Подгузники таможня суд

Подгузники таможня суд

Постановление от 20 января 2017 г. по делу № А56-52528/2016

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

Дело №А56-52528/2016
20 января 2017 года
г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

председательствующего Толкунова В.М.

судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.,

от заявителя: Омельченко И.Ю., по доверенности от 21.12.2016, Васильев С.В., по доверенности от 21.12.2016

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30587/2016) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2016 по делу № А56-52528/2016 (судья Калайджян А.А.), принятое

по заявлению ООО «НТС «Градиент»

к Балтийской таможне

об оспаривании решений

Общество с ограниченной ответственностью «НТС «Градиент» (ОГРН 1027739304570, ИНН 7720125736, место нахождения: 129301, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, д. 14, корп. 1; далее – заявитель, ООО «НТС «Градиент», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Балтийской таможне (ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014, место нахождения: 198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А; далее — Таможня, таможенный орган) о признании недействительными решений от 05.05.2016 № РКТ-10216110-16/000197, от 11.05.2016 № РКТ-10216110- 16/000201, от 11.05.2016 № РКТ-10216110-16/000202, от 14.05.2016 № РКТ-10216110-16/000210, от 14.05.2016 № РКТ-10216110-16/000209, от 17.05.2016 № РКТ-10216110-16/000081, от 17.05.2016 № РКТ-10216110-16/000212, от 17.05.2016 № РКТ-10216110-16/000214, от 19.05.2016 № РКТ-10216110-16/000278 по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД).

Решением суда от 04.10.2016 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный

акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы таможенный орган ссылается, что оба компонента (целлюлозные волокна и гранулы абсорбента) выполняют функцию впитывания и удержания жидкости, смешаны друг с другом, дополняют функционально друг друга и взятые вместе образуют единое целое (абсорбирующий слой), компонент абсорбирующего слоя, обладающий большей абсорбционной способностью, выделить невозможно. По мнению Таможни, такой компонент следует определять не только исходя из массовых долей компонентов (целлюлозы и суперабсорбента), но и исходя из впитывающей способности компонентов. Согласно экспертному заключению от 07.07.2015 № 45 и видеоматериалу именно гелеобразующая добавка обладает большими впитывающими свойствами по удержанию в изделии жидкости. Таким образом, Таможня полагает, что при принятии оспоренных в деле решений правильно применила ОПИ ТН ВЭД и верно истолковала положения Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.09.2014 № 156.

В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда без изменения, считая его правильным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество на основании контрактов о дистрибьюторской и сбытовой деятельности от 01.01.2013 № 55/13, от 01.01.2016 № 60/16, заключенных с компанией KAO CORPORATION (Япония), ввезло на территорию Российской Федерации и предъявило на основании деклараций о товаре (далее – ДТ) № № 10216110/040516/0027213, 10216110/100516/0028743, 10216110/00516/0028644, 10216110/130516/0029508, 10216110/130516/0029528, 10216110/081215/0066094, 10216110/021215/0064606, 10216110/200116/0002796, 10216110/190216/0009893 к таможенному оформлению по процедуре «выпуск для внутреннего потребления» товар: санитарно-гигиенические изделия детские одноразового использования на целлюлозно-бумажной основе (распушенная целлюлоза и бумага полностью заделана в нетканый материал из полиолефина) (детские подгузники) (далее — товар), в ассортименте. Состав слоев товара: верхний слой — полиолефин и нетканый полиэстер; абсорбирующий слой — целлюлоза (хлопковый пух), бумага, абсорбирующий полимер; оборотная сторона — полиолефиновая пленка, нетканый полиолефин, изготовитель — KAO CORPORATION, Япония, товарный знак — MERRIES.

При декларировании товара Обществом были предоставлены все необходимые для таможенных целей документы, предусмотренные требованиями Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), в том числе: контракт, инвойс, коносамент, свидетельства государственной регистрации товара, ингредиентные листы, декларация о соответствии и другие товаросопроводительные документы, заключения таможенных экспертов ЭКС ЦЭКТУ в отношении предыдущих поставок товаров, подтверждающие описание и характеристики декларируемого товара.

