Понятие расследования преступления

Понятие расследования преступления

§ 1. Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития

Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провес­ти четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступле­ние — значит, обнаружить (установитъ, зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступле­ния, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, ко­торые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имуще­ство, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинте­ресованных лиц соответствующий государственный орган (чаще все­го это милиция) и после проверки полученной информации убедит­ся, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для про­изводства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тща­тельно скрывается и для его выявления требуются усилия компе­тентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвали­фицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим зани­мается, специальной подготовки, технической оснащенности и хоро­шо продуманной организации. Оно протекает как, система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

www.bibliotekar.ru

Понятие расследования преступления

Студенты 👨‍🎓 и не только! Экономия на покупках в 2018 году 🛒 Узнать как ➡

Планирование расследования — деятельность, направленная на определение задач, которые предстоит решать в процессе расследования, логическую разработку системы действий, позволяющей решить поставленные задачи с оптимальным распределением времени, сил и средств.

Планирование расследования происходит на основе следующих принципов.

  • Динамичность — процесс планирования идет постоянно, план расследования может меняться, уточняться, дополняться при поступлении новой информации.
  • Индивидуальность — связана с неповторимостью каждого из расследуемых преступлений, которая должна учитываться при составлении плана расследования. Личность следователя, ее особенности также обуславливают индивидуальность расследования.
  • Конкретность — четкая формулировка задач, отсутствие расплывчатых формулировок, указание на конкретные сроки, место исполнения задач плана и исполнителя поставленных задач.
  • Реальность — поставленные задачи должны быть реальными, учитывать имеющиеся временные и кадровые ресурсы.
  • Планирование как процесс можно разделить на несколько этапов:

    1) планирование первоначального этапа расследования;

    2) планирование последующего этапа расследования;

    3) планирование заключительного этапа расследования.

    Планирование расследования по уголовному делу представляет собой многоэтапный процесс, в котором можно выделить ряд общих структурных элементов. К ним относятся получение исходных данных, определение задач расследования, совокупности следственных действий и розыскных мероприятий, необходимых для их решения, установление очередности, сроков и исполнителей намеченных действий и мероприятий, оформление плана расследования.

  • Получение исходных данных означает анализ материалов уголовного дела для формирования четкого представления, какие судебные доказательства имеются в наличии, какие из них требуют дальнейшей проверки, как добыть новые доказательства. Далее необходимо ознакомиться с новыми данными, полученными в ходе оперативно-розыскных мероприятий, и выяснить, какие методические материалы и рекомендации приведены в криминалистической литературе для использования опыта расследования уголовных дел соответствующей категории.
  • Определение задач расследования — это уяснение фактов и обстоятельств, которые следует установить в целях объективного разрешения уголовного дела. Логическая основа для этого — выведение следствий из выдвинутых по делу версий. Достоверное установление наличия или отсутствия таких фактов и позволяет решить, какая из выдвинутых версий истинна, а какие следует признать ошибочными. Одновременно могут быть предусмотрены и некоторые другие задачи.
  • Определение необходимой совокупности следственных действий и розыскных мероприятий происходит с учетом расследуемого уголовного дела. При этом нужно учитывать такие рекомендации:
  • 1) план расследования по делу надлежит составлять с таким расчетом, чтобы намеченные процессуальные действия и оперативные мероприятия гарантировали глубокую проверку всех выдвинутых следственных версий, решение всех предстоящих задач;

    2) в план включаются только те действия, которые гарантируют достижение объективного результата;

    3) запланированные следственные действия должны обеспечивать достоверное установление всех обстоятельств, составляющих предмет доказывания по расследуемому уголовному делу.

  • Установление последовательности, сроков и исполнителей намечаемых следственных действий и оперативных мероприятий должно обеспечить параллельную отработку выдвинутых версий и завершение расследования в установленные сроки. Необходимо своевременно учитывать характер и значение планируемых действий по обнаружению и закреплению вещественных доказательств, которые могут быстро измениться либо исчезнуть, чтобы помешать подозреваемому или обвиняемому скрыться от следствия и суда, а тем более совершить новые преступления.
  • При планировании расследования предусматриваются формы участия общественности в раскрытии преступления, розыске виновного лица, выявлении причин и условий, способствовавших совершению преступления.

  • Оформление плана расследования. Планирование — это мыслительная деятельность следователя, определяющего задачи расследования и способы их решения, расстановку сил и средств. Его результатом обычно является письменный план расследования. В ходе планирования по сложным уголовным делам для накопления и систематизации информации составляются и некоторые вспомогательные документы. В органах, оснащенных электронно-вычислительной техникой, информацию вводят в память компьютера.
  • Единой и общеобязательной формы плана расследования нет. Иногда его составляют в виде перечня следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с указанием решаемых задач, исполнителей и сроков исполнения. Этому предшествует краткое изложение фабулы дела. Чаще план оформляется в виде таблицы, состоящей из нескольких колонок. В левой (первой) указывается проверяемая версия, затем обстоятельства, подлежащие выяснению, и далее по порядку:

    1) наименование следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия;

    2) срок и очередность производства;

    4) отметка о достигнутых результатах.

    Вспомогательные документы, облегчающие планирование и учет проделанной работы, бывают нескольких видов. Наиболее распространены схемы связей и так называемые аналитические справки (иногда их именуют лицевыми счетами).

