Постановление верховного суда от 30 июня 2018

Постановление верховного суда от 30 июня 2018

Содержание:

Постановление Верховного Суда РФ от 12 марта 2018 г. N 49-АД18-4 Суд оставил без изменения принятые по делу судебные акты о привлечении водителя к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, поскольку его действия образуют состав вменяемого ему правонарушения

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

рассмотрев жалобу защитника Кузнецова С.В., действующего на основании доверенности в интересах Мукминовой Р.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан — и.о. мирового судьи судебного участка N 2 по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан от 22 декабря 2016 года, решение судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 марта 2017 года и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 сентября 2017 года, вынесенные в отношении Мукминовой Риммы Сагитовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан — и.о. мирового судьи судебного участка N 2 по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан от 22 декабря 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 марта 2017 года и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 сентября 2017 года, Мукминова Р.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Кузнецов С.В. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении Мукминовой Р.С. по настоящему делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 528-ФЗ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Согласно примечанию к данной норме употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная статьей 12.8 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

В силу абзаца 1 пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила дорожного движения), водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Как усматривается из материалов дела, 17 ноября 2016 года в 23 часа 10 минут Мукминова Р.С. на ул. Свердлова, 5, в д. Улукулево Кармаскалинского района Республики Башкортостан, в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения, управляла транспортным средством «Богдан-211140», государственный регистрационный знак . находясь в состоянии опьянения.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5); протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 6), актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с приложенным к нему бумажным носителем с показаниями технического средства измерения (л.д. 7-8); протоколом о задержании транспортного средства (л.д. 9); рапортом инспектора ДПС СВ ДПС ОР ГИБДД МВД России по РБ (л.д. 10); списком нарушений Мукминовой Р.С. (л.д. 11-13); видеозаписью административного правонарушения (л.д. 15) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия Мукминовои Р.С. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В силу части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи.

Согласно части 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

Как следует из материалов дела, основанием полагать, что водитель Мукминова Р.С. находится в состоянии опьянения, послужило наличие выявленных у нее инспектором ДПС ГИБДД признаков опьянения — запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

По результатам проведенного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на основании положительных результатов определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации 0,161 мг/л, превышающей 0,16 мг/л — возможную суммарную погрешность измерений, у Мукминовой Р.С. было установлено состояние алкогольного опьянения.

Освидетельствование Мукминовой Р.С. на состояние алкогольного опьянения проведено в порядке, установленном указанными выше Правилами, с результатами освидетельствования согласилась, что зафиксировано в соответствующем акте (л.д. 8).

При составлении процессуальных документов инспектором ДПС применена видеозапись (л.д. 15).

В соответствии с пунктом 10 направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Таким образом, предусмотренных частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 10 вышеуказанных Правил оснований для направления Мукминовой Р.С. на медицинское освидетельствование не имелось.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Мукминовой Р.С. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и названных выше Правил.

Читайте так же:  Закон сохранения энергии определении

Факт управления Мукминовой Р.С. транспортным средством в состоянии опьянения объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, которые получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно события правонарушения.

Все доводы поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, как противоречащие совокупности собранных по делу доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Мукминовой Р.С. к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Мукминовой Р.С. в пределах санкции части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 1 п Кармаскалинскому району Республики Башкортостан — и.о. мирового судьи судебного участка N 2 по Кармаскалинскому району Республик Башкортостан от 22 декабря 2016 года, решение судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 марта 2017 года и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 сентября 2017 года, вынесенные в отношении Мукминовой Риммы Сагитовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Кузнецова С.В. — без удовлетворения.

Обзор документа

Верховный Суд РФ признал, что водитель обоснованно привлечен к административной ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения.

Водитель считается нетрезвым, если концентрация алкоголя в выдыхаемом воздухе превышает возможную суммарную погрешность измерений — 0,16 мг/л.

В данном случае показатель составил 0,161 мг/л. Т. е. порог был превышен, пусть и незначительно.