В графе 33 ДТ декларантом заявлен классификационный код товара 9619 00 210 0 по ТН ВЭД: «Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: — из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы: — детские пеленки и подгузники и аналогичные санитарно-гигиенические изделия: — детские пеленки и подгузники». Ставка ввозной таможенной пошлины – 5 %.

В числе документов, подтверждающих заявленный код ТН ВЭД, имелись заключения таможенного эксперта, оформленные по предыдущим поставкам, а именно заключение таможенного эксперта ЦЭКТУ от 20.12.2012 № № 620/11-2012, 621/11-2012, акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 10.09.2012 № 10702000/206/100912/А0223, а также экспертное заключение Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты от 26.06.2015 № 002-11-02065.

Таможенный орган усомнился в правильности заявленного кода ТН ВЭД и в ходе таможенного контроля принял решения о назначении (первичной, идентификационной) таможенной экспертизы для проверки правильности классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, в связи с чем таможенным органом был осуществлен отбор образцов товара, о чем составлены соответствующие акты отбора проб и образцов.

Товары были выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» под обеспечение, исходя из произведенного таможенным органом расчета размера обеспечения, путем внесения денежного залога в общей сумме 35 908 848 руб. 77 коп. на основании форм корректировки ДТ, таможенных расписок №№ ТР-6612550, ТР-6606499, ТР-6613596, ТР-6614287, платежных поручений №№ 302, 303 от 27.04.2016, №№ 345, 346 от 28.04.2016, №№ 522, 523 от 04.05.2016, № 41 от 10.12.2015, № 761 от 30.11.2015. № 293 от 21.01.2016, № 107 от 15.02.2016.

По результатам проведения таможенной экспертизы данных и ранее ввезенных товаров тех же наименований и артикулов Экспертно-криминалистической службы — регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЭКС ЦЭКТУ) на таможенный пост направлены заключения таможенного эксперта от 17.02.2015 № 001515, от 17.02.2015 № 001512, от 17.02.2015 № 001513, от 17.02.2015 № 001517, от 16.12.2014 № 171/12-2014, от 11.02.2016 № 044061, от 02.03.2015 № 002764, от 01.02.2016 № 043484, от 01.02.2016 № 043485, от 08.02.2016 № 000529, от 01.02.2016 № 043506, от 03.03.2014 № 002739. от 15.02.2016 № 003431 (далее совместно — заключения таможенного эксперта).

Не смотря на то, что выводы, содержащиеся в заключениях таможенного эксперта, оказались аналогичны тем, к которым пришли эксперты в заключениях, оформленных по предыдущим поставкам и имеющихся в комплекте документов, предоставленных Обществом в таможенный орган, на основании указанных заключений таможенного эксперта таможенным органом были приняты обжалуемые решения по классификации товара, в соответствии с которыми товар отнесен к товарной подсубпозиции 9619 00 900 1 ТН ВЭД: «Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: — из прочих материалов: — детские пеленки и подгузники». Ставка ввозной таможенной пошлины — 10 %.

Посчитав решения о классификации товаров не соответствующими закону и нарушающими свои права и законные интересы, ООО «НТС «Градиент» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.

Согласно статье 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств — членов таможенного союза.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены «Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» и «Единый таможенный тариф Таможенного союза», которым установлены основные правила интерпретации ЕТН ВЭД (далее — ОПИ ЕТН ВЭД).

Выбор конкретного кода ЕТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре: определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ЕТН ВЭД в соответствии с ОПИ ЕТН ВЭД.

ОПИ ЕТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащего описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.

Из правила 3 (а) следует, что в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.

Читайте так же:  Пособия для беременных в 2013 году

В соответствии с правилом 3 (б) ОПИ ТН ВЭД смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.

Согласно правилу 3 (в) следует, что товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правил 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Фактор, который определяет основное свойство, будет различным для разных видов товаров. Он может, например, определяться природой материала или компонента, его объемом, количеством, массой, стоимостью или же ролью, которую играет этот материал или компонент при использовании товара.

Общество классифицировало товар в подсубпозиции 9619 00 210 0 ТН ВЭД, куда относятся: «Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: — из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы: — детские пеленки и подгузники».

