Пособия для обучения чтению своими руками

Пособия для обучения чтению своими руками

Пособия своими руками

Те кто работают с дошкольниками, знают какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, завязывать, складывать, лепить, вырезать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляю его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением выше упомянутых действий.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В ходе работы с детьми 3-7 лет по развитию сенсорной культуры и мелкой моторики возникла необходимость в разработке многофункциональных пособий и игр, то есть направленных на решение одновременно нескольких задач, что и было сделано. Хочу поделиться своим опытом по созданию пособий с коллегами. Огромную помощь в создании пособий и сборе различного материала для пособий оказали родители. Были изготовлены игровые пособия “Божья коровка”, “Ёлочка”, “Бабочка”, “Накрути пробки”:

Основа пособий — фанера. В ней просверлены отверстия, в них вставлены горлышки от пластиковых бутылок. Чтоб горлышки не прокручивались, их закрепили на фанере гвоздиками. Лицевая сторона пособия обклеена цветной, самоклеющейся бумагой.

Играя с такими пособиями, дети учатся ориентироваться на плоскости, закрепляют цвета, учатся работать с образцом.

Пособие “Теремок” помогает закреплять знания детей о цвете, цифрах. Можно дать задание типа “Кто живет в оранжевой квартире” или “Кто живет в квартире № 3”. Откручивая пробку, дети видят в окошечке кошку, собачку, мышку или любых других героев сказок.

Для детей старшего дошкольного возраста изготовили пособие “Игротека”

Левая часть пособия “Читай — считай” окажет неоценимую помощь в обучении детей счету, чтению, ориентировке в пространстве и многое другое.

Изготовлено оно, как и предыдущие, из горлышек от пластиковых бутылок. Они расположены друг под другом в десять рядов по десять штук. Это можно использовать для построения числовой лесенки, решения примеров и задач.

Примеры предлагаемых заданий:

1. Выложи по образцу.

3. Построй геометрическую фигуру.

На начальном этапе дети выкладывали схематично слова, обозначая гласные звуки красной пробкой, согласные твердые – синей, согласные мягкие – зеленой. А когда дети познакомились с буквами, то к пробкам приклеили буквы на двухсторонний скотч, а сами буквы и цифры взяли из пособия для первоклассников “Касса букв и слогов”.

Можно много придумать заданий по математике.

6. Найди соседей числа.

7. Считай дальше.

8. Задание типа “Прикрути в верхнем левом углу синюю пробку, в нижнем левом углу две оранжевых пробки, в середине — красную” или “Справа 5 штук — зеленых пробок, слева – 3 желтых” и т.п.

В центре пособия “Игротека” — уголок “Девочка в платье”.

Как сделано: голова из линолеума, на голове девочки – косички из ниток, к косичкам привязаны банты. На платье девочки пришили пуговицы разной формы и разного цвета. По бокам платья на уровне талии прикреплены ковровые кольца, в одно из них продеты два шнурка. В карманы платья вложены разные по цвету ленты, бусины. На первом этапе дети нанизывают на шнурок бусины в заданном порядке, например: белая, синяя, розовая. На втором этапе уже учитывается и время, затраченное на выполнение работы. А так как шнурков два, то дети могут соревноваться. После окончания упражнений шнурок, на который нанизывались бусины, закрепляется в кольце с другой стороны и завязывается, чтоб бусины не рассыпались. Получается красивый поясок к платью. Расстегнув все пуговицы на платье, ребенок увидит кольца, закрепленные в два ряда – это шнуровка.

1. Заплети косички.

2. Завяжи справа белый бант, слева – красный.

3. Какой формы пятая пуговица сверху.

4. Между какими пуговицами находится коричневая.

5. На каком месте красная пуговица.

6. Какого цвета бант в левом (правом) кармане.

Правая часть пособия – “Цветные резинки”.

Как сделано: к фанере прибиты цветные силовые гвоздики. Имеются образцы для выполнения и цветные резинки. Дети по образцам натягивают резинки на декоративные гвоздики, получая изображение “Гусь”, “Дом”, “Клоун” и другие.

К уголку “Клубочки” подобрали клубки ниток разных цветов и разной фактуры (шерстяные, пуховые, синтетические). Клубочки закреплены на контактную ленту.

1. Смотать нитку на палочку, пока звучит музыка.

2. Кто быстрее размотает клубок.

3. Сравнить клубки по цвету, качеству (с опорой на тактильные ощущения).

