действие средств объемного пожаротушения. Автоматическая пожарная сигнализация сейчас приобретает еще большее значение в связи с сокращением численности -вахт в машинных отделениях и с организацией безвахтенного обслуживания отдельных судовых помещений.
Суда, оборудованные пожарной сигнализацией обнаружения пожара и оповещения, имеют центральный пожарный пост (ЦПП). На ЦПП сосредоточены приемные станции сигнализации оповещения экипажа, пассажиров и производственного персонала о возникшем пожаре.
Система электрической пожарной сигнализации и дымосигналь-ная система предназначаются для обнаружения загорания (пожара) и сообщения о месте его возникновения. Системы электрической пожарной сигнализации могут быть автоматического и ручного действия. Системы электрической пожарной сигнализации в зависимости от вида применяющихся извещателей могут быть тепловыми (реагирующими на повышение температуры воздуха окружающей среды), дымовыми (реагирующими на появление дыма), световыми (реагирующими на появление открытого пламени), комбинированными (реагирующими на тепло, дым и свет). Основными элементами системы электрической пожарной сигнализации являются извещатели, приемная станция, устройство питания и линейные сооружения.
Извещатели являются датчиками сигналов о пожаре. Приемные станции принимают электрические сигналы извещателей и преобразуют их в световые и звуковые. Линейные сооружения соединяют извещатели с приемной станцией.
Автоматической сигнализацией обнаружения пожара оборудованы жилые и служебные помещения, кладовые для хранения судовых запасов взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся и сгораемых материалов, посты управления, помещения для сухих грузов.
Автоматическая сигнализация обнаружения пожара может не устанавливаться: в помещениях для сухих грузов, не оборудованных «системами объемного пожаротушения; в жилых, и служебных помещениях пассажирских судов ори первом способе конструктивной противопожарной защиты (кроме кладовых взрывчатых веществ); в помещениях, в которых полностью отсутствует горячая среда, на пассажирских судах валовой вместимостью не менее 100 per. т., не имеющих спальных пассажирских мест, с продолжительностью рейса не более 12 ч; на сухогрузных судах валовой вместимостью 1000 per. т и на всех несамоходных наливных судах.
Ручной пожарной сигнализацией оборудованы пассажирские и приравненные к ним суда и другие суда валовой вместимостью более 1000 per. т (за исключением несамоходных судов).
Извещатели ручкой пожарной сигнализации устанавливаются в коридорах жилых, служебных и общественных помещений, в машинных помещениях, на открытых грузовых палубах. Датчики должны быть расположены в легкодоступных местах и хорошо заметны. На пассажирских и приравненных к ним судах тепловые извещатели обладают большей интенсивностью, чем дымовые и световые, и применяются в помещениях относительно небольшого объема. Дымовые извещатели применяются в помещениях, где возможно возникновение пожара от тления, а также в помещениях большой высоты и там, где необходимо подать сигнал тревоги на более ранней стадии пожара, чем это может быть осуществлено с помощью тепловых извещателей.
Световые извещатели применяются в помещениях с большой площадью и в особо ответственных помещениях.
Для защиты взрывоопасных судовых помещений применяются датчики пожарной сигнализации типа ДПС-038, ДПС-2 с исполнительными органами типа ПИО-17, ПИО-028, через которые осуществляется включение извещателей в существующие приемные станции электрической пожарной сигнализации лучевой системы.
Автоматические пожарные извещатели устанавливаются в закрытых помещениях судна, ручные — как внутри помещений, так и вне их. Извещатели, установленные в таких местах, где возможно их механическое повреждение, оборудованы защитными устройствами.
Автоматические тепловые извещатели могут быть максимального и дифференциального действия. Автоматические тепловые извещатели максимального действия срабатывают при повышении температуры воздуха окружающей среды выше заданного предела. Автоматические пожарные извещатели дифференциального действия срабатывают при резком повышении температуры воздуха окружающей среды. Извещатели дифференциального действия обычно устанавливаются в таких помещениях, в которых обычно не бывает резких повышений температуры воздуха.
Тепловые извещатели устанавливаются в зоне более вероятного загорания, в местах возможного скопления теплого воздуха, нагреваемого источником пожара, а также с учетом конвекционных потоков воздуха, вызываемых приточной и вытяжной вентиляцией. Тепловые извещатели не устанавливаются вблизи источников тепла, могущих влиять на работу извещателей.
