Последствия налогов и субсидий

Последствия налогов и субсидий

Влияние налогов и субсидий на рыночное равновесие

Изменения параметров рыночного равновесия государством могут происходить и с помощью налогового регулювашия и субсидий.

Главным инструментом влияния государства на экономическую активность являются налоги. Налоговая система используется для перераспределения доходов. Она сокращает личное потребление или инвестиции, освобождает ресурсы для общественных целей. Налогом могут облагаться как покупатели, так и продавцы товаров и услуг. Основную группу налогов составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги платятся непосредственно из доходов налогоплательщиков. Косвенные налоги включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителями при покупке товара. Прямые подоходные налоги сокращают доходы потребителей, их изменение сдвигает кривую спроса. Косвенные налоги на товары и услуги, наиболее распространенными из которых являются акциз и пошлины, уменьшают доходность продавцов и смещают кривую предложения.

Рассмотрим общий механизм влияния косвенных налогов на рыночную ривноваиу на примере производителей, так как именно они наиболее существенно влияют на уровень цены. Производители рассматривают налоги как дополнительные издержки производства, что при прочих равных условиях означает сокращение предложения, которое вызывает смещение кривой предложения влево на величину налога. Смещение кривой предложения зависит не только от величины налога, но и от способа его взыскания. Налог может взиматься, как правило, по твердым ставкам с единицы товара (акцизный сбор в Украине), или как процент к цене товара (налог на добавленную стоимость).

Сначала рассмотрим, каким образом реагирует кривая предложения при установлении налога по твердой ставке. Кривая предложения смешивается параллельно слева на величину налога (77) по вертикали, и, как результат, происходит смещение точки равновесия с Ро до Р (график 4-15).

Новая равновесная цена (Цп) будет выше предыдущей (Цп> Цо)%, а объем продаж снизится с Ко к К. Следовательно, можно сделать вывод, что косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижение объема продаж.

Понятно, что косвенный налог не выгодно для потребителей без него они могли бы купить больше, по более низкой цене (равновесие Ро и рыночная цена Цо). Или выгодно налог для производителя? Производитель включая налог в цену товара, продает его и отдает налог государству. Рассмотрим еще раз график и мы увидим, что косвенные налоги снижают выручка производителя. Если сравнить величину выручки производителя, когда нет косвенного налога (площадь ОЦоРоКо), и выручка производителя, который он после уплаты налога (площадь ОЦпРК), то очевидно снижение выручки. Площадь прямоугольника ЦпрПпРА определяет сумму

налоговых поступлений, уплачиваемая государству. Общая сумма налога (С + В) определяется величиной налога, умножено на объем реализации (/ Си).

Рассмотрим влияние процентного налога, который является зависимым от цены (стоимости) товара (график 4-16). Это влияние является особенным. Особенность его заключается в способе перемещения кривой предложения. Она также смещается слева, потому оплата налога приводит к росту издержек производства, но это уже будет «непараллельных» сдвиг кривой приюзиции. В этом случае меняется и точка пересечения кривой предложения с соответствующей осью, и угол ее наклона, поскольку имеет место непропорциональный рост уровней цен для разных объемов продукции — меньше для цен, соответствующих меньшим объемам предложения, больше — для цен, соответствующих большим объемам предложения (график 4-16).

В тех случаях, когда рыночное равновесие не обеспечивает достаточный (с точки зрения правительства) объем предложения какого-либо товара, правительство может стимулировать предложение путем денежных платежей (субсидирования), выплачиваемых производителям за изготовлен товар. Субсидия позволяет производить больше продукции и продавать ее по более низкой цене, чем в субсидии. Поэтому кривая предложения будет смещаться вправо на величину предоставленной субсидии по вертикали (графики 4-17), Субсидии считаются «налогом наоборот», они по-

крившоть часть расходов производителя. Достаточно часто субсидирование проводится в сельском хозяйстве, в сферах транспорта, образования, здравоохранения и тому подобное.