Чтоб у детей не пропадал интерес к такому роду заданий, внутрь клубка прячу небольшой предмет: колечко, пуговицу, бусину, игрушки из киндер-яиц и т.п.

В нижней части пособия “Игротека” сделана дорожка из самоклеющейся бумаги. Ведя по дорожке фломастером, дети помогают добраться ежику до леса. После выполнения фломастером графических заданий, дети стирают тряпочкой следы фломастера, и пособие используется многократно.

При изготовлении этих пособий я ставила перед собой следующие цели:

  • развивать мелкую моторику (накручивание, нанизывание);
  • закреплять знание о цветовой гамме и об оттенках цветов;
  • упражнять в прямом и обратном счете, учить решать простейшие арифметические задачи;
  • учить составлять симметричные узоры и узоры по принципу мозаики;
  • делать звуковой анализ слов.
  • Работа по созданию пособий своими руками продолжается. Некоторые пособия изменяются, совершенствуются. Пожалуй, самым ценным и важным стало для меня эмоциональное отношение детей к заданиям, играм. Дети проявляют к ним устойчивый интерес. Дети стали внимательнее, усидчивее, добросовестнее, что способствовало формированию произвольности поведения и психических процессов.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Материалы по обучению чтению детей 3,4,5 лет

    В этой статье освящается тема «Пособия по обучению чтению».

    Обучение чтению детей позволяет открыть перед ними новые возможности — они учатся самостоятельно знакомиться с понравившимися произведениями и тем самым расширяют кругозор. Для многих родителей это кажется сложной задачей, однако опытные педагоги и методисты знают, как сделать процесс увлекательным и эффективным.

    Важнейший фактор успеха в обучении чтению ребенка – своевременность и интерес. Существует заблуждение, что занятия в раннем возрасте излишни, но именно в первые годы жизни малыши проходят половину пути интеллектуального развития. Если время упущено, то навыка обучения чтению потребует большего количества времени и сил.

    Главная задача современных пособий по обучению детей чтению – помочь родителям в легкой игровой форме донести до малыша новые знания и навыки. В интернет-магазине «Ранний старт» вы сможете найти учебную литературу различных авторов по этой теме. Это буквари и азбуки, а также книги для развития, обучения детей чтению и для закрепления изученного. Представлены авторские методики Зайцева Н.А. и Домана-Маниченко. Такие пособия, разработанные специалистами в области дошкольного воспитания и развития, помогут родителям и воспитателям различных детских учреждений.

    Говорящие книги
    (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)

    Онлайн игры и тренинги по обучению детей чтению слоговым способом:

    • Говорящие книги (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)
    • Онлайн игра Расставь слоги по местам
    • Игра на закрепление навыка чтения по складам Отгадай слово
    • Игра на развитие образной памяти ребенка Лишние склады
    • Онлайн игра Слово в матрице
    • Игра — тренинг Отгадай пиктограмму
    • Онлайн игра Запоминание пиктограмм — складов

    Я хочу вам предложить материал для самостоятельной игры и подготовки к обучению чтению. Этот материал основан на методике Зайцева — обучение чтению по складам.

    Данные пособия представляют собой карточки с буквами. Вам надо скачать 3 файла: домик короля (135 кб), домик королевы (119 кб), и файл с карточками-согласными (19,5 кб).

    poskladam.ru

    Учимся, играя. Пособия для обучения чтению своими руками

    =Я хочу вам предложить материал для самостоятельной игры и подготовки к обучению чтению. Этот материал основан на методике Зайцева – обучение чтению по складам.

    Складовой метод известен еще со времен Л.Н.Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать.

    Но, к сожалению, готовые пособия методик Н.Зайцева (кубики, таблицы) достаточно дорогостоящие. Поэтому не каждая мама может ими воспользоваться. А если в том месте, где проживает мама с малышом, нет рядом ни магазинов с пособиями, ни кружков, куда можно записать ребенка, то единственным выходом остается изготовление пособий своими руками.

    Карточки из домика короля и домика королевы нужно вырезать и соединить вертикально (т.е. в столбик в том порядке, как они напечатаны).

    Домик короляДомик королевыАЯОЁУЮЫИЭЕ

    Потом (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны обклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант – приклеить липучку). Нужно положить их на сутки под пресс. В это время берем лист фанеры (плотный картон или др. подручный материал) и обтягиваем его фланелью.

    Теперь наши домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске, и они там будут прекрасно держаться.

    Начинаем играть с малышом.