Ввезенный товар — «санитарно-гигиенические изделия детские одноразового использования на целлюлозно-бумажной основе (распушенная целлюлоза и бумага полностью заделана в нетканый материал из полиолефина)» (детские подгузники) подробно описан (состав, назначение) в товаросопроводительных документах, предоставленных Обществом при таможенном оформлении: ингредиентные листы, заключения таможенного эксперта по предыдущим поставкам, согласно которым ввозимые товары являются подгузниками детскими одноразовыми и состоят из нескольких слоев: внутренний покровный — нетканый материал; внешний покровный слой — нетканый материал; фиксирующие слои — бумажное полотно; абсорбирующий слой, в том числе целлюлозные волокна — 47 процентов (80-83 мас.% абсорбирующего слоя), абсорбент — 7 процентов (17-20 мас.% абсорбирующего слоя); защитный слой — полимерная пленка.

В экспертных заключениях экспертом ЭКС ЦЭКТУ сделан вывод о том, что преобладающим в исследуемом товаре является полотно из целлюлозных волокон, основную функцию абсорбирующего слоя выполняет полотно из целлюлозных волокон, гелеобразующая добавка вводится в состав абсорбирующего слоя с целью усиления впитывающих свойств изделий и удержания в нем большего количества жидкости.

Таким образом, основное свойство товару придает абсорбирующий слой, основную функцию абсорбирующего слоя — впитывание и удержание жидкости в представленных образцах выполняет полотно из целлюлозных волокон. Гелеобразующая добавка всего лишь усиливает впитывающие свойства изделия и удержания в нем большего количества жидкости. Ни из заключения эксперта, ни из иных представленных в материалы дела документов не следует, что основное свойство товару придает именно гелеобразующая добавка.

При этом из описания товара и его структуры, данного экспертом, а также содержащегося в товаросопроводительных документах, можно сделать вывод, что состав и количество гелеобразной добавки может варьироваться, что, безусловно, повлияет на объем впитываемой жидкости, но при этом указанная добавка должна быть встроена в абсорбирующий слой из целлюлозных волокон, чтобы в полной мере выполнять свою функцию и предназначение. При этом и без гелеобразующей добавки товар будет выполнять функцию впитывания и удержания жидкости за счет полотна абсорбирующего слоя из целлюлозных волокон, однако использование гелеобразующей добавка без полотна из целлюлозных волокон, исходя из структуры изделия, скорее всего, невозможно.

Данный вывод подтверждается также правилами, содержащимися в ГОСТ Р 52557-2011, в подтверждение соответствия которому Обществом представлены сертификаты и декларации о соответствии. Исходя из содержания п. п. 3.4, 3.10, 5.7 указанного ГОСТ следует, что внутренний основной впитывающий слой подгузника, который поглощает и удерживает впитываемую жидкость внутри подгузника, состоит из целлюлозного волокна, целлюлозной ваты, целлюлозного полотна, с добавлением химических волокон или без них (с содержанием суперабсорбента); суперабсорбент является вспомогательной составляющей частью детского бумажного подгузника, лишь добавляется к основному впитывающему (абсорбирующему) слою и выполняет вспомогательную функцию повышения впитывающей способности основного впитывающего слоя.

В соответствии с Правилом 3 (б) товары должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.

При отсутствии иных доказательств следует признать, что основное свойство товару придает именно абсорбирующий слой из целлюлозных волокон, а следовательно, в соответствии с Правилами 3 (б) и 6 ОПИ ввозимый товар должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 9619 00 210 0 — детские пеленки и подгузники, изготовленные из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы.

Помимо ингредиента, придающего спорному товару основное свойство (правило 3 (б)), следует признать, что именно в данной подсубпозиции ввезенный Обществом товар описан наиболее точно и полно (правило 6).