Такое показание алкотестера само по себе не является основанием для направления на медосвидетельствование, которому водитель подлежит в строго определенных случаях. А именно: если он отказался от освидетельствования, не согласен с его результатами или если освидетельствование дало отрицательный результат, но есть достаточные основания полагать, что водитель нетрезв.

www.garant.ru

Постановление Верховного Суда РФ от 08.02.2018 N 41-АД18-4

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 февраля 2018 г. N 41-АД18-4

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «БытСервис» — директора Зеленского С.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 8 Первомайского судебного района города Ростова-на-Дону от 10.02.2017 N 5-8-5/17, решение судьи Первомайского районного суда города Ростова-на-Дону от 29.03.2017 N 12-175/2017 и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 27.06.2017 N 4а-694/2017, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «БытСервис» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Первомайского судебного района города Ростова-на-Дону от 10.02.2017 N 5-8-5/17, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда города Ростова-на-Дону от 29.03.2017 N 12-175/2017 и постановлением заместителя председателя Ростовского областного суда от 27.06.2017 N 4а-694/2017, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор Зеленский С.А. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении общества судебных актов по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о фактическом осуществлении обществом с октября 2016 года управления многоквартирным домом N 103/3 по улице Вересаева города Ростова-на-Дону без внесения сведений об этом в реестр лицензий Ростовской области. В протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах отражено, что данные действия общества нарушают требования частей 2, 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем, выводы судебных инстанций не учитывают следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положениями частей 2 и 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, ссылка на нарушение которых приведена в обоснование выводов должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, определено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 названного Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 данной статьи.

Вместе с тем из протокола об административном правонарушении и обжалуемых судебных актов не усматривается, что обществу вменялось в вину нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Каких-либо ссылок на нарушение обществом лицензионных требований применительно к пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, в рассматриваемом случае в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах не содержится.

Читайте так же:  Как избежать наказание за убийство 1 канал

На данные обстоятельства законным представителем общества — директором Зеленским С.А. и защитником Бобровой К.А. последовательно указывалось при рассмотрении данного дела, однако надлежащей правовой оценки судебных инстанций эти доводы не получили.

Как указано в части 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что в нарушение требований статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения является преждевременным, законные основания привлечения общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1.3 данного Кодекса в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемых судебных актах отсутствуют.

Помимо изложенного, из объяснений законного представителя привлекаемого к административной ответственности лица, представленных при составлении протокола об административном правонарушении, и поданных по данному делу жалоб следует, что фактическое осуществление обществом деятельности по управлению многоквартирным домом N 103/3 по улице Вересаева города Ростова-на-Дону директором общества Зеленским С.А. и защитниками общества последовательно отрицалось с приведением в подтверждение этого утверждения соответствующих доводов и доказательств (л.д. 2 — 3, 42 — 43, 61 — 63, 100 — 103).

Изложенные обстоятельства также не получили должной оценки судебных инстанций.

Таким образом, данное дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 8 Первомайского судебного района города Ростова-на-Дону от 10.02.2017 N 5-8-5/17, решение судьи Первомайского районного суда города Ростова-на-Дону от 29.03.2017 N 12-175/2017 и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 27.06.2017 N 4а-694/2017, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство поданному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «БытСервис» — директора Зеленского С.А. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 8 Первомайского судебного района города Ростова-на-Дону от 10.02.2017 N 5-8-5/17, решение судьи Первомайского районного суда города Ростова-на-Дону от 29.03.2017 N 12-175/2017 и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 27.06.2017 N 4а-694/2017, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «БытСервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

legalacts.ru

Постановление Правительства РФ от 30.06.2018 N 772 «Об определении состава сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, включая вид биометрических персональных данных, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОСТАВА СВЕДЕНИЙ, РАЗМЕЩАЕМЫХ В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

СИСТЕМЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ОБРАБОТКУ,

ВКЛЮЧАЯ СБОР И ХРАНЕНИЕ, БИОМЕТРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ

ДАННЫХ, ИХ ПРОВЕРКУ И ПЕРЕДАЧУ ИНФОРМАЦИИ О СТЕПЕНИ

ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕННЫМ БИОМЕТРИЧЕСКИМ

ВКЛЮЧАЯ ВИД БИОМЕТРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ,

А ТАКЖЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с частью 8 статьи 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Правительство Российской Федерации постановляет:

состав сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, включая вид биометрических персональных данных;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

