Поправки о законе о партиях

Поправки о законе о партиях

Закон о политических партиях

Для современной государственно-правовой системы Российской Федерации характерна многопартийность. Учитывая этот факт, решение о принятии закона о политических партиях было также обусловлено и потребностью в более точном определении значения политики в совокупности с гражданскими общественными институтами. Учитывая стремительные изменения в правовой сфере, количественного роста в государственной партийности, появилась необходимость в создании нового закона.

Описание федерального закона о политических партиях

Принятый Государственной Думой 21 июня 2001 года, одобренный Советом Федерации 29 июня того же года Федеральный Закон «О политических партиях» N 95-ФЗ регламентирует тождественность всех партий перед законом. При этом их идеологии и целенаправленность значения не имеют.

Право, предусмотренное ФЗ «О Политических Партиях», позволяет добровольно вступать или воздерживаться от вступления в политические партии, создавать и участвовать в их непосредственной деятельности. В выборе направленности общественного объединения, гражданин руководствуется исключительно своими интересами и идеологией.

Одной из основных задач действующего закона 95-ФЗ является регулирование социальных отношений, возникающих в процессе осуществления гражданами их конституционного права на организацию политических движений. Важно обеспечить юридическую и социальную безопасность в условиях разницы в политических взглядах и чаяний в социуме.

Современное законодательство гласит, что политическая партия создаётся свободно, на добровольных началах. Любое давление со стороны федеральных и управленческих органов на её основателей рассматривается как неправомерное.

В статье 3 рассматриваемого закона даётся чёткое разъяснение внутренней структуры политической партии. Согласно тексту второй части статьи, она должна соответствовать следующим критериям:

  • Региональные отделения каждой должны базироваться минимум в половине субъектов Российской Федерации. В каждом из городов может быть только один филиал конкретной общественной организации.
  • Минимальное количество членов подобного объединения должно составлять 500 человек.
    Штаб руководства и все региональные представительства политической партии находятся на территории Российской Федерации.
  • Партийная эмблема должна отличаться от символики РФ и других государств. Все совпадения в данном случае исключены. В качестве личной символики не может быть использовано изображение, носящее оскорбительный или угрожающий характер по отношению к государству и его гражданам. Также при использовании того или иного изображения не должны нарушаться авторские права (ст. 7, ч. 1-3).

При соблюдении всех указанных выше условий и при соответствующем решении, принятом на учредительном съезде, политическая партия считается созданной. Необходимо уточнить, что любое партийное решение принимается на основании подавляющего большинства голосов политиков, представляющих по меньшей мере половину территориальных субъектов Российской Федерации.

Новое социально-политическое объединение заносится в государственный реестр, как юридическое лицо. С этого момента им могут свершаться предусмотренные пропагандистские и информационные деяния, не противоречащие уставу Конституции РФ (ст. 11, ч. 2, 3).

Согласно действующему закону 95-ФЗ, действия политической партии не могут быть негласными. Вся её деятельность должна быть открытой и поддающейся структурному анализу. Принципы и идеология, которые исповедуются той или иной партией, не должны нарушать конституционные права граждан, угрожать их жизни или свободам, вне зависимости от пола, этнической принадлежности, вероисповедания этих людей. В противном случае, подобное сообщество признаётся экстремистским, и, как следствие, – противозаконным.

Ликвидация политической партии может быть провозглашена на съезде, на основании голосов большинства её членов. Однако она может быть упразднена по решению Верховного Суда Российской Федерации. Это происходит в случаях:

  • Несоблюдения нормативов, указанных в пунктах 4 и 5 ст. 9 95-ФЗ;
  • Непринятия своевременных мер по купированию нарушений, из-за которых деятельность партии ранее была временно приостановлена;
  • Отказа от участия в выборах (статья 37);
  • Качественного несоответствия региональных филиалов требованиям подпункт «а» ч. 2 ст. 3;
  • Наличие идеологии, агитации и деятельности, признанных экстремистскими.
  • Таким образом, государство обеспечивает политическую и социальную безопасность граждан, не позволяя разрастаться расовой, межнациональной и классовой неприязни.

    Как и любой другой современный закон, 95-ФЗ периодически претерпевает правки и изменения. Это связано с постоянно и стремительно меняющейся политической и социально-экономической обстановкой в государстве.

    В 95 Федеральный Закон «О политических партиях» последние поправки были внесены 28 декабря 2016 года и вступили в силу 1 марта следующего года.

    Закон о политических партиях в новой редакции доступен на нашем сайте. Скачать текст действующего Федерального Закона «О политических партиях» N 95-ФЗ можно здесь:

    Последние изменения, внесенные в закон о партиях в РФ

    Федеральным законом N 505-ФЗ, принятым Государственной Думой 28 декабря 2016 года и получившим одобрение Совета Федерации 1 марта 2017 года, были внесены последние поправки в закон РФ о политических партиях в РФ.

    Эти изменения относятся к пункту 9 статьи 26.3 рассматриваемого закона. Указанная часть статьи дополняется указанием на то, что понятие «иностранные финансовые инструменты» отныне необходимо рассматривать, опираясь на определение Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.

    В первоначальном тексте статьи говорилось, что до момента выдвижения своей кандидатуры как члена той или иной партии, гражданин обязан закрыть все свои счета в иностранных банках. Также он обязан отказаться от хранения собственных сбережений и ценностей в банках, находящихся за пределами Российской Федерации – фактически отказаться от «иностранных финансовых инструментов».

    С 1 марта 2017 года к указанному тексту внесено дополнение, гласящее что понятие «иностранные финансовые инструменты» отныне необходимо рассматривать, опираясь на определение Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.