В микроекономичиому анализе влияния налогов и субсидий на рыночное равновесие чрезвычайно важную роль играет теория эластичности, которую следует принимать во внимание для определения экономической политики фирмы

и правительства. Эта теория учитывается правительством во время выбора подакцизных товаров. Существует правило, согласно которому, чем несластичнишим есть спрос и предложение, тем меньше будет снижение объема производства, возникает в результате внедрения косвенного налога. Более пригодны для такого налогообложения отрасли, где товары являются несластичнимы за спросом и предложением, чем отрасли, в которых производятся товары и услуги, которые характеризуются высоким уровнем ценовой эластичности спроса и предложения.

От эластичности спроса и предложения зависит распределение налога между потребителями и продавцами. Основное бремя налога всегда платит более неэластичная сторона рынка.

Эластичность спроса и предложения также влияет и на субсидии. Существует правило, согласно которому большую выгоду от правительственных субсидий получит менее эластичная сторона рыночных отношений.

Следовательно, распределение выгод от субсидий между потребителями и производителями, так же, как и распределение налогового бремени, определяется относительной эластичностью спроса и предложения.

studbooks.net

Влияние налогов и субсидий на рыночное равновесие. Графическое изображение налогового бремени.

Графически эту ситуацию можно представить следующим образом. В результате введения нового налога или увеличения процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения S1 переместится влево и вверх на величину налога T, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения Е1 вплоть до пересечения с новой кривой предложения S2, т. е. в точку Е2. В результате на рьшке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q1 до Q2 а цена возрастет с Р1 до Р2 (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Последствия введения налога.

Несмотря на то что формально налог в государственный бюджет вносит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих товары, облагаемые налогом.

Таким образом, отрицательный эффект увеличения налогов – общее снижение производства товаров и уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания.

Читайте так же:  Пленум вс рф об осаго от 2018

Смещение кривых спроса и предложения на величину субсидии G будет противоположно их смещению при налогообложении.

Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к смещению кривой предложения вниз на величину G (рис. 4.5), что приведет к увеличению равновесного количества товара с Q1 до Q2 и одновременно к снижению равновесной цены с Р1 до Р2.

Рис. 4.5. Последствия введения субсидий.

Если же субсидию получит покупатель, то на величину G переместится кривая спроса, а не кривая предложения.

studopedia.ru

9.5 Регулирование рынка с помощью налогов и субсидий

Налогообложение

Рассмотрим влияние различных видов налогов на рыночное равновесие. В микроэкономике важно разделение налогов на фиксированные (аккордные) и количественные.

Фиксированный (аккордный) – налог, взимаемый в виде фиксированной суммы (Тх=const). Пример данного налога – плата за лицензию.

Главное свойство аккордных налогов заключается в том, что они не изменяют кривые спроса и предложения, но при этом уменьшают прибыль фирм (если введены на фирму) или благосостояние потребителя (если введены на потребителя).

Количественный – налог, сумма которого зависит от размера налогооблагаемой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения). Внутри данной группы налогов нас будут интересовать два вида: потоварный и стоимостной.

    Потоварный – налог, сумма которого зависит от размера выпуска. Налоговая ставка (t) указывает, какая сумма должна быть уплачена государству с каждой единицы объема продаж. Общая сумма налоговых сборов равна: Tx = tQ. Пример – специфические акцизы (акцизы с твердыми налоговыми ставками в виде абсолютной суммы на единицу измерения, например, акцизы на спиртосодержащую продукцию, бензин и автомобили).

  • Стоимостной – налог, сумма которого зависит от стоимости реализации. Налоговая ставка (t) указывает, какая доля стоимости реализации должна быть уплачена государству в виде налога. Внутри данной группы налогов также выделяют два вида в зависимости от того, цена потребителя (Pd) или производителя (Ps) используется при расчете стоимости реализации. Примером первого варианта могут служить адвалорные акцизы, второго – НДС и налог с продаж.
  • 9.5.1. Последствия применения потоварного налога

    Допустим, государство установило налог на производителя в размере t руб./ед., кривая спроса описывается уравнением Qd = a – b * Pd , а кривая предложения Qs = c + d * Ps. Данные уравнения соответствую прямым линиям спроса и предложения, которые изображены на графике ниже.