    Схемы связей составляются по многоэпизодным групповым делам. Они помогают систематизировать и с помощью условных обозначений наглядно показать, кто из соучастников в каком эпизоде преступления был задействован. Схемы позволяют, например, проследить движение предметов контрабанды от момента их ввоза на территорию страны до момента сбыта, что нередко делается через цепочку посредников. Следователь по схеме видит, какие эпизоды отработаны, а какие нуждаются в дополнительной проверке. Это облегчает составление плана, анализ дела и определение его перспективы.

    В ходе следствия возникает надобность систематизации данных о преступлениях каждого лица, проходящего по делу. Информация поступает из разных источников, сведения бывают довольно обширными и противоречивыми, а потому разобраться в них далеко не просто. В таких случаях следователь на каждое проходящее по делу лицо заводит учетный лист («лицевой счет»). В него в порядке поступления заносятся все данные на конкретного субъекта с указанием их источников.

    Систематизированная в одном документе информация о конкретном обвиняемом облегчает оценку степени доказанности его вины, исключает поиск данных среди обширных материалов дела, нередко многотомного. Это важно для конкретизации направления дальнейшего расследования. Весьма полезен такой документ, когда формулируется обвинение, в особенности — составляется обвинительное заключение.

    criminalistics-ed.ru

    Понятие и общие условия предварительного расследования. Сроки дознания и предварительного следствия: порядок исчисления и продления

    В российском уголовном процессе следующая за возбуждением уголовного дела стадия называется предварительным расследованием.

    Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318 – 319 УПК РФ).

    Предварительное расследование является стадией уголовного процесса, предназначенной для установления обстоятельств преступления, формирования доказательственной базы. Формы предварительного расследования и целесообразность их использования определяются законодателем в основном в зависимости от категории расследуемых преступлений.

    Предварительное расследование преследует следующие цели: а) раскрыть преступление; б) изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства; г) обеспечить личное участие обвиняемого в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.

    Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи: а) поиск, собирание и исследование доказательств по делу; б) обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер процессуального принуждения; г) передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.

    Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

    Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

    Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более быстрой.

    Таким образом, предварительное расследование можно определить как деятельность органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, изобличается и привлекается в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, принимаются меры по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принимаются меры по возмещению ущерба, нанесенного преступлением.

    Подследственность — это свойства уголовного дела, по которым следствие или дознание по делу отнесено к ведению следователей или дознавателей того или иного органа (ст. 151 УПК РФ).

    Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных ст.152 УПК РФ. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток (ст. 152 УПК РФ).

    Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

    Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

    Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

    Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.

    Соединение и выделение уголовных дел. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 153 — 155 УПК РФ). Как правило, по каждому уголовному делу (совершенному преступлению) проводится отдельное расследование. Однако для успешного расследования уголовного дела и выявления всех участников преступления и роли их в преступлении закон допускает возможность соединения в одном производстве уголовных дел в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии, одного лица, совершившего несколько преступлений, а также лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений, расследуемых по этим делам (ст. 153 УПК РФ). Соединение уголовных дел возможно в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или одно или несколько преступлений совершены несколькими лицами. Основанием для такого вывода можно считать сходность способа совершения преступления, совпадающий объект, общие характерные данные о личности и др.

    Читайте так же:  Образец заявление в гибдд на сохранение номера

    Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со статьями 150 и 151 УПК РФ разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. Если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор.

    Дознаватель, следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:

    1. отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, указанных в пунктах 1 — 4 части первой статьи 208 УПК РФ;
    2. несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
    3. иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;
    4. подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. В случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из возбужденного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство.
    5. Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.

      Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном статьей 146 УПК РФ.

      В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела.

      Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

      Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.

      В случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, следователь, дознаватель выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения в соответствии со статьями 144 и 145 УПК РФ: следователь — руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору.

      Материалы, содержащие сведения о новом преступлении и выделенные из уголовного дела в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

      Стадия предварительного расследования начинается с момента вынесения постановления о возбуждении дела, на котором, согласно требованиям ч. 2 ст. 146 УПК РФ, кроме даты, должно быть указано время его вынесения. Однако сам этот момент в законе четко не определен, так как возбуждение дела может быть процессом, растянутым во времени. Так, для совершения большинства процессуальных действий моментом возбуждения дела является не вынесение постановления о возбуждении дела, а получение на это согласия прокурора. Однако в неотложных ситуациях, по смыслу ч. 4 ст. 146 УПК РФ, предварительное расследование начинается уже с момента вынесения постановления о возбуждении дела, еще до его утверждения прокурором. Для фиксации этого обстоятельства на постановлении о возбуждении дела требуется указать не только дату его вынесения, но и конкретное время — с точностью до минут.

      Срок предварительного расследования является важным его условием. Он обеспечивает: а) контроль за ходом следствия (в том числе со стороны потерпевшего и обвиняемого); б) международно-правовой принцип на доступ к правосудию без неоправданной задержки (п. «с» ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах); в) максимальное сокращение времени между наказанием и преступлением как условие эффективности наказания; г) время действия мер процессуального принуждения. Срок предварительного расследования регламентируется отдельно для дознания (ст. 223 УПК РФ), для предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ).

      По общему правилу срок предварительного следствия составляет 2 месяца. Однако для обеспечения быстроты расследования дела при наличии возможности следствие должно быть закончено как можно раньше, не дожидаясь истечения этого срока.