Таможенным органом не представлено убедительных доказательств, свидетельствующих об обратном.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку Таможни на необходимость применения правила 3 (в) ОПИ ТН ВЭД ТС и абзаца 3 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.09.2014 № 156 «О классификации подгузников детских одноразовых по Единой ТН ВЭД ТС» (далее – Решение № 156), указав, что в соответствии с правилом 3 (в), 6 ОПИ ТН ВЭД товар подлежал бы классификации в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди сравниваемых товарных позиций, только в случае наличия нескольких в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров товарных позиций. То есть, применительно к рассматриваемому товару, и на основании последовательного применения правил ОПИ, только в случае если бы ни один из материалов не мог быть определен как основной или как выполняющий основную функцию.

В абзаце третьем пункта 1 Решения N 156 разъяснено, что подгузники детские одноразовые, абсорбирующий слой которых изготовлен из различных материалов, в соответствии с «Основными правилами интерпретации «Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 3 (в) и 6» классифицируются в рамках однодефисной подсубпозиции товарной позиции 9619 00 ЕТН ВЭД — последней (в порядке возрастания кодов подчиненных подсубпозиций) среди подсубпозиций, в которых поименованы материалы изготовления абсорбирующего слоя подгузника.

Из буквального толкования Решения N 156 следует, что спорный товар подлежит классификации в рамках однодефисной подсубпозиции товарной позиции 961900 ТН ВЭД, последней среди подсубпозиций, в которых поименованы материалы изготовления основного абсорбирующего слоя детских подгузников.

Такой последней подсубпозицией применительно к рассматриваемому товару является подсубпозиция 9619002100 ТН ВЭД, где поименованы полотна из волокон целлюлозы. В данной ситуации именно волокна целлюлозы придают основное свойство спорному товару (поглощение и удержание впитываемой жидкости).

Соответственно, подсубпозиция «из прочих материалов», которой соответствует классификационный код 9619009001 ЕТН ВЭД, не может рассматриваться как позиция, содержащая наименование основного материала изготовления абсорбирующего слоя. Товарной подсубпозиции с наименованием материала изготовления «гелевый абсорбент» либо «гелеобразующая добавка» в товарной позиции 9619 00 не существует. Подсубпозиция «из прочих материалов» не может рассматриваться как позиция, содержащая наименование материала изготовления абсорбирующего слоя. Согласно заключениям таможенного эксперта в абсорбирующем слое товара волокна целлюлозы по доле в общей массе данного слоя многократно превышают гелевые гранулы и являются преобладающими.

Таможенный орган ссылается на представленный в суд первой инстанции видеоматериал «DSC_03», свидетельствующий, по его мнению, о правильности принятого решения при классификации товара.

В данном случае вывод суда о том, что представленный материал не может быть принят во внимание, суд апелляционной инстанции считает правомерным, поскольку указанное доказательство (видеоматериал «DSC_03») не позволяет достоверно установить наличие либо отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, получено вне рамок проведения таможенного контроля, не позволяет установить дату, место, время съемки, участвующих лиц. Данным визуальным материалом достоверность выводов заключения таможенного эксперта, составленного на основе использования научных методов исследования, нормативно-технических документов и методических рекомендаций по идентификации материалов, не опровергается.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно, с указанием мотивов, отклонил ссылку Таможни на заключение от 07.07.2015 № 45, как не соответствующее требованиям полноты исследования и в любом случае не имеющее заранее установленной силы и подлежащее оценке наряду и в совокупности с иными доказательствами по делу (статья Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 71. Оценка доказательств’ target=’_blank’>71 АПК РФ),

Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне установлены и исследованы существенные для дела обстоятельства, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем отсутствуют основания для отмены либо изменения решения суда.

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2016 по делу № А56-52528/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

sudact.ru

Подгузники таможня суд

О судебной практике обжалования решений таможенных органов по классификации подгузников детских одноразовых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

В настоящее время не в пользу таможенных органов складывается судебная практика по спорам об обжаловании решений таможенных органов по классификации детских одноразовых подгузников в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС).

При таможенном декларировании участники внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) классифицируют товар «детские одноразовые подгузники» в товарной подсубпозиции 9619 00 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС («детские пеленки и подгузники, изготовленные из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы»).