    Ранее в 2016-м году была в Федеральный Закон «О политических партиях» N 95-ФЗ была внесена ещё одна, не менее важная поправка. Согласно данным изменением, принятым 19 февраля 2016 года, текст пункта 8 статьи 25 гласит, что абсолютно все внутрипартийные процессы, начиная от деятельности региональных филиалов, заканчивая суммами членских взносов членами объединения, решаются в соответствие с уставом данной организации.

    Также настоящей поправкой к указанной статье рассматриваемого закона был добавлен пункт 9. Согласно этой части статьи, членам политического сообщества предоставляется право не избирать своего главу.

    210fz.ru

    «Закон о партиях — это просто хитрость власти»

    В пятницу депутаты Госдумы единогласно проголосовали за закон об упрощении регистрации политических партий. Теперь создать свою партию могут не 40 000, как раньше, а всего 500 граждан. Региональные отделения партии отныне вообще не имеют ограничений по количеству членов. Лишить организацию лицензии Минюсту станет гораздо сложнее. Кому выгодны новые условия и как изменится российский политический ландшафт в ближайшие годы? Forbes отвечают политики и эксперты.

    Михаил Тульский, президент Центра политической аналитики:

    Этот закон был задуман еще до декабрьских протестов, и с ними он никак не связан. А связан он с тем, что весь 2011 год была тенденция к падению рейтинга «Единой России». Но если в 2009-2010 годах рейтинг ЕР падал после январского повышения квартплаты и за счет повышения зарплат-пенсий к концу года частично наверстывал упущенное, то в 2011-м впервые за все время существования партии ее рейтинг падал весь год непрерывно. Глядя на такую тенденцию, администрация президента и подготовила этот законопроект: раз падает объективная популярность «Единой России», надо придумать такое распределение мандатов, чтобы партия власти все равно получала большинство в парламенте и региональных собраниях.

    Идея была такой: зарегистрируем 100 партий или даже больше, при этом сохраним самый высокий среди демократических стран проходной 5-процентный барьер, сохраним запрет блоков и даже запрет членам одной партии баллотироваться по спискам другой. Таким образом получится, что эти 100 партий наберут в сумме 30-40%, но ни одна из них не пройдет 5-процентный барьер. 30-40% отправляются в мусор, а «Единая Россия», даже скатившись на уровень 30%, все равно сохранит половину мандатов по партийным спискам и даже повысит свои успехи по одномандатным округам, где она будет получать 100% мандатов. Потому что когда в одномандатном округе баллотируется 100 кандидатов (а будет именно так, потому что по устройству системы кандидаты от партий регистрируются автоматически, без сбора подписей), каждый одномандатник от партии власти, имея за счет финансового, медийного и административного ресурса хотя бы 30% (а иногда будет хватать и 10%), автоматически становится победителем.

    Таким образом, эта система гарантирует «Единой России» 50% мандатов по партийным спискам и 100% по одномандатным округам. В этом и заключается реальный и единственный смысл закона.

    Cколько партий будет в следующей Думе, если закон о партиях не претерпит никаких изменений? Тут многое будет зависеть от оппозиционного избирателя, поведется ли он на партии Рябкина, Богданова, Дунаева, Кургиняна и т. д., т.е. на кремлевские фальшивки, которых зарегистрируют 100 штук, или нет. И насколько поведется, отдаст он им 5%, 10%, или 30-40% — как в Кремле надеются. Если он отдаст им 30-40%, то под вопросом окажется прохождение и ЛДПР, и «Справедливой России». Здесь вообще не идет речь о том, чтобы в Думу прошел кто-то новый. Речь идет об урезании тех, кто есть сейчас.

    Андрей Исаев, депутат Госдумы, первый заместитель секретаря президиума Генсовета партии «Единая Россия»:

    Все политические партии, как системные, так и не прошедшие в Государственную думу, высказались за принятие этого закона. В этом вопросе нам удалось достичь редкого консенсуса. Несомненно, этот закон приведет к росту числа политических партий в стране. В ближайшее время я ожидаю всплеска на этом направлении и появления по меньшей мере нескольких десятков новых партий.

    Но поскольку следующие выборы в Госдуму будут через 5 лет, а президентские — через шесть, часть партий, не состоявшись как проекты, к этому времени практически распадется. В результате на следующих выборах в Государственную думу будет представлено, конечно, большее, но вполне привычное, сопоставимое с нынешним число партий. И я согласен с теми, кто считает, что в следующей Думе будет не больше 4-5 партий.

    Геннадий Гудков, депутат Госдумы от «Справедливой России»:

    Закон о партиях принят на фоне разваливающейся политической системы. Он принят ограниченным числом допущенных до политической активности партий и направлен на сохранение действующей власти. Его главная задача — довести партийное строительство в стране до абсурда.

    В законе только одна правильная идея — это снятие ограничений на регистрацию партий. Но совершенно очевидно, что в условиях снижения рейтинга «Единой России» нужно было найти способ, чтобы и 25% хватало для лидирования в парламенте и региональных собраниях. Остальные мандаты они будут добирать через сверхсложную систему одномандатных округов, как это происходило, например, в Подмосковье. В Подмосковье партия власти проиграла, но за счет системы одномандатных округов, которую они сделали под себя, они все равно получили большинство. Поэтому закон о партиях — это просто хитрость власти, не имеющая ничего общего с демократизацией политической системы.

    Читайте так же:  Сколько по времени рассматривается претензия

    Закон специально сделан таким, чтобы исключить любые возможности для объединения. Была абсолютно разумная поправка — разрешить образование политических блоков. Но против этой поправки костьми легла администрация президента. Потому что единственный смысл этой так называемой реформы как раз и заключался в отклонении поправки о блоках.