      Началом течения 2-месячного срока следствия служит день возбуждения дела, при этом текущие сутки не учитываются. Поэтому срок начинает течь с начала следующих суток (ст. 128 УПК РФ). Для исчисления срока следствия неважно, какой орган возбудил уголовное дело, поэтому в срок следствия входит время выполнения неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК РФ), а также время проведенного дознания (ст. 223 УПК РФ) после направления дела для производства следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

      Окончание срока предварительного следствия происходит в день: а) вынесения постановления о прекращении дела (ст. 213, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ) либо б) направления уголовного дела прокурору (с обвинительным заключением — ч. 6 ст. 220 или с постановлением о передаче дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера — п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ). Сроки дальнейшей деятельности прокурора установлены отдельно (10 суток по обвинительному заключению — ч. 1 ст. 221 и 2 суток по обвинительному акту — ч. 1 ст. 226 УПК РФ). В отличие от срока предварительного следствия срок дознания оканчивается в день составления обвинительного акта, а время ознакомления сторон с материалами дела в срок дознания не входит.

      Процессуальный закон допускает возможность только одного перерыва в течение срока следствия — время приостановления дела в связи с невозможностью участия в деле подозреваемого или обвиняемого, когда его место нахождения известно (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), или в случае его тяжкого заболевания (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). В срок предварительного следствия включается все время ознакомления участников процесса с материалами оконченного предварительного следствия (ст. 216, 217 УПК РФ), а также время обжалования и рассмотрения жалобы следователя на постановление прокурора о возвращении дела для дополнительного расследования (ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

      Срок предварительного следствия, установленный частью первой статьи 162 УПК РФ, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

      По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

      В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном статьей 162 УПК РФ.

      В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

      Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

      Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

      В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей статьи 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

      В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

      Расследование уголовного дела. Как оно происходит: Видео


      legalquest.ru

      Организация расследования преступлений

      Понятие, содержание организации расследования преступлений

      Расследование преступлений – это вид сложной социальной деятельности. В своей основе оно представляет процессуальные функции участников расследования. Каждый из участников расследования имеет определенный правовой статус, реализуемый в тех или иных функциях. Функции всех участников расследования разграничены законом, но не обособлены, а имеют зоны соприкосновения, точки пересечения. Основным структурным элементом деятельности являются действия. В расследовании это следственные, иные процессуальные, оперативно-розыскные, служебные, проверочные и организационно-подготовительные (организационно-технические) действия.

      Следственные действия являются средством собирания и проверки доказательств. Иные процессуальные действия служат в основном для управления процессом расследования, для процессуального выражения (оформления) принятых решений по делу. Помимо процессуальных следователь и иные участники расследования совершают действия, уголовно-процессуальным законом не регламентированные, но предусмотренные им или основанные на нем. Это организационно-подготовительные (составление планов, проверки, беседы, инструктажи и др.), оперативно-розыскные действия работников органов дознания и служебные проверочные действия (ревизии, ведомственные проверки и т.д.). Расследование сохраняет цельность, устойчивость, стабильность, т.е. имеет определенную структуру.

      Структура расследования включает следующие основные элементы: цели, действия, которые необходимо произвести для достижения целей, субъекты этих действий. Действия производятся в определенной логической последовательности, установленной уголовно-процессуальным законом, начиная от проверки сообщения о преступлении, возбуждения уголовного дела и заканчивая направлением его в суд или прекращением. Определение и конкретизация обстоятельств, подлежащих установлению по делу, выбор средств собирания доказательств, сочетание следственных и иных действий – творческий процесс. Этот процесс создания структуры отдельного расследования и является его организацией.

      Помимо структуры (основных элементов) расследование как деятельность имеет инфраструктуру – систему элементов, носящих обеспечивающую, вспомогательную роль. Это прежде всего условия расследования: информационная обеспеченность следователя, научно-методическое и материально-техническое обеспечение, а также мобилизация участников расследования, создание готовности к активному функционированию.

      Криминалистическая методика разрабатывает методы расследования различных видов преступлений. Эти методы по отношению к конкретному расследованию носят характер общего. Приступая к расследованию, следователь конкретизирует их, соотнося с ситуацией данного уголовного дела. Происходит адаптация частной криминалистической методики, когда ее типичное содержание заменяется индивидуальным, в результате чего определяется направление расследования.

      Умственная деятельность следователя, направленная на создание структуры расследования, и является сущностью организации. Под организацией любой деятельности принято понимать процесс или совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

      Организационный процесс начинается с конкретизации целей данного расследования, обстоятельств, подлежащих установлению по делу. Определение и конкретизация их ввиду недостатка информации носят вариационный характер и осуществляются путем построения следственных версии. Почти одновременно с целью следователь определяет характер, количество, последовательность, сроки производства следственных и иных действий, т.е. планирует расследование. Основное содержание планирования как элемента организации расследования заключается в определении путей, средств и, в общих чертах, способов достижения сформированных целей.

      Составлением плана завершается начальный этап создания структуры расследования. План представляет собой мысленную модель предстоящего расследования. В ходе расследования, как и любой творческой деятельности, структура будет изменяться, ибо сразу невозможно определить и все предстоящее содержание. По мере собирания доказательств отпадают одни версии и возникают новые а с ними – цели новых следственных действий и тактических операции. Происходит качественное изменение структуры расследования. Организационный процесс, таким образом, продолжается в пределах всего расследования.

