Пособие по развитию письменной речи

Пособие по развитию письменной речи

Книга по теме:
ИГРЫ, ЗАДАНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ (7-10 ЛЕТ)

Дети есть дети, игровая деятельность для них — необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном про­цессе.

Предложенные в книге игры: «Улитка», «Змейка», «Путеше­ствие по предложениям», «Загадки времен года», «Паутинка» и др. — можно использовать как в работе со школьниками, у которых имеются нарушения письма, так и со школьниками, допускающими «ошибки роста» (т. е. ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка), а также со всеми учениками для улучшения владения устной и письменной речью.

Применять игры могут логопеды школьных логопунктов, учи­теля начальной школы, родители, тифлопедагоги для работы с учащимися коррекционных (зрительных) классов. Большинство игр рассчитано на читающих детей в возрасте 7-10 лет.

Предварительный просмотр:

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ

РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей

кандидат педагогических наук Н. Н. Яковлева

УДК 376 ББК 74.3 Я22

кандидат педагогических наук,

зав. кабинетом коррекции развития ребенка (СПбАППО) Я. Н. Яковлева

Иллюстрации художника Л. А. Иванова

Я22 Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. — СПб.: КАРО, 2007. — 112с. + 24 с. цв. вклейка. — (Серия «Мастер-класс логопеда »).

Дети есть дети, игровая деятельность для них — необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.

Предложенные в книге игры: «Улитка», «Змейка», «Путешествие по предложениям», «Загадки времен года», «Паутинка» и др. — можно использовать как в работе со школьниками, у которых имеются нарушения письма, так и со школьниками, допускающими «ошибки роста» (т. е. ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка), а также со всеми учениками для улучшения владения устной и письменной речью.

Применять игры могут логопеды школьных логопунктов, учителя начальной школы, родители, тифлопедагоги для работы с учащимися коррекционных (зрительных) классов. Большинство игр рассчитано на читающих детей в возрасте 7-10 лет.

УДК 376 ББК 74.3

© Яворская О. Н., 2007

Все права защищены

Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: недостаточным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только устной речи, но и письменной. Среди нарушений устной речи преобладают различные дефекты звукопроизношения. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений, и дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная акустическим недоразвитием.

В основе дисграфии, обусловленной недоразвитием языкового анализа и синтеза, лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слова — на слоги, слоги — на фонемы. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Поэтому особенно распространенным видом дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.

У детей могут встречаться следующие ошибки:

• пропуск гласных (собака — «сбака»; дома— «дма»);

• пропуск согласных при их стечении (диктант— «дикат»; школа — «кола»);

• перестановки букв (тропа— «прота»; окно — «коно»);

• добавление букв (таскали— «тасакали»);

• пропуски, добавления, перестановки слогов (комната — «кота»; стакан — «ката»).

Нарушения деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляются:

• в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь — «идедошь»; в доме — «вдоме»);

• раздельном написании слова (Белая береза растет у окна — «белабе заратет ока»);

• раздельном написании приставки и корня (наступила — «на ступила»).

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Ясно, что дети, у которых в той или иной степени нарушены функции зрительного анализатора, имеют предрасположенность к нарушению письменной речи, а именно к дисграфии оптического характера.

Смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза и кинетики, предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу.

Развитие оптико-пространственных представлений

Формирование навыков аналитико-синтетической деятельности

Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т. ч. и буквенного

Проведение схематического анализа предложений по словам, звукобуквенный анализ и синтез

Уточнение и расширение объема зрительной памяти

Проведение схематического анализа предложений, уточнение количества слов

Формирование пространственного восприятия и представлений

Уточнение звукобуквенного и слогового состава слова

Развитие зрительного анализа и синтеза слова

Уточнение звукобуквенного и слогового состава

Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений

Составление предложений с использованием заданных слов, схематическое отображение предложений

Дифференциация смешиваемых на письме букв (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связных текстах)

Проведение анализа предложений по словам, слогового и звукобуквенного анализа и синтеза с учетом дифференциации смешиваемых на письме букв

У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями русской графики. И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р: и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д. у. з к другие.

Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.

У детей могут быть специфические нарушения, не связанные с письменной речью:

• нарушения зрительного восприятия;

• неточность представлений о форме, величине, цвете;

• недоразвитие зрительной и слуховой памяти, пространственного восприятия и представлений;

• трудности оптического и оптико-пространственного анализа, позволяющего находить сходство и различие в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения;

• неточность тонких движений руки.

Эти нарушения будут влиять на овладение процессом письма. Без специальной коррекционной помощи количество ошибок кинетического характера останется прежним.