Поскольку абсорбирующий слой подгузников, который придает им основное свойство (впитывание и удерживание жидкости), изготовлен из нескольких различных материалов (целлюлозные волокна и гелеобразующая добавка), таможенными органами на основании абзаца 3 пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 сентября 2014 г. № 156 «О классификации подгузников детских одноразовых по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» (далее – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 сентября 2014 г. № 156), принимаются решения по классификации данного товара в товарной подсубпозиции 9619 00 900 1 ТН ВЭД ЕАЭС – «детские пеленки и подгузники из прочих материалов».

Читайте так же:  Оплата госпошлины при подачи заявления в загс

Судами такие решения таможенных органов о классификации товара признаются незаконными, исходя из следующего.

Из описания спорного товара (его состав и назначение), содержащегося в товаросопроводительных документах, а также ГОСТ Р 52557-2011 «Подгузники детские бумажные. Общие технические условия», следует, что подгузником является многослойное санитарно-гигиеническое изделие с абсорбирующим слоем из волокнистых полуфабрикатов древесного происхождения, содержащим гелеобразующие материалы для впитывания и удержания жидкости.

Данное описание соответствует выводам, содержащимся в экспертных заключениях, согласно которым преобладающим по массе в исследуемом образце товара является полотно из целлюлозных волокон. В состав абсорбирующего слоя, основная функция которого впитывание и удержание жидкости, входят целлюлозные волокна с добавлением гелеобразующих материалов. При этом гелееобразующая добавка вводится в состав абсорбирующего слоя с целью усиления впитывающих свойств изделия и удержания в нем большего количества жидкости.

На основании вышеизложенного суды приходят к выводу, что основное свойство спорному товару придает абсорбирующий слой, а основную функцию абсорбирующего слоя выполняет полотно из целлюлозных волокон. Гелеобразующая добавка является вспомогательным веществом, которое вводится с целью усиления свойств абсорбирующего слоя.

Применив положения Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее – ОПИ), основываясь на Правиле 3 (б) ОПИ, с учетом положений абзаца второго пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 сентября 2014 г. № 156, суды делают вывод о правомерности классификации участниками ВЭД ввозимого товара в товарной подсубпозиции 9619 00 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Кроме того, вопрос классификации детских одноразовых подгузников был предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ) в рамках жалобы таможенного органа на судебные акты арбитражных судов, вынесенные не в его пользу по делу № А51-19667/2015.

Определением от 20 июня 2016 г. № 303-КГ16-7533 ВС РФ отказал таможенному органу в передаче указанной жалобы для ее рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в ввиду отсутствия достаточных оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

В целях единообразного толкования и применения положений Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 сентября 2014 г. № 156 и разрешения сложившейся ситуации ФТС России прорабатывается с Евразийской экономической комиссией вопрос о возможности внесения изменений в вышеуказанное решение.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

  • Для работы с файлами .doc, .xls, .odf, .odt, .ppt и многими другими — пакет Libre Office (Open Office)(поддерживает национальный стандарт РФ — ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010, вводимый в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №2299-р) ;
  • для работы с файлами .pdf — свободные программы просмотра PDF     
  • браузеры: Mozilla , Chrome

customs.ru

Решение от 23 марта 2015 года

детские пеленки и подгузники». Ставка ввозной таможенной пошлины – 10 процентов.