Автоматические пожарные извещатели, реагирующие на появление дыма, используются в тех случаях, когда возникновение загорания сопровождается обильным выделением дыма (горение древесно-волокнистых и резиновых изделий и материалов, электроаппаратуры).
Дымовые извещатели устанавливаются в помещениях с возможным колебанием температур воздуха от —30 до +60°С при относительной влажности воздуха 80% при 20°С. Дымовые извещатели устанавливаются также в помещениях, в воздухе которых содержатся пары кислот или щелочей. Количество дымовых извещателей, устанавливаемых в защищаемом помещении, зависит от конфигурации помещения, конструкции перекрытия, загруженности помещения материалами и оборудованием и ряда других условий.
Дымовые извещатели ионизационного типа устанавливаются из расчета в среднем один извещатель на 100 м2 площади помещения.
В случаях, когда по техническим причинам устанавливать дымовые извещатели в защищаемых помещениях не представляется возможным, применяется способ отбора воздуха с помощью вентиляционной системы или специальных устройств для отсоса воздуха.
Скорость движения воздуха в трубопроводах в местах установки извещателей не должна превышать 0,5 м/с; длина трубопровода от места забора воздуха до извещателя должна быть по возможности небольшой и не должна превышать 15 м.
Автоматические пожарные извещатели, реагирующие на появление пламени, применяются в закрытых помещениях с температурой воздуха от —10 до +40°С при относительной влажности воздуха до 80%.
В помещениях, где устанавливаются световые извещатели, должны отсутствовать источники ультрафиолетовых лучей, гамма-излучений и открытого пламени (работающие сварочные аппараты, электрическое искрение). Световые извещатели нельзя устанавливать в помещениях, в воздухе которых содержатся пары кислот и щелочей.
Световые извещатели устанавливаются на подволоке, чтобы извещатель «видел» все помещение, особенно наиболее вероятные места загораний. Расстояние от светового извещателя до наиболее удаленной «просматриваемой» им точки не должно быть более 30 м. Световые извещатели защищаются от попадания на них прямых солнечных лучей и непосредственного воздействия ламп освещения.
Ручные пожарные извещатели подразделяются на кнопочные, работающие в лучевых системах сигнализации, и кодовые, рабо* тающие в кольцевых системах.
В системах электрической пожарной сигнализации , кнопочные извещатели могут применяться для дублирования работы автоматических извещателей. Ручные извещатели устанавливаются как внутри помещений, так и вне их при температуре воздуха окружающей среды от —50 до +60°С и относительной влажности 98%. Внутри помещений ручные извещатели устанавливаются в проходах, коридорах. Места установки извещателей должны иметь достаточную освещенность. Ручные извещатели устанавливаются на переборках таким образом, чтобы нажимная кнопка была выше уровня пола на 1,3 м и доступ к ней был свободным.
В лучевой системе в одну пару проводов допускается включение до пяти кнопочных извещателей, обслуживающих один адрес. В кольцевой системе в линию включится до 50 кодовых пожарных извещателей.
Приемные станции сигнализации обнаружения пожара показывают, из какого помещения или группы помещений поступил сиг-кал при срабатывании датчика извещательного устройства. Эти станции оборудованы мнемонической схемой с указанием помещений, обслуживаемых каждым лучом. Действие -звукового сигнала на ЦПП не зависит от светового сигнала. Действие светового сигнала не прекращается до устранения причин, вызвавших его. На пассажирских судах сигналы о пожаре, принятые на ЦПП, дублируются в помещение вахтенного или пожарного помощника капитана.
Дымосигнальная автоматическая система состоит из камеры с фотоэлементом, обнаруживающим дым. В этой камере непрерывно анализируется прозрачность воздуха, поставляемого из охраняемых помещений при помощи сети трубопровода благодаря разрежению, создаваемому засасывающим вентилятором. В зависимости от типа аппарата он может исполнять противопожарную охрану отдельных помещений, находящихся на расстоянии 300 м от обнаруживающей камеры. Появление следов дыма в каком-либо из охраняемых аппаратурой помещений моментально вызывает сигнал в системе пожарной сигнализации.
Применение специальной схемы, обнаруживающей дым в воздухе методом электрического импульса фотоэлемента, получаемого путем сравнения прозрачности воздуха, гарантирует высокую чувствительность и надежность и одновременно автоматически указывает помещение, в котором появился пожар (дым), звуковым и световым попеременно работающими вентиляторами, установленными поблизости от приемной станции. Вентиляторы создают разрежение, обеспечивающее прохождение дыма от наиболее удаленного приемника до ЦПП за время не более 1,5 мин.