    Придумайте сказку про короля и королеву, про буквы, живущие в домиках. К примеру: «Жили, были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы – в домике поменьше. Эти слуги были не простыми, все они очень любили петь. И т.д.»

    Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз). Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не бойтесь, что у вас нет слуха, ваш малыш все равно считает, что вы поете лучше всех!

    Когда эти гласные в домиках будут усвоены, вырезаем и изготавливаем карточки- согласные: Б, П, М, К.

    Берем, например, «Б» и начинаем ее катать по домикам:
    БА
    БО
    БУ
    БЫ
    БЭ

    бя
    бё
    бю
    би
    бе

    Также катаем и остальные 4 буквы:
    МА
    МО
    МУ
    МЫ
    МЭ

    мя
    мё
    мю
    ми
    ме

    Потом можно подставлять буквы справа и слева от домиков:
    БАМ
    БОМ
    БУМ
    и т.д.

    То же самое проделываем и с остальными согласными буквами (изготавливаем карточки, катаем их по домикам, подставляем к другим складам). Это простая, но достаточно эффективная методика, на мой взгляд.

    Когда моя старшая дочь ходила на занятия по методу Зайцева (студия «Зайчата»), научилась читать за несколько уроков. Но ей тогда было лет 4-5. Маленьким деткам, естественно, потребуется больше времени для усвоения материала.

    Приложения

    Оригинал статьи и приложений здесь:
    От себя отмечу: Занимаясь с малышом наряду со звуками животных интуитивно уже давно использовала слоги (Димульке очень нравиться), а если добавить к этому делу наглядный материал получиться просто замечательно! Всем успехов!

    m.baby.ru

    Обсуждения

    Игры своими руками.

    106 сообщений

    УЧИМСЯ ЧИТАТЬ. САМОДЕЛЬНАЯ КНИЖКА-ИГРУШКА. Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа “Мама моет раму”. Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным? Чтобы такое придумать, чтобы ребенок сам был заинтересован в чтении предложений.

    Предлагаем вам изготовить для него специальную книжку-игрушку. Смастерить такое пособие для обучения чтению совсем несложно. Вам понадобится блокнот на пружине, либо обычный альбом для рисования. Страницы блокнота (альбома) при помощи линейки надо разделить на три одинаковые части и разрезать ножницами. На каждом развороте книжки надо написать по одному предложению из трех слов таким образом, чтобы каждое слово было на отдельном листочке. Часть слов в предложениях можно заменить наклейками или вырезанными из старых книг (журналов) картинками.

    Обращаем ваше внимание на то, что все предложения обязательно должны быть составлены по одной схеме: существительное (в ед.числе) + глагол + существительное. Предлоги использовать не надо. Примеры предложений:

    Повар варит суп
    Кролик грызет морковку
    Папа смотрит телевизор
    Дедушка читает газету
    Бабушка печет пирог
    Экскаватор роет яму
    Собака грызет кость
    Садовник поливает цветы
    Корова жует сено
    Гусь щиплет траву

    Ребенок, независимо листая странички, сможет составлять разные смешные предложения (чепуху). Можно соревноваться, кто составит самое нелепое предложение. Обычно, детям очень нравится играть с такой книжкой, и они, сами того не замечая, за одно занятие без труда прочитывают много предложений.

    Как сделать:
    1) распечатайте картинки на цветном принтере, приклейте на картон, можно заламинировать для большей прочности;
    2) разрежьте четыре картинки на отдельные карточки, а остальные оставьте целыми — это игровые поля.

    Как играть:
    1) начинать можно с одной-двух сказок, постепенно увеличивая их количество;
    2) перемешайте карточки;
    3) предложите ребенку рассмотреть игровое поле, обсудите изображенную на нем сказку;
    4) найдите все нужные для данной сказки карточки и разложите их в хронологическом порядке на игровое поле;
    5) расскажите сказку по картинкам (вместе с детками помладше, деткам постарше предложите рассказать самостоятельно).

    Идеи использования счетных палочек для развития ребенка.

    1. “Ловкие пальчики». Развивать мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большим и указательным пальчиками). Сделайте прорезь с помощью ножа или ножниц в футляре от счетных палочек и покажите крохе, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Но играть малыш должен под вашим присмотром, т.к. в этом возрасте все, что видит глаз, сразу расторопные пальчики отправляют в рот.

    2. Раскладываем по цвету. Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.

    3. В мире пластилина. Обычно в год — полтора ребенку начинают предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать:

    колючками у ежика
    стебельком у цветка
    стволом дерева
    забором в пластилиновом мире
    трубой у пластилинового домика
    ручками-ножками пластилинового человечка
    ножкой грибочка
    И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.

