Полномочия центра занятости населения

Полномочия центра занятости населения

Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда

В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения. Одним из главных направлений государственной политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.

Из п. 1 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения:

1) обеспечивать реализацию федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости населения, выключая программы занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

2) оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

3) организовывать при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;

4) осуществлять социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;

5) давать консультации по вопросам применения законодательства о занятости населения.

Данный перечень обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим. Перечисленные обязанности корреспондируют в соответствующим правам граждан, а в ряде случаев и работодателей. Например, обязанности органов службы занятости оказывать содействие в поиске работы корреспондирует право гражданина требовать предоставления подходящей работы, а также право работодателей на подбор необходимых работников.

Помимо Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 30 ноября 2000 года N 274. В нем имеются дополнительные по сравнению с названным Законом обязанности органов службы занятости, к примеру, обязанность осуществлять контроль за исполнением работодателями независимо от их форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости населения. Возложение дополнительных обязанностей на органы службы занятости путем принятия подзаконных актов не противоречит действующему законодательству. Новые обязанности органов службы занятости корреспондируют дополнительным правам граждан, что соответствует правовым принципам.

Из названных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов службы занятости, можно выделить следующие права этих органов:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;

2) посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, принимать участие в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения, участвовать в решении других вопросов, относящихся к компетенции органов службы занятости;

3) выступать в качестве учредителей учебных центров;

4) разрабатывать и вносить предложения по вопросам квотирования рабочих мест для лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

5) давать заключения о привлечении иностранной рабочей силы;

6) давать заключения по вопросам лицензирования деятельности по содействию занятости населения.

Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими обязанностям граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. Напомним еще раз, что в соответствии со ст. 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие обязанностям работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими дополнительным обязанностям работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих обязанностям граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

www.hr-portal.ru

Полномочия Центра занятости населения

Я зарегистрирован в Центре занятости населения. По причине метеоусловий (я находился за чертой города) в указанный срок не смог явиться для получения направления на работу и перерегистрацию. Приехал на следующий день и написал объяснение не своевременной явки. В итоге: меня лишили 100% пособия сроком на 1 месяц, и я остался без средств к существованию. Правомерны ли действия сотрудников Центра занятости?

3 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

Олег, добрый вечер !

Если у Вас есть письменные доказательства того, что Вы не смогли приехать в тот назначенный день, то Вы вправе обжаловать это действие Службы занятости в суд.

Согласно абзацу 5 части 3 статьи 35 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан:

1. Листок нетрудоспособности.

2. Документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе.

Читайте так же:  Почему пришел налог на квартиру

3. Документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя.

4. Документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого.

5. Документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.

6. Документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.

7. Документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство).

8. Документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения.

9. Решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

Источник: Приказ Минтруда России от 15.01.2013 N 10н

«Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан»

(Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27139)

www.9111.ru

Полномочия центров занятости населения

Вопрос-ответ по теме

Есть ли у центров занятости населения полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях? Если , например , работодатель не примет на квотируемую должность работника-инвалида , каковы действия центра занятости населения?

Правом составлении протокола по ст. 5.42 КоАП РФ. Центры занятости населения не обладают. Таким правом обладают должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ , осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения , т. е. соответствующие управления ( комитеты) по труду и занятости населения в конкретном субъекте РФ.

Можно предположить , что при наличии информации об отказе работодателя в приеме на работу на квотируемую должность работника-инвалида , центр занятости населения сообщит о данном факте в управление ( комитет) по труду и занятости населения субъекта РФ , полномочные проводить проверки и составлять протоколы , для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист».

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 28.3. Должностные лица , уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

2. Помимо случаев , предусмотренных частью 1 настоящей статьи , протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти , их структурных подразделений и территориальных органов , должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями , возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации , должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора , указанные в настоящей статье:

87) должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации , осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, — об административных правонарушениях , предусмотренных статьями 5.42 , 13.11.1 , частью 1 статьи 19.5 и статьей 19.7 настоящего Кодекса;

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

2) поступившие из правоохранительных органов , а также из других государственных органов , органов местного самоуправления , от общественных объединений материалы , содержащие данные , указывающие на наличие события административного правонарушения*;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц , а также сообщения в средствах массовой информации , содержащие данные , указывающие на наличие события административного правонарушения ( за исключением административных правонарушений , предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);*»

2.Постановление Верховного Суда Р. Ф. от 09.11.2011 № 49-АД11−4

« Как усматривается из материалов дела , в ходе проведенной 19 января 2011 года Управлением государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в отношении индивидуального предпринимателя Павлова А. С. проверки соблюдения законодательства о занятости населения выявлено , что Павловым А. С. отказано в принятии на работу пяти инвалидам , направленным ему , как индивидуальному предпринимателю , в ноябре 2010 года Центром занятости населения Туймазинского района в счет квоты , установленной приказом Управления ГСЗН Республики Башкортостан от 01.02.2010 № 12 ( индивидуальному предпринимателю Павлову А. С. установлена квота в количестве 29 рабочих мест , на которые необходимо трудоустроить инвалидов).