    Этот закон идет в пакете со сверхсложной, глупой системой выборов депутатов в Государственную думу, против которой выступила даже правящая партия, и абсолютно неадекватной системой выборов губернаторов. Все это делается, чтобы найти новые механизмы сохранения власти при кризисе доверия к основным политическим структурам. Сейчас мы эту реформу проверяем на вшивость, мы внесли поправку о втором туре на губернаторских выборах. Если она будет принята, у нас еще останутся надежды на мало-мальски честные выборы глав регионов, с сохранением каких-то шансов для оппозиции. Если же она будет отклонена, это будет свидетельством того, что вся реформа — очередная пустышка, которой пытаются закрыть рот народу, чтобы он ее сосал и не вопил.

    Так что я не думаю, что с такими законами у нас в следующей Думе будет больше 5-6 партий. Пять партий получат по 5-10%, а партия власти получит 25%. При этом будут партии-спойлеры, партии-карлики, которые специально будут надувать к выборам, чтобы отобрать голоса у оппозиции.

    Я думаю, власть не допустит, чтобы крупный либеральный проект набрал больше 10%. Если он по-настоящему либеральный, а не управляемая партия олигархов. Я думаю, что партии (партиям) Рыжкова, Немцова будет чиниться всяческое противодействие, а ребятам вроде Богданова и Дунаева дадут зеленый свет. Зарегистрировать партию (или партии) дадут, но под них зарегистрируют еще с десяток проектов, чтобы не дать им набрать достаточно много голосов.

    Борис Немцов, сопредседатель Партии народной свободы

    Реализация этого закона приведет к тому, что будет создано несколько десятков партий, 80% из которых будут созданы властью для спойлерских действий. Будет большое количество фэйковых партий, не имеющих особого смысла. Маниакальное нежелание разрешить партиям создавать блоки и союзы на выборах означает, что власти хотят имитировать политическую реформу, надеясь, что лидеры оппозиции между собой не договорятся, перессорятся и в итоге запутают избирателей.

    На мой взгляд, в течение нескольких лет, с одной стороны, произойдет некоторая консолидация политических сил, которые поймут, что порознь бороться очень трудно, с другой стороны, с политической арены исчезнет накипь, которая неизбежно возникнет в ближайшие несколько месяцев. В итоге произойдет кристаллизация политической системы, которая позволит избирателям разобраться, кто есть кто, а политическим деятелям выяснить, на что они способны.

    Сколько партий может пройти в следующую Думу, зависит не от количества партий, а только от проходного барьера. При проходном барьере в 5%, как предусмотрено законом, в Думе будет 4-5 партий. Я приложу максимум усилий, чтобы в их числе оказалась либеральная партия, потому что иначе у России не будет никаких перспектив. Если у свободных людей не будет своего представителя в Думе, то Россию ждут очень мрачные времена. В этой ситуации оппозиции надо бороться не за свое место в истории, а чтобы страна имела шанс на развитие. Нам всем надо умерить свои амбиции, и искать возможности к объединению.

    www.forbes.ru

    Законопроект стал законом о партиях

    Госдума 23 марта приняла в третьем, окончательном чтении закон о политических партиях, инициированный президентом России. Согласно документу, значительно снижается число членов партии, необходимое для ее регистрации.

    В обсуждении законопроекта участвовали представители внепарламентских партий, а также партий, не зарегистрированных министерством юстиции. Оппозиционеры входили в состав рабочей группы по обсуждению законопроекта, однако большинство предложенных ими поправок было отклонено. В ходе обсуждения законопроекта в третьем чтении все фракции Госдумы высказались за его принятие. Представители «Справедливой России» и «Единой России» были безоговорочно «за», в выступлении же представителя КПРФ Анатолия Локтя содержалась критика закона. Тем не менее, коммунисты также заявили, что будут голосовать за принятие нового закона.

    В обсуждении приняли участие представители Общественной палаты и партий, которые не прошли в парламент. Лидеры партий «Правое дело» и «Яблоко», Андрей Дунаев и Сергей Митрохин отозвались о законопроекте критически. Андрей Дунаев говорил о скором наступлении эры черных политтехнологий, Сергей Митрохин же заявил, что прописанная в законе численность партии в 500 человек подрывает основы федерализма, поскольку каждый регион в этом случае сможет создать свою партию. Все это приведет к раздроблению политического ландшафта.

    В свою очередь спикер Госдумы Сергей Нарышкин очень интересно оговорился, представляя Сергея Митрохина и Андрея Дунаева. Он сказал, что в зале заседаний присутствуют «представители несистемной оппозиции», в то время как и «Яблоко», и «Правое дело» являются зарегистрированными партиями.

    Напомним, проект закона был инициирован президентом России Дмитрием Медведевым после встречи с непарламентскими партиями. 20 марта депутаты приняли во втором чтении поправки к закону, согласно которым партии получат некоторое послабление при регистрации политических организаций. Есть среди поправок и одна принципиально важная: если закон будет принят, он начнет действовать с момента его принятия – то есть к осенним региональным выборам.

    Главное новшество обсуждаемого законопроекта, направленного на либерализацию создания и деятельности политических партий в стране, – упрощение их регистрации. Если закон будет принят в третьем чтении, то для создания новой политической партии достаточно будет 500 человек. И хотя первый зам руководителя фракции КПРФ в думе Сергей Решульский настаивал на цифре в 5 тысяч человек, коллеги все же проголосовали за первоначальный вариант в 500 человек. Напомним, до настоящего времени для регистрации партии требовалось 40 тысяч человек.