      Организация расследования представляет собой процесс, включающий мыслительную деятельность и действия, прежде всего организационно-подготовительные (организационно-технические) и иные процессуальные. Организационно-подготовительные действия направлены на образование структуры расследования (анализ информации, составление планов, беседы и др.), а также на создание условии для осуществления намеченного – на подготовку следственных действий, их оптимальное производство (реконструкция, собирание сведений путем бесед, проверок и др.). Это комплекс мероприятий по созданию условий для эффективного применения криминалистических рекомендаций в расследовании.

      Расследование организовано, если научно обоснованы его цели, спланированы действия, созданы условия, мобилизованы силы и средства для этих действий. Успех расследования зависит от профессионального мастерства следователя, характера противодействия преступника, степени проявления дезорганизующих факторов. Для поддержания системы расследования в период ее функционирования в заданном (организованном) состоянии необходимо управление. Управление отдельным расследованием настолько переплетено с его организацией, что их разделение осуществляется большей частью с методической целью. Применительно к отдельному расследованию можно употреблять термин «организация», подразумевая под ним и управление.

      Управление осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законом и состоит в систематическом воздействии следователя, начальника следственного отдела, прокурора на систему расследования, в итоге которого принимается решение (как процессуального, так и непроцессуального характера) по поддержанию структуры в организованном состоянии. Организационно-управленческий аспект расследования выражается в процессуальном руководстве, координации, взаимодействии, контроле, учете всех действий в расследовании. Все это обеспечивает осуществление следственных и иных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законом и научно-практическими рекомендациями.

      Координация предполагает поддержание следователем связи с участниками расследования, получение от них информации, согласование и сочетание всех действий. В ходе расследования возможны отдельные отклонения участников расследования от выработанной структуры, намеченных согласованных действий. Координация в этом случае заключается в упорядочении всех действий в соответствии с целями расследования. Осуществляется координация как путем властных предписаний следователя в форме постановлений, так и путем согласования.

      Взаимодействие – другой уровень связи между следственными и иными действиями и их субъектами, устанавливающий согласованность по месту, времени, кругу лиц и тактическим приемам осуществления. Взаимодействие – это взаимосвязь, совместные действия. При взаимодействии возможна частичная кооперация функций (выполнение работником дознания по поручению следователя следственных действий, участие следователя в розыскных действиях гласного характера и др.).

      Посредством координации и взаимодействия в расследовании осуществляется взаимосвязь работников различных подразделений органа или самостоятельных организаций, принадлежащих к различным ведомствам.

      Организация немыслима без контроля. Контроль выражается в проверке хода и результатов выполнения постановлений, поручений, указаний и требований следователя. С целью проверки следователь может производить следственные действия, в том числе повторные.

      Организация представляет собой процесс: умственную деятельность и действия. Это процесс создания мысленной модели предстоящего расследования и действия по обеспечению его функционирования.

      Организация расследования – это процесс его упорядочения путем определения и конкретизации обстоятельств, подлежащих установлению, планирования, создания условий для качественного производства следственных действий, процесс руководства расследованием.

      Основным субъектом организации расследования является следователь, дознаватель. Руководитель следственного органа и начальник подразделения дознания участвует в организации в соответствии со своими процессуальными функциями.

      Уровни организации расследования. Организация расследования – это, по существу, организация отдельного акта расследования. Вместе с тем сущность организационного процесса – создание структуры деятельности – проявляется во всей системе расследования.

      Деление организации на уровни не произвольно. Оно детерминировано характеристикой элементов структуры системы расследования. По этому критерию выделяют четыре уровня организации: организация отдельного расследования; организация следственного действия; организация расследования в органе и административном районе; организация расследования в стране.

      Ранее рассмотрена организация расследования преступления. Тесно связана с ней организация следственного действия. Организовать следственное действие – значит принять решение о его проведении, определить цели, место, время, участников, составить план, создать условия, подготовить участников (инструктаж, мобилизация). Процесс организации следственного действия во многих случаях фактически сочетается с тактикой его производства. Первые два уровня организации изучаются криминалистикой.

      Большинство следователей одновременно расследуют несколько уголовных дел. По содержанию и структуре организация этой деятельности существенно отличается от организации отдельного расследования. Ее содержание выражается в распределении намеченных следственных действий во времени, согласовании их с реальными (в том числе материальными) возможностями органа расследования, других участников; перераспределении (корректировке) запланированных ранее сроков. Как видим, это совершенно иной уровень организации, точнее, подуровень третьего уровня организации расследования – в органе и административном районе (районе, области, республике). Одна из основных задач организации этого уровня – проверка научности, обоснованности создания структуры каждого расследования, создание условий для качественного расследования каждого преступления. Создание условий включает профессиональную подготовку кадров органов расследования, материальное обеспечение (в первую очередь средствами криминалистической техники и специалистами, транспортом, связью), возможность маневрирования силами и средствами. Это управленческий уровень.

      Организация расследования преступлений в стране близка к организации третьего уровня. Здесь важно определение целей и задач, стоящих перед правоохранительными органами в целом и органами расследования; имеют значение и иные факторы (изменение социально-политической обстановки, рост организованной преступности и др.). Организация сосредоточивается на разработке путей, средств и методов улучшения расследования и создании условий для достижения поставленных целей. На этом уровне осуществляется корректировка системы органов расследования (изменение структуры органа, упразднение одних и образование других ведомств и др.). Это государственно-правовой уровень.