    Для того, чтобы оценить, как введение потоварного налога скажется на рыночном равновесии, предлагается выразить функцию цены от количества P(Q) для предложения:

    Вспомним, что кривая предложения показывает минимальную цену, по которой производитель готов предложить определенное количество товара (это называется величиной предложения) на рынок. При введении потоварного налога в размере t денежных единиц за каждый предлагаемый товар, минимальная цена производителя увеличится на величину данного налога. В результате вся кривая предложения смещается вверх на величину t, что соответствует новой функции предложения:

    Выразив обратно функцию Q(P), мы получим выражение:

    Таким образом, потоварный налог, уплачиваемый производителем, уменьшает предложение, и сдвигает кривую предложения влево-вверх.

    Исходная точка рыночного равновесия с координатами (Р * , Q * ) была получена в результате пересечения первоначальных кривых спроса D и предложения S. В результате налогообложения объем продаж сокращается. Цена, уплачиваемая потребителем (Pd), возрастает относительно первоначальной равновесной рыночной цены, а цена, получаемая производителем (Ps), – опускается. Таким образом, налоговая ставка как бы распределяется между потребителем и производителем, независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог. Пропорция распределения определяется наклонами кривых: чем положе выглядит кривая, тем меньшая доля налога приходится на соответствующего экономического агента. Например, доля налога, уплачиваемая потребителем, будет тем ниже, чем:

  • положе кривая спроса;
  • круче кривая предложения.
  • 9.5.2. Субсидирование (выплата трансфертов)

    Любая субсидия может быть рассмотрена как соответствующий налог, но с отрицательным значением ставки. Поэтому введение потоварной субсидии фирме означает увеличение предложения (смещение кривой предложение вправо-вниз), а введение потоварной субсидии потребителю означает увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо-вверх).

    n2tutor.ru

    Государственное регулирование рыночных процессов с помощью налогов и субсидий

    Вмешательство внешних сил в действие закона спроса и предложения может влиять на сформировавшееся рыночное равновесие. Одним из рычагов регулирования рыночной системы, не нарушающим закона спроса и предложения, являются налоги. Они не изменяют условий протекания рыночных процессов и не ограничивают свободы действий рыночных субъектов. Однако как потребители, так и производители товаров воспринимают увеличение налогов крайне отрицательно, поскольку любой налог, прямой или косвенный, непременно включается в цену продаваемого товара. Рост цены, неизбежно следующий за увеличением налога, вызывает снижение как потребительских покупок, так и предложения товаров, облагаемых налогом.

    Графически эту ситуацию можно представить следующим образом. В результате введения нового налога или увеличивая процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения ^ переместится влево и вверх на величину налога7*, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения, вплоть до пересечения с новой кривой предложения. т. е. в точку Е2. В результате на рынке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с до £>2, а цена возрастет сР< до Р2 (рис. 4.4).

    Рис. 4.4. Последствия введения налога

    Таким образом, отрицательный эффект увеличения налогов — общее снижение производства товаров и уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания.

    Противоположный результат достигается при предоставлении субсидии (их можно рассматривать как отрицательные налоги) как покупателю, так и продавцу.

    Смещение кривых спроса и предложения па величину субсидии (7 будет противоположно их смещению при налогообложении.

    Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к смещению кривой предложения вниз на величину й (рис. 4.5), что приведет к увеличению равновесного количества товара с £>, до Я2 и одновременно к снижению равновесной цены с Рх до Р2.

    рис. 4.5. Последствия введения субсидий

    Если же субсидию получит покупатель, то на величину С переместится кривая спроса, а не кривая предложения.

    Влияние государства на рыночные процессы с помощью регулирования цен

    Равновесные цены, установившиеся на рынке на определенный момент, в силу разных обстоятельств не всегда устраивают общество.

    В этом случае государство может устанавливать фиксированные цены, которые могут быть как ниже, так и выше равновесных рыночных цен.

    Причинами такого вмешательства обычно выступают социальные проблемы — неравенство в доходах, низкий уровень жизни населения, ограниченный доступ к потребительским благам и т. п. Поэтому чаще всего государственное вмешательство в рыночное ценообразование сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения.

    Читайте так же:  Налог на прибыль 2018 г

    Последствия контроля над ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный эффект как в социальной, так и экономической сфере. Контроль над ценами приводит к сокращению производства, нехватке товаров, товарному дефициту. Покупатели такого «регулируемого» товара сталкиваются с нормированием его распределения теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки и др.

    Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по более высоким ценам и, соответственно, становятся еще более недоступными для социально незащищенных групп населения. Кроме того, теневые структуры, не платя налоги государству, реально сокращают возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, таким образом, число неплатежных граждан будет увеличиваться.

    С другой стороны, продавцы, не удовлетворенные низкой государственной ценой, готовы пойти на дополнительные издержки по производству дефицитного товара и обеспечить необходимую поддержку властей (подкуп государственных служащих, работников правоохранительных органов и т. д.), что в свою очередь способствует развитию теневой экономики.

    studme.org

    2.5 Государство и рынок: налоги, субсидии и контроль цен

    Косвенные налоги и распределение налогового бремени.

    Государство использует налоги для финансирования поставок тех благ, которые рынок либо не в состоянии обеспечить, либо обеспечивает их не в оптимальном объеме, а также для поддержки тех, кто по независящим от них причинам не может выжить за счет продаж товаров или факторов производства.

    В составе налогов выделяют прямые налоги и косвенные налоги.

    Прямые налоги – это такие налоги, которые уплачиваются непосредственно из доходов граждан.

    Косвенные налоги – это такие налоги, которыми облагаются расходы на товары.

    Одной из разновидностей косвенных налогов являются потоварные налоги.

    Потоварные налоги – это такие налоги, которые устанавливаются в фиксированном абсолютном размере на единицу продукции.

    К потоварным налогам относятся, например, налоги с продаж, которые до недавнего времени активно вводились на уровне субъектов Российской Федерации. К особой категории потоварных налогов относятся, например, акцизные налоги.

    Акцизные налоги – это такие налоги, которые государство вводит на товары с низкой ценовой эластичностью.

    В эту категорию практически всегда попадают вино-водочные и табачные изделия. В России их роль в налоговой системе существенно выросла по сравнению с началом 90-х годов. Особо это стало заметно после налоговой реформы 2000 г. (см. вставку 2.4).

    Посмотрим далее воздействие налогов на товарный рынок на примере потоварных налогов. Введение потоварного налога сдвигает влево кривую предложения из положения S в положение St (см. рис. 2.17).

    Рис. 2.17. Влияние потоварного налога на равновесие.

    Вертикальное расстояние между S и St составляет как раз величину потоварного налога с единицы товара или, что то же самое, налоговой ставки (t). В результате его введения цена равновесия повышается с Pе до , а предложение сокращается с Qe до Q (см. вставку 2.5). Заметим однако, что цена товара вырастает не на величину потоварной налоговой ставки (t), а на меньшую величину. Это обусловлено тем, что кривая спроса имеет отрицательный наклон.

    Введение потоварного налога порождает налоговое бремя (обозначим его, в отличие от налоговой ставки, большой латинской буквой T).

    Налоговое бремя есть общая величина уплачиваемого налога.

    На рис. 2.17 оно представлено прямоугольником Еtb. Интерес для экономистов и политиков представляет распределение налогового бремени.

    Распределение налогового бремени есть его разделение между покупателем и продавцом.

    Если взять потоварную налоговую ставку, то покупатель выплачивает ту ее часть, которая равна разнице между равновесной ценой с учетом потоварного налога и равновесной ценой без такового ( — Pе). Продавец же выплачивает ту ее часть, на которую она превышает указанную разницу, то есть t – ( — Pе). На рис. 2.17 доля продавца в потоварной налоговой ставке представлена расстоянием между Pе и . есть цена, по которой продавец реализует товар после введения потоварной налоговой ставки. Как видно из рис. 2.17, она ниже цены равновесия до введения потоварного налога ( QD) и появляются чистые потери общества (bEc).

    Верхняя граница цены (так называемый «ценовой потолок») также используется государством в качестве метода регулирования рыночного ценообразования.

    Верхняя граница цены – устанавливаемый государством максимальный уровень цены, выше которого продавцы не имеют права ее поднимать.

    Если верхняя граница цены (Pf) оказывается ниже равновесной рыночной цены (Pе), то неизбежно возникает дефицит (рис. 2.21). Спрос (QD) значительно превышает предложение (QS). Этот разрыв и составляет устойчивый дефицит. Чистые потери общества представлены треугольником аbE.