Читайте так же:  Правила саймона 5

Неточность в изображении букв может выражаться в следующем:

• в не д списывании элементов букв;

• в добавлении лишних элементов (у буквы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо 3);

• в написании вместо нужного элемента сходного с ним (вместо последнего элемента у буквы к написан последний элемент буквы к);

• а неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.

Неточности в изображении букв у некоторых детей имеют очень устойчивый характер и не исчезают сами по себе, поэтому необходимо проведение коррекции.

Чтобы помочь детям получить положительный результат в коррекционном процессе, активно используются игры. Дети есть дети, игровая деятельность для них — необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.

Предложенные игры можно использовать не только в работе с детьми, у которых имеются письменные нарушения, но и с детьми, имеющими «ошибки роста» (те, которые связаны с неприменением правил, неполным усвоением правил русского языка), а также с обычными детьми для улучшения состояния устной и письменной речи. Применять игры могут не только логопеды школьных логопунктов, но и родители, учителя начальной школы, тифлопедагоги для работы с детьми коррекционных (зрительных) классов. Так как большинство игр рассчитано на читающих детей, примерные возрастные рамки для использования игр — 7-10 лет.

Игра «Цветные слова»

• развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры);

• совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: таблицы на каждого ребенка, а также образцы с цепочкой из цветных геометрических фигур.

1) логопед раздает детям таблицы, предлагает рассмотреть их, обращает внимание детей на то, что в геометрических фигурах прячутся буквы. Дети называют их, выписывают в тетрадь, например, только те, которые прячутся в желтых фигурах;

2) следующим этапом работы является выделение фигур нужного цвета в последовательности, соответствующей схеме.

Например: в образце 4 фигуры — желтый круг, желтый овал, желтый треугольник и оранжевый квадрат. Дети находят в общей таблице эти фигуры, называют буквы, спрятанные в них, из этих букв составляют слово, называют его, при необходимости производят запись в тетрадь.

• закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письменные буквы;

• развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное восприятие;

Оборудование : таблицы, внутри которых расположены поля 10 х 10 клеток, список слов для поиска.

Использование: логопед предлагает детям рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.

В начале работы лучше искать слова с помощью логопеда: он объясняет местонахождение слова с ориентировкой: слева — справа, снизу — сверху. Найдя слово, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).

Игра «Волшебное чтение»

• развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные представления;

• совершенствовать навык чтения;

• формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

• обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснят значения слов.

Оборудование: карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга.

дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней на рисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его, уточнить состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).

Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.

• совершенствовать оптико-пространственные представления (умение быстро ориентироваться по сторонам: слева — справа, вверху — внизу);

• развивать аналитико-синтетическую деятельность (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез).

Оборудование : таблицы с ромбами (вверху, внизу, слева, справа).

Использование: уточнив знания детей о слогах, о влиянии гласных на количество слогов, логопед дает детям инструкцию.

Например: найдите верхний ромб, укажите на букву слева. Найдите правый ромб, в нем назовите букву посередине. Мысленно проговорите полученный слог (или буквосочетание, если это две согласные). Найдите левый ромб, укажите букву снизу, присоедините ее к тому, что получилось ранее. Какое слово у вас получилось? (дети отвечают)

Условия: 1) все слова должны состоять только из 1-го слога. Усложнение содержится во втором варианте — в словах обязательно должен присутствовать мягкий знак; в словах третьего варианта обязательно присутствие гласной 2-го ряда;

2) анализ предложений лучше начинать не с его записи, а со схемы, отражающей структуру этого предложения.

• развивать умение анализировать предложения на слова (определять количество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последовательность слов, находить предлоги (союзы) в предложении);

• закреплять знания о написании предложений (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

Оборудование: игровые карточки «Улитка».

детям раздаются игровые карточки с изображением «улитки», в раковине которой спрятаны предложения. Детям нужно с помощью маркера (или простого карандаша) отделить слова друг от друга, обозначить предложения (расставить заглавные буквы и точки в конце). Далее следует записать предложения (либо схематическим способом, либо обычным).

Игра «Змейка» — усложненный вариант игры «Улитка», количество предложений в «Змейке» увеличено, в ней в большей степени уделяется внимание предлогам, союзам, однородным членам предложения, написанию имен собственных. Материал в «Змейке» подобран с учетом дифференциации сходных по написанию букв.

• совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения;

• развивать умение анализировать предложения на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы);

• совершенствовать умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

Оборудование: «змейки» в прозрачных файлах, маркеры для каждого ребенка.

логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки «змейки». Внутри туловища «змейки», объясняет он, спрятаны предложения, слова в которых соединены между собой. С помощью маркера дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложений (выделяют заглавные буквы в начале предложений, ставят точки в конце предложений), после этого записывают предложения (либо графически — в виде схем, либо обычным способом).

Игра «Путешествие по предложениям»

Цели: развивать оптико-пространственные представления;

• формировать навыки языкового анализа и синтеза;

* активизировать слуховую память.

Оборудование: таблицы с координатами (буквы и цифры сверху и слева), цветные кружки (по 8) для каждого ребенка.

логопед раздает детям игровые таблицы, обращает их внимание на координаты вверху и слева в таблице. Логопед называет детям разные координаты, найдя их пересечения, дети кладут цветные кружки, читают слова, затем из слов составляют предложения. Слова предлагаются в той последовательности, в которой они находятся в предложении. Далее следует запись предложений в тетрадь (или) их схематическое отображение.

В качестве усложнения можно называть слова в предложении, нарушив пос ледовательность слов.

С составленными предложениями можно выполнять разные виды слогового и звукобуквенного анализа, делать запись предложений по памяти.

Читайте так же:  Споры по договорам возмездного оказания услуг

Игра «Загадки времен года»

• совершенствовать зрительное восприятие (умение различать цвета);

• развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (составление предложений из слов, закрепление знаний о предложении, его написании);

• формировать грамматически правильную речь.

Оборудование: таблицы 6×6 клеток, квадраты в которых раскрашены разными цветами радуги и в которых записаны слова.

логопед предлагает детям вспомнить очередность цветовой гаммы радуги, прочитать слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места, поэтому детям необходимо найти место каждого слова в предложении. Составив предложение, дети произносят его и записывают, уточняя, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Игра «Кирпичная стенка»

• закреплять знания о предложении, его правильном написании;

• развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (способствовать анализу предложений по словам);

• совершенствовать оптико-пространственные представления;

• способствовать развитию грамматически правильной речи.

Оборудование: игровые карточки «Кирпичная стенка».

получив игровую карточку, дети узнают, что неумелый строитель заложил все окна в доме кирпичами, отсюда задание: разбить кирпичи на окнах. Это, можно сделать, оставив предложения (одно, два или три), при этом на кирпичах не должно остаться ни одного слова.

Данная игра имеет два варианта. В первом варианте игры слова даются с правильными окончаниями, во втором варианте — слова используются в исходной форме.

Логопед обращает внимание детей на слово, написанное с заглавной буквы (оно должно быть в начале предложения), и точку (это конец предложения).

• развивать навыки слогового анализа и синтеза;

• формировать умение анализировать предложение по словам;

• совершенствовать оптико-пространственные представления детей;

• закреплять навык чтения слогов и слов.

Оборудование: карточки со слогами, соединенными линиями (слоги образуют слова).

Использование: данная игра имеет два варианта: в первом варианте зашифрованы слова, во втором варианте — текст загадки.

Вариант 1. На стенд выставляется карточка, на которой слоги соединены между собой линиями. Ориентируясь на эти линии, дети выписывают в тетрадь или на доску слоги. Из этих слогов образуют слова, отделяя их друг от друга (с помощью вертикальных линий).

Вариант 2. Аналогичная работа, но из полученных слов дети получают предложение <текст загадки), записывают текст загадки и ответ на нее.

• формировать навыки слогового анализа и синтеза;

• развивать оптико-пространственные представления;

• закреплять письменный навык и улучшать двигательные способности кисти руки.

Оборудование: карточки- рамки с сотами (прорезями) для каждого ребенка.

Использование: логопед раздает детям «соты» (уточняет значение этого слова), далее дети рассматривают их, выясняют, что под каждым окошком стоит число.

Логопед называет слова. Дети выделяют из названного слова заданный слог (например, первый) и вписывают его в окошко сот.

Данная игра имеет два варианта.

Вариант 1. Дети составляют слова из слогов в сотах (слова идут друг за другом).

Вариант 2. Дети составляют слова, используя слоги в сотах.

Игра «Сложные слова»

• закреплять знания о сложных словах;

• формировать навык чтения и оптико-пространственные представления;

Оборудование: таблицы-лабиринты со сложными словами, список слов для поиска.

каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать записанные внутри таблицы-лабиринта сложные слова.

Дети вспоминают (с помощью логопеда), что они знают о правописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без показа списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверл с тем, что они нашли в таблице-лабиринте.

Читая слова, дети определяют их лексическое значение, пытаясь осознать с помощью корней слова.

Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные называют все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова.

• закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах;

• совершенствовать навык чтения и аналитико-синтетическую деятельнос ть

• закреплять знания о частях слова, правописании безударных гласных (в числе и в корне слова).

Оборудование: карточки с родственными (однокоренными) словами, записанными без пусков.

детям выдается игровая карточка. Логопед обращает внимание детей на то, что первое слово в карточке выделено жирным шрифтом, к нему подобраны слова, которые являются для него родственными, однокоренными, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга, записать их в тетрадь. В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав, составные части (приставку, корень, суффикс и окончание).

В качестве варианта использования игры логопед может предложить составить предложения с заданными словами, уточнить правописание безударных гласных в корне слова и подобрать проверочные слова.

nsportal.ru

Колесникова — От конспекта к диссертации

ОТ КОНСПЕКТА К ДИССЕРТАЦИИ

по развитию навыков письменной речи

Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука»

ÓÄÊ 800/801 ÁÁÊ 81.2Ð

От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 288 с.

ISBN 5 02 002770 7 (Наука)

Учебное пособие развивает умение создавать собственные и вторичные на учные тексты (тезисы, конспект, аннотация, реферат, курсовая и дипломная работы, диссертация). Автор предлагает систему заданий, направленных на практическое овладение этими жанрами научной речи.

Для студентов, аспирантов и преподавателей.

ISBN 5 89349 162 9 (Флинта)

© Н.И. Колесникова, 2002

Для студента любого вуза научная речь является не только средством овладения определенной информацией, но и сред ством ее реализации в конкретных видах учебной деятельности: при написании контрольных и курсовых работ, в докладах и выступлениях на семинарах, коллоквиумах, конференциях, дискуссиях и т.п.

Сегодня, когда в вузовских программах увеличивается чис ло часов на самостоятельную работу, навыки устного и письмен ного реферирования становятся просто необходимыми. Однако, как показывает практика, именно эти навыки и не сформирова ны даже у студентов старших курсов. Выполнив расчетную и экспериментальную части исследовательской работы, студент зачастую не может стилистически грамотно написать к ней объяснительную записку и кратко в устной форме изложить ее содержание.

Цель данного пособия — познакомить учащихся с особенно стями языка научной литературы, со структурой научного про изведения, с правилами цитирования и оформления библиогра фии, развить умения аннотирования и реферирования научной литературы, подготовить к написанию собственного текста. Предлагаемое пособие является частью курса «Научная речь», адресованного студентам нефилологам. Оно построено на мате риале научно популярных текстов, что мотивировано, с одной стороны, многопрофильностью понятия «студент нефилолог», с другой стороны, — тем, что научно популярное изложение принципиально не отличается от собственно научного, сохраняя все его основные особенности. Важной чертой научно популяр ных текстов является и то, что в них, в отличие от специаль ных текстов, «компетентны» и преподаватель, и студенты. Спе циализация учащихся учитывается при выполнении домашних

заданий, ориентированных на работу с учебно научными и соб ственно научными текстами.

Читайте так же:  Приказ по штабной тренировке

Некоторое дублирование заданий, направленных на работу с текстами, методически оправданно, так как в зависимости от подготовленности аудитории позволяет:

1) учащемуся — выбрать интересный для себя текст;

2) преподавателю — закрепить пройденный материал, исполь зовать текст для самостоятельной или контрольной работы.

Большое количество вариантов в ряде заданий (в том числе на цитирование и трансформацию заголовков) также предостав ляет учащимся и преподавателям возможность выбора. Книга снабжена словарем минимумом (приложение 1) и перечнем не которых греческих и латинских словообразовательных элемен тов (приложение 2).

Приведена программа курса «Научная речь», представлен ная в виде схем и таблиц (приложение 3).

Итоговой формой контроля является тестирование (прило жение 4).

Самооценка достижений учащихся в процессе прохождения курса проводится с помощью анкетирования (приложение 5).

▲ — постановка проблемы, введение теории

— теоретический материал для усвоения

NB! — особенно важная информация или особенно важный теоретический материал

— правописание слов, требующих запоминания

* — значение слов указано в словаре пособия

— к заданию есть ключ в конце раздела

? ? ? — что ВЫ думаете по этому поводу?

Обращаться с языком кое как — значит и мыслить кое как: неточно, приблизительно, неверно.

▲ У вас в руках книга, которая адресована студентам, магист рантам и аспирантам — словом, тем, кому не раз приходилось писать подробный конспект, тезисы, составлять план, готовить доклад и реферат. И, конечно, выполнить такую работу было сложно, потому что в школе этому, к сожалению, не научили.