По данному факту 19 января 2011 года в отношении Павлова А. С. составлен протокол об административном правонарушении , предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении ( л.д. 2 — 4), сообщением директора Г. У. Центр занятости населения Туймазинского района ( л.д. 7),* копией свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе Павлове А. С. ( л.д. 23), справкой о численности работников у И. П. Павлова А.С. ( л.д. 24), получившими оценку в совокупности с другими собранными по делу доказательствами в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Павлова А. С. правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.»

www.law.ru

Структура и полномочия органов службы занятости населения

Статьи по теме

Сулейманова Г. В.

канд. юридич. наук, доцент кафедры гражданского процессуального и трудового права Южного федерального университета

Служба занятости населения – это система государственных органов, деятельность которых направлена на:

оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

Читайте так же:  Дтп моральный вред госпошлина

организацию мероприятий активной политики занятости населения;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Согласно ст. 15 Закона о занятости государственная служба занятости населения включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия;

государственные учреждения службы занятости населения.

Структурно все органы службы занятости можно разделить на три уровня: федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости (далее – Роструд) находится в ведении Минтруда России и осуществляет свою деятельность на основании положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (далее – Положение о Роструде).

Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Роструд возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра труда и социальной защиты РФ (п. 8 Положения о Роструде).

Финансирование расходов на содержание аппарата Роструда, ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете (п. 10 Положения о Роструде).

Роструд является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ (п. 11 Положения о Роструде).

На уровне субъекта РФ функции органа службы занятости осуществляет Управление или Департамент государственной службы занятости, который входит в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, и является органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, переданные субъектам РФ.

Полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ перечислены в ст. 7.1 Закона о занятости. К ним в частности относятся:

существление контроля за:

обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;

приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

регистрацией инвалидов в качестве безработных;

регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;

оказание в соответствии с законодательством о занятости населения соответствующих государственных услуг, например, таких как:

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и т.д.

разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан и т.д.

Управление (Департамент) в целях реализации своих полномочий имеет право:

по вопросам, отнесенным к компетенции управления, издавать приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности управления — приказы и распоряжения ненормативного характера;

разрабатывать методические материалы по оказанию государственных услуг в сфере занятости;

вносить предложения о включении своих представителей в состав координационных комитетов содействия занятости населения, других общественных и консультативных органов, образованных в субъекте РФ и связанных с деятельностью управления;

направлять своих представителей в установленном порядке в организации для ознакомления с условиями труда, соответствием уровня организации работы по прохождению профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования работающих потребностям рынка труда, для участия в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения работников, а также для решения других вопросов, входящих в компетенцию управления.

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, связанным с деятельностью управления;

запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач;

участвовать в пределах своей компетенции в реализации международных программ по вопросам занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции.

На уровне муниципальных образований – городов и районов полномочия государственной службы занятости осуществляют государственные учреждения – центры занятости населения.

Основными задачами центров занятости являются:

обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;

оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции.

К функциям центров занятости населения относятся:

регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;

информирование о положении на рынке труда;

организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

Читайте так же:  Ооо юрист отзывы

психологическая поддержка, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

организация проведения оплачиваемых общественных работ;

организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

содействие самозанятости безработных граждан;

выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;

содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

участие в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;

обобщение практики применения законодательства о занятости, трудовой миграции, готовит предложения по их совершенствованию;

формирование предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан;

формирование, ведение банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;

обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;

организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы.

www.pro-personal.ru

Экономика труда

Рекомендации

Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.
Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

  1. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
  2. информирование о возможностях трудоустройства;
  3. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
  4. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
  5. организация общественных работ;
  6. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
  7. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
  8. регистрация безработных;
  9. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
  10. оформление досрочного выхода на пенсию;
  11. разработка программ занятости;
  12. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:
I уровень — федеральная служба занятости;
II уровень — региональные организации службы занятости;
III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.
Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
  • оказание помощи в выборе работы;
  • организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:
  • разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
  • поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
  • определение основных направлений профессионального обучения;
  • создание правовой и нормативной базы функционирования;
  • координация работы региональных и местных служб занятости.
  • Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др.
    Основными источниками финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования.
    В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек.
    Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости.
    Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе следующих принципов:

    • опережающее обучение;
    • содействие самозанятости населения;
    • формирование социального заказа на обучение;
    • предоставление различных услуг в выборе профессий и специальностей;
    • предоставление преимуществ в обучении для граждан, нуждающихся в социальной защите, т. е. для лиц, долгое время не имеющих работу, молодежи, инвалидов, одиноких, многодетных, беженцев, женщин и др.
    • Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, в том числе такие:

      • методическая помощь в организации профессионального обучения;
      • организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе;
      • подготовка граждан для предпринимательской деятельности;
      • стимулирование деловой активности населения;
      • консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам.

      laboureconomics.ru

Обсуждение закрыто.