Воздух, отсасываемый из помещений, при прохождении приемного устройства отводится в атмосферу. Однако часть его, идущая по дымосигнальному трубопроводу, поступает непосредственно в ЦПП с тем, чтобы при появлении в охраняемом помещении дыма он мог быть здесь обнаружен. Все трубопроводы дымосигнальной системы имеют устройство для периодической продувки их сжатым воздухом (один раз в месяц).
safety-at-work.ru
Пожарная сигнализация
Пожарная сигнализация предназначена для обнаружения очага пожара в самом начале его возникновения. Пожарная сигнализация особенно необходима в помещениях где почти не бывает людей (грузовые трюмы, кладовые, малярные и т. п.). В систему пожарной сигнализации входят устройства, приборы и оборудование, служащие для автоматической передачи на пост управления судном и центральный пожарный пост (ЦПП) сигналов о начавшемся пожаре и месте его возникновения или о наличии реальной пожарной опасности в каком-либо отсеке или помещении судна.
Судовая пожарная сигнализация делится на сигнализацию обнаружения пожара — подача сигнала с места возникновения пожара в ЦПП; сигнализацию оповещения — уведомление экипажа, пассажиров и производственного персонала о возникновении пожара на судне; сигнализацию предупреждения — оповещение экипажа и производственного персонала о пуске в действие одной из систем объемного пожаротушения. К судовой пожарной сигнализации также относятся устройства ручной пожарно-извещательной сигнализации, позволяющие лицу, обнаружившему пожар, немедленно сообщить об этом в ЦПП; авральная сигнализация (колокола громкого боя, ревуны и пр.), предназначенная для сообщения всему личному составу судна о возникновении пожара.
Сигнал, поданный автоматической или ручной пожарной сигнализацией, поступает на специальный щит соответствующего поста и фиксируется на нем. Сигнал тревоги личному составу (сигнализация оповещения) может подаваться с поста вручную или автоматически. Машинные, котельные и насосные отделения, а также другие пожароопасные места должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией. Датчики ручной пожарно-извещательной сигнализации устанавливают в коридорах и вестибюлях жилых, служебных и общественных помещений.
Чаще всего на судах используется предусмотренная Правилами Регистра СССР сигнализация, с извещателями, реагирующими на температуру окружающей среды. На рис. 5.41 приведена принципиальная схема устройства пожарной сигнализации.
Рис. 5.41. Принципиальная схема работы электрической сигнальной системы
Сигнальный аппарат 2 установлен в охраняемом помещении. Аккумуляторные батареи 1 и 10 включены в электрическую сеть. Благодаря наличию значительного электрического сопротивления 4 ток проходит в основном через цепь с извещателем, поэтому в ветвях сила тока оказывается недостаточной для работы пожарного гонга 6, сигнального колокола. S и красных ламп 5 и 9. Когда сигнальный аппарат разомкнет электрическую цепь, соленоиды 3, 7 к 11 замыкают контакты ветвей (соленоид 3 шунтирует сопротивление 4) и электрический ток поступает в сигнальную сеть, приводя в действие соответствующие аппараты, находящиеся в ЦПП. Каждой зажигающейся краской лампе соответствует свой номер охраняемого помещения.
Конструкции некоторых сигнальных аппаратов приведены на рис. 5.42. Простейший максимальный температурный извещатель (рис. 5.42, а) представляет собой ртутный термометр с впаянными платиновыми контактами. При повышении температуры до определенного значения столбик ртути, расширяясь, достигает верхнего контакта и замыкает электрическую цепь. Максимальный извещатель термостатического типа представлен на рис. 5.42, б.
Рис. 5.42. Температурные извещатели
В качестве чувствительного элемента используется биметаллическая пластинка 2, закрепленная на фарфоровом или пластмассовом основании 1. Верхний слой пластинки сделан из материала с малым коэффициентом линейного расширения, а нижний — с большим. Поэтому при повышении температуры пластинка прогибается вниз. Когда температура достигнет заданного предельного значения, подвижный контакт 3 соприкоснется с неподвижным 4 и замкнет цепь. Контакт 4 выполнен в виде регулировочного винта, имеющего на диске шкалу настройки. С помощью винта можно настраивать извещатель в пределах от 303 до 343 К (от 30 до 70 ° С).
Наиболее распространенным является дифференциальный температурный извещатель (рис. 5.42, в).