    4. Играем в геометрию. Когда начинать знакомить ребенка с математикой, родители решают сами. Кто-то уже над детской кроваткой вывешивает цифры и геометрические фигуры. А кто-то ждет, пока ребенку исполнится четыре-пять лет. Или когда малыш сам проявит интерес к математике. В любом случае изучать математику со счетными палочками очень удобно. Они помогут не только научиться считать, но и познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое. Можно:

    выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек
    выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру
    играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие

    Малыш может просто наблюдать за этими волшебными превращениями, а ребенку постарше (от 4-5 лет) можно предлагать выполнять задания самому: «Как из квадрата сделать ромб? А параллелограмм? Как, добавив одну палочку, превратить квадрат в трапецию? В треугольники? Сколько палочек надо убрать из квадрата, чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить, чтобы квадрат превратился в прямоугольник?» Если вы занимаетесь с палочками одного цвета, то все изменения с добавлением количества палочек (из треугольника — квадрат, из квадрата — трапеция или прямоугольник и т.п.) для большей наглядности можно делать с помощью палочек другого цвета. Например, вы показываете ребенку фигурку, потом он отворачивается, а вы совершаете превращение. После этого ребенок должен посмотреть на результат и ответить на вопрос «что изменилось» и постараться понять, как это получилось.

    знакомить с геометрическими понятиями
    С помощью палочек можно очень доступно и наглядно объяснить ребенку, что такое сторона (палочка) и что такое угол (место, где одна палочка встречается с другой). Можно объяснить ребенку, что такое диаметр, и почему от диаметра зависит величина круга. Для этого достаточно положить рядом две палочки на лист бумаги и нарисовать вокруг них круг соответствующего диаметра. Две палочки — это диаметр круга, одна палочка — радиус. А если взять три палочки и нари

    m.vk.com

    Галка-Игралка

    Развивающие пособия своими руками

    Приветствую всех! Меня зовут Наталья Морозова, я специалист по методике Тепляковой и играющая мама двух мальчишек – Тимы (8,5 лет) и Димы (1,5 года). Сегодня хочу поделиться с Вами опытом изготовления различных игр-пособий своими руками, которые у меня придумались за то долгое время, которое я знакома с методикой и играю по ней со своими детьми и детками в группах!

    Думаю, с этими игрушками знакомы многие мамы из Галки. Изготавливаются игры вместе с ребенком или без него. В основе мой любимый прием – использование картонных кармашков. На рисунок прикрепляется карман (степлером или клеем) и туда складываем различные, вырезанные из картона, элементы – будь то ягодки, яблочки, фигурки животных и пр. К такой простой игре можно возвращаться много раз, ребенок с удовольствием играет со своим рисунком.

    На фото пример нашей игры «Колечки» — в них мы играем в бассейне, вот и на лист бумаги ее перенесли! Карман на данном примере – это бортик бассейна. С колечками картонными играем не только на рисунке, но и на полу.

    2. Книжки–игрушки

    Очень интересно вместе с малышом делать книжки-игрушки! Это не только замечательное пособие для обучения ребенка чтению, но и очень веселая игра! Ценность этой игрушки в том, что для изготовления используются знакомые песенки, стишки и, что важно, рисунки малыша. Удивительно, но ребенок узнает свои произведения в книжке и с большим удовольствием их разглядывает, «читает пальчиком» знакомый текст. Как в них играть и читать, Вы можете узнать на тренингах «Галки-Игралки», а я делюсь с Вами идеями своих книжек.

    Конечно же, перед тем как изготовить книжку на какую-либо тему, надо ей (этой темой) наиграться и нарисоваться! Я делаю наши книжки с использованием упаковок от картона, обложек альбомов и скрепляю их скотчем и клеем. Кто-то предпочитает пластиковые файлы и веревочки – тут дело вкуса и удобства конкретной мамы. Вот пример книжки про дождик:

    Еще одна книжка – про нашего кота Пушоню. Он наш любимый питомец и, естественно, главный герой наших игр и рисунков! Вот такая книжка у нас получилась:


    3. Лото

    Лото – любимая игра многих деток. Им очень нравится раскладывать, сравнивать, примерять. Идей на тему лото есть множество, но пока не все реализовано. Самый простой вариант из наших пособий – это геометрическое лото. Мы из плотного упаковочного картона вырезали фигуры, обклеили их цветной бумагой, обвели на листе, пособие готово! Таким образом можно сделать фрукты, овощи, различных животных, в общем все, что интересно малышу.