    Рис. 2.21. Верхняя граница цены ниже цены равновесия.

    Последствиями политики «потолка цен» являются:

    а) Неудовлетворенный спрос покупателей (на рис. 2.21 его суммарную величину представляет прямоугольник QSacQD). Это денежные средства, которые не могут «найти» товар.

    б) Распределение по принципу «первый пришел – первый получил», а следовательно, очереди и большие затраты времени на приобретение нужного товара. В такой ситуации выигрывают те из потребителей, у кого наиболее низкая альтернативная стоимость времени, например, часть пенсионеров.

    в) Нормирование, то есть такая ситуация, когда государственные органы определяют, какое количество товара может приобретать потребитель за определенный период времени. Одна из форм нормирования – так называемая «карточная система». В России при социализме она практически всегда имела место в тех или иных формах, в тех или иных регионах страны.

    г) Черный рынок, то есть торговля дефицитной продукцией по складывающейся при таких условиях равновесной цене в нарушение государственных регламентаций. Если представить, что вся предлагаемая продукция идет на черный рынок, то на нем установится равновесная цена Рb (рис. 2.21). Как видно, она значительно превышает не только установленную государством цену (Pf), но и цену свободного рынка (Pе), которая сложилась бы при отсутствии государственного контроля за ценами. При этом весь прямоугольник РbbаPf есть чистая выручка продавцов на черном рынке. Они, как правило, делятся ею с теми официальными лицами, которым государство поручает контроль за соблюдением государственных цен и нормирования. Отсюда коррупция проникает во все поры государственного механизма.

    д) Снижение качества и сокращение ассортимента предлагаемой продукции — естественный ответ производителя на запрет продавать ее по свободным рыночным ценам. Таким образом он стремится уложить свои затраты в искусственно заниженную государством цену. В длительном временном периоде он либо нуждается в дотациях, либо его производство разрушается в силу невозможности обновлять оборудование из-за отсутствия достаточной выручки от продаваемой продукции. К этой стороне вопроса мы вернемся в главе 5, говоря о проблемах ценового регулирования так называемых «естественных монополистов».

    Читайте так же:  Приказ о денежном довольствии 195

    Большинство граждан России еще хорошо помнят все перечисленные здесь последствия государственного ограничения цен. Для тех же, кто только слышал об этом, приводим репортаж из современной Белоруссии (см. вставку 2.6). В ней же вы увидите, что и Россия не свободна от покушений властей на свободное ценообразование.

    Закон спроса отражает тот факт, что с ростом цены товара спрос на него падает, а при снижении цены товара он растет. Это закон объясняется действием эффектов замены и дохода.

    Соотношение между ценой товара и спросом на него может быть представлено как в табличной форме, так и графически, в виде кривой спроса. Колебания в цене товара приводят к изменениям величины спроса, выражающимся в движении по кривой спроса.

    Функция спроса показывает влияние на него как реальной цены данного товара, так и так называемых «неценовых факторов» (цен товаров-заменителей и дополняющих товаров, доходов потребителей, их вкусов и ожиданий изменения цены товара). Влияние «неценовых факторов» приводит к изменениям в спросе, выражающимся в сдвигах кривой спроса.

    С ростом цены товара его предложение, как правило, увеличивается, а при снижении цены – сокращается. Это обусловлено тем, что рост цены позволяет покрывать растущие издержки производства дополнительных количеств товара и у производителя появляется интерес изменить структуру производства в пользу товара с растущей ценой за счет сокращения производства других, менее выгодных товаров.

    Соотношение между ценой товара и его предложением может быть представлено как в табличной форме, так и графически, в виде кривой предложения. Колебания в цене товара приводят к изменениям величины предложения, выражающимся в движении по кривой предложения.

    Функция предложения показывает влияние на него как реальной цены данного товара, так и «неценовых факторов» (издержек производства товара, выгодности товаров-заменителей и дополняющих товаров, непредсказуемых событий и ожидаемой цены данного товара). Влияние «неценовых факторов» приводит к изменениям в предложении, выражающимся в сдвигах кривой предложения.

    При превышении спроса над предложением на рынке возникает дефицит, который при свободном движении цен ведет к росту цены товара. При превышении предложения над спросом на рынке возникает избыток, который при свободном движении цен ведет к снижению цены товара. В итоге цена уравновешивает спрос и предложение.

