Постоянно проживающие в рф иностранные граждане с государствами гражданской

Постоянно проживающие в рф иностранные граждане с государствами гражданской

Постоянно проживающие в рф иностранные граждане с государствами гражданской

Статья 13. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях
1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
4.1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определяются статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.
4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:
1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, — вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу;
2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, — вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Статья 13.1. Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
1. Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.
2. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.
3. Одновременно с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, иностранным гражданином представляются:
1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.
4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган направляют информацию о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
5. Отказ в приеме от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу не допускается, за исключением случаев непредставления данным иностранным гражданином документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
6. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.
7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Разрешение на работу выдается данному иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Решение об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на работу может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином указанного уведомления.
8. Если разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано на срок более девяноста суток, он обязан в течение тридцати суток со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
9. Работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 14. Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности
1. Иностранный гражданин не имеет права:
1) находиться на муниципальной службе.
Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом;
2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;
6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
2. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 15. Отношение иностранных граждан к военной службе
1. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).
2. Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 18. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности
1. Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.
Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом:
1) разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
2) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.
3. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.
Заключение о привлечении и об использовании иностранных работников выдается сроком на один год. Порядок выдачи данного заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
4. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. Временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину разрешение на работу выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.
В случае административного выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданина соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина.
6. Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. После выезда иностранного работника из Российской Федерации указанные в пункте 5 настоящей статьи средства возвращаются работодателю или заказчику работ (услуг) по истечении срока договора, а иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, — по предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда иностранного работника из Российской Федерации.
8. Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:
1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
5) содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;
7) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
8) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
9. Разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае, если данный иностранный гражданин:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировался либо передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
8) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
9) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
10) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
11) в течение тридцати суток со дня получения разрешения на работу в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона, не представил в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
9.1. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на работу аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.
9.2. Разрешение на работу иностранному гражданину может не выдаваться, а ранее выданное разрешение на работу может быть аннулировано, если данный иностранный гражданин передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
10. Порядок внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, и порядок возврата таких средств работодателю или заказчику работ (услуг) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
11. В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил положения настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган может приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, выданных работодателю, заказчику работ (услуг) или иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений.
12. В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю или заказчику работ (услуг), а также разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, аннулируется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом.
13. В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя или заказчика работ (услуг) иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем или заказчиком работ (услуг) на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Читайте так же:  Пункт правил 12 2

Статья 18.1. Особенности регулирования рынка труда иностранных работников
1. Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.
2. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
4. Квоты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли.
5. Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников
1. Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
2. В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

www.staffexpert.ru

Правовой статус иностранного гражданина в РФ

Чашин А.Н.,
главный редактор

Законно пребывать на территории России иностранный гражданин может в рамках одного из следующих режимов:

  • временного пребывания;
  • временного проживания;
  • постоянного проживания.
  • Режим временного пребывания. Особенности этого режима пребывания иностранца в России обусловливаются целью, сроком и условиями оформления визы либо миграционной карты.

    Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (абз. 9 ч. 1 ст. 2 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан»).

    Режим временного пребывания иностранца в России отличается от иных режимов своей срочностью и относительной кратковременностью.

    Читайте так же:  Закон о главбухе

    Срок временного пребывания иностранца на территории РФ равен:

  • сроку действия визы – при визовом режиме (абз. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»);
  • 90 суткам – при безвизовом режиме, если иной срок не установлен законом (абз. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»). Указанный 90-суточный срок может быть как продлен (до 180 суток), так и сокращен по решению Правительства РФ. Нормативное обоснование – ст. 5.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан».
  • обеспечение национальной безопасности;
  • поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов;
  • содействие в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан;
  • иные политические цели.
  • Правительство вправе принимать решение об изменении срока временного пребывания иностранных граждан, въехавших на территорию РФ в безвизовом порядке:

  • в отношении отдельных категорий иностранных граждан;
  • в отношении территории одного, нескольких либо всех субъектов РФ.
  • Одновременно с сокращением срока пребывания иностранных граждан отдельных категорий на территории РФ либо некоторых из ее регионов Правительство обязано принять решение о сроках выезда иностранных граждан, которых касается сокращение сроков, из страны.