СВЕДЕНИЙ, РАЗМЕЩАЕМЫХ В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

ПЕРСОНАЛЬНЫМ ДАННЫМ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ВКЛЮЧАЯ ВИД БИОМЕТРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

В единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации (далее — единая биометрическая система), размещаются следующие сведения:

а) биометрические персональные данные физического лица — гражданина Российской Федерации следующих видов:

данные изображения лица человека, полученные с помощью фото- видео устройств;

данные голоса человека, полученные с помощью звукозаписывающих устройств;

б) идентификатор сведений в соответствующем регистре юридических лиц или регистре органов и организаций федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — единая система идентификации и аутентификации) государственного органа, банка, иной организации в случаях, определенных федеральными законами, разместивших в электронной форме в единой биометрической системе биометрические персональные данные гражданина Российской Федерации (далее — уполномоченные организации), — основной государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

в) идентификатор сведений об уполномоченном сотруднике уполномоченной организации в регистре органов и организаций единой системы идентификации и аутентификации, разместившего в электронной форме в единой биометрической системе биометрические персональные данные гражданина Российской Федерации, — страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации;

г) идентификатор сведений о физическом лице в регистре физических лиц единой системы идентификации и аутентификации, биометрические персональные данные которого размещаются в единой биометрической системе, — идентификатор учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации.

от 30 июня 2018 г. N 772

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ОТДЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

1. Пункт 4 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2017, N 29, ст. 4380; N 41, ст. 5981), дополнить абзацем следующего содержания:

«обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме между государственными органами, банками и иными организациями, а также оператором единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации в целях обеспечения идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».».

2. Пункт 5 требований к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7284; 2013, N 5, ст. 377; N 50, ст. 6601), дополнить подпунктами «ж» — «и» следующего содержания:

«ж) автоматическое предоставление по запросу государственных органов и организаций сведений о гражданине Российской Федерации, размещенных в единой системе идентификации и аутентификации, в целях идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия;

Читайте так же:  Сайт советского суда астраханской области

з) автоматическое обновление сведений о гражданах Российской Федерации, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, посредством получения сведений о гражданах Российской Федерации в целях их обновления из государственных информационных систем;

и) предоставление по запросу государственных органов, банков и иных организаций с согласия гражданина Российской Федерации сведений о нем, размещенных в единой системе идентификации и аутентификации, в целях обновления информации о гражданах Российской Федерации, идентифицированных в соответствии с частью 18 статьи 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».».

3. В Правилах использования федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4108):

а) пункт 3 дополнить подпунктами «з» и «и» следующего содержания:

«з) предоставление государственным органам, банкам и иным организациям в случаях, определенных федеральными законами, сведений о гражданине Российской Федерации, размещенных в единой системе, в целях идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия;

и) предоставление оператору единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, сведений, размещенных в единой системе, для идентификации и аутентификации участников информационного взаимодействия в целях исполнения оператором указанной системы функций, предусмотренных статьей 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».»;

б) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Регистрация в единой системе иностранных граждан или лиц без гражданства, юридических лиц, органов и организаций, должностных лиц органов и организаций, а также информационных систем осуществляется в соответствии с требованиями к единой системе, утвержденными Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.»;

в) дополнить пунктом 9(1) следующего содержания:

«9(1). Регистрация гражданина Российской Федерации в единой системе осуществляется путем внесения в регистр физических лиц единой системы сведений:

гражданами Российской Федерации самостоятельно;

должностными лицами органов и организаций, имеющих право на выдачу ключей простых электронных подписей в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, с согласия гражданина Российской Федерации.

Для регистрации гражданина Российской Федерации необходимо наличие страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), реквизитов основного документа, удостоверяющего личность гражданина (серия, номер, кем выдан, дата выдачи, код подразделения), адреса места жительства (регистрации), идентификационного номера налогоплательщика (при наличии), контактной информации — номера абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи и адреса электронной почты (при наличии).

Регистрация граждан Российской Федерации осуществляется с использованием интерактивной формы регистрации гражданина Российской Федерации единой системы (далее — форма регистрации) путем внесения следующих сведений:

фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), пол, дата рождения, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность (серия, номер, кем выдан, дата выдачи, код подразделения), сведения о гражданстве, адрес места жительства (регистрации), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), контактная информация — номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи и адрес электронной почты (при наличии).