    В законопроект также добавлена норма, согласно которой минюст может на три месяца приостановить деятельность политической партии, если в поданных ею регистрационных документах будет выявлена ошибка или нарушения. При этом руководство партии может потребовать у министерства мотивированное решение с письменными рекомендациями по устранению недочетов.

    Еще одно новшество: новые политические партии в своих названиях не должны использовать названия уже действующих партий, а также их аббревиатуры. Кроме того, политическая партия, которая семь лет подряд не принимает участия в выборах, будет ликвидирована.

    Из 51 поправки к закону, поданной ко второму чтению, профильный комитет рекомендовал к принятию лишь 16, и депутаты к этому мнению прислушались. Поправки, на которых настаивала несистемная оппозиция, учтены не были.

    Одной из важнейших поправок эксперты называют ту, согласно которой новый закон вступит со дня его опубликования, а не с 1 января будущего года, как это предполагалось первоначально. Таким образом, новые политические партии успеют зарегистрироваться до старта региональной выборной кампании.

    Руководитель фракции «Справедливой России» в Госдуме Сергей Миронов ранее заявил журналистам, что его фракция не вносила сущностных поправок в законопроект, хотя намерена была предложить введение так называемого «электорального фильтра» для новых партий. Решение не вносить это предложение Сергей Миронов объяснил нежеланием партии выглядеть так, будто она противодействует созданию новых политических партий в стране.

    В свою очередь, депутат Госдумы от «Справедливой России» Николай Левичев уверен, что поправки к закону расширяют возможности участия в политической жизни страны для большего количества граждан. Об этом он сказал в интервью Радио Свобода:

    — Говорили, что 500 человек для регистрации партии — мало. Но, на мой взгляд, гораздо принципиальнее другое. Чтобы судьбу партии определяли не чиновники, а избиратели. Теперь важно, как разумно организовать вход зарегистрированных партий в электоральное пространство, в избирательный процесс. Высказываются опасения, что после того, как обновленный закон начнет действовать, появятся партии «на продажу», регионального уровня или организованные (пусть и в скрытом виде) по национальному признаку. Уверен, что политическая жизнь все расставит по своим местам, и выживут только те партии, которые объединят вокруг себя значительную часть граждан на базе определенных ценностей, определенной миссии, — сказал Левичев.

    Отчасти с этим мнением согласен и член исполкома Партии народной Свободы Константин Мерзликин, который полагает, что уменьшение необходимой численности партии — это одно из самых существенных преобразований. Однако, по его мнению, эта поправка – единственная, устраивающая внесистемную оппозицию. Другие предложения представителей непарламентских партий, входящих в рабочую группу по президентским инициативам, касающимся политической реформы, не были приняты во внимание. Среди них — поправка о создании избирательных блоков, которая была принципиальной для представителей несистемной оппозиции.

    По словам Константина Мерзликина, у исполнительной власти по-прежнему остаются возможности отказа партиям в регистрации:

    — Мне кажется, что уже после второго чтения стало ясно: ничего принципиально нового, кроме численности партий, в законе не будет. Главное то, что в нем сохранены все крючки и зацепки, которые остаются в распоряжении исполнительной власти. И можно по-прежнему ожидать любого произвола от Минюста. Между тем мы настаивали на уведомительном характере регистрации партий. После того, как наши поправки были отклонены, я как член ПАРНАСа вышел из состава рабочей группы по президнтским инициативам.

    Уменьшение необходимого числа членов партии до 500 выгодно прежде всего власти, уверен президент Центра политической аналитики Михаил Тульский. По его мнению, новое положение закона гарантирует «Единой России» достаточно хороший результат на следующих выборах. Он уверен, что именно потеря популярности партии власти стала причиной корректировки закона: «Это ответ Кремля на падающую в течение всего 2011 года популярность «Единой России».

    www.svoboda.org

    Братья по классу

    Сегодня «РГ» публикует поправки в Закон «О политических партиях», и с этого момента он вступает в силу. Его появление еще в статусе законопроекта спровоцировало подачу в минюст более 70 заявок на создание оргкомитетов, готовых переродиться в партию.

    Закон «О политических партиях» с 2001 года менялся уже более пятидесяти раз. Но если сравнивать эти поправки по значимости, то фактически этапов развития партийной системы в 2000-е годы было три. Сначала в 2005-2007 годах были введены жесткие правила по минимальной численности партий и их региональных отделений, и от нескольких десятков партийных структур осталось семеро. Затем Госдуму и многие региональные и городские парламенты стали выбирать только по партийным спискам, и это резко укрепило оставшиеся семь структур.

    Сейчас наступил третий этап, кардинально либерализующий российское партийное поле. С подобными инициативами выступил президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию, предложивший провести политическую реформу.

    Раньше минимальная численность должна была быть сорок тысяч человек, сейчас 500. Собственно, это положение вызвало больше всего споров, потому что одни боятся «мелкопартийного» хаоса, другие — резкого роста центристских партий, и все вместе — что избиратель запутается и проголосует не за него. В любом случае до очередного этапа федеральных кампаний четыре с половиной года, и новую схему успеют опробовать на региональных выборах еще много раз или, если необходимо, даже поменять.

    Меняется в законе схема представительства делегатов на учредительный съезд: два делегата от каждого отделения из 42 регионов вместо трех, а это значит, что для всероссийского статуса довольно собрать 84 человека по России — и партия готова.

    Читайте так же:  Преступление против экологической безопасности и природной среды

    Облегчен и контроль: сводный финансовый отчет в Центризбирком будут представлять не ежегодно, а раз в три года. Вроде бы пустяк, но партаппаратчики вздохнули и перекрестились, всем партиям приходилось держать целый штат опытных бухгалтеров.