      Все четыре уровня организации расследования взаимосвязаны. Основным, базовым, уровнем организации расследования необходимо считать первый – организацию расследования отдельного преступления. При всей значимости других уровней именно здесь решается вопрос борьбы с преступностью.

      Принципы организации являются исходными, основными положениями, отражающими наиболее общие, существенные свойства организации расследования, необходимые объективные, повторяющиеся связи между ее элементами. Действие этих принципов распространяется только на организацию расследования. Они не дублируют общие принципы уголовного судопроизводства, а выражают особенности основных положений организационного аспекта расследования.

      Организация расследования преступления – основной, базовый, уровень организации, поэтому ее закономерности должны учитываться во всех остальных уровнях. Положения процессуального закона, регулирующие основы организации расследования, должны определять законодательство (все нормативные акты) по организации расследования иных уровней. Требования уголовно-процессуального закона к организации отдельного расследования должны учитываться при разработке нормативных актов, регламентирующих организацию системы расследования в целом или его части (следственно-оперативная группа, структура следственного аппарата в стране и др.). в этом заключается реализация принципа учета закономерностей организации расследования преступления во всех иных уровнях.

      В организации расследования обязательно соблюдение иных принципов: соответствия прав, полномочий и обязанностей субъектов расследования; централизации расследования и руководящей роли следователя; соответствия профессионального уровня следователя криминалистической сложности производимого им расследования; информационного обеспечения следователя; оптимальной рабочей нагрузки следователя.

      Организационно-подготовительные действия в расследовании

      Организационно-подготовительные (организационно-технические) действия служат для создания условий для качественного расследования. Эти действия являются выражением организации.

      В расследовании осуществляются следующие основные виды организационно-подготовительных действий: беседа, консультации со специалистами, ознакомление с объектом, истребование документов, проверка, контрольная проверка, опечатывание, реконструкция, инструктаж, составление планов, совещание.

      Беседа – общение следователя с участниками расследования и иными лицами с целью получения ориентирующей информации. Характер беседы зависит от вопросов, выясняемых следователем, условий беседы и характеристики личности, с которой она ведется. В процессе беседы используются приемы оказания помощи в воспоминании события и некоторые другие методы, используемые при допросе свидетелей.

      Беседа проводится с различными целями: получения информации, проверка данных, подготовка к следственному действию и др. Чаще всего она сочетается с другими организационными действиями, образуя их комплекс – мероприятия. Например, нередко сочетаются беседа и ознакомление с объектом, консультацией.

      Чаще распространена беседа с целью получения сведений об источниках доказательств. Указанный вид беседы осуществляется избирательно, с учетом следственной ситуации, в случаях, когда следователю неизвестны лица, располагающие необходимыми сведениями. Распространены беседы с руководителями организации, где работал обвиняемый, с его родственниками, друзьями, руководителями общественных организаций.

      Консультация следователя со специалистом или иным сведущим лицом с целью получения информации о характере (особенностях, основных признаках) какого-либо процесса, события, явления. Полученная информация позволяет в дальнейшем эффективнее вести следственные действия (например, допросы подозреваемых, обвиняемых). Этот вид организационно-подготовительной деятельности, как правило, предполагает ознакомление с объектом: изучение документов, наблюдение технологического процесса и др. Например, расследуя дело о столкновении и гибели двух пассажирских самолетов в районе острова Утриш Краснодарского края, следователь провел несколько бесед со специалистами в области управления полетами. Такие беседы и консультации наряду с изучением инструкций и другой служебной литературы помогли следователю со знанием дела не только провести допросы специалистов гражданской авиации, но и качественно расследовать уголовное дело.

      Ознакомление с объектом производится путем личного восприятия следователем объекта в сочетании с беседами. Чаще встречается ознакомление с характером деятельности организации, местом предстоящего следственного действия, с условиями жизни, работы определенного лица.

      Истребование документов осуществляется следователем в ходе расследования. Это непроцессуальное действие следователя или работника дознания, состоящее в получении по его письменному или устному требованию характеристик, справок о судимости, а также иных документов и предметов.

      Опечатывание осуществляется для изоляции различных объектов до их исследования путем следственных действий. Потребность в опечатывании возникает, когда следователь не в состоянии практически осуществить принцип параллельности производства следственных действий (при расследовании должностных, хозяйственных преступлений, хищений и пр.). Цель опечатывания – сохранение следов и вещественных доказательств до следственного действия, ибо они могут быть утрачены в результате усилий заинтересованных лиц или хозяйственной деятельности.

      Опечатывание должно быть обоснованным и по возможности существенно не нарушать хозяйственной или иной деятельности организации или гражданина, т.е. быть краткосрочным. Перед опечатыванием объекта (сейфа, шкафа, контейнера, помещения и др.) следователь (работник органов дознания) убеждается в его состоянии. Затем объект закрывается в присутствии владельца (должностных лиц организации или гражданина) и понятых, о чем составляется краткий протокол (акт). Если надобность в опечатывании отпадает, оно прекращается по письменному распоряжению следователя или об этом делается отметка в протоколе следственного действия (осмотра помещения, например).

      Проверка заключается в установлении каких-либо фактов (причин неявки лица на допрос, болезни лица, факта проживания в определенном месте и пр.). Проверка осуществляется следователем или работником полиции, представителем общественности. В отдельных случаях факт проверки удостоверяется документально: составляется справка или акт.