Внутренняя полость его корпуса разделена мембраной 3 на две камеры. Верхняя камера 4 сообщается с помещением, а нижняя 1 (с глухими стенками) соединена с ней через втулку 2 с несколькими отверстиями очень малого диаметра. На втулке укреплен стержень 7, который упирается в подвижный контакт 6. Винт 5 служит упором, ограничивающим перемещение подвижного контакта.
При постоянной температуре воздуха контролируемого помещения давление в обеих камерах одинаково и контакт 6 замкнут с неподвижным контактом. Если же температура воздуха в помещении интенсивно повышается, воздух в корпусе извещателя нагревается. Из верхней камеры 4 он может свободно выходить через каналы в стенках корпуса. Выход же воздуха из камеры 1 возможен только через отверстия малого диаметра во втулке 2. Поэтому возникает разность давлений, под действием которой мембрана 3 прогибается вверх и стержень 7 отодвигает контакт 6 — цепь размыкается, вследствие чего в систему сигнализации подается импульс. Если температура воздуха помещения изменяется с небольшой скоростью, воздух из камеры 1 успевает вытекать из отверстия втулки 2 и контакты не размыкаются.
Кроме электрической системы сигнализации на судах применяются противопожарные дымовые системы, основанные на контроле задымленности воздуха с помощью сигнального аппарата пожарного поста. В этом случае сигнал пожарной опасности подается самим воздухом, засасываемым из помещения в сигнальный аппарат.
www.stroitelstvo-new.ru
Пожарные сигнализации на судне
Поставляется с сертификатом Российского Речного Регистра или Российского морского регистра судоходства
КТС «ПСМ-А» изготавливается по техническим условиям ННПС.425629.001ТУ и состоит из:
станции обнаружения пожара адресного типа (СОП), предназначенные для приема, обработки сигналов от ручных извещателей и автоматических извещателей обнаружения повышенной температуры и дыма в помещениях судна и выдачи сигналов тревоги о пожаре.
СОП типов ПС-24- 2 А, ПС-24-5А, ПС-24-10А, ПС-220- 2 А, ПС-220-5А, ПС-220-10А состоят из:
панели управления СОП (имеет динамический излучатель акустической сигнализации), предназначенной для установки в пультовую конструкцию, степень защищенности IP44,
блока силового СОП, предназначенного для встраивания внутрь пультовой конструкции, степень защищенности IP20;
кабеля соединительного, предназначенного для соединения блока силового СОП и панели управления СОП.
блока питания ВА-БП-ххх-24 (только для станций с питанием 220В, по умолчанию станции комплектуются блоками питания:
— ПС-220- 2 А блоком питания ВА-БП-60-24;
— ПС-220-5А блоком питания ВА-БП-120-24;
— ПС-220-10А блоком питания ВА-БП-240-24.
Емкость ПС-ххх_5А таким образом составляет 160 адресов, а ПС-ххх_10А — 320 адресов. Для создания систем обнаружения пожара с емкостью более 320 адресов в систему, с помощью имеющегося у станций внешнего интерфейса, могут быть объединены до 4_х десятилучевых станций, таким образом емкость может системы быть доведена до 1280 адресов. Кроме того на любое адресное место может быть установлен адресный прибор ПСК, к которому могут быть подключены до 20 штук неадресных контактных извещателей.
Для повышения надежности работы извещателей и повышения живучести системы во время пожара лучи с извещателями могут быть разделены на участки по противопожарным зонам с помощью изоляторов короткого замыкания ИКЗ.
При необходимости создания ответвлений в лучах с извещателями, что допустимо, поскольку в луче все извещатели фактически включены параллельно друг другу, могут быть применены соединительные коробки СК4, позволяющие соединить до 4_х кабелей, или могут быть заказаны извещатели с количеством сальников 3 или 4 штуки (для извещателей ИК и извещателей со степенью защиты IP44 и выше).
В соответствии с результатами стендовых испытаний (c тендовые испытания были проведены при 100% заполненном луче датчиками с наибольшим потреблением ИКМ в количестве 32 шт, при всех сработавших датчиках, подключенных к кабелю 2х0,5 длиной 300м, испытания показали стабильную работу СОП) допускается длина кабеля луча для КТС «ПСМ-А»:
— 300м при сечении жил кабеля луча 0,5мм2;
— 450м при сечении жил кабеля луча 0,75мм2.
При снижении загрузки луча длина кабеля может быть увеличена.