Данное пособие поможет вам справляться с такими задачами. Теоретический материал вводится в пособие постепенно и со провождается практическими заданиями. Поэтому, для того что бы успешно достичь цели — научиться писать реферат и курсо вую работу (а в будущем — научную статью и диссертацию), вам

необходимо выполнить все предложенные в пособии задания.

I. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

1 . Как и полагается, мы начинаем с повторения пройденного матери ала. В школе вы, конечно, изучали стилистику — один из разде лов современного русского литературного языка. Давайте прочита ем текст и вспомним некоторые определения.

Термин «стилистика» происходит от слова «стиль» (stylos): так древние греки называли заостренную палочку для письма на восковых дощечках. В дальнейшем слово стиль приобрело значение «почерк», а позднее — «манера», «способ», «особенно сти речи».

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (1990) слово СТИЛЬ и родственные с ним слова определяются так.

СТИЛЬ 1 — 1. Совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающие собой единство какого н. направления в творчестве. На циональный С. в живописи. Архитектурные стили .

2. Метод, совокупность приемов какой н. работы, деятель ности, поведения. С. в работе, С. руководства. С. плава ния. С. — это человек (посл.).

3. Совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог. Стили художествен ной литературы. С. Пушкина. Публицистический с. Вы со кий с. В стиле кого чего, в знач. предлога с род. п . — в духе кого чего н., сходно с кем чем н., соответственно кому чему н. Действовать в стиле своего учителя. || прил.

стилевой (к 1 и 3 знач.) и стилистический (к 3 знач.). Сти листический прием. Стилевые категории.

2. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (1990) есть еще одно слово СТИЛЬ 2 . Вы его хорошо знаете. Вспомните, что оно оз начает?

3 . Прочитайте высказывание М.В. Ломоносова о русском языке и ска жите, к какому из значений слова «стиль» оно может служить ил люстрацией.

Язык, которым Российская держава великой частью света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, кра соту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком — с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить при лично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, ко нечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными гово рить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальян ского, сверх того, богатство и сильную в изображениях крат кость греческого и латинского языка.

4. Сопоставьте все значения слова «стиль» и скажите, что их объединяет.

5. Остановимся на одном из функциональных стилей — стиле научном. Но что означает слово «функциональный»?

обуслОвлен, обуслОвливать, обуслОвливающий

▲ Что же понимают под функциональными стилями и каковы принципы их выделения?

Язык как явление социальное выполняет различные функ ции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельно сти. К важнейшим общественным функциям языка относятся следующие: 1) общение, 2) сообщение, 3) воздействие. Для реа лизации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико фразеологических * , частично и синтаксических * , средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновид ности называются функциональными стилями ( Розенталь Д.Э.,

Функциональный стиль — разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально зна чимой сфере общественно речевой практики людей и особеннос ти которой обусловлены особенностями общения в данной сфере (Лингвистический энциклопедический словарь, 1990. — С. 567).

6 . Прочитайте текст и скажите, какие функциональные стили выде ляются в современном русском языке.

Функциональные стили современного русского литературного языка

Греческий мудрец Платон считал, что речь может быть пяти родов: политическая , когда ведут дела в народном собрании; ри, торическая , когда говорят ораторы; просторечная , когда говорят между собой в быту простые люди; диалектическая, когда ведут беседу в форме вопросов и ответов. К пятому же роду речи — де, ловой — Платон относил язык, на котором ремесленники гово рят между собой о своем ремесле.

На вопрос, сколько же стилей в современном русском лите ратурном языке, ученые отвечают по разному. Большинство ис следователей считает, что в современном русском литературном языке существует пять функциональных стилей: разговорный ( или разговорно,бытовой), научный, официально,деловой, публи, цистический и стиль художественной литературы. В последнее время стали говорить об информативном или рекламном стиле.

Основная форма речи в научном, официально деловом и ху дожественном стилях — письменная, в публицистическом и разговорном стилях — устная.

Типичным видом речи научного, официально делового и пуб лицистического стилей является монолог, разговорного — диалог и полилог, художественного — монолог, диалог и полилог.

Тип речи в научном стиле — нейтральный, в официально де ловом — констатирующий и императивный * , в публицистичес ком и художественном — обусловленный эстетической задачей, в разговорном — обусловленный ситуативно.

Функциональные стили не образуют замкнутых систем. Они создаются на основе словарного фонда и грамматического строя русского языка. К ним предъявляются единые общеобязательные требования: всякое высказывание должно быть не только пра

studfiles.net


Обсуждение закрыто.