    Равновесная цена ведет к так называемому «расчищению рынка» – ситуации, когда спрос равен предложению, нет ни дефицита, ни избытка.

    Сдвиг кривой спроса или предложения ведет либо к дефициту или избытку. Однако тогда цена либо растет, либо падает до тех пор, пока она не определит новую равновесную ситуацию на рынке.

    Эластичность есть мера реакции спроса или предложения на изменения одной из их детерминант. Она определяется как соотношение процентного изменения спроса или предложения, с одной стороны, к процентному изменению соответствующей детерминанты, — с другой.

    Ценовая эластичность спроса измеряет реакцию спроса на изменение цены. Поскольку кривые спроса имеют отрицательный наклон, ценовая эластичность спроса отрицательная. Если эластичность спроса больше единицы (по абсолютной величине), то спрос называется эластичным, если меньше – неэластичным.

    Спрос на товар будет тем более эластичным, чем больше у него товаров-заменителей, чем большая доля дохода тратится на данный товар и чем больше времени проходит после изменения в цене.

    Обычно кривая спроса имеет различную эластичность в различных своих точках. Эластичность может быть измерена как между двумя точками на кривой, так и в точке на кривой. В первом случае речь идет о дуговой эластичности, во втором – о точечной.

    Когда спрос эластичный, тогда рост цены ведет к снижению расходов покупателя на данное благо, когда неэластичный, тогда рост цены ведет к увеличению расходов покупателя на данное благо. В том же направлении меняется и выручка продавца.

    Ценовая эластичность предложения измеряет реакцию предложения на изменение в цене. Поскольку кривые предложения имеют, как правило, положительный наклон, то ее значения – положительны. Предложение тем более эластично, чем меньше прирост издержек на дополнительную единицу продукции и чем длиннее временной период.

    Эластичность спроса по доходу измеряет реакцию спроса на изменение в доходе. Для нормальных благ она принимает положительные значения, для низших – отрицательные. Эластичность спроса по доходу тем выше, чем ближе благо к предметам роскоши и чем медленнее насыщается спрос по мере наращивания потребления.

    Перекрестная эластичность споса измеряет реакцию спроса на один товар на измение цены другого товара. Для товаров заменителей она принимает положительные значения, для дополняющих товаров – отрицательные. Перекрестная эластичность тем выше, чем в большей степени товары являются взаимозаменяющими или взаимодополняющими.

    Государство влияет на работу рынка через налоги, субсидии, регулирование цен. Налоги бывают прямыми и косвенными. Одной из разновидностей косвенных налогов являются потоварные налоги, в частности, акцизы.

    Если государство вводит потоварный налог, то это ведет к сокращению предложения, повышению цены покупки для потребителей и снижению продажной цены для поставщиков. Распределение налогового бремени между поставщиками и потребителями зависит от ценовой эластичности спроса и предложения налогооблагаемого товара.

    Налоговое бремя для потребителей будет тем выше, а для поставщиков тем ниже, чем ниже эластичность спроса и выше эластичность предложения налогооблагаемого товара. Суммарные налоговые поступления государства будут тем выше, чем менее эластичны спрос и предложение.

    Потоварные субсидии имеют обратный эффект по сравнению с потоварными налогами. Предложение расширяется, цена поставщика возрастает, а цена для покупателя падает.

    Равенство потоварной субсидии потоварной налоговой ставки не обеспечивает равенства сумм налоговых поступлений и субсидий. Последняя оказывается выше. Казне требуется изыскать дополнительные средства для выплаты субсидии.

    Субсидии оказывают дестимулирующее воздействие на производителей, порождают дорогостоящее соревнование за их получение, подрывают конкуренцию. В то же время субсидии на товары первой необходимости могут смягчить неравенство.

    Государство может устанавливать минимальные или максимальные цены. Если минимальная цена устанавливается на уровне выше равновесного, то в результате появляется избыток товара. Если максимальная цена устанавлвается на уровне ниже равновесного, то в результате появляется нехватка товара.

    Максимальные цены часто порождают очереди, нормирование отпуска товаров, черный рынок, содействуют распространению коррупции.

    www.uamconsult.com


    Обсуждение закрыто.