    Правда, семерым уже существующим партиям все равно придется сдать финансовые отчеты в 2013 году, и лишь потом наступит перерыв на три года.

    Впрочем, партии всегда найдут, чем быть недовольными. Например, тем фактом, что регистрация в минюсте не стала вообще формальностью. Хотя в законе теперь четко оговорены сроки рассмотрения документов в процессе регистрации. Странное впечатление производят и формулировки об изменении количества региональных отделений: раньше их должно было быть «более чем в половине субъектов Федерации» (то есть более чем в 42 из 83 регионов), а теперь «не менее чем в половине» (то есть не менее чем в 41,5).

    Но активистов все это не смущает. Чуть ли не ежедневно заявляется о намерении создать партию или общественную структуру, которая хочет стать партией. Среди последних инициатив — партии с такими экзотическими названиями, как пиратская партия, партия любителей собак, женская партия. Им всем следует учитывать, что чем оригинальнее название, тем лучше, потому что в законе сохраняются жесткие требования к названиям. И не просто не допускается использование ныне действующих аббревиатур, но и добавлено о недопущении «наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения».

    rg.ru

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПАРТИЯХ ОТ 2001 ГОДА ДАЛ ЖИЗНЬ ПОЛИТСИСТЕМЕ НОВОЙ РОССИИ

    15 лет назад было положено начало существующей системе политических партий. С тех пор она претерпевала изменения, но оставалась одинаково интересной для наблюдения. Алексей Зудин, член экспертного совета Фонда ИСЭПИ, в своей статье “Партийная интрига на будущее” на сайте “Известий” рассуждает о пути, пройденном партиями за это время, отмечает основные вехи. Мы предлагаем вам полную версию материала нашего постоянного автора, подготовленную им специально для “Политаналитики”.

    В этом году официальный старт избирательной кампании в Госдуму впервые пришелся на лето. Возможно, по этой причине совершенно незамеченной оказалась одна “полукруглая” дата, имеющая прямое отношение к главным участникам избирательной кампании – политическим партиям. 15 лет назад был принят Федеральный закон “О политических партиях” (№ 95-ФЗ от 11 июля 2001). В июле 2016 года вслух об этом не вспомнил никто. А зря, потому что все началось с партий, но ими не ограничилось. Если у политических систем бывает день рождения, то наша зародилась ровно 15 лет назад и именно в связи с принятием упомянутого закона. Юбилей – хороший повод для размышлений, а дистанция в 15 лет позволяет точнее увидеть пропорции, отделить главное и второстепенное.

    Предвижу возражение: ну, кому интересны партии в системе с президентской властью. Но именно партии придают системе необходимую завершенность. И готовность сильной президентской власти шаг за шагом выстраивать систему с опорой на политические партии стала одним из сюрпризов политической жизни. Поскольку ждали совсем не этого. Точнее, этого совсем не ждали.

    В конце 1990-х – начала 2000-х гг. разочарование в “импортированных” политических институтах, включая многопартийность, достигло пиковых значений. По данным ФОМ, в ноябре 2000 г. 55% были убеждены, что политические партии не приносят России пользы. Практически столько же считало, что партийная борьба мешает власти работать. (Противоположного мнения в обоих случаях придерживалось только четверть опрошенных). Стали возвращаться симпатии к однопартийной системе, знакомой по советскому прошлому. По данным “старого ВЦИОМа”, если в 1994 г. в поддержку “одной сильной правящей партии” высказывался 31%, то в 1999 г. – уже 43%.

    В такой обстановке президент России проявил себя как политический лидер и внес в Государственную думу проект закона о политических партиях. Выбор был сделан “на опережение” – и настроений российского общества, и состояния элит того времени. Напомним основные положения Закона 2001 г.: единственным видом избирательных объединений на выборах в органы государственной власти становятся политические партии; закрепляется комплекс требований, которым должны удовлетворять политические партии, чтобы на законных основаниях считаться таковыми (минимальная численность – 10 тыс. чел, присутствие не менее, чем в половине регионов); запрещается создание партий на профессиональной, расовой, этнической и конфессиональной основе; предоставление государственного финансирования (более 3% голосов на федеральных выборах) увязывается с отчетностью; регламентация частного финансирования; роспуск партий в связи с длительным неучастием на выборах.

    Политический смысл Закона 2001 г.: создание связки между выборами и партиями задало направление развитие политической системы на большую перспективу. Это был ответственный и стратегически ориентированный институциональный выбор, который свидетельствовал о длинном горизонте политического планирования. Вектор: превращение партий в самостоятельного политического актора. Главный тренд: специализация партий на выборах и законотворчестве; выделение из других отрядов элиты и профессионализация публичных политиков, повышение их престижа и общественного признания (легитимации). Сопутствующие тренды: в ближайшей перспективе – освобождение партий от влияния групп интересов бизнеса, в среднесрочной – от односторонней зависимости от региональных властей.

    Закон 2001 г. становится отправной точкой курса на “выращивание” политических партий как сильных, ответственных, укорененных в элитах и в обществе. Созданы необходимые гарантии от превращения партий в “клубы для элит”: появились институциональные основы и стимулы для выполнения партиями функций политического представительства. Но на этапе консолидации усиление партий преимущественно используется как “ключ” к решению смежных проблем: политического структурирования элит, создания работоспособной Государственной Думы, политической интеграции российского государства. Партии развиваются в опережающем режиме, но по “связанному” алгоритму, как неотъемлемая часть всей политической системы, в соответствии с ее общей логикой. Ставка на партии выводит систему из реактивного состояния (корректировка институтов от выборов – к выборам), перемещает на траекторию осмысленного развития. Начинается консолидация партийно-политической системы. Она проходит в рамках многопартийности, сохранения конкурентной ситуации и растягивается на 10 лет.