Из опыта пусконаладочных работ и эксплуатации систем обнаружения пожара КТС «ПСМ-А» сечение жил кабеля лучей, в зависимости от длины судна обычно выбирается следующим образом:
— для судна длиной до 50м рекомендуем кабель сечением жил 0,5мм2.
— для судна длиной до 100м, но более 50 м рекомендуем кабель сечением жил 0,75мм2.
— для судна длиной до 150м, но более 100 м рекомендуем кабель сечением жил 1мм2.
— для судна длиной более 150 м рекомендуем кабель сечением жил 1,5мм2.
Система может поставляться в комплекте с источником бесперебойного питания на 24В типов ВА-ИБП-220/24-х-х . ВАТ-ИБП-380/24-х-х.
При заказе оборудования необходимо согласование таблицы заказа изделий: названия лучей, расположение и количество извещателей в луче и пр.(смотри в приложениях технических описаний станций ПС).
Существенными преимуществами КТС «ПСМ-А» являются:
— адресность системы, позволяющая определять тревогу и неисправность каждого конкретного извещателя с указанием на табло станции его месторасположения;
— значительно меньшие затраты на пуско-наладку комплекса, особенно в сравнении с импортными системами, поскольку для пуско-наладки не требуется вызывать представителя производителя из-за рубежа, она может быть выполнена специалистами ООО НПФ «МРС Электроникс» или сертифицированными специалистами любой организации, которые прошли обучение и имеют СЕРТИФИКАТ ООО НПФ «МРС Электроникс».
— система проходит испытания и приёмку регистра на предприятии-производителе в полном комплекте, собранная по схеме заказчика;
— не требуется замены кабелей при замене старой системы обнаружения пожара на КТС «ПСМ-А», если старые кабели имеют не менее двух жил и ещё достаточно хорошую изоляцию;
— системы обнаружения пожара могут комплектоваться дублирующими табло типа ТД, которые могут объединяться в одну сеть до 8 штук при работе в системе СОП, включающей до 4_х десятилучевых станций. Удачное применение дублирующие табло находят при установке (замене) систем обнаружения пожара на пассажирских судах, поскольку имеют гораздо большие функциональные возможности (указание конкретного места или помещения, от куда поступил сигнал о пожаре) при установке в таких местах как каюта капитана, рецепция, места вахтенных на главной палубе, где ранее обычно устанавливались для сигнализации о пожаре звонки и светильники.
— конструкторский отдел нашего предприятия может разработать комплект технической документации на систему обнаружения пожара судна и согласовать её с Регистром (РС или РРР);
www.mrs-e.ru
БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
Студенческий блог для электромеханика. Обучение и практика, новости науки и техники. В помощь студентам и специалистам
Судовая сигнализация. Виды сигнализации на судне
Судовая сигнализация подразделяется на пожарную, авральную и обиходную. На теплоходах применяется автоматическая пожарная сигнализация, предназначенная для подачи сигнала тревоги в ходовую рубку в случае возникновения пожара или недопустимого превышения температуры воздуха в помещениях судна. Необходимость пожарной сигнализации на грузовых и буксирных судах объясняется отсутствием постоянной вахты в машинном отделении. Сигнал тревоги «Пожар» включается с помощью пожарных извещателей, которые могут быть ручного действия (кнопочные выключатели) и автоматические (тепловые, дымовые и комбинированные).
Тепловые пожарные извещатели срабатывают при повышении температуры воздуха в районе их расположения до 70 °С. Принцип действия максимально-дифференциального пожарного извещателя (рис. 1) основан на свойстве термобиметалла деформироваться при изменении температуры. Чувствительный механизм извещателя находится в пластмассовом корпусе 2. Два биметаллических чувствительных элемента 3 и 4 неподвижными концами прикреплены к стойкам, а подвижными — к осям контактных шайб. Элемент 3 расположен в закрытой камере 7, а элемент 4 — в открытой камере 6. При медленном нарастании температуры оба элемента, одинаково нагреваясь, поворачивают контактные шайбы 9 и 10 с одинаковой угловой скоростью. Поэтому электрические контакты остаются замкнутыми. При достижении заданной температуры движение контактной шайбы 9 закрытого элемента ограничивается упором 1, вследствие чего контакты размыкаются, и происходит срабатывание извещателя при максимально допустимой температуре.