      Контрольная проверка проводится с целью установления характера и содержания финансово-хозяйственной операции, процесса или сделки. Если она осуществляется должностным лицом организации, то регламентируется ведомственной инструкцией и относится к служебным проверочным действиям. Особенность контрольной проверки заключается в том, что о ней, как правило, предварительно не сообщается проверяемым. Содержание действия фиксируется в присутствии понятых, после чего объявляется о проверке и составляется акт (протокол). Нередко вслед за этим производится опечатывание или выемка, получение образцов для сравнительного исследования.

      Криминалистическая реконструкция – основанное на материалах уголовного дела материальное восстановление отдельных обстоятельств исследуемого события, объекта с целью получения достоверных результатов последующих следственных действий. Чаще всего реконструкция предшествует следственному эксперименту.

      Организационно-подготовительные действия не регламентируются уголовно-процессуальным законом, но они вытекают из требований этого закона, составляют основное содержание непроцессуальной деятельности следователя в расследовании.

      Организация расследования отдельного преступления

      Организационный процесс в расследовании начинается в основном с определения и конкретизации целей. Расследование имеет ряд целей, которые принято делить на: конечную – установление истины; общие: раскрытие преступления, т.е. установление всех юридически значимых обстоятельств и др.; тактические — цели следственных действий и тактических операций.

      Расследование направлено на установление обстоятельств преступления посредством исследования их отображений. Совокупность этих отображений образует предмет познания в расследовании или обстоятельства, подлежащие установлению по делу (предмет расследования).

      Задача следователя – на основе имеющихся фактических данных определить, какие обстоятельства он должен установить в ходе расследования.

      Механизм целеопределения в расследовании в общем виде выглядит так. В начале расследования следователь предполагает наличие определенного вида преступления. Он конкретизирует обстоятельства, входящие в предмет доказывания (место, время и др.), на основе исходной информации. Недостаток ее закономерно влечет несколько предполагаемых вариантов существования различных обстоятельств события, т.е. строятся следственные версии. Лишь некоторые обстоятельства известны с самого начала, и гипотезы в отношении их не выдвигаются.

      Из построенных по делу версий выводятся логические следствия, т.е. не известные на данный момент обстоятельства, но могущие реально существовать. Круг предполагаемых обстоятельств должен быть исчерпывающим. Эти обстоятельства представляют собой вопросы, на которые необходимо получить ответы в ходе расследования. Их установление выступает в роли целей следственных действий и тактических операций.

      Если в первичной информации не содержатся сведения о признаках преступления, то первоначальный этап процесса целеполагания несколько сложнее. Одно и то же обстоятельство может быть признаком и преступления, и иного не преступного, события.

      Целеполагание (целеопределение) – мыслительный процесс, заключающийся в анализе следователем доказательств и иной информации и определении целей расследования. Сложность целеполагания заключается в том, что на начальном этапе расследования, исходя из конкретной ситуации, непросто определить, какие факты должны иметь место. Знание следователем криминалистической характеристики расследуемого преступления – первое условие успешной конкретизации обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Необходим анализ известных данных, каждого элемента предмета доказывания, мысленный поиск всех возможных промежуточных фактов, которые могли бы обосновать каждое из этих обстоятельств в конкретном случае. Выдвижение версий по элементам предмета доказывания закономерно ведет к появлению общеверсионных вопросов, т.е. таких, разрешение которых нужно для проверки и данной, и некоторых других версий.

      В системе расследования существует группа целей так называемого вневерсионного характера. Они определяются следователем на основании особенностей криминалистической характеристики преступления (например, установление функциональной структуры предприятия при расследовании должностных и иных преступлений) или входят в число обстоятельств, подлежащих установлению по делу (истребование характеристики обвиняемого, его взаимоотношения с потерпевшим и др.). Следственные версии могут выдвигаться при производстве следственных действий по достижению этих целей.

      Таким образом, в расследовании существует несколько уровней целей: общие, тактические, а также определяемые следственными версиями, общеверсионные и вневерсионные. Все они взаимосвязаны между собой, образуя систему целей по уголовному делу.

      Планирование расследования. С целеопределением непосредственно связано планирование – сложная умственная деятельность по соединению всех элементов структуры расследования в единое целое с учетом обеспечивающих и технических мероприятий. Планирование – процесс изучения доказательственной и иной информации и определение путей, средств и методов расследования, последовательности, сроков, участников следственных и иных действий. Материальное выражение планирования – письменный план по делу.

      Планирование непосредственно связано с построением следственных версий, целеопределением. С методической целью планирование можно разделить на ряд этапов.

      1. Анализ следственной ситуации. Следователь определяет, что известно по делу, уясняет систему сформированных целей расследования, содержание следственной ситуации, выделяет общеверсионные и вневерсионные вопросы.
      2. Выбор средств для достижения целей расследования. Следователь мысленно воспроизводит рекомендации методики расследования данного вида преступления с учетом анализа следственной ситуации и выбирает оптимальные для нее следственные и иные действия.
      3. Определение оптимального сочетания следственных и иных действий, последовательности, места и времени их производства. Это один из ответственнейших элементов планирования; В выборе вариантов сочетания действий превалирует тактический интерес, т.е. способы осуществления действий. Продумывается в общем тактика избираемых действий, связь каждого из них с другими действиями. Последовательность действий определяется требованиями уголовно-процессуального закона, неотложностью и тактической целесообразностью, т.е. может быть однозначной, альтернативной или безразличной. Принимаются во внимание возможность изменения, утраты фактических данных, трудоемкость предстоящих действий (объем, реальные условия и возможности), связь с другими действиями.

