Почему раскольников страдает и терзается после преступления

Почему раскольников страдает и терзается после преступления

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».
Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» — говорил он Соне, осознавая свой поступок.
Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства — все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.

102931 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

www.litra.ru

Почему Раскольников страдает?

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание» является культовым и поднимает вечные вопросы, на которые каждый должен дать ответ сам себе. Один из таких вопросов: почему Раскольников страдает, что приводит его к душевным мукам, и в чём состоит наказание?

Преступление

Изначально Родион Раскольников раздумывает над теорией сильной личности. Будучи молодым человеком и нигилистом, считающим, что все правила и устои изжили себя и ничего хорошего новому обществу не приносят, он хочет перевернуть вес мир. Он желает наполнить его сильными личностями, способными на всё, а, как известно, хочешь изменить мир – начни с себя. За идеал сильной личности Раскольников принимает выдающегося человека своего времени – Наполеона Бонапарта. Именно он в его глазах – сильная личность, способная на всё ради власти, в том числе и на убийство.

Убийство старухи-процентщицы для Родиона становится испытанием собственной души. Поставив себя на порядок выше обычных людей, «тварей дрожащих», Раскольников считает, что сможет убить и остаться спокойным, так как данное преступление в его голове выглядит как благо во имя общества. Так же, как Бонапарт жертвовал частью армии, посылая людей на смерть, чтобы спасти народ, так и Родион решает пожертвовать старухой во имя всех тех остальных, кто страдает.

Но совершив преступление, Раскольников понимает, что он такой же человек, как и все. Именно совесть является ответом на вопрос о том, почему страдает и терзается Раскольников. Он понимает, что отнял у человека жизнь, совершил аморальный поступок и посягнул на то, что ему не принадлежит.

Наказанием для Родиона являются его страдания и угрызения совести, которые постепенно превращаются в манию преследования. Ему всё время кажется, что сейчас его придут арестовывать, что вот-вот раскроется вся суть его гнилой душонки.

Читайте так же:  Акт взаимозачета это акт сверки

Именно поэтому Родион Раскольников страдает и терзается, не выдерживая таких душевных терзаний, сам отправляется сдаваться с поличным, решив понести заслуженное наказание.

elhow.ru

Почему страдает и терзается Родион Расскольников

Философско-психологический роман «Преступление и наказание». Страдания и терзания Родиона Раскольников. Характеристика образа человека совершившего преступление. Борьба добра и зла, муки совести и раскаяние в убийстве главного героя произведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роман «Преступление и наказание», написанный Ф. М. Достоевским в 1866 году, признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе. В данном произведении автором поднимается множество проблем и вопросов. Одним из них является вопрос — «Почему страдает и терзается Родион Раскольников?» Лишь проанализировав величайшее произведение Ф.М. Достоевского можно найти ответ на поставленный вопрос. совесть раскольников преступление наказание

Родион Романович Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», появляется перед читателем на первых страницах произведения. Внешне это самый обычный молодой человек, бедный, одетый в лохмотья, бывший студент, доведённый до отчаянного положения. Но именно в его душе разворачивается сложнейший нравственный конфликт всего человечества — имеет ли человек право преступить закон во имя высшей цели или нет. По мнению Раскольникова все люди делятся на два типа — «твари дрожащие» и те, кто «право имеют». Излагая свои мысли в статье, Родион пишет, что величайшие личности, «творцы истории», нарушают законы, их не останавливают ни жертвы, ни кровь, ни насилие. Именно такие люди, по мнению Раскольникова, имеют власть нам всем «муравейником», руководят всей «тварью дрожащей».

Р. Раскольников задаётся вопросом, а к какой же категории принадлежит он: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Преступив закон, он убивает старушку — процентщицу Алёну Ивановну и её сестру Елизавету. Этот день, день преступления, оказался для него роковым. Всё, что было дальше, до каторги, до финальной встречи Роди с Соней в «Эпилоге» — это наказание. На страницах романа читатель видит, что эксперимент Раскольникова над собой не удался, убийство привело его к другому результату, нежели чем тот, которого он ожидал. Герой не может совладать с собой, он мучается, страдает, терзает себя, постоянно находится в состоянии, близком к сумасшествию, в нём происходит внутренняя борьба. Он не похож ни на Лужина, ни на Свидригайлова, которые, совершив преступление, продолжают спокойно жить дальше, не обращая внимания на свои прошлые грехи. Родиону не удаётся жить по правилам людей, которые «право имеют». Совесть, мучающая Раскольникова после убийства, именно она объединяет его с человечеством и не даёт ему спокойно пожинать плоды своего преступления.

Спустя две недели Р. Р. Раскольников является на явку с повинной. Признание Родиона в убийстве не было искренним раскаянием. Он не разочаровался в идее, а страдает лишь от того, что не вынес её, сделал «явку с повинной». Герой стыдится своей человечности. Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. «Разве я старушку убил? Я себя убил, а не старушку!», — говорит Раскольников Соне Мармеладовой, той единственной девушке, которой он посмел открыться, рассказать всю правду. Именно она сыграла решающую роль в «воскрешении» героя, именно она поняла, что «нет никого теперь несчастнее в целом свете» и последовала за ним в Сибирь, на каторгу.