  • Обществом 03.03.2015 по почте получено уведомление от 20.02.2015 №15-10/06737 о зачете денежных средств и о направлении требований. Данным уведомлением таможенный орган уведомил общество о принятии решения о зачете денежного залога, внесенного по таможенной расписке №ТР-6484676, в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, а также требования от 19.02.2015 №182-О об уплате таможенных платежей (пеней) на сумму пени в размере 30206 руб. 34 коп., начисленных в связи с несвоевременной уплатой таможенных платежей, обеспеченных денежным залогом.
  • Общество, не согласившись с решением таможенного органа о классификации товара и требованием, полагая свои права и законные интересы нарушенными, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
  • Требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
  • Пунктом 1 ст. 51 ТК ТС предусмотрено, что товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
  • В п. «а» ст. 1 Конвенции указано, что Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила интерпретации Гармонизированной системы. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 № 372, РФ присоединилась к Конвенции с 01.01.1997.
  • В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза.
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (утверждена Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, ратифицированном Федеральным законом РФ от 22.12.2008 №253-ФЗ), поэтому также включает в себя Основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС, разделы, группы, позиции, нодсубпозиции, а также примечания к отдельным труппам, позволяющие в совокупности определить код ввозимого товара. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ТС в соответствии с определенными (основными) правилами интерпретации товарных позиций (ОНИ).
  • Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 №522 утверждено «Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров» (далее — Положение). Разделом 3 названного Положения определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД, которые предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (п. 5 Положения).
  • В соответствии с п. 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОНИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1. ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ: ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
  • В силу п. 1 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товара в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(a), 2(6), 3(a), 3(6). 3(в), 4, 5, 6 ОНИ ТН ВЭД ТС. Лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
  • Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ТС предусмотрено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.
  • Исходя из правила 2 (а) ОПИ ТН ВЭД ТС любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
  • Согласно правилу 2 (б) ОПИ ТН ВЭД ТС любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
  • Правило 3 (а) ОПИ ТН ВЭД ТС предусматривает, что в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, primafacie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, но сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
  • Из правила 3 (б) ОПИ ТН ВЭД ТС следует, что смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
  • В соответствии с правила 3 (в) ОПИ ТН ВЭД ТС, товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
  • В силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
  • Товар – «санитарно-гигиентические изделия детские одноразового использования па целлюлозно-бумажной основе (распушенная целлюлоза и бумага полностью заделана в нетканый материал из полиолефина)» (детские подгузники), его подробное описание, в том числе по назначению и составу подробно приведены в документах, предоставленных в комплекте документов к декларации на товары. Так, в соответствии с товаросопроводительной документацией — ингредиентные листы, заключениями таможенного эксперта, оформленными по предыдущим поставкам, ввозимые товары являются подгузниками детскими одноразовыми, определяющие количества жидкости, состоят из нескольких слоев:
  • — внутренний покровный — нетканый материал;
  • — внешний покровный слой — нетканый материал;
  • — фиксирующие слои — бумажное полотно:
  • — абсорбирующий слой, в т.ч. целлюлозные волокна

    Читайте так же:  Пособие по безработице по собственному

    47 процентов, абсорбент – 7процнетов;