    По истечении срока временного пребывания иностранный гражданин обязан покинуть территорию Российского государства, за исключением следующих случаев:

    1. если продлено действие документа, дающего основание для временного пребывания на территории РФ (например, продлено действие визы);
    2. если получен новый документ, дающий основания для временного пребывания на территории РФ (например, получена новая виза).

    В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче ему разрешения на работу или патента либо при продлении срока их действия.

    Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в безвизовом порядке и заключившего трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ.

    Режим временного проживания. Под действие этого режима подпадают иностранные граждане, получившие соответствующее разрешение. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ.

    Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Вне квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

    • родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;
    • признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
    • имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;
    • состоящему в браке с российским гражданином, имеющим место жительства в РФ;
    • осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
    • поступившему на военную службу на срок его военной службы;
    • являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи;
    • имеющему ребенка, состоящего в гражданстве РФ;
    • имеющему сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, состоящих в российском гражданстве и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности;
    • несовершеннолетнему, а также совершеннолетнему, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) – иностранным гражданином, относящимся к одной из перечисленных выше категорий;
    • несовершеннолетнему, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) – российского гражданина;
    • достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя)
    • российского гражданина;
    • в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом. Заявление о выдаче разрешения на временное проживание подается в территориальный орган ФМС России.
    • Согласно п. 38 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (утв. приказом ФМС РФ от 29.02.2008 № 40)1 иностранный гражданин одновременно с подачей заявления представляет:

    • 4 личные фотографии размером 35 × 45 мм в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица анфас без головного убора, в том числе 2 фотографии на несовершеннолетних детей;
    • документы, удостоверяющие личность и гражданство;
    • документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя;
    • вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности;
    • свидетельство о браке;
    • свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт – при его наличии);
    • документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в РФ для проживания с нотариально заверенной подписью ребенка;
    • сертификат об отсутствии у заявителя и членов его семьи ВИЧ-инфекции;
    • документ, подтверждающий, что заявитель и члены его семьи не больны наркоманией и не страдают ни одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ.
    • 1 Российская газета. 2008. № 106.

      Согласно п. 39 того же Регламента иностранный гражданин, которому разрешение может быть выдано без учета квоты, дополнительно представляет следующие документы:

      – свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР или РФ органом ЗАГС, а в случае его отсутствия паспорт гражданина СССР образца 1974 г. (для лиц, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР или родившихся на территории РФ);

    • свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также документы, подтверждающие нетрудоспособность заявителя (для лиц, признанных нетрудоспособными и имеющих дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ);
    • свидетельство о рождении и паспорт нетрудоспособного родителя, а также документы, подтверждающие нетрудоспособность родителя (для лиц, имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ);
    • свидетельство о браке и паспорт супруга, а в случае совместного проживания с заявителем детей, являющихся иностранными гражданами, – документы, подтверждающие родство или факт усыновления (удочерения), а также совместное проживание (для лиц, состоящих в браке с российским гражданином, имеющим место жительства на территории РФ);
    • письмо руководителя организации, привлекшей инвестиции, об осуществлении данным иностранным гражданином инвестиций в размере, установленном Правительством РФ (для лиц, осуществивших инвестиции в РФ);
    • контракт о прохождении военной службы (для лиц, поступивших на военную службу в РФ);
    • свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов его семьи, переселяющихся совместно с ним в РФ (для лиц, являющихся участниками программы);
    • свидетельство о рождении ребенка (для лиц, имеющих ребенка, состоящего в российском гражданстве);
    • свидетельство о рождении и паспорт гражданина РФ сына или дочери, а также копию решения суда о признании лица недееспособным или об ограничении в дееспособности (для лиц, имеющих недееспособного либо ограниченно дееспособного совершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве РФ);
    • свидетельство о рождении, а также документы, подтверждающие факт усыновления (удочерения) либо установления опеки или попечительства (для несовершеннолетних лиц, получающих разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем));
    • документ о недееспособности или ограничении в дееспособности, выданный полномочным органом иностранного государства (для совершеннолетнего лица с пороком дееспособности).
    • Срок принятия решения по такому заявлению составляет 6 месяцев (ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»). В течение этого шестимесячного срока территориальный орган ФМС России в соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» направляет запросы о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание:

    • в органы безопасности;
    • службу судебных приставов;
    • налоговые органы;
    • органы социального обеспечения;
    • органы здравоохранения;
    • органы внутренних дел;
    • другие заинтересованные органы.
    • Срок исполнения запроса составляет два месяца.