    Напомним основные вехи: воссоединение провластных элит, расколовшихся в конце 1998 г., отказ от “одноразовых” конструкций (в 1990-е годы действовало пять “партий власти”) и создание устойчивой партии Единая Россия на основе объединения движений Единство и Отечество (конец 2001 г.); повышение заградительного барьера на выборах в Госдуму с 5% до 7% (2002 г., с отложенным сроком, вступил в действие на выборах 2007 г.); по итогам выборов в Госдуму Единая Россия превращается в ведущую партию (38% по списку, половина мест), а СПС и Яблоко лишаются думского представительства (2003); по итогам президентских выборов В. Путин переизбирается на второй срок и превращается в доминантную политическую фигуру (2004 г.).

    2005-2006 гг. – время новых перемен, которые также укладываются в логику консолидации. Наиболее важные: переход к пропорциональной системе выборов в Госдуму; отмена прямых губернаторских выборов (право предлагать список кандидатов на введение в должность получает партия-победитель на выборах в региональные парламенты); отмена избирательных блоков; повышение требований к численности политических партий (до 50 тыс. чел). Важную роль в сохранении конкурентной ситуации на этом этапе сыграло создание партии Справедливая Россия (2006 г., публичная поддержка со стороны президента В. Путина).

    Институциональный режим на этапе консолидации откровенно благоприятствовал крупным партиям, располагавшим фракциями в Государственной думе. Фракционная дисциплина стала реальностью (запрет на выход из фракций депутатов-списочников), партийная идентичность – обязывающей (партии лишились права выдвигать в качестве кандидата члена другой партии, депутаты-списочники и одномандатники, вошедшие в партийную фракцию, потеряли право состоять в других партиях (2006 г.). Это превратило думские партии в самостоятельные центры принятия решений. Начинается устойчивое повышение государственного финансирования думских партий: в 2006 г. норма финансирования увеличивается в 10 раз, в 2009 г. – еще в четыре раза. Доля государственных средств в бюджетах “четверки” думских партий увеличилась с 10-25% в 2008 г. до 42-98% в 2010 г.

    Из “думской четверки” главными бенефициарами в электоральном и кадровом отношении стали основные партии центристской ориентации (“Единая Россия”, “Справедливая Россия”, ЛДПР). КПРФ оказалась в относительном проигрыше: показатели партии на думских выборах снизились более, чем в два раза (1999 г. – 24,3%, 2003 г. – 12,8%, 2007 г. – 11,6%), в сходной пропорции уменьшилась и членская база (с более 0,5 млн. в 1990-е гг. до 184 тыс. в 2006 г.). Стимулирование победителей думских выборов привело к укрупнению партийной системы: количество зарегистрированных политических партий сократилось в 5 раз (с 35 в 2006 г. до 7 в 2009 г.), партий-участниц выборов в Госдуму – почти в 4 раза (с 26, включая избирательные блоки, в 1999 г. до 7 в 2011 г.)

    Политическая система качественно изменилась. Ставка на партии повысила их ценность для элит, помогла консолидировать элиты вокруг президента РФ, укрупнила партийную систему, сделала ее более устойчивой, изменила расстановку сил, расширила центристскую часть спектра, помогла дисциплинировать депутатов, создала работоспособную Государственную думу, привела федеральные партии в регионы, покончила с самодостаточностью региональных политических систем. Способность политической системы справляться с угрозами и рисками повысилась. Стала возможной успешная ротация президентской власти в 2008 г.

    Положение партий в обществе также изменилось к лучшему: расширилась поддержка многопартийной системы. По данным “Левада-центра”, сразу после прихода к власти В. Путина, общественная привлекательность “укрупненной многопартийности” (системы из двух или трех политических партий) скачкообразно увеличилась (с 35% в 1999 до 41% в 2001 г.). С этого времени показатель поддержки системы из двух или трех политических партий оставался на высоком уровне и продолжал (с некоторыми колебаниями) постепенно повышаться (в 2007 г. – 46%). Устойчивый рост предпочтений “укрупненной многопартийности” сочетается со снижением общественной привлекательности однопартийной системы: с 43% в 1999 г. до 30% в 2007 г. Данные ФОМ подтверждают тенденцию: с сентября 2004 г. по начало марта 2013 г. совокупная доля противников многопартийности (сторонников единственной партии и правления без партий) сократилась с 36% до 31%.

    Все имеет оборотную сторону. Побочные последствия десятилетних усилий по консолидации партийно-политической системы – сужение конкурентного поля и представительных основ ключевых политических институтов (Государственной думы, губернаторской власти, региональных парламентов), снижение интереса и показателей общественного доверия к институту выборов. Накопившиеся изъяны стали отправной точкой для большой реформы партийно-политической системы, начавшейся в 2012 г. Идеология реформы определяется тремя публично заявленными принципами: “открытость – конкурентность – легитимность”.

    Практически все нововведения, принятые за последующие три года, так или иначе касались политических партий, но наиболее знаковыми стали: упрощение регистрации политических партий (2012 г.), переход к прямым выборам губернаторов (2012 г.), переход на смешанную систему выборов в Госдуму (2013 г.), введение “квалификационных требований” к участникам выборов – партиям и кандидатам, комплекс мер по повышению общественного доверия к участникам и результатам выборов (восстановление графы “против всех” на муниципальных выборах, обязательность публичных дебатов), а также проведение в 2016 г. в общероссийском масштабе предварительных выборов партией “Единая Россия”. (Успех фактически превратил предварительное голосование из внутрипартийного механизма в политический институт, который придется брать на вооружение другим политическим партиям.)