      У следователя могут складываться несколько вариантов возможных моделей следственных и иных действий. Их анализ, оценка и выбор оптимального варианта позволят определить направление расследования. Направление расследования – это содержание и порядок (последовательность) деятельности следователя по установлению обстоятельств исследуемого события. До конкретизации и построения системы целей по делу следователь производит следственные действия в последовательности, диктуемой положениями методики расследования и характером следственной ситуации. В ходе целеопределения и планирования намечается направление расследования. На начальном этапе расследования ввиду информационной недостаточности может быть несколько направлений.

      Избрание направления расследования связано с принципами проверки следственных версий, прежде всего с параллельностью проверки. Параллельность проверки означает, что следователь, производя любое следственное действие, направленное в основном на проверку наиболее вероятной версии, должен предусматривать, насколько это возможно, и проверку остальных версий. В малые временные отрезки параллельность проверки может нарушаться (в первую очередь проверяются наиболее вероятные версии), в более продолжительные (по существу, тоже малые – несколько дней) – параллельность проверки всех версий обязательна, что и отражается в плане расследования.

      4. Определение сил расследования, конкретизация исполнителей следственных и иных действий. В большинстве простых и усложненных расследований основным и единственным исполнителем всех действий является следователь. В сложных расследованиях необходимо определить количество оперативных и иных работников органа дознания, специалистов, персонифицировать их. В этот момент решается вопрос о создании следственно-оперативной группы.

      5. Корректировка плана. Планирование динамично, собирание новых данных побуждает следователя изменять, дополнять план. Изменения плана возможны и вследствие принятия следователем к производству других уголовных дел.

      Изложенные этапы планирования взаимосвязаны между собой. Они обязательно проявляются в планировании любого расследования. Процесс их осуществления протекает как единое целое: анализ следователем своих возможностей, сил и средств расследования; определение исполнителей по направлениям, участкам расследования; объединение отдельных планов в единый план расследования по делу.

      Единый план должен охватывать все подвиды деятельности в расследовании (оперативных работников, специалистов и др.). Если это объемно, то каждый из участников расследования составляет для себя план участия в расследовании на основе общего плана работы по делу.

      Составленный план анализируется с целью определения характера организационно-управленческой ситуации. Она может быть упорядоченной: система целей сформирована правильно, пути и средства их достижения определены криминалистически грамотно, следователь располагает возможностями для достижения намеченных целей. Но может быть и негативной, отражающей специфическое соотношение организационных трудностей расследования и недостаточных возможностей у следователя для их преодоления. Преодоление негативной ситуации возможно усилиями следователя и с помощью руководителя органа расследования.

      1. индивидуальность означает обязательность учета особенностей конкретного расследования;
      2. динамичность отражает необходимость учета развития и изменения следственных ситуаций, объема доказательственной и ориентирующей информации;
      3. конкретность плана – детальность и четкость его составных элементов, учитывающих фактические данные по делу;
      4. реальность – соответствие планируемых мероприятий возможностям следователя и органа расследования с учетом научно-практических рекомендаций;
      5. оптимальность – выбор наиболее эффективных для данной следственной ситуации научно-практических рекомендаций.

      Техника планирования. Существуют различные формы плана. Он может быть развернутым, фиксирующим все детали предстоящего расследования, или представлять собой краткие заметки. Это зависит от криминалистической сложности расследования. Но в любом случае план по уголовному делу должен содержать перечень обстоятельств, подлежащих установлению (цели действий), следственные и иные действия, посредством которых предполагается это сделать, время и субъектов действия.

      В плане указываются общеверсионные вопросы, а затем разделы по проверке каждой версии.

      По сложным и особо сложным расследованиям дополнительно к общему плану по делу составляются планы по различным эпизодам преступной деятельности. Составляются также схемы, графики, «лицевые счета», картотеки и другие вспомогательные формы фиксации эпизодов преступной деятельности или различных обстоятельств, подлежащих установлению.

      Большинство следователей расследуют одновременно несколько уголовных дел, поэтому необходимо составлять календарный план работы на определенный отрезок времени, например на неделю. Форма календарного плана может быть различной, но должна содержать основные элементы: следственные и иные действия, проводимые в определенные дни и часы недели; наименование дела. Квалифицированные следователи используют сокращенную форму календарного плана: на листках настольного календаря указываются время, наименование следственного или иного действия, фамилии участников. Отметим, что к такой форме плана можно прибегать лишь при условии прочного усвоения методики составления развернутого календарного плана.

      После составления плана перед следователем стоит сложная задача – организовать производство намеченного. Путем производства организационно-подготовительных действий создаются условия для проведения следственных действий: мобилизуются возможности участников, прежде всего специалистов, осуществляется координация действий, производимых следователем, с оперативно-розыскными и служебными проверочными действиями, взаимодействие следователя с иными участниками расследования. Следователь руководит расследованием.