При использовании гражданином Российской Федерации в процессе регистрации квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного физическому лицу аккредитованным удостоверяющим центром, заполнение полей «СНИЛС», «Фамилия», «Имя» и «Отчество» формы регистрации осуществляется путем автоматической подстановки данных, содержащихся в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи.

Необходимые для регистрации гражданина Российской Федерации данные, которые не могут быть получены из информации, хранящейся в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном гражданину Российской Федерации аккредитованным удостоверяющим центром, вносятся регистрирующимся гражданином Российской Федерации в соответствующие поля формы регистрации вручную.

При отсутствии у регистрирующегося гражданина Российской Федерации квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного гражданину Российской Федерации аккредитованным удостоверяющим центром, заполнение всех полей формы регистрации осуществляется этим гражданином Российской Федерации вручную.

Информация, содержащаяся в полях формы регистрации гражданина Российской Федерации, проходит автоматическую проверку достоверности с использованием государственных информационных систем.

В случае достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации гражданина Российской Федерации регистрирующемуся в регистре физических лиц единой системы гражданину необходимо удостоверить свою личность одним из следующих способов:

путем подписания введенной информации своей усиленной квалифицированной электронной подписью;

с использованием кода активации в единой системе идентификации и аутентификации. Получение кода активации осуществляется гражданами Российской Федерации самостоятельно без возможности представления их интересов третьими лицами в уполномоченных центрах регистрации после предъявления документа, удостоверяющего личность, и страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС).

Размещение и обновление в электронной форме в единой системе сведений, необходимых для регистрации гражданина Российской Федерации в единой системе, и иных сведений, если такие сведения предусмотрены федеральными законами, осуществляются государственными органами, банками и иными организациями в случаях, определенных федеральными законами, после проведения идентификации при личном присутствии гражданина Российской Федерации с его согласия и на безвозмездной основе.

Федеральные органы исполнительной власти, в том числе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов направляют в единую систему сведения о гражданах Российской Федерации в целях их обновления.

Обновление сведений в регистрах единой системы с использованием государственных информационных систем осуществляется автоматически на основании сведений, полученных из соответствующих государственных информационных систем.

Федеральные органы исполнительной власти, в том числе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов в случае изменения уникальных сведений о гражданине Российской Федерации, на ведение которых указанные органы уполномочены в соответствии с федеральными законами, направляют посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия в единую систему данные сведения о гражданах Российской Федерации в целях их обновления в регистрах единой системы. Срок направления таких сведений в единую систему не может превышать один календарный день (при наличии технической возможности) с момента изменений таких сведений в соответствующей государственной информационной системе.

После обновления сведений о гражданине Российской Федерации в регистре физических лиц единой системы осуществляется уведомление соответствующего гражданина Российской Федерации путем направления информации об обновлении сведений в его личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».»;

г) дополнить пунктом 20 следующего содержания:

«20. В целях осуществления идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия государственные органы и организации запрашивают и получают из регистра физических лиц единой системы следующие сведения о гражданине Российской Федерации:

фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), пол, дата рождения, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность гражданина (серия, номер, кем выдан, дата выдачи, код подразделения), адрес места жительства (регистрации), место рождения, сведения о гражданстве, контактная информация — номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи;

адрес места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика, адрес электронной почты — при наличии данных сведений в единой системе.

Указанные сведения предоставляются государственным органам, банкам и иным организациям в случае получения единой системой из единой биометрической системы информации о соответствии предоставленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе, а также о степени взаимного соответствия указанных биометрических персональных данных, достаточной для проведения идентификации с применением информационных технологий без его личного присутствия, согласно методикам проверки соответствия предоставленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в сфере идентификации граждан Российской Федерации на основе биометрических персональных данных, а также определению указанным органом степени взаимного соответствия указанных биометрических персональных данных, достаточной для проведения идентификации.

Предоставление указанных сведений из регистра физических лиц осуществляется после получения от гражданина Российской Федерации согласия на их передачу с использованием единой системы.».

nalogcodex.ru


Обсуждение закрыто.