При резком скачкообразном повышении температуры окружающей среды открытый элемент 4 быстрее воспринимает ее, а следовательно, угловая скорость контактной шайбы 10 выше, чем шайбы 9. Происходит выключение контакта, т. е. извещатель срабатывает как дифференциальный. Чувствительный элемент 4 защищен от механических повреждений перфорированным пластмассовым чехлом 5. Два сальниковых ввода 8 служат для подключения проводов. Сигнал тревоги поступает в ходовую рубку на щите пожарной сигнализации, в котором смонтированы электромагнитное реле, конденсатор, лампа, сигнализирующая о пожаре, и два выключателя. Рядом с щитом установлен звонок.
Питание схемы пожарной сигнализации обеспечивается от стартерной аккумуляторной батареи дизель-генераторов напряжением 24В через групповой щит.
При подаче напряжения на выводы соединительного щита схема автоматической пожарной сигнализации готова к действию.
На щите пожарной сигнализации (ЩПС) выключатели S1, S2 должны быть постоянно включены (рис. 2). Так как контакты пожарных извещателей при нормальной температуре замкнуты, ток проходит через катушку реле К1, однополюсный выключатель S1 и контакты всех извещателей, соединенных последовательно. Реле К1 срабатывает и размыкает свои контакты в цепях сигнальной лампы Н1 и звонка Н2.
Схема находится под напряжением и постоянно готова к действию.
При повышении температуры воздуха в машинном отделении до 70 °С один или несколько извещателей, находящихся наиболее близко от очага повышенной температуры, срабатывают. Размыкается цепь питания катушки реле К1 на ЩПС. Реле обесточивается и замыкает свои контакты в цепях питания сигнальной лампы и звонка. Лампа включается, а звонок звонит.
Подача сигнала «Пожар» продолжается до тех пор, пока температура воздуха в машинном отделении не станет ниже 70 °С и извещатель снова не замкнет свои контакты в цепи катушки реле К1.
Для снятия звукового сигнала на ЩПС установлен выключатель S2.
Наличие в схеме питания и исправность реле, звонка и лампы проверяют размыканием выключателя S1 цепи катушки реле. При выключении катушки реле К1 его контакты замыкаются и подается сигнал «Пожар», как и в случае автоматического срабатывания пожарных извещателей.
Конденсатор С предназначен для защиты от ложных срабатываний извещателя в условиях повышенной вибрации корпуса судна. При размыкании контактов извещателей реле кратковременно остается включенным из-за тока разряда конденсатора. Конденсаторы подобного назначения обычно встроены в извещатели.
Авральная сигнализация служит для подачи сигналов при проведении авральных работ и аварийной ситуации. На пассажирских судах она разбивается на две группы — для экипажа и пассажиров. Авральную сигнализацию включают из рубки. Колокола авральной сигнализации размещают в машинном отделении, коридорах, на наружных стенках надстроек. В шумных помещениях дополнительно устанавливают сигнальную лампу. Авральная сигнализация питается от аварийной аккумуляторной или отдельной батареи. Емкость батареи должна соответствовать работе сигнализации в течение 15 мин.
Обиходная сигнализация предназначена для вызова дежурного или обслуживающего персонала при помощи электрических звонков с номераторами, определяющими, откуда произведен вызов. Для этого в помещениях устанавливают кнопки вызова, а в дежурном помещении — номератор с электрическим звонком. Система обиходной сигнализации получает питание от судовой сети или от аккумуляторной батареи.
Основными приборами судовой электрической сигнализации являются электрические звонки, трещетки, ревуны, сигнальные лампы и номераторы.
Электрические звонки бывают двух типов: работающие на «обрыв» цепи (типа ЗВОФ) и на короткое замыкание (типа ЗВКФ). На рис. 3 представлены схемы включения звонков обоих типов. При работе на обрыв (рис. 3, а) контакт прерывателя 5 разрывает цепь электромагнита L звонка при притягивании якоря и опять замыкает его на возврате якоря в исходное положение. Для улучшения коммутации параллельно прерывателю включен конденсатор С. В звонке, работающем на короткое замыкание (рис. 3, б), при притягивании якоря катушки электромагнита шунтируются контактом прерывателя. Цепь питания при этом замыкается накоротко. Вследствие этого звонки на короткое замыкание можно включать только последовательно с каким-либо резистором или сигнальной лампой.
Ревуны и трещетки устроены так же, как и звонки. Ревущий звук получается в результате частых ударов бойка о мембрану. Для усиления звука применяется рупор.
У трещетки частота ударов бойка о мембрану меньше, чем у ревуна. Это достигается насадкой медных гильз на сердечник электромагнитов.
www.electroengineer.ru