    Читайте так же:  Форма заявления на развод в

    При оценке идеологии “большой политической реформы” необходимо учитывать следующее. Первое: использование инструментов и механизмов, от которых отказались на предыдущем этапе, не означало возврата к концу 1990-х – началу 2000-х гг. Система не утратила основные свойства, приобретенные на этапе консолидации: партии сохранили центральное место на выборах в Госдуму и региональные парламенты, закрепили место на выборах губернаторов, избирательные блоки восстановлены не были и др.). Упрощение регистрации не привело к появлению перспективных новых партий. По данным “Левада-центра”, в середине января 2013 г. голосовать за новые партии на ближайших выборах выражали желание только 5%.

    Второе: уличные протесты 2011- начала 2012 гг. не сыграли ведущей роли в запуске большой политической реформы. Подготовка к новому этапу развития партийно-политической системы началась заблаговременно. Выход из режима консолидации был плавным и растянутым во времени. Отправной точкой можно считать ротацию власти на президентских выборах 2008 г., разрушивший моноцентрическую конструкцию в верхах. Последующие события укладывались в тенденцию на расширение открытости политической системы: две поправки в Конституцию, внесенные в 2009 г. (первая разъединяла федеральный электоральный цикл и повышала самостоятельность думской избирательной кампании, ключевую роль в которой играют партии, вторая вводила обязательный ежегодный отчет правительства перед многопартийной Госдумой); заседание Госсовета в январе 2010 г. с нетипичной повесткой, посвященной “развитию политической системы” (основная идея – необходимость политической конкуренции) и нетипичным составом (вместе с губернаторами – главы думских политических партий); публичная критика “Единой России” из-за нехватки конкурентных навыков со стороны тогдашнего президента Д. Медведева (“забронзовели!”) в ноябре 2011 г.; принятие в 2011 г. поправок, снижающих проходной барьер на выборах в Госдуму 2016 г. до 5%; наконец, фактический отказ ЕР от завоевания конституционного большинства в качестве цели думской кампании 2011 г. Кроме того, первый опыт формирования “Единой Россией” избирательного списка по результатам предварительных выборов (тогда – совместно с ОНФ), также приходится на думскую кампанию 2011 г.

    Третье. Если на предыдущем этапе партии использовались преимущественно как “ключ” для решения смежных проблем, то на нынешнем этапе на первый план выдвигается выполнение партиями функций политического представительства, основы и стимулы для которых были заложены в Законе 2001 г. Об этом свидетельствуют и основные направления большой реформы, и логика предварительных выборов (ограничение “кабинетной политики” в деятельности партии), и новая роль предвыборной программы Единой России в избирательной кампании (“документ прямого действия”, сформированный на основе агрегирования предпочтений избирателей), и особенности общественного запроса к кандидатам, зафиксированные недавним опросам ВЦИОМ (высокая оценка “людей дела”, способных практически решать насущные проблемы избирателей). Активизации представительских функций политических партий способствуют и меры по профессионализации депутатского корпуса, призванные привести работу депутатов в соответствие с требованиями, зафиксированными в законе 1994 г. о статусе членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы. (Инструмент – контроль над сведениями из ежегодно предоставляемой декларации о доходах депутатов, супругов и членов их семей, включая соответствующие санкции.) В этом же ряду – и недавние меры против депутатов-прогульщиков в Государственной Думе и региональных парламентах.

    За годы, прошедшие после принятия Закона 2001 г., положение партий в политической системе существенно изменилось. “Думская четверка” политических партий играет решающую роль в структурировании политической элиты (единственный путь в публичную политику), в обеспечении дееспособности Государственной Думы, важную роль в политической интеграции российского государства. Партии превратились в главный субъект избирательного процесса и один из главных субъектов российской политики в целом. Партии окрепли институционально, расширили сеть в регионах. Резко выросло ресурсное обеспечение. В период с 2003 по 2015 г. норма финансирования партий по итогам думских выборов увеличилась в 220 раз. (Как раз тот случай, когда в скобках принято ставить несколько восклицательных знаков.)

    Заметно изменилась и ситуация в партийной системе. Расширилось конкурентное поле: список партий с гарантированным правом участия на выборах в Госдуму 18 сентября 2016 г. увеличился до 14 (в 2001 г. – 7 партий), и еще семь партий могут собрать подписи для регистрации своих списков. Повысилась способность политических партий проникать в российской общество, а значит – выполнять функции политического представительства. Региональные партийные системы перестали быть репликой федеральной системы, стали более разнообразными. В преддверии выборов 2016 г. партии выстроились в три “эшелона”: “думская четверка”, восемь партий, сумевших провести свои списки в региональные парламенты (“Гражданская платформа”, “Патриоты России”, Российская партия пенсионеров за справедливость, “Родина”, “РПР-Парнас”, “Яблоко”, “Правое дело”, “Коммунисты России”), и все остальные (представленные только в муниципалитетах, никогда не побеждавшие на выборах или не участвовавшие в них, всего – 62 наименования). Межпартийные отношения стали более дифференцированными: соперничество дополняется коалиционными стратегиями как в межвыборный период, так и на выборах.

    Расширились и возможности партий в формировании институтов власти: нижней палаты Федерального Собрания, губернаторов, региональных парламентов. Улучшилось отношения к партиям в общественном мнении. Заметно повысилась общая удовлетворенность сложившимся партийным спектром (возможностью выбора из количества партий определенной направленности). По данным ВЦИОМ, в 2012 г. этот показатель составлял 55%, в 2014 г. – 64%. Личная удовлетворенность сложившимся партийным спектром (утвердительно ответившие на вопрос “Есть ли в России партия, которая выражает Ваши интересы, интересы таких россиян, как Вы”) характерна для половины опрошенных (52%).