Я считаю, что Родион Романович Раскольников, идя по жизненному пути, испытал немало страданий, мучений и горя. Он нарушил одну из основных христианских заповедей: «Не убей» и понёс за это тяжелейшее наказание, которое заключалось не в ссылке, а в душевных муках, вызванных убийством и его признанием. В дальнейшем герой найдёт примирение с жизнью в любви к Соне и « всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка покажутся ему внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». Родион Раскольников встаёт на путь возрождения, его ждёт новая жизнь.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Раскольников Родион Романович как главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Роль Сони в жизни Родиона. «Новое, необъятное ощущение вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни», которое испытал главный герой после смерти Мармеладова.

сочинение [8,5 K], добавлен 03.04.2012

Актуальность произведений Достоевского в наше время. Стремительный ритм романа «Преступление и наказание». Противоречивость и живость образа Родиона Раскольникова, изменение его внутреннего мира, повлекшее ужасный поступок — убийство старухи–процентщицы.

Читайте так же:  Правила поведения в столовой для школьников

реферат [46,3 K], добавлен 25.06.2010

Идейный смысл романа «Преступление и наказание». Истоки внутреннего бунта и психологических противоречий главного героя романа. Причины, подтолкнувшие к бунту. Результат раскольниковского преступления. Воскрешение Раскольникова через Соню и любовь.

курсовая работа [75,8 K], добавлен 02.06.2011

Влияние творчества русского писателя Достоевского на развитие русской и мировой литературы. История создания романа «Преступление и наказание». Главные герои произведения. Описание пути покаяния и соединения с Богом как главного способа преображения мира.

презентация [6,9 M], добавлен 14.12.2014

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. В развивающемся романе между Раскольниковым и Соней огромную роль играет взаимное уважение и взаимная сердечная деликатность.

сочинение [9,5 K], добавлен 15.05.2007

Литературоведение и религиозно-философская мысль о мировоззренческой позиции Ф.М. Достоевского и романе «Преступление и наказание». Раскольников как религиозно-философский стержень романа. Роль Сони Мармеладовой и притчи о воскресении Лазаря в романе.

дипломная работа [183,2 K], добавлен 02.07.2012

Центральным героем романа Ф М. Достоевского «Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Что же это за идея? Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий.

реферат [9,2 K], добавлен 24.09.2007

История создания и замысел произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Особенности композиции, литературный жанр романа. Система образов, художественные особенности и содержание произведения. Основные проблемы, которые в нем затрагиваются.

презентация [1,3 M], добавлен 13.05.2015

Конфликт между лицом и миром в искусстве. Образы Сони Мармеладовой, Разумихина и Порфирия Петровича как положительные в романе Достоевского «Преступление и наказание». Образ Родиона Раскольникова через систему его двойников в лице Лужина и Свидригайлова.

курсовая работа [58,3 K], добавлен 25.07.2012

История работы великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского над романом «Преступление и наказание». Обращение к проблеме преступления и наказания в очерке «Записки из Мёртвого дома». Сюжет и проблематика романа, его жанровое своеобразие.

презентация [439,5 K], добавлен 21.12.2011

otherreferats.allbest.ru

Почему раскольников страдает и терзается после преступления

Почему страдает и терзается Раскольников?

Раскольников, пытаясь доказать «право высших людей на преступление, если преступление совершается во имя великой идеи», проводит бесчеловечный эксперимент: убивает старуху-процентщицу. Ему кажется, что ответ на вопрос, почему так несправедливо устроен мир найден: одни действительно рождены в этом мире для того, чтобы страдать и терпеть, а другие ,»исключительные» люди являются вершителями судеб, благодетелями человечества. Раскольников испытывает себя как сверх-человека: «тварь дрожащая» или «право имею»? Ему явно недостаточно было теоретических рассуждений, хотелось практикой доказать право на существование своей теории.

Страдания и мучения начинаются еще до преступления. Раскольников намеренно выбирает жертву — жадную отвратительную старуху, чтобы меньше совесть мучила. Но ведь по его теории он не должен испытывать никаких угрызений совести. Остается понять и принять одно из двух: либо теория несостоятельна, либо Раскольников — «тварь дрожащая». Ни к тому, ни к другому молодой человек не готов. Достоевский ведет своего героя сложным путем к выстраданию истины. Раскольников не сразу понимает, что его протест против существующих бесчеловечных законов буржуазного общества носит также антигуманный характер. Душевные муки становятся непереносимыми, когда Раскольников начинает видеть точки соприкосновения между собой и отвратительными и мерзкими Лужиным и Свидригайловым. Таким образом, теория, казавшаяся герою такой правильной и возвышенной, принижается до уровня банального преступления, а затем и вовсе рушится. Но все же способность Раскольникова мучиться и страдать, указывает на то, что для него возможно нравственное возрождение.

Господа, а кто бы не страдал и не терзался бы убив беззащитную старушку?!