    Следующий вариант – это лото на чтение, то есть с использованием карточек. Само собой, такое лото актуально для детей после двух лет с большим игровым опытом, которые уже начали учиться читать по методике. Лото с карточками могут быть на различные темы.

    К играм с лото очень хорошо привлекать знакомые игрушки малыша, они внесут разнообразие и веселье в Вашу игру!

    4. Самодельные театры

    Игры-драматизации занимают важное место в наших занятиях по методике! Они развивают воображение, в такой игре ребенок выражает свои чувства и мысли. Мы очень часто обыгрываем русские народные сказки – Репка, Курочка ряба, Теремок. Например, для сказки Репка мы изготовили перекидной театр, который детям очень нравится!


    Для сказки Теремок у нас целых два варианта. Первый – маленький, мы играем в него за столом. Сделан он из двух картонок, склеенных между собой. В одной картонке заранее прорезаем окошки для персонажей. В такой теремок помещается немного героев, он хорошо подходит для игры дома с совсем маленькими детками. Наш второй вариант этой игры – большой, напольный Теремок. Отлично подойдет для игры с несколькими детками (например, если к Вам пришли гости!). Тут можно разыграть целый спектакль.


    5. Самодельные игрушки

    Что мне нравится в методике О.Н.Тепляковой, так это то, что сделаь игрушку можно за считанные минуты. И это не требует никаких затрат. А фантазия мамы настолько развивается в играх от Галки, что начинает жить своей жизнью, темы для игр придумываются «из воздуха» и находятся прямо «под носом». К чему это я? А вот к такой простой игре, как стирка. На ее развитие меня подтолкнул мой младший сын. Он очень любит со мной вместе разбирать стиральную машину. Мы перевели это в игру по изучению цветов и предметов одежды! «Ой, Дима, что то там в машинке? – Носок! – Ого, какой большой! Синий! Это папин носок!» — вот так мы играем.

    Из этой игры и родилась у меня идея создания такой игрушки, как стиральная машина! Сделана она из большого листа упаковочного картона, сложенного пополам, в результате получилась «стиральная машина» размером с лист А4. Круглое окошко вырезано канцелярским ножом, края картона заклеены малярным скотчем, чтобы не обтрепались! Вариантов использования этой игры пособия – множество! Можно изучать предметы одежды, вырезая их из картона, можно изучать цвета той одежды, можно читать, считать и просто веселиться вместе с малышом.

    Вам, наверное, давно известна идея Ольги Николаевны про картонную машинку и паровозик? У нас они тоже есть! Возим в них различных героев, катаем членов семьи. Только машинку мы сделали не из простого картона, а толстого из коробки, и покрасили ее акриловыми красками. Получилось ярко и прочно!

    6. Комбинированные пособия

    Комбинированные игрушки – это игрушки, сочетающие в себе несколько видов игр, с которыми можно играть различными способами. Например, лото и шнуровка, книжка с карточками и лото и т.д. Такие игры, конечно же, для опытных малышей, которые уже давно играют с мамой по методике, когда хочется добавить в игры с ребенком чего-то новенького.

    Предлагаю Вам пример такой игры – наше пособие «Сладкие яблоки», которое одновременно и книжка, и лото, и игрушка с прищепками. В нее можно играть каждый раз по-новому, открывая разные части пособия в разные дни.


    Сын активно участвовал в ее изготовлении – вырезал яблочки, рисовал яблоню, складывал яблоки в корзиночку, надписывал карточки, обводил тарелочку, прикреплял прищепками. Естественно, все это не за один раз! На изготовление ушло дня три, но зато эта игра стала одной из любимых в нашем арсенале. Сын ее очень любит, ведь делал он ее себе САМ!

    Желаю вам хорошего настроения, развития фантазии и счастливой игры.

    С уважением, Морозова Наталья, играющая мама и специалист методики О.Н.Тепляковой, провожу курс игровых встреч для мам с детьми от 9 месяцев в Санкт-Петербурге. Найти меня можно ВКонтакте или в Instagram. Буду рада подружиться!

    Хотите стать специалистом по методике Тепляковой в своем городе? Приходите на двухмесячный онлайн курс. Он подарит Вам множество идей для занятий в группе и индивидуально!

    galka-igralka.ru

    Читайте так же:  Инструкция к приказу мвд 368

Обсуждение закрыто.