    Тем не менее, институционализацию российских политических партий нельзя считать завершенной. Хотя по участию в федеральных выборах партии “думской четверки” давно превысили или приближаются к порогу институционализации (3-4 кампании), они продолжают отставать по ряду других показателей – устойчивости к смене руководства (В. Жириновский, Г. Зюганов и С. Миронов остаются бессменными лидерами своих партий с момента их создания), и что еще важнее – общественной легитимации. Процесс партийного самоопределения в российском обществе далек от завершения. По данным ВЦИОМ, более трети российских граждан остаются в субъективном смысле “беспартийными”, все еще не могут найти “своей партии”: о личной неудовлетворенности сложившимся партийным спектром (“скорее такой партии нет”) сообщили 35%. В оценке возможностей политических партий общественное мнение оказалось гораздо более “консервативно”, чем инициаторы политической реформы. По данным ВЦИОМ, в январе 2012 г. упрощение порядка регистрации партий получило одобрение 45% (Для сравнения: переход к выборности губернаторов поддержали 73%). По данным ФОМ, в марте 2013 г., снижение проходного барьера с 7% до 5% поддержало менее четверти опрошенных (22%), против высказались почти вдвое больше (41%), при высоком уровне затруднившихся с ответом (38%).

    Самостоятельной причиной настороженности и скептицизма в общественном мнении служит сохранение неопределенности в отношении места и роли партий в политической системе. По данным ВЦИОМ, в 2014 г. ни один из утвердительных вариантов ответа на открытый вопрос “Для чего, по Вашему мнению, нужны политические партии?” не превышал 20%: “представлять интересы граждан” (19%), “для поддержания политической конкуренции” (12%), “осуществляют принятие новых законов” (8%), “отстаивают различные позиции” (5%). В период реформы заметно увеличилась и доля затруднившихся с ответом на этот вопрос: с 28% в 2012 г. до 39% в 2014 г.

    Но есть и другая возможная причина общественной сдержанности. Для российских граждан характерна повышенная требовательность к “качеству” участников российской политики. Общественное мнение предъявляет высокие требования к “качеству” участников российской политики. По данным ВЦИОМ, в 2012 г. три четверти опрошенных согласились с утверждением: “Большая политика – не для всех, для того, чтобы в нее попасть, нужно обладать особыми качествами, умениями, идеями, привлечь сторонников и прочее. Поэтому в политику нужно пускать не всех, необходимы фильтры, отсекающие от неё людей неопытных, слабых и некомпетентных” (75%). Противоположный вариант, согласно которому “возможность попасть в большую политику должна быть у всех, эту сферу нужно сделать максимально открытой, с минимумом барьеров и препятствий для всех желающих” поддержали только 19%. (затруднились с ответом 6%). Между тем, в своем поведении кандидаты на выборные должности, депутаты и лидеры политических партий далеко не всегда соответствуют общественному запросу на дееспособность, компетентность и добросовестность. Несмотря на существенные сдвиги к лучшему, дефицит общественной легитимности продолжает оставаться слабым местом российских политических партий.

    Уместен вопрос: так насколько оправдан был выбор в пользу развития партий в системе с сильной президентской властью? Конституционно-правовой статус российских политических партий, определяющий их отношения с правительством и президентом, не изменился. Президент по-прежнему самостоятельно назначает премьер-министра, а Государственная Дума лишь выражает свое одобрение – или неодобрение. Премьер-министр несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Конституция, а не просто недостаток общественной легитимности, надежно удерживает политические партии за дверями большой политики.

    Но конституционные нормы могут наполняться различным политическим содержанием. Двигаясь по траектории, заданной в 2001 году, политические партии все глубже проникают в наиболее “удаленные” отсеки системы с сильной президентской властью. Двери в “большую политику” начинают открываться. В изменении отношений партий с правительством принципиальное значение имеет поправка к Конституции 2009 г., которая сделала обязательным ежегодный отчет правительства перед Государственной Думой. Премьер по-прежнему ответственен перед президентом, но подотчетность правительства усложнилась: наряду с президентом, возник второй центр контроля в лице многопартийной Государственной Думы. Появилась институциональная основа для влияния думских партий на оперативную деятельность правительства. Не только по масштабам присутствия в системе государственной власти, но и по характеру отношений с правительством “Единую Россию” начинают называть “правящей партией”.

    Меняются и отношения партий с президентом. Оставаясь “отцом-основателем” “Единой России”, в отношениях с другими партиями В. Путин смог окончательно утвердить себя в качестве “надпартийной” фигуры; в “посткрымский” период политической опорой российского президента стала широкая межпартийная коалиция (избиратели в этом вопросе серьезно опередили “свои” партии). Роль партий на президентских выборах также изменилась: если в 2000 и 2004 г. В. Путин выдвигался при поддержке “инициативной группы избирателей”, то в 2008 г. выдвижение Д. Медведева проходило с участием группы политических партий, а в 2012 г. В. Путин уже непосредственно был выдвинут “Единой Россией”.

    15 лет назад выбор в пользу опережающего развития партий стал неожиданностью для российской политической жизни. В обозримом будущем может появиться еще одна неожиданность, связанная с накопленными эффектами этого выбора: достройка системы с сильной президентской властью дееспособными, обладающими необходимой общественной легитимацией политическими партиями, способна эту систему изменить, не выходя за рамки действующей Конституции. Интрига на будущее.

    www.politanalitika.ru


    Обсуждение закрыто.