  • — защитный слой — полимерная пленка.
  • Приведенное выше описание товара соответствует описанию данному таможенным экспертом в заключении от 16.12.2014 № 171/12-2014, как и экспертом независимого экспертного учреждения — Санкт-Петербургский Торгово-Промышленной Палаты, из которых следует, что ввозимые товары являются подгузниками детскими одноразовыми, состоящими из нескольких слоев.
  • Из заключения таможенного эксперта от 16.12.2014 № 171/12-2014, а также указанного в оспариваемом решении, в исследуемых образцах в состав абсорбирующего слоя входят целлюлозные волокна 47 процентов и абсорбент — 7 процентов, с учетом чего экспертом сделан вывод, что основную функцию абсорбирующего слоя выполняет полотно из целлюлозных волокон. Одновременно указано, что гелеобразующая добавка (абсорбент) вводится с целью усиления впитывающих свойств изделия.
  • В разделе 7 оспариваемого решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД указано, что гелеобразующая добавка вводится для усиления впитывающих свойств изделия и удержания в нем большого количества жидкости.
  • В решении таможенного органа по классификации товара не отражено, какой компонент абсорбирующего слоя придает подгузникам основное свойство — впитывание жидкости.
  • Данные и аналогичные изделия предназначены для впитывания и удерживания жидкости и используются как санитарно-гигиеническое впитывающее изделие одноразового применения — многослойный детский подгузник, преобладающим в которых является полотно из целлюлозных волокон. Основное свойство товару придает абсорбирующий слой, основную функцию абсорбирующего слоя впитывание и удержание жидкости — в представленных образцах выполняет полотно из целлюлозных волокон. Гелеобразующая добавка вводится в состав абсорбирующего слоя с целью усиления впитывающих свойств изделия и удержания в нем большего количества жидкости (стр. 7 раздел «выводы» заключения таможенного эксперта).
  • Подгузники детские одноразовые, состоящие из нескольких слоев, изготовленных из различных материалов, в соответствии с ОПИ ТН ВЭД ТС 1 классифицируются в товарной позиции 9619 00 единой ТН ВЭД ТС.
  • Классификация многофункциональных (многокомпонентных) товаров (устройств) определена ОПИ 3, согласно которому в случае, если в силу правила 26) или по каким-либо другим причинам имеется, primafacie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется в соответствии с правилами За), 36), Зв), которые применяются в указанной последовательности.
  • Правило 3 (а) ОПИ ТН ВЭД ТС в данном случае неприменимо, поскольку ТН ВЭД ТС не содержит конкретного описания ввозимого товара.
  • В соответствии с Правилом 3 (б), товары должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
  • Как указано выше, и подтверждается заключениями экспертов, ввезенные товары по своему составу и функциональному назначению имеют материал, придающий товару основное свойство, коим являются целлюлозные волокна, выполняющие основную функцию абсорбирующего слоя.
  • При изложенных обстоятельствах, в соответствии с Правилами 3 (б), 6, ввозимый товар должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 9619 00 210 0 — детские пеленки и подгузники, изготовленные из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы.
  • В соответствии с представленными свидетельствами о государственной регистрации № RU 770134012Е0020310313 от 04.03.2013 и № RU 770134012Е0029450313 от 28.03.2013, декларацией о соответствии № ТС № RU Д-Л\АВ71.В.12546 от 04.04.2014, протоколами испытаний Испытательного центра Сергиево-Посадского филиала ФБУ «ЦСМ Московской области» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.02.2013 №№00336/11-0000340/11, протоколом испытаний от 28.03.2014 № 496-3а-14, ввозимые товары соответствуют Техническому регламенту Таможенного союза TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденному решением КТС от 23.09.2011 № 797, а также ГОСТ Р 52557-2011 Подгузники детские бумажные, входящему в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Технического регламента Таможенного союза.
  • Из п. 3.1 ГОСТ Р52557-2011 следует, что подгузник детский бумажный: многослойное санитарно-гигиеническое изделие разового использования с абсорбирующим слоем из волокнистых полуфабрикатов древесного происхождения, содержащим гелеобразующие влагопоглощающие материалы (вещества) для впитывания и удержания мочи ребенка (далее — жидкость), предназначенное для ухода за детьми.
  • Согласно п. 5.7 Технических требований ГОСТ Р 52557- 2011 Подгузники детские бумажные для изготовления абсорбирующего слоя подгузников применяют распущенную целлюлозу и/или волокна других полуфабрикатов и суперабсорбент.
  • Пунктом 3.4 ГОСТ дано определение абсорбирующему слою, а именно: внутренний основной впитывающий слой подгузника, который поглощает и удерживает впитываемую жидкость внутри подгузника (целлюлозные волокна, целлюлозная вата, целлюлозное полотно, с добавлением химических волокон или без них. с содержанием суперабсорбента).
  • В соответствии с п. 3.10 ГОСТ суперабсорбент: химический влагопоглощающий материал (вещество) со способностью к гелеобразованию под влиянием впитывающей жидкости.
  • Названным ГОСТом определено, что суперабсорбент является вспомогательной составляющей частью детского бумажного подгузника. Суперабсорбент лишь добавляется к основному впитывающему (абсорбирующему) слою — содержится в указанном слое и выполняет вспомогательную функцию повышения впитывающей способности основного впитывающего слоя. В процентном соотношении полотно из целлюлозных волокон 47 процентов, а суперабсорбент гелеобразующая добавка в виде гранул сополимера акриловой кислоты – 7 процентов.