Когда человек идет против законов Природы, против законов Вселенной, против законов Бога, его рано или поздно начнет «грызть совесть». К каждому эта совесть приходит в разные моменты, к кому то сразу, к кому то через 20 лет, кто как осознает. В случае с Раскольниковым совесть не заставила себя долго ждать. Совесть еще заведомо, еще до убийства ему «говорила», что ничего хорошего из этого не выйдет. Но Раскольников не послушал совесть, а послушал свое эго, которое твердило ему, что если он не предпримет мер, то значит тварь он дрожащая и последняя.

Вот что бывает, когда слушаешь эго, а не свою совесть, не сердце.

В случае Раскольникова его сердце было «громким» и живым, поэтому оно и заставляло его мучаться и терзаться, чтобы как-то искупить свой в корне неправильный поступок. Для Достоевского было был слишком просто, чтобы за преступлением шло наказание. Никто не праве судить и наказывать. Кроме человеческой совести! Ему необходимо было выстрадать свой грех. Выстрадать — это и есть самое тяжелое наказание, никакая каторга с этим не сравнится. Возможно, по мнению Достоевского, именно выстраданное счастье и приближает человека к совершенству. Он дает шанс раскаявшемуся человеку на новое ощущение счастья.

Читайте так же:  Пособие для энергетика

m.qalib.ru

Почему страдает Раскольников

В.Г Перов. Портрет Ф.М.Достоевского

«Тварь я дрожащая или право имею? – вот главный вопрос, который мучает Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Роман написан в 1866 г. В это время над умами мыслящих молодых людей в России властвовала идея нигилизма – всеобщего отрицания. Эта идея состояла в следующем: всё, чем жило человечество до них, устарело, лишилось смысла и перспективы. Укреплению этой идеи в душе Раскольникова способствовал тот мир, который его окружал – мир страданий, лишений, мир пугающий и страшный, в котором жизнь человеческая теряет всякий смысл.

Родион Раскольников

Раскольников. Иллюстрация И.Глазунова к роману Достоевского «Преступление и наказание»

Раскольников – бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Отзывчивый, добрый по натуре, принимающий близко к сердцу чужую боль, он вместе с тем необычайно горд и убеждён в своей исключительности. Размышляя о том, как избавить человечество от страданий, он создаёт свою теорию, которую хочет испытать в виде «пробы». Именно с этой теории начинается у Раскольникова путь к убийству.

Теория Раскольникова

Свою теорию Раскольников подробно изложил в статье, которую опубликовали в журнале «Периодическая речь». Суть теории в следующем. Люди, по мысли героя романа, делятся на два разряда: бессознательную, бесправную толпу («тварь дрожащую») и на героев, которым всё дозволено («власть имеющих»). Два имени среди последних особенно волнуют Раскольникова: Магомет и Наполеон. Имя французского императора не только будоражило умы, но и стало символом, знаком – для него нет ничего невозможного, запретного в этой земной жизни. Любовь юношества к Наполеону постепенно превращается в культ: ведь он же смог!

Раскольникова интересует не столько судьба Наполеона, сколько его «моральный кодекс»: завоевал Европу, пролил столько крови! Был капралом – стал императором! Раскольников рассуждает: «Чем этот человек отличается от меня? Тем, что посмел».

Так постепенно теория Раскольникова начинает воплощаться в жизнь. Он решает убить старуху-процентщицу не потому, что беден – Раскольников так и не воспользовался украденными вещами, деньгами, а Соне говорит: «Знаешь, Соня…что я тебе скажу, если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь…счастлив был! Знай ты это!»

Таким образом, бедность – не главная причина убийства.

Не является главной причиной убийства и желание помочь таким образом матери: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор. не столько деньги мне нужны были, как другое…»

Так что же привело Раскольникова к убийству?

Увлечение идеей сильной личности. Сильная личность, по мнению Раскольникова, может позволить себе всё. И он захотел стать ею. Но сначала необходимо было проверить себя – кто он? Убийство как раз и было для Раскольникова самопроверкой: способен ли он «переступить» через нормы нравственности тех, кого он называет «твари дрожащие». А дальше была цель, о которой он говорит Соне: «Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» Он думал убить и остаться спокойным.

Но совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Он страдает оттого, что «переступить-то он переступил, да на этой строке и остался». Раскольников понял, что он – обыкновенный, как все: «вошь, тварь дрожащая».

Возможен ли для Раскольникова путь назад?

Итак, Раскольников страдает не потому, что совершил убийство, и даже не одно. Его страдание связано с тем, что «проба» показала, кто он есть на самом деле, а также непреодолимо отделила его от мира людей: «Разве я старуху убил? Я себя убил!»

Но это осознание и даже внешнее покаяние не изменило направление мыслей героя. Даже на каторге он не желает отступить от своей теории. Он думает, что просто у него, именно у него, не получилось. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

Но идея неподсудности героя ещё живёт в нём. Внутреннее покаяние в его душе ещё не произошло. В эпилоге романа Достоевский даёт надежду на «возвращение Раскольникова». Но это всего лишь надежда…

100-000-pochemu.info

Обсуждение закрыто.