      По итогам рассмотрения заявления принимается одно из двух решений: либо о выдаче решения на временное проживание иностранного гражданина в РФ, либо об отказе в выдаче такого разрешения.

      Основания отказа в выдаче разрешения на временное проживание закреплены в ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан». Согласно ч. 1 этой статьи разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается в случаях, если он:

    • выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или ее граждан;
    • финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
    • в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
    • представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
    • осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
    • имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с Федеральным законом;
    • неоднократно в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
    • по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на законных основаниях;
    • выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
    • находится за пределами РФ более 6 месяцев;
    • заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, признанный впоследствии недействительным в судебном порядке;
    • является больным наркоманией;
    • не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
    • страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих;
    • прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок в территориальный орган ФМС России требующиеся документы;
    • подпадает под действие решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ;
    • ранее передавался между государствами в соответствии с международным договором о реадмиссии;
    • в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в течение 180 суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

    Действие последнего из перечисленных оснований не распространяется на иностранного гражданина:

  • размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта РФ, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание;
  • обучающегося по очной форме обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении (в том числе в аспирантуре) РФ;
  • пенсионера или инвалида;
  • относящегося к иным категориям лиц, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
  • В случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание территориальный орган ФМС России, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление либо направляет соответствующее уведомление в форме электронного документа на адрес электронной почты иностранного гражданина.

    В течение одного года с момента отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин не вправе повторно обращаться в территориальный орган ФМС России (ч. 6 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»).

    Если основания для отказа отсутствуют, территориальный орган ФМС России обязан выдать разрешение на временное проживание иностранного гражданина в РФ. Требования к содержанию разрешения на временное проживание установлены ч. 7 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан». Этот документ должен содержать следующие обязательные элементы:

    Читайте так же:  Приказ минздрава россии от 28122012 n 1622н
  • фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов) иностранного гражданина;
  • дату и место рождения иностранного гражданина;
  • пол иностранного гражданина;
  • гражданство иностранного гражданина;
  • номер и дату принятия решения о выдаче разрешения;
  • срок действия разрешения;
  • наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.
  • Ежегодно иностранный гражданин, временно проживающий в России, обязан направлять в территориальный орган ФМС России уведомление о подтверждении своего проживания в РФ. К уведомлению должен быть приложен документ, подтверждающий размер и источник дохода иностранного гражданина за очередной год (справка о доходах, копия налоговой декларации и др.) (ч. 9 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»).

    Началом отчетного периода является день, следующий за днем получения разрешения на временное проживание, так как в соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ)1 течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

    Согласно п. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Следовательно, концом отчетного периода являются число и месяц, аналогичные числу и месяцу начала течения срока, но относящиеся к следующему календарному году.

    Например, гражданин М. Твистер получил разрешение на временное проживание в РФ 15 марта 2011 г. Начало течения отчетного года в этом случае – 16 марта 2011 г., а окончание – 16 марта 2012 г.

    На подачу уведомления иностранному гражданину дается по общему правилу двухмесячный срок. Началом течения срока на подачу уведомления считается день, следующий за днем окончания отчетного года. В нашем примере это 17 марта 2012 г. Согласно ч. 1 п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

    В нашем примере для иностранного гражданина М. Твистера последним днем подачи уведомления будет 17 мая 2012 г.

    Как известно, месяцы года различаются между собой по количеству дней. В соответствии с ч. 3 п. 3 ст. 192 ГК РФ если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

    При исчислении сроков подачи уведомления необходимо принимать во внимание и иные правила исчисления сроков.

    Так, согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Статьей 194 ГК РФ закреплен порядок совершения действий в последний день срока.

    Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

    1 Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

    В нашем примере иностранный гражданин М. Твистер не пропустит срок подачи уведомления в территориальный орган ФМС России, если 17 мая 2012 г. направит этот документ заказным почтовым отправлением (с объявленной ценностью). При наличии уважительных причин срок подачи уведомления может быть продлен до шести месяцев.

    Требования к содержанию уведомления установлены ч. 10 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан». Этот документ должен содержать следующую обязательную информацию:

  • имя иностранного гражданина, временно проживающего в РФ, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее – при наличии);
  • место проживания данного иностранного гражданина;
  • место работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание;
  • период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание (с указанием государств выезда).
  • Правила подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в РФ, а также форма уведомления утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 № 211.

    Несколько иной порядок получения разрешения на временное проживание установлен для иностранных граждан, имеющих право на безвизовое пребывание на территории РФ. В соответствии с ч. 2 и 5 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

  • заявление о выдаче разрешения на временное проживание;
  • документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве;
  • миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в РФ или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание;
  • документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (в течение 30 суток со дня подачи заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание);
  • сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (в течение 30 суток со дня подачи заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание);
  • свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе (в течение года со дня въезда в РФ).
  • 1 Собрание законодательства РФ. 2007. № 4. Ст. 526.

    Отметка о принятии от иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание проставляется в его миграционной карте. В случае представления заявления в форме электронного документа уведомление, подтверждающее принятие указанного заявления, направляется заявителю также в форме электронного документа (ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»).

    При безвизовом режиме срок рассмотрения заявления сокращается до 60 суток (ч. 8 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»). Разрешение на временное проживание иностранного гражданина в РФ может быть аннулировано по тем же основаниям, по которым в его выдаче может быть отказано. Дополнительным основанием аннулирования разрешения является решение суда, которое вступило в законную силу и которым лишен родительских прав или ограничен в родительских правах в отношении ребенка, состоящего в гражданстве РФ, иностранный гражданин, находящийся на территории РФ в качестве родителя российского ребенка.

    Об аннулировании разрешения на временное проживание иностранного гражданина в РФ ему высылается уведомление. В течение одного года с момента аннулирования ранее выданного разрешения иностранный гражданин не вправе повторно обращаться в территориальный орган ФМС России (ч. 6 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»).

    Постоянное проживание. Постоянным является проживание иностранного гражданина в РФ на основании вида на жительство.

    Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган ФМС России по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого РФ в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:

  • имя данного иностранного гражданина, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее – при наличии);
  • место проживания иностранного гражданина;
  • место (места) работы и продолжительность осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;
  • период нахождения иностранного гражданина за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);
  • размер и источники дохода иностранного гражданина за очередной год со дня получения вида на жительство.
  • Форма и порядок подачи уведомления устанавливаются Правилами подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 № 211.

    Особенности правового статуса. Правовой статус иностранных граждан несколько отличается от правового статуса россиянина. В основном это касается свободы передвижения и отношения к избирательному праву. Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

    Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утвержден Пос та нов лением Правительства РФ от 11.10.2002 № 7542. В настоящее время в этот перечень входят:

  • территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО);
  • территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (их перечень, в свою очередь, установлен Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 № 470 (в ред. от 23.12.2009) «Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан»3);
  • территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;
  • территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;
  • территории закрытых военных городков;
  • территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;
  • зоны экологического бедствия;
  • пограничная зона;
  • объекты и организации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований;
  • объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.
  • В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

    1 Собрание законодательства РФ. 2007. № 4. Ст. 526.
    2 Собрание законодательства РФ. 2002. № 41. Ст. 3995.
    3 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 13.07.1992.

    Часть 1 ст. 12 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» лишает иностранных граждан как активного, так и пассивного избирательного права, а равно права на участие в референдуме на федеральном и региональном уровнях, допуская участие постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан к избирательному процессу на муниципальном уровне и к местному референдуму. Право на участие в местных выборах и референдуме для иностранных граждан продублировано в ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1, ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»2, абз. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. Обязательным условием реализации такого права является наличие международного договора РФ с государством, гражданином которого является лицо, постоянно проживающее на территории российского муниципального образования.

    1 Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
    2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
    3 Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

    www.s-yu.ru


    Обсуждение закрыто.