      В ходе расследования могут возникать криминалистически сложные ситуации, когда незначительно количество данных о причастности конкретного лица к совершению преступления, когда преступление совершено в условиях неочевидности или расследование усложняется из-за большого количества обвиняемых, эпизодов преступной деятельности и др. Это усложняет организацию расследования, которая характеризуется:

    6. большим числом выдвигаемых следственных версий, усложненным целеопределением и объемным планированием;
    7. обязательным участием в расследовании оперативных работников;
    8. необходимостью дополнительных организационно-подготовительных действий по координации и взаимодействию всех участников расследования и мобилизации их возможностей;
    9. созданием следственно-оперативных групп как временного процессуального объединения для производства расследования.
    10. Организация отдельного расследования связана с построением следственных версий и включает в себя целеопределение, планирование, создание условий и руководство расследованием. Все эти элементы взаимосвязаны и представляют собой единый организационный аспект расследования.

      Независимо от сложности расследования организация является его образующим началом, придающим расследованию упорядоченность, целенаправленность.

      Структурно организационный процесс включает следующие взаимосвязанные элементы:

      • организацию проверки сведений о преступлении и получения исходной информации путем производства первоначальных неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
      • целеопределение;
      • планирование;
      • создание условий для качественного расследования;
      • мобилизацию участников расследования; руководство расследованием в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона;
      • организацию следственных действий и тактических операций;
      • взаимодействие с органами дознания и иными органами и должностными лицами, участвующими в расследовании; координацию действий участников расследования;
      • организацию выявления подозреваемого, изобличения обвиняемого; организацию завершающего этапа расследования.
      • Организация следственного действия

        Расследование преступлений представляет собой сочетание следственных, иных процессуальных, а также организационно-подготовительных, оперативно-розыскных и служебных проверочных действий. Последние два вида действий осуществляются не по всем расследованиям. Ведущую роль в расследовании играют следственные действия как средства получения доказательств.

        Организация следственного действия — процесс образования его структуры, создания условий для успешного осуществления, руководства ходом следственного действия.

        Структура следственного действия включает цель, субъекта, место, время, участников, объект, условия и тактические приемы производства. Цели следственных действий формируются еще в ходе планирования расследования по делу. Нередко перед производством действия необходима конкретизация его целей. Определение содержания предстоящего следственного действия связано с выбором тактических приемов его производства. Организация в данном случае имеет для тактики действия обеспечивающий характер.

        Уяснению целей следственного действия способствует изучение материалов уголовного дела и иной ориентирующей информации. Определение тактики действия позволяет решить вопрос о месте, времени и участниках. При организации следственных действий, где нет явного противодействия следователю, место и время действия определяются до избрания тактики.

        Подготовка к следственному действию выражается чаще всего в организационно-подготовительных действиях, направленных на собирание ориентирующей информации. Объем подготовки зависит от значения следственного действия в расследовании информации, которой располагает следователь, и от сложности самого действия. Например, допрос свидетеля и допрос подозреваемого значительно отличаются по объему их организации.

        Итак, анализ материалов уголовного дела позволяет уточнить цели следственного действия, определить место, время его производства, участников. В итоге составляется план следственного действия как продолжение, развитие плана по делу. Процесс этот обычно необъемный, письменный план составляется редко, но планирование обязательно. Иначе следователь не застрахован от негативных неожиданностей, а то и от провала следственного действия. Письменное планирование сложных следственных действий помогает быстро сосредоточиться на тактике производства, соблюсти последовательность, не упустить деталей. План включает вопросы, которые необходимо разрешить путем данного следственного действия. Вопросы даются в последовательности, определяемой тактикой действия.

        План может корректироваться по ходу действия. Некоторые следственные действия трудно спланировать заранее (например, осмотр места происшествия). Такие действия планируются непосредственно перед их началом (например, в ходе предварительного обзора при осмотре).

        Руководство следственным действием процессуальный закон возлагает на следователя. Оно начинается с подбора некоторых участников. Мобилизация участников следственного действия может осуществляться как до его производства (в период подготовки), так и в ходе следственного действия. В первом случае она нередко носит характер инструктажа. Суть его – в четком определении роли каждого участника предстоящего действия (например, инструктаж участников группового обыска). В ходе следственного действия (особенно в его начале) мобилизация состоит в разъяснении участникам их прав и обязанностей, а в дальнейшем – в контроле следователя за действиями участников.

        Разумеется, учитываются процессуальное положение, функции каждого из них.

        Важна и необходима самоподготовка следователя. Он должен вспомнить или изучить научно-практические рекомендации, проконсультироваться со специалистами, более квалифицированными коллегами, руководством и, наконец, психологически настроиться на серьезную и ответственную работу.

        Всю организационно-подготовительную работу к следственному действию принято делить на две части: до следственного действия и непосредственно в ходе сто производства. Объем каждой из них зависит от сложности действия (количество участников, технические средства, объем разрешаемых вопросов).

        Таким образом, содержание организации следственного действия структурно выглядит так:

      • принятие следователем решения о производстве конкретного следственного действия (на основе изучения материалов дела, иной информации);
      • определение структуры следственного действия (цели, места, времени, содержания, участников);
      • собирание дополнительной информации (при необходимости);
      • самоподготовка следователя;
      • планирование следственного действия;
      • подготовка, создание условий для следственного действия;
      • подбор участников, разъяснение им прав и обязанностей, мобилизация для активного функционирования;
      • руководство следственными действиями.
      • Организационный аспект расследования основан на требованиях уголовно-процессуального закона. Организация играет образующую роль и обеспечивающее значение. Посредством организации расследование упорядочивается и оптимизируется.

        be5.biz

        Читайте так же:  Закон о сотовых телефонов

    Обсуждение закрыто.