  • Таможенный орган в решении отнес ввезенный товар в подсубпозицию, которая находится последней в списке сравниваемых подсубиозиций — 9619 00 900 1 -из прочих материалов. В соответствии с п. 8 решения, оно принято на основании правил 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС, а также заключения таможенного эксперта.
  • Заключением таможенного эксперта подтверждается, что в составе ввезенных товаров имеется материал, придающий основное свойство товару -целлюлозные волокна, составляющие основу абсорбирующего слоя. Исходя из правил 1, 3 (б), 6 ОПИ ТН ВЭД ТС товар должен классифицироваться в подсубпозиции. охватывающей детские подгузники, изготовленные из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы.
  • В соответствии с правилом 3 (в). 6 ОПИ ТН ВЭД ТС товар подлежал бы классификации в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди сравниваемых товарных позиций, в случае наличия нескольких в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров товарных позиций. Однако, исходя из состава данного ввозимого товара, поскольку, целлюлозные волокна придают товару основное свойство, к данному товару товарная подсубпозиция 9619 00 900 1 — детские пеленки и подгузники из прочих материалов не может считаться в равной степени применимой с подсубпозицией 9619 00 210 0 — детские пеленки и подгузники, изготовленные из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы.
  • С учетом изложенного, обществом ввозимый товар правомерно отнесен к коду ТН ВЭД ТС 9619 00 210 0, поскольку указанная подсубпозиция ТН ВЭД ТС охватывает детские подгузники, изготовленные из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы.
  • Ссылка Таможенного органа на правило 3 (в) ОПИ ТН ВЭД ТС и абз. 3 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.09.2014 № 156 «О классификации подгузников детских одноразовых по Единой ТН ВЭД ТС» (далее — Решение № 156) не обоснована, поскольку в соответствии с правилом 3 (в), 6 ОПИ ТН ВЭД ТС товар подлежал бы классификации в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди сравниваемых товарных позиций, только в случае наличия нескольких в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров товарных позиций. То есть, применительно к рассматриваемому товару, и на основании последовательного применения ОПИ ТН ВЭД ТС, только в случае если бы состав товара был таков, что ни один из материалов не мог быть определен как основной или как выполняющий основную функцию, тогда товарная подсубпозиция 9619 00 900 1 – «детские пеленки и подгузники из прочих материалов» могла бы считаться в равной степени применимой с подсубпозицией 9619 00 210 0 «детские пеленки и подгузники, изготовленные из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы».
  • В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что, исходя из состава данного товара, целлюлозные волокна являются преобладающими и придают товару основное свойство, что не оспаривается таможенным органом, на основании последовательного применения ОПИ ТН ВЭД ТС, подлежит применению правило 3 (б) ОПИ ТН ВЭД ТС, в соответствии с которым данный товар классифицируется в товарной подсубпозиции 9619 00 210 0 «детские пеленки и подгузники, изготовленные из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы».
  • Необходимо отметить, что оспариваемое решение по классификации принято таможенным органом не на основании решения № 156, а на основании правил 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС, а также заключения таможенного эксперта от 16.12.2014 № 171/12-2014.
  • Товары ввезены и ДТ №10216130/131014/0041528 подана обществом 13.10.2014, т.е. до вступления в силу решения № 156 (вступило в силу 17.10.2014), в связи с чем ссылка таможенного органа на данное решение в обоснование классификации товара неправомерна.
  • Учитывая изложенное, арбитражный суд, руководствуясь положениями ст. 65, 71, 200 АПК РФ пришел в выводу о том, что заявителем спорный товара правомерно заявлен по коду ТН ВЭД ТС 9619 00 210 0; решение таможенного органа от 21.01.2015 №РКТ-10216000-15/000019 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС и вынесенное на его основании требование от 19.02.2015 №182-0 об уплате таможенных платежей не соответствуют требованиям законодательства, является необоснованными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
  • Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения уплаты платежей в виде денежного залога в размере 923 035,43 руб., рассчитанные исходя из определенного таможенным органом кода ТН ВЭД ТС 9619 00 900 1, являются излишне уплаченными и на основании ст. 147, 149 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», подлежат возврату обществу.
  • Восстановлением нарушенных прав и законных интересов заявителя в соответствии с требованиями п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ будет являться возложением на таможенный орган обязанности произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 923035 руб. на расчетный счет общества.
  • В соответствии со ст. 110 АПК РФ, принимая во внимание пункт 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», расходы, понесенные заявителем в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в сумме 6000 руб., подлежат взысканию в пользу общества с заинтересованного лица.
  • Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

    docs.pravo.ru


  • Обсуждение закрыто.